Отношение к смерти в христианстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Интервью с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым)

Как христиане относятся к смерти? Почему боятся ее и, одновременно, ждут ее — чая воскресения мертвых, как поется в Символе веры? Почему скорбят об умерших и в то же время — празднуют дни кончины святых? Почему просят о безболезненной кончине и, в то же время, страшатся уйти из жизни внезапно? В этих, казалось бы, парадоксальных сочетаниях мы пробуем разобраться вместе с главой Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым).

Смириться с исчезновением?

— Владыка Пантелеимон, каким был Ваш первый опыт соприкосновения со смертью?

После этих приступов, которые случались периодически, я, конечно, начинал очень дорожить тем, что у меня было, старался совершать какие-то хорошие поступки. Но все равно ужас возвращался — до тех пор, пока я не пришел к вере.

— Приход к вере был связан с этим страхом смерти?

— Нет, к вере я пришел, поняв, что существует другая реальность, помимо той, в которой я живу. Причем я узнал об одной стороне этого другого мира — ощутил реальность ада. И от противного стал рассуждать: если есть адское состояние, то есть и Бог. И тогда крестился. После этого страх смерти от меня ушел.

Так и тут: причинно-следственная связь обратная. Человек боится смерти, потому что смерть противоестественна. Даже Господь страшился смертных страданий и молился Отцу: Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк 14:36).

— Мысль о том, что смерть противоестественна, неочевидна для многих людей. Почему христиане считают иначе?

— Человек ведь не телевизор: выключили, и он погас. Телевизор просто функционирует, он не осознает, что с ним происходит. Но я же понимаю, кто я, обладаю какой-то степенью свободы. Зачем эта свобода мне дана, зачем мне дана способность мыслить, осознавать себя? Как с этим быть? Даже когда человек видит, как умирают другие люди, он не понимает, не может осознать, как это возможно в отношении него самого.

— Поэтому люди зачастую вытесняют из сознания мысли о смерти, о конечности земной жизни…

— Конечно. Почему, например, на Западе сегодня отпевают и хоронят в закрытых гробах? Смерти как бы нет. Страдания как бы нет — поэтому у нас не любят посещать одиноких людей, больных, видеть инвалидов… Получается, такой человек не соприкасается с реальностью на самом деле — вся жизнь превращается в какой-то сон, непрерывное стремление к удовольствиям и бегству от всего, что может быть неприятным. Современные люди закрывают глаза на смерть, они хотят жить вечно той суетой, тем опьянением страстями, в котором они пребывают (тщеславие, погоня за карьерой — это тоже род пьянства). Но рано или поздно они протрезвеют.

Страх: нормально ли бояться смерти?

— О своей смерти можно думать абстрактно, и она может не вызывать особых эмоций, поскольку кажется человеку слишком нереальной, далекой…

— Смерть действительно становится страшна тогда, когда ты видишь, как умирают твои близкие. Для санитаров, которые работают в морге, покойник — это объект, они не видели его живым, не слышали его голоса, не видели его глаз, не испытывали к нему никаких чувств. А когда умирает кто-то близкий, бывает страшно, бывает тяжело перенести.

Хотя, конечно, нормальный человек не может отнестись спокойно к телу мертвому, холодному, недвижимому. Я помню свой первый подобный опыт: когда я пошел работать в больницу санитаром, и ночью меня вызвали выносить покойника — это было еще тогда, когда я не знал Бога и не верил в Него. Я помню эту ночь как одну из самых страшных ночей в моей жизни. Я не мог заснуть и думал: лишь бы больше не было вызовов. Потому что снова пойти в этот морг, где лежат эти голые тела на цинковых столах, нести туда еще одного покойника — мне было ужасно тяжело об этом даже подумать.

Хотя люди разные: один мой друг, который позже стал священником, иногда приходил специально в этот морг работать санитаром, чтобы вспомнить о смерти.

— А для христианина нормально бояться собственной смерти?

— Существует разный страх смерти. Есть страх такой, какой был у меня: для человека самовлюбленного и к тому же неверующего смерть — конец всему, и этот конец не может быть оправдан никаким самопожертвованием ради других. Есть страх, что ты исчезнешь, — и он естественный: ну как же смириться с тем, что тебя не будет? А есть страх смерти, о котором говорится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир 7:39). Этот страх ответа за свои поступки, за свои слова помогает человеку становиться лучше. Конечно, Бог есть Любовь, Он милостив, но Он же есть и Судия праведный. Поэтому, конечно, бояться смерти как ответа перед Ним — это нормально и полезно.

— Но апостол Павел говорил, что не может дождаться дня, когда разрешится и будет со Христом…

Но, с другой стороны, в смерти есть, конечно, и скорбь, и ужас. Ведь Христос плакал у гроба своего друга Лазаря.

Это удивительным образом как-то совмещается в человеке: ощущение противоестественности смерти, с которой он не может смириться (и это правильно, с этим не надо мириться!), и понимание того, что смерть — это переход к другой, лучшей жизни, встреча с Богом. Последнее помогает ему этот естественный перед смертью страх преодолевать.

— Вы видели когда-нибудь, как умирает настоящий христианин?

— Меня поразила смерть мамы протоиерея Владимира Воробьева*. Я был при ее кончине, она знала, что умирает, попрощалась со всеми, благословила своих внуков, передала какие-то свои пожелания. Ей было трудно умирать, каждый вдох давался тяжело, но с ней рядом находились два ее сына, которые поддерживали маму с двух сторон, и мы все вместе молились Богу. А после ее смерти я чувствовал, что осталась открытой дверь туда, куда ушла Евгения Павловна. Это было удивительное чувство!

Моя жена тоже умирала, окруженная детьми, друзьями, мы видели, что она умирает, молились все о ней. Я помню, что пережил после ее смерти, — этого нельзя никак описать или объяснить. Мы жили на даче у отца Владимира, и я пошел в сад, сел на стул и долго сидел в каком-то состоянии, когда не было ни мыслей, ни чувств, но было странное, необыкновенное ощущение какой-то свободы от всего. Я понимал, что сейчас душа моей жены переходит в другой мир, оставляет всё земное. Я отчасти как бы сопутствовал ей.

В смерти есть величие. Когда умирает христианин, когда он осознает, что с ним происходит, а близкие сопровождают его на этом пути, — в этом некая тайна, которая приоткрывается тем, кто остается на земле.

Таким образом, умирание сопряжено и со страхом, и с грустью расставания, и с безобразием разлагающегося тела, но вместе с тем — чего часто не хотят видеть — есть в этом моменте и радость от ожидания полноты бытия, и некое таинство, и величие.

Уверенность: откуда она?

— Что нам дает уверенность в том, что будет воскресение из мертвых, будущая жизнь?

— Уверенность в том, что есть жизнь после смерти, нам дает факт воскресения из мертвых Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В XXI веке людям особенно легко в это верить, поскольку у нас есть Плащаница, исследованная учеными множество раз, — подлинная ткань, в которую было завернуто тело Христа. Ее подлинность не раз ставилась под сомнение, но сегодня она доказана. Невозможно иначе объяснить ее появление, как только тем, что Господь действительно умер на кресте за нас, как написано в Евангелии, воскрес из мертвых и теперь жив.

— Но разве вера опирается только на Плащаницу?…


— Нет, конечно. Есть еще внутренняя уверенность, убежденность. Например, митрополит Антоний Сурожский рассказывает о том, что решил раз и навсегда честно убедиться, что Евангелие — это сказки, сел читать и вдруг почувствовал присутствие Христа, хотя не верил в Него. И он понял тогда, что Евангелие — правда, и что раз Христос жив и вполне реально присутствует перед ним, значит Он действительно воскрес и смерть побеждена.

— Поэтому православные и празднуют дни кончины святых, например, Успение Богородицы?

— Именно потому и празднуют, что кончилась эта суета и началась настоящая жизнь! Успение — это рождение в жизнь вечную. Когда мы смотрим Олимпиаду, мы же празднуем, прежде всего, победу спортсменов в финале, а не на каких-то промежуточных этапах. Так и смерть — она подводит некую черту. Мы знаем примеры великих грешников, которые жили страшно, скверно, нечисто, а в конце жизни просияли как великие святые. Это мученик Вонифатий, это блаженная Таисия, которая жила благочестиво, потом пала в разврате, но когда к ней пришел один из подвижников и призвал к покаянию, она бросила всё и пошла с ним в монастырь. Она прожила после своего обращения несколько часов и умерла ночью по дороге в пустыню, но так сильно было ее покаяние, что ее спутник видел ее душу, словно звезду, взошедшую на небо.

— Многие верят в бессмертие души, но христиане верят еще и в воскресение тела…

Поэтому и воскресение после смерти — тайна. Как человек воскреснет? В каких телах будут люди? Кто-то предполагает, что все будут одного возраста. А может быть, тело будет соответствовать состоянию души человека.

— А вообще насколько мы можем рассуждать о том, что нас ждет в будущей жизни?

— Мы можем предполагать на основании Священного Писания, с рассуждением — на основании свидетельств святых или свидетельств тех людей, кто побывал за гранью жизни и смерти и вернулся.

Есть разные образы перехода от этой жизни к другой. Кто-то говорит о весах, на которых взвешиваются дела, кто-то — о мытарствах. Но очевидно, что на языке человеческом невозможно выразить эту тайну адекватно. Этот опыт невозможно передать достаточно понятным образом. И в этом знании нет особой нужды. Можно не расстраиваться: когда-нибудь мы все узнаем, что там, за гранью — никуда от этого не деться.

Скорбь: бывает ли она чрезмерной?

— Можно ли упрекнуть верующих в том, что они плачут на похоронах, скорбят по умершим, несмотря на свою веру в то, что они обязательно увидятся?

— Смерть — это всегда печаль, всегда расставание. Если человек был тебе близок, естественно грустить о расставании с ним. Если это праведный человек, как мама отца Владимира Воробьева, — все равно грустно: ведь его больше нет рядом, чувствуется какая-то пустота, как чувствует отсутствие ноги человек, которому ее ампутировали. Расставание бывает очень трудным…

— А бывает излишняя скорбь?

— Бывает, совершенно точно. Один известный священник, у которого умерла жена, крайне тяжело это переживал. И старец даже укорил его за это, написал ему, что это грех — христианину не подобает так убиваться.

Я пережил нечто подобное, поэтому могу говорить не теоретически, а исходя из опыта… Сейчас-то я уже привык жить один, но когда умерла моя жена, конечно, мне было очень тяжело. После короткого периода успокоения и радости, так как её кончина была блаженной, хотя и не совсем безболезненной, наступило время тягостного одиночества. Мир в тот момент стал для меня черно-белым, еда потеряла свой вкус, иногда, помню, просто хотелось выть, кричать. Сначала мне сочувствовали, а потом люди быстро привыкли, что моя жена умерла. Не с кем было поделиться своей скорбью — детям высказать ее я не мог. Было страшно больно внутри, страшно одиноко, терзало ощущение оставленности близким человеком — оно, конечно, ужасно.

Утешала меня еще вера в то, что супруга моя в Царствии Небесном сподобилась прощения грехов. Старец Павел (Троицкий) писал мне о том, что по ее молитвам многое в моей жизни совершалось впоследствии.

Поэтому, с одной стороны, — это тяжело и трудно, а с другой, у тебя там на небесах есть близкий человек.

— Как лучше вести себя, как утешать человека, если у него умер кто-то из близких?

— Такому человеку нужна некая внутренняя поддержка, которая совершенно необязательно должна быть выражена в словах. Я помню одного человека, который умирал, и, встречаясь с ним глазами, я чувствовал, что он переживает. То есть существует невербальное общение между людьми. Можно и не говорить ничего, но дать человеку почувствовать свое понимание, соучастие как-то иначе. Эта поддержка выражается интонацией голоса, каким-то особым вниманием, бережным отношением, жестом. Можно так посмотреть на человека, что этого ему будет достаточно: он все поймет. И это очень поможет ему.

— Многим родственникам хотелось бы знать об участи своих умерших. Нормально ли такое желание, можно ли молиться об этом?

Любовь сильнее смерти

— Можно ли сказать, что знание о бессмертии души заложено в любом человеке, верующем или неверующем?

— Конечно. Я думаю, в человеке, безусловно, живет несогласие со смертью. Мы созданы для вечной жизни, и это знание заложено в нас. Мы и боимся смерти именно поэтому. Каждый человек в глубине души чувствует, что Бог призвал нас в этот мир для счастья, для радости вечной, а не для какого-то бессмысленного прозябания, а потом — абсолютного уничтожения.

Человек верит, что все у него будет хорошо. Но в этом мире никогда не может так быть: не может здесь существовать полноты счастья, никогда человек не удовлетворит все свои желания, никогда жизнь не будет устроена так, как ему хотелось бы, никому не удастся избежать страдания, — потому что мир искажен грехом. Однако в человеке заложена вера в счастье. Это правильная вера, правильное мироощущение ребенка, воспринимающего мир как сказку. Но созданный Творцом мир лучше, чем сказка, и Бог больше любит человека, чем любят его родители. Человек чувствует душой эту любовь, верит в это.

— Таким образом, можно примириться и со смертью?

— Можно примириться со смертью как с переходом в другую жизнь. Все в этом мире — подготовка к этому предстоящему нам всем переходу. Единственное, что по-настоящему значимо в этом мире, — это любовь, которая нас соединяет. Любовь существует вопреки смерти. И она сильнее смерти.

*Протоиерей Владимир Воробьев — известный московский священник, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — Ред.

С христианской точки зрения, смерть человека является освобождением нашей богоподобной души от бренного тела?

Ни в коем случае. Христианство учит, что душа без тела является такой же неполноценной, как и тело без души. Поэтому Церковь всегда рассматривала посмертное разделение души и тела как нарушение человеческой природы, и величайшую трагедию.

Разделяет ли Церковь учение о реинкарнации — переселении душ?

Нет. Церковь утверждает, что каждый человек — уникален, поэтому душа дается ему лишь однажды, при рождении, так же, как и тело. После смерти душа отделяется от тела и будет находиться в таком противоестественном состоянии до Всеобщего Воскресения, когда Бог восстановит тела всех умерших когда-либо людей. Тогда душа и тело каждого человека вновь соединятся, на этот раз — уже навсегда.

Что происходит с душой после смерти?

Согласно православному вероучению, после смерти душа первые три дня остается на Земле, рядом с телом, со своими родными и близкими, не имея, однако, возможности какого-либо общения с ними. С третьего по девятый день душа созерцает райские обители, а с девятого по сороковой ей показываются адские мучения. На сороковой день Бог определяет посмертную участь души человека, в соответствии с ее состоянием.

Что такое мытарства?

Согласно этому учению, мытарств — двадцать: от мытарства празднословия до мытарства жестокости. На каждом из них происходит испытание души в отношении какой-либо разновидности греха. Если в ней есть симпатия и привязанность к этому греху, душа остается на этом мытарстве и уже не может продолжать свой путь к Богу.

Может ли душа, увидев реалии посмертного своего существования, измениться и стать иной?

Самостоятельно душа измениться не может. Это связано с тем, что меняться может лишь человек. А душа, отделенная от тела, не является полноценным человеком, она лишена воли и способности к такой перемене. Но изменение посмертного состояния души человека возможно через молитву и праведную жизнь любящих его людей, поскольку духовная связь между ними сохранилась. Поэтому душа усопшего может приобщиться Богу в той степени, в какой живущие на Земле приобщаются ему своей молитвой и праведностью. На этом единстве живых и умерших людей, связанных взаимной любовью, основана традиция Церкви поминать усопших. Меняя себя, мы способны изменить и души наших умерших близких.

Почему один из главных православных праздников — Успение Пресвятой Богородицы — связан с воспоминанием о смерти? Что такое Успение?

Комментарий к фото Туринской плащаницы:

Туринская плащаница — погребальное полотно, в которое праведный Иосиф Аримафейский завернул тело Христа. В настоящее время хранится в соборе в Турине. Изображение на Плащанице по сути является фотонегативом.

В 1978 году Плащаницу исследовали ученые. Они доказали, что изображение на полотне не является рукотворным. Оно появилось вследствие химического изменения молекул ткани. Причины изменения —ожог. Также удалось узнать, что пятна крови принадлежат человеку (группа АБ) и они появились до возникновения на Плащанице самого изображения.

В Символе веры — самом известном тексте, посвященном основам христианской веры, ничего не сказано о том, как христианин должен представлять себе рай или ад. Так что сковородки и кущи — это лишь один из возможных образов.

В православном богословии ад — это не большая тюрьма для грешников со злыми надзирателями-бесами, а место, где люди страдают от невозможности быть с Богом из-за своих грехов.

На чем вообще основано церковное учение о смерти?

На Ветхом и Новом Завете, на решениях I и II Вселенских Соборов, сформулировавших Символ веры. На православном предании и святоотеческих текстах.
На представлении о том, что душа человека бессмертна, и смерть — это переход в другой мир. После телесной кончины происходит частный суд, и душа человека временно попадает либо в рай, либо в ад. После Второго Пришествия Христа на Землю произойдет телесное воскресение всех умерших, затем Страшный суд, и душа человека уже вместе с преображенным телом окончательно попадет либо в рай, либо в ад.

А душа человека умирает вместе с телом?

Церковь постоянно призывает молиться за умерших, а как им это поможет, если они уже умерли?

Христиане верят, что молитвы за умерших помогают живым родственникам и друзьям пережить горечь утраты. Кроме того, церковная и частная молитва к Богу облегчает участь умершего, так как Христос может простить покойному его грехи. Очень важно молиться за умершего человека в первые 40 дней после его кончины. В этот момент душа человека проходит различные испытания и после частного суда попадает либо в рай, либо в ад. Хотя, конечно, эти временные ограничения условны и скорее имеют значение для памяти об усопшем. После сорокового дня умершие христиане тоже нуждаются в молитвах живых. Отпевание, поминовение на литургии, панихида в храме или лития на могиле — все это облегчает участь умерших, позволяет им спастись.

А могут ли мертвые как-то связаться с живыми и повлиять на них? Что Церковь говорит о привидениях?

О привидениях Церковь не говорит ничего, а вот явления умерших людей живым — вполне реальная вещь. Вот только один пример. В конце XI века в Киево-Печерский монастырь приезжают византийские мастера и предлагают помощь в написании икон для Успенского собора. Монахам они описывают двух человек, которые с ними договаривались и обещали заплатить за работу. Иноки по описанию византийцев узнают в этих людях преподобных Антония и Феодосия Печерских, скончавшихся за несколько лет до этой встречи.
Кроме того, умершие праведники молятся о живых христианах, и Бог слышит их молитвы, о чем свидетельствуют, например, случаи исцеления больных и другой помощи у мощей после молитвы к святым или многочисленные посмертные чудеса святителя Николая Чудотворца.

Существует представление, что душа 40 дней после смерти остается на земле, проходит некие испытания. Сколько здесь от учения Церкви, а сколько от суеверий?

Насколько с церковной точки зрения важны поминки, памятник на могиле, уход за надгробиями? Ведь получается, что молитвы достаточно, зачем же тогда еще и могилы?

08

Библия обещает всем воскресение из мертвых: как это будет происходить? Старики воскреснут старыми, молодые молодыми, а младенцы — младенцами? Или воскресение — это просто какой-то духовный образ?

Православное учение о телесном воскресении предполагает, что человек воскреснет в новом, преображенном теле, которое будет подобно его земному телу. Остальные соображения основаны на догадках и на свидетельствах Евангелия о Теле Воскресшего Спасителя. Господь ел перед учениками, чтобы убедить их в Своей реальности, но ни двое учеников на пути в Эммаус, ни Мария Магдалина сперва его не узнали. При этом существует представление, что тела после воскресения не будут зависеть от пищи или питья и будут такими, что родители смогут узнать своих детей, а друзья друг друга.
Преподобный Ефрем Сирин считает, что тела праведников будут прекрасными, а грешников — ужасными и зловонными, то есть поведение человека в земной жизни будет влиять на вид тела, которое он получит после воскресения мертвых.
С возрастом сложнее. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что люди будут находиться в возрасте расцвета, то есть в раю не будет ни детей, ни стариков. Но до конца никому из людей невозможно себе представить, что ожидает человека в раю или в аду.

Пожалуйста, читайте люди сами Библию. Там понятно все написано и не всегда верьте объяснениям священнникам. я про пункты 4,5, и последняя в частности. Такую ересь напишут.

Смерть просто прийти не может - нужна какая-нибудь болезнь. Человек если не заболеет, то не помрёт никогда. Здоровым никто ещё не умирал. Или тогда убийство, самоубийство, несчастный случай - а иначе никак. Если кто-то думает что смерть естественна, то пусть согласится с тем что болезнь естественна, но тогда и убийство, самоубийство, несчастный случай тоже естественны.

Олег, Ваше утверждение о проникновении в церковную среду дуализма Платона голословно. Если бы Вы были правы, то Господь не сказал бы притчу о богаче и Лазаре.

А что такое - "лоно Авраамово"?

Олег Январь 31, 2019 19:29,
https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/13
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/sobranie-tvorenij-tom4/2_4
Читайте. Учитесь. Отвыкайте ляпать, что "нет в Священном Писании" того-то и сего-то, прежде чем хоть загуглите, я уж не надеюсь -- получите систематическое теологическое образование. Отвыкайте по-протестантски считать, что Писание -- единственный источник истины (Писание -- лишь часть Священного Предания). Берегитесь иметь "своё мнение" по вопросам, в которых некомпетентны -- это выглядит. постыдно. Или хотя бы не выставляйте дилетантство Ваше напоказ.

Кстати, ад и небытие -- совершенно разные вещи.

А что такое "загуглить"? (шутка)

Приведенные нами значения слова душа является общепринятой точкой зрения библейской науки. Можно открыть любую специальную энциклопедию или словарь. Письмо, на которое мы отвечаем, ценно тем, что оно ярко иллюстрирует опасность буквализма при чтении Священного Писания. Читающий Библию должен обращать внимание не только на отдельные стихи, но и на контекст. Это важнейшее правило экзегетики. Иначе легко можно ошибиться.

Олег, вы свидетель Иеговы? Ваши доводы разбиваются Священным Писанием, где либо прямо или косвенно подтверждается бессмертие души:

Воскресение Христом юноши, Лазаря и дочери Иаира.

Притча о богаче и Лазаре.

"По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие." Мф. 17:1-4

"И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить". Мф. 10:28

“ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах". Мф. 22:30

"Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек" (Пс.15:10-11).

"И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими". Откр. 20:12

Откровение святого Иоанна Богослова. Глава 6
6.9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
6.10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
6.11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время.

Представление о бессмертии души, но смертности тела человека - следствие проникновения в церковную среду дуализма Платона. В Священном Писании о бессмертии души ничего не говорится. Человек изначально создан целостным, смерть - это распад человека, произошедший вследствие грехопадения. Люди действительно умирают, точнее - засыпают (успение), уходят в небытие (Ад, Шеол). Бог, сотворивший этот мир из ничего, силен из небытия сотворить новый мир и воскресить всех усопших. Начаток нового творения - Господь Иисус Христос.

Панихида в Псково-Печерском монастыре:

Неусыпаемая Псалтирь в 5-ти монастырях за усопших близких:

Светское и христианское отношение к смерти

В светском обществе принято относиться к смерти, как к трагедии. Многие люди думают, что это путь человека в небытие. Разлука навсегда. Поэтому по своему умершему они плачут, носят траур и всячески скорбят. Христиане же воспринимают смерть совсем по-иному. Для них она лишь этап перед встречей с Творцом, перед всеобщим воскресением из мёртвых и перед грядущей за ним вечной жизнью для всех и каждого. Поэтому праведники радовались своей смерти.

Святые отцы о загробной жизни

Святые Отцы указывают на то, что по кончине каждого человека умирает только его тело, и то лишь до дня Страшного Суда, когда мы все воскреснем с телами и наша участь будет определена окончательно. А пока душу умершего ожидает частный суд Божий. Здесь Господь даст оценку не только поступкам человека, которые видят и знают многие окружающие, но также их истинным мотивам и его подлинному душевному устремлению.

Можно ли молитвой изменить участь усопшего?

Именно поэтому существуют особые молитвы на исход души, которые над умирающим читают его любящие родственники или священник. И именно поэтому незадолго до смерти, если это понятно заранее, к постели умирающего приглашают священника для исповеди, причастия Святых Тайн и соборования. Отпевание и соборная молитва Церкви сразу по исходу души из тела также весьма благотворно сказываются на её посмертной участи.

Здесь Господь говорит об особой важности устремлений человека в момент, когда его душа смертью разлучается с телом.

Часто мы считаем, что наша смерть отстоит далеко от нас. И всерьёз готовиться к ней начинаем в старости или в моменты особой опасности для своей жизни, которые осознаём. Например, на войне или тяжко заболев. А в другое время позволяем себе пороки, греховные мысли и желания. Между тем, каждый день и практически каждую минуту нас может настигнуть смерть. И настоящий христианин должен быть готов достойно предстать перед Богом в любую минуту.

Вы можете подать записки в Данилов монастырь, чтобы имена ваших близких возносились в молитве ко Господу за богослужениями древней русской обители:

Смерть – послед­ствие гре­хо­па­де­ния; вре­мен­ное раз­де­ле­ния души и тела, после чего тело пре­да­ется земле, а душа, пройдя через испы­та­ние воз­душ­ных мытарств, опре­де­ля­ется Богом в подо­ба­ю­щее ей место до все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых в нетлен­ных телах и Страш­ного Суда, на кото­ром уже будет решена вечная участь чело­века.

Смерть телес­ная и духов­ная

Смерть тела не поз­во­ляет злу стать бес­смерт­ным

Чем смерть Христа отли­ча­лась от смерти любого дру­гого чело­века?

Смерть Иисуса Христа отли­ча­лась от смерти обыч­ных людей целью, зна­чи­мо­стью и послед­стви­ями.

Свою смерть Гос­подь Иисус Хри­стос принял сво­бодно и осо­знанно ради спа­се­ния чело­века. В этом состо­яла глав­ная цель Его Крест­ных стра­да­ний и смерти ( Ин.3:16 ).

Зна­чи­мость смерти Христа соот­вет­ство­вала высоте её цели. Через Его стра­да­ния и смерть было совер­шено Искуп­ле­ние чело­века, след­стви­ями кото­рого стали: победа над адом; победа над диа­во­лом; попра­ние смерти через Вос­кре­се­ние; при­ми­ре­ние чело­века с Богом; про­слав­ле­ние чело­ве­че­ского есте­ства во Христе; пре­по­да­ние людям образ­цо­вого при­мера послу­ша­ния Богу, свя­то­сти; демон­стра­ция любви Божией к людям; созда­ние Церкви и пр.

Под­го­товка уми­ра­ю­щего к смерти

На всех бого­слу­же­ниях в екте­ниях воз­но­сится про­ше­ние о даро­ва­нии членам Церкви хри­сти­ан­ской кон­чины, т.е. кон­чины с напут­ствием Свя­тыми Таин­ствами – Пока­я­нием, При­ча­ще­нием и Еле­освя­ще­нием. Поэтому при жела­нии уми­ра­ю­щего при­нять эти таин­ства, а также если он не крещён и желает кре­ститься, сле­дует без про­мед­ле­ния при­гла­сить к нему свя­щен­ника (можно позво­нить в бли­жай­ший храм).

Как отно­ситься к смерти? Счи­тать ее благом, избав­ле­нием от стра­да­ний или злом?

Сле­дует ли хри­сти­а­нину бояться смерти?

Как себя вести родным и близ­ким уми­ра­ю­щего чело­века? Надо ли в любых слу­чаях уте­шать и укреп­лять надежду

Если мы видим, что чело­век больше думает о земной жизни, чем о небес­ной, все еще на что-то наде­ется, и эта при­зрач­ная надежда мешает ему осо­знать бли­зость смерти и пока­яться, то в таком случае гово­рить о смерти надо обя­за­тельно. Но если чело­век созна­тельно испо­ве­ду­ется и готов пред­стать на Суд Божий, нет необ­хо­ди­мо­сти заост­рять вни­ма­ние на теме смерти.

Такая просьба гре­ховна, но Гос­подь снис­хо­дит к нашей немощи и не испол­няет таких просьб. Сле­дует пока­яться в своих мыслях на испо­веди, и тогда душа успо­ко­ится.

Правда ли, что чело­век, испо­ве­дав­шийся и при­ча­стив­шийся, гото­вый к смерти, отхо­дит по-иному, чем нерас­ка­ян­ный греш­ник?

Кон­чина у при­ми­рив­ше­гося с Богом чело­века мирная. Смерть же греш­ни­ков люта, гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии ( Пс.33:21 ).

Как отде­ле­ние души от тела есть смерть тела, так отде­ле­ние Бога от души есть смерть души.
свя­ти­тель Гри­го­рий Палама, Омилия 16.

“Так, воз­люб­лен­ней­шие братья, близ есть Цар­ствие Божие: с про­хож­де­нием мира наста­нет уже награда жизни, радость веч­ного спа­се­ния, все­гдаш­няя без­опас­ность и обла­да­ние раем, неко­гда утра­чен­ное; земное сме­ня­ется уже небес­ным, малое вели­ким, вре­мен­ное вечным. Какое же тут место тоске и бес­по­кой­ству? Кто при этом будет тре­во­житься и печа­литься, как не тот, у кого недо­стает надежды и веры?
Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу; а не хотеть идти ко Христу свой­ственно только тому, кто не верит, что он начнет цар­ство­вать со Хри­стом”.
свя­щен­но­му­че­ник Киприан Кар­фа­ген­ский

Мы о смерти всегда думаем как о раз­луке, потому что мы думаем о себе и об усоп­шем, мы думаем о том, что нико­гда больше не услы­шим люби­мого голоса, нико­гда больше не тронем люби­мого тела, нико­гда не погру­зим свой взор в доро­гие нам очи, кото­рые откры­вают всю глу­бину чело­ве­че­ской души, нико­гда не будем больше жить вместе с чело­ве­ком той про­стой чело­ве­че­ской жизнью, кото­рая нам так дорога, кото­рая так дра­го­ценна. Но мы забы­ваем, что смерть явля­ется одно­вре­менно встре­чей живой души с Живым Богом. Да, уход от земли, уход от нас, хотя бы отно­си­тель­ный, но уход с тем, чтобы стать лицом к лицу с Живым Богом, с Богом жизни, и всту­пить в такую пол­ноту жизни, кото­рая никому не доступна на земле.
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний, “Вопро­ша­ние”.

Смерть – это пере­ход из веры в оче­вид­ность.
архим. Рафаил (Каре­лин)

В хри­сти­ан­ском опыте откры­ва­ется, что смерть не есть анто­ним жизни, смерть есть часть жизни.

У хри­сти­а­нина есть три дня рож­де­ния: физи­че­ское, духов­ное (в кре­ще­нии) и день смерти. Неслу­чайно дни памяти святых – это дни их смерти.

Читайте также: