Эволюция политической мысли во второй половине xx в кратко

Обновлено: 06.07.2024

Во второй половине XX в. перед угрозой экологической катастрофы человечество постепенно начинает осознавать огромную ценность многообразия альтернативных путей развития. Оказалось, что запас изменчивости в культуре (втом числе и политичес- кой) необычайно важен и поэтому исследования культурологов способствовали смене парадигм в политической философии.

Преодолению этноцентризма и экономикоцентризма в современной политической философии во многом способствовала эволюция теории модернизации. Если первые теоретики модернизации утверждали, что западная цивилизация универсальна и годится для всех народов (B.C. Нейпол)и обосновывали представления о том, что модернизация и экономическое развитие способствуют укреплению однородности различных обществ и порождают общую современную культуру, близкую той, что существует на Западе, то сегодня такие упрощенные представления давно развенчаны.

Достаточно часто ответом на жесткие эксперименты с традиционными культурами становятся этносепаратизм и религиозный фундаментализм. В современном мире культурная агрессия Запада, пытывшегося искоренить социокультурные традиции в странах Востока, породила мощный процессдевестернизации. Нарубеже 1980—1990-х гг. многие влиятельные западные теоретики модернизации заговорили о необходимости переоценки основных постулатов модернизации, среди них были Ш. Айзенштадт и С. Хантингтон1. Это было сделано весьма своевременно, поскольку в конце XX в. стало очевидно: многие новые современные государства Юго-Восточной Азии — Китай, Гонконг, Тайвань, Сингапур — начали развиваться не по пути европейских национальных государств, а избрали путь реинтерпретации национальной традиции в процессе модернизации. Успешная практика модернизации с опорой на реинтерпре- тацию национальных традиций в странах Азиатско-Тихоокеанского региона способствовала радикальному пересмотру основ самой модернизационной теории.

В результате на смену дискредитировавшей себя концепции форсированной модернизации пришли положения о защите, сохранении, возрождении и поддержке социокультурного разнообразия, о плюрализме укладов и образов жизни, обеспечении им свободы существования и развития. Сегодня концепция неомодернизации делает акценты на признании значимости религии и мифологии в духовной сфере, уважении к харизме традиционного лидерства, использовании идеи коллективистской сплоченности общества.

Современная философия неомодернизации направлена на сохранение цивилизационной идентичности, развитие и укрепление традиций в условиях глобализации. При этом многие исследователи подчеркивают, что политическая культура является ключевым элементом постижения политической жизни в страновом и временном разрезе2. Поэтому современные политико-философские исследования направлены на выявление особенностей культурных различий в условиях глобализации.

Первоначальные достаточно примитивные представления о том, что процесс глобализации способствует унификации современного мира, стиранию всех социокультурных различий, давно

Development Modernization and dynamics of Civilisations. Englewood Cliffs, 1983. P. 217; Huntington S. The Change to Change: modernization, development and politics//comparative Modernization. N.Y., 1976. P. 121.

Ллмонд ['., Паузлл Дж., Стром К.,Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002. С. 94.

развенчаны. Сегодня очевидно, что культурная глобализация, по сути дела, является продолжением, хотя и в более сильной и глубокой форме, незримого вызова, который бросает модернизация. В ходе современных исследований обнаружилось, что в процессе глобализации на культурном фоне можно наблюдать серьезные вызовы со стороны плюрализма — ломаются традиции, считавшиеся незыблемыми, обнаруживается, что в области веры, ценностей и образа жизни существует достаточно широкая возможность выбора23 . Вполне обоснованным представляется вывод о том, что в процессе глобализации растущий национализм и глобальные различия усиливают культурный плюрализм и раздробленность современного мира24.

Значительное влияние на развитие современной политической философии оказали также институционализм и неоинституциона- лизм. Напомним, что институциональный подход в политической философии получил широкое признание со времен М. Вебера (1864—1920), который видел в институтах формы общественного объединения, где поведение индивидов упорядочено (в целях и средствах) принятыми установлениями, законами и нормами. Позднее Т. Парсонс определил социально-политические институты как комплексы более или менее устойчивых социальных ролей.

Представители институционализма в современной политической системе выделяют такие важнейшие структуры, как институт президентства, правительство, парламент, система разделения властей, конституция, партии, государственная служба, систему права1. Изучение сложившихся институционализированных форм политической жизни действительно важно, поскольку политические институты, в отличие от текущих политических процессов, достаточно устойчивы и стабильны. Использование институционального подхода в политической философии привлекает ученых простотой и доступностью методологии: политические институты достаточно легко изучать, поскольку они существуют легально на основе известных законов, правил и норм.

Критика институционализма способствовала развитию нового течения в рамках этого подхода, который получил название неоин- ституционализма.

Однако современные исследователи справедливо подчеркивают, что новизна идей неоинституционалистов была весьма относительной: по существу, исследование институтов — это не столько теория или метод, сколько тема1. Констатируя утрату политической системой некоторых функций, большинство ученых все же признает, что сохраняется фиксация на политической системе как эксклюзивном центре политики2.

Еще одним влиятельным течением в политической философии второй половины XX в. стал постмодернизм. На смену классическому типу рациональности с ее всеупорядочиваюшим детерминизмом, преклонением перед Разумом с большой буквы приходит постмодернистская раскованность, радикальная гетерогенность, непрерывная дифференциация, отрицание всякой упорядоченности и определенности формы.

Произошла радикальная инверсия в научной картине мира: на первый план вышли микроуровенъ,%1Икропроцессы, центробежные тенденции, локализация, фрагментация, индивидуализация. Мир рассыпался на тысячу осколков, и постмодернисты объявили это состояние естественным.

В политической философии произошел решительный разрыв со всеми прежними нормами и традициями. Постмодернизм объявил, что на место единой политической истории приходит становление как самодостаточный процесс. Реальны только фрагменты, события политической истории, но единого политического процесса как чего-то непрерывного, единого, целостного нет. Для становления настоящего значение прошлого невелико, оно всего лишь прошлое настоящего. Временные горизонты политической истории растворяются в настоящем и сливаются с ним.

Поскольку с точки зрения постмодернистов политический процесс состоит из трещин, разломов, провалов и пустот человеческого бытия, политолог должен двигаться интуитивно, как ризома по пересеченной местности, где нет никаких четких ориентиров. Французский философ ЖакДилез убежден в том, что такой подход позволяет нам непрерывно умножать грани исследуемой реальности. Политический процесс становится полицентричным, он ломается, рвется, течет несколькими разнородными потоками, и будущее эти потоков неопределенно.

Несомненно, неопределенность, снятие всех и всяческих границ — ключевая характеристика постмодернистской парадигмы политической философии. Ее изъяны очевидны: излишний негативизм, деконструктивизм, хаотический плюрализм, релятивизм.

Труднее выявить достоинства этой парадигмы, но они все-таки есть: отстаивание ценности разнообразия мира, расширение кругозора исследователя, учет особенностей его индивидуального развития, вплоть до самоидентичности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.

Какие наиболее значимые идеи политической философии были сформулированы в период античности? 2.

Почему именно Сократа считают первым античным философом? 3.

Какие наиболее значимые идеи политической философии были сформулированы в период Средневековья? 4.

Какое влияние оказала теория двух истин на развитие политической философии? 5.

В чем сущность макиавеллизма в политике? 6.

Какие наиболее значимые идеи политической философии были сформулированы эпоху Просвещения и Новое время? 7.

Какое влияние оказала немецкая классическая философия на развитие политических идей? 8.

Какие наиболее значимые идеи политической философии были сформулированы в XX в.?

Основополагающие идеи и концепции, сформулированные в XVII–XIX вв. и реализованные в политических системах многих стран, составляют каркас, несущую конструкцию политологии. Но современную западную политологию невозможно представить без вклада авторов XX в.

На рубеже XIX–XX вв. социализм мощно наступал на позиции капитализма. Первая мировая война и мировой капиталистический кризис 1929–1933 гг. поставили перед капитализмом выбор: сдаться или измениться. Теоретики вновь сказали свое веское слово. Дальновидные политические деятели Запада их услышали и оценили.

Таблица 13. Политический строй США при Ф. Д. Рузвельте (1932–1945 гг.), Германии при А. Гитлере (1930–1945 гг.), СССР при И. В. Сталине (1929–1953 гг.) и Китая при Мао Цзедуне (1949–1976 гг.)



Роль политической элиты в осуществлении власти разработал итальянский экономист и политолог Вильфредо Парето (1848–1923 гг.). Он исходил из того, что люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. Марксисты на это обстоятельство почти не обращали внимания. Совокупность индивидов, добивающихся высоких результатов в любой области, Парето называл элитой. Эволюцию человеческого общества Парето считал историей расцвета и упадка элиты, которая принимает стратегические решения по развитию общества. От качества правящей элиты в решающей мере зависит ситуация в обществе, динамическое равновесие различных групп интересов.

Часть авторов сравнивает фашизм со сталинизмом и маоизмом. Другие считают фашизм правоэкстремистским движением, реакцией на революционные процессы в Западной Европе и революцию в России. Внутренняя и особенно внешняя политика ведущих фашистских государств формировалась в интересах крупного капитала этих стран. Фашизм иногда рассматривают как разновидность праворадикального консерватизма. Во всяком случае, этот путь выхода из кризиса мирового капитализма оказался тупиковым.

Широкое распространение получили политологические концепции, разработанные рядом авторов во второй половине XX в.

Западная политология оказалась востребованной. Получила развитие прикладная политология. Западная политология оказала огромное влияние на процесс становления современной российской политологии.

Таблица 14. Политическая наука Запада в XX в.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В СЕРЕДИНЕ XVI в.

§3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В СЕРЕДИНЕ XVI в. Во второй половине XVI в. в споры о характере царской власти включился сам государь — Иван IV Васильевич Грозный. Его оппонентом явился беглый опальный боярин Андрей Курбский (ок.1528— 1583). Сочинения Андрея Курбского весьма

49. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ИТАЛИИ В XVIII В

49. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ИТАЛИИ В XVIII В На рубеже XVIII столетия почти двухвековой социальный застой в Италии, вызванный превращением страны фактически в провинцию испанской короны и усиленным насаждением крепостнически-абсолютистских порядков, уступает место

Главными идейно-политическими силами, влияющими на формирование государственно-политического устройства в западном мире во второй половине XX в., оставались социал-демократы, либералы, умеренные консерваторы. Большинство политических течений, выступавших против революционных потрясений, достигло согласия относительно основополагающих принципов государственного устройства и государственного вмешательства.

Основным инициатором социальных реформ в Западной Европе явилась социал-демократия. После второй мировой войны европейская социал-демократия в реальной политике пошла на разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства. В 1951 г. Социалистический интернационал (объединяющий 42 государства) принял свою программу принципов – Франкфуртскую декларацию, в которой были сформулированы основные ценности демократического социализма. Постепенно, в течение 50-х гг. и в последующие десятилетия социал-демократические партии пришли к отказу от основных постулатов о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности, обобществлении средств производства и др.

Оказавшись в ряде стран у руля правления или превратившись в серьёзную парламентскую силу, социал-демократические партии и поддерживающие их профсоюзы стали инициаторами тех реформ, которые создали фундамент, обеспечивший бурное экономическое развитие стран. Немаловажную роль сыграла европейская социал-демократия и в достижении разрядки напряжённости между Востоком и Западом, в развёртывании Хельсинского процесса. Неоценимое значение в этом имела деятельность таких выдающихся представителей социал-демократии, как В. Брандт, У. Пальме, Б. Крайский, Ф. Миттеран и др.

Консервативные партии на протяжении всего послевоенного периода, оказавшись у власти, с определёнными изменениями продолжали курс на сохранение, а в ряде случаев и расширение программ государственного вмешательства и социальной помощи. Большая часть консервативных социально-политических сил осознала необходимость социальных реформ.

Общей заслугой всех социально-политических сил Запада реформаторской ориентации, и прежде всего социал-демократии, стало создание и укрепление государства благосостояния, без которого немыслима общественно-политическая система современного индустриально развитого мира. Его социально-политическое формирование в послевоенные десятилетия шло под знаком дальнейшего расширения роли государства в важнейших сферах жизни общества. Окончательно сложившаяся так называемая смешанная экономика позволила органично сочетать разные формы собственности и экономической деятельности – частной, коллективной и государственной. В результате успехи в экономической сфере создали предпосылки для окончательного формирования основных институтов и механизмов государства благосостояния. Центральное место в нём занимали программы социальной помощи неимущим слоям населения, пенсионного обеспечения, поддержки и развития систем здравоохранения, образования, науки, создания рабочих мест. Государственные органы выступали арбитром при решении спорных вопросов, возникающих между предпринимателями и профсоюзами. Политика государства была направлена на обеспечение всем равных стартовых возможностей путём предоставления социальных гарантий нуждающимся в этом и на то, чтобы подтянуть уровень жизни широких слоёв населения к уровню жизни обеспеченных слоёв, тем сокращая социальное неравенство.

Такая политика позволила значительно сгладить остроту социальных конфликтов в промышленно развитых странах Запада, хотя и не в силах их полностью ликвидировать и разрешить все проблемы, возникающие в капиталистическом обществе. Так, несмотря на широкомасштабные социальные программы, во многих странах сохранилась, а в отдельных случаях и усугубилась проблема социального неравенства. Поэтому немаловажную роль в политической жизни развитых западных стран вплоть до 70-х гг. играло рабочее и коммунистическое движение. Деятельность коммунистических партий оказала своё влияние на принятие в этих странах социального законодательства, решение вопросов национализации, расширения контролирующих и регулирующих функций государства. Однако установки коммунистов на революционное изменение существующей общественно-политической системы должного отклика среди широких слоёв населения западных стран не нашли. В 80 – 90-е гг., в условиях краха коммунистической системы в СССР и кризиса левых идеологий, коммунистическое движение как реальная политическая сила, по сути дела, сошло на нет.

Конец 70 – начало 80-х гг. XX в. стали тем рубежом, на котором система государственного вмешательства в том виде, в каком она утвердилась на Западе в течение XX в., достигла своего апогея и, исчерпав себя в определённых аспектах, очутилась в глубоком кризисе. В ходе неоконсервативной волны левые политические партии и движения были отодвинуты на задний план, и во многих странах победу одержали правые и консервативные силы. Центральное место в их программах занимали установки на сокращение роли государства в экономике, денационализацию, приватизацию, на возрождение конкуренции, рыночных принципов в экономической, социальной сферах. Эти идеи оказались созвучными настроениям широких слоёв населения, были подхвачены ведущими социально-политическими силами, в том числе социал-демократическими и социалистическими партиями. В 80 – 90-е гг. те из них, кто находился у власти, осуществляли неоконсервативную экономическую политику денационализации, разгосударствления, децентрализации. Левые движения в это время характеризовало неуклонное падение, кризис левизны охватил все страны и регионы современного мира.

В целом всю вторую половину XX в. знаменует демократизация как процесс широкого развития институтов и ценностей либеральной демократии. Уже после второй мировой войны демократические режимы установились в Западной Германии, Италии, Японии, Индии и ряде других стран. За последние два десятилетия они утвердились в европейских странах, в которых ранее господствовали авторитарные и тоталитарные режимы, и прежде всего в восточноевропейских странах, в ряде стран Азии, Латинской Америки, Африки. Так, на Филиппинах, Тайване, в Южной Корее, Пакистане, Бангладеш на смену авторитарным режимам пришли демократически избранные правительства; в африканских странах Бенине, Камеруне, Мадагаскаре, Намибии, Сенегале и других в течение 1991 – 1992 гг. были проведены выборы на многопартийной основе. Вместе с тем сохранилась большая группа стран, среди которых и обладающие значительным весом и влиянием на международной арене, в которых и поныне господствуют полудемократические и авторитарные режимы.

Эволюция политической мысли во 2 половине XX в.

Социал-демократия и социально ориентированная рыночная экономика

Социал-демократия и социально ориентированная рыночная экономика

1.Социал-демократия и социально ориентированная рыночная экономика

МЕСТО: ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
ГОД: 1950 (ПОСЛЕ 2 МИРОВОЙ ВОЙНЫ)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СВОБОДА, СОЛИДАРНОСТЬ, РАВЕНСТВО, ДЕМОКРАТИЯ
ИТОГ:
ВЛИЯТЕЛЬНАЯ СИЛА СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ В ПАРЛАМЕНТАХ.
РЕАЛИЗОВАЛИ СВОИ ЦЕЛИ
ОРИЕНТИРОВАЛИСЬ НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ

НОВЫЕ ЛЕВЫЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ МЕСТО:

НОВЫЕ ЛЕВЫЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ МЕСТО:

2.НОВЫЕ ЛЕВЫЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

МЕСТО: ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
ГОД: 1960-1970
ВДОХНОВИТЕЛЬ: ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ и его последователи
ПРОБЛЕМА: НЕТ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ, ОДИНОЧЕСТВО, ИЗОЛИРОВАННОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ

- Это крайняя позиция в политике и идеологии, стремление коренным образом изменить общество, в том числе и насильственным образом

Это люди, не имеющие постоянного источника доходов, не учащиеся и не работающие.
Пример: постоянно безработные,
Нищие, бездомные, бродяги, уголовники

ДВИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИСТОВ ЦЕЛЬ: ЗАЩИТА

ДВИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИСТОВ ЦЕЛЬ: ЗАЩИТА

ДВИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИСТОВ
ЦЕЛЬ:
ЗАЩИТА ПРИРОДЫ ОТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ
ПРОТИВ СТРОТЕЛЬСТВА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
ПРОТИВ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЯ
ПРОТИВ ПРОИЗВОДСТВА ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

ПРИМЕР: НОВЫХ ЛЕВЫХ

Коммунисты и еврокоммунисты МЕСТО:

Коммунисты и еврокоммунисты МЕСТО:

3. Коммунисты и еврокоммунисты

МЕСТО: СССР
ГОД:1970-е
ЦЕЛЬ: БОРЬБА С БУРЖУАЗНЫМ ОБЩЕСТВОМ.
КТО: ПАРТИИ РАЗНЫХ СТРАН

Читайте также: