История уралвагонзавода нижний тагил кратко

Обновлено: 07.07.2024

Нижнетагильский Уралвагонзавод – головное предприятие научно-производственной корпорации УВЗ. Построенный в 1936 году как главный производитель грузового подвижного состава для железных дорог страны, Уральский вагоностроительный в полной мере оправдал свое название. Однако это крупнейшее в мире по объемам производства и технологическим площадям предприятие больше известно как создатель военной техники, прежде всего танков.

С 11 октября 1936 года, когда с конвейера УВЗ сошли первые грузовые полувагоны, по настоящее время на предприятии произведено более миллиона вагонов. В 2012 году Уралвагонзавод выпустил почти 28 тысяч изделий подвижного состава, что является наивысшим достижением не только российского, но и мирового вагоностроения. За годы деятельности нижнетагильского предприятия здесь помимо вагонов было освоено множество другой продукции – криогенной, дорожно-строительной, нефтегазовой. Но все же в историю страны и мира Уралвагонзавод в первую очередь вошел как Танкоград. 100 тысяч танков выпустило нижнетагильское предприятие начиная с 1941 года – и это непревзойденный мировой рекорд. Сегодня Уралвагонзавод остается единственным отечественным предприятием, способным серийно выпускать танки и боевые и инженерные машины на их базе.

Эвакуация танкового завода в Нижний Тагил никоим образом не может считаться случайным решением суматошного военного времени. Уже в середине 1940 года правительственная комиссия искала предприятие-дублер для массового производства танков Т-34 в военный период. Первоначальный выбор пал на Сталинградский тракторный завод, где в конце того же года началась сборка боевых машин. Однако Генеральный штаб Красной армии и Наркомат среднего машиностроения, возглавляемый будущим наркомом танковой промышленности Вячеславом Малышевым, полагали СТЗ недостаточно мощным и настояли на утверждении в качестве основного дублера Уральский вагоностроительный завод.

К началу Великой Отечественной войны Уралвагонзавод в своем развитии находился на подъеме, освоил сложнейшие технологии крупносерийного конвейера, что являлось наивысшей формой поточной организации крупного промышленного производства. УВЗ уже располагал мощными металлургическим и штамповочным переделами, а также сильным энергетическим хозяйством и большими площадями сборочных цехов. Все это по проекту еще незавершенного завода могло быть существенно расширено. Для создания подобных мощностей в другом месте потребовалось бы не менее восьми – десяти лет.

Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуированы около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941-го с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76, а к концу года первый эшелон из 25 машин ушел на фронт.

Для наращивания выпуска танков в производство внедрялись самые прогрессивные для того времени технологии. Мощное металлургическое производство Уралвагонзавода позволило быстро освоить выплавку танковых сталей и массовую отливку необходимых деталей – от массивных башен до бесчисленных гусеничных траков. С 15 августа 1942 года на Уральском танковом заводе была внедрена отливка башен в сырые формы, изготовленные методом машинной формовки. Данная технология позволила увеличить выпуск башенных отливок с пяти-шести штук в сутки в конце 1941-го до 40 в конце 1942-го. Тем самым окончательно решилась проблема качества и количества выпускаемых башен. Если до этого УТЗ вынужден был получать башни с Уралмаша (Екатеринбург), то отныне тагильчане сами стали поставлять башни танка Т-34 другим заводам.

В течение 1942–1943 годов эвакуированные на завод специалисты Киевского института электросварки под руководством Евгения Оскаровича Патона совместно с работниками бронекорпусного отдела УТЗ создали целый комплекс автоматов разного типа и назначения. Внедрение в производство автоматической сварки бронекорпусов не только улучшило качество сварных швов, но и в пять раз повысило производительность труда, сэкономило 42 процента электроэнергии.

Если для механической обработки деталей и узлов создавались поточные линии, то на сборке царствовал конвейер. С мая 1942-го с него через каждые 30 минут сходил танк Т-34. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. Аналогичный конвейер с 1 июня 1942 года вступил в промышленную эксплуатацию в бронекорпусном производстве. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имеют аналогов в мировом танкостроении.

Благодаря конвейерному производству, доступности его каждому малоквалифицированному работнику, простоте конструкции танка Т-34, что позволило наладить его производство в огромном количестве, один-единственный завод в выпуске массовых средних танков превзошел всю промышленность Германии и подвластных ей стран Западной Европы.

Система Наркомата танковой промышленности СССР в целом и Уральский танковый завод № 183 в частности продемонстрировали в годы Великой Отечественной войны более высокий уровень технологий и организации производства, чем считающееся непревзойденным машиностроение Германии. Руководство советской промышленности, отечественные ученые и инженеры лучше использовали имевшиеся в их распоряжении довольно скудные материальные и кадровые ресурсы и создали более эффективное крупносерийное производство боевой техники.

За организацию массового производства танков, самоотверженный труд рабочих и конструкторов, их огромный вклад в Великую Победу Уралвагонзавод был награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1942 и 1943 годах и орденом Отечественной войны I степени в 1945 году.

С 1959 года Уралвагонзавод приступил к серийному выпуску среднего танка Т-55 – первого в мире танка, оснащенного комплексной системой противорадиационной защиты, позволяющей действовать на зараженной после ядерного удара местности. Высочайшая надежность, простота и боевая эффективность этой машины сделали танк Т-55 самым массовым танком мира в 60–70-х годах.

В начале 60-х принят на вооружение танк Т-62 производства Уралвагонзавода. Он первый в мире был оснащен гладкоствольным орудием с высокой начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда. Защита, способная устоять под ударом такого БПС, появилась на основных танках НАТО лишь в 80-х годах.

В конце 60-х – начале 70-х Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия – Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь, броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В результате армия получила три танка Т-72, Т-64А и Т-80, каждый из которых соответствовал требованиям современного боя, а их характеристики с очередной модификацией становились более могущественными. Все они претендовали на звание основного танка Советской армии.

Летающий Т-90

Кризис и распад Советского Союза крайне тяжело отразились на Уралвагонзаводе, как и на многих других крупных предприятиях страны. В лице государства исчез постоянный потребитель военной техники и изделий подвижного состава, а место на мировом рынке нужно было еще завоевать. Несмотря ни на что, нижнетагильское предприятие не просто сохранило свою целостность, но и сберегло уникальный технологический комплекс и основную часть высококвалифицированного коллектива.

Освоение гражданской продукции, изучение рыночных искусств, повседневные труды и заботы, связанные с элементарным выживанием, не принизили оборонную значимость Уралвагонзавода. Конечно, невероятные объемы производства танков ушли в прошлое, но тагильские боевые машины остались важнейшим мировым военно-политическим фактором. Чтобы сохранить специалистов, а следовательно, и производственный потенциал, Уралвагонзаводу пришлось приложить немало усилий в поиске дополнительных заказов на бронетанковую технику. В течение 90-х завод занимался восстановлением старых танков, так как оказалось, что производитель способен обеспечить качество восстановительных работ несравнимо более высокое, чем армейские танкоремонтные предприятия. Большое подспорье – изготовление запасных частей для ранее проданных танков. Однако главным достижением конструкторов Уралвагонзавода в 90-е годы стало производство основного боевого танка Российской армии на сегодня Т-90 и продажа его экспортного варианта – Т-90С за рубеж.

Т-90 был представлен на государственные полигонные испытания еще в январе 1989 года, но из-за неоднозначной политической ситуации только в октябре 1992-го вышло постановление о принятии его на вооружение и о разрешении продажи экспортного варианта Т-90С. Тагильская машина была высоко оценена как отечественными, так и зарубежными специалистами. На испытаниях в Индии летом 1999 года три танка Т-90С показали такую выносливость, которую вряд ли продемонстрирует какая-либо другая машина в мире. В пустыне при дневной температуре воздуха до 53 градусов и ночной около 30 градусов, почти при полном отсутствии дорог каждый тагильский танк прошел более двух тысяч километров. Индийские военные высоко оценили результаты испытаний, и большим достижением для Уралвагонзавода стало подписание контракта на поставку крупной партии танков Т-90С в Индию. С Министерством обороны Индии УВЗ сотрудничает уже много лет. До настоящего времени Уралвагонзаводом осуществляется оказание содействия в лицензионном производстве поставленных крупных сборок изделий Т-90С и их гарантийное сопровождение в войсках.

Опыт создания и серийного производства танка Т-90С привел к появлению и принятию на вооружение Российской армии улучшенной модификации Т-90 – танка Т-90А. Помимо работ по совершенствованию Т-90А Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения также продолжало модернизацию старых танков и разработку новых инженерных машин на его базе. Были созданы инженерная машина разграждения ИМР-3М, предназначенная для очистки пути войскам через зоны сильных разрушений, а также через минные заграждения, боевая машина разминирования БМР-ЗМ, способная проводить танковые части по минным полям под обстрелом противника.

Проектировали завод три тысячи советских инженеров под руководством А.В. Иванькова, который изучал вагонное производство в Америке. За основу был взят принцип прямоточности: по законам конвейера расположены корпуса, в каждом из них - по несколько цехов, объединенных технологическим процессом. Это был один из первых проектов крупного машиностроительного предприятия с поточным производством, выполненный советскими инженерами без участия иностранных специалистов.

13 сентября 1941 года было принято решение об эвакуации харьковского завода №183, харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств в Нижнем Тагиле начал свою работу Уральский танковый завод (УТЗ) №183.
Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков.


Директор танкового завода № 183 Юрий Евгеньевич Максарев

Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76. В феврале 1942 года Максарев был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков и отдан под суд. Директора спас заместитель наркома танковой промышленности И.М. Зальцман, который лично разобрался с ситуацией на заводе.

В начале 1942 года во всех цехах началась работа по созданию поточных линий. Первые из них появились в цехах в том же году. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении – как в те годы, так и сегодня.

За период Великой Отечественной войны завод выпустил более 25 тысяч танков. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера тагильского предприятия. За три с половиной года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за 9 лет.


Сварка деталей башни танка Т-34-85

С окончанием войны Уралвагонзавод вновь перестраивается на выпуск вагонов, используя для восстановления опыт конвейерного производства танков и новейшие технологии. Уже с 19 марта 1946 года началось производство большегрузных вагонов-платформ, в 1947-м приступили к производству полувагонов, а в 1948 году – крытых вагонов.

С 1954 года Уралвагонзавод приступил к серийному выпуску среднего танка Т-55 – первого в мире, оснащенного комплексной системой противорадиационной защиты, позволяющей действовать на зараженной после ядерного удара местности. Высочайшая надежность, простота и боевая эффективность этой машины сделали танк Т-55 самым массовым танком мира в 1960-1970 годы.


Т-55

В начале 1960-х годов был принят на вооружение танк Т-62 производства Уралвагонзавода. Он первый в мире был оснащен гладкоствольным орудием с высокой начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда. Защита, способная устоять под ударом такого БПС, появилась на основных танках НАТО лишь в 1980-х годах.

1 октября 1954 года на тагильском предприятии было создано уникальное в стране производство по созданию криогенной техники во главе с конструкторским бюро ОКБ-250. В 1956 году на Уралвагонзаводе началось производство средств заправки жидким кислородом космических ракет-носителей. С тех пор ни один космических проект России не обходится без тагильских криогенщиков.

К 70-м годам XX века Уралвагонзавод получил репутацию мощного и стабильного промышленного предприятия, способного разрабатывать и производить самые сложные изделия – танки, криогенную и железнодорожную технику, причем в количествах, недоступных большинству заводов не только СССР, но и мира. Не было практически ни одной технологии обработки и сварки металлов, которая была бы неизвестна специалистам тагильского предприятия.


В вагонном цехе, 1988г.


Танк Т-72

Кризис и распад Советского Союза крайне тяжело отразились на Уралвагонзаводе, как и на многих других крупных предприятиях страны. В лице государства исчез постоянный потребитель военной техники и изделий подвижного состава, а места на мировых рынках нужно было еще завоевать. Несмотря ни на что, нижнетагильское предприятие не просто сохранило свою целостность, но и сберегло уникальный технологический комплекс и значительную часть высококвалифицированного коллектива. Сотрудники конструкторских бюро Уралвагонзавода, обладая огромным опытом в области разработки техники любого уровня сложности, смогли в течение короткого периода поставить на производство абсолютно новые виды гражданской продукции – гусеничные и колесные экскаваторы и малогабаритные погрузчики, а также железнодорожные цистерны и специальные вагоны различного назначения.

Именно в это время были созданы ракетно-пушечный танк Т-90А и его экспортный вариант Т-90С, инженерная машина разграждения ИМР-3М, предназначенная для очистки пути войскам через зоны сильных разрушений, а также через минные заграждения, боевая машина разминирования БМР-ЗМ, способная проводить танковые части по минным полям под обстрелом противника и многое другое.


Танк Т-90

Содержание

История

В 1941 году завод то и дело останавливал конвейер из-за систематических перебоев с лесом и металлом, нарушений технологического процесса, приводивших к перекосу рамы вагона ещё на этапе его сборки [2] .



В 50-е — 60-е годы заводом были созданы и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации.

В 1974 году с конвейера сошёл последний вагон с деревянной обшивкой.

Слияния и поглощения

Собственники и руководство

Директора

  • Марьясин Лазарь Миронович (1933—1936) — начальник Уралвагонстроя
  • Павлоцкий Григорий Зиновьевич (1935—1938)
  • Раздобаркин Максим Никитич (1938—1939)
  • Александров Георгий Григорьевич (октябрь 1939 — сентябрь 1941) (1941—1946) (1946—1949)
  • Окунев Иван Васильевич (1949—1969)
  • Крутяков Иван Фёдорович (1969—1979)
  • Сычёв Владимир Васильевич (1979—1981)
  • Сотников Вениамин Константинович (1981—1989)
  • Серяков Владимир Сергеевич (1989—1997) (1997—2009) (с 2009 г.)

Деятельность



Показатели деятельности

В 2009 году выручка компании составила 36,3 млрд руб., чистый убыток — 7,2 млрд руб. [24]

Продукция

Железнодорожная продукция



Продукция военного назначения



  • Танк Т-90, экспортный вариант Т-90С
  • Боевая машина разминирования БМР-3М
  • Инженерная машина разграждения ИМР-3М
  • Боевая ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, БРЭМ-1М
  • Танковый мостоукладчик МТУ-72
  • Танковый бульдозер-снегоочиститель ТБС-86

Другое

    ЭТ-1
  • Контейнер-цистерна
  • Экскаватор гусеничный ЭО-5126
  • Экскаватор на колесном ходу ЭО-33211А
  • Погрузчик малогабаритный
  • Трактор РТ-М-160 и модификации, в том числе тяговый модуль вагонов, электро-сварочный и др.

Планы и перспективы



В начале 2012 года сообщалось, что корпорация завершает due diligence по приобретению Казахстанской вагоностроительной компании, которая будет выпускать подвижной состав для казахстанских железных дорог [17] .

В рамках сотрудничества с Министерством обороны РФ готовится производство 261 нового танка Т-90, которые отправятся в первую очередь в Северо-Кавказский военный округ РФ [9] ; проводится модернизация существующего парка танков Т-72.

Также идут переговоры с зарубежными партнерами, в частности, с Монголией [33] и Казахстаном [34] .

Предприятия корпорации

Награды

    (26 марта 1935 и 31 декабря 1970) (15 сентября 1976) (10 февраля 1943) (16 июня 1942) (10 июня 1946) III степени (2006) II степени (2005)

Строительство Уральского вагоностроительного завода, как он изначально назывался, было начато в 1931 году в Нижнем Тагиле. Условия работы были крайне тяжёлыми, что приводило к необходимости смены основных бригад при опоре на бригады, формировавшиеся из комсомольцев и коммунистов. К строительству были подключены и заключённые. А 2 марта 1936 года завод получил официальное наименование: Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского.

Свой первый вагон завод выпустил 11 октября 1936 года. Эту дату и принято считать Днём Рождения Уралвагонзавода. Он стал первым в СССР заводом, спроектированным по конвейерному прямоточному принципу и одним из первых предприятий, строившихся исключительно силами отечественных инженеров.

Годы Великой Отечественной войны покрыли Уралвагонзавод славой завода-танкостроителя. В спешном порядке на базе этого завода и 11 эвакуированных из Европейской части СССР промышленных предприятий образуется Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна. Номер предприятие получило от Харьковского танкового завода №183 им. Коминтерна, эвакуированного среди прочих на Урал. Его производственные мощности, развёрнутые на площадях Уралвагонзавода и специфика послужили основой для налаживания производства танка Т-34/76.

Помимо танка-символа Победы, каким стал Т-34, завод в течение всей войны выпускал и другую военную продукцию: авиабомбы, артиллерийские передки, бронекорпуса для штурмовиков Ил-2. По проведённым статистическим подсчётам известно, что половина выпущенных в годы войны средних танков Т-34 разных модификаций была произведена именно на Уральском танковом заводе №183.

В середине войны Уральский танковый завод ежесуточно отправлял на фронт эшелон танков. Более 6000 рабочих завода воевали на разных фронтах Великой Отечественной войны, и около половины из них отдали свои жизни за Родину. За вклад в Победу над фашистской Германией завод был трижды награждён: в 1942 году — Орденом Трудового Красного Знамени, в 1943 году — Орденом Красного Знамени и в 1946 году — Орденом Отечественной войны I степени.

В 2011 году корпорация выпустила миллионный вагон и поставила абсолютный мировой рекорд, произведя за год, двадцать пять с половиной тысяч единиц подвижного состава. Через год корпорация повторила своё достижение, поставив уже 2 мировых рекорда по количеству произведённых вагонов и осей для них. Помимо железнодорожных изделий корпорация выпускает продукцию и для других отраслей экономики: трактора, буровые установки, погрузчики, экскаваторы.

Читайте также: