Абу ханифа биография кратко самое важное

Обновлено: 04.07.2024

С самого возникновения ислама обсуждение проблем, которые не нашли своего отражения в священных источниках, вызывало большой интерес со стороны верующих. Потребность в рассмотрении подобных вопросов увеличивалась по мере разрастания территории халифата. Самые разные сферы общественной жизни требовали урегулирования в условиях, когда население новых территорий только знакомилось с новым для себя вероисповеданием.

В современном суннитском исламе выделяется четыре такие школы, хотя изначально их было больше: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Они появлялись и развивались не во взаимной изоляции друг от друга, а в тесном переплетении. Это было обусловлено самим характером отношений между основателями мазхабов – по сути, они, так или иначе, приходились друг другу учителями либо учениками. Так, ученик Абу Ханифы аш-Шайбани был учителем Малика, который, в свою очередь, преподавал аш-Шафии. У последнего брал уроки имам Ахмад ибн Ханбал.

Биография факиха ханафитов

Величайший из имамов достиг успеха не только в науках, но и в сфере торговли, которая помогала ему содержать себя самостоятельно и не зависеть от кого-либо. Вместе с тем жизнь Абу Ханифы состояла из водоворота событий, в которых большую роль сыграла и политика. Он не хотел выступать в качестве судьи по приказу халифа и отказался от этой должности, что разгневало правителя аль-Мансура, который приказал заточить богослова в тюрьму. Там Абу Ханифа и скончался в 150 году по Хиджре (767 год по Милади).

Особенности ханафитского мазхаба

Источниками, на основе которых Имам Агзам выводил свои богословские суждения, можно свести к шести видам.

1) Священный Коран;

2) Благородная сунна Милости миров Мухаммада (с.г.в.);

3) иджма – единая позиция мусульманских учёных по какому-либо вопросу, которое не противоречит общим положения Корана и сунны;

4) кияс – практика вынесения решений на базе уже имеющихся аналогов;

5) истихсан – исправление муджтахидом (высокопоставленным факихом, т.е. богословом) решения, выведенного посредством кияса, если оно создаёт большие неудобства в новых условиях;

6) урф – традиции и обычаи, не противоречащие Священной Книге мусульман и сунне.

В развитии мазхаба сыграли роль и ученики его основателя – Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани и Зуфар ибн аль-Хузейл. Это также свидетельствует о таланте Имама Агзама как выдающегося педагога.

Основанная Абу Ханифой религиозно-правовая школа, подвергшись влиянию его учеников, к настоящему времени разрослась до самой крупной в масштабах всего мира. Приверженцы этого мазхаба живут в России, Турции, Индии, Афганистане, Сирии, Пакистане, Индонезии и на Балканском полуострове. Правоверные, проживающие в республиках бывшего Советского Союза, кроме чеченцев, ингушей и аварцев, также основываются на положения этой школы. Для неё характерен особый акцент на логике и суждениях, основанных на разуме.

Учение Абу Ханифы исследователи считают едва ли не самым толерантным в рамках исламской правовой мысли. Показателен в этой связи следующий момент. Так, имам Ахмад ибн Ханбал считал человека, не исполняющего молитву, неверующим. Имам аш-Шафии не обвинял его в куфре, однако говорил о необходимости принуждать человека к намазу под угрозой смерти. Только Абу Ханифа говорил о том, что такого человека ни в коем случае нельзя убивать. Его необходимо мягко наставлять, а не угрожать расправой и применять насилие.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Алхамдулиллахи я Мусульманин, но грешный до такой степени. что никакую юбку не пропущю, даже самую нравственную девушку могу совратить, но почему-то очень часто вижу во сне этого прекрассного человека

Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи известен всем мусульманам мира как мухаддис и факих, богослов и основатель ханафитского мазхаба, одной из четырёх основных правоведческих суннитских школ. Он родился в 699 году 5 сентября в Эль-Куфе, а умер в Багдаде в 767 году 18 июня.

Рожденный в эпоху сахабов, имам Абу Ханифа был человеком набожным и мудрым, вел аскетичный образ жизнь. Его достоинства и сильные стороны признают подавляющее большинство мухаддисов и ученых как ханафитского, так и шафиитского, ханбалитского и маликитского мазхабов.

Детство и учеба

Его родословная берет свое начало от Нумана ибн Сабита ибн Зута ибн Маха или ибн Марзубана, и родился будущий имам в восьмидесятом году по хиджре. Ученые единогласны во мнении, что имам Абу Ханифа был табиином, и относительно числа сподвижников, с которыми имаму выпала честь личной встречи, есть некоторые расхождения в разных источниках. По данным ибн аль-Имада, имам встречался с шестью сподвижниками, согласно высказыванию самомго имама, он встретился с семью.

Биография имама Абу Ханифы ведет свое начало от города Куфа, он был рожден в семье с достатком: его отец торговал иранским шелком и происходил из рода иранских мавали. Историки склоняются к тому факту его биографии, что Абу Ханифа был у своих родителей единственным сыном. Дед его принял Ислам еще в то время, когда правил халиф Умар ибн аль-Хаттаб.

В детстве он начал период своего обучения, но его пришлось прервать в связи со смертью его отца, и после Абу Ханифа продолжил семейное дело, которое касалось продажи шелка. Первое богословское образование свое он получил в Куфе, где его обучали сподвижники Посланника Аллаха. Абу Ханифа поступил в ученики Хаммада ибн Абу Сулеймана, когда ему двадцать два года, и в его кружке он состоял восемнадцать лет до того дня, когда его учитель покинул этот мир, и после его смерти Абу Ханифа сам возглавил этот кружок и возглавлял его в течение десяти лет, став самым авторитетным факихом не только Куфы, но и Басры.

Свой хадж впервые он совершил, когда ему было шестнадцать лет, отправившись в паломничество с отцом: там он встретил одного из сахабов Абдуллу ибн аль-Хариса.

Свое образование и воспитание Абу Ханифа получил именно в Куфе, а затем продолжил свое обучение у ученых из Аль-Харамейн в Медине и Мекке.

Уже в двадцать два года большую часть своего свободного времени он проводил в дебатах, и тогда по совету имама Ша‘би Абу Ханифа решил присоединиться к какому-нибудь ученому в качестве ученика. Имам начал посещать собрания Хаммада, который был учеником Анаса, после случая, когда не сумел ответить на вопрос, касающийся правильной процедуры развода, и провел в качестве ученика Хаммада целых десять лет. И это положило конец его участию в дебатах. После смерти его родственника, случившейся через два года, имаму Хаммаду пришлось уехать в Басру на два месяца, и он оставил продолжить свою работу имама в Куфе Абу Ханифе, после чего он оставался в учениках еще в течение восьми лет.

Учителя

Среди учителей имама Абу Ханифы были такие авторитетные личности, как Мансур ибн Умар, Кайс ибн Муслим Куфи, Симак ибн Харб, Мухаммад ибн Мункадир Мадани, Ибрахим ибн Йазид, Ади ибн Сабит, Рабиату ар-Рай, Айюб ас-Сахтияни, Амир ибн Шурахбиль, а также многие другие.

Заслуги имама

Абу Ханифа был одним из ярких и самых ранних представителей торгово-ремесленных городских кругов. Он обосновал и защитил интересы этих кругов, которые выражались в форме религиозно-правовой доктрины, оформленной в последствии в ханафитский мазхаб.

Ему также приписывается новаторство в применении методов исследования вопросов правового характера так, чтобы сближение схоластических разработок, сделанных факихами, с требованиями, которые предъявляет реальная повседневная жизнь, стало возможным.

Абу Ханифой вместе с его ближайшими последователями была разработана методика, с помощью которой использовались рационалистические принципы кияса или суждения по аналогии, а также принципы предпочтений истихсан в процессе решения вопросов правового характера.

В своих политических взглядах ученый придерживался легитимного принципа верховной власти, которую всесторонне контролирует мусульманская община.

Книги Абу Ханифы

книги Абу Ханифы

Фикх (религиозно-правовая доктирина) на основе трудов имама Абу Ханифы

Ученики

У имама Абу Ханифы учились такие мусульманские деятели, как Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса, Али ибн Асим, Абдулла ибн Мубарак, Абу Бакр ибн Айяш, Исхак ибн Юсуф, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Хаммад ибн Абу Ханифа, Зуфар ибн Хузайль, Мухаммад ибн Хасан и Кади Абу Юсуф.

Среди основных учеников Абу Ханифы были такие выдающиеся личности, как Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Куфи, Абдуллах ибн аль-Мубарак и Зуфар ибн аль-Хузайл, а также Хасан ибн Зияд аль-Луълуи. Именно их усилиями мазхаб Абу Ханифы развился во всеобъемлющую школу мусульманского права, которая способна решить все проблемы, с которыми сталкивается фикх. Аббасиды поощряли развитие ханафитской школы, поскольку они были заинтересованы в правовой основе своего государства.

Методика мазхаба Абу Ханифы

Двое учеников Абу Ханифы Абу Юсуф и аш-Шайбани провели значительную работу по сохранению ханафитского мазхаба, его распространению и систематизации, основывая метод вынесения правовых предписаний на таких источниках, как Священная Книга Коран, тщательно отобранные хадисы из Сунны и иджма (единогласное мнение ученых богословов по определенному религиозно-правовому вопросу, не противоречащему Коране и Сунне). Также среди источников кияс, когда суждение выносится аналогичное уже имеющемуся в Откровении, когда проблема, которая уже решена, сопоставляется с решаемой правовой проблемой. Правовые предписания основываются на таком источнике, как истихсан, когда предпочтение отдается решению, которое противоречит кыясу, но является в данной конкретной ситуации более целесообразным. Также источниками для вынесения таких решений принимаются адат или урф, то есть обычаи или мнения, традиционно распространенные.

Мазхаб Абу Ханифы указывает также еще один метод вынесения решений правового характера – четкую иерархию вердиктов, вынесенных авторитетами школы, такими, как сам Абу Ханифа, его ученики Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф. Если же создается ситуация, когда необходимо применить и истихсан, и кияс, то предпочтение отдается первому.

Если создается ситуация, когда необходимо выбрать из различных предписаний, которые имеются по этому вопросу, то приоритет будет отдан тому, которое более убедительно, или мнению, которого придерживается большинство. И только в исключительных случаях используются в качестве аргумента хадисы сомнительные и слабые.

Отношение к хадисам

Имам Абу Ханифа передал четыре тысячи хадисов, и две тысячи из этих хадисов он получил от имама Хаммада. В своей работе имам опирался на такие принципы, по которым определял приемлемость хадисов. Он считал, что хадис следует запоминать в правильной форме с того самого дня, как его услышали и до того дня, как хадис передавался. Он говорил, что хадис должен исходить от Пророка Мухаммада ﷺ и передаваться только по цепочке таких людей, которые абсолютно надежны. Он не позволял принимать и передавать те хадисы, которые противоречили известным хадисам или противоречили Корану.

Абу Ханифа слыл человеком беспристрастным: никогда он не принимал ни от одного высокопоставленного лица каких-то подарков покровительственного толка, а потому никогда не был никому обязанным. Он отличался гуманностью и щедростью. Рассказывают случай, когда мимо имама проходил прохожий и, увидев имама, он повернул на другую дорогу. Имам спросил его о причине такого поступка, а тот человек ответил, что сделал так потому, что ему стало стыдно, ведь он задолжал имаму десять тысяч дирхамов. Имам Абу Ханифа так впечатлился скромностью этого человека, что простил ему весь этот долг.

Он был отзывчивым: однажды находясь в мечети и услышав новость о том, что один человек упал с крыши, имам тут же покинул собрание и побежал к месту, где это произошло, как был во время намаза – без обуви, босиком. После этого он постоянно навещал пострадавшего, приходил к нему каждый день и ухаживал за ним.

Он отличался прекрасными манерами – не начинал говорить, если в том не было необходимости. Суфьяну ас-Саури как-то сказали, что никогда не слышали, чтобы имам о ком-то злословил. На это Суфьян ответил, что имам Абу Ханифа не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные поступки.

Имам Абу Ханифа слыл человеком воздержанным и богобоязненным. По рассказам его современников, ни разу не видели, чтобы он в ночные часы отдыхал. По словам Абу Нуайма, он взывал к Аллаха и плакал даже перед тем, как исполнить намаз. По его собственным словам, нет в Коране такой суры, которую он бы не читал во время нафль-намазов.

По словам Хариджы ибн Мусаба, что он знает четырех религиозных лидеров, кто полностью бы весь Коран прочитали за один ракаат: Тамин Дари, Усман ибн Аффан, Са ‘ ид ибн Джубайр и имам Абу Ханифа.

Имам Абу Ханифа совершал намаз фаджр с омовением, которое готовилось для иша-намаза. Он совершил пятьдесят пять хаджей.

Испытания и смерть имама

Жизнь посылала ему немало испытаний и невзгод. Когда у власти был Ибн Хубайра, он предложил имаму Абу Ханифе стать верховным судьей, но имам ответил отказом, поскольку не хотел принимать участие в порочных делах. Из-за этого отказа правителю его подвергли наказанию: провели через весь город на лошади, по пути хлестая его десять раз, и такое наказание совершали каждый день в течение одиннадцати дней.

Абу Ханифа отправился в Мекку в 747-748 годы, поскольку испытывал притеснения от Ибн Хубайры, который в этот период был наместником Ирака и принуждал Абу Ханифу нести государственную службу. Когда же во власти утвердились Аббасиды, он вернулся в Ирак и там продолжил работать как ученый и богатый торговец.

С таким же предложением обратился к нему Абу Джафар Мансур, когда стал правителем, но имам Абу Ханифа снова отказался. В результате этого отказа правитель приказал жестоко избить его и заточить в темницу. Свое предложение халиф повторил после этого еще раз, но имам снова отказал и поклялся именем Аллаха, что не примет этого предложения. В результате его подвергли жестокому наказанию. После этого он вновь был брошен в темницу. В это темнице имам и умер смертью шахида в 767 году. Имам Абу Ханифа умер, когда ему было семьдесят лет. Его биография гласит, что это произошло в 150 году по хиджре в месяц Раджаб, но некоторые источники говорят, что это произошло в месяц Шавваль или в Шаабан.

Количество людей, желавших прийти на похороны имама было так велико, что пришлось проводить несколько джаназа-намазов. В его похоронах приняло участие больше пятидесяти тысяч человек. Последний джаназа-намаз возглавил его единственный сын Хаммад.

В Багдаде после его смерти через много лет построили Мечеть Абу Ханифы, а его могилу уничтожил шахиншах Исмаил в начале шестнадцатого века, но во второй половине шестнадцатого века ее восстановили, когда османская Империя вернула себе Ирак.

В истории Ислама и для всего мусульманского мира имам остался в памяти как великий ученый, муджтахид и факих уммы, основоположник одного из основных суннитских мазхабов, и он был первым, чей мазхаб стали еще при его жизни и впоследствии распространять и записывать.

Официальный сайт Духовного Управления Мусульман Казахстана

2 Ша`бан 1443 Хижра



АБУ ХАНИФА. Краткая биография из жизни Абу Ханифы (р.а.) (1)

22.02.2014 11379 0 Комментарии

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым и набожным.

Значительное количество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы, рахимахуллах, и более половины уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и по сей день продолжает придерживаться его учения.

Он родился в эпоху сахабов(сподвижнки Пророка, мир ему и благословение Аллаха). Воздержанность, богобоязненность, щедрость, ученость, добродетельность — все эти качества были присущи имаму Абу Ханифе, рахимахуллах.

Он был родом из Куфы, которая в то время была мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха . В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка , мир ему и благословение Аллаха . Куфа была тем городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд, радыаллаху анхум и почтенный хазрат Абу Хурайра, радыаллаху анхум.

Именно в этом известном образовательном центре и получил воспитание и образование имам. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамейн (Мекки и Медины).

Год и место рождения
80-й год по хиджре, г. Куфа (Ирак).

Известные обращения к нему
Имам Азам / Абу Ханифа, рахимахуллах

Особенный факт
Единогласно признается, что имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был табиином (те, кто видел сахабов). В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, которых видел имам. Сахиб-Икмаль передает, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С принципиально иным мнением выступает хафиз Аль-Миззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках.

Получение знаний
Начальные исламские знания имам Абу Ханифа, рахимахуллах, приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии, он продолжил семейное дело.

Источник заработка:
Торговля шелком

Продолжение обучения
К 22-м годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период имам Ша’би, рахимахуллах, посоветовал имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, приобщиться к какому-нибудь ученому.

Он защищал убеждения Ахлю-с-Сунна, акыду сподвижников и таби’инов, он опровергал разных сектантов, которые ее искажали. Именно в этом он в первую очередь стал имамом, достиг степени имама. Потом, как ему сказал его учитель Хаммад, он оставил эти темы, и углубился в фикх, и стал в нем муджтахидом, потому что в решении вопросов фикха стали больше нуждаться. Сначала он опроверг заблудших, а потом занялся вопросами фикха, вопросами каждодневной практики, которые требовали больше внимания.

Наиболее значимый учитель фикха
Имам Хаммад, рахимахуллах

Наиболее значимый учитель хадисов
Имам Амир Ша’би, рахимахуллах,

Количество переданных хадисов
4000 хадисов, из которых 2000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада, рахимахуллах.

Значимые принципы определения приемлемости хадисов, на которые опирался имам Абу Ханифа, рахимахуллах

Хадис должен запоминаться в правильной форме с самого первого дня, когда он был услышан, до самого момента его передачи.
Хадис должен исходить от Святого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и передаваться только по цепочке абсолютно надежных людей.

Любые хадисы, которые противоречат Корану или другим известным хадисам, не принимаются.


Краткий список учителей имама Абу Ханифы, рахимахуллах

Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммад ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.

Краткий список учеников имама Абу Ханифы, рахимахуллах

Кади Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар ибн Хузайль, Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Юнус ибн Исхак, Абу Бакр ибн Айяш, Абдулла ибн Мубарак, Али ибн Асим, Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса и многие другие.

Труды имама Абу Ханифы, рахимахуллах

Качества имама Абу Ханифы, рахимахуллах:

Беспристрастность
Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.

Гуманность и щедрость
Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу, рахимахуллах, прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа, рахимахуллах, спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу, рахимахуллах, и он простил должнику его долг.

Отзывчивость
Однажды, находясь в мечети, имам услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, имам ежедневно навещал его, ухаживая за ним.

Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.
Сорок лет подряд имам Абу Ханифа, рахимахуллах, совершал намаз фаджр с омовением, которое он брал для намаза иша.

Количество хатмов Корана каждый Рамадан
Шестьдесят

Количество совершенных им хаджей
Пятьдесят пять

Испытания и невзгоды

Испытание первое
Во время правления Ибн Хубайры имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отказался от его предложения занять пост верховного судьи (так как имам не хотел помогать в порочных делах).

Последствия отказа
Его проводили через весь город на лошади, при этом хлестая его 10 раз, ежедневно в течение 11 дней подряд.

Испытание второе
Во время правления Абу Джафара Мансура это предложение было сделано повторно, и снова последовал отказ.

Последствия отказа
Заключение в темницу и жестокое избиение.

Продолжение испытания
Халиф Абу Джафар Мансур снова настоятельно потребовал от имама пересмотреть свое решение. В конце концов, имам поклялся Аллахом, что не примет его.

Последствия
С имама сняли рубашку и нанесли 30 ударов плетью. Кровь текла до самых пяток. Его в очередной раз заточили в темницу и 15 дней ограничивали питание, после чего его заставили выпить яд, из-за которого он и пал смертью шахида.

Положение при наступлении смерти
Саджда

Возраст и дата смерти
В возрасте 70 лет: в 150-м г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или в Шавваль).

Похороны
Было проведено 6 джаназа-намазов, для того чтобы смогли принять участие более пятидесяти тысяч человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.


Абу Ханифа. Жизнь и наследие

Происхождение ученого

Имя имама Абу Ханифы - Нуман, а Абу Ханифа - это прозвище. По некоторым данным, у него персидское происхождение. Его род был знатным и проживал в районе Кабула в Афганистане, который стал частью Омейядского халифата. Когда еще при халифе Омаре ибн аль-Хаттабе Персия была захвачена мусульманами, многие ее жители перешли в ислам. Среди них был и дед имама Абу Ханифы, Марзубан. Приняв ислам, он затем переехал в Куфу и стал там жить. Известно также, что он попал в плен и стал рабом, которого затем освободили.

Пророк Мухаммед сказал, что тремя лучшими поколениями людей являются его поколения и два последующих. Так вот Абу Ханифа фактически был человеком как из второго, так и из третьего поколения.

Место и дата его рождения

Биография Абу Ханифы начинается в городе Куфе, что находится в современном Ираке. Это были годы, когда Арабским халифатом правил правитель из династии Омейадов Абдуль-Малика ибн Марван. По наиболее достоверным данным, он родился в 699 году, что соответствует 80 году по мусульманскому лунному календарю.

Абу Ханифа родился и прожил детские годы в то время, когда еще оставались в живых некоторые сподвижники пророка Мухаммеда. Ему посчастливилось встретиться с таким великим сподвижником, как Анас бин Малик, который провел некоторое время в Куфе.

Мечеть в Багдаде

Внешний вид

Так как в исламе не принято изображать людей, то обычно внешний вид известных личностей пытаются описать. Современники имама Абу Ханифы описывают его как мужчину среднего роста с привлекательной и почтительной внешностью. У него было красноватое лицо, длинная борода. Он был очень худого телосложения, так как постоянно проводил время в поиске знаний и поклонении Богу.

Как говорили современники, от него постоянно исходил приятный запах, по которому можно было его узнать. Имам всегда был красиво одет. Абу Ханифа обладал очень приятным голосом, умел очень красиво говорить и доходчиво убеждать людей.

Абу Ханифа. Портрет

Взросление

Вырос имам Абу Ханифа там же, где и родился, в городе Куфе. Здесь он провел большую часть своей жизни. Его отец Сабит был состоятельным торговцем, и поэтому Абу Ханифа вырос в окружении рынков и торговцев. Однако с самого детства его тянуло не к торговым делам, а к религиозным наукам. Рынок он посещал редко, чтобы узнать, как идут его торговые дела. Абу Ханифа выучил весь Коран и был очень сильно привязан к священной книге. В священный месяц Рамадан он до шестидесяти раз прочитывал Коран от начала до конца. Известно, что Абу Ханифа читал весь Коран в одном ракаате ночной молитвы. По разным данным, он был в Хадже более пятидесяти раз.

Изучение исламских наук

Первые направления в науке, к которым обратился Абу Ханифа, были науки о вероубеждении (акъида) и единстве Бога (тавхид), основы религии. Примерно к двадцати годам он решил основательно заняться изучением исламского права (фикха). Он обучался у известного правоведа Хаммада ибн Аби Сулеймана и стал его ближайшим учеником, находясь рядом с ним в течение восемнадцати лет. Имам Абу Ханифа преуспел во всех исламских науках и приобрел немало знаний в других науках. В конце концов он решил сосредоточиться на подробном изучении исламского права, так как людям необходимо было разъяснять, по каким правилам им жить. Однако, прежде чем заняться юриспруденцией, он изучил все необходимые предметы: вероубеждение, различные варианты чтения Корана, науку Хадис, арабскую грамматику и язык, науки об изучении и толковании Корана и т. д.

Хранилище знаний

Ученики имама

Учениками Имама Абу Ханифы были выдающиеся исламские ученые, заложившие первичные нормативные основы ханафитской правовой школы под руководством своего учителя. Хотя он написал много трудов на религиозную тематику, до нас они не дошли. Большинство исследований имама Абу Ханифы сохранились благодаря трудам его учеников. Абу Ханифа передавал все свои знания ученикам во время научных семинаров, а затем проверял и при необходимости корректировал то, что они записали. Среди самых известных учеников Имама Абу Ханифы особенно выделяются шейх Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим и Мухаммад бин Хасан Шайбани, которые написали ряд книг по ханафитскому мазхабу и фактически заложили прочные основы этой правовой школы.

Труды ученого

Книга Фикхуль-Акбар

Как уже упоминалось, великий имам написал много произведений, но до нашего времени дошло только десять книг Абу Ханифы, большинство из которых передали его ученики:

  1. "Аль-Фих аль-Акбар".
  2. "Китаб аль-Раддала аль-Кадария".
  3. "Аль-Аалим ва аль-Мутааллим".
  4. "Аль-Фих аль-Абсат".
  5. "Китаб Ихтилаф ас-Сахаба".
  6. "Китаб аль-Джами".
  7. "Аль-Китаб аль-Авсат".
  8. "Китаб ас-Сайр".
  9. "Рисала Абу Ханифа ила Усман аль-Байти".
  10. "Васийя аль-Имам Абу Ханифа фи аль-Таухид".

Книга Абу Ханифы

Распространение ханафитского мазхаба

Карта распространения Ханафитского мазхаба

В наше время Ханафитского мазхаба придерживается большое количество мусульман в таких странах, как Турция, Сирия, Афганистан, Пакистан, Индия, Китай, Казахстан, страны Средней Азии, Азербайджан и ряд других стран. В России к этой правовой школе в основном относятся тюркоязычные народы: татары, башкиры, кумыки и др., а также черкесские народы Северного Кавказа. На сегодняшний день это самый распространенный мазхаб среди мусульман.

Смерть Абу Ханифы аль-Нумана

После установления Аббасидского халифата халиф аль-Мансур предложил Абу Ханифе стать верховным судьей, но тот отказался, что сильно разгневало халифа аль-Мансура. Хотя, по некоторым данным, это был лишь повод, чтобы разобраться с несговорчивым имамом. По приказу аль-Мансура Абу Ханифу посадили в тюрьму и высекли плетью. И это, несмотря на его пожилой возраст и высочайший авторитет. Смерть настигла благородного имама там же, в тюрьме, в 150 году по хиджре в месяц Раджаб, что соответствует 767 году по григорианскому календарю. Хотя есть и другие даты, которые незначительно разнятся с обозначенной.

Биография Абу Ханифы прервалась, когда ему было семьдесят лет. В течение сорока лет, предшествовавших его смерти, он совершал утреннюю молитву, будучи в состоянии омовения, совершенного при ночной молитве. Так как сон нарушает омовение мусульманина, это указывает на то, что имам не спал ночью. Также считается, что в том месте, где скончался Абу Ханифа, он при жизни прочитал Коран семь тысяч раз, что говорит о его глубокой привязанности к Книге Аллаха. Заупокойную молитву за имама пришло совершить так много людей, что мечеть и округа их не вмещала и пришлось ее совершить несколько раз.

Абу Ханифа был похоронен в городе Багдаде. Через двести с лишним лет после его смерти, в 985 году, неподалеку от его могилы была построена мечеть, названная мечетью имени имама Азама, более известная как мечеть Абу Ханифы, которая существует и по сей день в одном из старейших районов Багдада.

Мечеть им. Абу Ханифы. Багдад

Имам Абу Ханифа

Основатель ханафитского мазхаба имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) родился в 80 (697г.) году по хиджре в городе Куфа. Его отец Сабит, встретившись в Куфе со сподвижником Пророка (мир ему и благословение) Али, получил для себя и своего ребёнка благословение.

Уже в одиннадцать лет к нему приходили люди узнать его мнение по тем или иным мусульманским вопросам.

В течение сорока лет он совершал утренний намаз, не возобновляя омовение, совершённое перед вечерним намазом, тем самым проводя ночи без сна в поклонении Аллаху. В течение тридцати лет он ежедневно держал пост.

Нуман ибн Сабит (Абу Ханифа) за свою жизнь пятьдесят пять раз совершил паломничество в Мекку. Во время совершения им последнего хаджа он вошёл в Каабу и совершил двухракаатную молитву, в первом ракаате которой он прочитал пол-Корана, а во втором (ракаате)- вторую половину. В месяце Рамазан Абу Ханифа полностью прочитывал Коран два раза. Всего же за свою жизнь он прочитал Коран семьдесят тысяч раз.

Великий имам учился у четырёх тысяч учёных. Больше всего у шейха Хаммада. Восемнадцать лет Абу Ханифа находился рядом с шейхом. Абу Ханифа настолько уважал и любил своего учителя, что, будучи даже дома, не протягивал ноги в сторону дома шейха Хаммада, хотя расстояние между их домами было семь улиц.

Когда он давал уроки в мечети Куфы, на каждом уроке присутствовало не менее тысячи человек. Из них сорок были муджтахидами (людьми, дошедшими до такого уровня, что могут извлекать те или иные решения из Корана и Сунны).

Великий имам Абу Ханифа, совершив утреннюю молитву, отвечал на вопросы учеников до обеда. После обеденного намаза до ночного обучал их исламским наукам ( ильму), а потом шёл в мечеть и до утреннего намаза совершал ибадат (поклонение) Всевышнему.

Однажды на Куфу напали разбойники и украли овец. Думая, что овец зарезали в городе и продали народу, он не ел с того самого дня овечье мясо в течение семи лет, узнав, что овцы живут самое большее семь лет.

Абу Ханифа активно занимался торговой деятельностью. Однажды Абу Ханифа послал несколько рулонов шёлка, которые имели брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абдуррахману на продажу и строго-настрого наказал ему осведомлять покупателей о браке. Несмотря на это, Хафс ибн Абдуррахман забыл о наказе Абу Ханифы и продал ткань людям, не сказав о браке. Узнав об этом, Абу Ханифа раздал всю вырученную сумму от проданного шёлка бедным и неимущим. Весь доход от торговли он расходовал на содержание своих учеников, на оказание материальной помощи своим близким, учителям и т.д.

Читайте также: