Политические взгляды максима грека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рассуждения святого часто носят аллегорический характер. Так, например, власть он представляет в виде некой жены, которую однажды встретил, идя ‘по трудному и многоскорбному пути’, горько и неутешно рыдающую, одетую в черную одежду, наподобие той, что носят вдовы, окруженную хищными зверями: львами, медведями, волками и лисицами.

Рассуждения святого часто носят аллегорический характер. Так, например, власть он представляет в виде некой жены, которую однажды встретил, идя ‘по трудному и многоскорбному пути’, горько и неутешно рыдающую, одетую в черную одежду, наподобие той, что носят вдовы, окруженную хищными зверями: львами, медведями, волками и лисицами.

Господь судил так, что именно с преподобного Максима Грека, насельника Афона, получившего хорошее образование в Европе, берет начало систематическая русская религиозная политико-правовая мысль. Конечно, и до него писал Иларион, схимник Печерский, и Даниил Заточник, и некоторые другие. Но именно в трудах святого Максима вопросы отправления правосудия, формы правления, образа государя получили богословское и философски-логическое обоснование.


Известно, что писал преподобный много. Все его труды можно разделить на три основные группы: догматические, полемические, нравственные. В некоторых из них он довольно часто касается современной ему политики и правосудия.

Рассуждения святого часто носят аллегорический характер. Так, например, власть он представляет в виде некой жены, которую однажды встретил, идя “по трудному и многоскорбному пути”, горько и неутешно рыдающую, одетую в черную одежду, наподобие той, что носят вдовы, окруженную хищными зверями: львами, медведями, волками и лисицами. Пытаясь выяснить причины плача, преподобный узнал, что зовут женщину Василией, что она “одна из дочерей Небесного Отца”, и рыдает она от того, что ею обладающие правители перестали заботиться о своем служении народу, и стали самодержцами в худшем смысле этого слова.

Перед этим Женщина-Власть пытается уберечь Максима от беды, отговаривает его от диалога с ней, заявляя что современные правители настолько заматерели в злобе и жестокости, что любой, даже самый благожелательный и дружеский совет воспринимают как угрозу собственному положению и всячески гонят всех критиков и оппозиционеров.

Преподобный настаивает на разговоре, Василия предпринимает последнюю попытку увещевания Максима: “Не хотела я, о странник, поведать тебе то, что касается меня, опасаясь, чтобы ты, предав это писанию, не навлек на себя ненависти со стороны тех, которые отвращаются и ненавидят поучения старцев, и которые этим более, чем всяким другим общественным недугом, навлекают окончательную погибель на начальников и властей народных”. Однако, видя твердость вопрошающего, начинает горестный рассказ.

Василий III (1479 — 1533)

Василий III (1479 — 1533)

По ее словам, многие правители и цари не понимают природы и сущности власти. В идеале власть для граждан или подданных – крепость и утверждение; в реалиях же современного мира она превратилась в “пагубу и постоянное смятение”. В результате вместо отца-правителя, люди получают мучителя на троне, который своими делами бесчестит “Василию”, и ввергает себя в скорби и болезни, “получая от Вышнего достойное своего безумия возмездие”.

Главными соблазнами для власть придержащих становятся “сребролюбие и лихоимство”, они “мучат подручных себе всякими денежными взысканиями, и принудительными работами по возведении многоценных строений, нисколько не содействующих им к утверждению их державы, а служащих лишь к излишнему самоугождению и к удовлетворению желаний их развратных душ”.

Неправда нынешних правителей имеет свою причину в том, что в них погас “Божественный свет”, который “просвещает всякого человека, грядущего в мир”. В результате, цари обычно отходят от истинной веры, ищут сторонников среди подобных им развращенных языческих вождей соседних государств; заводят дружбу со всякого рода злокозненными персонажами, а для своего народа становятся притеснителями и угнетателями.

Василий III вводит во дворец невесту Елену Глинскую, за брак с которой и за развод с первой супругой обличал царя Максим Грек

Василий III вводит во дворец невесту Елену Глинскую, за брак с которой и за развод с первой супругой обличал царя Максим Грек

Правление безумных тиранов не может продолжаться бесконечно: “То есть, ты думал про себя, что как ты относишься с бесчувствием ко всяким беззакониям и неправдам, и, видя обидящих, молчишь, и нет тебе никакого дела до тех, которые согласно с твоим неправедным мудрованием обижают других, и не мстишь им за обиженных ими, думаешь ли ты, что и Я, подобно тебе, премолчу ваши неправды и богомерзкие осквернения, и не отомщу за вопиющих ко Мне непрестанно на вас и горько плачущих по причине своих бед, какие терпят они от вас? Нет! нет! Я праведный Судья, и обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя”.

В другом своем слове преподобный Максим подробно останавливается на вопросе геополитических отношений. Отметив, что “земное же достохвальное и благочестивое царство украшает и ведет всегда к лучшему преуспеянию богодарованная премудрость благоверного царя, растворенная всякою правдою и кротостью, попеченьем о подчиненных и доброхотным расположеньем к нам”, святой Максим высказывает следующую мысль: “такую державу все окружающие ее соседние народы и любят и почитают за ее многую правоту и за справедливость православных князей и бояр, помогающих царю в управлении и судящих без мзды. С такою державою все соседние народы желают находиться всегда в мире”.

То есть, условием бесконфликтности на международной арене является внутренняя порядочность и милосердие по отношению к подданным: “где правда, там непременно изобилует и мир, а не напротив”. Эта идея вполне соответствует ветхозаветной истории. Многие пророки отмечали, что причиной войн против Израиля была именно жестокость царей против своего народа, и, как следствие проявившегося греха, отступление от Истинного Бога.

В свете идей преподобного Максима следует признать, что участившиеся в наше время военные конфликты свидетельствуют о все большем отступлении мировых правителей от Божественной правды. Об этом же говорит и милитаристская риторика государств, увеличение расходов на оборону; обрастание технологической мощью и многочисленной армией. Преподобне отче Максиме, оборони нас…

Основные положения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком (ум. 1556), подлинное имя которого Михаил Триволис. Он родился в знатной семье в Греции в конце XV в.; в юности получил образование у себя на родине, затем продолжил его в Италии, где слушал университетские курсы в Падуе, Болонье, Ферраре и Милане. В Италии мыслитель был свидетелем движения Джироламо Савонаролы, возможно, что именно под впечатлением проповедей Савонаролы он постригся в монахи в доминиканском монастыре. Затем возвратился в Грецию, в 1504 г. принял православие и поселился в Ватопедском монастыре на Афоне под именем Максима, посвятив свою жизнь филологическим трудам.

Иосифляне в качестве основной аргументации к оправданию стяжательского положения крупного общежительного монастыря обычно выдвигали тезис о личной нищете каждого в отдельности члена корпорации, утверждая, что евангельские принципы не нарушаются, поскольку каждый монах нищ, а все богатство в целом принадлежит монастырю.

Значительный интерес представляют политико-правовые взгляды Максима Грека. Его интересовали проблемы, связанные с выяснением происхождения и сущности верховной власти, формами ее организации и способами реализации.

Максим Грек в определении формы власти весьма близко подошел к мысли о сословно-представительной монархии. Вопрос о совете и советниках Максим Грек ставит как о необходимой форме ограничения самоволия властвующей персоны. Он развивает далее последовательно мысль об ограничении верховной власти не только советом, но и законом.

Другим существенным аспектом ограничения власти царя являются нравственные критерии, определяющие моральный облик верховного властителя. Здесь Максим Грек практически повторил разработанные предшествующими мыслителями положения о том, что царь, являясь господином над людьми, обязан господствовать над своими страстями и не давать волю таким порокам, как властолюбие, сребролюбие, славолюбие и т. п.

Здесь теория Максима не оригинальна и воспроизводит византийскую концепцию гармонии властей, декларированную предисловием к шестой новелле кодекса Юстиниана, текст которой Максим Грек полностью пересказывает в Послании к Ивану Васильевичу.

Царская власть, согласно учению Максима Грека, обязательно должна ограничиваться законом, притом не только божественным, но и положительным. Если у его современников Иосифа Волоцкого и Филофея встречаются только отдельные высказывания, свидетельствующие о направлении политического мышления по этому пути, то у Максима Грека данное положение сопровождается развернутой аргументацией.

Андрей Курбский и Иван Тимофеев при отстаивании ими принципа законности в процессе осуществления государственной власти.

Рассматривая систему судебных доказательств, Максим Грек возражает против средневековых форм судебного поединка как несправедливого способа разрешения дел, отдавая предпочтение свидетельским показаниям и клятве как видам доказательств. Правосудие должно производиться на основании закона, с оказанием милости ко всем сторонам — участникам тяжбы при определении меры наказания, которая к тому же должна соответствовать тяжести содеянного.

Социально-политические и правовые взгляды Максима Грека оказали большое влияние на последующее развитие русской политико-правовой мысли. Положения об ограничении верховной власти законом, о критериях оценки действий царя, о его должностных обязанностях, об устройстве в стране правосудия получили свою дальнейшую глубокую разработку в трудах как его современников, так и мыслителей последующего времени.

Хотя нестяжательство и потерпело поражение как доктрина, видные его представители Нил Сорский и Максим Грек впоследствии были причислены Русской православной церковью к лику святых, как, впрочем, и глава их противников Иосиф Волоцкий.

Максим Грек (ум. 1556) вслед за Нилом Сорским развил и разработал основные тезисы учения, известного как доктрина нестяжания.

Максим Грек (Михаил Треволис — мирское имя) – выходец из греческой знати, обучался в Италии и Греции. Православие принято на Афоне в 1504г.

Прибыл в 1515 году по приглашению великого князя Василия Шуйского для исправления богослужебных книг. В 1525г. Максим Грек осужден Соборным судом за протурецкую ориентацию. Судим в 1531 году за следование доктрине нестяжательства (отвергал право вотчины монастырей) совместно с Вассианом Патрикеевым.

В заточении в Твери (Отрочь монастырь) написал множество трудов, чем снискал себе славу ученого. Основным тезисом Максима Грека стала обязательность личного труда и нестяжание, который он изложил в евангельской проповеди.

Максим Грек и его взгляды

Частная собственность считалась им несправедливой, а ее накопление расходится с православием. Из духовных христианских текстов он выводит ошибочность практики вотчинного быта церкви. Парируя его тезис, церковники утверждали, что монах и духовник сам по себе не имеет ничего, поэтому беден, все богатства принадлежат организации.

Максим Грек сравнивает монастырь с разбойниками, они все несут ответственность за групповое преступление. Стяжательство указывается как самый страшный грех, который совершает и церковь, и мирские люди. Это стиль жизни основанный на обирании других. Это причина социальных пороков (эксплуатация, ростовщичество) и нравственных слабостей (алчность, взяточничество). Максим Грек отстаивал прекращение стяжаний. Предполагалась даже возможность государственного вмешательства.

Большое внимание Максим Грек уделил происхождению и сущности власти, формам государственного устройства. Из законных способов происхождения власти выделяются избрание (выборы) и престолонаследие. Всенародное избрание первым ввел в русскую мысль именно этот мыслитель.

Не только советом должен ограничиваться монарх, но и законом (божьим и государственным). Кроме того, необходимо ограничиваться этикой. Власть должна соблюдать моральный облик победителя страстей и пороков.

В сущности власти он видел воплощение божьей воли. Власть и властная фигура в идеях Максима Грека сакральна – царь земной это материализация царя небесного. Отсюда авторитет царя, столицы и государства в целом.

Максим Грек указывает, что если царь от этого облика отошел, не соблюдает моральные устои, от этого может пострадать и государство. Отсюда, если царь может быть неправедным, при всем нерушимом авторитете, возможна критика его решений и исправление правителя.

В доказательной системе Максимом Греком критикуется форма судебного поединка, как несправедливого инструмента доказывания.

Основные положения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком (ум. 1556), подлинное имя которого Михаил Триволис. Он родился в знатной семье в Греции в конце XV в.; в юности получил образование у себя на родине, затем продолжил его в Италии, где слушал университетские курсы в Падуе, Болонье, Ферраре и Милане. В Италии мыслитель был свидетелем движения Джироламо Савонаролы, возможно, что именно под впечатлением проповедей Савонаролы он постригся в монахи в доминиканском монастыре. Затем возвратился в Грецию, в 1504 г. принял православие и поселился в Ватопедском монастыре на Афоне под именем Максима, посвятив свою жизнь филологическим трудам.

Иосифляне в качестве основной аргументации к оправданию стяжательского положения крупного общежительного монастыря обычно выдвигали тезис о личной нищете каждого в отдельности члена корпорации, утверждая, что евангельские принципы не нарушаются, поскольку каждый монах нищ, а все богатство в целом принадлежит монастырю.

Значительный интерес представляют политико-правовые взгляды Максима Грека. Его интересовали проблемы, связанные с выяснением происхождения и сущности верховной власти, формами ее организации и способами реализации.

законные способы происхождения власти - Максим Грек

Максим Грек в определении формы власти весьма близко подошел к мысли о сословно-представительной монархии. Вопрос о совете и советниках Максим Грек ставит как о необходимой форме ограничения самоволия властвующей персоны. Он развивает далее последовательно мысль об ограничении верховной власти не только советом, но и законом.

Другим существенным аспектом ограничения власти царя являются нравственные критерии, определяющие моральный облик верховного властителя. Здесь Максим Грек практически повторил разработанные предшествующими мыслителями положения о том, что царь, являясь господином над людьми, обязан господствовать над своими страстями и не давать волю таким порокам, как властолюбие, сребролюбие, славолюбие и т. п.

Читайте также: