Индексы физического совершенства организма учащихся кратко

Обновлено: 09.05.2024

Цель: освоить методику оценки физического развития с помощью индексов.

Метод индексов позволяет оценить физическое развитие по отношению отдельных антропометрических признаков с помощью простейших математических выражений. Благодаря несложности определения и наглядности индексы используются достаточно часто, особенно при массовых исследованиях. Но у этого метода есть и недостатки: недостаточная достоверность оценки, отсутствие учета возраста, профессии, спортивной специализации и др.

1. Весо-ростовый индекс (индекс Кетле) можно получить при делении веса (в г) на рост (в см). Этот индекс должен быть в среднем равен для мужчин 370-400 г, для женщин – 325-375.

2. Индекс Брока (ИБ)для оценки массы тела

Величина ИБ от 90 до 110 свидетельствует о нормальном весе, менее 90 – низкий вес, более 110 – повышенный вес.

3. Идеальную массу тела (М) можно рассчитать по формуле Лоренца:

М = Р - [100 - (Р - 150) / 4],

где Р - рост в см.

4. Индекс Бонгардадля определения должного веса

нормальный вес (кг)=рост (см)*ОГК (см)/240

6. Силовые индексы получаются от деления показателей силы на вес и выражаются в процентах. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70-75% веса, у женщин – 50-60%.

Индекс пропорциональности между ОГК и ростом

Нормативы для женщин – 50-52%, для мужчин 52-54%. Показатель менее 50% характерен для узкогрудых, а свыше 55% - для широкогрудых.

8. Для определения конституциональных типов по Черноруцкому используют индекс Пинье:

где Р – рост стоя(см);

В – масса тела (кг),

ОГК - окружность грудной клетки в (см) на выдохе

30>ИП ответной реакции: (нормотонический, гипотонический, гипертонический, дистонический и реакция со ступенчатым подъемом максимального АД), а также по времени к характеру восстановления пульса и АД. Для этого необходимо заполнить таблицу 5.

Индексы физического развития - это показатели физического развития, представляющие собой соотношение различных антропометрических показателей выраженных в априорных математических формулах. При составлении индексов физического развития исходили из того, что размеры тела человека изменяются пропорционально, что не соответствует данным современной возрастной физиологии и морфологии. Поскольку результаты этого метода дают лишь приблизительное значение, его использование может носить очень ограниченный характер.

При использовании таблиц и формул вы часто сталкиваетесь с таким понятием как тип телосложения (астеник, нормостеник и гиперстеник). Наиболее простой метод определения того, какой тип телосложения лично у вас это взять сантиметровую ленту и обмерить запястье в самом узком месте. Если получилось менее 14 см - тип телосложения астенический, если запястье от 14 до 18 см - телосложение нормостеническое, при размерах запястья более 18 см - гиперстеническое телосложение

О с н а щ е н и е: ростомер, весы, кистевой и становой динамометр, спирометр, сантиметровая лента, калькулятор. Работа проводится на человеке.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы.

1. Показатель БРОКА или РОСТО - ВЕСОВОЙ показатель вычисляется по формуле:

Рост(см) – 100 = Масса (кг)

Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто – весового показателя взрослых людей низкого роста, если длина тела от 150 до 165 см, При росте от 166 до 175 см, вычитается цифра 105, а больше 175 см – вычитается цифра 110. При астеническом типе телосложения полученное значение уменьшаем на 10%, при гиперстеническом - увеличиваем на 10%. Полученная разность будет равна массе тела в кг соответствующей данному росту.

Среди формул идеального веса – эта наиболее известна, её предложил более 100 лет назад французский врач Поль Брок. Но он не единственная, более сложная взаимосвязь между ростом и весом была предложена Лоренцом:

Таким образом, женщина ростом 1м 62см должна весить: (162-100)-(162-150)/2=62-6=56кг

Следует отметить, что проблема регулирования веса интересует сегодня многих людей в связи с наличием четкой математической зависимости между весом тела и подверженностью тем или иным заболеваниям. Особенно это касается избыточного веса. Тучность снижает физическую работоспособность, провоцирует возникновение таких заболеваний, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, рак, способствует преждевременному изнашиванию суставов. Каждый килограмм лишнего веса дает нам в перспективе 1-2 мм.рт.ст. повышенного артериального давления и сокращает жизнь. Потому приведем еще несколько известных формул расчета должно веса.

3. Формула ВОРОБЬЕВА:

м у ж ч и н ы: = 50 + (рост - 150) х 0,75 + -----------------

ж е н щ и н ы: = 50 + (рост - 150) х 0,32 + ----------------

4. Должный вес с учетом КОНСТИТУЦИИ тела (телосложения)

где, Р - вес (кг); К1 и К2 - коэффициенты конституции тела, L- рост (см);

Таблица 4. Поправочные коэффициенты расчета веса тела.

Коэффициенты Астеник Нормостеник Гиперстеник
К1 0,83 (0,72) 0,74 (0,73) 0,89 (0,69)
К2 80 (65) 60 (62) 75 (48)

В скобках указаны коэффициенты для женщин.

5. Формула КЬЮТЛА или индекс массы тела (ИМТ)

Этот способ расчета считается на сегодняшний день лучшим и признан во всем мире.

Возрастные группы Приемлемый ИМТ Возрастные группы Приемлемый ИМТ
19 – 24 19 – 24 45 -54 22 – 27
25 – 34 20 – 25 55 – 64 23 – 28
35 – 44 21 – 26 Старше 65 24 - 29

Для студентки 2-3 курса превышение индекса выше 24 говорит об избыточном весе, а выше 29 – об ожирении.

Кроме оценки величины должного веса, известны индексы, позволяющие оценить степень развития и других физиологических показателей.

6. Весо – ростовой показатель или показатель УПИТАННОСТИ или показатель КЕТЛЕ.

где Р – масса тела в граммах, L – длина тела в сантиметрах.

Этот показатель характеризует упитанность – сколько граммов массы приходится на 1 см длины тела. При крепком физическом развитии у юношей 350 – 400 г/см, у девушек – 325 – 380 г/см.

7. Зная длину тела в двух положениях, можно найти КОЭФФИЦИЕНТ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ




ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ(КП), который измеряется в процентах.

КП = --------------- х 100

Где, L1 – длина тела в положении стоя; L2 – длина тела в положении сидя.

В норме КП = 87-92%. Коэффициент имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (гор нолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество перед лицами с низким КП в прыжках, беге. У женщин коэффициент пропорциональности ниже, чем у мужчин.

8. Показатель СИЛЫ КИСТИ:

ПСК= a/P x 100 %

где a - динамометрия сильной кисти, Р - масса тела в кг.

У девушек индекс в среднем 40 – 50 %, у юношей 60 - 70 % характеризует хорошее физическое развитие.

9. Показатель СТАНОВОЙ СИЛЫ:

где, S - становая сила в килограммах, Р -- масса тела в килограммах.

Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170 - 200% - ниже средней, 200 - 230% - средней, 230 - 250% - выше средней, выше 260 - высокой.

10. ЖИЗНЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ определяется делением ЖЕЛ на массу тела.

Частное от деления ниже 65-70 см3/кг у мужчин и 55-60 см3/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

11. Показатель ЭРИСМАНА или Индекс пропорциональности развития грудной клетки.

где Т - окружность грудной клетки в покое, L - длина тела в см.

Нормальная разница должна составлять 5 - 8 см для мужчин и 3 - 4 см для женщин. Если разница равна или превышает названные цифры, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует об узкогрудии и слабом физическом развитии.

12. Индекс ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ или показатель ПИНЬЕ:

где Т - окружность грудной клетки в см, L - длина тела в см, Р - масса тела в кг.

Если остаток 10 - 15 ед.- физическое развитие крепкое, если 25 ед. - физическое развитие среднее, если больше 30 - слабое.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения, который зависит от развития грудной клетки и массы тела, может ввести в заблуждение, если большие значения массы тела и окружности грудной клетки отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом наличия избыточного веса.

обхват талии = рост х 0,35 Рост (см) х 3,5

обхват бедер = рост х 0,54 Вес = ( ------------------------ -108) х 0,453

обхват груди = рост х 0,5 2,54

1. Путем наблюдения оцените соматоскопические признаки, сделайте вывод о типе телосложения.

2. Проведите антропометрические и физиометрические измерения, результаты измерений запишите в тетради.

3. Рассчитайте должные антропометрические показатели и индексы физического развития.

4. Сравните расчетные показатели, с реально измеренными.

5. На основании расчетов и сравнений сделайте вывод о соответствии показателей физического развития норме.

Индексы физического развития - это показатели физического развития, представляющие собой соотношение различных антропометрических показателей выраженных в априорных математических формулах. При составлении индексов физического развития исходили из того, что размеры тела человека изменяются пропорционально, что не соответствует данным современной возрастной физиологии и морфологии. Поскольку результаты этого метода дают лишь приблизительное значение, его использование может носить очень ограниченный характер.

При использовании таблиц и формул вы часто сталкиваетесь с таким понятием как тип телосложения (астеник, нормостеник и гиперстеник). Наиболее простой метод определения того, какой тип телосложения лично у вас это взять сантиметровую ленту и обмерить запястье в самом узком месте. Если получилось менее 14 см - тип телосложения астенический, если запястье от 14 до 18 см - телосложение нормостеническое, при размерах запястья более 18 см - гиперстеническое телосложение

О с н а щ е н и е: ростомер, весы, кистевой и становой динамометр, спирометр, сантиметровая лента, калькулятор. Работа проводится на человеке.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы.

1. Показатель БРОКА или РОСТО - ВЕСОВОЙ показатель вычисляется по формуле:

Рост(см) – 100 = Масса (кг)

Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто – весового показателя взрослых людей низкого роста, если длина тела от 150 до 165 см, При росте от 166 до 175 см, вычитается цифра 105, а больше 175 см – вычитается цифра 110. При астеническом типе телосложения полученное значение уменьшаем на 10%, при гиперстеническом - увеличиваем на 10%. Полученная разность будет равна массе тела в кг соответствующей данному росту.

Среди формул идеального веса – эта наиболее известна, её предложил более 100 лет назад французский врач Поль Брок. Но он не единственная, более сложная взаимосвязь между ростом и весом была предложена Лоренцом:

Таким образом, женщина ростом 1м 62см должна весить: (162-100)-(162-150)/2=62-6=56кг

Следует отметить, что проблема регулирования веса интересует сегодня многих людей в связи с наличием четкой математической зависимости между весом тела и подверженностью тем или иным заболеваниям. Особенно это касается избыточного веса. Тучность снижает физическую работоспособность, провоцирует возникновение таких заболеваний, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, рак, способствует преждевременному изнашиванию суставов. Каждый килограмм лишнего веса дает нам в перспективе 1-2 мм.рт.ст. повышенного артериального давления и сокращает жизнь. Потому приведем еще несколько известных формул расчета должно веса.

3. Формула ВОРОБЬЕВА:

м у ж ч и н ы: = 50 + (рост - 150) х 0,75 + -----------------

ж е н щ и н ы: = 50 + (рост - 150) х 0,32 + ----------------

4. Должный вес с учетом КОНСТИТУЦИИ тела (телосложения)

где, Р - вес (кг); К1 и К2 - коэффициенты конституции тела, L- рост (см);

Таблица 4. Поправочные коэффициенты расчета веса тела.

Коэффициенты Астеник Нормостеник Гиперстеник
К1 0,83 (0,72) 0,74 (0,73) 0,89 (0,69)
К2 80 (65) 60 (62) 75 (48)

В скобках указаны коэффициенты для женщин.

5. Формула КЬЮТЛА или индекс массы тела (ИМТ)

Этот способ расчета считается на сегодняшний день лучшим и признан во всем мире.

Возрастные группы Приемлемый ИМТ Возрастные группы Приемлемый ИМТ
19 – 24 19 – 24 45 -54 22 – 27
25 – 34 20 – 25 55 – 64 23 – 28
35 – 44 21 – 26 Старше 65 24 - 29

Для студентки 2-3 курса превышение индекса выше 24 говорит об избыточном весе, а выше 29 – об ожирении.

Кроме оценки величины должного веса, известны индексы, позволяющие оценить степень развития и других физиологических показателей.

6. Весо – ростовой показатель или показатель УПИТАННОСТИ или показатель КЕТЛЕ.

где Р – масса тела в граммах, L – длина тела в сантиметрах.

Этот показатель характеризует упитанность – сколько граммов массы приходится на 1 см длины тела. При крепком физическом развитии у юношей 350 – 400 г/см, у девушек – 325 – 380 г/см.

7. Зная длину тела в двух положениях, можно найти КОЭФФИЦИЕНТ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ

ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ(КП), который измеряется в процентах.

КП = --------------- х 100

Где, L1 – длина тела в положении стоя; L2 – длина тела в положении сидя.

В норме КП = 87-92%. Коэффициент имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (гор нолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество перед лицами с низким КП в прыжках, беге. У женщин коэффициент пропорциональности ниже, чем у мужчин.

8. Показатель СИЛЫ КИСТИ:

ПСК= a/P x 100 %

где a - динамометрия сильной кисти, Р - масса тела в кг.

У девушек индекс в среднем 40 – 50 %, у юношей 60 - 70 % характеризует хорошее физическое развитие.

9. Показатель СТАНОВОЙ СИЛЫ:

где, S - становая сила в килограммах, Р -- масса тела в килограммах.

Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170 - 200% - ниже средней, 200 - 230% - средней, 230 - 250% - выше средней, выше 260 - высокой.

10. ЖИЗНЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ определяется делением ЖЕЛ на массу тела.

Частное от деления ниже 65-70 см3/кг у мужчин и 55-60 см3/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

11. Показатель ЭРИСМАНА или Индекс пропорциональности развития грудной клетки.

где Т - окружность грудной клетки в покое, L - длина тела в см.

Нормальная разница должна составлять 5 - 8 см для мужчин и 3 - 4 см для женщин. Если разница равна или превышает названные цифры, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует об узкогрудии и слабом физическом развитии.

12. Индекс ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ или показатель ПИНЬЕ:

где Т - окружность грудной клетки в см, L - длина тела в см, Р - масса тела в кг.

Если остаток 10 - 15 ед.- физическое развитие крепкое, если 25 ед. - физическое развитие среднее, если больше 30 - слабое.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения, который зависит от развития грудной клетки и массы тела, может ввести в заблуждение, если большие значения массы тела и окружности грудной клетки отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом наличия избыточного веса.

обхват талии = рост х 0,35 Рост (см) х 3,5

обхват бедер = рост х 0,54 Вес = ( ------------------------ -108) х 0,453

обхват груди = рост х 0,5 2,54

1. Путем наблюдения оцените соматоскопические признаки, сделайте вывод о типе телосложения.

2. Проведите антропометрические и физиометрические измерения, результаты измерений запишите в тетради.

3. Рассчитайте должные антропометрические показатели и индексы физического развития.

4. Сравните расчетные показатели, с реально измеренными.

5. На основании расчетов и сравнений сделайте вывод о соответствии показателей физического развития норме.

Силу, ловкость, быстроту, выносливость всегда измеряют в абсолютных результатах (в метрах, секундах, килограммах). Эти величины напрямую зависят от антропометрических данных людей (роста и веса). А вот Б.П. Никитин стал искать другие критерии, которые действительно говорили бы об уровне физического совершенства человека.
Мы заинтересовались этой системой индексов, и нам захотелось апробировать ее в нашей школе и сравнить результаты с данными других школ.
Изучив систему индексов, мы поняли, что они показывают действительную картину физического развития учащихся, независимо от возраста, роста и пола.
Мы вычислили скоростной индекс и индекс прыгучести по нормативам "Эрэл" для I, II, III ступеней.

Порядок знакомства:

Открыть файл "Индексы физического совершенства организма учащихся.doc"

Описания силового индекса, показателя качества мышц организма. Расчет индекса прыгучести, метания и скоростного индекса. Изучение взаимосвязи силы, ловкости, быстроты с антропометрическими данными людей. Анализ новых методик на уроках физической культуры.

Рубрика Спорт и туризм
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 21.12.2010
Размер файла 2,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Составление учебных нормативов по физической культуре с использованием индексов физического совершенства организма учащихся

Стяжкина Ирина Александровна, учитель физической культуры средней школы №16

г. Костанай, 2010

Отсюда следует, что деление детей при сдаче различных нормативов по физической культуре только по возрасту, особенно если при этом иметь в виду, что в четырех случаях из пяти рост или вес больше сказываются на результате, чем возраст, неоправданно. Однако все учебные программы по физической культуре ориентированы только на паспортный возраст ребенка.

Актуальность данной проблемы очевидна, она обусловлена рядом специфических причин.

Во-первых, желанием введения других критериев, которые действительно говорили бы об уровне физического совершенства человека.

Во-вторых, попыткой введения новых методик на уроках физической культуры.

В-третьих, проблемой повышения мотивации учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом.

Среди нормативных требований в системе управления физической подготовленностью школьников наибольшее значение имеют должные нормы, основанные на анализе сведений о том, что должен уметь делать учащийся, чтобы успешно выполнять учебные задания, которые ставятся перед ним в процессе обучения. Преимущество должных норм проявляется в том, что они по своему содержанию должны соответствовать заданному уровню физической подготовленности учащихся, а также конкретно указывать на развитие тех физических качеств, которые необходимы для выполнения изучаемого двигательного действия.

Силу, ловкость, быстроту, выносливость во всем мире измеряют в абсолютных результатах (в метрах, секундах, килограммах). Эти величины напрямую зависят от антропометрических данных людей (роста и веса).

А вот Борис Павлович Никитин стал искать другие критерии, которые действительно говорили бы об уровне физического совершенствования человека, его скелетно-мышечной системы, той самой, которая является ведущей в организме.

· Для того, чтобы вычислить скоростной индекс, мы вывели следующую формулу:

Iv=S/((2*R-(m+111))/100)/t (для мальчиков),

Iv=S/((2*R-(m+108))/100)/t (для девочек),

· где S - дистанция бега в метрах, R - рост в метрах, m - вес в килограммах, t - время бега в секундах.

· Чтобы вычислить индекс метания, мы применили следующую формулу:

It=S/(2*(m+111)-R)*100 (для мальчиков), It=S/(2*(m+108)-R)*100 (для девочек),

где S - дальность метания в метрах, R - рост в метрах, m - вес учащегося в килограммах.

· Индекс прыгучести вычисляется по следующей формуле:

Ij=S/(2*R-(m+111)) (для мальчиков), Ij=S/(2*R-(m+108)) (для девочек),

где S - дальность прыжка в сантиметрах, R - рост в сантиметрах, m - вес в килограммах.

Далее для вычисления контрольных индексов физического совершенства организма учащихся мы в каждую из формул подставили антропометрические данные среднестатистического школьника и результат, который должен показать учащийся для оценки по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств (из учебной программы по физической культуре). Для каждого возраста и для каждой оценки проводилось отдельное вычисление. Так как при вычислении индексов мы получили для 5-9-х и 10-11-х классов одинаковые показатели (отклонение незначительное), была составлена общая контрольная таблица индексов физического совершенства организма для этих классов.

Все результаты можно смотреть на гиперссылках:

1. Результаты тестирования учащихся по установленным учебным нормативам.

Примечание: предложенные таблицы содержат формулы, поэтому учителя физической культуры могут их использовать, заполняя ячейки данными своих учащихся и результатами их тестирования.

Следует отметить, что учащиеся, имеющие, гармоничное развитие в соответствии со своим возрастом показывают одинаковую оценку уровня физического совершенства, как по таблице индексов, так и по установленным нормам. Это очевидно, так как учебные нормативы по физической культуре разрабатывались для средне статического обучающегося.

Учащиеся, опережающие своих сверстников в развитии, при новой системе оценки уровня физического совершенства имеют показатели ниже. Например, общий рейтинг Острянина Егора, учащегося 11 А класса, победителя различных соревнований, (при росте 180 см и весе 66 кг) понизился в параллели с 1-ой позиции до 3-й, а по школе с 1-ой до 6-й.

И наоборот, оценка уровня физических качеств у учащихся, имеющих отклонения в физическом развитии (вес, рост), стала выше. Возрос и их рейтинг. Например, средний рейтинг Белисаровой Динары, учащейся 7 А класса, (рост 152 см, вес 68 кг) стал: в параллели - 21 (был 26), по школе - 102 (был 123).

силовой прыгучесть антропометрический мышца

Мы только приобретаем опыт по использованию системы индексов физического совершенства организма учащихся в нашей школе, но даже этот небольшой опыт говорит о ее больших преимуществах и возможностях.

Во-первых, индексы объективно выражают действительную меру физического совершенства организма независимо от антропометрических данных ребенка.

Во-вторых, индекс, выражая любое из измеряемых качеств (силу, быстроту, прыгучесть и др.) численной величиной, может служить каждому человеку средством самоконтроля, а тренеру и учителю физической культуры позволит исследовать процессы развития отдельных физических качеств и их возрастные изменения, объективно сравнивать эффективность различных методов и методик, применяемых на уроках физической культуры и на занятиях в спортивных секциях.

В-третьих, применение индексов физического совершенства организма именно в школьном периоде, создает благоприятные условия для того, чтобы у подростка не было низкой самооценки и чувства отверженности. Ведь в этих индексах рост и вес играет определяющую роль, как связь с функциональными возможностями организма. И тем самым создаются новые возможности для формирования позитивной самооценки достижений и развития личностных качеств.

1. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей. Москва, 1990 г.

Подобные документы

Разностороннее укрепление и совершенствование организма человека, улучшение его жизнедеятельности как основная цель физической культуры. Социальные функции физической культуры в высшем учебном заведении. Признаки и показатели физического совершенства.

презентация [101,5 K], добавлен 13.04.2014

Физические качества и функциональные свойства организма. Упражнения для развития силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости. Зависимость между уровнем физической подготовки и уровнем здоровья. Нормирование нагрузок в физическом воспитании.

презентация [1,7 M], добавлен 11.02.2016

дипломная работа [59,2 K], добавлен 01.05.2015

Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре. Основные виды физического воспитания в средних специальных учебных заведениях. Особенности методики занятий физическими упражнениями в учебных отделениях, условия распределения студентов.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 02.11.2014

Роль и значение физической культуры в воспитании здорового образа жизни человека. Составление комплекса упражнений утренней гимнастики для людей в возрасте, физкультминутки для учащихся высших учебных заведений. История возникновения Олимпийских игр.

шпаргалка [59,8 K], добавлен 25.11.2014

Волейбол в системе физической культуры. Физическая и акробатическая подготовка волейболистов. Применение подвижных игр и эстафет, способствующих развитию быстроты и ловкости, прыгучести, скоростно-силовой выносливости, координации и точности движений.

реферат [562,4 K], добавлен 05.07.2009

Повышение эффективности физического воспитания средствами единоборств на уроках физической культуры. Развитие различных физических качеств учащихся с учетом возрастных периодов и акцентированного использования самбо на уроках физической культуры.

Читайте также: