Россолимо григорий иванович вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 06.07.2024

Родился в семье греческого происхождения. Его дед, моряк с острова Кефалония, спасся при кораблекрушении возле Одессы и остался здесь жить. Россолимо окончил Одесскую Ришельевскую гимназию. В 1884 году закончил медицинский факультет Московского университета. Был однокурсником и близким другом А. П. Чехова.

С 1890 года — заведующий клиникой нервных болезней при клинике внутренних болезней А. А. Остроумова. Работал в Московском университете. В 1911 году Г. И. Россолимо ушёл из университета в знак протеста против действий против студентов и профессуры царского министра просвещения Л. А. Кассо. Активно выступал на педагогических и психологических съездах, освещая проблемы изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей.

С 1917 года Россолимо — профессор МГУ и директор Неврологического института им. А. Я. Кожевникова.

Умер в Москве 29 сентября 1928 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Научная деятельность

Невропатология

Разрабатывал вопросы морфологии нервной системы. Уточнил ход проводников в центральной нервной системе. Описал патологический стопный сгибательный рефлекс, впоследствии названный его именем. Этот рефлекс — важный симптом при органических поражениях пирамидного пути.

Пальцевой рефлекс Россолимо получил широкое распространение в клинике нервных болезней и стал непременным приёмом при объективном исследовании нервной системы.

Работы Россолимо посвящены диагностике опухолей головного мозга, клинике рассеянного склероза, полиомиелита, рецидивирующего паралича лицевого нерва при мигрени.

Изобретатель многих медицинских приборов: динамометр, клонограф, мозговой топограф и др.

Психология и дефектология

Сферой научных интересов Россолимо были клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное значение он придавал исследованиям, результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей. Г. И. Россолимо считал необходимым привлечение к воспитанию разнообразных наук о человеке. В своей деятельности он использовал и развивал идеи К. Д. Ушинского. Как отмечал его коллега Ф. Д. Забугин:

Идеи Ушинского и Пирогова и их заветы были постоянно спутниками педагогических характеристик, диагнозов и тех мероприятий, которыми всегда провожал Г. И. своих маленьких пациентов.

Вслед за К. Д. Ушинским Г. И. Россолимо писал:

Искусство воспитания… требует себе на помощь различные науки о человеке и в особенности те, которые занимаются душой человека не только вообще, но и на разных ступенях и в разных условиях его развития: наука о ребёнке, педология, со всеми своими атрибутами индуктивной дисциплины уже стучится в двери семейных домов и школ, апеллируя к наблюдениям родителей, заметкам учителей и данным исследования врачей, особенно врачей — знатоков детской здоровой и больной души.

Г. И. Россолимо считал, что надо создать метод изучения личности ребёнка, который бы позволял определить уровень его интеллектуального развития. Это даст возможность направлять отстающих детей в специальные классы и заведения, а также дифференцировано подойти к умственной отсталости, выделяя в ней разные группы по степени тяжести нарушения интеллекта.

Метод изучения интеллекта

Центр главного нашего интереса … заключается в определении, при помощи исследования психологического профиля, высоты отсталости, то есть степени отсталости или вернее, силу психо-механики учащихся, и для достижения этой основной нашей цели мы и постарались использовать все упомянутые точки зрения, как мерило проверки нашего метода. Результаты получились: мы могли проследить довольно полное соответствие между показателями профиля с одной стороны, и медико-педагогическими характеристиками, приведёнными к распределению по учебным заведениям, с другой.

В этом направлении, на основании данных этой работы мы могли бы сделать некоторые практические выводы для руководства при решении вопроса о характере одарённости или, вернее, если можно так выразиться, неодарённости детей на предмет направления их в соответствующее учебное заведение; конечно, речь здесь идёт не о таких выводах, которые дают отдельные паспорта для направления в тот или иной класс, в ту или иную школу, а о тех принципиальных исходных точках для характеристики психо-механики ребёнка, которые позволяют даже заранее, ещё до школьного опыта, делать заключения о рабочей силе ума и об её психологических, наиболее характерных особенностях…

Метод, разработанный Россолимо, использовался многими исследователями. Его взгляды на экспериментальное исследование интеллекта оказали значительное влияние на изучение детей с отклонениями в развитии. Несмотря на то, что в дальнейшем были показаны значительные недостатки этого метода, и сама идея количественного исследования интеллекта была подвергнута научно обоснованной критике, его идеи составили целый этап в развитии изучения детей с отклонениями в России. На момент появления метода в России практически не было ни одного разработанного отечественными учёными метода исследования интеллекта детей с отклонениями. Таким образом, Г. И. Россолимо — один из основоположников отечественной дефектологии.

Отзывы современников



Труды

Литература

  • Россолимо Г. И. Психологические профили дефективных учащихся (в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр.). — М., 1914. — С. 33.
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 2000.
  • Забугин Ф. Д. Г. И. Россолимо — врач-педагог // Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина, 1950. — Т.61. — С. 176.
  • Ляпидевский С. С. Невропатология. — М., 2000.
  • Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. — М., 2003. — С. 275.

Ссылки

  • Проставить для статьи более точные категории.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Добавить иллюстрации.
  • Викифицировать список литературы, используя шаблон > , и проставить ISBN.
  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 17 декабря
  • Родившиеся в 1860 году
  • Родившиеся в Одессе
  • Умершие 29 сентября
  • Умершие в 1928 году
  • Умершие в Москве
  • Выпускники медицинского факультета МГУ
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Выпускники Ришельевской гимназии
  • Преподаватели МГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Россолимо, Григорий Иванович" в других словарях:

Россолимо Григорий Иванович — (1860–1928) русский невролог и психолог. С целью диагностики индивидуальных психических свойств разработал методику их количественной оценки, дающую целостное представление о личности. Выделил одиннадцать психических процессов, к рые в свою… … Большая психологическая энциклопедия

Россолимо Григорий Иванович — [5(17).12.1860, Одесса, ‒ 29.9.1928, Москва], советский невропатолог и психоневролог. В 1884 окончил медицинский факультет Московского университета; ученик А. Я. Кожевникова. Сокурсник и близкий друг А. П. Чехова. С 1890 заведующий клиникой… … Большая советская энциклопедия

РОССОЛИМО Григорий Иванович — (1860 1928) один из основоположников детской неврологии в России. Разработал ряд методов клинического исследования нервной системы, описал патологический пальцевой рефлекс, назван его именем … Большой Энциклопедический словарь

Россолимо Григорий Иванович — (1860 1928) русский невролог и психолог. Разработал систему комплексной психологической диагностики, которая позволяла анализировать индивидуальные особенности внимания , восприимчивости, воли , запоминания, воображения . На основе количественной … Психологический словарь

Россолимо, Григорий Иванович — (1860 1928) сов. невропатолог. Ученик А. Я. Кожевникова. В 1884 окончил Моск. ун т и работал там же. В 1911 вместе с группой прогрессивных ученых покинул ун т, в к рый вернулся лишь в 1917, и был проф. до конца жизни. Р. известен трудами в… … Большая биографическая энциклопедия

Россолимо Григорий Иванович — (1860 1928), один из основоположников детской неврологии в России. Разработал ряд методов клинических исследований нервной системы, описал патологический пальцевой рефлекс, названный его именем. * * * РОССОЛИМО Григорий Иванович РОССОЛИМО… … Энциклопедический словарь

Россолимо Григорий Иванович — Г. И. Россолимо. Россолимо Григорий Иванович (1860, Одесса — 1928, Москва), основоположник детской невропатологии в России. Из семьи педагога, выходца из Греции. В Москве с 1879. Окончил медицинский факультет (1884; сокурсник и друг ).… … Москва (энциклопедия)

РОССОЛИМО, Григорий Иванович — (1860 1928) невропатолог и психоневролог. Окончил медицинский факультет Московского университета (1884). С 1889 г. приват доцент, с 1890 г. зав. клиникой нервных болезней Московского университета. В 1911 г. вышел в отставку в знак протеста… … Дефектология. Словарь-справочник

РОССОЛИМО Григорий Иванович — [5(17).12.1860, Одесса, 29.9.1928, Москва], невропатолог и психоневролог. Окончил мед. ф т Моск. ун та (1884). С 1889 приват доцент, с 1890 зав. клиникой нервных болезней Моск. ун та. В 1911 вышел в отставку в знак протеста против реакц. мер… … Российская педагогическая энциклопедия

Россолимо, Григорий Иванович — (1860 1928) невропатолог и психоневролог. На собственные средства основал и содержал (1911 17) Институт детской неврологии и психологии, который после 1917 передал в дар Московскому университету. С 1917 профессор МГУ; директор… … Педагогический терминологический словарь

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тема :Григорий Иванович Россолимо и его деятельность. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Григорий Иванович Россолимо родился 17 декабря 1860 в городе Одесса Корни Григория Ивановича греческого происхождения (его дед, моряк с острова Кефалония, спасся при кораблекрушении возле Одессы )

В 1879 году поступил на медицинский факультет Московского университета, где также обучался и Антон Павлович Чехов . В 1884 году завершил свое обучение

С 1884 ординатор, в 1890—1911 директор нервной клиники в Новоекатерининской больнице (ныне Двадцать четвёртая городская клиническая больница) и одновременно (1889—1911) приват-доцент кафедры нервных болезней Московского университета

В 1911 на собственные средства основал Институт детской невропатологии и психологии, который в 1917 передал Московскому университету, где с 1917 был заведующим кафедрой и директором клиники нервных болезней.

Труды по психологии и психодиагностики Также Григорий Иванович известен трудами по анатомии и физиологии нервной системы, диагностике и хирургическому лечению нервных болезней, детской психоневрологии и др. Автор руководства по нервным болезням (1927). Именем Россолимо назван ряд методик обследования и симптомов неврологических заболеваний. Член-учредитель Московского общества невропатологов и психиатров (1890).

Психологическая концепция Г.И. Россолимо основывалась на материалистическом подходе к пониманию психики человека. Г.И. Россолимо считал психику крайне сложным феноменом, требующим тщательного изучения. Он являлся сторонником активного применения экспериментального метода в самых разных областях

Разработанный Г.И. Россолимо метод психологических профилей имел большое значение для дальнейшего развития различных отраслей психологии. В области педологии он позволял определить индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка с целью создания дальнейшей программы обучения и воспитания ребенка. Метод психологических профилей Г.И. Россолимо имел широкое применение в психотехнических исследованиях, так как позволял определить профессиональную пригодность специалиста в той или иной области трудовой деятельности. Г.И. Россолимо внес свой персональный вклад в развитие медицинской психологии и психотерапии. Проблема взаимоотношений личности врача и пациента рассматривалась им как одна из ключевых проблем лечебно-диагностического процесса.

В качестве методов исследования в работе применялись следующие: историко-генетический, предполагающий изучение идей прошлого с учетом существующей общественно-исторической обстановки; историко-функциональный, благодаря которому изучается процесс становления и развития теоретической мысли, при этом имеется возможность прогноза дальнейшего пути развития научной идеи сравнительно-исторический, позволяющий изучать преемственные связи между различными идеями; сравнительно-исторический, позволяющий изучать преемственные связи между различными идеями; биографический, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого; метод систематизации научных идей исследуемого автора.

Похоронен на Новодевичьем кладбище (надгробие скульптора В.И. Ковригина, 1930). С 1961 имя Россолимо носит улица в районе Девичьего поля (бывший Большой Божениновский переулок).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Биография Россолимо Григория Ивановича(1860-1928)Родился в Одессе, грек по н.

Биография Россолимо Григория Ивановича(1860-1928)
Родился в Одессе, грек по национальности; его дед, будучи молодым человеком, отправляясь в плаванье из Кефалонии, потерпел кораблекрушение и был выброшен на берег вблизи Одессы, где и остался навсегда.
Г.И. Россолимо закончил классическую гимназию в Одессе и медицинский факультет Московского Государственного университета, в 1887 году защитил докторскую диссертацию на тему: "Экспериментальное исследование по вопросу о путах, проводящих чувствительность и движение в спинном мозгу".
Россолимо - русский невропатолог, психиатр и психолог. Занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности, стремился проникнуть в сущность поведения детей.

Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей.

Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми - "План исследования детской души", первая в то время и одна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе схема наблюдений за детьми.

На собственные средства Россолимо создал в 1911 г. первый в нашей стране "Инс.

На собственные средства Россолимо создал в 1911 г. первый в нашей стране "Институт детской психологии и неврологии" в институте изучалась детская личность со всех сторон: как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Р. определял характер изменения психических функций личности в зависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении.

I. ВНИМАНИЕ А1. Тест на устойчивость внимания Для изучения устойчивости вним.

I. ВНИМАНИЕ
А1. Тест на устойчивость внимания
Для изучения устойчивости внимания, которая здесь рассматривается в отношении утомляемости и отвлекаемости, используется простейший произвольный двигательный акт, доступный всякому, кто владеет только более или менее свободно одной рукой (независимо от уровня интеллигентности и развития). Это последовательное втыкание иглы в ряд готовых отверстий в листе картона.

Исследователю число отверстий известно. На оборотной стороне каждого листа от.

Изучение простой устойчивости внимания производится так. На войлок вспомогате.

Изучение простой устойчивости внимания производится так. На войлок вспомогательного картона кладется лист бумаги, который закрывается шерстяной занавеской, а поверх нее помещаются картонки с отверстиями – последовательно все, одна за другой, начиная с самой легкой (№ 1).

Испытуемому вручают иглу и предлагают вкалывать ее подряд во все отверстия без пропусков, указывая при этом ему начало, конец и направления работы. В результате подложенный листок бумаги должен оказаться проколотым в том же порядке, как и направляющий картон.

А2. Тест на отвлекаемость внимания Оценка отвлекаемости внимания, осуществляе.

А2. Тест на отвлекаемость внимания
Оценка отвлекаемости внимания, осуществляемая с той же коллекцией из 10 картонок, отличается от предыдущего исследования лишь тем, что ход работы с каждым отдельным картоном умышленно нарушается по одному и тому же плану. Для этого можно прибегнуть, например, к таким способам:
Сказать испытуемому: ты (вы) прокалывай(те), а я буду считать, сколько раз вколота игла.
Рассматривать открытки так, чтобы они были видны испытуемому, и тот мог заинтересоваться их содержанием.
Чинить карандаш долго, с шумом, уткнув кончик его в стол.
Писать что-нибудь для себя на бумаге, положив ее на стол – на виду испытуемого.
Читать что-нибудь вслух, предупредив испытуемого, что заботитесь о том, чтобы ему не было скучно.
Сообщить испытуемому, что, пока он будет колоть картон, вы займетесь его портретом. Причем рисовать надо не просто на виду у него, а в смешном виде.
Если в комнате есть телефон, то сделать вид, что говорите с кем-нибудь. Если такового нет, то открыть дверь и сказать в пространство, что, если будут спрашивать, пусть подождут до конца занятий или придут в другой раз.
Порывисто отодвинуть стул, встать и начать ходить по комнате, рассматривая находящиеся там предметы.
Неожиданно стукнуть по столу или уронить на пол с грохотом какой-нибудь предмет.
Вдруг взглянуть на часы и с испугом сказать, что уже очень поздно.

А3. Тест на изучение объема внимания Это испытание, сводящееся также к д.

А3. Тест на изучение объема внимания

Это испытание, сводящееся также к десяти экспериментам, имеет в виду способность распространения внимания одновременно на несколько процессов. Речь идет об одновременном восприятии определенного числа зрительных впечатлений, восприятии ряда точек в одно время со звуковыми впечатлениями, различной или противоположной работе обеих рук в одно и то же время, зрительно-двигательном процессе при вычислениях в уме и т. д.
Предлагается описать центральную фигуру, а по окончании испытуемого спрашивают, не было ли еще чего на странице? Должен быть замечен и кружок с крестом.

Срисовать в порядке номеров то, что в левом столбце – в прямом направлении, а.

Срисовать в порядке номеров то, что в левом столбце – в прямом направлении, а то, что в правом, – в обратном, то есть справа налево, сохраняя вид строки.

II. ВОЛЯ Выявление волевых особенностей сводится к обнаружению у данной личн.

Выявление волевых особенностей сводится к обнаружению у данной личности потенциала сопротивления, которое в одном случае выражается в сдерживании автоматизмов, а в другом – внушаемости.
А4. Сопротивление автоматизму
Испытание состоит из десяти приемов, изложенных на 10 отдельных листах особой книжки, причем за непроявленный автоматизм каждый опыт отмечается знаком +, и наоборот.
Дается запомнить в течение 3 – 5 секунд все линейные фигуры, изображенные на первой странице рисунка, а затем предлагается показать их среди большого числа им подобных, начерченных на обороте рисунка. При этом автоматизм может сказаться в указании пальцем без перерыва целого ряда фигур без выбора.

А5. Сопротивление внушаемости Исследование внушаемости (или сопротивления ей.

А5. Сопротивление внушаемости
Исследование внушаемости (или сопротивления ей) должно производиться с особым подъемом, с долей увлечения, более или менее подходящего к индивидуальности испытуемого и особенно необходимого там, где нужно вызвать у него эмоции. При этом доказанная внушаемость каждый раз отмечается знаком минус (-).

III. ТОЧНОСТЬ ВОСПРИИМЧИВОСТИ А6. Узнавание образа среди девяти аналогичных.

III. ТОЧНОСТЬ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

А7. Фиксация результатов посредством сужденияВторично уже нет необходимост.

А8. Контроль зрительно-двигательного воспроизведения Испытание проводится пр.

А8. Контроль зрительно-двигательного воспроизведения

Испытание проводится при той же корости тахистоскопа с помощью одного или нескольких наборов карточек с нанесенной на каждую из них по небольшой сетке (4 см) в квадрате, состоящем из 9 клеток. На карточках поставлены точки – по одной в каждой клетке – числом от 1 до 5 на всю сетку, будучи расставлены и умножаясь с возрастающей трудностью с каждым последующим номером.

IV. ЗАПОМИНАНИЕ (ПРОЧНОСТЬ ВОСПРИИМЧИВОСТИ)А10. Запоминание линейных фигур На.

IV. ЗАПОМИНАНИЕ (ПРОЧНОСТЬ ВОСПРИИМЧИВОСТИ)
А10. Запоминание линейных фигур
На одной из сторон каждого из 10 листов изображено по как можно более бессодержательной и ничего не напоминающей черной линейной фигуре. Кроме того, используются 25 подобных фигур, в том числе повторяющих 10 предыдущих, которые наклеены на отдельные карточки с номерами на обратной стороне.
Перед началом опыта испытуемому объясняется его задача, причем говорится лишь о предъявлении 10 фигур. Это делается на случай значительного автоматизма – чтобы поиск конкретного числа фигур в какой-то мере сдержал автоматизм.

А11. Запоминание цветных фигур без содержания с узнаванием 10 различных небо.

А11. Запоминание цветных фигур без содержания с узнаванием

10 различных небольших, ничего не напоминающих чертежей, однообразно раскрашенных, помещаются на 10 листах, а на других 10 листах располагаются по одной те же самые фигуры, разбросанные в беспорядке вместе с другими 15-ю. Техника работы та же, что и в предыдущем опыте.

V. ОСМЫСЛЕНИЕ Изучение осмысления состоит из двух рядов по 10 тестов, причем.

V. ОСМЫСЛЕНИЕ
Изучение осмысления состоит из двух рядов по 10 тестов, причем как в первой серии простого осмысления, так и во второй – комбинированного – перемешаны сюжеты правильного содержания с наглядными несообразностями.
Картины – как отдельные, так и составляющие рассказ – показываются так, чтобы было очевидно, что испытуемый видит ясно все их важные части. Спрашивать можно и о незамеченных деталях, безусловно избегая подсказывания нужного ответа.
Е21. Простое осмысление
Неправильно нарисованы уши.
Отец, мать и дочь или просто мужчина, женщина и девочка.
Мальчик не может везти столько тяжелых мужчин.
Мальчик упал, споткнувшись о камень.
Мальчик просит у матери денег на покупку фруктов.
Мальчик надевает коньки, чтобы кататься летом по воде, где плавают лодка и утки.
Сильный ветер гнет деревья, срывает шапку с головы, а дым поднимается прямо вверх, чего не может быть.
Невозможно, чтобы маленькая гиря перетягивала большую.
Дама плачет, так как почтальон ей принес письмо с неприятным известием.

А. Злой мужик бьет маленького мальчика.
Б. Мальчик тащит у господина из кармана.
В. Дама проходит мимо нищего калеки и не подает ему милостыни.
Все трое злые, дурные, нехорошие, непорядочные люди.

VI. КОМБИНАТОРНАЯ СПОСОБНОСТЬ A 24. Комбинирование фигур Относящаяся сюда ко.

VI. КОМБИНАТОРНАЯ СПОСОБНОСТЬ
A 24. Комбинирование фигур

Относящаяся сюда коллекция состоит из разрезанных на все более многочисленные и более сложные составные части квадратов белого картона с изображениями закрашенных геометрических фигур и орнаментов. Техника исследования и оценка те же, что и в предыдущем тесте.

VII. СМЕТЛИВОСТЬ А26. Тест на сметливость Для количественного изучения этого.

VII. СМЕТЛИВОСТЬ
А26. Тест на сметливость
Для количественного изучения этого процесса рекомендуются десять механических приборов более или менее простой конструкции, пользование которыми не требует ни каких-либо специальных технических знаний, ни в особенности навыков обращения с так называемыми головоломками. На поиск решения может быть предоставлено неограниченное время.

VIII. ВООБРАЖЕНИЕ А27. Тест на воображение Для изучения воображения применяе.

IX. НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ А28. Тест на наблюдательность Коллекция из 10 таблиц.

А28. Тест на наблюдательность

Коллекция из 10 таблиц, служащих для изучения наблюдательности, составлена так:

Психологический профиль Г. И. Россолимо был одним из первых приемов психодиаг.

Психологический профиль Г. И. Россолимо был одним из первых приемов психодиагностических исследований в клинике, дополнявшим метод клин, наблюдения и тем самым обогащавшим психологическое обследование.

Недостатки метода заключались в том, что объектом исследования оказывались относительно случайно выделенные стороны психической жизни, а также отсутствие обоснований количественной оценки успешности решения предложенных задач.
Метод не получил широкого распространения, однако принцип, реализованный в нем, используется и разрабатывается в психологических тестах (см. Тесты психологические) в виде так наз. тестовых профилей, которые отражают результаты решения человеком серии задач, входящих в серию используемых тестов.

Россолимо Григорий Иванович – выдающийся психиатр, ученый-клиницист, педагог и общественный деятель.


Родился 5 (17) декабря 1860 года в Одессе в семье известного греческого негоцианта.

Дед Григория Ивановича, Григорий Россолимо, в молодости, отправляясь в плаванье из Кефалонии, потерпел кораблекрушение и был выброшен на берег вблизи Одессы, где и остался навсегда. Умер в 70 лет в звании одесского почетного гражданина. Отец – Иван Россолимо, по примеру своих земляков занимался коммерцией, торговал вином. Со временем стал купцом первой гильдии. Активно участвовал в общественной жизни города, в том числе был членом комитета по замещению улиц Одессы в 1866 г. Смог дать своим сыновьям достойное образование.

Григорий Иванович Россолимо родился 5-го (17) декабря 1860 г., о чем в Одесской греческой Свято-Троицкой церкви была произведена соответствующая запись, где отец мальчика Иван Россолимо записан как одесский почетный гражданин.

Его перу принадлежит около 100 научных работ. Научная деятельность Россолимо многогранна. В его работах отражены многие вопросы морфологии, клиники и лечения нервных заболеваний, таких, как рассеянныи склероз, спрингомиелия, спинная сухотка.


Благодаря Россолимо в клинике нервных болезней было развернуто первое в Европе детское отделение, которое стало базой воспитания невропатологов. На свои личные средства он создал в 1911 году Институт детской психологии, переданный им в дар Московскому Университету где он был профессором, заведовал кафедрой нервных болезней. В институте изучалась детская личность со всех сторон: как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Россолимо определял характер изменения психических функций личности в зависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении. Уже в первый год своей работы директором клиники нервных болезней перевел в клинику созданный им институт.

Россолимо работал в системе Наркомпроса, Наркомздрава, Наркомтранспорта, в Реввоенсовете.

Научное и литературное наследие Г.И. Россолимо огромно. Более 100 научных работ, на разные темы возрастной и экспериментальной психологии, патопсихологии, психоневрологии, физиологии, дефектологии и др.

Основные труды:

  • Страх и воспитание // Вопросы невропсихической медицины. 1887.
  • Экспериментальный метод при изучении нервных и душевных болезней. М., 1893.
  • К вопросу о душевных катастрофах в юношеском возрасте.//Педагогическое общество. М.,1903.
  • План исследования детской души. М., 1906.
  • Экспериментально-психологическое исследование больных и учащихся // Общество невропатологов и психиатров. М., 1909.
  • План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии. М., 1909.
  • Методика психилогических профилей //Современая психиатрия, 1910.
  • Общая характеристика Психологических профилей. М., 1910.
  • Краткий метод исследования умственной отсталости. М., 1914.
  • Психологические профили дефективных детей. М., 1914.
  • Психологические профили. Количественное исследование психических процессов в нормальных и патологических состояниях. Методика. М.,1917.
  • Данные психопатологии в вопросе о совместном воспитании. – М., 1919.
  • План исследования детской души. М., 1922.
  • Неврология и психотехника // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1926, № 4-5.

Г.И. Россолимо был также крупным общественным деятелем: председателем комиссии по изучению летаргического энцефалита, организатором психологической лаборатории при Наркомздраве, членом Римской академии наук и членом целого ряда обществ как отечественных, так и зарубежных.

Он был однокурсником и близким другом А.П. Чехова. Среди его многочисленных пациентов были А.П. Чехов, В.И. Ленин, Л.Н. Толстой и др.


Г.П.Россолимо и А.П. Чехов

Умер в Москве 29 сентября 1928 года в возрасте 68 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В Москве его именем названа одна из улиц – улица Россолимо.

О нем:

  1. Сборник в честь Г.И.Россолимо. М.,1925.
  2. Брусиловский Л.Я. Ученый общественник. Журнал невропатологии и психиатрии. 1929, № 3-4.
  3. Памяти профессора Г.И.Россолимо. Журнал “Педагогия”, 1928. Серия Б., кн.П.

Новодевичье кладбище. Москва

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!

Читайте также: