История создания песни священная война кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.

Александр Александров был одним из организаторов и первым музыкальным руководителем Академического ансамбля песни и пляски Российской армии. После того, как он сочинил музыку, то пришел в класс, написал ноты мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Печатать слова и ноты просто не было времени. Композиция понравилась сразу, разучили ее быстро — на репетицию был отведен день.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

В истории России 22 июня дата особенная. 22 июня 1941 года гитлеровская армия вторглась на территорию Советского Союза, нанеся массированные авиационные удары по стратегически важным военным и гражданским объектам на глубину 250—300 километров от государственной границы. Против СССР выступили Италия, Венгрия, Финляндия и Румыния. Началась Великая Отечественная война, в которой погибли около 27 миллионов советских граждан. Отныне история советской России разделилась в сознании современников и их потомков на время до и после войны.

Её начало никого не оставило равнодушным, в том числе и работников искусства, которые за считанное время создали произведения, ставшие символами Великой Отечественной войны.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Припев:
Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война.

Как два различных полюса
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Встает, страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

История создания песни

История создания

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!


Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С тевтонской силой тёмною,
С германскою ордой.

* * *
Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Идёт война народная,
Священная война,
И ярость благородная
Вскипает, как волна.

С этой строфы зародилось стихотворение. Поэт зачёркивает в ней "и" меняет на "пусть", а в окончательном варианте меняет строки местами и делает строфу рефреном-припевом.
Следующей была строфа:

За землю нашу милую,
За Родину свою
Всем сердцем.
Пойдём ломить.

Кумач подбирает рифму:

Всем сердцем, всей душой.
Всем сердцем, всею силою.

Зачёркивает "Родину свою". Меняет на "Союз большой". В итоге строфа принимает такой вид:

За землю нашу милую,
За наш Союз большой
Пойдем ломить всей силою.
Всем сердцем, всей душой.

Третья строфа поначалу выглядит так:

Тупому зверю низкому
Загоним пулю в лоб,
Насильнику фашистскому
Найдём дорогу в гроб.

Вариант последней строки:

Сколотим крепкий гроб.

И ещё одна версия этой строфы:

Сожмём железным обручем,
Загоним пулю в лоб.
Мы всей фашистской сволочи
Сколотим крепкий гроб.

Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война.

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За русский край родной.

Не смеют крылья чёрные
Над родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой тевтонской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отрепью человечества
Сколотим крепкий гроб.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.

Эта статья, напечатанная в 2011 году в газете "Коммунист", через 10 лет приобрела большую популярность. На разных сайтах, где её размещали (в основном другие люди, не я) читая отклики заметил одну тенденцию. Мол, какая разница кто написал, главное, что песня хорошая. Так высказываются бывшие сторонники авторства Боде. Они поняли, те из них кто мыслит логически, что за авторство Боде нет никаких аргументов. Не писал он эту песню. Но до того, чтобы признать несомненное авторство Лебедева-Кумача, они ещё не дозрели. Обычно это сторонники "России которую мы потеряли. ", они поняли, что глупая выдумка с Боде загнала их в антироссийский стан. И если бы Лебедев-Кумач не был коммунистом, они давно бы уже согласились с его авторством. А так — не могут. Вот и пишут: "Песня хорошая и какая разница кто написал".
Разница большая. Автор так или иначе вкладывает свою душу в текст. Это всё равно, что заявить: "Какая разница кто написал стихотворение "Клеветникам России" — Пушкин или его современник либерал-русофоб Печерин, главное, что стих хороший". Или наоборот, заявить: "Какая разница кто написал стих "Как сладостно отчизну ненавидеть!" — Печерин или Пушкин, главное, что стих плохой".
А разница большая.
Что касается того зачем дочери Боде выдавать стих Лебедева-Кумача за стих своего отца. Она могла просто перепутать, у меня в статье это подробно описано.
А доказательства у неё такие же, как если бы я или любой, кто читает эти строки, написал бы в редакцию затрапезной газеты, что "Священную войну" написал мой прадедушка и поведал мне об этом перед смертью. И потребовал бы чтобы признали его авторство. Аргументы точно такие же, как и за авторство Боде. Никаких доказательств кроме слов одного человека, который к тому же через много десятилетий не претендует на авторство, а лишь на то, что автор его покойный предок, с которого не спросишь.
Что касается того, что немцы служили России — это правда. Но дело ведь не в Боде, я вполне уважаю этого человека. Дело в тех провокаторах, которые воспользовались письмом его дочки (а возможно и сами организовали это письмо ради провокации) и начали внушать русским и советским людям других национальностей, что они ни на что не способны, что даже главную их военную песню написал немец. А с учётом отчества Боде, гипнотический код звучал так: "Вашу главную военную песню написал немец Адольф".
Дело в том, что провокация появилась во времена жуткого либерализма, когда все крупные СМИ клеветали на нашу страну, заявляли, что Красная Армия была ни на что ни способна, что трупами завалили Европу, а победили Гитлера мол, американцы с англичанами. Тогда это навязывалось на государственном уровне.
Сейчас в РФ на государственном уровне от тотальной русофобии вроде бы отказались, вроде и о Великой Отечественной начали порой правду говорить. Осталась только ложь о "Священной войне". Увы! И эту фальшивку пришло время разоблачать.
Автор музыки — Александров, автор текста — Лебедев-Кумач. И никаких сомнений в этом быть не может.

Сергей! Благодарю Вас: наши святыни приходится защищать и теперь, уже не военными средствами, а логикой, историческими фактами и показаниями ещё живых свидетелей. Как рождается стих или песня? Моя сестра написала: "Я родилась тогда, в сорок первом, шёл тринадцатый день войны. " Я помню, как ей дались следующие две строчки: "И я чувствую каждым нервом ужас мамы и боль всей страны". В четырёх строках - вся духовная особенность поколения детей войны, вся их трудовая жизнь, всё их почитание ветеранов войны и тыла. (См.: Стихи. ру Похвалинская Людмила Евгеньевна). Хотя я тоже - дитя войны, лучше не скажешь. Кратко о самой сути, хотя стихотворение постепенно стало объёмнее, тем более, что о детях войны пишут не часто. Но эти первые строчки - вскрывают самую суть поколения, честно, с самоотдачей восстанавливавшее народное хозяйство страны, разрушенное войной.

Большое спасибо за внимание и интересный комментарий.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: