Взаимодействие государства права и экономики кратко

Обновлено: 08.07.2024


Право тесно связано с экономикой , политикой, моралью и другими социальными явлениями, но наиболее тесно право связано с экономикой и политикой.

Право и экономика [ ]

Взаимосвязь права и экономики выражается в следующем:

1) Потребность в упорядочении экономических отношений объективно обуславливает возникновение права,

2) Право активно воздействует на экономические отношения.

а) если право адекватно отражает закономерности развития экономических отношений и объективные потребности общества, то оно способствует развитию экономических отношений и общества в целом. б) если право неадекватно отражает закономерности развития экономических отношений и объективные потребности общества (т.е. отстает от их развития), то оно тормозит развитие экономических отношений и общества в целом.

В современном мире существует три основных модели государственно-правового воздействия на экономику:

1. либеральная (государство не вмешивается в экономические отношения),

2. этатистская (государство осуществляет жесткое централизованное управление экономикой),

3. смешанная (государство регулирует экономические отношения).

Право и политика [ ]

Взаимосвязь права и политики выражается в следующем:

1) потребность в упорядочении политических отношений объективно обуславливает возникновение права,

2) право активно воздействует на политические отношения:

а) если право адекватно отражает закономерности развития политических отношений и объективные потребности общества, то оно способствует развитию политических отношений и общества в целом. б) если право неадекватно отражает закономерности развития политичесикх отношений и объективные потребности общества (т.е. отстает от их развития), то оно тормозит развитие политических отношений и общества в целом.

Экономика – это естественная основа общественной жизни, она представляет собой материальную базу развития общества и определяется как совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Экономика неразрывно связана с государством и правом, причем это не просто соотношение, а взаимодействие, взаимовлияние.

Согласно теории Маркса, экономика относится к базису общественных отношений, а право – к его надстройке, так как именно экономические отношения являются основным двигателем общества, предопределяют его функционирование, а их уровень обусловливает характер права. Право является естественной формой экономических отношений, которые могут стабильно функционировать только будучи закрепленными в нормах права. Непосредственное воздействие экономики на право происходит как с помощью прямого (заработная плата, пенсионное обеспечение), так и косвенного влияния. Право не может стоять выше экономики, оно может лишь, в свою очередь, воздействовать на нее. При этом право может оказывать на экономику либо прогрессивное воздействие, учитывая объективные законы ее развития, либо тормозить ее развитие. Следовательно, происходит обоюдный процесс взаимодействия экономики и права.

С помощью права осуществляются: фиксация правового статуса собственности; определение видов субъектов хозяйственной деятельности; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов; установление основ налоговой системы; обеспечение общего правового режима хозяйствования.

Эти направления обеспечиваются деятельностью всех трех ветвей государственной власти. Законодательная власть создает экономическое законодательство. На исполнительную власть ложится бремя непосредственного его исполнения. Судебная власть выступает арбитром в различного вида спорах, вытекающих из экономических отношений.

Поэтому необходимо рассматривать соотношение экономики не только с правом, но и с государством. Взаимозависимость государства и экономики обусловлена самим фактом их существования. Государство и возникает на определенной ступени развития экономических отношений, в результате этого развития. Государство и экономика не выбирают друг друга, а предопределены развитием общества. Если право воздействует на экономику изнутри как способ саморегулирования экономики, то государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики, и в то же время само является наиболее сложным хозяйствующим субъектом.

Формы взаимодействия государства, права и экономики могут быть различны и обусловливаются объективными факторами общественного развития, уровнем развития экономики, этапом развития того или иного государства и государственным режимом, а также господствующими идеологическими установками и научными доктринами.

Можно выделить три основные формы соотношения государства, права и экономики: невмешательство государства и права в экономику; полный контроль над экономикой; оптимальное вмешательство в экономику.

Такое взаимоотношение государства, права и экономики было присуще многим странам Европы и Америки до экономического кризиса 1929-1933 г.г. Государство рассматривалось лишь как сила, призванная охранять существующие отношения, ограничиваясь установлением общих правил. Это привело к обострению социальных и экономических противоречий, нестабильности в обществе.

Другое крайнее проявление взаимоотношений государства и права с экономикой, а именно полный контроль государства над экономикой, было характерно для всех стран социалистического лагеря, в том числе и России. При этом вся экономическая деятельность являлась практически исключительно государственной деятельностью. Государственная собственность на средства производства составляла более 90 %. Управление экономикой осуществлялось командно-административными методами. Интересы производства выдвигались на первый план и преобладали над интересами человека. Общая схема соотношения экономики, государства и права представлялась следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, а сама политика – концентрированное выражение экономики. Воздействие государства охватывало и производство, и обращение, и потребление. В этом случае происходит огосударствление экономики, при котором государство берет управление хозяйством на себя, осуществляет планирование производства, не учитывая объективные экономические законы. Чрезмерное воздействие государства на экономику проявляется в излишней административной заурегулированности экономических отношений, приводит к отсутствию экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов, порождает диспропорции в общественном хозяйстве.

Поэтому вмешательство государства и права в экономику должно быть наиболее оптимально. Западными экономистами разработана модель либерализации и свободы в экономике. Она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, сдержанное от чрезмерного вмешательства государства в рыночную систему.

Следовательно, основное назначение государства в сфере экономики – установление основ ее функционирования. Выделяются следующие основные сферы деятельности современного государства в рыночной экономике:

а) определение целей, задач и принципов рыночных отношений, а также тенденций их развития;

б) гарантирование всех форм собственности и осуществление права государственной собственности;

в) государственная регистрация хозяйствующих субъектов;

г) лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;

д) определение поведения хозяйствующих субъектов и контроль за соблюдением участниками экономических отношений установленных правил;

е) экономическое регулирование, поддержка и стимулирование субъектов рыночных отношений;

ж) защита прав участников экономических отношений от любых правонарушений.

Контроль государства в экономической сфере может быть как прямым, так и косвенным. Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, ценовую политику, регулирование занятости населения, информационное обеспечение и т. д. К прямому государственному контролю относятся финансовый контроль, экологический контроль, санитарный контроль, пожарный надзор, контроль за мерой весов и денежной единицы, контроль за качеством продукции.

Таким образом, основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть регулирование, контроль и использование государственной собственности. Государство является источником основных правил регулирования экономических отношений в обществе.

1.1. Общая характеристика взаимодействия государства и права с экономикой. Экономика (лат. economia – хозяйство, от греч. oikonomikē, букв. – искусство ведения домашнего хозяйства) представляет собой определенную сферу общественной жизни, выраженную в системе отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Определяющую роль в этой системе играет собственность.

Вопрос о взаимодействии государства и права с экономикой – это вопрос о их взаимосвязи и взаимовлиянии. Ни в отечественной, ни в зарубежной науке он не имеет однозначного решения. Одни исследователи в этом вопросе пальму первенства отдают экономике, другие – государству и праву, третьи усматривают между ними некий паритет (равенство), считая, что государство и право способны оказывать на экономику такое же воздействие, какое экономика оказывает на государство и право.

Как представляется, общая схема взаимодействия государства и права с экономикой достаточно четко представлена в теории марксизма. С точки зрения марксизма основу всей общественной жизни составляют производственные отношения, совокупность которых образует экономический базис общества. Над этим базисом возвышается так называемая надстройка, в состав которой наряду с политическим, правовым, нравственным, религиозным и другими формами общественного сознания входят также и соответствующие этим формам социальные институты, включая государство и право. По марксизму государство и право, как и все явления надстроечного порядка, в своем развитии обусловлены экономическим базисом общества, т. е. производственными, экономическими отношениями. Вследствие этого, каков экономический базис общества, таковы государство и право. В то же время марксизм, говоря об обусловленности государства и права экономическим базисом общества, равно как и других надстроечных явлений, исходит из того, что эта обусловленность имеет место только в конечном счете, поскольку на государство и право влияют и другие общественные явления: политика, идеология, мораль, религия, традиции и т. д. В этой связи государство и право обладают определенной самостоятельностью по отношению к экономическому базису общества и способны оказывать на него обратное воздействие, которое проявляется преимущественно в том, что государство и право могут или способствовать развитию экономики, или тормозить ее, или быть по отношению к ней нейтральными.

В современной отечественной теории государства и права подобный взгляд на соотношение государства и права с экономикой оценивается по-разному, но, как представляется, совершенно правы те исследователи, которые считают, что марксистская трактовка данного вопроса в целом правильно отражает взаимосвязь государства и права с экономикой. То, что экономика определяет в конечном счете политическое, правовое, идеологическое развитие общества, а не наоборот, а государство и право активно влияют на экономику, многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей человеческого общества[77]. Процесс взаимосвязи государства и права с экономикой не следует представлять упрощенно, как прямолинейный, односторонний процесс. На государство и право помимо экономических, действительно, влияют политические, идеологические, духовные, национальные и многие другие факторы, что предопределяет известную самостоятельность государства и права по отношению к экономике и возможность с их стороны обратного воздействия на нее.

1.2. Взаимодействие государства и права с экономикой в различных социальных системах.В современной отечественной теории государства и права вопрос о взаимодействии государства и права с экономикой предлагается рассматривать в практической плоскости, увязывая его с наличием или отсутствием в обществе рыночной экономики, рыночных отношений. С учетом данного критерия выделяется три группы социальных систем: системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения; системы с зарождающимися рыночными отношениями и системы с высокоразвитой рыночной экономикой[78]. При этом подчеркивается, что в мире нет общей модели взаимодействия государства и права с экономикой, пригодной для всех без исключения социальных систем. Для каждой из выделенных групп социальных систем характерны свои специфические взаимоотношения государства и права с экономикой, свои формы и методы их взаимодействия, свои принципы их взаимосвязи, свои пределы влияния друг на друга.

Для систем, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения(социалистические страны, страны с авторитарными и тоталитарными режимами) взаимодействие государства и права с экономикой характеризуется следующим.

Во-первых, в таких системах доминирует государственная собственность. При этом в исключительной собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства в промышленности и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки и т. д. Остальным формам собственности отводится второстепенная и подчиненная роль.

Во-вторых, существует жесткая связь между государством и правом, с одной стороны, и экономикой – с другой. Такая связь, оправданная в чрезвычайных ситуациях (например, в условиях войны), в обычной жизни чревата возникновением застойных и кризисных явлений.

В-третьих, имеет место чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах.

В-четвертых, экономика носит строго плановый характер и жестко регламентируется на всех уровнях.

В-пятых, вместо партнерских отношений между участниками экономических связей, основанных на либеральных методах, наличествуют административно-командные, авторитарные методы управления экономикой.

Для систем с зарождающимися рыночными отношениями(Россия, страны СНГ, бывшие социалистические страны) взаимодействие государства и права с экономикой выглядит иначе.

Во-первых, здесь в результате разгосударствления исчезает монополия государственной собственности. Получают развитие иные формы собственности и, прежде всего, частная собственность.

Во-вторых, происходит постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских.

В-третьих, изменяются методы государственного воздействия на экономику. На смену административным, командным методам постепенно приходят иные (финансовые, налоговые и пр.) методы руководства экономикой.

В-четвертых, ликвидируется планирование экономики, что приводит к неупорядоченному, хаотичному ее развитию.

В-пятых, на смену жесткому, централизованному регулированию приходит более гибкое, децентрализованное регулирование экономических отношений.

Наконец, в системах с высокоразвитой рыночной экономикой (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония и др.) взаимодействие государства и права с экономикой рассматривается как наиболее предпочтительное. Характерными особенностями этого взаимодействия являются следующие.

Во-первых, здесь имеют место преимущественно партнерские отношения между государственными и рыночными структурами.

Во-вторых, государственное вмешательство в экономику является минимальным и разумно необходимым.

В-третьих, органически сочетаются административно-правовые средства и методы воздействия государства и права на экономику с финансовыми и иными средствами и методами.

В-четвертых, в руках государства сосредоточены лишь минимальные, объективно необходимые для его нормального существования и функционирования материальные средства. Но вместе с тем финансовая и налоговая системы полностью сосредоточены в руках государства.

В-пятых, частная собственность доминирует над всеми другими формами собственности, в том числе и государственной.

В-шестых, правовое регулирование экономических отношений носит преимущественно децентрализованный характер, предоставляя самим участникам экономических отношений широкие возможности при заключении договоров и совершении иных правомерных действий.

Таким образом, взаимодействие государства и права с экономикой в различных социальных системах дает разные результаты. В одних системах государство и право позитивно влияют на экономику, поддерживая и стимулируя ее развитие (системы с высокоразвитой рыночной экономикой), в других, наоборот, негативно, тормозя ее развитие и даже разрушая ее (системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения), в третьих – как позитивно, так и негативно (системы с зарождающимися рыночными отношениями).

Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.

К прямому государственному контролю относят:

– контроль за мерой весов и денежной единицы;

– контроль за качеством продукции.

Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Оценивая перспективы вмешательства государства в предпринимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса) следует принять во внимание целый ряд обстоятельств:

– необходимость предупреждения экологической катастрофы, решения экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством;

– необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений;

– предотвращение экономических кризисов, социальных потрясений, контроль за использованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

В последние годы вновь поднимается вопрос формирования мирового права. Основой соответствующих процессов является интернационализация экономических отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.

Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограничивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отношениях, обман потребителей и т.д. Отлаживаются процедуры и меры ответственности. Для примера международно-правовой гуманизации предпринимательской деятельности можно сослаться на законодательство и директивы в свете Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.

Соответственно и национальное законодательство ориентируется на разрушение монопольных структур путем жесткого государственного контроля за процессами централизации капитала. Одновременно некоторые государства проводят такую либерализацию рыночных отношений, когда монополизация рынка оборачивается невыгодными сторонами (поддержка малого бизнеса, поддержка иностранных инвесторов, снижение импортных ограничений и т.д.).


6. Виды толкования права, значение для юридической практики.

Принято различать два основных вида толкования права и соответственно две группы актов: а) официальное толкование; б) неофициальное толкование.

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла норм права, исходящее от государственно-властного органа и имеющее обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения регулируются разъясняемой нормой.

В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный Суд РФ, правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты, Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший арбитражный суд, а также, учитывая федеративную природу Российского государства, соответствующие органы республик.

В настоящее время в практике официального толкования высших органов государственной власти, управления и судов сложилась довольно интересная юридическая ситуация. СССР как государство прекратил свое существование, но интерпретационные акты, изданные в разное время его органами и, главное, сложившаяся на их основе юридическая практика в виде прецедентов толкования и правоположений, продолжают определять правоприменительную практику.

Такое значение имеют указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР и аналогичные интерпретационные акты других органов бывшего Союза ССР. Юридически официальный их статус, безусловно, ничтожен. Но фактическая их роль как системы средств обеспечения единообразного понимания и применения действующего законодательства на территории России и ныне суверенных государств Содружества, не подлежит сомнению. Эта роль, очевидно, будет постепенно уменьшаться — по мере возрастания праворазъяснительной активности высших органов власти, управления, судов суверенных государств, входящих в Содружество и формирования нового единого экономического и юридического пространства на территории стран Содружества.

Последнее обстоятельство свидетельствует о необходимости создания органов Содружества для координации и выработки основных принципов единообразия в юридической практике, в частности, в практике правоприменения и толкования.

Особой разновидностью официального толкования является аутентичное — разъяснение права, исходящее от органа, который ранее установил разъясняемую норму. Аутентичный означает действительный, подлинный, основанный на первоисточнике.

Наиболее важными видами официального толкования являются нормативное и казуальное.

Нормативное толкование — это разъяснение смысла права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение. Оно персонально не определено в отношении субъектов и общественных отношений.

Казуальное толкование права выражается в разъяснении смысла конкретных норм права применительно к персонально определенным общественным отношениям.

Неофициальное толкование предполагает такое разъяснение смысла права, которое осуществлено не уполномоченными специально на это органами и лицами и не имеет обязательного характера. Оно не порождает обязательных юридических последствий и производится, например, адвокатами, учеными, отдельными гражданами. Его значение определяется авторитетом субъектов, их специальными знаниями и убедительностью формы, в которой толкование осуществляется. Не являясь обязательным, т.е. не обладая юридической силой, неофициальное толкование, тем не менее, оказывает большое воздействие на формирование общественного и индивидуального правосознания и поведение конкретных субъектов. Примером здесь могут служить комментарии к кодексам, которые разрабатываются учеными-юристами и пользуются особым авторитетом у следователей и судей.

Неофициальное толкование права может быть доктринальным и обыденным. Доктринальное толкование осуществляется специалистами в области права и имеет научный характер. Это статьи, монографии, устные выступления перед населением ученых-правоведов. Особенность таких разъяснений — их убедительность, основанная на научном подходе и авторитете лица, дающего толкование права. Не являясь обязательными для юристов-практиков, такие разъяснения, однако, играют важную роль в выработке единства понимания и применения правовых норм.

Обыденное толкование выражается в уяснении и разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции. Оно встречается в беседах, письмах и других проявлениях психологического отношения к праву, правосудию, законности и тд. Это — повседневные вербальные выражения понимания правовой действительности.

Значение обыденного толкования особенно возрастает в настоящее время — в связи с общей демократизацией общественной жизни, привлечением широких народных масс к управлению государством. Сущность актов обыденного толкования состоит в том, что они являются непосредственной действительностью процесса уяснения и разъяснения смысла правовых норм, вне связи с правоприменительной деятельностью субъектов толкования.

Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.

К прямому государственному контролю относят:

– контроль за мерой весов и денежной единицы;

– контроль за качеством продукции.

Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Оценивая перспективы вмешательства государства в предпринимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса) следует принять во внимание целый ряд обстоятельств:

– необходимость предупреждения экологической катастрофы, решения экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством;

– необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений;

– предотвращение экономических кризисов, социальных потрясений, контроль за использованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

В последние годы вновь поднимается вопрос формирования мирового права. Основой соответствующих процессов является интернационализация экономических отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.

Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограничивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отношениях, обман потребителей и т.д. Отлаживаются процедуры и меры ответственности. Для примера международно-правовой гуманизации предпринимательской деятельности можно сослаться на законодательство и директивы в свете Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.

Соответственно и национальное законодательство ориентируется на разрушение монопольных структур путем жесткого государственного контроля за процессами централизации капитала. Одновременно некоторые государства проводят такую либерализацию рыночных отношений, когда монополизация рынка оборачивается невыгодными сторонами (поддержка малого бизнеса, поддержка иностранных инвесторов, снижение импортных ограничений и т.д.).


6. Виды толкования права, значение для юридической практики.

Принято различать два основных вида толкования права и соответственно две группы актов: а) официальное толкование; б) неофициальное толкование.

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла норм права, исходящее от государственно-властного органа и имеющее обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения регулируются разъясняемой нормой.

В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный Суд РФ, правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты, Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший арбитражный суд, а также, учитывая федеративную природу Российского государства, соответствующие органы республик.

В настоящее время в практике официального толкования высших органов государственной власти, управления и судов сложилась довольно интересная юридическая ситуация. СССР как государство прекратил свое существование, но интерпретационные акты, изданные в разное время его органами и, главное, сложившаяся на их основе юридическая практика в виде прецедентов толкования и правоположений, продолжают определять правоприменительную практику.

Такое значение имеют указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР и аналогичные интерпретационные акты других органов бывшего Союза ССР. Юридически официальный их статус, безусловно, ничтожен. Но фактическая их роль как системы средств обеспечения единообразного понимания и применения действующего законодательства на территории России и ныне суверенных государств Содружества, не подлежит сомнению. Эта роль, очевидно, будет постепенно уменьшаться — по мере возрастания праворазъяснительной активности высших органов власти, управления, судов суверенных государств, входящих в Содружество и формирования нового единого экономического и юридического пространства на территории стран Содружества.

Последнее обстоятельство свидетельствует о необходимости создания органов Содружества для координации и выработки основных принципов единообразия в юридической практике, в частности, в практике правоприменения и толкования.

Особой разновидностью официального толкования является аутентичное — разъяснение права, исходящее от органа, который ранее установил разъясняемую норму. Аутентичный означает действительный, подлинный, основанный на первоисточнике.

Наиболее важными видами официального толкования являются нормативное и казуальное.

Нормативное толкование — это разъяснение смысла права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение. Оно персонально не определено в отношении субъектов и общественных отношений.

Казуальное толкование права выражается в разъяснении смысла конкретных норм права применительно к персонально определенным общественным отношениям.

Неофициальное толкование предполагает такое разъяснение смысла права, которое осуществлено не уполномоченными специально на это органами и лицами и не имеет обязательного характера. Оно не порождает обязательных юридических последствий и производится, например, адвокатами, учеными, отдельными гражданами. Его значение определяется авторитетом субъектов, их специальными знаниями и убедительностью формы, в которой толкование осуществляется. Не являясь обязательным, т.е. не обладая юридической силой, неофициальное толкование, тем не менее, оказывает большое воздействие на формирование общественного и индивидуального правосознания и поведение конкретных субъектов. Примером здесь могут служить комментарии к кодексам, которые разрабатываются учеными-юристами и пользуются особым авторитетом у следователей и судей.

Неофициальное толкование права может быть доктринальным и обыденным. Доктринальное толкование осуществляется специалистами в области права и имеет научный характер. Это статьи, монографии, устные выступления перед населением ученых-правоведов. Особенность таких разъяснений — их убедительность, основанная на научном подходе и авторитете лица, дающего толкование права. Не являясь обязательными для юристов-практиков, такие разъяснения, однако, играют важную роль в выработке единства понимания и применения правовых норм.

Обыденное толкование выражается в уяснении и разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции. Оно встречается в беседах, письмах и других проявлениях психологического отношения к праву, правосудию, законности и тд. Это — повседневные вербальные выражения понимания правовой действительности.

Значение обыденного толкования особенно возрастает в настоящее время — в связи с общей демократизацией общественной жизни, привлечением широких народных масс к управлению государством. Сущность актов обыденного толкования состоит в том, что они являются непосредственной действительностью процесса уяснения и разъяснения смысла правовых норм, вне связи с правоприменительной деятельностью субъектов толкования.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

С позиций нормативного подхода право – система общеобязательных, формально определенных, юридических норм, создаваемых и охраняемых государством, в том числе с помощью государственного принуждения и являющихся регуляторами общественных отношений.

Такое определение права отражает лишь наиболее общие, основные признаки этого сложного явления. К основным признакам права относятся следующие: нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственно-властный характер, регулятивный характер.

Право состоит из норм , т.е. правил поведения, предписаний, велений, требований. Норма - структурный исходный элемент, первичная клеточка права, посредством которой право, как государственная воля, выражается вовне.

Право представляет собой целостную систему , в которой нормы органично взаимосвязаны между собой, что позволяет им эффективно проявлять свои регулирующие свойства.

Право носит общий характер. Это означает, что оно, во-первых, адресуется персонально-неопределенным субъектам. Во-вторых, отражает (закрепляет, охраняет и т.п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитано на конкретно-неопределенное число жизненных случаев.

Обязательность права выражается в необходимости неуклонного подчинения субъектов права требованиям правовых предписаний. Обязательность обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и средствами государственного воздействия.

Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме – законы и их сборники, прецеденты и т.п. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что способствует стабилизации общества, точности применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения. Формальная определенность защищает право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора.

Государственно-властный характер права заключается в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Право – особый социальный регулятор поведения . Его специфическое регулятивное начало выражает все перечисленные выше признаки права, которые позволяют ему выступать в качестве особого мерила (меры) свободы и справедливости, поведения и ответственности, специального инструмента достижения общественной солидарности, согласия и компромисса.

Взаимодействие государства, права и экономики: основные модели взаимодействия

Экономика - это совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Можно выделить два подхода к взаимодействию права и экономики, и соответственно, в каждом из подходов, обозначить основные направления взаимодействия:

Подразумевает приоритет либо экономики над правом (наиболее распространённая точка зрения), либо права над экономикой. Раньше считалось, что право - это концентрированное выражение политики, а политика, в свою очередь, концентрированное выражение экономики. Эта схема определялась известной марксистской теорией, "говорящей" о главной роли экономического базиса, и второстепенной роли государственно-правовой надстройки. Государство и право вызваны к жизни экономикой. Взаимодействие: 1) Право наиболее адекватная форма экономических отношений, они могут функционировать только в правовой форме. Право - естественная форма экономических отношений. 2) Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности, осуществляющееся на основе частного права. 3) Право есть способ саморегулирования экономики, оно обеспечивает юридическую свободу производства. В итоге - право имманентная часть экономики.

Приоритета либо права, либо экономики нет, первичным фактором выступают интересы людей, которые воплощаются сначала а) в праве, потом в экономике; б) наоборот, сначала в новых производственных отношениях, а затем закрепляется в праве.

Государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики.

Государство охраняет экономическое пространство внутри страны (от внешнего вторжения).

Государство обеспечивает социальную стабильность в стране (экономика зависит от этого).

Государство является также и субъектом экономических отношений.

Государство воздействует на экономику путём публичного права (борьба с монополизмом).

Когда государство чрезмерно вмешивается в экономику, то:

Отключается механизм спроса и предложения (так как государство берёт на себя определение потребностей).

Устраняется экономическая ответственность предпринимателя (предприниматель незаинтересован в производстве продукта, так как ничего "не поимеет" с излишков, и ничего не потеряет, если не выполнит норму).

С точки зрения марксизма, экономика обуславливает государство, и определяет его тип.

Механизм государства: понятие, характеристика элементов состава.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно изятых государственных органов.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции. Например, в Конституциях СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о Советах как политической основе государства.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации – образуемые ими органы государственной власти.

Согласно статье 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальны-

ми средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Похожие страницы:

Шпаргалка по Государству и праву (6)

. -ва, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная . образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной .

Шпаргалка по Государству и праву (2)

. и другие). Государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влече­ний. По Фрейду . происхождение государства и права исключительно во­енно-политическими причинами, завоеванием одних племен дру­гими. По Дюрингу .

Шпаргалка по Государству и праву (3)

. происходит классификация юридических наук по определенным отраслям знания о государстве и праве. Систему юридических наук . , сформировавшихся только после образования государства и права; -по сфере действия: нормы права регулируют те отношения .

Шпаргалка по Государству и праву (4)

. судьба. Вселенная - естественное государство, живущее по нормам естественного права, что должны признать все . собой важные причины и условия возникновения государства и права. Государство и право - надстройка по отношению к экономической структуре общества .

Шпаргалка по Государству и праву (5)

. гражданами нарушении их прав и свобод. 195. Политика государства Узбекистан по укреплению мира в центральной . иной независимости государства. Государственный суверенитет следует понимать как право государства свободно, по собственному усмотрению .

Шпаргалка по Государству и праву (7)

. обществе. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают . государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее . международные нормы по правам человека, государство берет на себя .

Читайте также: