Дело стандарт ойл кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1859 году Джон Рокфеллер основал нефтеперерабатывающую компанию, которая производила керосин. Предприятие росло, поглощало конкурентов и к концу 19 века стало контролировать 88% американского рынка нефти. После того как в США приняли антимонопольный закон 1890 года, отдельные штаты подали 33 иска на Standard Oil. Однако компания 20 лет избегала наказания, подкупая правительство. Суд против Standard Oil начался только при президенте Теодоре Рузвельте, в 1906 году, — и в итоге монополию поделили на 34 компании. Впрочем, обретя формальную независимость, они продолжили контролировать цены и конкурентов, а некоторые по-прежнему лидируют на нефтяном рынке.

Как появилась Standard Oil
В 1859 году 20-летний Рокфеллер обратил внимание на нефтяную промышленность: заметил большую разницу в цене на сырую нефть и на готовые нефтяные продукты. К тому времени Рокфеллер вместе с партнёром, с начинающим предпринимателем Морисом Кларком уже открыл свою фирму. Clark & Rockefeller продавала зерно, мясо и сено.

Рокфеллер познакомился с химиком Сэмюэлом Эндрюсом, который первым в Кливленде (там располагалась Clark & Rockefeller) начал производить керосин. Он верил, что керосин — перспективное топливо для освещения.

Через три года Рокфеллер, Кларк и Эндрюс на равных условиях открыли предприятие по обработке нефти Andrews, Clark & Company. Затем компания запустила нефтеперерабатывающий завод The Flats.

В конечном счёте Рокфеллер выкупил долю Кларка за $72 тысячи и расстался с партнёром. Они расходились в вопросах трат на развитие. Рокфеллер брал кредиты для роста компании, Кларк же считал это расточительством.

В 1866 году объём продаж компании перевалил за $2 млн. Рокфеллер продолжал вкладывать прибыль и заёмные средства в нефтепереработку, построил ещё одно предприятие, привлёк к бизнесу своего брата Уильяма.

Тогда же Рокфеллер встретил предпринимателя Генри Флэглера, который вошёл в компанию Рокфеллера и Эндрюса, вложив $50 тысяч. Также Флаглер убедил Стефана Харкнисса, родственника своей жены, инвестировать $90 тысяч.

В начале 1870-х года Джон и Уильям Рокфеллеры, Сэмюэл Эндрюс, Генри Флаглер и Стефан Харкнисс зарегистрировали новую фирму по нефтепереработке на базе предыдущей — Standard Oil с капитализацией $1 млн.

Standard Oil стала монополистом
В 1860-е очистка нефти и логистика были ещё не налажены: процесс часто был дорогим и неэффективным, основной нефтепродукт — керосин — на выходе получался низкого качества. Для обработки сырую нефть везли по железной дороге в деревянных бочках, они дорого стоили и часто протекали.

По пути приходилось останавливаться на мелких нефтеперерабатывающих заводах, чтобы полностью загрузить бочки. Для покрытия расходов на логистику производители устанавливали высокие цены на продукт.

Неэффективность этого рынка предоставила Standard Oil возможность создать продукт хорошего качества, который можно продавать по минимальной цене.

В 1870 году Standard Oil занимала 4% нефтяного рынка США, на котором работали 250 независимых производителей. К 1874 году её доля увеличилась до 25%, к 1880-му — до 85%. Число компаний-конкурентов сократилось до 80.


Карикатура, опубликованная в 1904 году в американском журнале Puck: на ней Standard Oil обвивает своими щупальцами Конгресс США, здание Палаты представителей и крупные промышленные предприятия, одновременно протягивая руку к Белому дому

Между тем цена на нефть упала с 30 центов за галлон в 1869 году до 8 центов в 1885 году: Рокфеллер увеличил добычу и снизил цены, создав тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест. Став монополистом, Standard Oil подняла цены и стала крупнейшей компанией в мире.

В 1882 году Рокфеллер организовал Standard Oil Trust — группу из 40 компаний, которые занимались добычей, переработкой и сбытом нефти, 14 из них находились в полной собственности треста. Он позволял Рокфеллеру контролировать индустрию нефтепереработки.

К тому времени в фирме работало 100 тысяч человек, у неё было 20 тысяч нефтескважин и 5000 автоцистерн.

Компания 20 лет избегала наказания по антимонопольному закону
В 1890 году правительство США приняло антимонопольный закон Шермана. Отныне любой контракт, трест или сговор с целью ограничить торговлю конкурентов признавался незаконным.

Закон приняли по нескольким причинам:
Монополии сдерживали торговлю, поддерживали высокие цены, получая чрезмерную прибыль.
Конкуренция между независимыми фирмами была необходима для обеспечения справедливых цен, высокого качества продукции и разумной прибыли.
Начиная с Огайо в 1887 году, десять штатов и территория Оклахома подали 33 отдельных судебных иска против компаний, аффилированных со Standard Oil Trust. В большинстве случаев Standard Oil проигрывала в суде. Но Рокфеллер реорганизовал трест, перенёс центральный офис Standard Oil в Нью-Джерси и уклонялся от судебных решений, чтобы сохранить монополию.

Компания подкупала сенаторов, маскируя взятки под финансирование. В комиссиях, расследовавших деятельность Standard Oil, состояли агенты Рокфеллера, которые докладывали ему обстановку и влияли на принимаемые решения.

В 1890 году предпринимателю удалось договориться с политиком Маркусом Ханной, чтобы тот переубедил прокуроров открывать дела против треста. Влияние Рокфеллера и Ханны укрепилось в 1896 году: президентом США стал Уильям Маккинли, в его предвыборную кампанию Рокфеллер вложил $250 тысяч.

Ситуация стала меняться, когда в 1901 году президентом стал Теодор Рузвельт с его антимонопольной риторикой: он подал в суд на 45 компаний-монополистов.

В 1895 году Рокфеллер начал отходить от управленческой деятельности, хотя оставался крупнейшим акционером. В 1897 году управление практически перешло к вице-президенту компании Джону Арчболду, но официально он стал главой компании лишь в 1911 году.

Судебное разбирательство и раздел Standard Oil
Поскольку иски штатов против Standard Oil ни к чему не привели, журналисты настаивали на исках федеральных. С 1902 по 1904 год журналистка Ида Тарбелл написала серию из 19 статей в журнале McClure's, в которых подробно рассказала о нечестной борьбе Standard Oil с конкурентами. Тарбелл помогла правительству США провести расследование в отношении Standard Oil.

18 ноября 1906 года генеральный прокурор США подал в суд на Standard Oil и на дочерние компании, входящие в трест. В том же году против компании началось судебное разбирательство по нарушению антимонопольного закона.

Оно длилось более двух лет, в суд вызвали 444 свидетеля, полный отчёт о деле составил 14 495 страниц в 21 томе.

В 1909 году Федеральный суд США вынес решение в пользу правительства, приказал распустить Standard Oil и наложил на компанию штраф $29 млн.

Standard Oil подала апелляцию в Верховный суд. В мае 1911 года судьи поддержали решение федерального суда и дали Standard Oil полгода на самороспуск. При этом они отменили штраф. Рыночная доля корпорации к этому времени снизилась до 64% (двадцатью годами ранее она составляла 88%), но компания всё ещё оставалась монополией.

Standard Oil разделилась на 34 компании, в основном по географическому признаку.

Крупнейшие компании, на которые разделилась Standard Oil, со временем вошли в состав более известных сейчас брендов: ExxonMobil, Shell, BP, Unilever и других.

После раздела правительство разрешило акционерам Standard Oil получить по доле акций во всех 34 фирмах. Это означало, что у каждой из компаний были акционеры-владельцы, которые должны были конкурировать друг с другом.

Но фактически для этого было мало стимулов, и акционеры действовали сообща, продолжая влиять на ценообразование нефти. Их деятельность после разделения почти не контролировалась: по мнению Фурсенко, этому способствовало влияние Рокфеллера на президентов США Уильяма Тафта и Томаса Вильсона.

В начале 20 века керосиновые лампы заменило электричество, но доход нефтяных компаний не упал: бензин, побочный продукт нефтепереработки, который считали бесполезным, стали использовать как автомобильное топливо. Развитие автомобильной промышленности сделало бывших участников треста богаче, чем когда-либо.

Состояние Рокфеллера, владевшего четвертью каждой из 34 новых компаний, в 1913 году оценивалось в $900 млн. Он был самым богатым человеком в мире.

Компании после разделения Standard Oil
ExxonMobil
После раскола в 1911 году Standard Oil Company of New York, которая теперь называлась Socony, сосредоточилась на производстве бензина. До начала 20 века он практически не использовался, а с развитием машиностроения его стали применять как топливо для двигателей внутреннего сгорания.

В 1931 году Socony объединилась с другой компанией, отделившейся от Standard Oil, нью-йоркской Vacuum Oil. Спустя два года — новое объединение: Socony-Vacuum Oil вместе с Exxon (бывшей Standard Oil of New Jersey) заключили соглашение о сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В течение следующих нескольких десятилетий обе компании — Socony-Vacuum и Exxon — набирали обороты. Exxon стала крупнейшей нефтяной компанией в мире. Socony-Vacuum Oil сменила название на Mobil и скупала конкурентов.

В 1999 году пути Mobil и Exxon снова пересеклись, и, чтобы повысить конкурентоспособность, компании объединились в корпорацию ExxonMobil.

В сентябре 2020 года ExxonMobil занимала первое место среди десяти крупнейших нефтегазодобывающих компаний США по рыночной капитализации с показателем в $159,83 млрд.

Amoco
После обретения независимости Standard Oil Company of Indiana тоже сфокусировалась на растущем автомобильном рынке: производила и рекламировала бензин. Компания даже открыла автозаправочную станцию в Миннеаполисе, Миннесота, в 1912 году. Тогда в мире существовало всего лишь несколько заправок.

К 1918 году у компании была уже 451 станция и продажа бензина составляла треть бизнеса Standard Oil Company of Indiana. В 1920 году она занимала третье место по объёму переработки нефти в США после Exxon и Chevron.

Через семь лет, когда у компании было более 25 тысяч сотрудников по всей стране, она объединилась с крупнейшим производителем нефтепродуктов American Oil Company.

С того же времени фирма стала использовать на некоторых автозаправочных станциях бренд Amoco, образованный от American Oil Company. За 1929 год чистая прибыль объединённой компании составила $78,5 млн.

В начале 1950-х годовой объём продаж компании вырос до $1,5 млрд, у неё работало 12 нефтеперерабатывающих заводов в США. Компания продавала свою продукцию в 41 штате, владела 19 тысячами км нефтепроводов.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов предприятие открыло PTA, вещество для производства полиэфирных волокон. В 1968 году она купила химические компании Avisun Corporation и Patchogue-Plymouth, образовав Amoco Fabrics and Fibers Company.

В последующие десятилетия компания расширялась по всему миру, открывала заводы, нефтяные скважины и представительства в более чем 30 странах, включая Россию, Австралию, Великобританию. Кроме того, она купила подразделение Tenneco Oil Company и Dome Petroleum, став одной из крупнейших нефтяных компаний в мире.

В 1985 году она окончатеьно переименовалась в Amoco. В том же году Amoco стала шестой по величине нефтяной компанией в США. В 1994 году при выручке компании в $30 млрд чистая прибыль составила $1,79 млрд.

Британская British Petroleum приобрела Amoco за $43,2 млрд в 1998 году. Объединённая англо-американская компания стала работать под брендом BP. В 2017 году она объявила, что в США вновь будет работать под брендом Amoco.

По данным на 2018 год, выручка BP составила $303,7 млрд, чистая прибыль — $9,6 млрд.

Chevron
После разделения Standard Oil Company of California (Socal) продолжила добычу нефти. К 1919 году она добывала 26% всей нефти США.

Компания начала выпускать промышленные масла и смазки под брендом Chevron в 1926-м, позже этот бренд станет её основным брендом.

В 1928 году компания приобрела у американской Gulf Oil концессию — права на добычу нефти в Бахрейне, спустя пять лет — в Саудовской Аравии. Дочернюю арабо-американскую компанию назвали Aramco.

Вскоре Socal поняла, что запасы нефти в этих странах превышают её возможности, и в 1936 году продала 50% прав на добычу компании Texaco.

Нефтедобыча в Саудовской Аравии началась в 1939 году. Король был настолько доволен работой американских партнёров и прибылью, которую они приносили стране, что в том же 1939 году увеличил площадь добычи до 440 тысяч квадратных миль, более 1 млн км².

После Второй Мировой войны руководители Aramco вновь решили, что им не хватает ресурсов для освоения местных запасов нефти. И поэтому продали 40% Aramco другим нефтяным компаниям, в том числе Exxon.

К середине 1950-х годов на Саудовскую Аравию приходилась треть добычи и две трети запасов Socal. Вместе с тем компания оставалась лидером по продаже нефтепродуктов в Калифорнии.

В 1961 году Socal купила Standard Oil Company of Kentucky, чтобы продавать свой бензин на юго-востоке США. В 1984 году Socal сменила название на Chevron Corporation и купила американского конкурента, Gulf Oil, за $13,2 млрд.

В 2001 году Chevron совершила ключевую сделку в своей истории: купила Texaco за $45 млрд и стала четвёртой по величине публичной нефтедобывающей корпорацией в мире и второй в США. 2019 год принес компании выручку $147 млрд.

В их числе было три компании-выходца из Standard Oil: Exxon, Mobil и Chevron. Также в семёрку вошли British Petroleum, Gulf Oil, Royal Dutch Shell и Texaco. Эти семь компаний сосредоточили в своих руках почти 90% мировых запасов нефти.

В мае 1911 года по окончании утомительного дневного заседания председательствующий судья Уайт неожиданно пробормотал: "Я также должен объявить решение суда за номером 398 по иску правительства Соединенных Штатов против "Стандард ойл компани". Неожиданно - потому что дело против крупнейшей компании своего времени длилось уже более шести лет со времен наступления администрации президента страны на компанию.

Народ против Standard Oil

В мае 1911 года по окончании утомительного дневного заседания председательствующий судья Уайт неожиданно пробормотал: "Я также должен объявить решение суда за номером 398 по иску правительства Соединенных Штатов против "Стандард ойл компани". Неожиданно - потому что дело против крупнейшей компании своего времени длилось уже более шести лет со времен наступления администрации президента страны на компанию.

Зал судебного заседания, в душной, жаркой атмосфере которого было тихо и сонно, внезапно проснулся, все напряглись, вслушиваясь напряженно в то, что он говорил. А говорил он тихо и долго - порядка 50 минут, то и дело прерываясь на повторения. Это было не случайно - поверить в то, что за несколько лет возможно было уничтожить такого монстра, не мог никто. Верховный судья ввел новый принцип - он заключался в том, что судебная оценка ограничений торговли, о которых говорится в законе Шермана, должна базироваться на правиле "разумного подхода". Таким образом, "ограничение" могло подлежать наказанию лишь в том случае, если оно было неразумным и противоречило общественному интересу. Но в этом случае оно ему, разумеется, противоречило. "Любой незаинтересованный человек, - вещал верховный судья, - рассматривая этот период (начиная с 1870 года), неизбежно придет к неопровержимому заключению, что сам гений коммерческого развития и организации. вскоре породил намерение и потребность лишить других. их права торговать и таким образом добиться господства, что и являлось его целью". Судья знал, что говорил - с конца прошлого века компания стала монополистом в сфере добычи, переработки и транспортировки нефти, активно участвовала в политике, покупала активы и представлялась абсолютным экономическим злом, эксплуатирующим людей. Газеты писали, что мало найдется в стране нефятников, которые бы не пострадали в той или иной степени от детища Рокфеллера. "Стандард ойл" была злым спрутом, вышедшим на охоту за "телами и душами" конкурентов. И для тех, кто пострадал от махинаций Рокфеллера - от беспрестанного давления и "потения", от двурушничества и тайных сговоров - он был чудовищем


Публика рукоплескала стоя: наконец-то нашлась сила, способная противодействовать могущественным олигархам. Никто в стране не испытывал сочувствия к высокомерному миллиардеру Джону Д. Рокфеллеру, чья керосиновая империя только что была разрушена. Это положило началу решительного вторжения государства в экономику в лице ее самых крупных представителей. Тезис о том, что каждая крупная компания когда-то нечестно обходилась с конкурентами, был принят на ура - ну, в самом деле, не могли же миллиарды быть заработанными обычным трудом?

Как бы то ни было, судьи оставили в силе решение федерального суда. "Стандард ойл" подлежала окончательной ликвидации.


Как могущественная компания пришла к такому концу? Оказалось, что виной всему стала журналистка Аида Минерва Тарбелл, ставшая первой в мире известной женщиной в своей профессии.

Именно она целым циклом своих статей в начале 20 века привлекал внимание общественности и властей к истории "Стандарт ойл", позволив начать дело против могущественного треста.

Писать она начала в журнале "Мак-Клурс". Это был один из ведущих журналов страны с тиражом в сотни тысяч экземпляров. Его издателем был Сэмюель Мак-Клур. Он собрал в Нью-Йорке группу талантливых авторов и редакторов, занимавшихся поиском интересных тем . "Крупная сенсация - это тресты, - писал Мак-Клур одному из них в 1899 году. -Вот это будет событие. А журнал, который подробно опишет развитие событий, о которых люди хотят знать, будет обречен на большой тираж".

Редакторы журнала решили сосредоточиться на одном конкретном тресте, чтобы на его примере проиллюстрировать процесс слияния. Но какой трест выбрать? Сначала предлагались сахарный и мясной тресты, но затем эта идея оказалась отброшенной. Один из авторов предложил тогда добычу нефти в Калифорнии. Нет, - возразила редактор Аида Тарбелл. - Нам нужен новый план наступления. Важно не просто дать четкое представление о размерах индустрии, ее коммерческих достижениях и изменениях, произошедших в связи с этим в стране, главное -высветить основные принципы, с помощью которых лидеры индустрии концентрируют ресурсы и контролируют их".

Тарбелл стала настоящей находкой для журнала - она была достаточна талантлива, целеустремленна и настойчива. Современники описывали ее как этакую бизнес-леди, которая полностью посвятила себя карьере, так и не выйдя замуж. Большим плюсом для владельца газеты стало то, что у Аиды был собственный интерес - именно детище Рокфеллера обанкротило ее отца, торговца емкостями для перевозки нефти и нефтепродуктов. "Не делай этого, Аида, - увещевал ее престарелый отец, когда узнал, что она занимается расследованием деятельности "Стандард ойл" для "Мак-Клурс". - Они разорят журнал".

Тарбелл решила проникнуть в самое сердце компании, познакомившись с топ-менеджером "Стандарта". Помощь пришла с совершенно неожиданной стороны - от X. X. Роджерса. Роджерс был самым высокопоставленным и могущественным директором "Стандард ойл", уступая в могуществе лишь Джону Арчболду, но, кроме того, он был крупнейшим биржевым спекулянтом.


Ее встреча с Роджерсом состоялась в январе 1902 года. Она очень волновалась перед тем как встретиться лицом к лицу с могущественным магнатом из "Стандард ойл". Но Роджерс тепло ее поприветствовал. Ему удалось очаровать Аиду Тарбелл - много лет спустя она нежно называла его "самым красивым пиратом из всех, что когда-либо поднимали свой флаг на Уолл-Стрите". Он в течение двух лет рассказывал ей о создании компании, о ее текущем состоянии и о ее перспективах. Зачем он делал это? Работа Тарбелл, считал он, "будет воспринята как истина в последней инстанции о "Стандард ойл компани", а поскольку она собиралась написать об этом в любом случае, то он хотел сделать все, что в его силах, чтобы досье компании было "правильным".

Серия статей, которая начала выходить в "Мак-Клурс" в ноябре 1902 года, произвела эффект разорвавшейся бомбы - Америка вдруг узнала, что стоит за деятельностью ее крупнейшей компании. Оказалось, например, что когда в 1878 году группа независимых нефтедобывающих компаний при поддержке администрации Пенсильвании начала строить альтернативный канал транспортировки сырой нефти - 110-мильный трубопровод Riverside pipeline, "Стандарт Ойл" приняла неожиданные меры - для нападений на строителей трубопровода были завербованы банды. Riverside pipeline несколько раз разрушался, а после того как он был достроен, Standard oil проложила четыре параллельные ему магистрали. За их пользование она взимала с нефтяников символическую плату до тех пор, пока альтернативный трубопровод не обанкротился и не был выкуплен монополистом.

Был в ходу и такой прием - Рокфеллер сдавал в аренду своим конкурентам цистерны для перевозки нефти, чтобы те могли перевозить свою продукцию на нефтеперерабатывающие заводы. Когда новые производители развивали свою инфраструктуру для увеличения количества производимой продукции, его компания в одностороннем порядке разрывала договоры об аренде вагонов для транспортировки нефти, из-за чего производители, вложившие немалые деньги в модернизацию производства, несли колоссальные убытки и, в конечном итоге, разорялись. После этого компания Рокфеллера Standard Oil покупала обанкротившиеся компании по ничтожной цене, как правило, получая заодно прилегающие железные дороги.


В ноябре 1906 года в федеральном окружном суде Сент-Луиса началось рассмотрение иска администрации Рузвельта против "Стандард ойл". В соответствии с антитрестовским законом Шермана 1890 года компанию обвинили в заговоре с целью ограничения свободы торговли. Военное министерство объявило, что оно не будет больше покупать нефтепродукты у картеля. Государственное обвинение вел специалист по корпоративному праву по имени Фрэнк Биллингс Келлог. На протяжении более двух лет показания дали 444 свидетеля, был предоставлен 1371 документ. Полный протокол занял 14495 страниц, объединенных в двадцать один том. Для тех времен это был гигантский труд. "Федеральные власти предпринимают против нас все возможные усилия, - писал один из топ-менеджеров компании, Арчболд, в частном письме в 1907 году. - Президент назначает судей, которые также являются присяжными, и рассматривают эти корпоративные дела. Я не думаю, что они в состоянии съесть нас, но они могут добиться того, что чернь навредит нам. Мы сделаем все возможное для защиты наших акционеров. Сказать более того, что я уже сказал, ни я, ни кто-либо еще не в состоянии".
Спустя много лет Рокфеллер рассказывал о страхе, который он испытывал из-за всех запросов, петиций, судебных процессов и слушаний, обрушившихся на Standard Oil. В то время он по-прежнему придерживался безуспешной стратегии молчания в ответ на нападки противников.

В 1909 году в ходе крупного антитрестовского процесса федеральный суд вынес решение в пользу правительства и предписал распустить "Стандард ойл", что и было сделано через два года. Парадоксально, но судебное возмездие настигло компанию тогда, когда она уже не была монополией ни в США, ни в мире, когда конкуренты становились все сильнее, а сам Джон Рокфеллер уже ушел в отставку. Да и говорить о капитализме с нечеловеческим лицом не приходилось - компания потратила на благотворительность уже не одну сотню миллионов долларов.

В результате расформирования возникли крупнейшие компании отрасли, ставшие одними из тех "Семи сестер", которые долгое время правили нефтяным миром. Так что наследство "Стандарта Ойл" стало еще мощнее своего разрушенного прародителя.

• Standard Oil, штат Нью-Джерси, стала ESSO, ныне Exxon.

Историческая рубрика на канале RNDCoin. И сегодня вы узнаете как создавалась и как закончилась жизнь компании Standart oil - детища легендарного Джона Рокфеллера.

Империя американского миллиардера Джона Рокфеллера стала первой, кто попал под нож антимонопольного законодательства США.

История становления.

Компания была основана в 1870 году, а уже к 1880 контролировала 95% переработки нефти, добываемой в США.

На начальном этапе Standard Oil ничем не выделялась среди конкурентов. Однако, сговор с местной железнодорожной компанией помог Рокфеллеру получить конкурентное преимущество.

Транспортировка обходилась в $1,65 за баррель против средней по индустрии в $2,40.

Это привело к тому, что конкуренты Standard Oil стали терять рынок, а позже банкротились. Рокфеллер скупал их активы за бесценок.

Позже Джон понял, что вся сила у транспортных компаний, и стал проворачивать махинации с железными дрогами.

Большая часть нефти во время транспортировки испарялась, поскольку перевозилась на открытых платформах.

Рокфеллер сдавал конкурентам современные герметичные вагоны в аренду, а после того, как компании становились “жирными”, разрывал соглашение в одностороннем порядке и скупал новейшие активы компаний за бесценок.

Администрация Пенсильвании решила бросить вызов господству Standard Oil в сфере транспорта, инициировав строительство трубопровода.

Строящийся трубопровод постоянно подвергался набегам банд, нанятых Рокфеллером.

Когда он все же был достроен, Standard Oil проложила параллельно 4 магистрали и предложила бросовые цены на прокачку, что разорило трубопровод властей, и позже он был выкуплен Рокфеллером.

Так Джон Рокфеллер построил свою нефтяную империю.

Начало концу компании положила журналистка Аида Минерва Тарбелл, которая написала книгу об истории Standard Oil.

Это положило начало длительным судебным процессам, которые будут длиться 6 лет.

В 1911 году суд постановил признать Standard Oil виновной в нарушении антимонопольного законодательства.

Компания была разделена на 38 различных предприятий. Рокфеллер сохранил долю в каждой из них, но нигде не имел контрольного пакета.

Джон Рокфеллер пообещал взять реванш у правительства и вложил вместе с другими влиятельными семьями огромную часть состояния в создание 12 гигантских банков, которые стали Федеральным резервом США (ФРС).

Осколками Standard Oil Trust являются крупные компании современности, такие как Chevron, ExxonMobil, BP, Marathon oil и другие.

Standard Oil — американская монополия, осуществлявшая добычу, транспортировку, переработку нефти и маркетинг нефтепродуктов. Была основана в 1870 году как Ohio Corporation. Создана путем присоединения разрозненных нефтедобывающих компаний Америки. Контроль над железнодорожными перевозками позволил Джону Рокфеллеру стать практически монополистом в добыче нефти на континенте. Впоследствии компания попала под действие антимонопольного закона и была разделена на ряд более мелких компаний.

Содержание

История



После Гражданской войны экономика США вошла в период экономического бума. Бурно развивалась нефтяная промышленность и, в частности, Standard Oil. Компания активно поглощала мелкие и средние предприятия, пользуясь тем, что федеральное и местное правительства закрывали глаза на махинации нефтяного гиганта. К 1880 году компания перерабатывала 95 % нефти, добываемой в США. В 1882 году создатель Standard Oil Джон Рокфеллер организовал Standard Oil Trust — группу из 40 корпораций индустрии, что давало ему возможность контролировать всю индустрию переработки нефти. В 1894 году Рокфеллер стал первым американским миллиардером.

В то время большинство корпораций не могли владеть собственностью за пределами штата регистрации. Это создавало определенную проблему, которую Рокфеллер пытался решить. Standard Oil в начале своей деятельности была очень похожа на множество других мелких компаний. Интересно отметить, что Рокфеллер очень хорошо представлял, как эта новая структура должна выглядеть для потенциальных инвесторов, и поэтому он написал Устав Standard Oil, в соответствии с которым служащие компании не должны были получать какое-либо жалование, а только акции. Он полагал, что владение акциями будет стимулировать служащих работать старательно, чтобы повысить их стоимость, а не искушаться высокой зарплатой или премиями. В то время Рокфеллер и его партнеры Эндрюс (Andrews) и Флэйджер (Flager) тщательно прорабатывали почти каждый аспект бизнеса. Вместо того, чтобы покупать бочки по цене 2.50 доллара, они начали производить собственные по 1 доллару.

Рокфеллер придумал, как воспользоваться конкуренцией между различными транспортными компаниями, что привело его к величайшему успеху. Его план был настолько удачным, что еще до официального открытия компании Standard Oil, он добился средней стоимости транспортных услуг в 1.65 долларов на баррель нефти против средней по индустрии стоимости в 2.40 долларов. Эта разница, помноженная на сотни, а затем и тысячи баррелей, стала настоящим конкурентным преимуществом. Пока Рокфеллер сталкивал железную дорогу с водным транспортом и одну железную дорогу с другой, пытаясь восстановить контроль над индустрией, железные дороги решали собственные проблемы.



В действительности существовал факт тайного долговременного соглашения между нефтяным гигантом и местной железной дорогой, в соответствии с которым Standard Oil получала значительные скидки на грузоперевозки. При этих обстоятельствах другие нефтепереработчики не могли конкурировать со Standard Oil и разорялись. Мысль Джона Рокфеллера о том, что на самом деле выгодней заниматься процессом переработки и транспортировки нефти, чем её добычей, оказалась верной. Он построил свою стратегию, используя железные дороги, предназначенные для транспортировки нефти из месторождений в Кливленд и делавшие мелких производителей зависимыми от перевозчиков. Используя систему скидок, он извлекал максимальную прибыль и без колебаний использовал бывших конкурентов, которых он перекупал, в качестве шпионов среди тех, кто еще оставался таковыми. Это позволило ему основать в 1870 году акционерное общество Standard Oil Company с капиталом в 1 миллион долларов, в котором его доля составляла 27 %. [1] В скором времени между картелем производителей и картелем перевозчиков развязалась битва во главе со Standard Oil.

В то время сырая нефть перевозилась в вагонах-платформах в открытых деревянных бочках, из-за чего испарялась наиболее ценная часть груза. По прибытию оставался лишь густой осадок, который терял свою главную ценность. Втайне являясь владельцем железнодорожной транспортной компании Union Tanker Car Company и обладая патентом на металлические и герметичные вагоны-резервуары, используемые по сей день, Джон Рокфеллер сдавал их в аренду своим конкурентам, чтобы те могли перевозить свою продукцию на нефтеперерабатывающие заводы. Когда новые производители развивали свою инфраструктуру для увеличения количества производимой продукции, Union Tanker в одностороннем порядке разрывала договоры об аренде вагонов для транспортировки нефти, из-за чего производители, вложившие немалые деньги в модернизацию производства, несли колоссальные убытки и, в конечном итоге, разорялись. После этого компания Рокфеллера Standard Oil покупала обанкротившиеся компании по ничтожной цене, как правило, получая заодно прилегающие железные дороги. Он пользовался этой уловкой на протяжении многих лет, не вызывая никакой ответной реакции, так как никто не знал о том, что он был собственником Union Tanker.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Советские учебники писали об этом примерно следующее [источник не указан 671 день] .

Из-за сговора Рокфеллера с железнодорожниками казна штата недополучала ежегодно до $50 млн. В 1878 году группа независимых нефтедобывающих компаний при поддержке администрации Пенсильвании начала строить альтернативный канал транспортировки сырой нефти, который должен был разрушить монополию Рокфеллера и Вандербильта — 110-мильный трубопровод Riverside pipeline.

В Standard занервничали: для нападений на строителей трубопровода были завербованы банды. Riverside pipeline несколько раз разрушался, а после того как он был достроен, Standard oil проложила четыре параллельные ему магистрали. За их пользование она взимала с нефтяников символическую плату до тех пор, пока альтернативный трубопровод не обанкротился и не был выкуплен монополистом.

Захват вражеской трубы обошелся Рокфеллеру гораздо дороже, чем он мог ожидать: направляемые им акты саботажа дали независимым нефтяникам возможность юридического преследования Standard oil. В 1879—1880 годах суды штата были завалены сотнями исков акционеров Riverside pipeline с требованием взыскать со Standard oil убытки, понесенные в результате нападений его банд на трубопровод. Большое жюри Пенсильвании с удовольствием вынесло обвинительный вердикт Рокфеллеру и Флеглеру и даже направило губернатору Нью-Йорка требование доставить их под арестом в Нефтяной район, однако Нью-Йорк проигнорировал это послание.

С 1901 по 1904 год журналисткой Идой Тарбелл была опубликована серия из шестнадцати статей на эту тему. Они стали сенсационным обвинением для всей нефтяной индустрии.

Разделение компании

Судебное разбирательство, в котором Standard Oil обвинялась, в частности, в нарушении антимонопольного законодательства, приковало к себе внимание американской общественности и стало новым судебным прецедентом. Рокфеллер был вынужден распустить трест. Конгресс США, во многом под нажимом общественного мнения, принял решение о создании Министерства Торговли и Бюро по Делам Корпораций, в чьи обязанности, в частности, входил надзор за выполнением антимонопольного законодательства.

Рокфеллер основал корпорацию Standard Oil в нескольких штатах, с тем, чтобы приспособиться к правовым нормам акционерной собственности. Такая схема позволила Рокфеллеру построить и консолидировано управлять национальной компанией. Данная трастовая концепция стала синонимом монополии.

В результате расформирования возник уникальный список выдающихся корпораций:

Изначально Standard Oil распалась на тридцать восемь различных компаний, включая вышеперечисленные, а также такие компании как ARCO, BP America и Cheeseborough-Ponds, в качестве наследников Standard Oil. В результате распада Standard Oil у Рокфеллера осталась внушительная часть акций во всех компаниях, но ни в одной из них он не имел контрольного пакета.

Читайте также: