Постмодернистский переворот в интеллектуальной культуре кратко

Обновлено: 04.07.2024

20 век — все велосипеды уже изобретены, а общество испытывает острую необходимость что-то отрицать и сбрасывать с парохода современности. Главный вопрос — что делать? Единственное, что остается человеку, получившему доступ ко всей мировой информации — поглощать ее, осмысливать, иронизировать над ней и воплощать разные ее фрагменты во что-то новое. На такой эклектике и строится постмодернизм — больше не создается ничего революционно нового, а лишь переосмысливается старое, гармонично встраиваясь в новые тексты. Вы могли не заметить, но первые 2 предложения этого вступления очень постмодернистские, тут аж 3 отсылки — крылатое выражение про велосипед и аллюзии на Маяковского и Чернышевского. Постмодернизм действительно распространился на все сферы культуры, давайте разбираться на мемах, рэп-баттлах, литературе и другом искусстве.

Развитие постмодернизма

Чтобы лучше разобраться в истоках постмодерна, надо вспомнить что такое премодерн и модерн.

Этапы развития мировой культуры или место постмодернизма в истории:

  1. В начале было Слово, а с ним и премодерн, в основе которого лежали отношения человека и Бога — это и античная философия, и богословская литература. Все, что происходит с человеком, происходит по воле Бога (совершенно неважно, какого), мир непостижим.
  2. Затем на смену премодерна в 16 веке приходит модерн, метафизическая эпоха, власть разума и рационального мышления.
  3. И наконец, в 60-х годах 20 века в Америке, в эпоху культурного кризиса, как антитеза модернизму, зарождается постмодернизм. Это вполне закономерный исторический процесс — технический бум, получение доступа ко всей мировой информации, развитие науки — все это подорвало истины, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми. Теперь все то, во что верили отцы, казалось чем-то узким, урезанным, поверхностным, над этим теперь можно было лишь иронизировать. Попытки свести весь мир к каким-то рациональным системам казались постмодернистам глупыми, ведь единственного верного знания просто не могло существовать.
  4. На Западе постмодернизм распространяется в 70-е, и только к 80-м приобретает самостоятельность и концептуальную оформленность, но называть постмодернизм каким-либо конкретным философским учением — грубая ошибка, ведь все, что “пост” как раз обычно за хаос, за отсутствие чего-либо конкретного. В Россию постмодернизм приходит уже в 90-е, тоже в эпоху культурного кризиса.

премодерн, модерн, постмодерн

Основные принципы

Определение

мем о постмодернизме

Основная идея постмодернизма, если утрировать, отрицание модернизма, т. е. отказ от прежних идеалов. Но вот в чем новаторство постмодернизма — отказавшись от старых идеалов, они не предлагают новых. Постмодернизм в принципе не создает идеалы, потому что это вводит в рамки и отвлекает от самой жизни. Постмодернисты не стремятся решить вопросы бытия, создать свою философию, они хотят сделать жизнь проще и понятнее, рефлексируя на уже созданное культурное наследие.

Жакк Дерида выделяет 2 ключевых понятия для понимания сути постмодернизма как явления:

  1. Деконструкция — полный отказ от старого, создание нового за счет старого;
  2. Децентрация – рассеивание твердых смыслов любого явления.

Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности.

Концепция

  • отказ от создания нового;
  • нивелирование границ между массовым и элитарным искусством;
  • попытка не искать и не утверждать какие-либо истины.

Философия

Сам по себе постмодернизм философией не является, зато в мире 20-21 веков распространены другие виды современной философии – экзистенциализм, иррационализм, постструктурализм, аналитическая философия и т. д.

Современная философия отказалась от притязаний на статус науки и перестала транслировать свои постулаты как единственно верные. Очень краткий ликбез по видам современной философии постмодернистского общества:

Основные черты

Особенности

Для постмодернизма характерны следующие особенности:

  • Вариативность развития мира — отмели идею линейного развития общества;
  • Культурный плюрализм – одна культура не превосходит другую, нет эталонных культур;
  • Пессимизм — больше не верят в светлое будущее и технический прогресс во имя человечества;
  • Скептицизм – получив доступ ко всей мировой информации, люди стали больше сравнивать, анализировать и, как следствие, подвергать сомнению;
  • Фрагментарность культуры и других процессов – вера в невозможность создать нечто единое, вроде империи или грамотно функционирующего евросоюза;
  • Агностицизм (сомнение), нигилизм (отрицание);
  • Потребление — основа общества.

Признаки

архитектура постмодернизма

Язык постмодернизма

Давайте ещё раз про интертекстуальность и гипертекст. У постмодернистского текста своя новая ткань, сотканная из старых цитат. Такую книгу можно читать с любого места, как говорит Умберто Эко, потому что она больше походит на энциклопедию. Все это приправлено хлёсткими фразами, почти афористичными, чёрным юмором и обилием повторов.

Обилие повторов часто объясняется тем, что автор хочет, чтобы читатель был прикован к тексту и понимал происходящее максимально чётко. Потому что в постмодернизме теперь главный не писатель, а читатель, все ориентировано на него – с ним играют в языковые игры, мучат разными конструкциями, и именно ему принадлежит все то, что происходит по сюжету.

Направления и течения

Некоторые искусствоведы считают, что именно из дадаизма берет своё начало постмодернизм. Это авангардистское течение в искусстве, которое зародилось сразу после первой мировой. Затем дадизм слился с сюрреализмом, дав нам великих Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля и Дэвида Линча.

  • Абстрактный экспрессионизм – это постмодернистская школа художников, цель которых: рисовать очень быстро, выплескивая свои спонтанные внутренние переживания и эмоции. Обычно такие картины – штрихи, капли краски, большие кисти, образцовый пример – Джексон Поллок.
  • Направление Арте Повера зародилось в Италии во время кризиса, художники арте повера считали себя политическими – они визуализировали диалог между природой и человеком с использованием нехудожественных материалов.
  • Процесс-арт — авангардистское течение 1960-х. Тут главное не результат, а действие, процесс, в него вложенный.
  • Ассамбляж — это почти коллаж, только с использованием объемных и целых предметов. Отличный пример – скульптуры Тони Крэгга.
  • Концептуальное искусство в литературе и живописи ставит перед собой цель: передать идею через концепцию, структуру произведения. Задача не вызвать у зрителя эмоции, а заставить его переосмыслить что-то.
  • Поп-арт — это знакомая нам всем баночка томатного супа и Мерлин Монро в розово-жёлтых цветах. Течение зародилось в 50-е, а его основным предметом были продукты массового потребления. Вообще, кроме Уорхола, там ещё были и Лихтенштейн, и Бритто, и многие другие.

Энди Уорхолл

Темы и проблемы

Основная тема – поиск нового смысла и новый ориентиров в уже созданном культурном наследии. Постмодернисты уверены в несостоятельности прежних устоев и идеалов, видят в этом абсурд и сумасшествие.

А вот основные проблемы, которые они хотят решить:

  1. Избыточность информации;
  2. Самоуничтожение человека;
  3. Коммерциализация культуры и ее массовость;
  4. Бессмысленность и обыденность бытия;
  5. Рутина и тоска;
  6. Религия потребления, вытеснившая все духовное и нравственное;
  7. Технический прогресс и его последствия для человека.

Человек постмодернизма

Есть постмодерн, а есть постмодернизм. Это две разные грани одного и того же.

  • Постмодерн — это состояние общества 20 века, века массового потребления и избытка информации.
  • Постмодернизм — культурное явление в искусстве и литературе.

Постмодернизм как явление…

Давайте разберём на примерах эту жизненную философию – от Фуко до Фейса.

В литературе

Литературный постмодернизм с его чёрным юмором, фрагментарностью, обильным цитированием – это реакция на литературу модернизма, а также на эпоху Просвещения.

Характерно то, что главный теперь не писатель, а читатель, именно вокруг него строится весь сюжет и языковые игры.

Вот немного примеров отечественных и зарубежных авторов:

В философии

Их цель – переосмыслить ценности, уйти от старых устоев и штампов, перестать позиционировать философию как науку.

В архитектуре

Архитекторы этого времени старались быть оригинальными и не создавать ничего массового, также оставалось стремление ссылаться и подражать ранее созданным памятникам архитектуры. То есть вся архитектура — некий гибрид прошлого с настоящим.

архитектура постмодерна

В живописи

Вот ещё художники:

  • А. Меламид
  • Никола де Мария
  • М. Мерц
  • Сандро Киа
  • Омар Галлиани
  • А. Подобед
  • П. Вещев
  • С. Носова
  • Д. Дудник
  • В. Кузнецов

В кино и мультсериалах

Постмодернистский кинематограф подарил нам фильмы Тарантино и Копполы. А позже ещё и симпсонов, и южный парк. Все то, что характерно для постмодернизма в целом, характерно и для этого жанра – фрагментарность, рефлексия, чёрный юмор, цитаты и отсылки.

В музыке

Одно слово — микширование. Ну и не забываем о цитировании.

  • первые диджеи в Нью-Йорке
  • Чарли Паркер
  • Оливье Мессиан
  • Pink Floyd

Автор: Анастасия Чернышева

Какие предметы сдавать после 11 класса?

Автор: Самый Зелёный · Published 24.08.2021

Как правильно написать эссе по обществознанию на ЕГЭ?

Автор: Самый Зелёный · Published 24.07.2020

Эпоха Романтизма: кратко, понятно и точно

Автор: Самый Зелёный · Published 20.11.2018

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Развитие постмодернизма

Истоки постмодернизма — это сам закономерный исторический процесс. Конец XX века характеризуется стремительным развитием науки и техники, из-за этого многие истины, казавшиеся незыблемыми, становятся предрассудками старших поколений. Переживают кризис религия и традиционная мораль, все каноны и устои требуют пересмотра. Однако они не огульно отрицаются, как в эпоху модернизма, а переосмысливаются и находят свое воплощение в новых формах и смыслах. Это связано еще и с тем, что человек получил почти неограниченный доступ к всевозможной информации. Теперь, умудренный опытом и отягощённый знанием, он стар с рождения. Все то, что предки воспринимали серьезно, он видит в свете иронии. Это своеобразная защита от той информации, которую раньше умело маскировали и недоговаривали СМИ. Постмодернистский человек видит и знает больше, чем его предки, поэтому он склонен скептически относиться ко всему, что его окружает. Отсюда и основная тенденция постмодернизма – все сводить к смеху, ничего не принимать всерьез.

Отношение к природе и обществу к концу 20 века тоже меняется: человек чувствовал себя практически всемогущим в природе, но при этом он — винтик во всей общественной системе, один из миллионов. Однако революции, войны, стихийные катаклизмы показали людям, что не все так однозначно. Стихии берут верх над беспомощными землянами, а государство можно и обойти, используя потайные закоулки всемирной сети. Нет больше необходимости в постоянной работе, можно путешествовать и развивать свое дело одновременно. Однако не все могут переключиться на новый лад, а потому возник кризис мировоззрения. Люди больше не ведутся на старые трюки властей и рекламных слоганов, но им нечего противопоставить этому затхлому миру. Так, период модерна закончился и начался новый – постмодерн, где несочетаемое мирно соседствует друг с другом в эклектичной пляске на могиле прошлого. Таков облик постмодернизма в истории.

Основные принципы

Анализ постмодернизма стоит начать с основных принципов, которые определяют его развитие. Вот они в максимально сокращенном варианте:

  • Эклектичность (сочетание несочетаемого). Постмодернисты ничего нового не создают, они причудливо скрещивают то, что уже было, но считалось, что эти вещи не могут составлять единое целое. Например, платье и военные сапоги на шнуровке – коктейль, привычный нашему взору, а еще 60 лет назад такой наряд мог вызвать шок у прохожих.
  • Плюрализм культурных языков. Постмодернизм ничего не отрицает, он все принимает и толкует по-своему. В нем мирно уживаются тенденции классической культуры с современными формами, взятыми из модернизма.
  • Интертекстуальность – глобальное использование цитат и отсылок к произведениям. Есть искусство, целиком и полностью слепленное из выписок и реплик другого авторства, и это не считается плагиатом, ведь этика постмодернизма очень гуманна по отношению к подобным мелочам.
  • Декононизация искусства. Стерлись границы между красивым и уродливым, в связи с этим развилась эстетика безобразного. Фрики завоёвывают внимание тысяч людей, вокруг них формируются толпы фанатов и эпигонов.
  • Ирония. В рамках данного явления нет места серьезности. Например, вместо трагедии появляется трагикомедия. Люди устали переживать и расстраиваться, им хочется защититься от агрессивной среды мира в юморе.
  • Антропологический пессимизм. Нет веры в прогресс и гуманность.
  • Шоутизация культуры. Искусство позиционируется, как развлечение, в нем очень ценится зрелищность.

Понятие и идея

Постмодернизм – социально-психологическая реакция на отсутствие положительного результата от прогресса. Цивилизация, развиваясь, в то же время разрушает сама себя. В этом и заключается его концепция.

Основная идея постмодернизма — совмещение и смешение различных культур, стилей и направлений. Если модернизм рассчитан на элиту, то постмодернизм, характеризуясь игровым началом, делает свои произведения универсальными: массовый читатель увидит занимательную, иногда скандальную и странную историю, а элитарный – философское содержание.

Философия

Современная философия утверждает конечность всех представлений человека об окружающем мире (технике, науке, культуре и т.д.). Все повторяется, а не развивается, поэтому современная цивилизация обязательно разрушится, прогресс не несет ничего положительного. Вот основные философские течения, питающие нашу эпоху:

  • Экзистенциализм – одно из философских течений постмодернизма, провозглашающее бытие иррациональным, ставящее ощущения человека во главу угла. Личность постоянно находится в кризисном состоянии, ощущая тревогу и страх в результате взаимодействия с окружающим миром. Страх – это не только отрицательное переживание, но необходимое потрясение. Пример.
  • Постструктурализм – одно из философских течений постмодернизма, характерен негативный пафос относительно всяких позитивных знаний, рациональных обоснований явлений, особенно культурных. Главная эмоция в этом течении – сомнение, критика оторванной от жизни традиционной философии.

Человек постмодернизма сосредоточен на своем теле (принцип телоцентризма), все интересы и потребности сошлись в нем, поэтому проводятся эксперименты. Человек — не субъект деятельности и познания, не является центром Вселенной, потому что все в ней стремится к хаосу. Люди не имеют доступа к реальности, значит, не могут постигнуть истину.

Основные черты

Полный список признаков данного явления вы найдете здесь.

Для постмодернизма характерны:

  • Паратеатральность – совокупность новых форматов визуального представления искусства: хеппенинг, перфоманс и флешмоб. Набирает оборотые интерактивность: книги, кино и картины становятся сюжетами компьютерных игр и частью 3-D представлений.
  • Трансгендерность – отсутствие различия между полами. Особенно заметно в моде.
  • Глобализация – утрата национальной идентичности авторов.
  • Быстрая смена стилей – скорость моды бьет все рекорды.
  • Перепроизводство объектов культуры и дилетантизм авторов. Теперь творчество стало доступно многим, сдерживающего канона нет, как и принципа элитарности культуры.

Стиль и эстетика

Стиль и эстетика постмодернизма – это, прежде всего, деканонизация всего, ироничная переоценка ценностей. Жанры меняются, господствует коммерческое искусство, которое является бизнесом. В диком беспорядке жизни помогает выжить смех, поэтому еще одна особенность – карнавализация.

Характерен также пастиш, то есть фрагментарность, противоречивость повествования, это ведет к коммуникативной затрудненности. Авторы не следуют действительности, а симулируют правдоподобность. Постмодернистам свойственна игра с текстом, языком, вечными образами и сюжетами. Авторская позиция нечеткая, он самоустраняется.

Язык для постмодернистов – система, мешающая коммуникации, у каждого человека свой собственный язык, поэтому люди не способны понять друг друга до конца. Поэтому в текстах мало идейного смысла, авторы ориентируются на множественность интерпретаций. Реальность создается с помощью языка, значит, с его помощью можно управлять человечеством.

Течения и направления

Здесь приведены самые известные образчики постмодернизма.

  • Поп-арт – новое течение в визуальном искусстве, которое переводит банальность в плоскость высокой культуры. Поэтика массовой продукции из обычных вещей делает символы. Представители – Дж. Джонс, Р. Раушенберг, Р.Гамильтон, Дж.Дайн и другие.
  • Магический реализм – литературное течение, в рамках которого смешиваются фантастические и реалистические элементы. Пример.
  • Новые жанры в литературе: корпоративный роман (пример), тревелог (пример), роман-словарь (пример) и др.
  • Битники – молодежное движение, породившее целую культуру. Пример и описание.
  • Фанфики – направление, в рамках которого фанаты продолжают книги или дополняют вселенные, созданные авторами. Пример: 50 оттенков серого
  • Театр абсурда – театральный постмодернизм. Пример.
  • Граффитизм – течение, которое смешивает граффити, графику и станковую живопись. Здесь фантазия, самобытность в сочетании с элементами субкультуры и искусством этнических групп. Представители – Крэш (Дж. Матос), Дейз (К. Элис), Футура 2000 (Л. Макгар) и другие.
  • Минимализм – течение, призывающее к антидекоративности, отказу от изобразительности и субъективности. Отличается простотой, однообразием и нейтральностью в формах, фигурах, цветах, материалах.

Темы и проблемы

Наиболее общая тема постмодернизма – поиск нового смысла, новой целостности, ориентиров, а также абсурдность и сумасшествие мира, конечность всех устоев, поиск новых идеалов.

Постмодернисты ставят проблемы:

  • самоуничтожения человечества и человека;
  • усредненности и подражательности массовой культуры;
  • избытка информации.

Основные приемы

  1. Видео-арт – течение, выражающее художественные возможности. Видео-арт противостоит массовому телевидению и культуре.
  2. Инсталляция – формирование арт-объекта из бытовых предметов и промышленных материалов. Цель – наполнить предметы каким-то особым содержанием, которое каждый зритель понимает по-своему.
  3. Перфоманс – шоу, в основе которого представление о творчестве как о стиле жизни. Арт-объект здесь не произведения художника, а само по себе его поведения и поступки.
  4. Хеппенинг – представление с участием художника и зрителей, в результате которого стирается граница между создателем и публикой.

Постмодернизм как явление

В литературе

В философии

Философский постмодернизм – противостояние гегелевской концепции (антигегельянство) , критика категорий этой концепции: единого, целого, универсального, абсолютного, бытия, истины, разума, прогресса. Самые известные представители:

  • Ж. Деррида,
  • Ж.Ф. Лиотар,
  • Д.Ваттимо.

В архитектуре

Архитектурный постмодернизм вызван исчерпанностью модернистских идей и социальным заказом. В городской среде отдается предпочтение симметричной застройке с учетом особенностей окружающей среды. Особенности: подражание историческим образцам, смешение стилей, упрощение классических форм. Представители и примеры:

  • П. Айзенман (Коламбус-центр, Виртуальный дом, Мемориал жертв Холокоста в Берлине),
  • Р.Бофиль (аэропорт и здание Национального театра Каталонии в Барселоне, головные офисы компаний Cartier и Christian Dior в Париже, небоскрёбы Shiseido Building в Токио и Dearborn Center в Чикаго),
  • Р.Стерн (улица Central Park West, небоскреб Carpe Diem, Президентский центр им. Джорджа У. Буша).

В живописи

В картинах постмодернистов главенствовала основная идея: между копией и оригиналом нет особой разницы. Поэтому авторы переосмысливали свои и чужие картины, создавая новые на их основе. Представители и примеры:

В кино

Постмодернизм в кино переосмысляет роль языка, создается эффект достоверности, сочетание формального повествования и философского наполнения, приемы стилизации и ироничных ссылок на предыдущие источники. Представители и примеры:

В музыке

Музыкальный постмодернизм характеризуется сочетанием стилей и жанров, самокопанием и ироничностью, стремлением стирать границы между элитарным и массовым искусством, главенствует настроение конца культуры. Появляется электронная музыка, приемы которой стимулировали развитие хип-хопа, пост-рока и других жанров. В академической музыке главенствуют минимализм, прием коллажа, сближение с популярной музыкой.

Данный текст представляет собой развернутый ответ на ряд вопросов, которые были подняты во время обсуждения моей недавней статьи о постмодернизме в поэзии на форуме СВП.
Заявленная тема на сегодняшний день является дискуссионной и широко обсуждается в разных интернет-сообществах, где в достаточно острой полемике сходятся приверженцы и противники использования постмодернизма как творческого метода и философской концепции. Некоторые наши теоретики и формирующиеся вокруг них интеллектуальные центры сейчас ведут настоящую кампанию против постмодерна, и волны, я вижу, широко расходятся.

При этом человека, пытающегося разобраться в сути проблемы, нередко вводят в заблуждение сторонники охранительной парадигмы, которые периодически организуют разного рода информационные вбросы, направленные на дискредитацию постмодернизма. Понятно, что постмодерн этим ребятам совершенно не в кайф, потому как он дает людям преступную возможность не ползать на брюхе перед идолами, а научиться трезво оценивать их значимость, и если она окажется мнимой - извините, подвиньтесь.
В общем, если вспомнить известный афоризм Мохандаса Ганди - "Сначала Вас игнорируют, потом над Вами смеются, потом с Вами борются, а затем Вы победили" - то можно сказать, что с постмодернизмом уже борются, уже осознают его опасность и поэтому нещадно поливают его грязью. В этой ситуации особенно важна просветительская деятельность, поскольку цена вопроса очень высока. Без всякого преувеличения.
Ниже я очень кратко и сжато скажу о своем понимании глобальной роли постмодернизма в судьбе русской и всечеловеческой цивилизации. Тема сложная, поэтому несмотря на все мои старания букв будет довольно много, но ничего не поделаешь.

Окружающий мир воспринимается нами посредством органов чувств и пребывает в нашем сознании в виде семантического пространства. Постмодернизм это система, позволяющая работать с этим семантическим пространством и моделировать необходимую семантическую ситуацию. Как это реализуется на практике, я показал в обсуждаемой статье на примере лирического стихотворения и всего лишь одного постмодернистского приема - искусства цитирования, но область применения системы гораздо шире.
Рекламные кампании, "цветные революции", модные тренды, осмеянные идеалы, внезапные метаморфозы общественного сознания, подспудное навязывание стиля, культурологических ориентиров и ценностных приоритетов эпохи - все это результат использования постмодернистских технологий. Нет, мы их пока что не использовали - их использовали против нас. Калейдоскоп окружающего нас информационного потока кажется хаотическим, произвольным, однако он подчинен неумолимой логике постмодернистской игры. Сейчас игра идет в наши ворота, и мы, то есть русская цивилизация, являемся безвольным объектом манипуляций противника. Из этого опять же некоторые делают вывод о том, что постмодернизм плох. Да не постмодернизм плох - зевать не надо! Как говорится, не спи - замерзнешь.

Необходимо срочно создавать собственное постмодернистское оружие, не дожидаясь особого приглашения и правительственного указа, поскольку на такой указ можно надеяться лишь предварительно подвергнув нынешнюю правящую элиту специальной обработке люстрации не только по коррупционному, но и по интеллектуальному признаку, а для этого постмодернистская революция должна победить.

Улыбка под этой юбкой заставляет дрожать континенты,
Так на что нам сдались эти зомби в правительственных новостях?

Конечно, на первых порах неизбежен этап заимствования и обкатывания в наших реалиях западной постмодернистской мысли, и тут нам следует не смущаться, а вдохновляться примером Петра Великого, но я знаю - у нас плохо получается копировать чужое потому, что мы любим изобретать свое. Так дадим себе волю - будем изобретать!
Интеллектуальной платформой русской цивилизации является не аналитика, а чрезвычайно мощная и эффективная способность к синтезу, и это свойство заложено в русском языке на уровне синтаксиса. Синтез - основной действующий принцип постмодернизма, так что в данном случае все козыри в наших руках. Уверен в том, что мы еще скажем миру свое постмодернистское слово, и это слово прозвучит очень веско.

Но абсолютно ошибочно рассматривать совершающуюся сейчас постмодернистскую революцию в контексте противостояния Востока и Запада, поскольку это явление совершенно иного плана, и в ходе дальнейших событий упомянутое противостояние может быть просто снято с повестки дня, что для нас (как и для всего человечества) будет являться полной победой над противником, значение которой невозможно переоценить. В постмодернистской войне не будет поверженных стран, но будет одна побежденная варна. Или каста. Или класс. Или социальная группа. Называть можно как угодно, дела это не меняет.

Постмодернизм - система с открытым кодом. Очень демократичная. Каждый может внести свой посильный вклад в ее разработку, но для этого, разумеется, необходимо обладать соответствующим уровнем интеллекта, эрудиции и прочими необходимыми качествами. Поэтому нет и более элитарной системы, чем постмодернизм. Что хорошо, если вдуматься: постмодернистом может стать каждый, но для этого каждому необходимо заниматься самообразованием, читать книжки - и не только про любовь и казаков-разбойников, а умные всякие.
Таким образом появляется своего рода интеллектуальный ценз, существенно снижающий уровень человеческой заурядности и ограниченности в кругу лиц, причастных к управлению процессами. А то лица наших депутатов, государственных чиновников не последнего ранга и высокопоставленных церковников зачастую не очень-то светятся обаянием учености, как ни посмотришь - или рыба, или жаба, черт знает, что такое. Глядя на них, отчетливо понимаешь, благодаря способностям к чему и согласия на что они оказались во власти.

По сути постмодернистская революция представляет собой революцию интеллектуалов, которым надоела власть ростовщиков, биржевых спекулянтов, рекламных разводил и политических гангстеров всех мастей.
Дело в том, что в достаточно отдаленные времена человеческое общество было устроено несколько более логично, чем сейчас - им руководили люди знания: мудрецы (для того, чтобы так называться, седой бороды, косматых пророческих бровей и зычного голоса было недостаточно), ученые (впрочем, нагромождение малопонятных терминов тогда никого не интересовало), практикующие маги (но это совсем не экстрасенсы, которые лечат по фотографиям), поэты (только надо помнить, что поэтами тогда называли владык слова, а не словоблудов).
В индуистской традиции, сохранившей наибольшее количество отчетливых древнеарийских реминисценций, таких людей называли брахманами, они составляли высшую варну - интеллектуальную элиту общества. И все было чудесно, но постепенно от такой благости брахманы расслабились, а там и рассобачились, стали понты нарезать и потихоньку деградировать, превращаясь в то, что указано в скобках. Тогда разложившихся в быту брахманов потеснили кшатрии - это вторая варна: военные и управленцы, светская власть. Они отобрали у брахманов бразды правления и начали рулить сами, ограничив брахманов сферой религии, выхолощенной и приведенной в соответствие с основными направлениями государственной политики. Так знание превратилось в религию. Это напоминает мне историю принцессы, превратившейся в лягушку - только наша принцесса еще ждет, чтобы ее расколдовали, воссоединив академическую науку, эзотерические практики и художественную мысль. Истинное знание всегда является единым и целостным.

Земля забудет обиды
Всех воинов, всех купцов,
И будут, как встарь, друиды
Учить с зеленых холмов.

И будут, как встарь, поэты
Вести сердца к высоте,
Как ангел водит кометы
К неведомой им мете.

(Н. С. Гумилев "Канцона третья")

Главной стратегической задачей, которую может разрешить прогрессивное человечество при помощи постмодернизма является замена семантического ядра эона старого мира лжи и насилия семантическим ядром эона новой эры любви и понимания. Подчеркиваю - никакой фантастики, над этим уже работают.
Но это поистине грандиозный процесс - замене подлежит не система ценностей, а вселенная смыслов. Разумеется, этот процесс пролонгирован во времени, поэтому являясь наиболее радикальной революцией в истории человечества, постмодернистская революция не распознается как таковая. Еще менее заметен всеобъемлющий характер преобразований, осуществляемых в ходе этой революции, отнюдь не ограничивающихся традиционной для данного понятия социально-политической сферой. Зато ее результаты могут оказаться ошеломляющими.
Хорошими или плохими? Спасут они человечество или погубят? Не знаю. Но нынешняя система координат давно уже утратила свою функциональность, и этот факт, если кто не заметил, ежедневно демонстрирует нам современная массовая культура во всех ее многообразных и неизменно профанных проявлениях. Вечный двигатель человечества сейчас работает вхолостую, а мы просто обречены на поиски.
И не надо "шить дело" постмодернистам, обвиняя их в разрушении иерархии ценностей и профанации культурных кодов - как говорилось в известном фильме, все уже украдено до нас. Постмодернизм не разрушает идеологические конструкции прошлого, он лишь расчищает поле от их обломков, но делает это спокойно, без фанатизма. Фанатизм вообще чужд мировоззрению постмодерна, его место занимают такие замечательные вещи как юмор и снисходительность, нисколько не снижающие уровень высокого пафоса свободного творчества.

(И. А. Бродский "На столетие Анны Ахматовой")

Если постмодернисты и верят в Бога, то именно в такого.
Для постмодерна характерна еще одна уникальная особенность - в рамках этой системы легко уживаются и мирно соседствуют, а то и любовно переплетаются взаимоисключающие концепции. Постмодерн ничего не выбрасывает, он сохраняет всю информацию. Вместо традиционной оппозиции "да" и "нет" постмодернизм предоставляет выбору пользователя стремящееся к бесконечности множество вариантов. Даже не будучи реализованными, они способствуют формированию у пользователя многоуровневого творческого сознания и понимания того простого факта, что в данный момент кто-то идет иным путем, который пять минут назад мог стать твоим. За таким пониманием уже брезжит беспощадная реальность экстатического релятивизма божественной игры.
Эти дополнительные возможности появляются в результате отказа постмодерна от иерархической, линейной структуры сознания, наиболее последовательно воплощенной в библейской монотеистической парадигме, и перехода к принципиально иной структуре - ризоматической, сетевой.
Великолепным примером ризоматической структуры является Интернет - будучи живым существом, всемирная сеть обладала бы ризоматическим сознанием. Надо сказать, что данный тип сознания в сравнении с традиционным иерархическим обладает значительно большей резистентностью к воздействию любой пропаганды: идеологического зомбирования, рекламы и т. д., позволяет быстро изгнать мрачные тени психологических комплексов, которым просто нет места в мире ироничной относительности и таит в себе любезную сердцу всякого исследователя интригу лабиринта, инициирующую творческий процесс.
Развиваясь, ризоматическая структура непременно породит свою собственную, нелинейную иерархию, учитывающую интеллектуальные центры силы, возникающие в сети, однако эта новая иерархия будет не подавлять любую свободную мысль и творческий импульс, как это лихо делала старая, но лишь стимулировать их возникновение.

Я не могу сказать, каким будет мир, преображенный постмодернистскими технологиями. Исследователь всегда стоит перед неизвестностью. Я могу утверждать лишь одно - это будет нечто совершенно новое. Масштаб этого явления сопоставим разве что с неолитической революцией - чередой потрясающих открытий и технологических прорывов, заложивших фундамент нынешней цивилизации. Но если неолитическая революция в разных регионах Земли происходила в разное время и в силу этого растянулась на несколько тысячелетий, то у революции постмодернистской благодаря нынешнему уровню развития средств коммуникации есть шанс осуществить стремительный прыжок в будущее.

Разум не всесилен. Более того, разум может порождать страшные вещи (атомная бомба, например).

Прогресс также не несет в себе исключительного блага, что видно на примере истории XX века (мировые войны и др. проблемы).

В Средние века центром мировоззрения был Бог, в Новое время – человек, в эпоху Постмодерна – уже и не Бог и не человек. Современные люди сами решают, во что верить и верить ли вообще. Общество и человек как будто сами конструируют для себя свою реальность (так в эпоху постмодерна формируется такое философское направление как конструктивизм).

Основные идеи постмодернизма

* * *

Постмодерн проявил себя во многих сферах, а не только в философии: в литературе, искусстве, кино и т.п. Сегодня постмодерн представляет собой особое мировоззрение, характеризующееся в общем виде недоверием к традиционным реалистическим концепциям.

Иногда кажется, что постмодернизм - это какие-то особые тараканы в голове у современных философов. Однако, если вас вдруг беспокоят не ментальные, а реальные насекомые, то настоятельно рекомендуем обратиться в компанию klop-tarakanovich для уничтожения тараканов раз и навсегда!

(фр. postmodernisme – после модернизма). Модернизм (иначе авангардизм) – общее понятие, охватывающее течения искусства и литературы первых десятилетий 20 в., резко порывающие с классическими традициями художественного творчества.

Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного.

Из многочисленных работ, посвященных художественной культуре второй половины 20 в., следует, что постмодернизм – это продуцирование вневременных текстов, в которых некто (не автор!) играет в ни к чему не обязывающие и ничего не значащие игры, используя принадлежащие другим коды. Соответственно постмодернизм не относится к области философии или истории, не связан с идеологией, не ищет и не утверждает никаких истин. Постмодернизм расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этико-эстетической парадигмы. Постмодернизм также рассматривают как реакцию на тотальную коммерциализацию культуры, как противостояние официальной культуре.

Образ хаотического сверхсложного мира – отправной момент современной художественной культуры; постмодернизм – изображение мира, о котором нет знания.

Онтологическое постмодернизма лежит за пределами искусства. Это кризис метафизического мышления, распад картины мира.

Парадигматическое постмодернизма: Гиперрефлексия. Агностицизм. Нигилизм (цинизм). Тотальный релятивизм. Смех (ирония, сарказм).

Специфическое искусства и литературы постмодернизма: Эквивалентность формообразующих. Стилистический эклектизм. Вторичность. Интертекстуальность. Референциальность. Неполнота дискурса. Внесистемность, произвольное фрагментирование. Повторы, перечисления, совмещения. Перегруженность аллюзиями и семиотическая избыточность.

Отличие референциального сознания – его соотнесенность не с реальностью предметного мира, но с рефлексией по поводу поэтики и эстетики.

Искусство постмодернизма – в той мере, в какой оно сохраняет функции искусства, – это не только игра, изобретающая игру, изобретающую игру (и т.д.), но и попытка преодолеть катастрофическую разобщенность человека и мира.

Способ преодоления – ирония и неопределенность, дадаистический запрет на серьезность, содержательность – определяет стилистику постмодернизма. Отсутствие сюжета, замысла, смысла компенсируется интертекстуальной насыщенностью. Эти признаки могут проявляться в той или иной мере в литературе, поэзии, публицистике, театре, изобразительном искусстве и концентрированно – в собственных постмодернистских жанрах, таких, как флюксус, хэппенинг, перформанс…

Как и всякое другое, искусство постмодернизма отражает картину мира; здесь – ее распад, который предстает как отсутствие означаемого. Означающее (форма) здесь самоцельно. На это указывает и стилистика гиперреализма, бездумно сканирующего поверхности предметов, и семантическая ничтожность соц-арта, пародирующего стилистику соцреализма, и более или менее техничные имитации стилей раннего авангарда, постимпрессионизма, вариации на темы работ классических мастеров и т.д. Миметическая форма используется для создания образов фантастического искусства, серий комиксов и т.п., но почти никогда непосредственно – без рефлексии и гиперрефлексии.

Энергия, питающая художественное творчество, амбивалентна. Если она не находит заготовленных для нее структур или эти структуры утратили эволютивный потенциал и матрица означающего не соответствует новой конфигурации означаемого, наступает кризисное состояние. В эпоху нормативной эстетики эта энергия достигала большого накала и сублимации и находила выход в великих произведениях искусства (ср. Портрет Папы Иннокентия X Д.Веласкеса) или выплескивалась за пределы сюжета и проступала в индивидуальной манере художника (ср. творчество Грюневальда, Босха, Гойи).

Особенностью современного искусства является то, что творческая интенция проявляет себя как деструктивная и аутодеструктивная. Изобразительная деятельность нередко становится прямой проекцией темперамента (ср. жестикуляционную живопись). Этот процесс начинается со сдвигов в композиции и рисунке, переходит к спонтанной экспрессии линии и мазка, огрублению фактуры, вплоть до рассечения холста (дальше – выход за пределы традиционных изобразительных форм).

Прорыв деструктивного начала – один из стилеобразующих факторов современного искусства, продуцирующего образ агрессии, катастрофы, распада, хаоса.

Характер перемен, происходящих в 80–90-е, раскрывает эволюция антропоморфного образа.

С точки зрения эволюции сюжета образ пустого тела может восприниматься как возвращение к tabula rasa после десятилетий гротесковой, шаржированной трактовки образа человека.

Художественный процесс второй половины XX в. принципиально отличается от всего существовавшего ранее.

Классическое искусство – это оркестры, соревнующиеся в исполнительском мастерстве; сюжет и в значительной мере форма, его воплощающая, известны. Теперь – это солирующие инструменты, которые не исполняют, не озвучивают партитуру, но звучат – автономно, спонтанно, непредсказуемо.

Однако в историческом контексте полицентричность не есть хаос. Индивидуальные, корпоративные и иные направления, стили не изолированы друг от друга. То, что в случае с традиционным искусством оборачивается синхронной стилистической эволюцией, здесь через взаимовлияние, сложные отношения взаимодействий и противодействий выступает как системное образование – по-своему упорядоченная мозаика.

В той мере, в какой изобразительные формы остаются языком искусства (озвучивают молчание), они отражают самосознание социума. В переходные периоды это не конкретные символы и образы, воплощающие традиционные представления, но первичные субстраты, комбинации универсальных изобразительных элементов, выражающие – чаще непреднамеренно – некие ощущения, предчувствия, предвидения, означивая те или иные состояния.

Все находящиеся в современном художественном пространстве изобразительные формы есть образы – структуры или хаоса, статики или динамики, простого или сложного, гармонии или деструкции, конкретного или отвлеченного.

В искусстве постмодернизма, где исчезает или становится безразличным сюжет, означающее берет на себя его функцию. Манера, интонация, стиль говорят помимо воли говорящего. Экспрессия жестикуляционной живописи не менее информативна, чем натуралистический сюжет. В идеале художественный образ – это еще не изреченная не мысль, но ее правда. Сколько бы мы ни вопрошали, художник всегда скажет меньше того, что говорят его произведения. Наклонности постмодернизма обнаруживаются не в высказываниях постмодернистов, а в их стилистических предпочтениях, в частности в трактовке сквозных сюжетов.

Виль Мириманов

ПОСТМОДЕРНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

Литература постмодернизма, с точки зрения Ихаба Хассана (Расчленение Орфея), по сути, является антилитературой, так как преобразует бурлеск, гротеск, фантастику и иные литературные формы и жанры в антиформы, несущие в себе заряд насилия, безумия и апокалиптичности и превращающие космос в хаос.

Мир как текст.

Другие последователи Деррида (они же – и единомышленники, и оппоненты, и самостоятельные теоретики): во Франции – Жиль Делез, Юлия Кристева, Ролан Барт. В США – Йельская школа (Йельский университет).

Не случайно работы главных теоретиков постмодернизма – скорей художественные произведения, чем научные труды, а всемирная слава их создателей затмила имена даже таких серьезных прозаиков из лагеря постмодернистов как Дж.Фаулз, Джон Барт, Ален Роб-Грийе, Рональд Сьюкеник, Филипп Соллерс, Хулио Кортасар, Мирорад Павич.

Метатекст.

Примерами деконструкции метатекста в современной русской литературе постмодерна могут служить произведения Владимира Сорокина (Дисморфомания, Роман) Бориса Акунина (Чайка), Вячеслава Пьецуха (роман Новая московская философия).

Поп-арт и концептуализм.

К понятиям поп-арт, украденный объект примыкает понятие постмодернистского коллажа. Крайнюю степень этого дискурса показывает роман американского писателя Реймонда Федермана На Ваше усмотрение (1976). Название диктует способ прочтения: страницы романа не нумерованы и не сброшюрованы, и читатель волен прочитывать их в том порядке, в каком ему заблагорассудится.

Постмодернистская чувствительность.

Шизоанализ.

Так ущербность героя Школы для дураков Саши Соколова, его недостаток в глазах родителей, учителей и соседей, оборачивается способностью воспринимать мир по-особому: полнее, детальнее – как бы заглядывая на изнаночную сторону вещей и событий, не доступную взгляду нормальных людей.

Многоуровневое письмо, женское письмо.

По Тео 'Дану, произведения постмодернизма, с одной стороны, обладают рекламной привлекательностью предмета массового потребления, с другой – пародийным переосмыслением более ранних, и преимущественно модернистских сочинений, иронической трактовкой их сюжетов и приемов.

Например, удовольствие от чтения сочинений Б.Акунина во многом состоит в узнавании самого разного уровня – от детективного до угадывания первоначального текста, лежащего в основе повествования (римейк). Недаром Акунин говорил, что его тексты подобны лаковым миниатюрам в 15 слоев – не обязательно видеть их, но глубина чувствуется.

Растворение характера в романе, новый биографизм.

Для литературы постмодернизма характерно стремление к разрушению литературного героя и вообще персонажа как психологически и социально выраженного характера. Наиболее полно эту проблему осветила английская писательница и литературовед Кристина Брук-Роуз в статье Растворение характера в романе.

Симулякр.

Усталость постмодернизма.

Многие исследователи рассматривают постмодернизм как переходный этап к новому культурному периоду, поскольку исторический опыт говорит о невозможности существования стабильной культуры вне определенной системы ценностей.

Сергей Журавлев

ПОСТМОДЕРНИЗМ В ФИЛОСОФИИ

Пересмотр классической парадигмы философствования, осуществляемый постсруктурализмом, можно выразить и в других терминах.

Из этих радикальных положений вытекают весьма радикальные следствия. Мыслителю, исследователю, автору отказывается в праве на обладание смыслом как таковым. Всякое притязание на обладание смыслом разоблачается в качестве неспособности субъекта отдать себе отчет в изначальной амбивалентности, многозначности производимых им высказываний. В том, в частности, что означающие, из которых сотканы его высказывания, находятся в сложных отношениях с другими означающими – включая и те, о которых сам автор не подозревает. (В этой связи, он, строго говоря, и не является автором собственных высказываний).

Владимир Малахов

Читайте также: