История создания гражданской обороны кратко обж

Обновлено: 05.07.2024

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)[1]

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ.[2] Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

1. ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

2. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;

3. проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории; проведение пиротехнических работ;

5. участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

Гражданская оборона – это система мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей военного времени, но и от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и террористического характера.

В нашей стране датой официального признания данной сферы деятельности признан день 4 октября 1932 года. Это дата публикации Совнаркомом первого нормативного Положения, а 2017 год – это год 85-летнего юбилея.

Становление и развитие

О том, почему история развития гражданской обороны в России началась с осуществления действий противовоздушной направленности и о том, как зарождались основы грамотного поведения человека в экстраординарных ситуациях, следует знать каждому, кто живет в XXI веке. Ведь это век подвержен экологическим, техногенным, межнациональным, межэтническим и другим потенциальным опасностям.

Человечество воюет на протяжении всей своей сознательной истории существования. По подсчету историков только за последние пять с половиной тысячелетий прошло около 15 тысяч войн. За этот же период – всего 292 года были для планеты кратковременными периодами относительно мирной жизни.

Эволюция и технический прогресс, помимо объективной пользы, подвергают гражданское население еще и опасности. Статистика погибших на протяжении XX века гражданских лиц свидетельствует, что если в Первую Мировую их процент равнялся пяти, то во время Второй Мировой цифра выросла в десять раз, а во время военных действий во Вьетнаме дошла до 90%.

Почему общегосударственные функции стали общегражданскими?

Войска в противогазах

Войска в противогазах

Не только Петроград стал форпостом деятельности оборонных мероприятий, в которых принимало участие мирное население. Одесским военным округом были предприняты важные шаги. С появлением аэростатов во многих местах были сформированы пункты службы воздушного наблюдения, позволяющие информировать граждан о приближающейся опасности и необходимости принятия мер.

Молодая ГО СССР решает самые насущные задачи!

Уже тогда задачами данного вида деятельности становились следующие мероприятия:

  • организация обучения населения действиям во время бомбежек (тушение пожаров, укрытие в убежищах, оказание первой медицинской помощи);
  • подготовка запасов топлива для детских учреждений;
  • изучение возможностей эвакуации нетрудоспособных граждан;
  • организация восстановительной деятельности коммунальных служб, разборка завалов;
  • освоение основ дегазации;
  • захоронение тел.

Многие функции добавились с началом II Мировой войны. В ее начале более 200 законодательных актов, направленных на совершенствование структуры МПВО утвердили правительство совместно с Госкомобороны. Например, изданное в начале июля 1941 года Постановление призывающее к всеобщей обязательной подготовке населения в области местной противовоздушной обороны. Этот документ стал важным шагом становления и развития гражданской обороны в нашей стране.

Основными мероприятиями МПВО было осуществление ликвидации очагов возгорания, необходимая помощь раненым, предупреждение населения о скорых воздушных налетах. Когда была оборона Москвы (1941-1942 г.) люди входящие в МПВО обезвредили около 40 тысяч зажигательных бомб, ликвидировали свыше 2 тысяч пожаров и 3 тысячи крупных аварий, спасли большое количество людей из завалов. Только в Москве силы МПВО насчитывали 650 тысяч человек.

Этапы послевоенной деятельности

Российская организация ГО претерпела значительные изменения в июле 1961 года, когда стала реальной ядерно-ракетная угроза. Масштаб функционирования возрос до общегосударственного, структура действия распространилась на все территории страны. Необходимо было решать, какие меры способствуют эффективной эвакуации людей и их спасению в тех случаях, когда оружие массового поражения будет применено.

Трагедии в Чернобыли и Спитаке потребовали активного участия всех структурных единиц ГО СССР в ситуации крайнего экстрима и последующего рассмотрения методик сотрудничества с представителями зарубежных стран, имеющих подобный опыт. Нормативные акты и рекомендации по дальнейшей оптимизации деятельности отрасли интенсивно видоизменялись, как изменялась и сама отрасль.

На современном этапе

Становление и развитие Гражданской обороны

Становление и развитие Гражданской обороны

Структурные изменения в корне изменили статус ГО: из структуры корректирующей направленности она становится контролирующей структурой.

Дальнейшие изменения в тактике и стратегии разрешения военных конфликтов (появление высокоточного инфразвукового оружия, беспилотников, роботизированных морских судов и так далее) стали толчком для последующих преобразований в системе ГО РФ.

Сегодняшние перспективы и задачи дальнейшего развития данной деятельности определены Указом Президента РФ № 696.

В последние годы Россия особенно активно сотрудничает с Международной организацией ГО по таким направлениям, как сбор и анализ данных о масштабных ЧС, мониторинг и прогнозирование потенциальных угроз, дистанционное обучение специалистов.

Конспект по данной теме Вы можете скачать по ссылке >>

В каждой стране существуют органы, которые обеспечивают безопасность граждан. Если изучать кратко историю гражданской обороны России, становится ясно, что ее развитие имеет практически вековое происхождение. Эта часть оборонного строительства выполняет много важных функций. Но перед тем как изучать ее, стоит разобраться, с чего все начиналось.

  • Начало пути
  • Второй шаг
  • Третий этап
  • Особенности направления
  • Принятые нововведения
  • Государственная система

История гражданской обороны в России кратко

Начало пути

Мирному населению постоянно грозит опасность. Самым страшным явлением считаются боевые действия. С каждым годом орудия, применяемые на войне, совершенствуются. Сегодня можно говорить, что существуют оружия массового поражения.

История образования гражданской обороны на территории России начинается с марта 1918 года. Именно в этот период был издан первый документ, в котором были четко прописаны правила поведения граждан в условиях воздушной атаки. Эта бумага содержала в себе несколько предписаний: создание специального штаба, установка наблюдательных пунктов, появление специальных отрядов, которые будут оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Впервые на территории страны была организована добровольная оборонная служба еще в 1920 году. Ее основное предназначение — разработка военно-научных стратегий. Кроме того, служащие должны были вести общественную пропаганду военных знаний среди обычного населения и рабочего класса.

В 1926 году Постановлением Совета народных комиссаров СССР был подписан пакт о необходимости укрепления военно-патриотического духа граждан страны.

Второй шаг

4 октября 1932 года принято считать днем местной противовоздушной обороны (МПВО). Великая Отечественная война показала, что граждане страны могут объединиться ради достижения общей цели. Это отразилось в деятельности МПВО. Во время войны в этот отряд вступали только женщины и подростки.

Организация МПВО выполняла следующие функции:

Организация МПВО

  1. Борьба с пожарами.
  2. Размещение людей в бомбоубежище.
  3. Заготовка дров для больниц, госпиталей и детских садов.
  4. Захоронение умерших людей.

После того как война закончилась, перед советским народом остро стоял вопрос, как ликвидировать последствия страшных боев. На устранения фашисткой агрессии были перенаправлены все силы МПВО.

Третий этап

Подготовка доклада на тему гражданской обороны показывает поэтапное формирование организации, которая постоянно усовершенствовалась. В годы войны службы занимались охраной граждан и народного хозяйства. Благодаря МПВО, сократились потери мирного населения. Чтобы народ чувствовал себя в безопасности, противопожарные, аварийно-восстановительные и медико-санитарные службы трудились круглыми сутками, рискуя собственной жизнью. Только за годы Великой Отечественной войны МПВО удалось обезвредить 400 тысяч авиабомб и артиллерийских боеприпасов.

Особенности направления

С 1945 по 1961 год государство занималось усовершенствованием службы МПВО. Власти искали наиболее надежные пути, которые помогли бы лучше защитить страну от оружий массового поражения. Только в 1961 году официально была подписана бумага о создании новой системы — Гражданской обороны. Она очень сильно отличалась от МПВО и имела свои особенности, например:

ГО — это народная служба

15 июля 1961 года был издан новый доклад по гражданской обороне. Постановлением Совета Министров СССР МВО была переименована в ГО. Система общегосударственных оборонных служб была обязана проводить в мирное и военное время мероприятия в целях защита экономики и граждан от различных типов оружия. Кроме этого, в работу системы входило выполнять спасательные и аварийно-восстановительные работы.

В 1971 году произошли существенные изменения в структуре ГО. Все руководство службы было передано военному ведомству. Благодаря такому шагу, эффективность работы поднялась на более высокую ступень.

В момент наступления холодной войны над страной висела угроза применения ядерного оружия. Для предотвращения такого шага была создана новая система мероприятий, которые обеспечивали безопасность гражданам и экономике.

Принятые нововведения

С 1971 по 1987 год запомнились структурными изменениями, которые требовались по причине усиления гонки вооружений и достижения страной стратегического паритета. В связи с этим была повышена эффективность руководства ГО со стороны различных ведомств. Все предыдущие этапы были целиком направлены на защиту мирного населения и народного достояния страны. Изначально не стояла задача предупреждать и ликвидировать происшествия, которые происходили из-за природного и техногенного воздействия.

Последующие 3 года были направлены на решение экологических и хозяйственных проблем. Это был позитивный этап, так как стране, кроме стихийных бедствий и природных катастроф, ничего не угрожало.

Государственная система

Если предыдущие шаги были ограничены временны́ми промежутками, то последний этап начался с 1991 года и продолжается, по сей день. Уже 1992 года был создан приказ о создании единой системы, которая будет предупреждать и ликвидировать последствия ЧС.

Гражданская оборона Российской Федерации является лишь звеном из одной большой системы, которая направлена на защиту и оборону как граждан, так и страны в целом. Теперь можно смело говорить, что государство и ГО неотделимы друг от друга. Эта система обеспечивает безопасность и одновременно развивается в зависимости от принятия новых законов и поправок в Конституции.

Гражданская оборона России

Какие именно функции выполняет созданная на территории страны система, должен знать каждый гражданин. Сегодня дети изучают эту тему на уроках в 10−11 классах, пишут рефераты и доклады по ОБЖ. Гражданская оборона — это прозрачная система, которая создана только для обеспечения безопасности.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

- Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

- В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

- В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

- Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

- В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)


безопасность и юмор

аналитический обзор диссертационных исследований

  • > Главная
    • > новое на сайте ОБЖ
    • > Учитель ОБЖ - Учитель года
      • > Учитель ОБЖ - лучший учитель национального проекта "Образование"
      • > Рассказы про Детей-Героев нашего времени
      • > Видео Дети-Герои нашего времени
      • > Дети-Герои 1 Мировой войны
      • > Дети-Герои Советского Союза
      • > Пионеры - Герои войны
      • > Пионеры - Герои Сталинградской битвы
      • > История ОБЖ в документах
      • > История ОБЖ в биографиях (Кто есть кто в ОБЖ)
      • > Видео ОБЖ 5 класс
      • > Видео ученикам ОБЖ
      • > Видео ПДД безопасность на дороге
      • > Видео первая помощь
      • > Видео ОБЖ для учителей
      • > Безопасный образ жизни
      • > Антиэкстремистская личностная позиция
      • > Педагогика безопасности
      • > Статистика смертности и травматизма в РФ
      • > ГОС ОБЖ (2004 г.)
      • > ФГОС ОБЖ (2010, 2012 гг.)
      • > Программы и справочные материалы ОБЖ
      • > Конкурс сайтов ОБЖ - 2013
      • > Участники конкурса сайтов ОБЖ - 2013
      • > Конференции ОБЖ-БЖ
        • > 25 лет ОБЖ
        • > 30 лет ОБЖ
        • > Детская Россия пристегивается
        • > Инфографика ОБЖ
        • > Основы военной службы
        • > Гражданская оборона
        • > Национальная безопасность
        • > Безопасность на дорогах
        • > Информационная безопасность ОБЖ
          • > За деда Мороза
          • > авторефераты
          • > статьи ОБЖ
          • > Лайфрестлинг - борьба за жизнь
          • > пособия ОБЖ
            • > Гафнер В.В. Информационная безопасность
            • > Гафнер В.В. Опасности социального характера
            • > Гафнер В.В. Культура безопасности: анализ диссертаций
            • > Словарь ОБЖ А-Н
            • > Словарь ОБЖ О-Я
            • > Презентации ОБЖ
            • > Тесты ОБЖ
            • > Конспекты ОБЖ
            • > Учебники ОБЖ
              • > учебники ОБЖ 5 класс
              • > учебники ОБЖ 6 класс
              • > учебники ОБЖ 7 класс
              • > учебники ОБЖ 8 класс
              • > ОБЖ 8 класс видео
              • > ОБЖ 10 класс видео
              • > ОБЖ 11 класс видео
              • > Видеоуроки ОБЖ 5 класс
              • > Видеоуроки ОБЖ 6 класс
              • > Видеуроки ОБЖ 7 класс
              • > Видеоуроки ОБЖ 9 класс
              • > Видеоуроки ОБЖ 10 класс
              • > Первая помощь фото плакат

              Всероссийская научно-практическая ОНЛАЙН конференция

              Актуальные вопросы безопасности в современном образовании

              (посвященная 30-летию предмета ОБЖ )

              27 мая 2021 года, г. Екатеринбург

              История Гражданской обороны Российской Федерации

              image

              image

              Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов.

              Гражданская оборона занимает особое положение в этике вооруженного противоборства, преследуя цель - защиту мирного населения и оказание ему помощи в ходе военных действий, а также защиту от ЧС мирного времени. Кроме этого, гражданская оборона выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства.

              Трагическая статистика прошедшего века и начала нынешнего свидетельствует о том, что количество и масштабы чрезвычайных ситуаций, возникших в мире в результате ведения военных действий, или вследствие этих действий, а также террористических актов, техногенных аварий и катастроф неумолимо возрастают. Это заставляет принимать необходимые меры по максимально возможному снижению потерь как человеческих жизней, так и материальных и культурных ценностей

              Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

              Изначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. 4 октября Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

              Местная противовоздушная оборона – система мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздушного нападения.

              МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населения, населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

              Эта система с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО были ликвидированы около 100 тысяч пожаров и загораний, предотвращены более 30 тысяч серьезных промышленных аварий, обезврежены более 400 тысяч авиационных бомб и около 2,5 миллионов снарядов и мин, спасены от гибели многие миллионы граждан.

              Силы МПВО, бесспорно, внесли существенный вклад в снижение ущерба от налетов гитлеровской авиации. Однако мало кто знает, какой значительный объем работ выполнили части и формирования МПВО при восстановлении предприятий промышленности и сельского хозяйства. Так, за годы войны ими было проложено около 200 км водопроводных и канализационных магистралей, сооружено 205 мостов, разобрано свыше 400 тыс. м3 завалов.

              Бойцы МПВО подняли из руин многие кварталы Ленинграда, Киева, Харькова, Мурманска, Одессы, Днепропетровска, Минска.

              В 50-е годы в арсенале государств появилось новое оружие – ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия – ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

              В нашей стране защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обучением способам защиты от оружия массового поражения; оповещением об опасности нападения противника.

              Для защиты объектов экономики планировались и проводились мероприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в военное время: защита производственных фондов; создание запасов материально-технических средств; подготовка автономных источников электроэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств для восстановительных работ.

              В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для сохранения национальной безопасности и обороноспособности страны.

              Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стратегическими и социально-экономическими условиями.

              Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

              Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

              В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

              Гражданская оборона, ее силы и средства принимали самое активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, вели спасательные работы при печально известной аварии на газопроводе в Башкортостане, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.

              После этих событий стало ясно, что в стране необходима служба, которая не только в военное, но и в мирное время могла бы заниматься вопросами предупреждения и ликвидации последствий катастроф и аварий.

              В середине 1989 года была создана Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 27 декабря 1990 года, в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. Позже он был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на основе которого и было создано МЧС России. Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 1993 г. можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994 г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. Кроме того, в январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1500 крупных чрезвычайных ситуаций, из них почти 400 природного и более 1100 техногенного характера.

              Невозможно переоценить вклад всех органов МЧС РФ в дело спасения жизни, сохранения здоровья как российских граждан, так и граждан других государств.

              И это при том, что еще не все ответственные работники на местах, не все руководители предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений понимают всю важность задач, решаемых МЧС, и меру своей ответственности по защите как отдельных регионов, так и любого самого маленького коллектива, каждого человека.

              История в СССР и РФ в датах

              Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

              В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

              В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

              Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

              В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)[1]

              Войска гражданской обороны

              В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ.[2] Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

              С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.

              На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

              1. ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

              2. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;

              3. проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории; проведение пиротехнических работ;

              4. участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;

              5. участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

              Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

              Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году 18 000 человек

              Читайте также: