История создания балета шурале фарида яруллина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Из истории создания:

В репертуаре молодого Татарского национального оперного театра, открывшегося лишь 17 июня 1939 года в Казани, национального спектакля не было. Привлекли к работе специалистов. Главным балетмейстером назначили Петра Гусева, который пригласил для постановки первого татарского балета Леонида Якобсона.

Итак, постановка 2000 года

Балет в 3 действиях
Либретто А. Файзи и Л. Якобсона
Хореография Леонида Якобсона в редакции Владимира Яковлева
— Андрей Кноблок.

Действующие лица и исполнители:

Сююмбике — Елена Евсеева (Мариинский театр, )
Былтыр — Михаил Тимаев (ТАГТОиБ им. М. Джалиля)
Шурале — Олег Ивенко (ТАГТОиБ им. М. Джалиля)
Огненная ведьма — Ольга Алексеева
Шайтан — Нурлан Канетов (ТАГТОиБ им. М. Джалиля)

За дирижерским пультом Владимир Васильев

Фотографии: Илья Чирков

Комментарии

Партию Балтыра исполнил

Партию Балтыра исполнил Михаил Тимаев, премьер балета Казанского театра оперы и балета им. М. Джалиля.

Спасибо за уточнение.




7 ноября 2017 года в Деловом центре Маяковского состоялся показ спектакля "Почему не спит старушка?"(18+ ).




В рамках дней культуры Азербайджана в Казани (2-5 июня 2009г.), Министерство культуры и туризма Азербайджана, Министерство культуры РТ, Государственный музей изобразительных искусств РТ, Национальная художественная галерея приглашают Вас 3 июля 2009 г.




Во второй половине 1939 года студент Московской консерватории Фарид Яруллин получил от своего педагога по композиции Генриха Литинского задание написать балетные сцены на сюжет из татарских народных сказок о лешем Шурале, обработанные поэтом Габдуллой Тукаем. Композитор пишет первые инструментальные фрагменты, изучает татарские народные сказы, поверья, легенды. Работа Яруллина была так удачна, что его педагог обратился к татарскому поэту и драматургу Ахмеду Файзи с просьбой написать либретто балета. Началась напряженная работа. В течение двух лет композитор пишет большую часть музыки, в 1941 году завершает произведение в клавире, но не успевает оркестровать его. Началась Великая Отечественная война, Фарид Загидуллович был призван в ряды Советской Армии и погиб в 1943 году.

Премьера балета состоялась 12 марта 1945 года в Казани в оркестровой редакции московского композитора Фабия Витачека, сценарий написали А.Файзи и балетмейстер Л.Якобсон, спектакль поставили балетмейстеры Леонид Жуков и Гай Тагиров. Балет имел большой успех, был признан значительным художественным событием в жизни татарского искусства и надолго закрепился в репертуаре Казанского театра оперы и балета им.М.Джалиля.

В балете три действия: первое и третье происходят в лесу, второе - в деревне.

Содержание балета раскрывается выразительной музыкой, пропитанной интонациями татарского фольклора. Взаимодействие фантастических, полуфантастических и реалистических персонажей неразрывно связано друг с другом. Хореография главных персонажей передает оригинальность и красочность образов в использовании ряда движений, свойственных татарским народным играм и танцам. Вся музыка балета делится на две контрастные сферы. Первая характеризует реальные образы народа и Былтыра, вторая - лесную нечисть во главе с Шурале. Сила эмоционального воздействия музыки Фарида Яруллина в ее поэтичности, глубоком лиризме, яркой образности, мудрой простоте, новизне и богатстве мелодике, ритмо-метрики, гармонии и народности.

Положительные герои характеризуются песенными мелодиями близкими к народным интонационным истокам с традиционными мелизматическими распевами, мягкостью звучания, простотой ритмического рисунка.

В образе простого крестьянина Былтыра воплощены лучшие душевные качества народа: благородство, храбрость, находчивость, непримиримое отношение ко злу. Музыка, характеризующая его, отличается теплотой, задушевностью и певучестью. Былтыр не просто герой-джигит, одолевший лесных чудовищ, он еще лирический герой, влюбленный человек. Лирическая сторона образа раскрывается в лейттеме, которая звучит в момент его первого выхода. Она представляет собой широко распевную лирическую мелодию, близкую жанру протяжной песни (озын көй). В дуэте с Сююмбике эта тема становится символом любви, выражением восторженного признания Былтыра. В третьем действии в характере героя открываются новые черты. В логове Шурале Былтыр появляется как грозный мститель. Лейттема приобретает богатырскую размашистость, звучит очень мощно и широко, создавая ощущение огромной силы.

Шурале - олицетворение зла, враждебных человеку сил. Это страшное существо вредит людям. Главная тема Шурале заключается в сочетании целотонного звукоряда и пентатоники и насыщенна хроматизмами. Вначале лейттема звучит лениво, беззлобно: Шурале только что проснулся и пребывает в добром расположении духа. В разные моменты балета лейттема меняет свой характер в зависимости от настроения Шурале. Она звучит то злорадно и злобно-насмешливо, то неподвижно-застыло, то грозно-пугающе, то жалобно-притворно. Чаще всего лейттема поручается кларнетам. К концу балета в характере Шурале все больше усиливаются зловещие черты. Из этого образного тематического зерна вырастает вся многообразная обрисовка других лесных обитателей.

Красочно и образно обрисовал композитор сцены сборищ лесной нечисти , которые тоже устраивают свои празднества. Каждая группа имеет свою основную тему, яркую выразительную музыкальную характеристику. В первом действии показаны пляски лесных чудищ в сюите из четырех танцев. Празднество открывается стремительно-суетливый пляской джинов, его сменяет томно-ленивая, вкрадчивая и обольстительная пляска ведьм. Воинственный пляс Шайтана в жанре токкаты превращается лесное веселье в неудержимый разгул. Танец Огненной ведьмы отличается дикостью, необузданностью, ослепительно ярко сверкают изложенные двойными нотами с форшлагами хроматические пассажи. Завершает этот шабаш лесных духов общий танец с резко диссонирующими аккордами и ослепительно сверкающими форшлагами.

Несомненно, яркая, самобытная и талантливая музыка Фарида Яруллина отличается ярко выраженным национальным своеобразием , неповторимостью интонаций. Это, в первую очередь, проявляется в мелодиях - весь балет проникнут духом национальной музыки, интонациями татарского фольклора. Первый национальный балет, созданный молодым композитором в самом начале становления профессионального искусства, до сегодняшнего дня украшает репертуары многих театров. Музыка балета так выразительна и красива, что получила новую жизнь в звучании скрипичных ансамблей, оркестров, солистов-инструменталистов на концертной эстраде, часто исполняется в концертах в форме симфонических сюит.

1. Алмазова А.А. Фарид Яруллин и татарский балет. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. - 160 с.

2. Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань: Татарское кн. изд-во, 1985. – 208 с.

3. Раимова С.И. История татарской музыки: Учебная пособие- Казань: КГПИ, 1986 – 84 с.







К работе над балетом "Шурале" писатель Ахмет Файзи (1903-1958, татарский писатель, поэт, драматург и либреттист) и молодой композитор Фарид Яруллин приступили в 1938 году. Законченный вариант либретто А. Файзи датирован 27 февраля 1939 года. В начале 1940 года либретто и написанная к нему музыка поступили в распоряжение оперного театра. 30 августа 1940 года был издан указ о проведении в Москве декады татарской литературы и искусства в августе 1941 года. К ней была приурочена и постановка первого татарского балета "Шурале". По такому случаю были приглашены специалисты из Москвы и Ленинграда. Главным балетмейстером декады назначили Петра Андреевича Гусева, постановщиком балета "Шурале" - Леонида Вениаминовича Якобсона. Несмотря на кропотливую работу по созданию либретто и колоссальные усилия по приготовлениям
к генеральному прогону спектакля, премьере не суждено было состояться. В июне - июле 1941 года авторский клавир был полностью готов. Однако премьере не суждено было состояться в назначенный срок. Началась Великая Отечественная война. Фарид Яруллин погиб на фронте 17 октября 1943 года.


Репетиции возобновляются в конце 1944 года. Премьера состоялась 12 марта 1945 года в постановке Л. Жукова
и Г. Тагирова. Она была долгожданной, но очень скромной. Военное время, неукомплектованная труппа, неотапливаемое помещение.

Шурале – это традиционный образ татарских народных сказок, леший, внешний вид которого напоминает причудливые лесные коряги и сучья, поэтому он воспринимается как порождение буйной народной фантазии.

Поэма – сказка классика татарской литературы Г. Тукая звучит как гимн родному краю, богатству и красоте его природы, поэтичности народной фантазии.

Молодой крестьянин, по имени Былтыр, благодаря своей находчивости, смелости одерживает победу над злым и коварным Шурале. Идея поэмы – прославление человеческого разума, его превосходства над враждебными человеку силами. Либретто балета дополнено сюжетными линиями из других народных татарских сказок, в частности, о девушках – птицах. В балете Былтыр спасает не только себя, но и девушку – птицу Сююмбике, у которой Шурале похитил крылья. Значительное место занимают народно-жанровые картины, изображающие жизнь татарской деревни, свадебное торжество.

2. Основная часть: Музыкальная характеристика образов

Основным принципом музыкальной драматургии балета является контрастное противопоставление двух противоборствующих сил, представленных с одной стороны, реальными образами Былтыра и народа, с другой – сказочно-зловещим миром лесной нечисти во главе с Шурале.

Главная черта музыкальной характеристики реальных героев – близость музыки народно-песенным истокам, мелодичность, мягкость звучания, простота и пластичность ритмических рисунков. Враждебные человеку фантастические существа, наоборот, охарактеризованы причудливо-капризными ритмами, остро диссонирующей гармонией.

Такое противопоставление двух музыкальных сфер дает возможность не только создать яркие сценические образы, но и раскрыть самую сущность идеи произведения. В образе Былтыра воплощены лучшие качества народа: благородство, храбрость, чувство юмора. Именно Былтыр является основным героем спектакля, борцом против зла и насилия, поэтому и музыка, характеризующая его, отличается не только теплотой, задушевностью, но и мужественностью.

Глубоко впечатляет в балете образ девушки-птицы Сююмбике. Это сказочная, прекрасная, белоснежная птица, которая только вдали от людей превращается в очаровательную девушку. Ее тема – легкая, порывистая, воздушная выражает беспечную игривость грациозной девушки – птицы. Замечательная по красоте тема Сююмбике проходит через весь балет, развивается и видоизменяется в зависимости от ситуаций и душевных переживаний героини. Спокойная, плавная при появлении Сююмбике с подружками, эта тема в сцене с Шурале вырастает в эмоционально-насыщенную, драматическую. Размеренное движение становится беспокойным, напряженным. Тревога все более усиливается, и от широкой патетической темы остается одна пульсирующая попевка (тема крыльев). Впоследствии она становится лейтмотивом душевных страданий, волнений Сююмбике. В последний раз тема Сююмбике проходит в финале, после гибели Шурале. Приобретая победно-ликующий характер, она как бы утверждает победу светлых сил.

Образом, олицетворяющим зло, является Шурале. Мучить и убивать людей для него высшее наслаждение. Сила его в пальцах, которыми он до смерти может защекотать. Однако человек сильнее Шурале. Он побеждает его хитростью, умом, глубиной своей любви к Сююмбике.

Музыкальная характеристика Шурале отличается изломанностью ритма, хроматизмами, композитор использует своеобразный звукоряд, сочетающий в себе целотонность и пентатонность.

Опираясь на народные музыкально-поэтические традиции, широко используя приемы классического балета как в раскрытии образов, так и в развитии музыкального материала, Ф.Яруллин создал замечательное музыкально-сценическое произведение, положившее начало успешному развитию татарского национального балетного искусства и заслужившее признание в своей стране и за рубежом.

Читайте также: