Радикалы в россии 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Название работы: Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский Радикализм

Предметная область: История и СИД

Описание: Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский Радикализм. Радикал (от латинского radicalis - коренной) - сторонник крайних, решительных действий и взглядов. Радикализм как общественно-политическое направление нацелено на коренное изменение.

Дата добавления: 2013-03-17

Размер файла: 36.35 KB

Работу скачали: 72 чел.

Общественная и духовная жизнь России в 19 веке. Русский Радикализм.

Радикал (от латинского radicalis - коренной) - сторонник крайних, решительных действий и взглядов.

Радикализм как общественно-политическое направление нацелено на коренное изменение существующего политического, социального и экономического строя. Главная цель радикалов заключается в свершении революции. Поэтому само понятие радикализма определяется не какой-то единой концепцией, а методами борьбы. Радикалы не приемлют ни существующего положения вещей, ни медленного эволюционного пути посредством реформ. Свои радикалы могут быть и в консерватизме, и в либерализме. Обычно их позиция отличается бескомпромиссностью, а порой и оттенком тоталитарной организации. Для радикалов все должно быть подчинено единой цели, а "цель оправдывает средства".

Относительно русского радикализма можно сказать, что и в нем были течения, склонявшиеся к союзу с либералами, которые отстаивали мирный постеленный переход к социалистическому обществу, а были более непримиримо настроенные представители, мечтавшие о насильственном захвате власти и видевшие своей целью революционный переворот.

Но в силу разных причин акция 14 декабря не удалась. Через две недели члены Южного общества сагитировали на восстание Черниговский полк, но он продержался лишь неделю. В конце декабря 1825 - начале февраля 1826 г. Были предприняты еще две попытки начать восстание в войсках, но и они потерпели неудачу.

Власти с конца 1820 г. уже располагали доносами о тайных дворянских обществах. Рассказывают, что Александр I бросил в камин список наиболее активных членов обществ, сказав, что он сам в молодости увлекался либеральными идеями.

Большая часть Декабристов, желая реформирования страны, отмены крепостного права, введения конституции и парламентского представительства, демократических свобод, все же была сторонницей монархии и традиционных религиозных и нравственно-этических норм, на основе которых развивалась Россия. Не все декабристы мечтали о революции и видели в ней благо.

Многие из декабристов сомневались в необходимости восстания, а наиболее ярким показателем этих настроений стал отказ Трубецкого, ответственного за осуществление восстания, явиться на Сенатскую площадь 14 декабря.

Источниками программных документов декабристов явились законодательства революционной Франции конца XVIII века, Конституция США и ряд других.

Павел Пестель был самым непримиримым представителем декабристов. Понимая, что после прихода к власти им понадобится для преобразований политического и экономического строя переходный срок 10-15 лет, он предложил предоставить неограниченную власть временному правительству. Его программный документ, "Русская правда", предусматривал переход России в ходе революционного мятежа к республиканской форме правления; введение всеобщего избирательного права (за исключением женщин); гарантированных социальных прав рабочих и крестьян. Земельный фонд страны делился'на две части: общественную и частную. Общественный фонд образовывался из конфискованных монастырских земель, а частный фонд должен был обеспечить изобилие продовольствия. А.И.Герцен назвал П.Пестеля "социалистом до социализма" и считал его предшественником "русского социализма".

А.И.Герцен был одним из создателей теории "русского общинного социализма", по которой Россия могла шагнуть в социализм, минуя стадию капиталистического развития. На основе такого социально-экономического феномена, как крестьянская община, по мнению А.И.Герцена, был возможен переход к социализму. Запад неперспективен в своем развитии, потому как истинного духа социализма он не имеет, а буржуазный путь развития, по которому тот пошел, гибельный. Запад уничтожит сам себя, так как в нем главенствует дух наживы и денег. Проникновению в Россию идей утопического социализма способствовали Члены кружка М.В.Буташевича-Петрашевского. М.В.Петрашевский был талантливым организатором, получил образование в Александровском лицее и служил переводчиком в департаменте внутренних дел, отлично знал юриспруденцию. Его идейными учителями были социалисты-утописты Запада К.А. Сен-Симон, Р.Оуэн, Ш.Фурье, рн считал неизбежным крестьянскую революцию в России и изучал движение декабристов. В то же время он указывал на то, что хотя "новация" (или реформа) не затрагивает "основных, существенных начал какого-либо общественного учреждения", все же революция менее желательна для России, потому как связана с кровопролитием. А русский бунт, как известно, - "бессмысленный и беспощадный". Социализму он противопоставлял либерализм - идеологию буржуазного общества, считая, что либерализм закрепляет и облекает в теоретические формы социальное неравенство, порожденное этим обществом.

М.В.Петрашевский сформировал политический кружок, члены которого занимались обсуждением социалистических идей, принимал участие в организации тайной типографии. И хотя их деятельность заключалась только в разговорах и они не успели создать революционную организацию, Николай I жестоко осудил петрашевцев. Ряд членов кружка были приговорены к смертной казни, а в последнюю минуту им заменили наказание на длительные тюремные сроки, совершив только гражданскую казнь.

Идеи А.И.Герцена и М.В.Буташевича-Петрашевского, будучи в целом утопичными, имели и рациональное зерно. Оно состояло в критике буржуазной цивилизации. Русский крестьянский социализм отчасти сближался со славянофилами, которые также критиковали западную буржуазную цивилизацию и превозносили крестьянскую общину. Исследователь А.Т.Павлов справедливо отметил, что Герцен „одним из первых деятелей русского освободительного движения понял неоправданность революционного насилия". Идеи Герцена были восприняты многими философами и общественными деятелями, но особенно мощное воздействие они оказали на народников.

В 60-х гг. XIX столетия в русском общественном сознании происходит кардинальный перелом: одна часть передовой общественности проповедует либеральные идеи, другая активно выступает за революционные изменения. Этому способствовало появление в мировоззрении русской интеллигенции нового идеала деятельности и отношения к действительности.

Идеологи нигилизма' не идеализировали народ. Писарев делал ставку на образованную интеллигенцию.

Народничество, идеализируя русское крестьянство, видело в нем не только революционный класс, но также носителя некой совокупности нравственных качеств, которые являются залогом прогрессивности и самобытности русского пути.

Доктрина народников включала в себя ряд положений:

капитализм - сила, которая разрушает традиционные ценности;

прогресс возможен только на основе социалистической ячейки - общины;

интеллигенция находится в долгу перед народом и должна поднять его на революцию.

Основу будущего государственного устройства России народники видели в крестьянской общине с ее принципами коллективизма, общинной демократии и социальной справедливости. На первое место они ставили коллектив, а не личность.

Представителями более радикального крыла - революционного народничест-,ва - были П.Н.Ткачев, С.Г.Нечаев.

По сути, Нечаев создал тоталитарную организацию с жесткой дисциплиной, иерархической структурой и беспрекословным подчинением ее главе - непререкаемому лидеру.

В 80-е гг. появляются первые марксистские кружки в России (Бдагоева, Брус-нева, Федосеева). Основоположником русского марксизма был Г.В.Плеханов. Он основал в сентябре 1883 г. в Швейцарии группу "Освобождение труда", в которую входили бхлвшие народники П.Б.Аксельрод, В.И.Засулич, Л.Г.Дейч и В.Н.Игнатов. Главные цели этой организации заключались в критике народничества, распространении и переводе марксисткой литературы в России.

С 90-х годов русский марксизм идет по пути партийной самоорганизации. В 1J95 г. был организован "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", в 1897 г. начал действовать Всеобщий еврейский союз (Бунд). В 1898 г. в Минске прошел первый Съезд РСДРП, на котором присутствовало 19 делегатов. На втором съезде в 1903 г. партия разделилась на две фракции - большевиков (Ленин) и меньшевиков (Мартов).

В.И.Ленин выступал за создание нелегальной профессиональной партии с жесткой дисциплиной. Ю.О.Мартов считал, что структура партии должна быть более свободной.

Идеи Маркса повлияли на ряд ученых, философов, которые попытались соединить либеральные принципы построения государства с марксистским истолкованием исторического процесса. К "легальным марксистам" относились М.И.Туган-Барановский, П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев. Они многое сделали для пропаганды со страниц печатных органов идей этого направления общественной мысли. П.Б.Струве был автором манифеста РСДРП. Но их сотрудничество с революционерами не могло долго продолжаться: они были противниками насильственных методов борьбы.

Итогом развития всех трех альтернатив общественно-политического строя стало их оформление с конца XIX века в политические партии. На протяжении" всего XIX века в России до конца не была осуществлена ни одна из представленных альтернатив.

Диалог между властью и обществом проходил в сложной обстановке. Политическая система, существовавшая в стране, не давала возможности всем социальным и общественным слоям принимать участие в политической жизни империи. Дворянство продолжало диктовать власти политическую линию поведения. Власть же была не в состоянии пойти против большинства дворянского общества, которое не было настроено на проведение реформ. В то же время в дворянской среде зародились и либеральная, и радикальная альтернативы. Ярким примером этому является движение декабристов.

Социальная база либерализма была очень хрупкой, это объясняется отсутствием в пореформенное время большого числа высокообразованных людей из недворянского сословия, а также политической несамостоятельностью русской буржуазии. Либерализм в его западном понимании в России приживался как модное явление, а не как глубокая концепция общественного развития.

В лагере консерваторов тоже не было единства, и в полной мере это проявилось в начале XX века. Тогда они уже не смогли противостоять либеральной и особенно радикальной идеологии и перестали составлять им конкуренцию в политической борьбе.

Максимализм и бескомпромиссность отличали представителей всех течений русской общественной мысли. Нежелание видеть в политике правительства прогрессивные тенденции привели к тому, что либералы готовы были к сотрудничеству больше с радикальными элементами, чем с трезвомыслящими консерваторами. Попустительство со стороны либералов привело к гибели Александра II и усилению реакционной политики его преемника. '

И радикалов, и консерваторов объединяла одна черта - идеализация русского крестьянства. Консерваторы считали, что крестьянская община - это институт, гарантирующий традиционность нравственных и общественных устоев России. Народничество воспринимало общину как ячейку и прообраз будущего социалистического общества. Критика буржуазных отношений со стороны как радикалов, так и консерваторов была частью их философских концепций.

Изменения в экономике страны повлекли за собой трансформацию социальных отношений, на сцену истории вышел пролетариат. Капитализм породил не только либерализм - идеологию буржуазии, но и марксизм, отстаивающий право пролетариев на социальную гегемонию. Марксизм, попав на русскую почву, дал начало новым тенденциям в рамках радикальной альтернативы. В полной мере они проявились уже в начале XX столетия.


  • сохранение старой социально-политической системы;
  • нерешённость крестьянского вопроса;
  • противоречия между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи;
  • половинчатость реформ 1860—1870-х гг. и колебания правительственного курса.

ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ

В пореформенной России окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Крупнейшие представители консерватизма — государственные деятели, литераторы и философы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

В основе идеологии консерваторов лежала теория официальной народности. Ключевыми положениями теории были укрепление самодержавия, поддержка дворянства в качестве его опоры, сохранение единой и неделимой России, господство православия, поощрение русификации инородцев, необходимость корректировки реформ 1860—1870-х гг. в интересах дворянства. Консерваторы имели поддержку среди всех слоёв общества.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Продолжалась деятельность славянофилов и западников. Появился новый социальный слой — разночинцы. Сторонники либерального направления выступали за расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод.

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. НАРОДНИЧЕСТВО

Радикалы развивали идеи народничества, представленного либеральным и революционным направлениями.

Сторонники либерального направления народничества (Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов) проводили пропаганду мирных путей общественного преобразования, выступали за введение всеобщего начального образования, отмену телесных наказаний, высказывали мнение, что интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества. В среде либеральных народников господствовало мнение о важности культурной работы в народе.

Теории революционного народничества:

  • анархистское (М.А. Бакунин): Крестьяне готовы к революции. Государство — источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо него — союз самоуправляющихся общин.
  • пропагандистское (П.Л. Лавров — хождение в народ): Крестьяне не готовы к революции. Надо усилить пропаганду, для её успеха создать революционную организацию.
  • заговорщицкое (П.Н. Ткачев — террор): Крестьяне не готовы к революции, пропаганда не даст быстрых результатов. Надо создать тайную организацию, которая осуществит захват власти.

Деятельность народников.

1860—1880-е гг. Возникновение революционных народнических кружков, члены которых выступали против капитализма, видели будущее России за социализмом, планировали построение нового общества в результате революции.

1874-1875 гг. Хождение в народ окончилось провалом.

2 апреля 1879 г. Совершено покушение на Александра II.

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Начало массового рабочего движения. В разные годы существовали:

С конца 1880-х гг. в России появляются марксистские кружки:

Задачи кружков: изучение марксизма и пропаганда его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) выступали за создание политической партии, осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда рабочего класса России.

Социал-демократы.

1898 г. I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) в Минске.
1903 г. II съезд РСДРП в Лондоне, приняты устав и программа. Выступали за свержение самодержавия и установление диктатуры пролетариата. Раскол на большевиков (В. И. Ульянов) и меньшевиков (Л. Мартов).

Эсеры.

1902 г. Создание партии социалистов-революционеров (эсеров).
Опирались на крестьян. Лидер — В. М. Чернов. Выступали за уничтожение частной собственности на землю, раздачу её крестьянам. Тактика борьбы — террор.

Либералы.

В данной статье будет кратно изложено, как в 19 веке в России образовалась крестьянская реформа. Она подразумевала обновление великой страны. Каждый человек участвовал в преобразовании работ правительственной власти, внося все новые идеи и предложения.
Подобные действия способствовали тому, что произошёл раскол общества на несколько лагерей.

Почему возникла борьба обществ.

Первой причиной принято считать образование союзников, которые выступали против каких-либо изменений. Требуя оставить полицейскую систему и полностью исключить появление свободных демократов.

Вторая не менее значимая проблема, была заключена в проблемах, связанных с крестьянским землевладением. Люди, которые относились к дворянскому роду, противились возможности, что крестьянский люд сможет самостоятельно распоряжаться землей и прибыль вносить в свой карман.

Правительственный аппарат колебался, то отдавал предпочтение либералам, то резко поднимал репрессию, подобные действия также не устраивали общество и с большей силой зажигало восстание и споры.

В 1982 году вспыхнуло крестьянское восстание, которое правительству удалось быстро остановить. Несмотря на это, жажда и возможность к подобному восстанию оставалось довольно долгое время, но всеже не повторилось.

Буржуазия и демократия долгое время грелось иллюзиями, что именно их направление одержит вверх.
В этот самый период и возникло три стороны, которые полностью противоречили друг другу, носили свои взгляды, желали воплотить именно свои идеи. К ним относятся: консерватор, демократ и либерал.

Консерватор.

К консерватору относились:
● Священнослужители.
● Большая численность крестьян.
● Купец.
● Мещанин.

Целью каждого консерватора было сделать так, чтобы царь стал ближе к народу, прислушивался к нему как можно больше и все безприкословно выполнял.
Также они старались сделать православие главной верой каждого человека. Они считали, что церковь и вера в Господа спасут державу, сделая её более сильной и могущественной.

Либерал.

Врач, писатель, журналист всегда вставал на сторону либерала.
Они желали соединить Россию и Западную часть воедино и создать единую историю для всех стран.
Они желали продолжать демократическую свободу для народа, ввести и расширить конституционные начала, развить реформы и создать множество органов, которые отвечали за определённые действия.
Желали сохранить конституционную монархию и укрепить исполнительный орган.

Радикал.
Человек, стоящий в данном

обществе, ввёл ужесточенную борьбу против государственного органа страны - против царя. Главной их целью было полностью изменить правление Российским государством. При этом они были способны на жестокие меры, считали необходимым всех, кто не согласен, силой переманить на свою сторону.
Несмотря на то, что радикал боролся за рабочее сословие, у них мало было сподвижников, в основном те люди, которые отбившись от всеобщего мнения и посвятившие свою жизнь служению народа.

Образование данного потока, вызвал произвол со стороны властей:
● Хамство правоохранительных органов, унижение простого народа со стороны полиции.
● Ущемление прав человека.
● Отсутвие свободного слова.
Радикалам приходилось создавать тайные собрания, на которых создавались различные планы, обсуждение власти.
Каждое подобное собрание могло радикалу стоить его жизни.

Многие уезжали за границу, тем самым создавали более крепкие связи с западным народом.

Создание общинного социализма было на первом месте в их планах.

К середине 90 годов сила радикала снизилась практически на нет.

Цель работы состоит в изучении основных течений русской политической мысли 19в.
Эта тема интересна тем, что в ней можно проследить развитие таких политических течений как консерватизм, либерализм и в особенности радикализм, ведь он в большей степени начал развиваться именно в 19в., а в дальнейшем перерос в революционное движение, которое сменило монархический строй на коммунистическое государство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Первая половина 19 века
1.1 Русский консерватизм в первой половине 19 века………………….4
1.2 Русский либерализм первой половине 19 века………………….…..8
1.3 Радикальное течение в России первой половины 19 века………. 11
2.Политическая мысль второй половине 19 века в России
2.1 Консервативное течение во второй половине 19 века……………..18
2.2 Либеральное течение второй половины 19 века…………………. 20
2.3 Радикальное течение второй половины 19 века……………………21
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат.

Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Она полностью контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной власти о нарушениях основных законов. Кроме государственной думы избирались волостные, окружные и губернские думы. За императором оставалось право распустить Думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию – Сенат. Вершиной государственной системы, связующим звеном между императором, законодательной, исполнительной и судебной властью должен был стать Государственный совет – совещательный орган при государе. Члены совета назначались императором, кроме того, в него входили министры и другие высшие должностные лица. Император сохранял всю полноту исполнительной власти, обладал исключительным правом законодательной инициативы, утверждал новые законы, надзирал за их исполнением в судопроизводстве 9 . Но в большинстве своем идеи Сперанского в жизнь не воплотились.

Радикальное течение в России в первой половине 19века.

Первые годы царствования Александра 1 были отмечены заметным оживлением в общественной жизни. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах. В центре общественного внимания было отношение к Французской революции, крепостному праву и самодержавию.

Большинство русских просветителей считали необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Однако они составляли лишь небольшую часть общества и, кроме того, помня об ужасах якобинского террора, рассчитывали достичь своей цели мирным путем, через просвещение, нравственное воспитание и формирование гражданского сознания.

Отказ правительства от преобразований, усиление реакции вызвали появление первого в России революционного движения, основу которого составили прогрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства.

Убеждение прогрессивных представителей дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия губительно для дальнейшей судьбы страны, стало одной из главных причин возникновения этого течения. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых европейских стран, препятствовал модернизации ее экономики, порождал неизбежность социальных отношений.

Не менее важной причиной являлось разочарование относительно либерализма Александра 1. В 1815-1825гг. он проводил реакционный внешне- и внутриполитический курс.

1821г. – роспуск союза благоденствия, создание на его основе две революционные организации: северное и Южное общество. Северное общество с центром в Петербурге возглавлялось Н.М.Муравьевым, С.П.Трубецким, К.Ф.Рылеевым. На Украине в пунктах дислокации армейских соединений возникло Южное общество, признанным лидером которого был Пестель.

Согласно проекту Пестеля, Россия становилась республикой, страной единой (унитарной). Крепостное право уничтожалось, как и помещичье землевладение. Пашенные земли делились на две части: общую и частную. Из общественной части выделялись участки всем желающим работать на земле. Помимо всего прочего, Пестель рассчитывал таким образом избежать появления в России пролетариата, а значит, и капитализма. Частная часть земель так же разбивалась на участки, которые в дополнение к общественной пашне, раздавались тем, кто мог своим трудом обрабатывать их, получать с этих участков дополнительный доход.

Восстание декабристов произошло 14 декабря 1825г. И было подавлено.

Однако восстание декабристов оказало значительное влияние на продолжение формирования радикального политического течения в России. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России.

Во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20-30 членов. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политической ситуации в России.

Тайные организации первой половины 30-х гг. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В.Станкевича, В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Для второй половины 30-х годов характерен сад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов.

В 40-е годы в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, М.В.Буташовича-Петрашевского и других.

Оживление общественного движения в 40-е гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них – МВ.Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Майков, А.Н.Плещев и др.) На их мировоззрение большое влияние оказали европейские социалистические учения, в особенности Ш.Фурье.

Кружок Петрашевского был раскрыт в апреле 1849г. Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России западноевропейских социалистических идей.

Социализм (лат. Socialis – общественный) – социальный строй возникающий в результате социальной революции, осуществляющей переход от капитализма к коммунизму. 12

Общинный социализм Герцена был красивой, но утопической мечтой. На самом деле крестьянин, мечтавший о земле, не был и не собирался стать социалистом. Но идея Герцена открывала для него возможность получить землю, освободиться от крепостничества. Герценовский социализм стал знаменем для целого поколения русских революционеров, собрав вокруг себя народников.

Читайте также: