Наибольшая доля машиностроения сконцентрирована в поволжье наименьшая на европейском севере кратко

Обновлено: 04.07.2024

Расположите перечисленные ниже гор в порядке увеличения абсолютной высоты их высочайших 2) большой водораздельный хребет 3) гималаи вершин начиная с гор наименьшей высоты 1) кордильеры

В школе "Олимпис" Илья выполнял тест. Мальчику нужно установить соответствие между материком и рекой, протекающей по нему.

Посчитайте, какой будет длина шоссе между двумя городами на карте с масштабом 1:20 000 000, если на карте с масштабом 1:5 000 000 она составляет 9 см: А-22,5 см Б-45 см В-4,5 см Г-2,25 см

Технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Продукция машиностроения определяет качество жизни людей. Поэтому развитие и постоянное обновление в машиностроении – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны.

3. Перечислите отрасли машиностроения, являющиеся сегодня приоритетными.

Основные отрасли машиностроения:

4. Машиностроение часто называют отраслью свободного размещения. Тем не менее, при размещении ряда отраслей машиностроения приоритетным является один или несколько факторов. Что это за отрасли, и какие факторы учитываются при их размещении?

При размещении авиационной и автомобильной отраслей приоритетным являются транспортные связи, обеспечивающие специализацию множества предприятий, выпускающих отдельные детали и узлы.

При размещении высокотехнологичного машиностроения (электронного) учитывают фактор наукоемкости, размещая предприятия отрасли вблизи сосредоточенного научного потенциала – проектных и научно-исследовательских институтов.

Металлоёмкое машиностроение учитывает при размещении близость металлургических баз и районы потребления готовой продукции.

5. Выберете верный ответ. Наиболее металлоемкая отрасль машиностроения: а) автомобилестроение; б) энергетическое машиностроение; в) радиоэлектроника.

Верный ответ а) автомобилестроение.

6. Какие трудности в развитии машиностроения существуют, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано? Можно ли их преодолеть?

Перед Россией стоит задача повышения конкурентоспособности продукции отечественных отраслей – их модернизации и технологического обновления. Прежде всего это касается высокотехнологичных отраслей: авиационной и ракетно-космической, судостроения, радиоэлектроники, энергетического машиностроения и др. Но решение проблемы еще и в том, чтобы, создавая конкуренцию, заставлять отечественных производителей повышать качество своей продукции. В последние годы в машиностроении происходит процесс усложнение размещения предприятий при уменьшении их размеров. Преимущество мелких предприятий в их гибкости, возможностях быстро перестраиваться в соответствии со спросом потребителей.

7. Наибольшая доля машиностроения сконцентрирована в Поволжье, наименьшая – на Европейском Севере и в восточных районах. В центральном и Северо-Западном районах она несколько выше среднероссийской, а на Урале близка к средней. Составьте список факторов, обусловивших такое размещение машиностроительных предприятий, для каждого региона. Сделайте выводы.

Составьте список факторов, обусловивших такое размещение машиностроительных предприятий, для каждого региона

8. На примере автомобильного завода составьте модель, раскрывающую его связи с другими предприятиями. Сделайте вывод: чем обусловлены эти связи?

На примере автомобильного завода составьте модель, раскрывающую его связи с другими предприятиями. Сделайте вывод: чем обусловлены эти связи?

Данные межотраслевые связи обусловлены межотраслевой кооперацией - взаимовыгодным сотрудничеством на благо общества.

9. Какие машиностроительные предприятия есть в вашей местности? Какую продукцию они выпускают? Поставляется ли эта продукция в другие районы России, за рубеж?

- Златоустовский машиностроительный завод (Производство алюминиевого профиля);

- Кусинский машиностроительный завод (производство топок, котельных, экономайзеров, насосов).

Продукция данных машиностроительных заводов используется как внутри страны, так и поставляется за рубеж.

На западе Поволжье граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т. е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию. Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое моря.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение. Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов готовой продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвуют несколько предприятий) . Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а многие детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть очень велико. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть. Транспортный фактор — важный фактор размещения машиностроения. Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Важнейшую роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Сызрань - Самара - Челябинск; Ртищево - Саратов - Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном) ; Инза - Ульяновск - Мелекес - Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога - Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Иловля. Построены дороги Кизляр - Астрахань - Агрыз; Элиста - Двины; Астрахань - Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути.

Машиностроение – это очень важная отрасль экономики страны. В России машиностроение получило развитие, но, по мнению экспертов, в недостаточной степени. Это крупная отрасль промышленности, которая производит разнообразную продукцию, от мелких деталей, до очень объемных машин и оборудования.

На размещение машиностроительных предприятий влияют многие факторы:

  • наукоёмкость;
  • трудоёмкость (фактор квалифицированных трудовых ресурсов);
  • металлоёмкость (сырьевой);
  • транспортный;
  • потребительский;
  • ЭГП.

Выделяют тяжёлые отрасли машиностроения и лёгкие. Первые при размещении ориентируются на наличие сырья (металла). Вторая группа отраслей учитывает прежде наличие в непосредственной близости научной базы и подготовленные трудовые ресурсы.

На территории России развиты традиционные отрасли(старые): производство оборудования для добывающих отраслей, сельскохозяйственное машиностроение и другие отрасли.

Вместе с тем получили развитие и новые отрасли: автомобилестроение, электротехническая промышленность, электронная, приборостроение и другие.

Машиностроение развито во всех районах России. Но все же основная часть продукции выпускается на европейской части, около 90%.


Машиностроение является наиболее сложной отраслью промышленности, и на сегодняшний день состоит из более чем семидесяти самостоятельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основной своей массе обуславливаются технологией производства.

Базовыми для любой отрасли являются следующие факторы:

  • Трудоемкость. Для изготовления оборудования и механизмов требуется большой объем труда. По этой причине большая часть отраслей находятся в таких областях, которые предполагают большую концентрацию населения. Огромные издержки труда неотъемлемая часть таких отраслей как приборостроение и станкостроение;
  • Наукоёмкость. На сегодняшний день в мире сильно акцентируется внимание на науку. По этой причине, заводы и фабрики этих отраслей концентрируются в основной своей массе в административных районах, которые обладают развитой высокоинтеллектуальной базой (научно-исследовательские институты, проектные бюро, испытательные заводы);
  • Сырьевой фактор. Если взять для примера тяжелое машиностроение, то можно увидеть, что оно потребляет большие количества металлопроката. И это означает, что предприятие этой отрасли будет находиться поблизости месторождения соответствующей сырьевой базы;
  • Потребительский фактор. Изделия машиностроительной отрасли довольно разнообразны, и большинство предприятий размещаются, оглядываясь на заказчиков своей продукции. К примеру, транспорт для транспортировки древесины изготавливается в Карелии, потому что он тяжёл в перемещении;
  • Транспортный фактор. Так как транспортировка оборудования, механизмов и комплектующих производится периодически на далёкие протяжённости, то большинство заводов и фабрик стараются расположить, как можно ближе к большим дорогам и путям, как к автомобильным, так и к железнодорожным, и к морским;
  • Территориальное сосредоточение.

Есть смысл заметить, что главный фактор в металлоемком производстве — это внушительное количество металла, а трудоемкое и наукоемкое машиностроение ориентируется на квалифицированную рабочую силу и на научные исследования.

Например, изготовление высокоточных машин сосредотачивается в областях, где доминируют квалифицированные работники, потому что в данном сегменте главную роль играет не сырьё, а высококвалифицированный труд.

География машиностроительной отрасли

Наибольшим фактором расположения заводов и фабрик машиностроения являются традиции формирования промышленности для конкретного географического района. Исходя из большого скопления химических и металлургических залежей, в США сосредоточенно много предприятий крупного машиностроения.

На территории Соединённых Штатов Америки находятся одни из самых крупных автомобильных и авиационных заводов. География машиностроительной отрасли отслеживается не только в конкретной стране, но и по всему миру.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К примеру, южная часть США, большая часть Канады, Австралии и некоторые районы Аргентины, всегда были областями, в которых прекрасно развивается производство продуктов питания и сельскохозяйственная отрасль.

Это приводило к повышенному спросу на продукцию сельскохозяйственной промышленности и оборудование по переработке продуктов питания.

Изредка детерминантом размещения производств может являться фактор самого производства. В основной своей массе это имеет отношение к производству, которое очень металлоемко.

Главные черты местоположения машиностроительной отрасли

Машиностроительная отрасль развита по всей площади Российской Федерации, но развита она не однообразно. Так сложилось исторически, что между восточными и западными частями России различные уровни развитости.

Львиная доля машиностроительного производства сосредотачивается в Европейской части Российской Федерации. И эта часть потребляет около девяносто процентов всей производимой продукции.

В свою очередь, на Европейской части страны производственное хозяйство эволюционировало не однообразно. Примерно семьдесят процентов производства находится на Урале, в Центральной России и на Поволжье.

Машиностроительная отрасль находится в преимущественно в больших населённых пунктах, таких как Москва, Новосибирск, Екатеринбург.

География машиностроительной отрасли Российской Федерации

Отрасль тяжелого машиностроения является особо металлоемкой. На сегодняшний день данная отрасль производит около шестидесяти процентов продукции. Заводы и фабрики машиностроения ориентируются в основном на районы потребления и на сырьевую базу.

В основном тяжелое машиностроение размещено в Центральном районе России, на Урале (оборудование для горнодобывающей промышленности), в Сибири, в Санкт-Петербурге (производство турбин и генераторов) и в Екатеринбурге (кузнечнопрессовое оборудование).

Общее же машиностроение различается специализацией в узкой области, подвержено кооперированию, с невысоким потреблением металла и многочисленностью производимой продукции.

Основной отраслью общего машиностроения считается автомобилестроение, количество автомобильных заводов превышает двести единиц.

Так как важным фактором для автомобилестроения является транспортные соединения, именно по этой причине многие предприятия находятся недалеко от больших магистралей.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Основные города, в которых расположены автомобильные заводы для производства легковых автомобилей, - это Москва, Тольятти и Ижевск.

В свою очередь средне-тоннажные автомобили, производятся в Москве и в Нижнем Новгороде. А вот грузовые автомобили производятся в городе Набережные Челны.

Город Энгельс известен производством троллейбусов, а город Краснодар и город Голицын производят автобусы.

Промышленность по производству тракторов сосредоточена в районах сельскохозяйственного назначения, это следующие города: Липецк, Санкт-Петербург, Челябинск.

Промышленность по производству электротехнической продукции находится в областях, где преобладает квалифицированная рабочая база, с большим количеством потребителей и научно-исследовательскими институтами.

На сегодняшний день эти большие производства работают в центральном, западносибирском и северо-западном районах.

Предприятия станко-инструментальной промышленности хоть сравнительно и не велики по размерам, но находятся в крупных городах России, таких как Москва, Рязань, Новосибирск и Иваново.

Отрасль приборостроения сосредоточенна в основном в Москве и Московской области, так как требуется большое количество квалифицированной рабочей силы и научно-исследовательская база.

Авиационная промышленность выделяется своей высочайшей степенью квалификации инженерно-технических и рабочих кадров, и это обуславливает расположение основного производства в больших центрах.

Самолёты для грузовых и пассажирских перевозок изготавливаются в таких больших городах, как Москва, Смоленск, Воронеж.

Около девяносто процентов продукции изготавливается в Европейской части Российской Федерации, по той причине, что здесь проживает примерно восемьдесят процентов населения страны, и расположено много научно-исследовательских институтов.

Большим отрицательным моментом этого является мизерная сопричастность регионов, которые расположены за уральским хребтом, невзирая на то, что у этих регионов огромный сырьевой потенциал.

Читайте также: