Эпоха шан инь кратко

Обновлено: 04.07.2024

Династия Шан, или как ее еще называют Инь, - вторая правящая династия Китая, державшая в своих руках власть над государством около 400 лет. Принято считать, что первый правитель новой династии вступил на трон в 1523 году до нашей эры. В начальный период столица Шан переносилась множество раз, и только по прошествии столетия правителем Паньгэном было выбрано удачное место (современная провинция Хэнань) для основания Великого Города Шан, откуда управление государством осуществлялось на протяжении 300 лет.

Шаньцы верили в духов гор, ветров, облаков, молний, небесных тел, духов земли, приносящих урожай, в жизнь после смерти. Для ублажения и умиротворения духов приносились в том числе и человеческие жертвы в количестве, кратном десяти. В одном месте было найдено захоронение 300 жертв.

С самого начала в китайских верованиях духи не имели никакого отношения к морали, а значит и понятия греха перед ними тоже не существовало. Такая концепция сохранилась в китайских религиозных учениях и в последующие эпохи. Некоторые выделяли верховного бога Шан-ди, который через женский дух земли дал рождение всему живому.

Шаньцы уже имели свой, изобретенный за 1000 лет до греков, очень точный календарь, состоявший из 12 месяцев по 29-30 дней.

При династии Шан существовало четыре ранга знати – хоу, бо, цзы и нань, которые в принципе соответствовали европейским рыцарям (нань), баронам (цзы), графам (бо) и маркизам (хоу). Управление государством частично осуществлялось этими вассалами.

Престол передавался от брата к брату или к сыну, если братьев не оставалась. Согласно преданию, последним правителем династии Шан был Чжоу Синь – тиран, погрязший в разврате. Существует множество историй о его непредсказуемом и жестоком нраве, о правдивости которых можно только строить догадки. Так, например, одна из них повествует о том, что когда один из старших родственников попытался ему возразить, Чжоу приказал его убить и принести его сердце, чтобы проверить, правда ли у мудрецов в сердце семь отверстий.

Еще одно предание описывает его любимую наложницу Дацзи, для которой он приказал наполнить целый пруд вином и развесить куски мяса на деревьях.

Когда на Великий Город Шан напало племя Чжоу, положившее конец этой эпохе и давшее начало новой династии, Чжоу Синь бежал с поля боя, облачился в самое роскошное платье и поджег себя в своем дворце. Так закончился период правления династии Шан.

Чэн-тан

Название государства Шан (Инь; 1600— 1046 гг. до н. э.) состоит из двух отдельных терминов: само названия основавшей его народности (шанцы) и названия его последней столицы (город Инь).

В середине XIV в. до н. э. к власти пришёл 19-й царь иньской династии — Пань-гэн (1300—1251 гг. до н. э.). Дабы вывести страну из кризиса, он решил не просто утвердить новую столицу — город Инь, но и построить её в совершенно новом месте. Все прежние города располагались в правобережной зоне Хуанхэ. Инь возвели в левобережной части и далеко к северу от реки. Этой акции в китайской историографии придавалось настолько принципиальное значение, что, исходя из неё, иньскую эпоху стало принято разделять на два самостоятельных периода — Ранняя Инь (Шан) и Поздняя Инь (собственно Инь).

Своего высшего расцвета иньское государство достигло при царе У-дине (1250—1192 гг. до н. э.; племянник Пань-гэна и 21 -й царь династии). А погибло оно вновь по вине царя-тирана — Чжоу-синя (Ди-синь; 1075—1046 гг. до н. э.).

Научные знания об истории Шан

Ритуальный бронзовый сосуд. Эпоха Шан

Почти все письменные сведения о Шан так или иначе подтвердились археологическими материалами. Главный памятник раннеиньского периода — городище Эрлиган (на территории юго-восточной части города Чжэнчжоу). Время его постройки совпадает с возведением Чэн таном первой столицы основанного государства. Недалеко от Эрлигана находились ещё два укреплённых города. Такая концентрация городов-крепостей была обусловлена, скорее всего, страхом шанцев перед покорёнными ими народами. Одновременно раннеиньские города свидетельствуют о качественно новой вехе в истории китайского градостроения. Аналогичные изменения претерпело и бронзолитейное производство. Ассортимент изделий намного увеличился, качество их резко возросло. Будь шанцы недавними кочевниками или основанное ими государство некой примитивной политической структурой, вряд ли были бы достигнуты столь быстрые новации в строительстве и ремесленной деятельности. Ещё больший интерес представляют памятники, расположенные на значительном удалении (400 км и более) к югу и северо-востоку от Эрлигана. По всей вероятности, то были административные центры владений, подчинявшихся иньским царям.

Социально-политическое устройство

Нефритовая статуэтка ритуального характера в виде коленопреклонённой женщины. Эпоха Шан

Вслед за элитой на социальной пирамиде располагались сословные группы ремесленников и воинов. Оба этих занятия превратились в профессии. При Поздней Инь существовала целая сеть государственных (казённых) мастерских. Отдельно выделяются гончарные, камнерезные промыслы, а также бронзолитейные производственные центры. Литьё из бронзы в Поздней Инь уже достигло такой степени технологической сложности, что оно разбивалось на несколько относительно самостоятельных операций. Каждая требовала координированного труда сотен хорошо обученных мастеров.

Ритуальный бронзовый топор. Эпоха Шан

Принципы такой патриархально-клановой организации сохранялись в китайском обществе и в дальнейшем, причём не только в деревнях. Частично черты уклада (сохранение семейных связей, признание авторитета старшего поколения) были перенесены и на все другие социальные сословия и группы: аристократию, чиновничество, купечество и ремесленников.

Производство шёлка

Помимо перераспределения материальных благ и контроля над вооружёнными силами и ремесленной деятельностью верховные власти руководили и сельским хозяйством. Возможно, сельскохозяйственные работы проводились по приказу свыше и в точно указанные сроки.

Таким образом, позднеиньское государство по характеру социально-политической организации (строгая иерархическая система) и степени централизации верховной власти приближалось к империи в том виде, в каком китайская имперская государственность утвердилась впоследствии.

Шан глазами последующих поколений

Соседние народности

В пору высшего расцвета позднеиньское государство занимало огромную территорию. На севере оно простиралось почти до Внутренней Монголии, на северо-востоке — до района Пекина, на востоке — до восточной окраины Шаньдунского полуострова, на юге уходило далеко за Янцзы (примерно до середины провинции Хунань), на юго-западе приближалось к Сычуаньской котловине, а на западе — к Тибето-Цинхайскому нагорью.

Провинция Шэньси

Веским доказательством связей Инь с внешним миром служит колесничный транспорт. По основным параметрам эти повозки совпадают с колёсными экипажами ближневосточного и средиземноморского центров цивилизаций. Поэтому в современных исследованиях преобладает точка зрения, что колесничный транспорт проник в Китай извне. Таким образом, вопреки распространённому мнению о многовековой изоляции Китая, выясняется, что уже Иньское государство активно контактировало не только с ближайшими соседями, но и с удалёнными от него народностями, причём китайцы были способны усваивать чужеземные культурные влияния.

Военные конфликты позднеиньского государства с соседями, какими бы жестокими и кровопролитными они ни были, до определённого срока не подвергали серьёзным угрозам его бытие. Всё изменилось с появлением на китайской политической арене народности, именовавшей себя чжоусцами. В середине XI в. до н. э. (по новейшим хронологическим данным, в 1046 г. до н. э.) чжоусцы завоевали Инь и основали собственное государство — Чжоу.


Династия Шан в эпоху бронзового века знаменовала собой резкий качественный скачок в истории Китая. В это время активно развивались искусство, письменность, архитектура и ремесла. Данная культура была открыта археологами сравнительно недавно, а почва Китая и по сей день не перестает удивлять ученых новыми артефактами. Еще в начале XX века исследователи полагали, что история страны начинается только с эпохи Чжоу (1045–221 гг. до н.э.), но последние археологические открытия отодвигают эту дату на многие столетия назад.

Образование первого государства

Династия Шан зародилась на берегах Хуанхе

Династия Шан-Инь в Китае является в настоящее время самой древней, подтвержденной археологическими находками. Государство существовало с 1600 по 1046 год до н.э. До него, согласно мифологической традиции, правила легендарная династия Ся (2070-1756 гг. до н.э.), но о достоверности ее существования среди ученых-историков нет единого мнения.

По преданиям, основателем династии Шан был Чэн Тан (годы жизни 1766-1754 до н. э.). Его род происходил от сына легендарного Желтого Императора Хуан-ди, который считается основоположником китайской государственности. Один из потомков последнего получил от мифического императора Юя, спасшего страну от потопа, удел Шан на левом берегу Хуанхе. Возникновение культуры в этом регионе не случайно, так как периодически разливавшаяся река наносила на поля ил, который делал их особенно плодородными.

Существует также мнение, что в развитии династии Шан в Китае существенную роль сыграла группа индоарийских племен, переместившаяся на восток, так как данная культура бронзового века развивалась очень стремительно.

В дальнейшем этот род стал именоваться Инь. Это было связано с тем, что правитель Пан-гэн переместил поселения с северных территорий, где часто были обширные наводнения, в южную область страны. Предположительно, первой столицей китайской династии Шан был город Бо возле современного г. Яньши. Позднее она переносилась 5 раз в разные места и носила другие названия. В конце концов, девятнадцатый император основал столицу в Ине, вблизи Аньяна.

Территориальные общины того времени начали сливаться в города. Их обносили стенами и строили по специальному плану. На площади около 6 км 2 находились и большие дворцы, и кварталы с ремесленными мастерскими. Так появились первые очаги зарождающейся китайской цивилизации. Потребность в объединении возникла из-за необходимости коллективной борьбы с наводнениями и соседними враждебными племенами.

Правители

Главу объединенных городских сообществ называли "ваном". Этот человек обладал как высшей военной, так и жреческой властью. Под руководством вана другие группы жителей занимались полевыми работами, причем к ним привлекали сразу до нескольких тысяч человек. В его хозяйстве служили люди с различным статусом: подневольные работники, надзиратели, общинники и их начальники, воины.

Среди них выделялись богатые и знатные роды, которые наследовали различные должности при ване. Однако его власть, согласно найденным надписям, еще ограничивалась советом старейшин и народным собранием. Выбор военных предводителей и членов совета старейшин племен происходил с разрешения вана.

Императоры династии Шан

О характере общества в те времена у ученых нет однозначного ответа. Некоторые исследователи считают его протогосударством, а другие – уже зрелым государственным организмом.

Годы правления ванов династии Шан кратко можно представить в виде следующей хронологии (гг. до н.э.):

  1. Чэн Тан (У-ван), Да Дин-ван, Вай Бин-ван, Чжун Жэнь-ван, Да Цзя-ван, Во Дин­-ван, Да Гэн-ван, Сяо Цзя­-ван, Юн Цзи­-ван, Да У-ван, Чжун Дин­-ван, Вей Жэнь-­ван, Хэ Дань-­цзя­-ван, Цзу И-­ван, Цзу Синь-­ван, Во Цзя-­ван, Цзу Дин­-ван, Нянь Гэн­-ван, Ян Цзя­-ван – 1600-1300.
  2. Пан Гэн-­ван, Сяо Синь­-ван, Сяо И-­ван – 1300-1251.
  3. У Дин-ван – 1250-1192.
  4. Цзу Гэн-ван, Цзу Цзя-ван, Линь Синь-ван, Кан Дин-ван – 1191-1148.
  5. У И-ван – 1147-1113.
  6. Вэнь Дин-ван – 1112-1102.
  7. Ди И-ван – 1101-1076.
  8. Ди Синь-ван – 1075-1046.

Интересные археологические находки

Удивительные находки были открыты около г. Аньян, в провинции Хэнань, где раньше располагалась столица династии Шань-Инь. Она представляла собой большое городское поселение площадью более 20 км 2 . Здесь было найдено также множество могил, некоторые из которых достигали десятиметровой глубины, а площадь самой крупной из них составляла 380 м 2 . Эти захоронения по форме напоминали пирамиды, а внутри них были обнаружены многочисленные предметы утвари, драгоценные украшения из золота, бронзовое оружие.

Раскопки могильника Фу Хао

Ученые предполагают, что это были могильники ванов. Вместе с ними были захоронены сотни людей, а рядом с пирамидами – тысячи обезглавленных военнопленных со связанными руками и колесницы вместе с лошадьми. Общее число жертв превышает 14 тысяч.

Могильная яма в гробнице Фу Хао, династия Шан

В 1976 г. здесь была найдена гробница Фу Хао. В ее могиле сохранились сотни ценных предметов, не тронутые грабителями, которые опустошали эту территорию на протяжении 3 тысячелетий. Захороненное тело не сохранилось, но по надписям на археологических артефактах ученые узнали, что эта женщина являлась одной из любимых жен Дина и была военачальником. Фу Хао руководила войском численностью в 13 тыс. человек, которое сражалось с враждебными племенами.

В настоящее время это место в Китае признано одним из самых значительных в археологии, а раскопки продолжаются и по сей день.

Военная мощь страны

Основную массу войска вана составляла пехота из общинного населения. Но в период династии Шан появилось и новое грозное оружие – боевые колесницы, запряженные одомашненными лошадьми. Историки считают, что они были позаимствованы из Ближнего Востока. Благодаря их использованию, правителям государства удавалось эффективно подавлять восстания и бороться с внешним врагом. Колесницы принадлежали знатным людям, так как они были дорогим орудием. Их конструкция представляла собой двухколесную повозку, в которой находилось 3 воина.

Колесницы династии Шан

Значение колесницы в те времена можно сравнить с танками в нынешнее. В конце династии Шан другие племена переняли эту военную технологию. Возможно, что в падении государства сыграл свою роль и этот фактор.

Во всех могилах шанцев, найденных под Аньяном, были обнаружены различные виды оружия. Войны помогали ванам поддерживать свой авторитет и накапливать богатства, захватывая ценные предметы из олова, меди, золота и яшмы. Пехота была вооружена луками, копьями и клевцами (дробяще-колющим оружием). Воины передней шеренги защищали себя щитами и шлемами. Обычно подразделение из 70-80 бойцов взаимодействовало с 1 колесницей.

Военные походы династии Шан в Китае были длительными и дальними. Одна из них, по информации древних надписей, длилась почти год.

Образ жизни

Население в Китае при династии Шан занималось земледелием, скотоводством, ловлей рыбы и охотой. В те времена климат был более мягким, и в некоторых регионах удавалось собирать по 2 урожая. Началось использование метода "спаренной вспашки", когда землю обрабатывало сразу 2 человека – один толкал бороздовую палку, а другой тянул ее волоком. Этот способ в дальнейшем получил широкое распространение в земледельческой технике страны.

У крестьян практиковался ручной труд с применением примитивных орудий из камня и дерева (сохи, мотыги, серпы). В этот же период была введена практика севооборота, которая позволила повысить урожайность.

Из культурных растений выращивали просо, пшеницу, ячмень, бобовые, овощи и фрукты, а также тутовник для нужд шелководства. В качестве домашних животных в хозяйствах содержали свиней, коз и овец, коров, лошадей, кур, гусей и уток. Были приручены и слоны, привезенные с юга. Объектами охоты для шанцев были зайцы, лисы, кабаны, барсуки, олени и тигры. Некоторые историки полагают, что скотоводство, а не земледелие, было основой жизни населения в Древнем Китае при династии Шан. В пользу этого мнения свидетельствуют массовые жертвоприношения в несколько сотен голов скота за один ритуал.

В качестве денег использовались раковины каури (морских моллюсков) и их бронзовые имитации, но торговля была слабо развита и в основном характеризовалась меновыми отношениями.

Ремесла

Династия Шан - изделия из бронзы

В городских поселениях того времени существовали целые кварталы, отведенные под мастерские гончаров, литейщиков меди и бронзы, косторезов, каменотесов, других ремесленников. Техника бронзового литья, созданная в эту эпоху, нашла широкое применение в будущем при выплавке железа. В качестве топлива для плавильни использовался древесный уголь. Жидкий металл разливали в сборные глиняные формы, которые могли состоять из множества деталей.

Вес некоторых отливок достигал нескольких сотен килограмм. Потребителями таких изделий были в основном высшие слои общества, а бронзовые сосуды применялись чаще всего для ритуальных действий. На них изображали сложные орнаменты, описывали военные кампании вана и отмечали его приказы.

Династия Шан - бронзовый сосуд

Одним из достижений династии Шан в бронзовом веке считают развитое дворцовое строительство. Для сооружения больших домов древние инженера делали специальные фундаменты-постаменты, а в работах участвовали сотни людей. Был достигнут определенный уровень архитектурного мастерства, позволяющий создавать крепкие конструкции и надежные подземные помещения могильников. Руководство градостроительством было одной из важнейших обязанностей вана.

Письменность

Одной из кульминационных находок для археологов в Аньяне стали многочисленные черепашьи панцири и кости домашних животных, на которые были нанесены пиктографические надписи. Иероглифы при династии Шан представляли собой логограммы, то есть символы, обозначавшие целые слова. Такая техника письма, по мнению историков, была вполне оправданной, так как Китай населяли многочисленные племена с различными диалектами. Эти символы стали прообразом современной китайской иероглифической письменности.

Гадательные кости, династия Шан

Панцири и кости животных применяли в гадательных целях. Предположительно большая часть из них была захоронена во времена правления У Дин-вана, а на некоторых даже сохранились остатки красной краски, по которой делали гравировку. Общее количество этих находок превысило 17 тысяч, что стало прекрасной возможностью для изучения той эпохи.

Искусство и наука

Место раскопок династии Шан

Искусство древних шанцев в первую очередь проявлялось в изящной и тонкой резьбе и скульптурных изображениях. Резьбу выполняли на глиняных сосудах, дереве, кости, каменных скульптурах (в том числе из твердых пород – мрамора и яшмы), на нефритовых украшениях. Сложный орнамент обладал выдержанностью стиля и художественным вкусом.

Религия

Зодчество династии Шан

Древние шанцы верили, что жизнь после смерти продолжается в другом царстве. Поэтому даже самым бедным людям клали в могилу монеты, чтобы покойник мог занять там подобающее положение. В могилы ванов помещали изысканную утварь, предметы роскоши, приносили в жертву женщин, мужчин, собак, лошадей, которые должны были сопровождать хозяина в загробном мире. После того, как землю над могильником утрамбовывали, убивали дополнительно других животных – обезьян, оленей. В соседних общих могилах хоронили обезглавленных военнопленных и рабов.

Жертвоприношения совершали не только по случаю смерти знатного лица. Это делали в ходе войны, в качестве акта почитания духов предков, горных и речных богов во время ритуальных трапез. В ходе одной из них в жертву было принесено свыше 1 тыс. человек.

Среди шанцев особое значение имел культ тотемных предков и культ земли. Верховным божеством был Шанди (или Ди), а умершие ваны выступали между ним и простыми людьми посредником.

Ученые полагают, что под Аньяном во времена династии Шан находился культовый центр, где проходили гадания. Они носили чисто прагматический характер. Правители вопрошали о болезнях, рождении наследника, урожае, войнах, охоте. Благодаря им историки смогли подробно узнать о характере жизни жителей первого китайского государства.

Текст гадания писали на кости или панцире черепахи, с обратной стороны просверливали небольшое углубление. К нему прикладывали острый нагретый наконечник, в результате получали трещины, по которым предсказатель читал послание. Согласно некоторым данным, при дворе вана в те времена прослужило не менее 120 оракулов.

Династии Шан и Чжоу: теория небесного мандата

Падение государства

Крушению династии Шан в Древнем Китае предшествовал длительный кризис, который был связан с несколькими факторами:

Просуществовав более 800 лет, династия Шан пала. Власть над городами захватил род Чжоу. Однако те достижения, которые были освоены в период Шан-Инь, заложили основу для следующего яркого этапа развития древнекитайской цивилизации.

История Китая

Государство Шан (кит.: 商朝), альтернативные названия государство Инь (кит.: 殷代) или государство Шан-Инь — государственное образование, существовавшее с 1600 по 1027 год до нашей эры в землях к северу от выхода р. Хуанхэ на Великую китайскую равнину.

Государство Шан предшествовало государству Чжоу. Шан является первым государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но также нарративными и эпиграфическими письменными источниками. Наиболее подробное описание истории Шан содержится в сочинении Сыма Цяня "Исторические записки". В результате раскопок были обнаружены цзягувэнь — иероглифические надписи на панцирях черепах и гадательных костях животных, а также бронзовых, нефритовых, керамических, каменных изделиях. Большое число находок, было сделано на территории столицы Иньсюй (кит. 殷墟 , пиньинь Yīnxū, палл. Иньсюй), которая была расположена в районе современного города Аньян в провинции Хэнань. Территория древнего города включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

Политическое устройство

Политический статус различных слоёв населения был разнородным. Ван обладал властью-собственностью, был сакральной фигурой (он был первосвященником). Он исполнял торжественные ритуалы в честь покойных предков ди. Считалось, что только он выступал посредником между миром живых и умершими предками. Практика наследования должности вана находилось в процессе становления. Со времён У Дина до У И эта должность передавалась либо от брата к брату, либо от дяди к племяннику с учётом старшинства. С У И стала нормой передача власти от отца к сыну. Младшие родственники ванов,которые не могли претендовать на высшую власть, формировали аристократические кланы.

Окружение вана (аппарат администрации, воины) имело привелигированный статус, по сравнению с крестьянами. Чиновники делились на высших администраторов, низших чиновников-распорядителей и лиц, ответственных за военную подготовку и охоту.

Правители династии Шан

Династия Шан (1600 до н. э. — 1046 до н. э.)

Династия Шан имеет паритетные названия Династия Инь или Династия Шан-Инь.

Административное устройство

Государство Шан подразделялось на структурно неодинаковые части:

  • 1) зона (радиусом в несколько десятков километров) с центром в столице, находившаяся под непосредственным подчинением вана.
  • 2) обширная территория региональных владений (около 200-х), управляющихся уполномоченными вана, его родственниками и приближёнными. Одним из таких владений было Чжоу.
  • 3) за второй зоной проходил внутренний пояс нэй-фу, а за ним аморфная третья зона населённая чуждыми племенами, постоянно нападавшими на переферию шанского государства.

История

Согласно легенде, род правителей Шан происходил от Сюань-сяо, сына императора Хуан-ди.

Военные конфликты государства были в основном связаны с отражением нападений кочевых племен на севере территории Шан.

Шан-Инь - первое из достоверно известных китайских древних государств, существование которого подтверждено письменными источниками. Временные рамки существования государства в них разнятся. Традиционно период истории Шан-Инь определяется 1600 до н. э. — 1046 до н. э.

Источники

История древнейшего известного китайского государства Шан-Инь основана на анализе трех видов источников – письменных, эпиграфических и археологических.

Письменные источники

Эпиграфические источники

Важный вывод изучения эпиграфического материала эпохи Шан-Инь состоит в том, что письменность этого периода является прямой предшественницей китайской современной иероглифической письменности.

Готовые работы на аналогичную тему

Археологические источники

В коммунистический период истории Китая, а особенно после окончания Культурной революции, наступил новый период в китайской археологии, что привело к новым открытиям и накоплению большого количества археологического материала. В частности, отметим раскопки города эпохи раннего Шан-Инь в Эрлитоу.

Этнолингвистическая ситуация

В середине VI тыс. до н. э. носители сино-тибетских языков, пришедшие с северо-запада и давшие начало китайскому языку, начинают расселяться в верховьях реки Хуанхэ. Здесь они сталкиваются с носителями аустрических языков - автохтонными местными жителями, являвшимся предками современных вьетнамцев и кхмеров.

Неолитические культуры – предшественники Шан-Инь

V—III тысячелетиях до н. э. - в среднем течении реки Хуанхэ формируются неолитические культуры, наиболее ранней из которой была культура Яншао.

V—IV тысячелетия до н. э. – оформление неолитической культуры крашеной керамики Лушань, пришедшей на смену Яншао. Анализ погребений этой неолитической культуры позволяет говорить о начавшемся имущественном неравенстве и социальной дифференциации.

Легендарные правители

От правления Хуан-ди ведет отсчет эпоха Пяти императоров. Наследниками Хуан-ди, согласно Сыму Цяню, стали Чжуань-сюй, Ку, Яо и Шунь.

Шунь стал последним из императоров. Он отдал свою власть Юю, управившемуся с потопом на Земле. Юй Великий, в свою очередь, стал основателем легендарной династии Ся (с 2070 год до н. э. по 1765 год).

Китайские археологи зачастую связывают династию Ся с археологической культурой Эрлитоу, существовавшей в 2100 -1800 (1500?) г. до н. э. Однако, нет никаких достоверных письменных источников, которые позволили бы точно установить существование легендарных Пяти императоров и династии Ся. И поэтому большинство специалистов считают их героями китайских легенд и преданий.

Политическая история Шан-Инь

Даты истории древнего Китая сравнительно надежно установлены с 841 г. до н.э. Поэтому, более ранняя хронология истории древнего Китая является предметом споров и дискуссий специалистов.

Считается, что государство Шан-Инь возникло примерно около 1300 г. до н. э.

Рисунок 1. Государство Шан-Инь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Историю государства Шан-Инь условно делят на три периода:

  • первый ранний период (1311-1254 гг. до н.э.) включает в себя переселение согласно преданию народа шан в район современного китайского Аньяна и основывают свою столицу- Великий город Шан. Первыми правителями – ванами становятся Пань-гэн, Сяо-синь, Сяо-и;
  • второй средний период (1253-1135 гг. до н.э.) – в этот период происходит усиление и подъём государства Шан-Инь. Согласно источникам в этот период правят пять ванов- У-дин, Цзу-гэн, Цзу-цзя, Линь-синь (Фэн-синь), Гэн-дин;
  • третий поздний период (1134-1027/1025 гг. до н.э.) – в этот период государство Шан-Инь переживает свой расцвет и гибель под ударами союза соседних племен.

Государство и общество в эпоху Шан-Инь

Погребения эпохи Шан-Инь свидетельствуют о далеко зашедшем процессе социального расслоения общества и четком выделении аристократической верхушки и подчинявшегося ему населения. Этот процесс виден из анализа четырех групп погребений, где первыми являются погребениями местной аристократии.

Государство не имело какой-либо административной структуры и делилось по родоплеменному принципу. Вероятно, это государство и возникло как союз племен, одно из которых в скором времени возвысилось.

Правитель – ван являлся олицетворением верховной власти в государстве. Также ван был и верховным жрецом государства. В случае военной опасности, лишь правитель Шан-Иня мог, разглядывая трещины на гадательных костях определить волю бога.

Наибольшего могущества государство Шан-Инь достигло при правителе У Дине, который правил во второй половине XIII в. до н. э. Результатом его правления стали новые построенные дворцы и храмы. Также, У Дин смог значительно расширить территорию своего государства.

Последний правитель государства Шан-Инь не смог спасти свое государство от упадка и гибели. В дошедших до нас письменных источниках он описывается безнравственным тираном, что, судя по всему, является попыткой обосновать гибель и подчинение земель общества Шан-Инь, новым государством Чжоу.

Читайте также: