История создания драмы борис годунов кратко 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

План урока:

Историческая основа произведения. Смутное время в истории России

Рукопись Пушкин привез с собой в Москву летом 1826 г., когда его перед своей коронацией отозвал из ссылки Николай I. В сентябре-октябре Пушкин устроил несколько чтений драмы для своих друзей. Узнав об этом, глава тайной полиции А. Бенкендорф потребовал рукопись для цензурной проверки. Рукопись попала к Николаю I, вызвала неодобрение и была запрещена.Император, ставший личным цензором Пушкина после ссылки, настоятельно рекомендовал драму переделать. К печати были допущены отрывки нескольких сцен.

Кадр из фильма С.Бондарчука "Борис Годунов"

Новаторство Пушкина-драматурга

В 1603 г. инок [3] Григорий Отрепьев узнал от своего наставника, летописца Пимена подробности кончины царевича Дмитрия. Он тайно бежит из Чудова монастыря, чтобы назваться именем чудом спасенного царского сына и сместить Годунова. Пимен сообщает о случившемся патриарху, который велит изловить беглого монаха и заточить в Соловецком монастыре.

Царь Борис любит беседовать с кудесниками [4] и колдунами, ища причину своих мучений. Он царствует уже 6 лет, много сделал для довольствия народа, но сам несчастен. Годунов считает, что люди отвечают ему черной неблагодарностью, обвиняя во всех злосчастьях, приписывая даже мнимые преступления.

Отрепьев направляется в Литву, затем в Польшу, чтобы найти союзников для захвата Московского престола. В Кракове Лжедмитрий начинает собирать войско для похода на Москву. На пути в Россию останавливается у польского воеводы Мнишека и очаровывается его дочерью. Ей Григорий признается не только в любви, но и в том, что он – не царевич. Марина дает согласие быть его женой, если он станет царем.

Лжедмитрий и Марина

На званом вечере у Шуйского боярин Афанасий Пушкин поведал, что получил весть от своего племянника из Польши, что там объявился царевич Дмитрий, и польский король обещал ему помощь. Шуйский передает новость Годунову.

В 1604 г. войска Самозванца вторгаются на русские земли, берут в осаду Чернигов, после побеждают у Новгород-Северского, но под Севском терпят поражение. А России начинаются волнения. Лжедмитрий набирает новое войско и продолжает поход на Москву.

Царя Бориса беспокоят мятежные волнения, вызванные Самозванцем. Он собирает бояр для совета, патриарх советует привезти в Кремль из Углича мощи Дмитрия, чтобы развеять слухи о его чудном спасении. Годунов жестоко пресекает мятежи,тюрьмы переполнены, тем, кто говорит о Лжедмитрии, отрезают языки и казнят.

Борис Годунов внезапно умирает, благословив на власть своего наследника – сына Федора. Бояре, перешедшие к самозванцу, провозглашают царем Лжедмитрия. Федора Годунова и его мать Марию бояре задушили, объявив, что они покончили с собой, выпив яд. Бояре призывают приветствовать нового царя Дмитрия Ивановича, но никто этого не делает.

Образ Годунова дается в различных ракурсах, он не предстает, как законченный злодей. Пушкин показал духовную трагедию монарха, стремящегося к процветанию государства, но не сумевшего воплотить все задуманное, ибо был лишен поддержки народа. Борис Годунов представлен как умный, просвещенный правитель и талантливый политик, радеющий о делах государственных, желающий своей стране блага. Несмотря на добрые для народа дела, его считают виновником всех несчастий.

Есть в трагедии незримые персонажи, о которых говорят на протяжении всего сюжета. Образ умерщвленного царевича Димитрия присутствует почти во всех сценах, связывая все события в единую цепь. Никто не может забыть трагедию детоубийства, которая стала истинной причиной потрясений в государстве. Тень Иоанна Грозного также незримо присутствует в пьесе. Многие персонажи вспоминают деяния жестокого царя, его злодейства, вызывающие ужас даже после его смерти, его внезапные приступы замаливания грехов и стремление к праведной жизни.Существует связь между прошлым и будущим: истоки смуты зарождались во времена правления Ивана Грозного. Тирания, произвол и жестокость царя породили интриги, преступления, безнравственные поступки в его окружении. Не случайно Годунов был женат на дочери Малюты Скуратова, возглавлявшего опричнину. А политические интриги помогли ему не только выжить, но и приблизиться к престолу, став наставником больного Федора Иоанновича.

Не только Годунов, многие персонажи трагедии проходят искушение властью. В окружающей Бориса Годунова знати – это лукавый царедворец Шуйский, малодушный Басманов. Мнят себя властителями Григорий Отрепьев и Марина Мнишек. Но никому из них не дано было достичь желаемого господства.

Образы летописца Пимена и Григория Отрепьева

Анализ эпизода в келье Чудова монастыря. Образ народа в драме. Смысл финала трагедии

Пимен и Гришка в Чудовом монастыре (из оперы)

Неоднозначен и противоречив образ Григория Отрепьева. Это легкомысленный юноша и удачливый авантюрист, порожденный Смутным временем. Он предстает по ходу сюжета в многочисленных своих перевоплощениях:беглый черноризец [5] , воин и дипломат, политический интриган, благосклонный правитель. Он неглупый, даже одаренный человек, остроумный и красноречивый собеседник, хитрый лжец, пылкий влюбленный, поэт в душе. Роковую роль в судьбе Гришки сыграла тщеславная польская красавица Марина Мнишек, пожелавшая стать московской царицей.

Хотя сцены расправы над Гришкой и его гибели нет в трагедии, будущее Самозванца в трагедии открывается нам в его сновидениях, которыми он делился с Пименом. Ему видится в снах его восхождение на башню, с высоты которой он смотрит на Москву, потом падение под смех народа. Этот сон метафорически передает достигнутые самозванцем высоты власти и его крах.

Персонаж юродивого Николки из толпы народа несет существенную смысловую нагрузку. Глас юродивого – это глас Бога, ведь Николка делает все так, как велит Богородица. Он бесстрашно говорит с земным властителем от имени власти небесной. На просьбу Бориса Годунова помолиться за него, он отвечает, что не может молиться за детоубийцу.

Финал "Народ безмолствует"

Словарь

1. Корчма – кабак, питейное заведение

2. Шурин – брат жены

4. Кудесник – маг, колдун

5. Черноризец – монах, послушник

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Борис Годунов", 1986


Пушкин приступил к работе над своей новой драмой "Борис Годунов" в ноябре-декабре 1824 г. В этот период он написал текст до сцены в келье Чудова монастыря. Судя по всему, после этого Пушкин сделал перерыв, занявшись 4-ой главой "Евгения Онегина".

В марте-апреле 1825 г. Пушкин вернулся к работе над "Борисом Годуновым" и летом 1825 г. закончил первую часть, которая завершалось сценой в корчме на литовской границе. Вторую часть Пушкин завершил 13 сентября 1825 г. (часть заканчивалась сценой с Григорием и Мариной у фонтана). Третью, заключительную часть драмы "Борис Годунов" Пушкин закончил 7 ноября 1825 г.

В рукописи трагедия была озаглавлена так: "Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве". При этом у Пушкина имелось несколько вариантов этого названия. При окончательной обработки пьесы Пушкин убрал деление ее на три части и поменял местами несколько сцен.


Чтения и запрет на публикацию


В сентябре и октябре 1826 г., уже в Москве, Пушкин читал свою драму друзьям: 10 сентября у Соболевского, 29 сентября у Вяземского, 12 октября у Веневитиновых.

Узнав о об этих чтениях, А. Х. Бенкендорф (начальник Третьего отделения, занимавшегося политическими расследованиями), потребовал от Пушкина рукопись "Бориса Годунова" на проверку. В конце концов Император Николай I не одобрил драму, из-за чего она не была допущена к печати в оригинальном виде. После этого из трагедии "Борис Годунов" были напечатаны только отрывки (несколько сцен).


Долгожданная публикация

В 1830 г. Пушкин снова обратился к Бенкендорфу с просьбой разрешить "Бориса Годунова" к печати. На этот раз Бенкендорф позволил Пушкину опубликовать драму, однако при публикации многие сцены были сильно изменены по цензурным соображениям, а сцена "Девичье поле. Новодевичий монастырь" была и вовсе вырезана.

Это издание вышло в печать в конце декабря 1830 г. Пушкин посвятил эту книгу историку и литератору Н. М. Карамзину.

К сожалению, при жизни автора драма "Борис Годунов" так и не была поставлена на сцене по тем же цензурным соображениям. Вот как комментирует эту ситуацию профессор С. М. Бонди:

"Пушкину не удалось увидеть на сцене своего "Бориса Годунова". Николай I, только что разгромивший декабрьское восстание, запретил даже печатание пушкинской драмы, и только через шесть лет после ее написания Пушкину удалось выпустить ее в свет. Наступившая реакция николаевского царствования лишила Пушкина возможности разрабатывать для театра широкие политические и социальные темы. Он в своей драматургии перешел к углублению личной темы, к изучению человеческих характеров, общечеловеческих страстей." (С. М. Бонди, комментарии к книге "А. С. Пушкин. Драматические произведения", 1943 г.)

Такова история создания трагедии "Борис Годунов" Пушкина: история публикации, интересные факты о драме.

История создания

К работе над трагедией Пушкин приступил в 1825 году, будучи в ссылке в усадьбе Михайловское после неудачного восстания декабристов. В том же году работа была завершена. Именно после того, как писатель зачитал отрывки трагедии императору Николаю I, его ссылка было отменена. Однако произведение предстало перед широкой публикой только в 1830 году, а первая постановка на сцене состоялась четверть века спустя, в 1866 году.

Жанр и направление

Суть: о чём пьеса?

Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.

Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.

В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.

Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.

Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.

В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.

После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.

Главные герои и их характеристика

Борис Фёдорович Годунов русский царь. Опытный государственный деятель и искушённый царедворец. Движим идеей всеобщего блага, которого можно достичь сомнительными средствами. Чтобы получить власть в свои руки, а потом привести страну и народ к процветанию, Борис совершает множество чудовищных поступков, среди которых убийство ребёнка. Вопреки ожиданиям героя, его достойные деяния и справедливое правление не принесли ему облегчения и любви народа. Борис взвалил на свои плечи моральную ношу, которую человек не может вынести. Страх и раскаяние иссушает героя изнутри, что приводит к его смерти.
Григорий Отрепьев молодой человек. Инок. Ровесник убитого царевича Димитрия. Крайне амбициозен и целеустремлён. Умён и образован. Стремится получить от жизни как можно больше. Неуёмная жажда какой-либо деятельности приводит его на путь борьбы за власть против собственного же народа. Триумф Лжедмитрия омрачается жестокой расправой над семьёй покойного Годунова, что ставит героя на один ряд с неблагочестивым Борисом.
Пимен старый монах. Летописец. Наставник Отрепьева. В его книге содержится правдивая история всех событий, произошедших в Российском государстве. Богобоязнен и равнодушен к мирским страстям, в таком же духе пытается воспитывать и Григория, но не преуспевает в этом. Осуждает Бориса Годунова за его преступления, считая, что по-настоящему достойным правителем может стать только благочестивый человек.

  1. Быт и нравы – Пушкин постарался как можно более точно отобразить то, каким был русский народ в эпоху Средневековья. Русский фатализм, уверенность в божественной правде, гнев по отношению к неблагочестивым деяниям, но в то же время милосердие и доброта к невинным.
  2. Нравственный выбор – два центральных персонажа трагедии делают нравственный выбор между моралью и собственными амбициями. Борис Годунов ещё до начала повествования делает выбор в пользу детоубийства, считая, что, получив власть в свои руки, он сможет искупить этот грех. А Григорий Отрепьев должен выбирать между войной со своей собственной страной, ради власти и простой, но лишённой для него смысла, жизнью монаха. Характерно, что оба персонажа, отринув мораль ради власти, делают неправильный выбор, царствование Бориса оборачивается полным крахом, а Лжедмитрий становится всего лишь новым узурпатором, которого не ждёт ничего хорошего.
  3. Народ – именно народные массы в произведении играют решающую роль в борьбе за власть. Простой народ показан добрым и сострадательным, но, к несчастью, недалёким и легко поддающимся манипуляциям. Свергнув преступную власть Годуновых, простой люд открывает путь для новой тирании, которая начинается с убийства ни в чём не повинной семьи Бориса – его маленьких детей. Этот акт несправедливости открывает людям глаза и повергает их в немой ужас от осознания того, что они натворили.
  4. Судьба – судьба ведёт героев на протяжении всего произведения. Годунов пытается бороться с роком, но в итоге за совершённое им преступление следует жестокое наказание. Отрепьев же, напротив, в какой-то момент полностью отдаёт себя в руки судьбы, заранее смиряясь с последствиями, становясь орудием в руках провидения, которое карает семью Годуновых.

Проблемы

  1. Борьба за власть – писатель показывает, как неимоверные амбиции людей, стремящихся достичь вершин могущества любой ценой, не приносят ни им, ни окружающим ничего, кроме гибели. Борис терпит крах, утаскивая за собой и свою семью, и всю страну, а Отрепьев становится катализатором страшной войны и Смутного времени, который поставят на кон само существование России как независимого государства.
  2. Трагедия Бориса Годунова – трагедия Годунова заключается в том, что он, желая достичь блага для всех, считает, что для этого можно пользоваться неблагородными средствами. За это провидение карает не только его, но и его семью и весь народ, который позволил такой ситуации произойти.
  3. Смута – это произведение переносит нас к самым истокам Смуты, говорит о причинах не только внешнеполитических, но духовных, скрытых глубоко в народном сознании, который привели к самым плачевным для России историческим результатам.
  4. Судьба России – повествование обрывается, не дойдя до самых драматичных и важных событий Смуты, однако заданное Пушкиным настроение ясно даёт понять, что русскому народу предстоят великие испытания.

Основная идея

Эта трагедия представляет из себя и интереснейшую историческую зарисовку России рубежа шестнадцатого и семнадцатого веков. Пушкин попытался как можно точнее показать жизнь и мировоззрение людей того времени, и это неплохо ему удалось.

Чему учит?

Критика

На сцене драма была встречена не столь радушно:

Были и те критики, которые упрекали А.С. Пушкина за копирование иностранных образцов и отсутствие самобытности в творчестве:

Именно Пушкин во многом поспособствовал укоренению традиционного восприятия Бориса Годунова и его роли в истории России. На основе этой трагедии была создана не менее великая одноимённая опера Мусорского.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 30.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 06.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 16.08.2020

комментария 3

мой ник говорит сама за себя

Ваш изумительно-красивый никнейм соответствует такому понятию, как х++++

Ассоциации всегда соответствуют нашему уровню эрудиции)

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Борис Годунов

  • 1598 год. После смерти царя Федора, сына Ивана Грозного, Борис Годунов закрылся в монастыре и отказывался принять престол. Как и задумывал Борис, многие решили, что власть его страшит.

Так и происходит. Толпы людей на коленях просят Годунова стать царем. И тот, долго колеблясь, соглашается.

  • Спустя четыре года действие разворачивается в Чудовом монастыре. Отец Пимен вот-вот закончит летопись и передаст молодому иноку Григорию.

Между ними завязывается разговор, из которого Гриша узнает о смерти царевича Димитрия, его ровесника. Когда Пимену пришлось служить в Угличе, он застал кровавое убийство царского наследника, содеянное Годуновым. Гриша сбегает из монастыря и хочет выдать себя за Димитрия. Об этом узнает патриарх и приказывает поймать беглеца.

Тем временем царь Борис Годунов не весел. Власть не радует его, хоть за несколько лет он делал для людей много хорошего. Но муки совести не дают покоя.

Тем временем Гриша уже у литовской границы. Приставы едва не ловят его, но юноше удается скрыться.

Он рассказывает князю новость, о которой недавно узнал: в доме польского короля появился Димитрий — законный наследник престола, убитый Годуновым. Он покорил всех умом и приветливым нравом, и король пообещал помочь ему. Узнает о самозванце и Борис: в ужасе он расспрашивает Шуйского, действительно ли царевич умер.

Тем временем самозванец в Польше собирает сторонников. Однако юноша влюбляется в дочь воеводы Мнишека Марину и признается ей, кто он на самом деле. Но девушку чувства инока не интересуют: она метит на московский престол.

Лжедмитрий I

  • 1604 год. Лжедмитрий с войском пересекает границу, что вызывает страх у московского царя. Слух о живом царевиче распространился и поселил в людях сомнение.

В декабре бывший инок, выдающий себя за царевича, разбивает русские войска под Новгород-Северским. В Москве Григорию провозглашают анафему, поминают царевича Димитрия. Недовольство нарастает: на площади перед собором юродивый упрекает Годунова в убийстве.

Под Севском войска Самозванца проигрывают, но поражение нисколько не ослабляет его. Он вновь собирает польское войско. Тем временем в Москве внезапно умирает Борис Годунов, но перед смертью благословляет сына Феодора на царствование и берет с бояр клятву верно ему служить.

  • Один из главных воевод русского войска Басманов ведет беседу с Гаврилой Пушкиным, союзником Лжедмитрия. Гаврила пытается переманить Басманова на свою сторону, обещая повышение. Пушкин уверяет: народ встанет на их сторону. Басманов соглашается.

В Москве на площади Гаврила обращается к народу от имени Димитрия, призывая признать его законным царем, тем самым провоцируя людей на бунт против Годуновых.

Бояре приходят в дом, где заточены жена и дети Бориса. Народ жалеет их, ведь дети не виновны в грехах отца. В доме слышится шум драки и женский крик, после чего выходит боярин Мосальский и говорит, что Годуновы отравили себя ядом, можно чествовать нового царя — Димитрия Ивановича. Но народ безмолвствует.

Борис Годунов

Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля

Несмотря на то что в пьесе раскрыты события одного исторического периода, авторские идеи не имеют временных границ. Проблемы, которые затронул Пушкин, касаются человеческой природы, а значит будут актуальны всегда. Разобраться в них поможет последовательный анализ произведения:

Тема и проблематика пьесы

Сюжет повествует о событиях Смутного времени — тяжелом периоде в истории России, который начался с правлением Бориса Годунова. Собственные мысли о царской власти автор высказал через героев пьесы, в особенности через персонажей-однофамильцев Афанасия и Гаврилы Пушкиных:

  • Писатель придерживался мнения, что виновником конфликта между царем и народом является первый: неосторожные шаги власти приводят к недовольству людей, бунтам.
  • Устами Гаврилы Пушкин высказывает свою главную мысль: великая сила таится в народе. На чьей стороне его симпатии, тот и прав, и лишь от людей в конечном итоге зависит судьба государства.

Борис Годунов

Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля

В пьесе задействован ряд исторических личностей. Борис Годунов — царь, чье правление имело все шансы стать успешным. Однако нечестность и неуверенность в своем положении привели его к подозрительности, страху и отчаянной борьбе за власть.

Идею искушения властью Пушкин продемонстрировал и на примере других персонажей — Лжедмитрия (Грише) и его возлюбленной Марины. Единственной их целью был престол, что в их глазах оправдывало любые средства.

И все же, по мнению многих литературоведов, главный герой пьесы — русский народ — его мнение, любовь и ненависть.

Жанр и особенности композиции

Пушкин написал произведение в шекспировском стиле: повествование изложено в форме белого стиха, а некоторые отрывки — в прозе. Кроме того, подобно Шекспиру автор игнорировал триединство — главные правила классицизма:

  • единство времени: события пьесы не уложились в 24 часа, а растянулись на семь лет;
  • единство места: сцены происходят в разных локациях Москвы, в Польше, на границе;
  • единство действия: произведение повествует сразу о нескольких историях — от восхождения на престол Бориса Годунова до возрастания авторитета Лжедмитрия.


, незадолго до декабрьского восстания) — вопрос о самодержавии и крепостном праве и, главным образом, об участии самого народа в борьбе за свое освобождение. Декабристы, как известно, в своих планах отводили народу пассивную роль, боялись его революционных выступлений.

) — широкое народное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепостное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого). Время царствования Бориса Годунова, заключавшее в одном коротком историческом периоде и введение крепостного права, и народное возмездие за это, показалось Пушкину в высшей степени подходящей темой для политической трагедии с современной, проблематикой.

Вывод, который делал Пушкин на основании изучения народных движений прошлого, был совершенно определенный: главную, решающую роль в них играет сам народ, его настроение, его активность, его способность к борьбе за свои права.

Для такого замысла строго реалистической драмы, где на первом месте стояла задача художественно-познавательная, естественно, не подходила форма классической трагедии, с её многочисленными традиционными условностями.

Правило единства места требовало, чтобы действие всей трагедии происходило в одном месте; единства времени — чтобы все события пьесы укладывались в одни сутки; единства действия — чтобы в пьесе проходила только одна сюжетная линия, развивались отношения только главных героев, не отвлекая внимания зрителей к побочным сюжетным моментам.

Методическая разработка (10 класс) на тему: История создания. Историческая основа трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”


История создания. Историческая основа трагедии.

  • Познакомить воспитанников с Пушкиным-драматургом, историком;
  • Воспитывать интерес к истории родной страны;
  • Воспитывать у ребят интерес к чтению, стремление как можно больше узнавать нового для себя;
  • Развивать речь воспитанников, совершенствовать произносительные навыки на материале презентации;
  • Обогащение словарного запаса воспитанников, коррекция их речи.

Оборудование: интерактивная доска, наборное полотно, распечатанные приложения к занятию.

-Сначала проведем речевую зарядку:

1.Прочитай словосочетания. Определи, какое правило орфоэпии нужно использовать при произношении этих словосочетаний:

( Безударное О говори как А)

2. Закончи слова с безударным гласным о:

-Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему занятия.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. О чём мы разговаривали сегодня? Вспомните, о чем мы говорили и ответьте на вопросы.
25,26 Ответы на вопросы.
27 Спектакли, телеспектакли и радиоспектакли.
28 Наше занятие подходит к концу. Вам понравилось сегодняшнее занятие? У вас на столах лежат смайлики. Посмотрите на доску и поднимите тот смайлик, который соответствует вашему ответу.
29 Ответьте ещё на один вопрос – Узнали ли вы что-нибудь новое на занятие и что вы запомнили? Только отвечайте на этот вопрос честно, пожалуйста.
30 Спасибо за внимание. Наше занятие окончено. Отдыхайте.

Трагедия Пушкина “Борис Годунов”


Время вынужденного пребывания в селе Михайловское Пушкин использовал с пользой. Из-под его пера появляется множество стихотворений и историческая трагедия “Борис Годунов”. Уединение дало возможность автору глубоко проникнуться историческими событиями 17 века и написать на их основе собственное Великое произведение.

“Борис Годунов” считается первой реалистичной трагедией в русской литературе. В ней поднимаются актуальные во времена Пушкина вопросы самодержавия, крепостного права и роли народа в государстве. Поэтому передовая интеллигенция поддержала современный замысел произведения автора.

Прежде чем приступить к работе Пушкин изучал исторические источники. Главным источником стала работа Карамзина “История государства Российского”, в которой описано “смутное время” начала 17 века.

Основное событие того времени – масштабное восстание народа, направленное против царя Бориса Годунова.

Чем же был вызван гнев народа? Люди считали, что именно Годунов укрепил крепостное право, лишив их человеческих прав.

Двадцать три сцены трагедии отображают реалистичные картины действительности начала 17 века. Историческое событие (восстание народа) здесь служит не фоном, а основой сюжета.

Действия пьесы начинаются в Москве в 1598 году. После царя Федора на престол всходит его советник Борис Годунов. Хотя должен был занять трон наследник Федора, его младший брат Дмитрий. Но тот был еще слишком мал, и коронование отложили.

Годунов устроил так, что Дмитрия с матерью отослали в Углич. Спустя время пришло известие о гибели прямого наследника. Распространяются слухи о том, что Дмитрия устранили по приказу Бориса Годунова.

Но проведенное следствие показало, что мальчик зарезал себя сам в момент обострения падучей болезни.

Так как законного наследника не оказалось, то на трон возвести предложили Бориса. Однако этот ловкий политик несколько раз демонстративно отказывался от предложенной чести.

Это было сделано для того, чтобы его коронование выглядело волей избирателей, а не его личной. Новый царь поначалу хотел завоевать любовь народа, оказывал мелкие “милости”, способствовал обучению молодых людей за границей, укреплял связи с Европой.

Но все его стремления сводятся к нулю, когда в стране случается неурожай, и как следствие – голод. Тогда же вспыхивает пожар в Москве, уничтоживший имущество многих людей. Чтобы пополнить казну царь усиливает поборы, а всех недовольных оправляет в ссылку или тюрьму.

Но недовольство все равно не утихало. Народ, доведенный до отчаяния, начал понемногу объединяться против царя.

Толчком до восстания стало появление юноши, который объявил себя выжившим царевичем Дмитрием. Он заявил о намерении отвоевать незаконно отнятый у него трон у Годунова. Действующая власть же опровергала законность претензий юноши. А самого юношу нарекли самозванцем.

По их мнению это был бежавший с монастыря Григорий Отрепьев. который решил воспользоваться историей с царевичем. Скорее всего, так и было. Этой версии придерживается и сам автор.

Однако не сам Лжедмитрий был интересен Пушкину, а та волна народного недовольства, которая появилась благодаря ему.

Человек, нарекший себя царевичем Дмитрием, сумел собрать войско для начала войны с Годуновым. На сторону самозванца перешли многие бояре и князья, которые давно втайне ненавидели царя.

Народ тоже поддерживал Лжедмитрия, ведь надеялся, что он отменит ненавистное им крепостное право. Тем более, что его судьбе сочувствовали многие.

Царевич чудом выжил, несмотря на интриги Годунова – разве не романтичная история?

Борис Годунов не доживает до развязки войны. На престол всходит его сын Федор. Но он не получает поддержки ни от дворян, ни от народа. Царский полководец переходит на сторону самозванца, а юного Федора убивают бояре. После всех кровавых событий на трон всходит Лжедмитрий.

Кто же является главным героем пьесы? Борис Годунов скорее центральный персонаж, но не более того. Самозванец тоже лишь повод для восстания. А главным героем все же является сам народ. Именно он, так или иначе, решает судьбу всех действующих персонажей в трагедии.

В конце пьесы есть знаковый диалог Гаврилы Пушкина и Басманова. Они говорят о значимости народа в судьбе государства. И в результате полководец таки вынужден признать, что народ всегда имеет решающий голос.

Последние сцены пьесы показывают народ как единую активную силу. Простые люди верили, что новый царь изменит их жизнь к лучшему. Но увидев, что и он начинает свое правление с кровавой расправы с предыдущим юным царем, политических уловок, народ понимает, что ничего так и не изменится. Финал пьесы яркий – народ отказывается приветствовать нового правителя.

Александр Пушкин правдиво отобразил в пьесе исторические события 17 века и образ народа.

Анализ исторической трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”


Добиваясь царского престола во имя народного благоденствия, Борис использует безнравственные средства, принеся в жертву своей цели жизнь невинного младенца – царевича Дмитрия.

Как и в случае с Борисом Годуновым, в судьбе Григория Отрепьева автора интересует не только внешний социально-исторический конфликт с различными силами и группами общества, но и конфликт глубоко внутренний, социально-психологический и нравственно-духовный.

Живущий в нем внутренний человек, воплощающий его ум, чувство, волю, его душевные силы, вступает в противоборство с живущим в нем же внешним человеком, с его социальным происхождением, ролью в обществе. Григорий в какой-то момент прозревает условность, относительность сословных, кастово-групповых различий между людьми.

Желание утвердить себя в глазах Марины не как царевича, а как человека, быть обязанным в любовном счастье не своему якобы царскому сану, а себе как личности, терпит полное крушение.

Трудно переоценить новаторство Пушкина в реалистическом изображении не только судьбы народной, о чем достаточно много верного сказано в пушкинистике, но и судьбы человеческой, которая зависит не только от обстоятельств, социальных и исторических, но и от самого человека, от меры его очеловеченности.

Источник: Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. – Воронеж: Родная речь, 2003


Трагедия писалась в Михайловском с декабря 1824 г. по ноябрь 1825 г. Напечатана впервые только в 1831 г. На сцене при жизни Пушкина не могла быть поставлена по цензурным соображениям. Пушкин несколько раз читал ее публично, после возвращения из ссылки в 1826 г., в Москве и позже в Петербурге.

Но, знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой,

А мнением, да, мнением народным…

За пять лот царствования Бориса Годунова настроение народа меняется.

Живая власть для черни ненавистна —
Они любить умеют только мертвых…

Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ… Нет, милости не чувствует народ: Твори добро — не скажет он спасибо;

Грабь и казни — тебе не будет хуже.

Григория Отрепьева, в отличие от Годунова, Пушкин изображает не серьезным государственным деятелем, а политическим авантюристом. Он умен, находчив, талантлив 5) ; он человек горячий, увлекающийся, добродушный — и в то же время совершенно беспринципный в политическом отношении.

О патриархе Иове, верном помощнике Годунова во всех его делах, Пушкин писал Н. Раевскому в 1829 г.


Наконец, в одном из набросков предисловия к трагедии Пушкин писал: Карамзину следовал я в светлом развитии происшествии, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени.

Было бы, однако, по меньшей мере опрометчивым делать из подобных соотношений выводы о прямых соответствиях между характером и действиями Бориса и Тиберия.

Объяснить это движение, придав ему характер антикрепостнического народного протеста против режима Годунова, как это и было в действительности, Карамзин не мог уже.в силу того, что крепостное право он расценивал, как прочное основание всей системы русского самодержавия.

Что же касается образа пушкинского Димитрия, в котором сказались, как полагал акад. М. М. Покровский, некоторые черты личности Агриппы Постума, то приходится констатировать, что акад. М. М.

Покровский в данном случае исходил, по-видимому, из пушкинской характеристики Агриппы, которая отличается от характеристики, данной Тацитом.

Сам Пушкин как в процессе работы над трагедией, так и по завершении ее неоднократно касался этого вопроса. Посылая в 1829 году рукопись своей трагедии Н. Н.

Предыстория акмеизма и поэтика акмеизма

Именно поэтому, игнорируя антикрепостнический характер народного движения против Годунова, Карамзин всю тяжесть своей аргументации переносит на два момента: преступная страсть Годунова к власти, приведшая его к узурпации царского престола, и органически связанный с этим мотив убиения Годуновым наследника законной династии. Все это, в конечном счете, давало возможность Карамзину показать, что народ отходит от Годунова, как от царя-захватчика, отягощенного династическим преступлением, а в лице Самозванца приветствует, – пускай ошибочно, – представителя и наследника законной царской династии.

Монархическая концепция Карамзина утверждала абсолютную неподсудность какому бы то ни было земному суду любых действий коронованного властителя.

Поэтому, приступая к изложению событий царствования Бориса Годунова, характерных прежде всего широким народным движением против законного царя, Карамзин оказался перед большой трудностью историко-методологического порядка – необходимостью объяснить это антимонархическое движение, не нарушая монархической концепции повествования в целом.

Преступление Годунова, которое, по Карамзину, послужило решающей причиной его гибели, у Пушкина является лишь второстепенным моментом, осложняющим основную, глубоко социальную трагедию царя Бориса.

Нет сомнения, что Тиберий интересовал Пушкина. В нем Пушкин видел одно из самых ярких и полных выражений принципа неограниченной монархии.


Об этом он сообщает в не дошедшем до нас письме другу своему Н. Н. Раевскому. В ответе Пушкину последний пишет: «Признаюсь, я не совсем понимаю, почему вы хотите писать свою трагедию только белым стихом.

* Друзья! уклоняясь от злобы врагов,
* К свиданью полночный назначил я час.
* Теперь все спокойно, все предано сну;
* Тиранство на лоне утех, на цветах,
* И рабство во прахе под тяжким ярмом

В постоянном и беспокойном приноравливании к обстановке нельзя не видеть тщательно скрываемого ощущения непрочности своего положения и даже явного искательства, столь отличного от спокойного и величавого стиля речи Годунова.

Перенесенный обстоятельствами в аристократическую среду дома Вишневецкого и беседуя с представителем латинской церкви, Самозванец невольно усваивает изысканный и в меру ласкательный стиль речи собеседника:

* Нет, мой отец, не будет затрудненья,

* Я знаю дух народа моего;
* В нем набожность не знает исступленья:
* Ему священ пример царя его.

* Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна.

* Благодарим Донское наше войско
* Но если бог поможет нам вступить
* На трон отцов, то мы по старине

* Пожалуем наш верный вольный Дон.

Наконец, в беседе с поэтом речь Самозванца приобретает все характерные черты речи просвещенного знатока и ценителя поэзии и античности, свободно цитирующего в разговоре латинские стихи. И все эти речевые метаморфозы происходят на протяжении одной только сцепы! Язык Самозванца в сцене «Ночь. Сад.


Шаляпин возвысил, сделав главной темой оперы страдания правителя Руси.

В течение осени и зимы того же года один за другим были созданы клавиры нескольких музыкальных картин, в следующем году написана партитура, завершенная 15 декабря 1869 года.

Взять пушкинский сюжет в качестве литературной основы посоветовал композитору известный историк В.В.Никольский.

С февраля 1871 по июль 1872 года опера претерпевала различные изменения. Самыми значительными из них стали сочиненные М.Мусоргским две польские картины и сцены под Кромами.

Из партитуры были исключены сцены у Собора Василия Блаженного (взамен ее и была введена сцена под Кромами), а также существенно переработаны сцены в тереме. М.

Мусоргскому пришлось создать новую рукопись, оставив версию сцены в тереме 1869 года без изменения.

В процессе работы над оперой композитор до предела сжал сценическое действие, сократив количество картин (если у Пушкина их более 20, то в первой редакции оперы лишь семь) и в то же время укрупнив каждую из них. Важнейшим изменением стало усиление театрального действа, эмоциональной напряженности. В дальнейшем опера также много раз подвергалась переделкам.

До наших времен опера дошла в том виде, в котором она была поставлена в 1948 году.

Читайте также: