История создания парусника кратко

Обновлено: 26.04.2024

С древних времен корабли использовались для перевозки людей и грузов через моря и океаны. Даже в современном мире при наличии авиации и космонавтики корабли, как и ранее, остаются важнейшим транспортным средством для пассажирских перевозок и поддержания торговли. Кроме грузовых и пассажирских судов, всегда были необходимы также и военные корабли для обеспечения безопасности морских торговых путей. Еще со времен Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима мощью морского флота создавались и разрушались целые империи. В этой статье описываются наиболее значимые этапы в развитии кораблестроения с древнейших времен, Так как многие типы кораблей со временем усовершенствовались, чтобы показать разнообразие одного и того же типа корабля, мы во многих случаях представляем несколько его видов.


С 2500 г. до н.э. до 1500 г. н. э. корабли приводились в движение веслами и парусами. С 1630 по 1850 г. самым мощным военным кораблем являлся трехпалубный деревянный парусник, имевший 100 и более пушек на борту.

Команда военного корабля XVIII в. состояла из 850 офицеров и матросов. Должности в то время: капитан, лейтенант, гардемарин, матрос, комендор, мальчик — подносчик пороха. Экипаж современного пассажирского судна состоит из людей различных профессий: штурманов, компьютерных операторов, механиков-мотористов и, конечно же, хороших поваров! Должности наше время: капитан, медсестра, штурман, механик, радист, повар.


Принцип работы корабля

Трюмная часть корабля вытесняет массу воды, равную ее собственной массе. Пытаясь вернуться на свое место, вытесненная вода толкает корабль вверх.

Установленные под углом лопасти корабельного винта, вращаясь, создают усилие, толкающее винт и соответственно корабль вперед. На некоторых современных скоростных паромах используется водоструйный движитель; морская вода засасывается в него, а затем выпускается высокоскоростной струей.


Руль, подвешенный на шарнирах на корме судна, соединяется со штурвалом или румпелем. Если рулевой отводит румпель влево, руль и корма двигаются вправо. Если необходимо сделать поворот вправо, он отводит румпель влево.

В эпоху парусных судов была разработана такая установка парусов, которая позволяла двигаться против ветра. Делая повороты в разные стороны (идя галсами), корабль продвигался вперед, даже когда не было попутного ветра.

История судостроения и использования судов

На протяжении веков корабли неоднократно изменяли судьбы народов. На них люди отправлялись в дальние плавания в поисках новых земель, новой жизни, новых рынков. Одновременно с развитием торговых судов совершенствовались и боевые корабли, служившие для защиты торговых путей и отражения нападений вражеских флотов. Даже в нашу эпоху покорения космоса, спустя почти 5000 лет после появления первых известных кораблей, на судах перевозятся самые тяжелые грузы и создаются самые комфортабельные условия для длительных путешествий.

Создатели кораблей постоянно искали пути совершенствования судов. За время, прошедшее от однопарусных судов до лайнеров с дизельными двигателями, корабли стали намного более безопасными, комфортабельными и быстроходными.

Корабли используются в различных областях человеческой деятельности: в торговле, военных действиях, перемещении людей, научных исследованиях, туризме и отдыхе, спасательных операциях, рыболовстве и даже сельском хозяйстве.

Для перевозки людей через моря и океаны существуют различные типы судов. Паромы, суда на воздушной подушке и с подводными крыльями позволяют пассажирам быстро пересекать моря вместе со своими автомобилями на борту. В конце XIX века начали строить пассажирские лайнеры — один из самых комфортабельных видов транспорта. Сейчас они, конечно, уступают в скорости и стоимости путешествия самолетам, однако такие океанские лайнеры успешно применяются для круизов и отдыха.

Суда имеют жизненно важное значение для обеспечения способности какого-либо государства вести торговлю, импортировать или экспортировать различные грузы. К торговым кораблям относятся танкеры, способные перевозить сырую нефть, и контейнерные суда, доставляющие твердые грузы. Корабли также используются для добычи морских ресурсов.


В каждой стране, омываемой морем, имеется своя спасательная служба, и важнейшую ее часть составляют спасательные суда. Спасательные катера спускают на воду по наклонному слипу со спасательной станции на берегу моря. Для определения места крушения корабля на нем установлен радар.

Развитие парусов

Конструкция корпуса

На протяжении более 5000 лет корпуса судов строились из дерева. Сначала люди выдалбливали цельные стволы деревьев. Затем стали использоваться деревянные доски, которые соединялись внахлест (клинкер), а еще позднее их начали соединять встык (каравелла). Во времена промышленной революции для этих целей применялись железо и сталь. Сегодня корабли строят из таких материалов, как стеклоармированная пластмасса.

Навигационные приборы

Первыми навигационными приспособлениями определялись курс корабля и его положение к северу или югу от экватора путем измерения угла между Солнцем или звездами и кораблем. Примерами таких приспособлений могут служить астролябия и секстант. В наше время для этих целей используются электронные приборы, компьютеры и спутниковые технологии.

Движущая сила

В XIX в. использование силы пара освободило корабли от зависимости от ветра, приливов и течений. Сначала появились суда с боковыми гребными колесами. В середине века их стали вытеснять более эффективные корабли с кормовым гребным винтом. Поначалу, для приведения в движение гребных колес и винтов использовались паровые двигатели, как у первого парохода. Наиболее современным типом двигателя является высокоскоростной водоструйный движитель.

Корабли на протяжении веков

Наиболее разительные перемены в конструкции как торговых, так и боевых кораблей произошли в течение последних 200 лет. С III тысячелетия до н.э. до начала XIX в. н.э. корабли приводились в движение только с помощью весел и парусов

3000 г. до н.э.: первый известный корабль — древнеегипетское тростниковое судно.

1180 г. до н.э. первый известный военный корабль — древнеегипетская боевая галера.

150 г. н.э.: древнеримское торговое судно — использовалось для торговых плаваний внутри империи.

850 г. н.э.: ладья викингов — появление клинкерного корпуса.

1570-1620 гг.: создание галеона с бортовой артиллерией ставшего ведущим боевым кораблем.

1960 г.: создание военных кораблей с управляемыми ракетами на борту.

Корабли Древнего Египта

Фараон Рамсес III. Надпись на памятнике в честь победы при Мединат-Хабу.


Папирусный тростник, росший вдоль Нила, являлся основой для производства бумаги в Древнем Египте. Но связанные из тростника плотные пучки использовались также для строительства первых морских парусных судов. Такие суда создавались свыше 5000 лет назад.

Как на земле, так и в море основным оружием египтян были луки и стрелы для стрельбы на расстояние, копья, дубины, булавы мечи и легкие топорики из бронзы. Таран представлял собой выступающее вперед продолжение киля судна, имевшее, как правило, тяжелый бронзовый наконечник в виде головы животного.

Египетские кораблестроители создавали корпуса судов путем скрепления коротких планок в деревянными колышками. Между бортами корпусов закреплялись поперечные балки. На них укладывались палубные доски, и матросы вместе с отрядами лучников жили и работали на такой палубе. Соединения (швы) внешних досок законопачивались, их делали водонепроницаемыми, затыкая пропитанными маслом стеблями папирусного тростника.

Древнегреческие корабли

Тацит. История Пелопоннесской войны.

На триремах находились тяжеловооруженные пехотинцы, которых называли гоплитами. Вооруженные копьями и мечами, они могли сражаться как на земле, так и на боевых кораблях в море.

Капитан триремы, называвшийся триерархом, командовал судном со своего места на корме. Рядом с ним находились воины и командиры, а перед ним — рулевой. Капитан постоянно следил, чтобы у гребцов оставались достаточно сил для наращивания скорости при таранной атаке.

На протяжении столетий учеными велись споры о том, как на самом деле была организована гребля на триремах. И лишь после создания копии триремы в 80-х гг. XX в. и ее компьютерного моделирования эта загадка была разрешена. Трирема приводилась в движение 170 гребцами, по 85 на каждом борту. Весла 31 транита на верхнем ряду не соприкасались с веслами двух нижних рядов, так как опирались на выносные уключины (аутригеры) по бортам судна. Под ними находились 27 зигитов среднего ряда и 27 таламитов нижнего ряда.

Гребля на триреме требовала хороших навыков. Концы весел находились всего лишь в 30 сантиметрах друг от друга, и трудность этой работы состояла еще в том, что только гребцы верхнего ряда могли видеть воду.

Древнеримские корабли

Греческий писатель Лукиан написал эти слова в 150 г. до н.э. Он описывал древнеримский торговый корабль, стоявший в порту Афин, которые в то время входили в состав Римской империи. Такие корабли были прочны и хорошо подходили для морских плаваний. На них перевозились различные грузы, а на самых крупных из них на корме имелись пассажирские каюты, в которых могли разместиться более 250 человек. В основном это были заключенные или рабы, закованные в кандалы и соединенные цепями. Так как эти суда редко плавали во время штормовых зимних месяцев, команда обычно спала на палубе.


На корме древнеримских торговых судов имелся высокий изогнутый ахтерштевень, который венчала грациозная голова лебедя или гуся. Как и на подобных кораблях более поздних веков, такое украшение было окрашено и позолочено.

Римская империя во многом зависела от морской торговли. Торговые флоты плавали по Средиземному морю, вдоль Атлантического побережья Испании и Франции, а также через пролив Ла-Манш.

Часто в грузовых трюмах древнеримских кораблей, перевозивших зерно, скапливалось огромное количество крыс. Они являлись переносчиками чумы и способствовали распространению этой болезни. Так, в 166 г. н.э. в Римской империи началась эпидемия чумы, завезенной с Ближнего Востока.

Продовольствие доставлялось в Рим и другие города по морю. Египет являлся важнейшим поставщиком кукурузы для Римской империи. Зерно перевозилось в мешках, а оливковое масло — в глиняных амфорах.

Преуспевающие торговцы и банкиры были самыми богатыми людьми в Римской империи. Многие из них заработали целые состояния, доставляя жизненно важные для империи грузы. Они жили в роскоши и имели огромную власть, так как даже императоры были вынуждены брать у них деньги в долг. Некоторые богатые торговцы становились Римскими императорами, используя свое богатство для получения поддержки воинов империи.

Из Африки и Ближнего Востока в крупные города империи доставлялись дикие животные, например пантеры и львы. Они переправлялись в амфитеатры для участия в развлекательных боях. В портах клетки с дикими животными разгружали рабы.

Торговый корабль II в. н.э. был длиной 55 метров, шириной 14 метров и высотой 13 метров от киля до палубы. Голова лебедя символизировала египетскую богиню Изиду, защитницу моряков, и часто украшала корабли. Корабль приводился в движение при помощи большого квадратного паруса.

Ганзейские коги

Жан Фруассар. Хроники. 1340 год

Рулевой кога управлял судном с помощью румпеля — деревянного бруса, закрепленного в верхней части руля. Этот способ был намного эффективней, чем управление рулевым веслом, и представлял значительный прогресс в конструировании кораблей.

Массивные грузовые палубы кога позволяли устанавливать как минимум один брашпиль — ворот или лебедку — для поднятия тяжелых грузов. Он обычно устанавливался на палубе полуюта или на главной палубе. Брашпиль состоял из цилиндрического барабана с намотанными на него канатами. Его использовали для поднятия тяжелых рей или мачт, на которых крепились паруса, а также для загрузки и разгрузки трюма.

Боевые корабли XVII века

Рапорт адмирала Роберта Блейка Оливеру Кромвелю. Август 1655 г.

С 1570 по 1620 г. самым мощным типом военных кораблей в мире стал галеон. Он был вооружен батареями орудий, установленных для бортового огня через порты, вырезанные в бортах судна. На протяжении последующих 50 лет галеон развился в двух- и трехпалубный военный корабль, несущий 100 и более орудий, водоизмещением свыше 2000 тонн и с командой численностью более 800 матросов и солдат. Эти крупные и красивые корабли представляли собой настоящие произведения искусства, сверкая позолотой и яркими красками. Однако, как видно из приведенного выше рапорта, жизнь на борту такого судна была очень суровой.

Командир имел полную власть на корабле, однако нередко он полагался на шкипера, более опытного и подготовленного морехода, командовавшего матросами. На борту судна находились также канониры, солдаты и мастера-ремесленники. Чистоту на галеоне должен был поддерживать юнга.

При сближении галеона с кораблем противника по его палубам открывался смертоносный огонь крупной картечью из легких вращающихся орудий, установленных на леерах. На более ранних галеонах находились отряды лучников. Хотя они в основном сражались на суше, но в случае необходимости также могли встать на защиту своего судна.

Преимущество корабля в бою зависело от того, насколько быстро можно было перезаряжать его орудия и вести огонь. После каждого выстрела дуло орудия нужно было прочистить от тлеющих остатков влажным банником, зарядить орудие порохом и ядром и выкатить его вперед. Самые тяжелые орудия обслуживались командами по 10 и более канониров.

Управлял кораблем рулевой с помощью рукоятки — гандшпуга. Так как гандшпуг находился ниже палубы, рулевой не мог видеть, куда направляется судно. Он должен был выполнять команды палубного офицера, которые выкрикивались ему через люк. Получив приказ командира на изменение курса, рулевой толкал гандшпуг в сторону, руль отклонялся, и корабль совершал поворот.

Пароходы

Энтони Бертон. Расцвет и упадок британскою судостроения.

Массивный четырехлопастный гребной винт на корме был шириной 7 метров и весил свыше 36 тонн. Он приводился в движение четырехцилиндровым двигателем, расположенным в отдельном машинном отсеке. Каждый из цилиндров в случае необходимости мог работать независимо от других.

Броненосцы

Гидеон Уэллс, министр ВМФ США. 1862 г.


Боевые корабли первой мировой войны

Уинстон Черчилль. Мировой кризис.

К 1880 г. прогресс в развитии паровых двигателей привел к тому, что военным кораблям больше не требовались мачты и паруса. Линейные корабли стали крупными, тяжело бронированными пароходами с мощными дальнобойными орудиями. Это были орудия с затворным механизмом, т. е. снаряды заряжались в них с казенной части. Таким образом, орудийный расчет мог вести огонь изнутри бронированной башни.

Матросы должны были также хорошо владеть стрелковым оружием, поэтому с ними регулярно проводились учебные стрельбы. Хотя крупные дальнобойные орудия боевых кораблей не позволяли другим кораблям приблизиться к ним на расстояние ружейного выстрела, тем не менее матросы должны были уметь в случае необходимости воевать и на суше.

Хотя новые мощные газотурбинные двигатели придавали дредноутам первой мировой войны высокую скорость, их котлы нагревались углем. Самые крупные линейные корабли принимали в свои бункеры, расположенные по бортам, свыше 3650 тонн этого топлива.

Тяжелую и неприятную работу выполняли кочегары машинного отделения, которым приходилось не только поддерживать огонь в топках, но и перекладывать уголь в бункерах так, чтобы корабль сохранял ровное положение на воде. После загрузки угля весь корабль покрывался черным щебнем и пылью.

Пассажирские лайнеры 30-х годов XX века

Ч. С. Форестер. Корабли.


Свое праздничное настроение и волнение при отплытии пассажиры обычно выражали тем, что бросали с пароходов на пристань бумажный серпантин. Это было символом прощания с берегом.

Трудно стать сильным и смелым, не испытав жизненных лишений и не бросив себя на борьбу. Мореплаватели, особенно прошлых веков, могли бы согласиться с этим. Конструкции самых первых лодок и парусников очень хорошо помогали укреплению человеческого характера.

Краткая история первых лодок и парусников

  • Краткая история первых лодок и парусников
  • Из каких частей состоит корабль
  • Почему корабли не тонут

Скорее всего, первым плавсредством было бревно, которое несло по течению. Потом кто-то догадался связать вместе три-четыре бревна – получился плот. А однажды кому-то пришла идея выдолбить в бревне углубление. Так появилось каноэ.

Первое каноэ выдолбили в Нидерландах с помощью топора или тесла (топора с лезвием под прямым углом к рукоятке) около 6300 г. до н.э. В районах, где деревьев произрастало очень мало, лодки не выдалбливали, а делали, натягивая на деревянный каркас шкуру животного либо приклеивали к каркасу кору, используя для склеивания и влагонепроницаемости смолу или битум.

Сначала такие лодки были безвесельными и сидящие в них люди гребли руками. Позднее появились длинные шесты, а затем весла.

Коракль - плетенная из ветвей и обтянутая кожей животных лодка

Первые парусные суда были построены в Египте примерно 5000 лет назад. Прямоугольный парус на них ставился на двуногую мачту, только когда дул попутный ветер. Около 2600 г. до н.э. появились более совершенные суда, лес для изготовления которых привозили из Ливана. Использование длинных досок дало возможность увеличить размеры корабля, сделать настил палубы и укрепить корпус продольными и поперечными балками. Парус, закрепленный на одноствольную мачту, делал управление судном более легким и эффективным: теперь можно было плыть не только при попутном, но и при боковом ветре.

Однажды рядом с пирамидой Хеопса бала найдена ладья длиной 43 м, состоявшая из 1200 деревянных деталей. Датируется такая находка 2500 годом до н.э.

У Финикийцев были корабли двух видов: военные длинные быстроходные суда и торговые широкие с мачтой посреди палубы и квадратным парусом. Греки позаимствовали некоторые идеи конструкций финикийских судов. Примерно к 700 году до н.э. в качестве основных судов военного флота греки стали использовать биремы – суда с двумя рядами весел по каждому борту, а с 650 г. до н.э. тримеры – корабли, где весла располагались в три ряда.

В 1 веке н.э. в Китае были изобретены жесткий осевой руль и паруса из бамбуковых реек и циновок. На каждой мачте крепили уже не один, а несколько парусов, управлять которыми приходилось порознь в зависимости от направления и силы ветра. Современные китайские джонки оснащены подобными парусами.

Такого рода джонки можно увидеть в прибрежных водах Китая

В 3 веке арабские мореплаватели стали устанавливать на кораблях латинский треугольный парус. Преимущество такого паруса состояло в том, что его можно было поворачивать и ставить таким образом, чтобы судно могло идти почти под любым углом к ветру. Современные одномачтовые арабские суда (дау) в большей своей части имеют треугольные паруса.

Современные дау несут по волнам отпечаток арабской истории в виде косых парусов

Несколько позже на кораблях, пересекавших Средиземном море, латинские паруса сочетались с прямоугольными. Каравеллы с четырьмя мачтами, к примеру, имели два четырехугольных паруса и два прямых. Именно под такими парусами мореплаватели из Испании и Португалии сделали свои знаменитые открытия.

Парусные корабли строились еще с глубокой древности. Как считают ученые, первенство принадлежит египетской цивилизации, появившейся больше 7 тыс. лет назад.

Парусные корабли

Установка паруса объяснялась необходимостью проплывать большие расстояния с минимальными физическими нагрузками. Прошли века, и на смену простейшим лодкам пришли различные виды современных многопалубных судов.

Основные элементы

Любой тип парусных судов собой представляет устройство, которое состоит из корпуса, где размещается команда, провизия, необходимое снаряжение.

Горизонтальная площадка сверху судна называется палуба. Задние и передние элементы корпуса, соответственно — корма и нос, подводная часть снизу — киль, ограничения двум сторонам — правый и левый борт.

Также в устройство парусного корабля входит:

  • паруса (прямые и косые);
  • такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
  • рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).

Парусные корабли эволюция

Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.

Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.

Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:

  • бакштаги, которые крепят бушприт;
  • штаги, закрепляющие мачты впереди;
  • фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).

Бегущий такелаж в зафиксированном состоянии является неподвижным, но если необходимо управлять парусником, он может в пространстве передвигать снасти.

Существуют следующие разновидности такелажа:

  • шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
  • галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
  • брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
  • фал (требуется для поднятия паруса).

Построение парусных судов четырехугольником

Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.

По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).

Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.

Все оснастки помимо общего группового названия имеют и дополнительные, обозначающие, к какой части паруса либо рангоута эти элементы относятся. К примеру, шкот на стаксель парусе — стаксель-шкот, стеньга первой мачты — фок-стеньга.

Разновидности и описание

Нужно заметить, что все старинные виды парусных кораблей строили без предварительного проекта — по наитию, примитивными орудиями труда, под предводительством судостроителей — самородков (талантливых людей различных социальных слоев). Формирование типов парусников производилось во время накопления опыта их строительства — это сопровождалось усложнением конструкции и увеличением габаритов, что явилось причиной усовершенствования инженерных способов проектирования крупных парусных кораблей.

Тип парусника — комплексная характеристика, которая собой представляет основные размеры, степень технического оборудования, особенности конструкции корпуса и обводов, количество корпусов, вид и наличие дополнительной двигательной установки, тип парусного оснащения, условное обозначение проекта в серии, главное функциональное предназначение корабля.

Галеон (военный и грузовой)

Галеон — это крупногабаритный деревянный многопалубный парусник 16−18 столетия с довольно большим артиллерийским вооружением, который использовался в торговых и военных целях. Свою популярность галеоны получили как судна, перевозившие сокровища Испании и в битве Великой Армады, которая произошла в 1589 г.

 виды парусных кораблей

Галеон является самым совершенным видом парусного судна, созданного в 16 столетии.Он появился в процессе эволюции небольших каракк и каравелл, использовался для продолжительных плаваний по океану. Увеличение корпуса в длину и снижение баковой подстройки привело к высокой стойкости и уменьшению волнового сопротивления. Так смогли получить более маневренное, мореходное и быстроходное судно.

Этот тип парусников отличался от созданных ранее тем, что был прямее, ниже и длиннее, с установленным на носу гальюном и кормой прямоугольной формы, а не округлой. Водоизмещение около 650 тонн (хоть у манильских судов оно доходило до 1500 тонн).

Первое упоминание датируется 1536 годом. В последующем галеон составляет основой процент морского флота Англии и Испании.

Эти суда эксплуатировались вплоть до 18 столетия, после этого они уступили место более новым кораблям с улучшенным парусным вооружением.

Бриги и бригантина

Первые бригантины были описаны в истории создания генуэзских кораблестроителей. Происхождение названия этих судов имеет две версии. Просто в те времена также назывались доспехи у воинов. Вероятно, бригантина получила название от них. Вторая гипотеза связывает название парусника с бригом. На самом деле эти судна имеют похожие черты.

Первые бригантины являлись как парусными, так и гребными. Это указывает в пользу первой теории происхождения названия. Это были военные корабли с количеством весел, которое доходило до 15 на одном борту. Через некоторое время хроники описывают бригантину как двухмачтовый парусник.

 типы парусных судов

Паруса имели признаки шхуны и брига. И были косыми на задней мачте и прямыми на передней. Это давало возможность бригантине успешно выполнять как разведывательные, так и военные операции. Со спущенными передними парусами ею мог управлять лишь один опытный моряк.

Бригантина являлась любимым судном пиратов. Боевой силы вполне хватало для захвата торговых кораблей, а хорошая маневренность и быстроходность помогала уйти от погони. Если кто и мог преодолеть сложные места между рифами, то это только бригантина.

Сегодня бригантины являются двухмачтовыми парусными кораблями с фок-мачтой, которые имеют вооружение, как у брига, а также грот-мачту с трапециевидными парусами, как у шхуны — топсели и грота-триселем. Современных бригантин с бермудским гротом, скорей всего, нет, хоть источники относительно их факта существования встречаются.

Военные фрегаты

Фрегат — боевое трехмачтовое судно с полным парусным оснащением и одной палубой для орудий. Это один из самых разнообразных по своим характеристикам типов парусников. Происхождение фрегаты начали от быстроходных и легких судов, применявшихся для плавания в проливе Ла-Манш примерно в конце 17 столетия.

С увеличением морских флотов и их дальности плавания характеристики дюнкеркских кораблей больше не удовлетворяли адмиралтейство, и название стало трактоваться значительно шире, обозначая, по большому счету, все быстроходные легкие суда, которые способны проводить самостоятельное действие.

 устройство парусного корабля

Классические парусные фрегаты были построены во Франции в конце 18 века. Это были суда средние по размеру, водоизмещением примерно 850 тонн, вооруженные 20−30 орудиями на одной палубе. В последующем водоизмещение и мощность вооружения этих кораблей выросли, и к началу войны 1812 года они имели водоизмещение приблизительно 1200 тонн и до 60 пушек.

Самые большие из их числа могли включаться в боевой клин и назывались линейными фрегатами, наподобие линейных крейсеров 20 столетия. Как и современные крейсеры, фрегаты были самым загруженным видом парусных судов. В мирное время эти корабли чаще всего не ставились на якорь, а, как и линейные парусники, использовались для несения крейсерской и патрульной службы, тренировки кадетов, борьбы с пиратством.

Линейный корабль

 корабли парусные история

До 16−17 столетия четко установленного строя в бою не было, после сближения враждующих сторон битва превращалась в хаотичную свалку отдельных судов.

Страшнейшим оружием в этих условиях являлись брандеры — корабли старого типа, начиненные горючими веществами, поджигали и отправляли на врага.

Парусники Российского флота

Линкоры являлись самыми мощными и большими парусными кораблями Императорского флота в России. Оборудовались прямым парусным оснащением и тремя мачтами, последние представители этих судов также имели гребные винты и паровые машины. В качестве вооружения несли 60−140 пушек, находившихся на верхней палубе и двух деках. С учетом числа орудий корабли классифицировались по рангам.

Деление на четыре ранга (54-, 66-, 80- и 100-пушечных) произошло в 1721—1723 гг. До этого деление производилось по английским стандартам 1705 г.

Парусные корабли россии

За весь период существования парусного ВМФ России линкоры были самыми мощными представителями этого типа кораблей, а также составляли самую многочисленную группу парусников. Находились на службе в составе Черноморского, Балтийского и Азовского флотов.

Список парусных кораблей, вошедших в историю России:

Век металлических суден на атомных двигателях не смог подвинуть с морских просторов величественные парусные корабли, которые не только позволяют кадетам на практике познать морское дело. Своим внешним видом они пробуждают в детях и юношах интерес к путешествию, дают возможность прикоснуться к истории географических открытий и боевой славе России.

Корабли, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, представляют собой большие, прочные и самоходные суда, которые используются для круизов, путешествий, перевозки грузов через моря и океаны. Появившись не так много веков назад, нынешний корабль прошел бесчисленные трансформации, чтобы стать тем, чем он является сегодня.

Круизный корабль от MSC Cruises, является судном следующего поколения мирового класса, вмещающее до 7000 гостей.

Первые известные суда датируются появлением около 10000 лет назад, но не могут быть описаны как корабли. В древние времена люди использовали плоты, бревна из бамбука, связки тростника, наполненные воздухом шкуры животных и покрытые смолой корзины сплетённые из веток, чтобы пересечь небольшие водоемы. Точнее говоря, первое судно было простой рамкой из палочек, скрепленных вместе и искусно покрытых сшитыми шкурами.

Эти лодки могли легко переносить большие и тяжелые грузы. Вы могли видеть примеры таких древних лодок у индейцев на североамериканских равнинах, байдарках инуитов и британских островитян. Еще одной древней лодкой была Однодеревка (долблёнка) - выдолбленная из бревна и заостренная на концах. Некоторые из них были длиной до шестидесяти футов. Попытаемся слегка окунуться в историю кораблестроения и узнать, как они превратились в то, чем они являются сейчас.

Лодки и корабли

Корабли и лодки

Лодка- является понятием охватывающим широкий диапазон типов и размеров. Корабли, также различаются, в том числе, корабли отличаются и от лодок, по их большему размеру, форме, грузоподъемности, вместимости пассажиров и их способности нести на своём борту лодки. Маленькие лодки обычно находятся на внутренних водных путях, таких как реки и озера, или в защищенных прибрежных районах. Однако некоторые лодки, такие как китобойный катер, предназначались для специального использования на территориях с особой средой. В современных военно-морских терминах лодка - это достаточно маленькое судно, чтобы его можно было перевозить на борту корабля. Существуют и аномальные определения, такие как подводные лодки и другие.

Лодки различаются по пропорциям и методам строительства в зависимости от их предназначения, используемых материалов или местных традиций. Каноэ использовались с доисторических времен и продолжают использоваться во всем мире для транспорта, рыбалки и спорта. Рыбацкие лодки сильно различаются по стилю, частично в соответствии с местными условиями. Прогулочные суда, используемые в прогулочных лодках, включают гребные лодки, понтонные лодки и парусные лодки. Плавучий дом - могут быть использованы для отдыха или длительного проживания. Лихтеровозы, используются для доставки груза на большие суда, которые не могут приблизиться к берегу. Спасательные шлюпки имеют функции спасения и безопасности.

Лодки могут приводиться в движение с помощью силы (например, гребные лодки и катамараны), ветра (например, парусные) и двигателя (включая бензин, дизельное топливо, и электричество).

Корабли были важными участниками миграции и торговли людьми. Они поддерживали распространение колонизации и работорговли, но также служили научным, культурным и гуманитарным потребностям. После 15-го века новые зерновые культуры, которые поступили из и в Америку через европейских моряков, внесли значительный вклад в рост мирового населения.

Судоходный транспорт отвечает за большую часть мировой торговли. По состоянию на 2016 год насчитывалось более 49000 торговых судов.

Использование и изобретение весла

С веслом в руках

Древняя морская история делает довольно интересным исследование силы и инстинктов выживания человечества в целом. Например, в древние времена простое весло не использовалось. Вместо этого люди использовали свои руки, чтобы грести на своих крошечных лодках или перемещали плоты, отталкиваясь шестами от дна реки.

Постепенно, используя творческие инстинкты и изобретательность, человек взял плоскую доску, а позже перепроектировал её, сточив с одной стороны и оставив расширение на второй. Таким образом, было разработано весло для использования в более глубоких водах. Позже, конструкция была снова гениально преобразована и превратилась в весло, которое установлено на обоих сторонах лодки.

Изобретение парусов

Мальтийский сокол - одна из самых больших парусных яхт

Паруса, тема заслуживающая отдельного внимания и статьи, однако без их упоминания проследить историю кораблей невозможно. Изобретение паруса стало величайшим переломным моментом в истории морской индустрии. Паруса заменили действие человеческих мышц, а парусные лодки могли отправляться в дальние поездки с более тяжелыми нагрузками. Суда использовали квадратные паруса, которые лучше всего подходили для движения по ветру.

Другие виды парусов, Косые паруса и такие как Блупер, Генакер, Спинакер, Толлбой и пр. были разработаны позже. Известно, что египтяне были первыми кто положил развитие передовых парусных грузовых судов. Они были сделаны путем скрепления и сшивания небольших кусочков дерева. Эти грузовые суда использовались для перевозки огромных каменных колонн для строительства памятников.

История появления и преобразования кораблей

Парусное судно древних египтян

Паруса из древнего Египта изображены на рисунках около 3200 г. до н.э., где тростниковые лодки плыли вверх по течению против течения реки Нил. Примерно в то же время древние шумеры использовали парусные лодки квадратной оснастки, считается, что они установили морские торговые пути далеко у долины Инда. Детали такелажа датируются приблизительно 3000 г. до н.э. , когда эта группа начала свою тихоокеанскую экспансию.

Археологические исследования керамики кукутской и трипольской культур показывают использование парусных лодок с шестого тысячелетия до нашей эры. Раскопки убайдского периода (ок. 6000–4300 до н.э.) в Месопотамии являются прямым доказательством наличия парусных лодок. Греки и финикийцы начали торговать на кораблях около 1200 г. до н.э.

Финикийцы и их вклад в кораблестроение

Парусное судно древних Финикийцев

Самым старым обнаруженным корпусом судна, являются останки кораблекрушения финикийского корабля позднего бронзового века Улу-бурун, у побережья Турции, построенного в 1300 году до нашей эры. История кораблей никогда не бывает полной без упоминания финикийцев. Они заслуживают особого упоминания, поскольку весьма вероятно, что они были пионерами деревянных парусных судов, которые должны были ходить в открытом море столетия спустя.

Финикийцы изготавливали галеры с парусами и веслами, обеспечивающие передвижение вокруг Африки. По мере того как камбузы становились больше, в соответствии со спецификациями и требованиями, гребцы располагались на двух уровнях. Греки и Римляне их называли биремами. Они также построили триремы, представляющие собой камбузы с тремя рядами весел.

Древнегреческие корабли

Греческий Трирем

Наш сайт ориентирован на путешествия по Греции и мы не можем обойти историю, очарование и привлекательность греческих кораблей древних времен. Поскольку страна разбросана по морю, морской транспорт с древних времен был основным источником передвижения для греков. Характерные черты и важность древних кораблей страны можно объяснить и развить следующим образом:

Греческие корабли в основном использовали весла, чтобы обеспечить более быстрое движение судна по воде. Тем не менее, было основное различие, что только военные корабли использовали весла, в то время как корабли, используемые в качестве торговых кораблей, имели паруса. Греческие корабли, используемые для целей войны назывались Пентеконтор. Два из самых известных военных кораблей, используемых греками, - это Триремы, которые принесли им победу в войне против персов (Битва при Саламине) в 480 году до н.э., и Бирема, во время их войны против Трои в 1250 году до нашей эры. Бирема и трирем названы так в честь множества весл, используемых для продвижения кораблей вперед. В случае с первым военным кораблем на обеих сторонах корабля было два набора весел. Во втором типе весла были расположены в три ряда на каждой стороне корабля.

Еще одна особенность древних кораблей Бирема заключалась в том, что одна сторона корабля была частично поднята, т.е. использовалась концепция переоборудования. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы не произошло столкновения между двумя наборами весел. Говорят, что количество людей, занятых для гребли корабля в Биреме, составляет около 120 - 60 с каждой стороны. Гребцов на Триреме было около 90 с каждой стороны корабля. Скорость трирема составляла около 14 узлов, что является неплохой скоростью для кораблей той эпохи. Кроме того, трирем был оснащен арсеналом для борьбы с противником, а не пехотой, для ведения борьбы с врагом.

Греческая Бирема протаранивает вражеское судно

У Бирема был выступ чтобы уничтожить вражеский военный корабль и если возникала такая необходимость, то вражеский корабль мог быть протаранен. Интервал между использованием Бирема и Трирема составляет около 800 лет. Это эффективно доказывает аспект развития греческих кораблей древности.

Другой разновидностью древних кораблей Греции является Квадрирема. Эти древнегреческие корабли имели набор из пяти рядов весел и были построены на более широкой стороне, чтобы обеспечить им полную защиту от штормов и штормовых ветров. По сравнению с предыдущими двумя разновидностями, Квадрирема не использовались так популярно, хотя их появление было примерно в то же время - в течении 400 г. до н.э. Наиболее важной и примечательной особенностью Квадрирема было то, что он покрыт свинцом, чтобы защитить его от проколов и уничтожения вражескими кораблями.

Корабли в истории Греции уже около 100 веков о чём свидетельствуют случаи подъема и восстановления нескольких греческих кораблей древних времен. Древние корабли Греции изображают успех, который страна имела против своих конкурирующих стран, и последующее формирование мировой сверхдержавы той эпохи.

Типы кораблей в древней морской истории

Модель корабля Хальк

История кораблей рисует образы, интриги и изумления от опытного и усердного мастерства древних моряков. Средневековые корабли были построены с использованием каравельной обшивки встык или вгладь, с симметрично заостренными носовой и кормовой частями, что относится к методу крепления досок встык железными заклёпками. При такой постройке, корма и нос корабля были не такие острые как при килевой конструкции, однако, увеличивался внутренний объём судна. Конструкция встык, была адаптирована из более ранних вариантов клинкерного перекрытия - внакрой (внахлёст), чтобы сделать судно водонепроницаемым.

Ирландцы в средневековье владели более совершенными судами, такими как ирландский Куррах. У них были деревянные рамы и покрытый шкурой плетеный корпус. Предполагается, что эти древние суда были оснащены съемными мачтами, оснащенными примитивными парусами. Позже в 13-15 веке популярным судном был Гукор или традиционный ирландский Голуэй-гукер (Galway hooker), получивший такое название от местности, которой он происходит.

Ирландский Куррах

Хольк

Флот средневекового Кита

В Китае миниатюрные модели кораблей с рулевыми веслами датируются периодом около 475-221 гг. до н.э.). При династии Хань, ухоженный военно-морской флот был неотъемлемой частью вооруженных сил. Находящиеся в кормовой стойке штурвалы стали появляться на моделях китайских кораблей, начиная с 1-го века нашей эры. Корабельные технологии развивались до такой степени, что к средневековому периоду уже были разработаны водонепроницаемые отсеки.

Флот Мали

Историки утверждают, что в своем расцвете империя Мали построила большой военно-морской флот под руководством императора Манса Мусы в конце 13-го и начале 14-го века. Некоторые арабские источники описывают визит в Новый Свет флота Мали в 1311 году.

До Ренессанса навигационные технологии оставались сравнительно примитивными. Это отсутствие технологий не помешало некоторым цивилизациям стать морскими державами. Примерами могут служить морские республики Генуя и Венеция, Ганзейский союз и Византийский флот. Викингах использовали свой Кнорр, чтобы исследовать Северную Америку, торговать в Балтийском море и грабить многие из прибрежных районов Западной Европы.

К концу 14-го века корабли, подобные карраку, начали развивать башни на носу и корме. Эти башни снизили устойчивость судна, и в 15-м веке, каравелла, спроектированная португальцами на основе арабского кариба, стала более широко использоваться. Башни были постепенно заменены на кубрики и конструкции на корме судна, как в каракке Санта-Мария, корабль Христофора Колумба. Этот увеличенный надводный борт позволил сделать еще одно нововведение: освободить корму и связать с ним артиллерию. В 16 веке использование надводного борта стало широко распространено на галеонах.

Корабль Санта Мария, Кристофора Колумба

В это время корабли развивались в Азии так же, как и в Европе. Япония использовала оборонительные военно-морские приемы во время нашествия монголов в Японию в 1281 году. Вероятно, монголы того времени пользовались преимуществами как европейских, так и азиатских технологий судостроения. В течение 15-го века, в Китайской династии Мин был собран один из самых больших и самых мощных военно-морских флотов в мире для дипломатических и силовых курсов в Чжэн Хэ.

Считается, что в 14 веке на побережье Западной Африки была большая армада кораблей. Это подтверждается самим ибн Баттутой (известный арабский путешественник), который вспоминает несколько сотен малийских кораблей у побережья. Это привело к большим спекуляциям с историческими свидетельствами того, что малийские моряки, возможно, достигли побережья доколумбовой Америки под властью Абубакари II, почти за двести лет до Христофора Колумба, и что черные торговцы, возможно, были в Америке до Колумба. За пятьдесят лет до Христофора Колумба, китайский навигатор Чжэн Хэ, путешествовал по миру возглавляя то, что было для того времени огромной армадой. Самый большой из его кораблей имел девять мачт, длину 130 метров и ширину 55 метров. Его флот перевозил 30000 человек на борту 70 судов с целью прославить китайского императора

В Эпохе Аджуран (сомалийский клан), в сомалийских султанатах и республиках в Мерка, Могадишо, Барава, Хобьо и их соответствующие порты процветали, наслаждаясь прибыльной внешней торговлей с судами, направляющимися из/в Аравии, Индии, Венеции, Персии, Египта, Португалии и даже Китай. В 16 веке Дуарте Барбоза отметил, что многие корабли из Королевства Камбайя в современной Индия заходили в Могадишо с тканью и специями, за что получали взамен золото, воск, слоновую кость и пр., что принесло торговцам огромное богатство.

Каракка, а затем каравеллы были разработаны в Португалии. Каракка был действительно одним из больших парусных кораблей. Он берет свое начало в Генуе и имеет дизайн трех средиземноморских судов, предназначенных для торговли в северных направлениях и в Бискайской бите. Каракка был практически построен из карвела, - типа конструкции, которая использовалась как на кораблях, так и на каркасных судах. В этой конструкции доски устанавливаются встык, а не перекрываются. Фактически, каракка был первым кораблём, который использовал полностью скелетную конструкцию с обшивкой, обрамленной ребрами на всем пути к килю.

Корабль Индевор, Джеймса Кука

После Колумба европейские исследования быстро ускорились, и было создано много новых торговых путей и кораблей. В 1498 году, достигнув Индии, Васко да Гама доказал, что доступ к Индийскому океану из Атлантики возможен. За этими исследованиями в Атлантический и Индийский океан вскоре последовали Франция, Англия и Нидерланды, которые исследовали португальские и испанские торговые пути в Тихий океан, достигнув Австралии в 1606 году и Новой Зеландии в 1642 году.

Модель корабля Клиппер

В течение 19-го века Королевский флот ввел запрет на работорговлю, который действовал, чтобы подавить пиратство, и продолжал наносить на карту мир. В этот же период появляется такой класс быстроходного судна как Клипер. Это был очень быстрый корабль 19-го века. Корабль Клипер - это был класс который лёг в основу серийного производства, а со временем был преобразован из парусного в паровое судно учавствующее в открытии Суэцкого и Панамского каналов.

Конструкции кораблей оставались практически неизменными до конца 19 века. Промышленная революция, новые механические методы тяги и способность конструировать корабли из металла вызвали фурор в конструкции кораблей. Эти факторы, в том числе стремление к созданию более эффективных кораблей, прекращение длительных бесполезных морских конфликтов и возросший финансовый потенциал промышленных держав, создали лавину более специализированных лодок и кораблей.

В конце 19 века начали появляться корабли, построенные для совершенно новых функций, таких как пожаротушение, спасение, исследования и т.д. В свете этого классификация судов по типу или функции может быть затруднена. Даже использование очень широких функциональных классификаций, таких как рыболовство, торговля, военное дело и разведка, не позволяет классифицировать большинство старых кораблей. Эта трудность усугубляется тем фактом, что такие термины, как шлюп, фрегат, крейсер и др. используются как старыми, так и новыми кораблями, и часто современные суда имеют мало общего со своими предшественниками.

Читайте также: