Георгий струве биография кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Георгий Александрович Стру́ве (1932 — 2004) — композитор, хормейстер, дирижёр, педагог и просветитель, общественный деятель. Народный артист РСФСР (1991), основатель студийного движения в стране, создатель уникальной системы массового обучения музыки и хоровому пению, был Президентом Федерации детских и молодёжных хоров России.

Содержание

Биография

В 1950 году окончил школу музыкантских воспитанников СА в Уфе.

В 1952 году начал работу учителем пения в пос. Никольский Балашихинского района Московской области.

В 1953 году стал руководить школьным хором школы-семилетки пос. Вишняки.

В 1958 году закончил дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища при МГК имени П. И. Чайковского.

В 1964 году завершил учёбу в МГК имени П. И. Чайковского на теоретико-композиторском факультете по классу профессора М. М. Багрянского (дирижирование).

В 1967 году там же окончил класс композиции на правах аспирантуры у профессора Д. Б. Кабалевского.

С 1973 по 1983 год возглавлял правление хорового общества Московской области, был заместителем председателя Всероссийского хорового общества по делам детей и молодёжи, председателем комиссии по творчеству для детей и юношества Советского общества Дружбы с зарубежными странами, позднее был заместителем председателя Всероссийского музыкального общества по работе с детьми и молодёжью.

Струве — выдающийся педагог, более полувека проработавший с детьми и воспитавший за эти годы более 10 тысяч учеников. Более 400 его учеников стали профессиональными музыкантами, многие из них стали заслуженными артистами, заслуженными работниками образования, культуры, лауреатами международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов. Многие из них продолжают дело Струве и работают с детьми.

Струве был учеником и верным продолжателем дела Д. Б. Кабалевского по всеобщему музыкальному воспитанию детей и молодёжи. Он создал уникальную систему музыкального воспитания. Его методика хорового сольфеджио стала настольным пособием для педагогов, работающих в области музыкального воспитания, принята и утверждена Министерством образования для 1-4 классов.

Струве возглавлял и входил в состав жюри десятков крупнейших национальных и зарубежных конкурсов в Австрии, Германии, Италии, на Украине и др. Он провёл более тысячи семинаров, мастер-классов и авторских концертов в сотнях городов и районов России и других странах (Австрия, Вьетнам, Германия, Индия, Италия, Франция, Южная Корея, Япония и др.).

Именем Струве названы:

Песни Г.А.Струве

Награды

Струве — лауреат многочисленных российских, всесоюзных и международных премий, в т.ч. премии комсомола Подмосковья (1978 г.) и премии Ленинского комсомола (1979 г.).

Струве Георгий Александрович

В истории музыкальной культуры России Георгий Александрович Струве известен как педагог, посвятивший себя задаче музыкального воспитания подрастающего поколения, как автор уникальной методики обучения детей хоровому пению.

Детство и юность

Легендарной творческой личностью по линии матери была прабабушка Надежда Александровна Муромцева, известная пианистка, писательница, поэтесса, основательница одной из московских музыкальных женских школ. Отец Георгия играл на скрипке, мама на фортепиано, дядя на виолончели, гостями семьи были многие московские литераторы, актеры, музыканты.

Дома часто устраивались детские утренники, спектакли, концерты, участниками которых становились младшие члены семьи. Такая обстановка во многом определила будущее Георгия, который рано начал писать свои первые детские пьески. Свое первое музыкальное образование 18–летний Струве получил, окончив в 1950 г. Уфимскую школу военных музыкантских воспитанников.

Георгий Струве в молодости

Георгий Струве в молодости

Краткая биография

Дирижер Георгий Струве

Личная жизнь

Мария Струве

Заключение


В современном мире не так много людей, которые действительно преданы делу, а не материальной выгоде. Этот выдающийся человек был одним из таких, он является гордостью нашей страны и достоин быть примером для подражания не только среди деятелей культуры, но и всех людей.

Введение

С именем Георгия Александровича Струве связана целая эпоха развития хорового искусства в России. Его деятельность была направлена на привлечение детей к данному виду коллективного творчества. Методические материалы, песни, написанные им, ценятся и в настоящее время, как доступные, интересные, понятные для подрастающего поколения.

Георгий Струве

Создание такого наследия требует большой любви к своему делу, предельной творческой отдачи и верности собственному призванию. И действительно, ознакомившись с биографией Георгия Струве, можно убедиться, что он всегда ярко сиял, имел горячее сердце, а также способность дарить любовь и творчество детям, получая от них полноценную отдачу. С чего же начался его творческий путь?

Детство и юность

Георгий Струве родился в декабре 1932 года в Москве. Любовь к музыке, заложенная генетически, у него проявилась с рождения. И это неудивительно. Его бабушка была концертирующей пианисткой; отец, мать и дядя тоже владели инструментами. Семейные концерты в их доме устраивались регулярно. Большое влияние на выбор жизненного пути оказало и то, что тетя Георгия Александровича приобщала к музыке дошкольников в детском саду, он часто был зрителем или участником ее праздничных утренников, а также репетиций, предшествующих этим мероприятиям. Коллективное творчество для мальчика было всегда в радость, это увлечение и стало основой будущей профессиональной деятельности.

Трудности военных лет не ослабили, а, наоборот, укрепили желание связать свою жизнь с искусством. Первым шагом стало поступление в уфимскую школу военных музыкантов, которую он окончил в 1950 г. Однако на этом его студенческая деятельность не закончилась.

Начало профессиональной деятельности и продолжение образования

В 1952 году он начал работать учителем пения недалеко от Москвы, а спустя год стал руководителем школьного хора в поселке Вишняки. В своей педагогической методике он опирался на опыт детства, помня о том, как открывали двери в мир музыки его родственники: легко, непосредственно, без всякой академической отягощенности, с играми и доброжелательным общением. Это помогло установить доверительное общение с детьми, заинтересовать, увлечь их и благодаря этому обрести первые успехи.

Однако в скором времени Георгий Струве понял, что тех знаний, которыми он обладал, недостаточно. Он поступает в Московское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, которое окончил в 1958 году. Его дипломной работой была концертная программа с хором из поселка Вишняки, которую оценили на высший балл, а у хора оказалось большое будущее.

Создание хоровой студии "Пионерия" и покорение вершин

В 1959 году Вишняковская школа была признана Первой хоровой школой в Советском Союзе, а сам хор стал студийным и получил название "Пионерия". Район, в котором она находилась, в то время считался неблагополучным: люди с плохими и порочными наклонностями там не были редкостью, это касалось также детей и подростков. Многие родители не успевали уделять должное внимание своим чадам, потому что работать в те годы приходилось очень много. Беспокоясь об будущем развитии детей и пытаясь оградить их от пагубного влияния улицы, родители охотно отдавали дочерей и сыновей в этот коллектив.

Струве и хор

Таким образом, помимо знакомства с миром музыки и навыками хорового пения Георгий Струве много внимания уделял формированию у детей высоких идеалов, проводя беседы и различные групповые мероприятия, способствующие развитию у учащихся чувства ответственности, умения и желания помогать, ценить и беречь красоту души и окружающего мира. За годы своей деятельности студия обрела известность не только в СССР, но и во многих других странах Европы. Помимо многочисленных конкурсов и концертов хор участвовал в теле- и радиопередачах, а также записал несколько десятков пластинок.

Не только хормейстер, но и композитор

Песни Георгия Струве

Георгий Струве постоянно стремился расширять горизонты и раскрывать таланты, находился в поисках новых возможностей. Едва окончив училище и достигнув первых успехов как талантливый хормейстер, он начал совершенствовать свои композиторские задатки, которые проявились еще в детстве. В 1959 году поступает в Московскую консерваторию, а пять лет спустя - в аспирантуру, которую окончил в 1967 г. Его наставниками были знаменитые музыканты-профессора М. Багрянский (в консерватории) и Д. Кабалевский, который особенно ценил устремления своего аспиранта, находя в них много общего с собственными представлениями о культурном воспитании подрастающего поколения.

Дмитрий Кабалевский учитель Струве

До конца жизни он помогал хоровой студии "Пионерия" во всех ее начинаниях. В последующие годы репертуар коллектива пополнился и сочинениями его руководителя. Композитор Г. Струве является автором таких известных детских песен, как "Школьный корабль", "С нами друг", Выпускные вечера", "Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова!" и многих других. Все они легко ложатся на слух, отличаются простотой и ясностью музыкального языка и грамотно подобранными текстами, что делает их доступными для детского восприятия. Песни композитора Георгия Струве остаются актуальными и в настоящее время.

Методика "Хоровое сольфеджио"

Как считал Георгий Струве, музыка объединяет и учит по-настоящему любить. Он был убежден, что каждого человека можно научить петь, и все дети изначально рождаются с абсолютным слухом. Однако любой навык нуждается в постоянной огранке и совершенствовании, при этом оттачивание мастерства не должно превращаться в изнурительный труд. Наоборот, этот процесс должен проходить в доброжелательной атмосфере, через элементы игры, дарить радость и удовлетворение после каждого урока.

Свои принципы Георгий Александрович изложил в авторской разработке "Хоровое сольфеджио", ее основу составляют многочисленные упражнения, в которых одновременно задействованы слух, двигательная активность и зрение. Они представляют собой попевки разного уровня сложности, одноголосные или многоголосные. Во время их исполнения ученику необходимо каждую ноту показывать специальными ручными знаками, они помогают чувствовать направление движения мелодии и звуковысотное расстояние между соседними звуками, а также более внимательно прислушиваться к голосам своих одногруппников. За прошедшие несколько десятилетий эффективность данной методики была доказана неоднократно, во многих школах она применяется до сих пор.

Насыщенная общественная деятельность

Георгий Струве обучал не только детей, но и педагогов, руководил более 20 лет капеллой "Народный учитель", активно давал мастер-классы и проводил семинары. Долгое время был сопредседателем хорового и музыкального сообществ России. Знаменитые на весь мир лагеря "Орленок" и "Артек" также связаны с именем этого великого человека: многочисленные фестивали и конкурсы, организованные им в этих детских центрах, уже долгие годы помогают приобщаться к культуре тысячам подростков, добавляя яркости и искрометности их впечатлениям от отдыха. Георгий Александрович являлся обладателем многочисленных наград за свои труды, как всероссийского, так и международного уровня.

Последователи и продолжатели

Грандиозные начинания великого деятеля культуры не подверглись забвению. Главной опорой для Георгия Струве и его идеалов стала семья. Его дочь Мария Струве достойно продолжила дело своего отца, создав не только свой собственный коллектив, но и школу.

Дочь Мария Струве

Не осталась в стороне и супруга Любовь Семеновна, которая тоже по специальности дирижер-хоровик. Она продолжает развитие хоровой студии "Пионерия", руководит хором мальчиков и работает с дошкольниками в одном из детских садов.

Любовь Струве Жена

Правительство России также не осталось в стороне: после долгого перерыва, связанного с неблагополучной жизнью в России в 90-е годы прошлого века и начальные годы 21-го, было воссоздано Всероссийское хоровое общество, сформирован тысячный детский хор, увеличилось количество хоровых фестивалей и конкурсов, а также у российских коллективов есть возможность принимать участие во всемирных хоровых олимпиадах, которые проводятся один раз в два года в разных странах.

Заключение

Музыкант, педагог, композитор, идейный вдохновитель и хормейстер Георгий Струве - личность, которой гордится не только наша страна, но и весь мир. Его грандиозные идеи, проекты и свершения смогли преобразить не только культурную жизнь общества, но и сознание людей, помогая им понять важность гармоничного партнерства и сотрудничества, умения слушать, откликаться и поддерживать. Ведь только такой энергетический обмен наполняет жизнь смыслом, который дает возможность почувствовать, что значит быть счастливым человеком.

Хор Георгия Струве

Г. А. Струве из простого детского хора удалось создать настоящий школьный корабль, плавание которого длится до сих пор, ведь идеалы этого корабля продолжают развитие.


Струве Георгий Александрович (род. 8.12.1932 г.) - композитор, хормейстер, дирижёр, педагог и просветитель, общественный деятель, народный артист России.

В 1950 г. окончил школу музыкантских воспитанников Советской Армии в г. Уфе, а в 1958 г. - дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

В 1964 г. завершил учёбу в этой консерватории на теоретико-композиторском факультете по классу профессора М. М. Багрянского (дирижирование), в 1967 г. окончил класс композиции на правах аспирантуры у профессора Д. Б. Кабалевского.


50 ЛЕТ В СТРОЮ

СТРУВЕ Георгий Александрович (род. 8.12.1932 г.) – композитор, хормейстер, дирижёр, педагог и просветитель, общественный деятель, народный артист России. Основатель студийного движения в стране, как основной формы всеобщего музыкального воспитания детей и юношества. Создатель уникальной системы массового обучения музыки и хоровому пению. Президент Федерации детских и молодёжных хоров России.

В 1950 г. окончил школу музыкантских воспитанников Советской Армии в г. Уфе, а в 1958 г. – дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

В 1964 г. завершил учёбу в этой консерватории на теоретико-композиторском факультете по классу профессора М. М. Багрянского (дирижирование), в 1967 г. окончил класс композиции на правах аспирантуры у профессора Д. Б. Кабалевского.

Ученик и верный продолжатель дела Д.Б. Кабалевского по всеобщему музыкальному воспитанию детей и молодёжи. Имея огромный практический опыт работы с детьми и взрослыми, Г. А. Струве создал уникальную систему музыкального воспитания, позволяющую учить всех, без отбора. Его методика хорового сольфеджио стала настольным трудом для всех педагогов, работающих в области музыкального воспитания, принята и утверждена Минобразования для 1-4 классов. Тысячи последователей и многие сотни коллективов в России и за её пределами стали последователями его системы музыкального развития детей.

Лауреат многочисленных российских, всесоюзных и международных премий, в т.ч. премии комсомола Подмосковья (1978 г.) и премии Ленинского комсомола (1979 г.)

Далее читайте:

Вячеслав РУМЯНЦЕВ. Буква, цифра, нота. От природы каждому дан абсолютный слух. 10.12.2002 - "Учительская газета" № 50, 2002 г., с. 3.

Читайте также: