Культурные ценности и нормы кратко 10 класс

Обновлено: 03.07.2024

Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, созидающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

В духовной культуре могут действовать нормы, которые выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование, или специально разработаны для случаев особого регулирования поведения человека, свидетельствующих об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающих представления о должном и желательном. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности.

В культурологии существует следующая классификация норм:

1) нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и составляющих его группах (нравственные и правовые);

4) технические или технологические;

5) нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации;.

6) нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.

В закрытых культурах обычаи и нормы регламентируются, и их соблюдение является неукоснительным. В открытых культурах возможен плюрализм норм и обычаев, что порождает атмосферу терпимости. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.

На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регуляторов человеческого существования приобретают ценности. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценность, как более сложный и развитой регулятив поведения, подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует о двойственной природе ценности.

Классификаций ценностей множество, и зависят они от того, что положено в основание, например:

ценности витальные, связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни;

ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;

ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и безопасности, гарантий гражданского равенства;

ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п.;

религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни, предназначения человека;

художественно-эстетические ценности, связанные с идеалом прекрасного, гармонии, красоты;

семейно-родственные ценности, связанные с идеалом семейного уюта, благополучия и уважения идеалов различных поколений;

ценности трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, с результатами труда и т.д.


Природа ценностей такова, что они теологичны, т.е. заряжены целевыми установками, причем цели, как правило, имеют некоторую возвышенность, а поэтому они выходят за рамки обыденной жизни. В обществе всегда есть социальные силы, которые стремятся рафинировать ценности, придать им элитарный статус. Есть силы, которые стремятся приземлить и упростить ценности. Гибкая, развитая культура вырабатывает механизмы интеграции элитарных ценностей и повседневных потребностей. Для этого работают идеологи, политики, философы и т.д.

Итак, ценности – основа и фундамент культуры, они в ней глубоко укоренены и выполняют роль ее важнейшего регулятора как на уровне культуры в целом, так и на уровне личности.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Деление культуры на материальную и духовную сложилось почти два века назад. Под материальной культурой понимается многообразие создаваемых человеком предметов. Это машины и инструменты, сооружения и садово-парковые ландшафты, одежда и предметы обихода и многое другое. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

Само разделение культуры на материальную и духовную довольно условно, поскольку многие идеи получают материальное воплощение (книги, полотна художников и т. п.), а в основе создания всякой материальной вещи лежит некий образ данной вещи, т.е. представление о будущем предмете. Тем не менее для более глубокого рассмотрения мы выделим явления духовной культуры в относительно самостоятельную область общественной жизни.

Понятие духовной культуры восходит к историко- философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835). Согласно выработанной им теории, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума. Хотя нематериальные объекты нельзя увидеть, почувствовать, услышать, поскольку они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением, но объект нематериальной культуры, как уже отмечалось, имеет свой материальный носитель. Знания реализуются через книги, а обычаи и ритуалы приветствия — посредством рукопожатия или произношения слов.

Культурные ценности и нормы

Рассмотрим некоторые основные духовные ценности.

Мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Ключевыми мировоззренческими понятиями являются жизнь и смерть. Эти ценности в различные эпохи соотносились с противостоянием войны и мира, Ада и Рая. Кроме того, жизнь и смерть связаны с соотнесением человека со временем: вечность, время, прошлое, настоящее и будущее, судьба, память — вот те мировоззренческие ценности, которые требуют осмысления и самоопределения по отношению к ним.

Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временем как измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для неё представление о целостной картине мира.

Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода. Они лежат на границе с ценностями нравственными.

Мировоззрение как составляющая духовной жизни личности будет рассмотрено в следующем параграфе.

Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики. Основные категории морали — добро и зло. Представление о добре и зле определяет трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство. Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. Мораль регулирует отношения между группами, сообществами людей. Здесь речь идёт о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность. Все эти ценности касаются умения соотнести общие интересы и свои личные потребности. В сфере частной жизни к числу нравственных ценностей относятся дружба, любовь, такт, вежливость.

Подробнее мораль как регулятор общественных отношений будет рассмотрена в отдельном параграфе.

Эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Ещё древние греки понимали гармонию как основное качество космоса, которое проявляется как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическая ценность воплощает идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности. Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое — основные эстетические ценности.

Институты культуры

Вам известно, что общество для удовлетворения своих потребностей формирует определённые социальные институты. Каждый из этих социальных институтов выполняет в обществе определённые функции.


Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Многообразие культур

Культуру общества невозможно представить себе как монолит, поскольку само общество многообразно и разнообразно. Каждая социальная группа формирует свои культурные предпочтения и стремится к их выражению и закреплению в знаках, символах, образах и т.п.

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления — середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Конкретные проявления массовой культуры будут рассмотрены в § 15.

Помимо выделения в культуре общества различных форм культуры, выделяют субкультуры — части общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих определённой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, поведением, обычаями её представителей, манерой причёсываться, одеваться. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких людей. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодёжное движение хиппи в 1960-х гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность.

В настоящее время в духовной жизни большинства стран мира наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

Словарь

Духовная культура общества — совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

Институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Контркультура — специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.

Практические выводы

1. Духовная культура общества составляет необходимую часть его структуры. Человеку как существу не только разумному, но и духовному важно определить для себя те ценности и нормы, которые помогают ему реализовать свои потребности в поиске смысла жизни, личные цели.

2. Мир культуры многообразен, сложен и динамичен. Чтобы определять свои культурные предпочтения, необходимо разбираться в этом многообразии, понимать особенности и самоценность явлений культуры.

3. Терпимость и уважение к культурным вкусам других людей — отличительная черта цивилизованного общества и культурного человека.

Документ

Духовная культура общества - совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

Институты культуры - учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Духовный мир человека - это знания, вера, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Культурные ценности - это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.

Культурные нормы - правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения.

Ключевые слова

Духовная культура, материальная культура, институты культуры, духовные ценности, духовная жизнь.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. Стр.47 - 64; 203 – 210.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое духовная культура. Этот вопрос волновал многих философов. Согласно теории немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы. Эта сила заключается в творческих способностях человека. Результаты этого творчества и представляют собой духовную культуру. Внутренний мир человека и его духовная деятельность, например, обычаи, традиции, созданные им законы, достижения науки все вместе являются духовными ценностями.

Основные духовные ценности:

Мировоззренческие – формируют взгляд на целостность картины мира. Это прошлое и настоящее, память. Это ценности, которые определяют место человека в мире и его отношение к нему. К ним относятся творчество, гуманизм, свобода. Они очень близки к нравственным ценностям, которые определяют поведение человека, предписывая ему как должно быть.

Эстетические ценности дают представление о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом и связаны с гармонией жизни, стремлением к равновесию, совершенству.

Религиозные ценности связаны, прежде всего, с такими понятиями как вера, смирение, любовь к Богу, ближнему.

Для удовлетворения своих потребностей люди создают культурные институты, которые выполняют определенные функции. Это социальные институты, призванные удовлетворять потребности общества в новых знаниях и их передачи последующим поколениям, также потребности решения духовных вопросов. К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, религия, мораль, образование, искусство.

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио – это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция как социализация – усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о функциях культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Познавательная функция духовной культуры дает целостное представление о народе, стране.

2) Оценочная функция не имеет отношения к отбору ценностей, обогащению традиций

3) Функция социализации направлена на усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей.

4) Роль информационной функции в обмене знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений незначительна.

Правильный вариант/варианты: 1,3

2. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое – вот основные ____________ ценности.

_________________ ценности, определяющие отношение к человеку и его месту в мире.

Изучение истории человечества убеждает в том, что среди людей, в их группах и объединениях должен поддерживаться определенный социальный порядок, который основывается на сложившихся либо специально устанавливаемых образцах поведения.
Механизмом регуляции социального взаимодействия является культура. Культура организует жизнь общества с помощью своих элементов: ценностей, норм, идеологии, знания, убеждения и языка.

Ценности

Ядром культуры являются ценности. Ценности - социально значимые, одобряемые обществом явления действительности: предметы, представления, идеи, отношения.

Ценности определяют как:

  • состояние социальных связей, идей, которые предпочтительны для социального субъекта;
  • критерий оценки реальных явлений;
  • регулятор социальных взаимодействий.

М.Вебер указывал на соотношения смысла человеческого акта и ценностей. Ценности ориентируют человека, побуждают его к активной деятельности.

В каждом обществе своя система ценностных ориентаций и иерархия ценностей, которая делится на:

  • общечеловеческие ценности ( ценность жизни, рождения, любви и т.д.);
  • общесоциальные ценности конкретного общества ( индивидуализм или коллективизм, свобода или подчинения и т.д.)

Так же ценности классифицируются по принадлежности к подсистемам или сферам социокультурной жизни людей, ценности общества, группы и личности:

  • политические (свобода слова, законность);
  • художественные (гармония, прекрасное);
  • нравственные (совесть, добро, зло);
  • правовые (правовой статус, юридические права);
  • экономические (собственность, доход, богатство).

Культура является механизмом воспроизведения, развития, сохранения и передачи ценностей. С помощью ценностей человек выбирает ориентиры, в соответствии с которыми соотносит свою жизнь.

В социологических исследованиях изучаются ценности личности и группы, выявляется ценностная иерархия, доминирование одних ценностей над другими, ценностные ориентации различных слоев населения и т.д.

Нормы

Социальные нормы представляют собой образцы конкретного поведения. Социальные нормы воспроизводятся на основе социальных ценностей.
Нормы выполняют функции формирования ожидаемого поведения и исключения влияния субъективных мотивов и обстоятельств.

Конкретная сфера деятельности определяет содержательную сторону норм. В различных культурах способы нормирования отличаются. Например, во всех обществах есть нормы, регулирующие сексуальные отношения людей. Так, нормы многих современных стран допускают сексуально свободное поведение девушек до замужества, в отличие от норм в этих же странах в 1950–1960-ых гг.

Т. Парсонс классифицировал социальные нормы следующим образом:

  • нормы, которые устанавливают порядок в отношениях в обществе и группе;
  • экономические нормы, которые выделяют критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;
  • политические нормы, поддерживающие принципы политической системы страны;
  • культурные нормы, которые закрепляют принципы коммуникации между индивидами и различными группами.

Так же нормы делятся на:

Нормы могут классифицироваться по форме фиксации:

  • формальные (устав, закон) и неформальные (мнение);
  • устные и письменные нормы.

По степени обобщенности выделяют нормы:

  • общего принципа деятельности (например, деятельности менеджера);
  • конкретного образца определенного действия ( например, нормы поведения менеджера при найме работников).

Так же нормы подразделяются на моральные и правовые.

Правовые нормы выражаются в законе или другом акте, имеют конкретное применения и санкции за их несоблюдение. Моральные нормы поддерживаются общественным мнением, моральным долгом личности.

Компонентами культуры, которые регулируют общественную жизнь, являются обычаи и традиции.

Обычаи – образцы поведения, одобренные определенным обществом и выполняющие форму регуляции социальной деятельности (обычаи гостеприимства, празднования Рождества, Пасхи). В современном обществе обычаи консервативны и действуют в сфере быта и морали. Традиции– образцы поведения, которые имеют более широкие сферы применения, нежели обычаи. Кроме сферы быта и морали традиции действует в экономике, политике, праве, религии, науке, искусстве.

В отличие от социальных ценностей нормы имеют более строгий характер, предписывающую объективную силу (ценности – субъективную силу).
Нормы и ценности как компоненты культуры регулируют жизнедеятельность людей и являются способом освоения индивидом окружающей действительности.

Идеология

Идеология представляет собой систематизированные и обоснованные выражения интересов конкретного класса, группы или общества.
Идеология решает общие задачи социальной регуляции, обеспечивает понимание общественных ценностей и формирует мировоззренческую ориентацию на длительную перспективу.

Идеология может быть общечеловеской (права человека),конкретного общества (американского, российского), класса или группы (предпринимателей).

В социологии выделяют следующие функции идеологии:

  • обоснование и утверждение ценностей и норм отдельных групп или общества в целом;
  • установление ориентиров и перспектив общественного развития, активности социальных субъектов (общества, индивидов);
  • интеграция индивидов в коллективы и движения;
  • снижение социальной напряженности в результате рационализации отношений между группами.

В одном обществе могут существовать различные идеологии: религиозные, экономические, национальные и т.д. Каждая идеология имеет разную степень влияния на общественную жизнь.

Знания и убеждения

Знание представляет собой результат познавательной деятельности человечества, которое фиксируется в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Выделяют следующие виды знания:

  • практическое знание определяется конкретной деятельностью (строительство дома, лечение больных людей и т.д.);
  • духовное знание закрепляется в мифах, истории, художественных образах и связано с регуляцией общественных отношений (классовых, национальных, религиозных);
  • эмпирическое знание основывается на чувственном и экспериментальном опыте и фиксируется в специальных научных дисциплинах;
  • теоретическое знание представляет собой осмысление практики, предмет науки и объясняет идеологию, социальные и религиозные учения.

Знание имеет социальную основу, вырабатывает мотивацию поведения человека, является важным инструментом управления обществом.

Убеждение – это чувственно переживаемое знание. Знание становится убеждением при приобретении личностно значимой окраски. Таким образом, не каждое знания является убеждением.

Язык представляет собой средство хранения и передачи информации. Язык как элемент культуры выступает в качестве словесной фиксации знаний, убеждений, норм, ценностей.

Благодаря языку происходит связь исторических эпох и преемственность поколений. Языковые формы отражают уровень развития и особенности конкретного общества. Основная роль языка выражается в передаче социального опыта от поколения к поколению.

Читайте также: