Особенности народной педагогики славян кратко

Обновлено: 09.05.2024

В дохристианской Руси педагогические воззрения были тесно связаны с языческими анимистическими представлениями о природе. В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия. Воспитание детей и подростков у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Оно было процессом включения в определенные виды деятельности. Особую роль играли издревле сложившиеся ритуалы, прежде всего инициации. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них усваивались образцы поведения, они помогали воспитывать общественно-важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность и пр.

Особую роль в воспитании играли различные обряды, связанные с жизнью древних славян. Важной функцией обрядов была передача определенных умений, необходимых для жизни, труда. Участие в обрядах позволяло, например, усваивать навыки охоты. Так, зоофические пляски отражали повадки животного и приемы охоты (отголоски обряда - праздники с ряжеными, вождение медведя по деревням - сохранились до XX в.). Опыт трудового и нравственного воспитания передавался словесно посредством различных пословиц, поговорок. В них сформулированы важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, занятия хлебопашеством, бортничеством. Приведем примеры таких пословиц и афоризмов: "Держись за соху: она кормилица"; "Не трогай пчелы - будешь плакать"; "Работа да руки - надежные в людях поруки"; "Добро творить - себя веселить" и др.

Огромное влияние на развитие детей оказывала аграрно-календарная поэзия (пастушеские, ритуально-сезонные песни и пр.). До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод "А мы просо сеяли", где, по сути, кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия. Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий, например: "Месяц красен - к дождю"; "Во время дождя - подальше от дуба"; "Кукушка закуковала - пора лен сеять"; "Овес сей, когда береза распускается" и др. Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.

2. Воспитательные идеалы в культуре народа

2.1 Специфика содержания и формы воспитания

Воспитание детей у восточных славян при первобытнообщинном строе в период с VI в. по IX в. развивалось в той же логике и с теми же характерными особенностями, что и у других первобытных народов. Первоначально процесс воспитания был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила специфику воспитания древних славян, но и на долгое время стала базой всей педагогической культуры русского народа. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей.

Идеал воспитания детей ремесленников был близок к ценностям земледельческого воспитания, но реализовывался в рамках ученичества. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов.

Благодаря общественному мнению поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями. Одна из главных черт этих отношений - безусловное уважение старших: родителей, дедов; по устоявшимся нормам поведения, уважения были достойны не только родители, но и все старшие вообще. Дети обязаны были их во всем слушаться, а родителей своих опекать в старости и оказывать им почтение и повиновение. Обязательно полагалось почтительно поприветствовать старших при встрече; уступить место и не сидеть в присутствии старших; в семейном застолье старики сидели на почетном месте; нельзя перечить пожилым людям, а нужно терпеливо их выслушивать; просить прощения за свой проступок не только у родителей, но и у стариков общины на сходе.

Дочь или сын вообще не имели права противоречить отцу. С жалобой на непокорность детей, если такое случалось, родители обращались к общине, и сход всегда без разбирательства принимал решение в пользу старших, наказывал детей. Наблюдая за поведением взрослых, ребенок с детства также был почтителен со старшими и потому в деревнях старики и больные чаще всего оказывались окруженными заботой и спокойно доживали свой век. Община считала себя обязанной проявлять заботу об одиноких стариках и детях-сиротах, определяя родственников, которым отдавала их на попечение. Могло быть и так, что каждая семья брала их к себе по очереди на определенный общиной срок, если не оказывалось родственников. Могли отдать сирот в состоятельные семьи и наблюдать за тем, как относятся к ним приемные родители. Так дети получали уроки милосердия, видели на практике, как можно проявить его, и сами совершали милосердные поступки. Многочисленные житейские случаи подавали детям пример добрососедских взаимоотношений, милосердия и сострадания. В свою очередь, родителям общество вменяло в обязанность воспитание детей в духе нравственности. Особо следовало заботиться о воспитании девушки, для которой незапятнанная честь считалась важнейшим достоинством. Потеря невинности до брака считалась большим грехом, а беременность девушки - высшей степенью позора и бесчестья.

2.2 Этнический характер совершенного человека

Основой развития воспитания всех слоев населения и славянской культуры в целом, было язычество - официальная религия древних славян. Язычество - религия, основанная на поклонении многим богам и обожествлении сил природы (воды, огня, земли, ветра и др.), животных, растений и деревьев. Одни славянские племена верили в силы космоса и природы, другие - в Рода, третьи - в души умерших предков и т. д., что обуславливало многообразие различных обрядов и ритуалов. Основу народного мировоззрения составляла мифология, в которой отразились представления о миропорядке, о том магическом, таинственном, с чем была связана вся жизнь славян. Самые древние боги у древних славян не имели имен, а известны были только Род, отожествляющий мужское начало, и Рожаницы, отождествлявшие начало женское, дающие жизнь всему живому. Позже они стали наделяться многообразными силами и получили в разных племенах разные имена.

Коляда - персонаж, связанный с новогодними праздниками. Его праздник приходился на 24 декабря (7 января) - пик зимнего солнцестояния. Песни-колядки содержали пожелания благополучия дому и семье; праздник носил карнавальный характер: надевались вывернутые наизнанку тулупы, раскрашивались лица. Широко известный персонаж славянской мифологии - Лада, которая покровительствовала красоте, любви и браку. Празднования в ее честь проводились весной (1 мая) и в начале лета. На самом низшем уровне находились Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Кикимора и многие др. В представлениях древних славян мир был заполнен разнообразными духами, под покровительством которых находилось все вокруг. Вера в этих духов была самой прочной, и память о них сохранилась до нашего времени в фольклоре, обрядах, поверьях, заговорах и пр. Таким образом, в сознании людей, живших в глубокой древности, мир был заселен множеством добрых и злых духов, помогавших или вредивших им. Человек робел перед необъяснимыми явлениями и силами природы и искал заступничества у богов.

Жрецы, волхвы и кудесники служили посредниками между людьми и божествами, были служителями языческих богов. Они руководили обрядами, приносили богам жертвы от имени народа, составляли календари и хранили в памяти историю племен и мифы. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействию на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве -- на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.

В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой -- слияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского.

Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в. осуществлялось через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей.

В период матриархата, когда воспитание детей было обязанностью всех членов родовой общины, оно выстраивалось в определенной последовательности: в раннем возрасте – до 4–5 лет, иногда до 7–8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом мужчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию. У восточных славян период детства четко делился на определенные возрастные этапы, которым соответствовало содержание воспитания.

Специфика содержания и форм воспитания зависела также и от того, к какой социальной группе относился ребенок. Традиционно у восточных славян выделялись земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию.

Идеал воспитания детей ремесленников был близок к ценностям земледельческого воспитания, но реализовывался в рамках ученичества. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов.

Дружинники жили обособленно от общины в специальных укрепленных лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать это искусство в гридницах – домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов. Таким образом, воспитание у восточных славян с VI по IX в. имело семейно-сословный характер.

Воспитание детей и подростков у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Оно было процессом включения в определенные виды деятельности. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение жизненного уклада. Сегодня такое воспитание называется в теории педагогики – народной педагогикой - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Народная педагогика изучает следующие категории и понятия.

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники)

Народный календарь славян и его значение в воспитании

Сегодня необходимость и потребность знать свое прошлое является органическим свойством человеческого общества. Одна из задач педагогической науки состоит в том, чтобы сделать объективно значимый опыт достоянием современности. С помощью изучения исследований этнографов XIX – ХХ века возможно реконструировать, хотя бы в общих чертах, картину воспитания детей славян.

Так, одним из эффективных народно-педагогических средств воспитания детей славян был народный календарь. Обрядовая культура народного календаря вобрала в себя существенные черты социальной, экономической жизни, общественный строй, семейно-бытовые отношения, особенности мировоззрения и морали.

Путем привлечения к этой культуре у детей формировалась система мировоззренческих народных знаний.

Народный календарь позволял усваивать знания по астрономии. Астрономическая информация закреплялась в виде празднования дней летнего и зимнего солнцестояния, ознакомления с основными закономерностями движения Солнца и Луны, с другими небесными явлениями. В процессе привлечения к праздникам и обрядам народного календаря у детей также формировались и метеорологические знания. Участие детей и подростков в обрядах формировало соответствующие стереотипы поведения и способ земледельческого хозяйства, который был ведущим в жизнедеятельности наших предков.

Благодаря календарной обрядности у детей воспитывали осознание значимости труда. Они привлекались к аграрным работам с детства, в соответствии со своими возможностями. Праздники летнего цикла были своеобразным ориентиром, устанавливающим четкий срок выполнения определенных сельскохозяйственных работ и направленность воспитания на своевременную организацию труда. При этом учитывали весьма важное значение общественного мнения для каждой семьи и акцент на этом в воспитании.

В обрядовой культуре народного календаря важное место занимали народно-педагогические представления о поведении молодежи: в период жатвы молодежь не собиралась на улице, никогда не играли свадьбу, особенно в земледельческих районах, осуждали лень.

В основе праздников и обрядов календарного цикла передавались верования о единстве Вселенной, включая потусторонний мир, земной и небесный. В календарной летней обрядности передавались обычаи почитания умерших родственников, культ предков. Весной четко прослеживается мировоззренческое представление наших предков о том, что приход нового времени года зависит от предков – юга. Оттуда прилетают птицы, которые приносят весть о приходе весны, а также своеобразное благословение предков на урожайность.

Наказания и поощрения у славян

Среди регуляторов социального поведения большую роль играют моральные нормы. Механизмами соблюдения правильного поведения в наших предков были наказания и поощрения. Предупреждение нежелательного поведения детей осуществлялось через бытование определенных поверий, которые указывали на негативные последствия в будущем, что уменьшало вероятность применения наказаний. Предупреждая нежелательные поступки, у детей воспитывали ответственность за судьбу членов семьи, семьи.

Наказание детей как метод воспитания применялось редко, только в особых случаях (кража, ложь, злословие). Чаще всего его целью было не сделать больно ребенку, но только самим фактом наказания обострить его внимание на серьезности вины, чтобы предотвратить повторение ее в будущем. Наказание сопровождалось словесным наставлениям и объяснением недостойного поведения.

Соответственно, средства семейного воспитания вытекают из закономерностей воспитания и определяют общее направление воспитательного процесса этноса. Проследив отдельные особенности народных обычаев и обрядов, можно заметить, что этика, верования, приметы, символика и атрибутика обрядовой культуры народного календаря; система мер наказания и поощрения способствовали социализации личности.

Мифология славян и народная педагогика

Особенностью народной педагогики славян VI-XIII вв. была ее направленность на сохранение, связанная с языческими верованиями в добрые и злые силы. Дуалистический анимизм, разделение духов на добрых и злых, оберегов и упырей, присущ ранним формам религии. Одухотворяя и олицетворяя разные силы в богах или демонах, люди древних времен стремились привлечь внимание и найти поддержку у первых и отстранить последних с помощью заклинаний, заговоров, действий, применения приятных богам и неприятных демонам зелья и предметов.

Жизнь и воспитание в давние времена имели синкретический характер, разные сферы жизни тесно переплетались между собой, их связующим звеном было, прежде всего, язычество.

Обереги

Рисунок 1. Обереги

Под влиянием языческих верований восточные славяне применяли различные способы, по их мнению, действенной борьбы с детскими болезнями, остатки которых существовали даже в XIX в. Так, распространенными были виды магической передачи болезней. Болезнь передавалась земли, деревьям, животным, людям и различным предметам.

Таким образом, сохранность здоровья и жизни стали приоритетами, движущими силами славян, которые преобразовались в новые ценности, развивая культурные корни народа, его особые воззрения и собственный дух.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Педагогическая культура народа – это сфера его материальной и духовной культуры, непосредственно связанная с воспитанием детей. Она проявляется колыбельными и игровыми песнями, игрушками и детской одеждой, подвижными играми, детскими орудиями труда, правилами кормления детей, детским фольклором, традиционными детскими праздниками и многими другими элементами народной жизни.

Пережитки старины все еще сохраняют свое влияние в обществе. Чаще всего они проявляются в деятельности наиболее отсталой части населения, но иногда и в поведении культурных людей. Интеллектуальная и нравственная бедность, являющиеся порождением патриархального общества, сохраняет свое воздействие на современных людей, наиболее ярко проявляясь в воспитании и педагогической культуре. В глубокой древности монопольная роль в педагогической культуре отдавалась матери.

Предметы ухода за детьми и отношение к процессу воспитания претерпевают постоянные изменения, как и вся материальная и духовная жизнь общества. В народной педагогике часто встречается ситуация, когда люди приобретают умения, но не получают знаний. Это объясняется отсутствием в народной педагогике теоретиков, народные педагоги всегда были мыслящими практиками. При этом может отмечаться несоответствие знания научной теории воспитания педагогической деятельности, так как знать педагогику мало, нужно уметь воздействовать на детей.

Специфика, содержание и формы народного воспитания

Славян отличал определенный характер, поведение, мироощущение, сложившиеся под воздействием образа жизни и воспитания. Они верили в магию и высшее божество, почитали добронравие и воинские умения, были свободолюбивыми, физически крепкими и закаленными.

Дети воспитывались в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждая совершать добрые поступки и предостерегая от злых. Воспитание рассматривали в качестве постепенного взросления члена семьи.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогические воззрения славян были связаны с языческими анимистическими представлениями о природе. Воспитание переплеталось с магией, заклинаниями и заговорами. Особая роль отводилась сложившимся ритуалам, в первую очередь инициации. Воспитание предполагало в первую очередь передачу опыта от старшего поколения к младшему, сохранение привычного уклада жизни. Через обычаи и традиции дети усваивали образцы поведения, взращивая в себе общественно-значимые и полезные качества.

С периода позднего матриархата у славян были организованы дома молодежи. Важная роль в их деятельности была отведена подготовке к инициации, в ходе которой подростков обучали охоте и изготовлению орудий труда, постижению тайных, мифологических ритуалов, а наставники стремились к формированию у молодых людей волевых качеств, дисциплины и выносливости. На специфику содержания и форм воспитания влияло то, к какой социальной группе относится ребенок - земледельцев, ремесленников, дружинников или языческих жрецов.

Земледельцы воспитывали детей в своих семьях. Цель воспитания мальчиков – приобщить к труду, помочь овладеть умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства. Девочек учили вести домашнее хозяйство, ткачество и рукоделие.

Ремесленники воспитывали детей почти так же, как земледельцы. Ученик жил в семье ремесленника, помогал в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, а мастер стремился прививать подросткам нравственные и религиозные нормы поведения, формирует мировоззрение ученика.

Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание обрядов и мифов.

Дружинники жили отдельно от общины в специально укрепленных лагерях, а детей учили военному делу. В 12 лет продолжалось изучение этого искусства в гридницах.

Иными словами, воспитание у славян VI-IX века носило семейно-сословный характер. Переход к семье, состоящей только из супругов и детей, на Руси завершился в VIII-IX веках. Появление парной семьи знаменовало замену общественного воспитания детей на семейное воспитание, ставшее ведущей формой получения образования. Организация семейного воспитания у древних славян обладала некоторой спецификой: в небогатой среде VII века существовал обычай приглашать в семью на воспитание подрастающего поколения наставника, которым обычно был брать матери – дядька.

При отсутствии родного дядьки воспитание детей поручали благочестивым и порядочным соседям. Воспитатели несли ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание знатного отпрыска, обучали его управлению, навыку ведения экономической деятельности и военным навыкам.

С VIII по IX века из-за изменений в экономической и хозяйственной жизни древнеславянская семья претерпела существенные изменения: она стала многодетной, исчезла необходимость привлечения родственников и чужих людей к воспитанию детей. Главными воспитателями стали родители, а к воспитанию младших детей стали подключать старших. Результат семейного воспитания – наследование отроками профессии или ремесла своих родителей.

Одним из главных средств воспитания, кроме языческих ритуалов стали произведения устного народного творчества, которые сохранили свое педагогическое значение и в последующих эпохах. Например, сказки и былины отражают идеал древнерусского воспитания – трудолюбивого, любящего родину и детей человека, способного защитить родную землю и соплеменников от любого врага.

Читайте также: