История создания казначейства в россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

При Иване III Российское централизованное государство объединило русские земли, и управлять ими как отдельной вотчиной стало невозможно. Государственное хозяйство отделилось от собственно великокняжеского, поэтому были созданы первые государственные органы, в их числе казна, которая стала не только финансовой, но и дипломатической структурой и государственным архивом. Во главе казны стоял казначей, ответственный за сбережение финансов государства. Тогда же под Благовещенским собором Московского Кремля были устроены подземные каменные хранилища для казны, а на набережной был построен Казенный двор, где чеканили серебряные монеты.

Во время правления Ивана IV статус казначеев получил первое в отечественной истории определение в служебной иерархии — они вошли в Боярскую думу и были наделены совещательными функциями. Казначеи ведали государевыми доходами, которые создавались трудом всего народа и свидетельствовали об экономической мощи России. Представление о государевой казне как личной царской сокровищнице отошло в прошлое. Значение слова расширилось и воспринималось уже как совокупность всех материальных ресурсов государства. Иностранцы в тот период оценивали царскую казну примерно в 1,4 тысячи счетных рублей. Эти данные условно считаются первыми сведениями о российском бюджете.

В Смутное время царские сокровища были полностью расхищены самозванцами, боярами-временщиками, а также польским гарнизоном, оккупировавшим Московский Кремль в 1609–1612 годах.

В XVII веке тяжелый и упорный труд народа позволил вновь наполнить казну. Правительство провело подворные переписи населения и осуществило ряд налоговых и денежных реформ. Охрана финансовых интересов государства обеспечивалась Соборным уложением 1649 года. Развитие государства в XVII веке сформировало предпосылки для дальнейшего совершенствования методов казначейской деятельности, были выработаны основы законодательной регламентации казначейской службы.

Первый государственный бюджет В начале XVIII века Петр I провел ряд выдающихся финансовых реформ: были учреждены три финансовые коллегии с исполнительными функциями. Камер-коллегия руководила сбором податей, Штатс-контор-коллегия фиксировала государственные расходы, а Ревизион-коллегия проверяла расходование средств государственными органами. Финансовые коллегии действовали на основе регламентов, определявших их структуры, функции и штаты. Эти меры значительно снизили возможности для казнокрадства, увеличили поступления в казну и позволили впервые в истории России создать государственную роспись. Однако полной централизации финансового управления создать тогда все же не удалось: сохранялся специализированный характер сборов с предназначением каждого из них для финансирования определенной отрасли управления.

Для этого в 1773 году была учреждена экспедиция о государственных доходах с функцией сбора информации о поступавших в казну средствах. В результате в 1773, 1776 и 1777 годах появились первые окладные книги, где фиксировались доходы государства. Начиная с 1781 года росписи о доходах стали регулярными и единообразными, сократилось число государственных учреждений, которые самостоятельно собирали подати и расходовали их по своему усмотрению. Но создать роспись расходов и соединить ее с росписью доходов в единую государственную роспись, приближавшуюся по своей сущности к общегосударственному бюджету, и в тот период не удалось. Стало ясно, что для составления государственной росписи на принципах регулярности, единства, полноты, централизации и законности нужна специально организованная казначейская структура.

В 1775 году в рамках губернской реформы были созданы местные финансово-ревизионные учреждения — губернские казенные палаты и подчинявшиеся им уездные казначейства. Им вменялось предоставлять в экспедицию о государственных доходах достоверные сведения о ежегодных поступлениях. В 1779 году была созданы и учреждены в Санкт-Петербурге и Москве экспедиции для ревизии государственных счетов, а также казначейства для остаточных и штатных сумм, которые хранили денежные средства, воплощавшие бюджет государства и внебюджетные суммы, а также заведовали расходами по ним. Для усиления централизации казначейской службы в 1796 году Павлом I была введена должность государственного казначея, которую занял граф Алексей Иванович Васильев.

Меры правительства по созданию казначейских структур и окладных книг явились предпосылками для учреждения в 1802 году Министерства финансов и должности министра финансов России. На пост главы ведомства указом Александра I был назначен все тот же Васильев. Под его руководством в 1804 году был впервые составлен государственный бюджет, в котором отразились как доходы казны, так и ее расходы.

Экспедиция о государственных доходах сыграла значимую роль в процессе финансирования русской армии в Отечественной войне 1812 года: была создана инструкция для перевозки казенных сумм в районы боевых действий, разработана нормативная база и проведена операция по изъятию фальшивых ассигнаций после изгнания из России войск Наполеона.

Департамент государственного казначейства на службе государства Структура и функции Министерства финансов продолжали совершенствоваться на протяжении нескольких десятилетий. Важнейшим преобразованием явилась реорганизация 2 февраля 1821 года экспедиции о государственных доходах, которая включала в себя четыре подразделения (государственных доходов, расходов, для свидетельства счетов, для взыскания по начетам и недоимкам и ревизии счетов), в централизованную казначейскую организацию в структуре Министерства финансов — Департамент Государственного казначейства. Учрежденное 3 февраля того же года Главное казначейство подчинялось Департаменту Государственного казначейства. Должность государственного казначея была упразднена, а департамент возглавил директор.

Первые два десятилетия деятельности Департамента Государственного казначейства были отмечены важнейшими достижениями: разработаны правила хранения и ревизии государственных денежных сумм в казначействах, правила отчетности казенных палат, утверждена инструкция уездным казначеям. В это же время начал составляться ежегодный генеральный кассовый отчет, были сформированы первые сбалансированные (равновесные) государственные бюджеты и разработан и осуществлен выпуск билетов Государственного казначейства на сумму 30 миллионов рублей серебром. В 1840 году Департамент Государственного казначейства пересчитал средства государственного бюджета с ассигнаций на серебро в связи с проведением реформы серебряного монометаллизма.

В 1850-е годы директора Департамента Государственного казначейства предпринимали жесткие меры по сокращению казнокрадства, упорядочению составления государственной росписи и поддержанию финансовой дисциплины как в стране в целом, так и в департаменте, подведомственных ему казенных палатах и уездных казначействах. Но их попытки не дали значимых результатов — административная система, крепостнический уклад в целом переживали глубокий кризис.

Эпоха великих реформ 1860–1870 годов стала особым периодом в деятельности Департамента Государственного казначейства. Были подготовлены основополагающие нормативные документы: Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений и Инструкция казенным палатам по управлению кассами Министерства финансов, счетоводству и отчетности. В соответствии с ними началась реформа, направленная на достижение единства кассы. В соответствии со сметными правилами общая отчетность на основе оригиналов приходно-расходных документов и кассовых книг стала составляться казенными палатами. Началась публикация государственной росписи доходов и расходов, ранее являвшейся государственной тайной. Итогом этой работы стало составление в 1871 году первого профицитного государственного бюджета.

В 1870–1880 годах функции Департамента Государственного казначейства и казенных палат расширились, и из учреждений исключительно счетных они превратились в счетно-податные. На основе нового кассового устава был открыт особый текущий счет Департамента государственного казначейства в Государственном банке для хранения и выдачи казенных сумм. На казначейские отделения казенных палат было возложено бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам. Усложнилась деятельность уездных казначейств: после введения правил обращения сумм земских учреждений в кассах министерства финансов в обязанности уездных казначейств вменено проведение банковских операций по открытию текущих счетов, размену денег, уплате процентов по купонам, переводу денег. Обороты специальных средств и депозитов увеличили число отдельных счетов и записей в кассовых и бухгалтерских книгах.

В связи с проведением денежной реформы С. Ю. Витте средства государственного бюджета были пересчитаны с учетом их золотого эквивалента. В начале ХХ века была создана новая классификация расходной части бюджета. В условиях экономического роста и разнообразия хозяйственных укладов в России в каждом губернском и практически в каждом уездном городе действовали казначейства, исполнявшие многообразные и сложные функции, в числе которых, к примеру, было исполнение инструктивных документов для эвакуации из западных губерний казначейств в случае войны с Германией. Во время Первой мировой войны, когда система управления Российской империи начала давать сбои, Департамент Государственного казначейства функционировал достаточно слаженно и эффективно, обеспечивая финансовые потребности и фронта, и тыла.

Власть большевиков абсолютное большинство служащих казначейства не признало и отказалось выдавать государственные денежные средства советскому правительству. Руководство Департамента Государственного казначейства вынужденно подало в отставку, но государственная служба казначеев этим не завершилась. С весны и до осени 1918 года они руководили эвакуацией Департамента Государственного казначейства из Петрограда в Москву и одновременно работали в комиссии по правовой и финансово-экономической экспертизе условий Брестского мирного договора и разработке принципов взаимозачета России и Германии по возмещению убытков от Первой мировой войны.

В 1920 году казначейства как исполнительные органы финансового управления окончательно прекратили свое существование как в центре, так и на местах. В советское время в составе Наркомата (а позднее — Министерства) финансов СССР действовали Контрольно-ревизионное управление, Бюджетное управление и ряд других подразделений, частично исполнявших функции упраздненного казначейства. Кассовые и отчасти — контрольные полномочия казначейства выполнял Госбанк СССР.

Новейшая история казначейства в России В начале 1990-х годов государственные финансы вступили в новую эпоху институциональных трансформаций. Современная Россия возникла как федеративное государство с обновленной бюджетной системой. Начал функционировать Центральный банк Российской Федерации, а Государственный банк СССР, на базе которого он был создан, прекратил существование. Центральный банк Российской Федерации является независимым государственным финансовым институтом, приоритеты которого (наряду с исполнением функции денежной эмиссии) в то время состояли в создании двухуровневой банковской системы, организации расчетов и денежного обращения в стране.

Вопросы исполнения бюджетов в соответствии с формирующимся законодательством перестали быть функциональной обязанностью Банка России. На законодательном уровне также ему было запрещено осуществлять кредитование расходов бюджетной системы и компенсацию кассовых разрывов в процессе исполнения бюджетов. В результате Банк России взял курс на передачу счетов по учету бюджетных средств из своих учреждений в кредитные организации, и вся деятельность по обеспечению банковского исполнения государственного бюджета претерпела значительные сущностные изменения.

В этих условиях необходимость срочного решения вопроса о способе организации исполнения бюджетов встала очень остро. Первоначальные попытки осуществить этот процесс через систему так называемых уполномоченных коммерческих банков не дали положительного результата по причине разнонаправленности целеполагания управленцев в государственном и реальном секторах экономики. В результате при отсутствии достаточного объема бюджетной ликвидности и высокой стоимости этих денежных ресурсов нормой стало чрезвычайно медленное и непредсказуемое по результату продвижение средств, как собираемых в доходы федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы, так и средств, предназначенных для финансирования бюджетных расходов.

Ситуация усугублялась массовыми банкротствами кредитных организаций и повсеместным переходом на неденежные формы расчетов с бюджетами (налоговые освобождения, взаимозачеты и т. п.).

Этапным событием для казначейской системы исполнения бюджетов стало вступление в силу Бюджетного кодекса. Важным моментом для дальнейшего развития Казначейства России явилась унификация способов реализации права главного распорядителя средствами федерального бюджета в отношении подведомственных ему учреждений. В сжатые сроки были открыты распределительные и расходные лицевые счета по всей иерархии организации учреждений от главного распорядителя средств федерального бюджета до их получателя. Таким образом, был сделан важнейший шаг для успешной реализации принципа казначейской службы: учет и движение бюджетных прав и обязательств должны быть отчуждены от движения реальных денежных средств на счетах.

Казначейство России также является оператором важнейших государственных информационных систем: в сфере государственных и муниципальных закупок, в части осуществления платежей в пользу государственного сектора экономики, в вопросах обеспечения транспарентности данных бюджетного процесса и т. д. Наконец, в 2016 году был успешно осуществлен процесс передачи Казначейству России функций упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Результатом этого явилось наделение Федерального казначейства всеми полномочиями по контролю в финансово-бюджетной сфере.

На протяжении почти четверти века со времени своего воссоздания Казначейство России продолжает трансформироваться в структуру, обеспечивающую бесперебойное и эффективное кассовое обслуживание бюджетов и государственных внебюджетных фондов на уровне лучших международных практик.

Станислав Прокофьев, заместитель руководителя Казначейства России, председатель Совета по истории Казначейства России, профессор, доктор экономических наук

Наталия Разманова, член Совета по истории Казначейства России, доктор исторических наук

Казначейство рф

Казначейство в России прошло длинный и сложный путь становления. Его история развития неразрывно связная с историей нашей страны.

Принято считать, что Казначейство было основано ещё в Древней Руси. В тот момент появилась должность казначея. Его основная работа заключалась в учете и хранении княжеских ценностей.

По мере увеличения казны, должность казначея стала цениться выше и, следовательно, требовала дополнительного контроля. Так во времена правления Ивана III появились первые казенные дворы.

В период правления Петра I, в связи с преобразованием финансовой системы, появились Счетная или Казначейская контора. Последняя выполняла функцию учета и контроля правильного поступления налогов.

Она закончила свою деятельность в 1742 году.

В том же году появилась должность уездного казначея. В его обязанности входил прием и хранение казенных доходов местного уезда. После приема денег он выдавал квитанции.

Однако официальная должность государственного казначея была введена Павлом I.

Динамичное развитие финансового положения страны логично подвело власть к созданию Министерства финансов и Государственного Казначейства.

Далее, после восхождения на престол Александра I, был принят ряд реформ, которые касались всех областей государственного управления. Именно Манифестом в 1802 году 8 сентября было учреждено Министерство Финансов и должность министра финансов. Васильев Алексей Иванович стал первым министром финансов России.

В 1821 г. учредили Департамент государственного казначейства, которому были подчинены все казначеи с их функциями. Первые два десятилетия 19 века отмечены следующими событиями в формировании казначейства:

  • разработаны правила хранения казенных денег;
  • проведена ревизия государственных доходов и расходов;
  • разработаны правила отчетности казенных палат;
  • создана инструкция для уездных казначеев.

В 1858 году было положено начало реформы в бюджетном, кассовом и ревизионном деле.

В период правления императора Александра II была поставлена задача — ввести единство кассы.

Во второй половине XIX века, в период великих реформ 60-70 годов происходит централизация государственного хозяйства. В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы.

В октябре 1917 года государственное казначейство было расформировано в связи с революцией. Функции казначеев выполняли новые органы власти.

Далее во времена советской власти функции казначеев были переданы Наркомату. Был создан ряд контрольно-ревизионных управлений. Кассовые функции были переданы Госбанку СССР.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года
№ 864 “О Федеральном казначействе Российской Федерации” был решен вопрос о создании Федерального казначейства. С этого момента началось возрождение казначейства в России.
постановления Правительства РФ от 27 августа 1993 г.

Казначейством РФ был создан единый казначейский счет федерального уровня, необходимый для организации процесса исполнения бюджетов различных уровней.

В 2016 году Федеральному казначейству были переданы функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Таким образом, сегодня в России Федеральное Казначейство наделено всеми функциями по управлению и контролю над распределением государственных финансов.


В этом году исполняется 25 лет со дня образования органов Федерального казначейства. Указом Президента России 8 декабря 1992 года было создано главное расчетное ведомство страны. Впрочем, правильнее назвать эту дату днем возрождения Казначейства России.

В 1710 году по указу Петра I (1682-1725 гг.) была создана Счетная или Казначейская контора, которая была призвана следить за поступлением налогов. Были учреждены три важнейших финансовых коллегии: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и ревизион-коллегия, наблюдавшая за расходованием средств государственными органами.

Реформы Екатерины II (1762-1796 гг.) расширили казначейскую систему: в каждой губернии были созданы казенные палаты, которые выполняли функции представительств на местах. Были упорядочены учет и отчетность, что позволило составлять более реальный бюджет.

Для усиления централизации казначейской службы в 1796 году Императором Павлом I (1796-1801 гг.) была введена должность государственного казначея, которую занял граф А.И. Васильев. С этого времени управление финансами государства становится самостоятельным и централизованным.

В 1802 году Император Александр I (1801-1825 гг.) проводит очередную реформу государственного управления, в результате которой учреждается Министерство финансов, в состав которого входит и казначейство. На пост главы ведомства был назначен все тот же граф А.И. Васильев. Под его руководством в 1804 г. был впервые составлен государственный бюджет, в котором отразились как доходы казны, так и ее расходы. Созданная А.И. Васильевым система по сути просуществовала до 1918 года, не претерпев серьезных изменений.

События октября 1917 года стали для отлаженной системы казначейства роковым рубежом. В ноябре 1918 года по декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР казначейство и его местные органы были упразднены и присоединены к учреждениям Народного банка. Многовековая история развития казначейства остановилась на 70 лет.

С распадом СССР и реформой банковской системы в Российской Федерации бюджетные средства оказались в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности, а государственные финансы рассматривались ими как кредитный ресурс. Отсутствие надлежащего учета бюджетных средств привело к ослаблению контроля за их расходованием, возникали постоянные задержки в проведении бюджетных расчетов. Ситуация усугублялась массовыми банкротствами кредитных организаций и повсеместным переходом на неденежные формы расчетов с бюджетами (налоговые освобождения, взаимозачеты и т. п.).

При воссоздании системы казначейства ставилась цель, сохранив преемственность традиций, опыта и роли учреждений казначейства Российского государства, наделить его функциями и полномочиями не только государственного кассира и контролера, но и управляющего государственными финансами.

Основателем и первым начальником Главного управления Федерального казначейства –являлся заместитель министра финансов Российской Федерации А.В. Смирнов.

За первые годы работы казначейства была организована сеть территориальных органов, разработаны первоначальные нормативные документы и принципы взаимодействия с другими участниками бюджетного процесса, организовано исполнение федерального бюджета по доходам.

В 1998 году казначейство возглавила Т.Г. Нестеренко, государственный деятель, первоклассный экономист, экспериментатор, завершившая формирование казначейской системы. В период ее руководства достигнут максимальный охват казначейскими процедурами средств федерального бюджета, осуществлена разработка и внедрение необходимого массива нормативных документов, регламентирующих процедуры исполнения и учета операций со средствами федерального бюджета, подготовлены и утверждены концептуальные документы, устанавливающие стратегию полномасштабного развития системы казначейства в России.

Важным шагом в развитии казначейской системы был переход в 1996 году на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.

2001 год ознаменовался началом нового этапа трансформации системы казначейства. В целях повышения эффективности управления государственными финансами и централизации учета средств федерального бюджета была разработана Концепция функционирования Единого казначейского счета. Позднее были созданы единые казначейские счета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Все они открыты и ведутся в Банке России, и Федеральное казначейство успешно управляет ликвидностью единого казначейского счета, за счет чего обеспечивается мобилизация дополнительных доходов в казну.

В ходе административной реформы в 2005 году Указом Президента России Федеральное казначейство было выделено из состава Минфина России и преобразовано в отдельную федеральную службу.

С 2007 года Федеральное казначейство возглавляет Р.Е. Артюхин.

Казначейская система России постоянно находится в процессе развития и модернизации. Непрерывно ведется работа по совершенствованию операционных процедур казначейского исполнения и учета исполнения бюджетов. Особое внимание уделяется совершенствованию процесса прохождения платежей и контролю за осуществлением расходов бюджетополучателями.

Федеральным казначейством проводится предварительный и текущий контроль за движением средств всех участников бюджетного процесса. Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то в наши дни уже на этапах проведения платежей проверяется соответствие расходов представленным документам, непревышение кассовых расходов клиентов над доведенными им предельными объемами финансирования, подтверждение надлежащей реализации заключенных ими государственных контрактов. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.

На современном этапе установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов, созданы условия для электронного документооборота с клиентами.

Казначейство России также является оператором важнейших государственных информационных систем: в сфере государственных и муниципальных закупок, в части осуществления платежей в пользу государственного сектора экономики, в вопросах обеспечения транспарентности данных бюджетного процесса и т. д.

В последние годы внедрен ряд новшеств в работе казначейства, позволивших усилить контроль за расходованием средств бюджета, повысить оперативность и прозрачность платежных операций.

Реализуются новые масштабные проекты в направлении казначейского сопровождения крупных государственных контрактов (в том числе с применением совершенно нового механизма – казначейского аккредитива).

Изменился порядок доведения целевых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ на реализацию государственных программ в регионах: теперь эти средства аккумулированы на Едином казначейском счете, а в бюджет субъекта РФ перечисляются только при возникновении фактической потребности через лицевые счета органов казначейства, открытые в рамках переданных полномочий. Сегодня 100 % средств федерального бюджета, выделяемых субъектам РФ, расходуются через счета органов Федерального казначейства, чем обеспечивается текущий контроль за их целевым использованием.

Казначейский учет бюджетных и денежных обязательств обеспечил возможность осуществления контроля за исполнением получателями средств бюджета своих обязательств, принятых в договорной либо бездоговорной форме.

В соответствии с законом о контрактной системе в сфере закупок с 2017 года органы казначейства осуществляют контроль информации, размещаемой заказчиками федерального уровня в сети Интернет. С учетом наличия технических, технологических и информационных ресурсов органы казначейства также осуществляют контроль в сфере закупок в отношении заказчиков регионального и муниципального уровней, в случае передачи им соответствующих полномочий органами власти.

Казначейством реализуются механизмы предоставления краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Решаются задачи по минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления, минимизации рисков возникновения и роста дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета.

Изменились принципы и подходы к финансово-бюджетному контролю, а также критерии эффективности: если раньше это было количество проведенных проверок, то сейчас казначейством пристальное внимание уделяется предупреждению нарушений в бюджетной сфере. Как результат – заметно возросло качество и эффективность государственного финансового контроля.

На протяжении почти четверти века со времени своего воссоздания Казначейство России продолжает трансформироваться в современную, динамично развивающуюся структуру, отвечающую вызовам времени, обеспечивающую бесперебойное и эффективное кассовое обслуживание бюджетов и государственных внебюджетных фондов на уровне лучших международных практик.

Пройденный за эти годы путь оказался нелегким, но достигнутыми результатами можно гордиться. Безусловно, предстоит еще очень многое сделать, доказать и воплотить в жизнь целый комплекс широкомасштабных задач и проектов по усовершенствованию деятельности Федерального казначейства. Но уже сегодня с уверенностью можно сказать, что казначейская система – безальтернативная форма исполнения бюджетов в России, и с каждым годом Федеральное казначейство будет играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и экономики России в целом.

А.Х. Даидов, заместитель руководителя

Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан

Флаг Федерального казначейства (Казначейства России) на его здании, расположенном на Биржевой площади в Москве.

Казначейство России — это госструктура, которая занимается централизацией, управлением и распределением федеральных денежных потоков и финансовыми вложениями. Находится в ведении Минфина РФ. Образована в 8 декабря 1992 года.

Основные функции Казначейства России:

  • обеспечение исполнения федерального бюджета
  • кассовое обслуживание
  • учет и распределение поступлений
  • управления рыночными и валютными рисками.

Полномочия Федерального казначейства:

  • распределяет (по законодательно установленным нормативам) доходы, поступившие в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и др.


Структура

История

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея — должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Бумажные деньги Российской империи

С 1 января 1769 года стали выпускаться ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. Деньги этого выпуска имели примитивный внешний вид, что упрощало фальсификацию. Размер ассигнаций составлял 190 х 250 мм. На фото: 25 рублей 1769 года.

В 1802-1803 годах были заготовлены новые ассигнации номиналом 5, 10, 25 и 100 рублей, но они так и не вышли в обращение. Банкноты этого типа известны только в образцах. Номер 515001 одинаков на всех ассигнациях выпуска. Размеры денежных знаков каждого номинала неодинаковы.

1 января 1820 года начался обмен старых 5 и 10-рублёвых ассигнаций на новые. Цвет бумаги остался прежним, но рисунок претерпел значительные изменения. Ассигнации этого типа выпускались и находились в обращении до 1843 года. На фото: 5 рублей 1821. 180 х 132 мм.

В 1840 году в результате денежной реформы министра финансов Канкрина ассигнационный рубль был упразднён. Привязанные ранее к ассигнационному рублю медные монеты вновь получили жёсткий курс обмена с серебром, а сам серебряный рубль в виде монеты был дополнен депозитными, а с 1843 года кредитными билетами. На фото: 10 рублей 1840. 145 х 100 мм.

50 рублей 1841 г.

10 рублей 1854 г. 115 х 160 мм

В 1869 году в обращение вводятся кредитные билеты нового типа (образца 1866 года). Номиналы 5, 10, 25, 50 и 100 рублей содержали портреты русских правителей, положившие начало традиции изображения на деньгах государственных деятелей. На фото: купюра 100 рублей 1872. 180 х 102 мм.

10 рублей, государственный кредитный билет 1882 года.

10 рублей 1894 г. 104 х 174 мм.

В 1895-1898 годах под руководством Сергея Витте была проведена денежная реформа, в ходе которой основой обращения стал золотой рубль, включавший 17,424 долей чистого золота (около 0,77 грамм). Золотые монеты имели свободное хождение наравне с бумажными кредитными билетами. На фото: государственный кредитный билет 1 рубль 1898 года. 142 х 83 мм.

Банкнота достоинством 50 рублей образца 1899 года. На лицевой стороне изображён Николай Первый. 188 х 118 мм

Банкнота

Бумажные деньги Российской империи

С 1 января 1769 года стали выпускаться ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. Деньги этого выпуска имели примитивный внешний вид, что упрощало фальсификацию. Размер ассигнаций составлял 190 х 250 мм. На фото: 25 рублей 1769 года.

В 1802-1803 годах были заготовлены новые ассигнации номиналом 5, 10, 25 и 100 рублей, но они так и не вышли в обращение. Банкноты этого типа известны только в образцах. Номер 515001 одинаков на всех ассигнациях выпуска. Размеры денежных знаков каждого номинала неодинаковы.

1 января 1820 года начался обмен старых 5 и 10-рублёвых ассигнаций на новые. Цвет бумаги остался прежним, но рисунок претерпел значительные изменения. Ассигнации этого типа выпускались и находились в обращении до 1843 года. На фото: 5 рублей 1821. 180 х 132 мм.

В 1840 году в результате денежной реформы министра финансов Канкрина ассигнационный рубль был упразднён. Привязанные ранее к ассигнационному рублю медные монеты вновь получили жёсткий курс обмена с серебром, а сам серебряный рубль в виде монеты был дополнен депозитными, а с 1843 года кредитными билетами. На фото: 10 рублей 1840. 145 х 100 мм.

50 рублей 1841 г.

10 рублей 1854 г. 115 х 160 мм

В 1869 году в обращение вводятся кредитные билеты нового типа (образца 1866 года). Номиналы 5, 10, 25, 50 и 100 рублей содержали портреты русских правителей, положившие начало традиции изображения на деньгах государственных деятелей. На фото: купюра 100 рублей 1872. 180 х 102 мм.

10 рублей, государственный кредитный билет 1882 года.

10 рублей 1894 г. 104 х 174 мм.

В 1895-1898 годах под руководством Сергея Витте была проведена денежная реформа, в ходе которой основой обращения стал золотой рубль, включавший 17,424 долей чистого золота (около 0,77 грамм). Золотые монеты имели свободное хождение наравне с бумажными кредитными билетами. На фото: государственный кредитный билет 1 рубль 1898 года. 142 х 83 мм.

Банкнота достоинством 50 рублей образца 1899 года. На лицевой стороне изображён Николай Первый. 188 х 118 мм

Банкнота

Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.


В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были: прием и хранение всех доходов; продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов, перевод денег и так далее.

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии — Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем — Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о возрождении казначейства в России.

Читайте также: