Портреты при петре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.











1. Готфрид Кнеллер. Портрет Петра I, 1698
2. Жан-Марк Натье. Портрет императора Петра I, 1717
3. Жан-Марк Натье. Портрет императрицы Екатерины I, 1717
4. Жан-Марк Натье. Битва при Лесной, 1717
5. Луи Каравак. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны, 1717
6. Луи Каравак. Портрет цесаревны Натальи Петровны, до 1722 (младшая дочь Петра I и Екатерины, умерла в возрасте 6 лет)
7. Иоганн Таннауэр. Портрет Петра I на смертном одре, 1725
8. Иоганн Таннауэр. Император Петр I, 1710-е годы

Посвятим эту часть живописи петровского времени: посмотрим, какие реформы провел Петр I, и как они повлияли на русскую живопись.

🎨 Петр решил изменить русскую живопись и действовал масштабно. С одной стороны, отбирал талантливых юношей и отправлял на учебу за границу, с другой — приглашал в Россию иностранных мастеров, в первую очередь для обучения русских подмастерьев.

🐻 Приглашенные художники. Желающих приехать в Россию было немного: иностранцев пугала ее репутация как непонятной, дикой и холодной страны — хотя гонорары предлагали неплохие. Соглашались на такую работу мастера не первого и даже не второго разряда. Попадались среди них и откровенные проходимцы.

👨🏻‍🎨 Художники, которые прижились и оказали влияние:

▪️ Луи Каравак — из Франции;
▪️ Иоганн Таннауэр и братья Гроот — из Германии;
▪️ Пьетро Ротари — из Италии.

🖼 Так в русском искусстве появилось особое направление — россика. Под этим термином объединяют живописные работы иностранных мастеров, которые они создали в России.

📜 Россика как явление началась с реформ Петра и продлилась примерно до середины 19 века. Иностранных мастеров при дворе еще долго считали лучшими и платили им больше. Только ко второй половине 19 века русские художники заняли доминирующее положение.

*Пенсионеры с 18 по 20 век в Российской империи — это выпускники, получившие пенсионы, денежные пособия аналогичные современным грантам.

🧳 Всего Петр отправил в Европу около 20 юношей, чтобы учиться архитектуре, ваянию и живописи в Италии, Франции, Голландии и Фландрии (части современных Нидерландов). Пенсионеров подбирали по разным критериям. Например, Иван Никитин на момент отъезда был состоявшимся живописцем, а Андрей Матвеев еще совсем юным.

🏆 Наиболее талантливыми из первых пенсионеров стали живописцы Андрей Матвеев и братья Иван и Роман Никитины. Среди архитекторов — Петр Еропкин, Иван Коробов и Иван Мичурин.

🎓 Петр разрабатывал идею создания в Петербурге Академии Художеств: заказывал проекты иностранным мастерам, присматривался к европейскому опыту. При жизни Петра этот замысел реализовать не удалось, но Академия Художеств все же появилась — об этом расскажем в следующей части.








1. Андрей Матвеев. Автопортрет с женой, 1729
2. Андрей Матвеев. Аллегория живописи, 1725
3–4. Андрей Матвеев. Парный портрет супругов Голицыных, 1728
5. Андрей Матвеев. Портрет Петра, 1724–1725
6–7. Андрей Матвеев. Плафоны здания Двенадцати коллегий (аллегории)

Есть легенда, что Петр заприметил Андрея Матвеева во время службы в соборе: мальчик-подросток зарисовал профиль императора, и тот высоко оценил рисунок.

👨🏻‍🎨 Петр позвал Андрея в Петербург, а оттуда отправил учиться в Европу. Дальше Матвеев был личным пенсионером Екатерины I — отчитывался о своей учебе в письмах, присылал картины.

🚂 Матвеев вернулся в Петербург уже после смерти Петра и Екатерины — в 1727 году и сразу стал одним из ведущих художников. Уже в 1731 году он возглавил живописную команду Канцелярии от строений — главного архитектурно-художественного учреждения в Петербурге. За 8 лет активной деятельности (умер он в 1739 году) успел сделать много: поддерживал развитие живописи и заботился о подопечных.

🖼 Живописные работы. Его кисти принадлежит первый русский автопортрет — он нарисовал себя с супругой. И первая в России аллегорическая картина, которую он в 1725 году прислал Екатерине I как утешительный подарок по случаю смерти Петра I. Знаменитый парный портрет супругов Голицыных, портрет итальянского доктора Ацаретти.

🏛 Оформительские работы. Оформлял дворец в Летнем Саду, Петропавловский собор, Триумфальные ворота, Сенатский зал здания Двенадцати коллегий, писал иконы для церквей. Декоративных работ Матвеева до нас дошло крайне мало — из-за пожаров, перестроек и реноваций. Частично восстановлены большие панно подвесного плафона в Сенатском зале, который теперь называется Петровским (главный корпус СПбГУ).




1. Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве (предположительно, в образе Флоры),1716–1717
2. Луи Каравак. Портрет цесаревича Петра Петровича в образе Купидона, 1716–1717



1. Иван Никитин. Портрет Анны Петровны, 1715
2
. Луи Каравак. Портрет Анны Петровны, 1725









1. Иван Никитин. Портрет канцлера Головкина, 1720
2. Иван Никитин. Портрет напольного гетмана, 1720-е
3. Иван Никитин. Портрет барона С. Г. Строганова, 1726
4. Иван Никитин. Петр I на смертном ложе, 1725
5. Роман Никитин. Портрет баронессы М. Я. Строгановой, 1721–1724
6. Роман Никитин. Портрет Г. Д. Строганова, 1721–1724
7. Иван Вишняков. Портрет Вильгельма Георга Фермора, 1750
8. Иван Вишняков. Портрет Сарры-Элеоноры Фермор, 1749

Теперь поговорим об Иване Никитине — еще одном пенсионере Петра I. Выясним, каких высот он достиг после учебы в Европе и почему мы так мало о нем знаем.

🎓 Иван Никитин — сын священника из Измайлова. В Москве учился при Оружейной Палате, а в 1711 году был переведен в Санкт-Петербург. Там обучался у немецкого художника Иоганна Таннауэра, одного из иностранных учителей, которых пригласил Петр. Достаточно быстро Никитин доказал свои способности и стал одним из ведущих художников при дворе.

🔍 Мастерство Никитина хорошо заметно при сравнении двух портретов Анны Петровны. Один написал Луи Каравак, иностранный придворный живописец, второй — Иван Никитин. На портрете кисти Никитина Анна Петровна младше, но очевидно, что оба портрета выполнены на одном художественном уровне.

Иван Никитин с младшим братом Романом попали в число пенсионеров Петра и отправляются учится в Италию.Они пробыли там не так долго, как Андрей Матвеев, но за четыре года успели посетить главные центры итальянского искусства: Венецию, Флоренцию, Рим.

🏆 Спустя четыре года Никитин вернулся первоклассным мастером. Теперь он мог конкурировать с лучшими придворными живописцами. Зрелые работы Никитина ничем не уступают портретам Ж.-М. Натье. Петр чрезвычайно гордился своим протеже.

👬 На брата Андрея Никитина, Романа учеба повлияла по-другому. Несмотря на знакомство с европейской живописной техникой и богатым культурным наследием Италии, Никитин-младший во многом сохранял приверженность парсунной традиции. Даже после возвращения он предпочитал писать иконы.

🖼 Никитина называют основателем русской портретной школы 18 века. Что вполне закономерно: в его работах мы видим особый новый подход, который затем закрепится и станет базовой характеристикой русской живописи — это психологизм.

👁 Особый психологизм русского искусства начинается уже с Никитина. Даже в полупарадных поясных портретах канцлера Головкина и напольного гетмана за орденами и мундирами мы видим живых людей, словно бы можем вступить с ними диалог, заглянуть в их внутренний мир. При этом глубинный анализ человека в принципе не был свойственен той эпохе.

👥 Художники, которым не повезло стать пенсионерами. После смерти Петра I традиция пенсионерских поездок была надолго прервана. И это серьезно тормозило развитие русского искусства. Доказательство тому — творчество Ивана Яковлевича Вишнякова. Этот известнейший русский художник хотя и учился у зарубежных мастеров в России, и обладал несомненными талантами живописца — полностью преодолеть парсунную традицию не смог. В целом в русской живописи она сохранялась достаточно долго, а в купеческом портрете вплоть до первой трети 19 века.

Во времена правления Петра I активное развитие получили гравюра и миниатюра на эмали, рассмотрим почему

☝️ Почему для Петра была так важна гравюра. Во-первых, его как любителя техники интересовал сам процесс. Во-вторых, царя увлекало прикладное значение — возможность получать многочисленные копии для оформления книг, схем, карт. С 1700 по 1725 год книг с гравюрами, картами и планами отпечатали примерно в сто раз больше, чем за все предыдущее 17 столетие.

🏛 Гравюра заменяла пейзаж. Во времена Петра в русской живописи еще не существовало такого жанра. Гравюра была способом с фотографической точностью зафиксировать важные события эпохи: этапы строительства Петербурга, первые морские сражения, праздники, триумфальные шествия войск.

👨🏻‍🎨 Первые граверы. Петр I уже после первой поездки в Европу пригласил двух граверов из Нидерландов — Адриана Шхонебека и Питера Пикарта. В Оружейной Палате в Москве они обучали подмастерьев гравировальному делу. Самыми талантливыми учениками стали Алексей и Иван Зубовы и Алексей Ростовцев. Они много занимались гравюрой после перевода в Петербург. Считается, что к 1710 году лучшие русские граверы, такие как Алексей Зубов, превзошли даже своих учителей.

🖼 Сравним две гравюры — Пикарта и Зубова. У них схожий сюжет — триумфальное шествие войск после Полтавской битвы. У Пикарта все довольно просто и плоско за счет одинаковой силы штриха. Алексей Зубов достигает впечатления пространственной глубины, работает с прямой и воздушной перспективой.

⚓️ Гравюры свадеб и баталий Алексея Зубова. Также интересны гравюры Зубова, изображающие свадебные пиры. Одна из свадеб — шутейная, Петр организовал ее для карликов. Вторая — свадьба самого императора. Есть у Зубова и гравюры с морскими баталиями, победами в которых так гордился Петр.

🌊 Панорама Санкт-Петербурга Зубова и Ростовцева. Большая гравюра около 2,5 метров в длину изображает панораму города 1715 года. Она показывает набережную Невы, саму реку с кораблями, лучшие строения города и главные достопримечательности на вставках снизу.

⚪️ Миниатюра на эмали

💂‍♀️ Петр вдохновился идеей в Англии. Там он познакомился с эмальером Шарлем Буатом, который изготовил миниатюрный портрет Петра (копию с парадного). Идея Петру понравилась: такие маленькие портреты были не только произведениями искусства, но и стали использоваться как наградные знаки и символ особого расположение императора.

👨🏻‍🎨 Самые известные мастера-эмальеры. Григорий Мусикийский и Андрей Овсов начинали свою деятельность еще в Москве в Оружейной Палате. Чаще всего художники-миниатюристы использовали утвержденные для копирования станковые портреты императорской семьи — и именно их переводили в миниатюру. Однако должны были творчески переосмыслить образец, учитывая особенности жанра. Хотя ведущие мастера могли создавать и оригинальные работы.

🏵 В постпетровское время искусство миниатюры постепенно теряет свой государственный пафос и смещается в сторону оформления наградных знаков и орденов.

Портретная живопись — своего рода промышленность. Сам характер портрет­ного рынка предполагает высокую степень унификации. Портреты достаточно четко делятся на торжественные (парадные) и более камерные (приватные). Они, в свою очередь, предполагают определенный набор форматов, поз и атри­бутов, а также соответствующий прейскурант, который учитывает, сам ли художник исполнял портрет от начала до конца или поручал менее ответ­ственные участки работы подмастерьям.


Алексей Антропов. Портрет Петра III. 1762 год Государственная Третьяковская галерея

Пётр I Великий — основатель Санкт-Петербурга и Российской империи занимает важное место в истории нашей страны. Воздаяние должного почитания царю как величайшему деятелю и реформатору, в то же время человеку в частной жизни весьма неприхотливому и довольствующемуся малым, началось сразу после его ухода в мир иной.

В дальнейшем к заслугам Петра Великого относились с большим пиететом и старались преумножать их почти все последующие правители России. Деяния царя, многочисленные и великие, отлично известны и перечислять их не будем. А рассмотрим полотна с Петром I и его портреты, созданные разными художниками в разное время.

Натье, Жан-Марк Портрет Петра I, 1717 г.

1. Рождение Петра Великого

В XIX веке петербургский издатель Андрей Прево выступил с инициативой выпуска в живописных картинах "Истории государства Российского", которую написал Николай Михайлович Карамзин — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный "русским Стерном". Карамзин явил миру один из первых обобщающих трудов по истории России.

По предложению А. Прево создателем живописных работ стал художник Б. А. Чориков, составителем текста — В. М. Строев. "Живописный Карамзин", изданный в 1830-1840-х годах, быстро получил широкую популярность. Труд был переиздан в XXI веке.

Основанный не только на исторических событиях, но и на народных преданиях, "Живописный Карамзин", безусловно, интересен современному читателю, а нам в разрезе нашей темы — благодаря гравюре "Рождение Петра Великого", выполненной художником Борисом Артемьевичем Чориковым.


2. Первый прижизненный портрет Петра

Первый из известных прижизненных портретов Петра I находится в так называемом "Царском Титулярнике" или "Корне российских государей". Это богато иллюстрированная рукопись, служившая в качестве справочника по истории, дипломатии и геральдике. Здесь содержится множество акварельных портретов. Пётр изображён ребёнком, приблизительно в конце 1670-х — начале 1680-х годов.

"Царский титулярник" был создан Посольским приказом, предшественником Министерства иностранных дел, в подарок царю Алексею Михайловичу. Совместно с авторами — дипломатом Николаем Милеску-Спафарией и подъячим Петром Долгим — над созданием титулярника работали ведущие художники своего времени, писавшие портреты русских и иностранных правителей — Иван Максимов, Дмитрий Львов, Макарий Митин-Потапов. Однако, кто из них стал автором портрета Петра, доподлинно неизвестно.


3. Цари Иван и Пётр Алексеевичи

Гравюра с неизвестного оригинала, созданная 1685 году в Париже Лармессеном, изображает царей Ивана и Петра Алексеевичей. Оригинал был привезён из Москвы послами: князьями Я. Ф. Долгоруким и Мышецким. Это самое известное достоверное изображение Петра I в детском возрасте.

Уникальный для российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта. Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана.

В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Пётр, венчались на царство. Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое их регент царевна Софья давала различные указания.


4. Портрет цесаревича Петра Алексеевича

Погрудный потрет цесаревича Петра Алексеевича в детском возрасте выполнен в конце XVII — начало XVIII века неизвестным художником. Торс изображён почти в фас, голова — в трёхчетвертном повороте влево. На Петре тёмная нижняя одежда с украшенной драгоценными запонами и жемчужной обнизью горловиной. Сверху надет подбитый мехом вишнёвый плащ, скрепленный на груди усыпанной драгоценными камнями застежкой овальной формы. Коротко остриженные волосы маленького Петра русого цвета.


5. Портрет Петра I Великого в Лондоне

На картине изображён 26-летний Пётр I. Портрет кисти Годфри Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю Уильяму III. Он был написан в том же году, когда в период с 11 января по 21 апреля Пётр Великий находился в Лондоне.

Пребывание в столице Туманного Альбиона было частью его знаменитого "Великого посольства" в 1697-1698 годах. Дипломатическая миссия Петра стала ознакомительным туром по более развитым странам Западной Европы. Царь был особенно заинтересован в кораблестроении голландцев и англичан.

Пётр I здесь изображён в доспехах, на которые накинут вышитый золотом плащ с подкладкой из горностая; его корона покоится на подушке в нише; в окне можно увидеть корабли.


6. Пётр I в одежде голландского матроса

Комбинированные гравюры Маркуса "Великое посольство" Петра I в Европе в 1697 и 1698 годах. Справа — портрет Петра в одежде моряка во время его пребывания в голландском городе Зандам (Саардам).


7. Пётр I впервые в Голландии

Портрет Петра Великого работы Питера ван дер Верфа, написанный примерно в 1697 году. Он был куплен бароном Будбергом в Берлине, и поднесён в дар императору Александру II. Находился в Царскосельском дворце, сейчас можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Поездка по Голландии, Англии и другим странам принесла неожиданные плоды — Пётр вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями, впоследствии он сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Пётр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.


8. "Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта. "

Картина называется "Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском Кремле 15 мая 1682 года". Автор Октавия Россиньон написал картину в 1839 году. На ней изображены стрельцы, подступающие с оружием в руках к крыльцу, на котором стоит патриарх, а рядом с ним юный Пётр Алексеевич — будущий император Пётр Великий. За мальчиком — его мать, Наталья Кирилловна, со страхом смотрит на стрельцов.

Восставшие ворвались в Кремль, чтобы убить саму Наталью Кирилловну. А она, выйдя на Красное крыльцо, показала всем Ивана и Петра, живых и здоровых. Поняли стрельцы, что были обмануты. Тогда и поставили царями сразу двух наследников — Ивана и Петра. А пока они были малы, чтобы принимать государственные решения, правительницей России стала их сестра Софья.


9. "Пётр I в иноземном наряде перед матерью. "

Картина Николая Неврева называется "Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым". На картине молодой Пётр I в европейском костюме. Наталья Кирилловна в ужасе всплеснула руками — неужели её сын покажется на людях в столь нелепом виде?

Священник пытается объяснить Петру, что русский царь должен и одеваться по-русски. Но Пётр только смеялся над советами старших: он всю жизнь будет поступать по-своему, как считает нужным. На стене — портрет царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра. Он одет в традиционный русский костюм. Кажется, что и отец смотрит на сына с укором.

Потом Пётр переоденет в европейскую одежду всю страну. В 17-ти указах царь точно опишет, что должны носить военные чины, гражданские лица, даже женщины и дети. По его велению на улицах выставят что-то вроде манекенов, чтобы все видели, как надо носить новую одежду.

Картина, посвящённая Петру I, была написана 73-летним мастером незадолго до его трагической кончины, но она полна внутренней энергии. Верный принципам критического реализма, автор создал драматическую коллизию, построенную на психологическом взаимодействии лиц.

Пётр демонстрирует домашним иноземный наряд. Его поступок вызывает различную реакцию. Вся сцена тщательно продумана автором. Он стремится к социально-бытовой характерности, напоминая о настороженном отношении допетровской Руси к новым веяниям, ко всему западному.

Красноречива каждая подробность: выражения лиц, взгляды, позы, жесты, костюмы, интерьер. Даже такая деталь, как портрет Алексея Михайловича с атрибутами царской власти, характеризует вековые устои. Им противостоит фигура Петра, дерзновенно бросающего вызов патриархальной старине.


10. Картина "На берегу пустынных волн…"

Лев Феликсович Лагорио написал картину в 1897 году, которую назвал строчкой из поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник". На ней изображён молодой царь Пётр I. По замыслу художника, он стоит на том самом месте, где вскоре возникнет новый город, названный в честь апостола Петра, — Санкт-Петербургом.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе…


11. Пётр I на картине Валентина Серова

Валентин Александрович Серов написал картину в 1907 году. Подставив грудь холодным ветрам Балтийского моря, Пётр I осматривает строящийся город — будущую столицу России. Особое внимание царь уделял строительству военного флота. Вслед за Петром спешат его учителя, советники, соратники. Они с трудом противостоят ураганному ветру.

По зыбкой насыпи широко, уверенно и твёрдо шагает великий реформатор. Его целеустремлённость, напор, энергия привели в оживленной движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны.

Действие картины разворачивается на фоне строящейся новой столицы Великой империи. На противоположном берегу золотом сверкает игла Петропавловского собора. Видны первые каменные строения, признаки города налицо. Здесь же всё только начинается. Вместо будущей набережной — земляная насыпь, вместо дворцов — основы построек в строительных лесах.

К государю приковано внимание зрителя. Всё в нем символизирует силу и решимость. Сами вельможи зябко кутаются в плащи, сгибаются перед встречным ветром. Интересна фигура царёва денщика, бережно несущего государеву треуголку. Кто этот человек с неславянской внешностью? Доподлинно неизвестно. Понятно лишь то, что в новой России не происхождение влияет на карьеру, а способности и преданность державе.

Совсем рядом стоят первые корабли русского флота. Ещё не готово Адмиралтейство, нет пристаней, портов, но есть главное — боевые и торговые корабли. Корова, пьющая воду из Невы — важнейшая деталь. Таким образом, автор даёт нам понять, что, одновременно с новыми постройками, постепенно налаживается и жизнь людей, которые пришли на эти берега всерьёз и надолго.

В облачном небе парят три чайки, символизирующие близость моря, к которому так стремительно продвигается новая Россия. Цветовая гамма картины лаконична. Схематично и просто Серов передаёт атмосферу великой стройки. Но благодаря этой сдержанности, возникает возможность сконцентрироваться на главной мысли художника: перемены, начатые великим государем необратимы.

Существует предание о том, как царь взял у солдата ружьё со штыком, вырезал из дёрна две полоски и уложил их крестом. Указав рукой на зелёный крест, он сказал: "Здесь городу быть". Через 9 лет после закладки Санкт-Петербурга царь приказал чиновникам переезжать туда из Москвы. В следующем, 1713 году, в городе начал работу Правительствующий Сенат — главное государственное учреждение России.


12. Пётр I Великий в живописи и сюжетах

Пётр I вошёл в русскую историю как первый российский император, одержавший ряд военных побед и прорубивший "окно в Европу". Царь лично руководил созданием русского флота и регулярной армии, возглавлял русское войско в походах и сражениях. Пётр провёл реформы государственного управления. Государь создавал заводы и мануфактуры, строил верфи и пристани, открывал учебные заведения и воспитывал молодых дворян. Им была создана Академия наук.

Одним из главных достижений Петра I стало решение поставленной в XVII веке задачи: возвращение родных территорий и победа в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора, а России стать империей. Безусловно, самой важной заслугой Петра I Великого является строительство великого города на Неве — Санкт-Петербурга.

Послед­ний царь всея Руси и пер­вый Импе­ра­тор Все­рос­сий­ский Пётр I изве­стен кар­ди­наль­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми во внеш­ней и внут­рен­ней поли­ти­ке. Пет­ров­ские пре­об­ра­зо­ва­ния кос­ну­лись всех сфер жиз­ни обще­ства и госу­дар­ства. Искус­ство не ста­ло исключением.

Сего­дня, бла­го­да­ря тру­до­ём­кой рабо­те дея­те­лей искус­ства про­шлых веков, потом­ки Пет­ра Алек­се­е­ви­ча зна­ко­мы с внеш­но­стью вели­ко­го рус­ско­го пра­ви­те­ля. Про­све­щён­но­му совре­мен­но­му чело­ве­ку Пётр Вели­кий пред­став­ля­ет­ся в обра­зе роман­ти­че­ско­го героя, нова­то­ра, насто­я­ще­го рус­ско­го вои­на с широ­ки­ми плечами.

VATNIKSTAN пред­став­ля­ет зна­ме­ни­тые порт­ре­ты не менее зна­ме­ни­то­го отца Оте­че­ства, напи­сан­ные в раз­ные пери­о­ды жиз­ни Пет­ра Великого.


Гравюра с изображением царей Ивана и Петра Алексеевичей. Николас Лармессен (1685)


Выше пред­став­ле­на гра­вю­ра, авто­ром кото­рой явля­ет­ся Нико­лас Лар­мес­сен — фран­цуз­ский худож­ник-гра­вёр, рабо­тав­ший в стро­гом клас­си­че­ском сти­ле линей­ной рез­цо­вой гравюры.

Гра­вю­ра напи­са­на с неиз­вест­но­го ори­ги­на­ла и пред­став­ля­ет собой порт­ре­ты Ива­на и Пет­ра Алек­се­е­ви­чей — сыно­вей царя Алек­сея Михай­ло­ви­ча. Инте­рес­но, что имен­но это про­из­ве­де­ние счи­та­ет­ся един­ствен­ным извест­ным изоб­ра­же­ни­ем буду­ще­го импе­ра­то­ра до пере­во­ро­та 1689 года.

Портрет Петра I. Питер ван дер Верф (около 1697)


Исто­рия напи­са­ния это­го полот­на досто­вер­но неиз­вест­на, но боль­шин­ство искус­ство­ве­дов уве­ре­ны, что это про­изо­шло во вре­мя пер­во­го пре­бы­ва­ния Пет­ра Алек­се­е­ви­ча в Гол­лан­дии. С XIX века кар­ти­на нахо­ди­лась в Цар­ско­сель­ском двор­це, сей­час — в Госу­дар­ствен­ном Эрмитаже.

Портрет Петра I. Готфрид Кнеллер (1698)


Рабо­та немец­ко­го живо­пис­ца, наи­бо­лее попу­ляр­но­го порт­ре­ти­ста Вели­ко­бри­та­нии рубе­жа XVII и XVIII веков Гот­ф­ри­да Кнел­ле­ра, дей­стви­тель­но напи­са­на с нату­ры и отли­ча­ет­ся боль­шим сход­ством. Одна­ко она скры­ва­ет в себе тай­ну: дело в том, что над полот­ном рабо­та­ли два худож­ни­ка — Гот­ф­рид Кнел­ле­ром и мор­ской живо­пи­сец Виль­гельм ван де Вель­де (послед­ний писал фон). Сей­час зна­ме­ни­тый порт­рет нахо­дит­ся в англий­ском коро­лев­ском собра­нии кар­тин, во двор­це Гемптон-Корт.

Портрет Петра I. Бенедикт Кофр (1716)


Пред­став­лен­ная кар­ти­на — тво­ре­ние Бене­дик­та Коф­ра, при­двор­но­го живо­пис­ца дат­ско­го коро­ля. Ско­рее все­го, напи­са­на летом или осе­нью 1716 года, когда царь нахо­дил­ся с дли­тель­ным визи­том в Копен­га­гене. Госу­дарь изоб­ра­жён в Андре­ев­ской лен­те и с дат­ским орде­ном Сло­на на шее — выс­шая наци­о­наль­ная награ­да Дании. Посмот­реть ори­ги­нал сего­дня мож­но в Петер­гоф­ском дворце.

Портрет Петра I. Арнольд де Гельдер (1717)


Зна­ме­ни­тая рабо­та гол­ланд­ско­го худож­ни­ка, уче­ни­ка Рем­бранд­та, Арноль­да де Гель­де­ра созда­на во вре­мя пре­бы­ва­ния Пет­ра Алек­се­е­ви­ча в Гол­лан­дии. Одна­ко до сих пор неиз­вест­но, напи­сан ли порт­рет с нату­ры, так рабо­та худож­ни­ка отли­ча­ет­ся некой самобытностью.


Извест­ный фран­цуз­ский живо­пи­сец Жан-Марк Натье отоб­ра­зил и сохра­нил для потом­ков под­лин­ные чер­ты лица Пет­ра Вели­ко­го. Этот порт­рет напи­сан во вре­мя визи­та царя в Париж с нату­ры. Сей­час рабо­та нахо­дит­ся в Эрми­та­же. Уди­ви­тель­но, но суще­ству­ют сомне­ния в том, что это ори­ги­наль­ная кар­ти­на, а не копия под­ра­жа­те­ля Натье.

Портрет Петра I. Карел де Моор (1717)


В 1717 году рус­ский царь при­был на лече­ние в Гаа­гу. Имен­но там нидер­ланд­ский худож­ник, один из извест­ней­ших порт­ре­ти­стов лей­ден­ской шко­лы, запе­чат­лел образ сво­е­го вели­ко­го совре­мен­ни­ка. Из пере­пис­ки Пет­ра и его супру­ги Ека­те­ри­ны извест­но, что рабо­та Моора очень понра­ви­лась царю. После кар­ти­ну при­об­рёл рус­ский дипло­мат, князь Борис Кура­кин и отпра­вил из Фран­ции в Петербург.

По неофи­ци­аль­ным све­де­ни­ям, сей­час ори­ги­нал Моора нахо­дит­ся в част­ном собрании.



В сере­дине янва­ря 1725 года вели­кий само­дер­жец слёг от тяжё­лой мучи­тель­ной болез­ни, а утром 28 янва­ря он скон­чал­ся. Имен­но в тот момент к скорб­но­му ложу был при­зван Ники­тин, что­бы запе­чат­леть посмерт­ный образ вели­ко­го госу­да­ря. Худож­ни­ку при­шлось рабо­тать в экс­тре­маль­ных усло­ви­ях: вре­ме­ни для напи­са­ния послед­не­го порт­ре­та импе­ра­то­ра было мало. Авто­ру кар­ти­ны уда­лось создать в крат­чай­шие сро­ки сме­лый, тра­гич­ный и вели­че­ствен­ный образ.

Конеч­но, истин­но­го обли­ка леген­дар­но­го героя рус­ской исто­рии не познать, так как взгляд каж­до­го худож­ни­ка, напи­сав­ше­го порт­рет Пет­ра Вели­ко­го, свое­об­ра­зен и субъективен.

Читайте также: