История православного монашества кратко

Обновлено: 30.06.2024

Истоки возникновения монашества часто возводят к ветхозаветным назореям и ессеям, но активное развитие монашества связано с окончанием эпохи гонений при Константине Великом и внешним расцветом христианства. В то время благочестивые люди, ищущие сугубого подвига, устремились в монастыри, чтобы через аскетические труды стать добровольными мучениками христовыми. Причина в том, что положение Церкви значительно изменилось тогда, как христианство было объявлено господствующим в Империи. Получив полную свободу в своей жизни и действиях, отправляя государственные должности, христиане среди Империи, жизнь которой, законы, обычаи, нравы, увеселения – все было проникнуто язычеством, теряли первоначальную чистоту жизни. В период, когда над христианами постоянно висел меч гонителей, верующими становились только по истинному расположению, а теперь немало было примеров, что только лишь земные выгоды заставляли вступать в общество христиан. Посему нечего удивляться, что в членах Церкви уже не видно было той нравственной чистоты, какою ознаменована первенствующая Церковь. Попытка сохранить чистоту христианства и привела к расцвету монашества.

В IV веке в египетской пустыни уже было монашество трёх видов – отшельническое, общежительное и скитское. Отшельники жили поодиночке, монахи общежительных монастырей – большими группами, монахи скитов группами по два-три человека. Родоначальником египетского отшельничества традиционно считается преподобный Антоний Великий (ок.251 – ок.356).

Желание быть совершенными во всем при начале подвижничества затрудняло многих из братии. Посему Антоний дал мудрое правило: кузнец, взяв кусок железа, наперед смотрит, что ему делать, косу, меч или топор. Так и мы наперед должны помышлять, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться.

Память преподобного Антония Великого празднуется в православной церкви ежегодно 17(30) января.

Антоний Великий

Антоний Великий

Однажды юноша по имени Антоний услышал, как в храме читают евангельские слова Христа: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19, 21). Антоний воспринял их как сказанные лично ему. Он продал имение, доставшееся ему в наследство от родителей, раздал деньги нищим, покинул родительский дом и, поселившись в уединении, начал подвижническую жизнь. Его, прославившегося в истории Церкви под именем преподобного Антония Великого, почитают как основателя отшельнического монашества. Конечно, и до святого Антония были христианские подвижники, хранившие девство и совершавшие свои труды в полном нестяжании, но начиная с его трудов монашество распространяется по всему христианскому миру и становится неотъемлемой частью Православия.

Преподобный Антоний начинал свои подвиги около 270 года, а отошел ко Господу в 356 году в возрасте ста пяти лет. Подвиги свои святой Антоний совершал в Фиваидской пустыни в Северном Египте. К нему стекались ученики, желающие подражать его монашескому деланию и трудиться для своего спасения под его руководством. Кроме преподобного Антония египетская пустыня знаменита и множеством других отшельников. Самые известные из них — ученик святого Антония преподобный Павел, прозванный за свое простосердечие и незлобие Препростым (умер в 340 году), святой Аммон Нитрийский (умер в 367 году), Макарий Египетский (умер в 391 году).

Макарий Египетский

Макарий Египетский

Не прошло и пятнадцати лет после того, как преподобный Антоний начал свое отшельничество, когда святой Пахомий положил начало новому типу монашеской жизни — общежительному. В 318 году в Тавенне (Южный Египет) он создал первую киновию (монашеское общежитие), где монахи стали жить вместе в монастыре, обнесенном стеной, в домах, вмещавших по тридцать-сорок человек. Каждый монах выполнял определенную работу, и монастырь обеспечивал себя всем необходимым. Сам образ жизни отдельных монахов не был строго расписан, так как еще не существовало устава — общего правила монашеской жизни.

Преподобный Пахомий Великий

Преподобный Пахомий Великий

Древний монашеский Устав был написан святителем Василием Великим. Как мы знаем, в молодости он много путешествовал, общаясь с монахами-подвижниками, и основал у себя в Каппадокии общежительную монашескую общину. Его Уставом определялись часы общей молитвы и устанавливалась совместная трапеза. Монастыри, устроенные по Уставу святителя Василия, стали появляться на Западе, а потом и в Греции, а когда ко Христу обратились славянские народы, общежительные монастыри распространились в Сербии, Болгарии и на Руси. Однако в Сирии и некоторых других странах предпочтение по-прежнему отдавалось отшельническому типу монашеской жизни.

Василий Великий

Василий Великий

Повсюду стали появляться и женские монашеские обители. Монашеским подвигом прославилась старшая сестра святителя Василия — святая Макрина. Пока братья и сестры ее были маленькими, она помогала их воспитывать, а когда все они выросли, уговорила свою мать святую Емилию оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в женский монастырь. Некоторые из служанок — бывших рабынь — последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей: вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни. После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители.

Святая Емилия

Святая Емилия

Из Египта монашество распространилось на гору Синай, где подвизались такие подвижники, как святой Нил Синаит (умер в 430 году) и святой Иоанн Лествичник (умер в 580 году), оставившие свои замечательные творения о монашеской жизни.

В Палестине подвизалось великое множество отшельников и существовало много монастырей. Известно житие преподобной Марии Египетской, которая подвизалась в Иорданской пустыне сорок семь лет. Она была родом из столицы Египта Александрии и с юности вела греховный, порочный образ жизни. Однажды она оказалась в Иерусалиме и попыталась войти в храм, но таинственная сила не пустила ее. Со слезами она раскаялась в своих грехах и смогла наконец войти в храм. Полностью изменив свою жизнь, она ушла за Иордан и стала жить там в полном уединении, в посте и молитве. Промыслом Божиим о подвиге преподобной Марии под конец ее жизни узнал старец Зосима из палестинского монастыря. Отошла ко Господу святая Мария в 522 году.

Мария Египетская

Мария Египетская

Самый известный палестинский монастырь — лавра Преподобного Саввы Освященного (умер в 532 году). Святого Савву называют Освященным потому, что он принял священнический сан. В VIII веке в лавре Святого Саввы принял монашеский постриг и прожил около пятидесяти лет святой Иоанн Дамаскин.

Святая гора Афон

Святая гора Афон

Исключительное место в истории монашества занимает Афон. Святая Гора Афон — это полуостров в Восточной Греции, на котором расположены двадцать монастырей, двенадцать скитов и множество келий и других монашеских поселений. Монашеская жизнь на Афоне велась с глубокой древности, но настоящий расцвет Афона начинается с X века, когда византийский император закрепил за афонскими монахами право владения полуостровом, дав им его на вечные времена. Тогда на Афоне подвизался преподобный Афанасий Афонский (умер около 1000 года), основавший там Великую лавру — первенствующий монастырь Святой Горы. Во все века на Афоне совершали свой подвиг множество подвижников. Немало подвижников просияло на Афоне и в XX веке. Это и преподобный Силуан Афонский (умер в 1938 году), и старец Иосиф Исихаст (умер в 1959 году), и старец Паисий Святогорец (умер в 1994 году) [1] .

Монашество в России

Монахи появились на Руси со времен Крещения (988), но первый монастырь был основан трудами и подвигами преподобного Антония Печерского и его ученика преподобного Феодосия.

Антоний и Феодосий Печерские

Антоний и Феодосий Печерские

Святой Антоний был родом из Чернигова. Он принял монашеский постриг на Афоне и прожил там несколько лет. От Бога он получил повеление вернуться на Русь. В 1028 году святой Антоний поселился в пещерах близ Киева. Вслед за ним в этих пещерах стали селиться и другие люди, ищущие аскетических подвигов. Первыми учениками святого Антония стали Никон и Феодосий. Так начала образовываться Киево-Печерская лавра. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Последние годы жизни преподобный Антоний провел в уединении, устранившись от управления монастырем. В 1057 году игуменом монастыря стал преподобный Феодосий. Преподобный Антоний умер в 1073 году, а вслед за ним в 1074 году и преподобный Феодосий. Основанная ими лавра славится на весь православный мир.

Среди российских преподобных безусловно самый известный — святой Сергий Радонежский. Преподобный Сергий родился в 1314 году под Ростовом в знатной и благочестивой боярской семье. При рождении он был назван Варфоломеем (Сергий — его монашеское имя). С его детством связан известный эпизод. Учеба давалась Варфоломею тяжело, и он со слезами на глазах молился о том, чтобы Господь помог ему. Однажды ему явился старец, который благословил его, и в отроке Варфоломее открылась способность к учению. После смерти родителей Варфоломей уединился в лесу, спустя некоторое время принял монашеский постриг, а затем и священнический сан. Постепенно рядом с преподобным Сергием стали селиться и другие монахи. Так родился монастырь во имя Пресвятой Троицы, преподобный Сергий стал его настоятелем. Он строил кельи, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии, смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединял с молитвой, бдением и постом.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский

Долгие годы подвизался в своем монастыре преподобный Сергий. Святитель Алексий, митрополит Московский, на склоне лет призвал к себе преподобного и просил принять Русскую митрополию, но авва Сергий по смирению отказался от первосвятительства. В 1380 году он благословил на Куликову битву благоверного князя Димитрия Донского.

Скончался преподобный Сергий в 1392 году.

Серафим Саровский

Серафим Саровский

Трудами, молитвами и заботами преподобного Серафима был основан знаменитый сейчас Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы.

В 1833 году преподобный Серафим Саровский отошел ко Господу.

Преподобные и подвижники в России в XX веке

Преподобные и подвижники в России

Преподобные и подвижники в России

В годы советской власти Русская Церковь особенно нуждалась в монашествующих подвижниках как молитвенниках за Церковь и наставниках в духовной жизни. Бог сподобил, чтобы в это время просияло немало подвижников. Это преподобные Серафим Вырицкий, Севастиан Карагандинский, Кукша (Величко), Симеон (Желнин) и другие. Среди чтимых православным народом подвижников благочестия — архимандриты Серафим (Тяпочкин) и Иоанн (Крестьянкин).

Преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру — Василий Михайлович Муравьев) до революции был успешливым и богатым купцом. После революции он не покинул Родину и в 1920 году принял монашество. Он подвизался в Александро-Невской лавре в Петрограде, а с 1926 по 1929 год был духовником лаврской братии. В 1930 году по рекомендации врачей он переселился в пригород, в поселок Вырица. Там он и прожил до конца своих дней. В те годы, когда закрывали храмы, а верующие и духовенство подвергались жестокому преследованию, старец Серафим с раннего утра до поздней ночи принимал людей, тянувшихся к нему за духовной помощью и наставлением. В годы Великой Отечественной войны, когда Вырица была под немецкой оккупацией, а Ленинград в блокаде, преподобный Серафим, подражая Саровскому чудотворцу, усиленно молился на камне. Умер преподобный Серафим после войны, в 1949 году.

Преподобный Севастиан Карагандинский

Преподобный Севастиан Карагандинский

Преподобный Севастиан Карагандинский (в миру — Степан Васильевич Фомин) в 1917 году принял постриг в Оптиной пустыни. После закрытия монастыря отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского. В 1927 году принял священство и после смерти преподобного Нектария в 1928 году служил в приходском храме в городе Козлове вплоть до своего ареста в 1933 году. Проведя годы в лагерях, после освобождения в апреле 1939 года он поселился под Карагандой. Там старец Севастиан устроил домашнюю церковь, где тайно совершал литургию и другие богослужения. В 1955 году разрешили зарегистрировать общину, был построен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, настоятелем которого преподобный Севастиан являлся до самой своей кончины. От Бога он стяжал дар прозорливости и молитвенной помощи страждущим. Свою страдальческую и подвижническую жизнь старец Севастиан завершил в 1966 году. Церковью он прославлен как преподобноисповедник.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Став священником в 1945 году, Иван служил и заочно учился в Московской духовной академии. Его кандидатская работа была посвящена преподобному Серафиму Саровскому. Однако защитить ее не удалось — в апреле 1950 года он был арестован и приговорен к семи годам лагеря строгого режима. В 1955 году он был досрочно освобожден. В 1966 году отец Иоанн принял монашество, а в 1967-м поступил в Псково-Печерский монастырь, где и подвизался до самой своей блаженной кончины. Духовными подвигами стяжал дарования старца. Он помог многим людям на их жизненном пути определить волю Божию. Старец Иоанн отошел ко Господу 5 февраля 2006 года.

[1] Исихаст — значит безмолвник. Так называют православных подвижников монахов, которые достигают общения с Богом через внутреннюю сердечную молитву, совершаемую в безмолвии.

Монашество в собственном смысле этого слова процвело в эпоху Нового Завета, но корни этого мощного и многоплодного древа уходят во времена гораздо более отдалённые, если не сказать — первоначальные.

Историю монашества невозможно охватить во всём её объёме. Образ уединённого жительства и аскетического подвига известен ещё со времён Ветхого Завета. Назореи, ветхозаветные аскеты, несомненно, относятся к родоначальникам монашества. Правда, в отличие от новозаветных монахов, они давали обет не на всю жизнь, а лишь на какое-то время, по истечении которого снова становились обычными людьми.

Обет назорейства содержал ряд аскетических предписаний. Давать его могли как мужчины, так и женщины. В основе назорейства, как и в основе монашества, лежит искреннее стремление посвятить себя Богу. Позднее у иудеев появилось особое сословие священнослужителей. По повелению Божию Моисей посвятил на служение при скинии одно из колен Израилевых — Левиино. В священные обязанности левитов входило служение истинному Богу, истолкование пророчеств, совершение всесожжений и других жертвоприношений, обучение народа закону Божию. Храмовые жертвоприношения совершались одними священниками, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании скинии, а впоследствии — храма. Левиты полностью посвящали себя служению Богу, поэтому каждый иудейский город поддерживал своё священство десятинами и пожертвованиями.

Образ девственного жития не был характерен для Ветхого Завета. Однако и в этом у монахов есть свои духовные предшественники. Первый девственник, о житии которого нам известно из Священного Писания, — святой пророк Илия. Известно нам и то, что по временам он проводил уединённое пустынное жительство.

Девственником и пустынножителем был святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Девственником был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — любимый ученик Господень.

Девственником был и Сам Господь Иисус Христос. Девственное житие проводили апостолы — после того, как пошли за Господом. Девственное житие проводила Матерь Божия — первая среди дев.

В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, как того требует Евангелие. Но находились среди верующих и такие, кто искал высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, то есть подвижниками.

В четвёртом веке от Рождества Христова, когда прекратились гонения на верующих, христианство принимали многие люди. Строгость жизни среди христиан стала ослабевать. Аскеты удалялись жить в горы и пустыни. Там, вдали от мира и его соблазнов, они вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.

Так было положено начало монашеству, или иночеству, — то есть иному, удалённому от соблазнов мира образу жизни. Иноки отрекались от мира и посвящали себя девственному житию во Христе, подвигу непрестанной духовной брани, борьбе со страстями и духами злобы поднебесными.

Главная добродетель монашеского жития — целомудрие. Смысл целомудрия — в очищении и хранении от греха ума и сердца, что возможно лишь с помощью благодати Святого Духа. Поэтому пятидесятый день по Воскресении Христа, когда Святой Дух сошёл на апостолов, стал не только днём рождения Церкви, но и днём рождения монашества.

монашество в христианстве

Истоки вдохновения для института монашества у христиан, основанного на христианском идеале Совершенства, можно проследить до первой апостольской общины в Иерусалиме. Она описана в Деяниях Апостолов и пребывании Иисуса в пустыне. В ранней церкви монашество было основано на отождествлении совершенства с отрицанием мира, аскетизме и мнении, что идеальная жизнь христианина должна быть сосредоточена на максимальной любви к Создателю и ближнему.

Египет – родина монашества

Христианское монашество появилось на границе III и IV веков. Тогда оно стало установленным институтом в Христианской Церкви. Первые христианские монахи появились в Египте и Сирии. Они стали развивать энтузиазм к аскетизму. Самым первым монахом-христианином был Святой Антоний. В мире его считают основателем христианского монашества. Первые монахи были одиночными фигурами. Они стремились к самоизоляции.

Некоторые из них поселялись в гробницах или в заброшенных строениях. Также первые монахи проводили своё время в пещерах и пустынях. Они сражались там против желаний и плоти, а также против хитростей дьявола. Какое-то время спустя в пустынях стало появляться всё больше одиноких монахов-отшельников. Они стали собираться вместе на ежедневные обязательные молитвы. Отшельники вели благочестивый образ жизни, привлекая своей святостью большое количество подражателей и почитателей. Создавались определённые писания об этой жизни. Дух монашества всё больше охватывал христиан. Это было важно для развития Церкви.

Прославление жизни Святого Антония

В Александрии в IV веке жил епископ Афанасий. Он описывал жизнь Святого Антония, отшельника, живущего в пустыне. Он также писал об удивительной борьбе отшельников с демонами, считая это образцом совершенства христианина. Жизнь этого Святого оказала большое влияние на многочисленных читателей этого труда. Святой Антоний был первым великим монахом, и труды Афанасия стали первым свидетельством восхваления возникающей традиции монашества.

Первый кенобитный (коммунальный) монастырь был создан бывшим римским солдатом Пахомием в IV веке. Ему удалось объединить монахов под одной крышей с одним настоятелем (отцом). Он стал основателем первого настоящего мужского монастыря в 323 году.

Этот монастырь появился в Табенниси недалеко от Фив в Египте. В нём стали проживать около 40-ка монахов в каждом доме. В каждой такой монашеской семье был свой настоятель. Пахомий стал создателем и монашеского управления. Оно служило регулированием внешней монашеской жизни, а не духовным руководством. В конце IV века христианское монашество стало развиваться и в других районах за пределами Египта.

Монашество распространяется на Запад

Афанасию удалось перенести монашеское правление Пахомия дальше на Запад. Это он сделал, когда его изгнали в 340 году в Трир, город в Германии. Афанасия изгнали из-за его оппозиции имперским доктринам арианства. Другой монах из Сирии, Мар Авгин, перенёс монашество в Месопотамию. А Иероним стал основателем христианского монастыря в Вифлееме.

монашество в христианстве

Различия Католического и Православного монашества

Западное монашество формировалось по правилу Бенедикта Нурсии. В нём есть два, отличительных от христианского, события. Первое состоит в клерикализации.

В современном мире Римско-католические монастыри и монахи, кроме служащих, рукоположенные священники. Они втянуты прямым образом в церковные задачи католической церкви. Но сначала первые монахи были мирянами. Пахомий запрещал им становиться священниками. Это он аргументировал тем, что монахи не должны жаждать силы и славы.

Но посредством особой клятвы и церемонии монахи переставали быть просто мирянами. Они занимали положение между духовенством и мирянами. Даже в нашем веке православные монахи частью являются мирянами. Только несколько настоятелей в каждой обители являются рукоположенными священниками-иеромонахами. Им разрешается совершать таинства.

Второе отличительное событие католического монашества состоит в многочисленности его Орденов. Они отдают индивидуальные распоряжения и помогают Церкви в различных сферах её деятельности.

Это проявляется в миссиях, образовании, уходе за больными и борьбе с ересью. Их интересы простираются от рыцарских Орденов до Орденов нищих монахов. Структура римско-католического монашества включает в себя и феодальные и аристократические характеристики и чисто буржуазные черты. На Западе монастыри выполняли научно-богословские и церковно-политические задачи.

Характер первых монастырей был сосредоточен в основном на молитве, медитации и созерцании. Это было более важным, чем всё остальное. В западном мире Ордена бенедиктинцев и кармелитов являются исключениями из всех других католических монашеских Орденов. Они и в наше время стараются сохранить древний характер монашества в католицизме.

Монашество – удел немногих

Таким образом, христианское монашество стало церковно-религиозным институтом, объединяющим людей, изолирующихся от всего мира. Оно сыграло незаменимую роль в средневековой цивилизации и распространении христианства по всему миру. Монахи – это люди, живущие в уединении духовной жизнью подвижников. Существуют не только мужские монастыри, но и женские.

Монашество – это удел немногих, имеющих к этому призвание. Тот, кто вступает в монашество, должен вступить на путь одиночества и отречения от мира. Эти люди отказываются от всех мирских удовольствий и благ, развивая в себе силы духовной жизни. Они пожизненно исполняют волю своих духовных руководителей, отказываясь даже от своего мирского имени. Так благодаря Святому Антонию Великому христиане пришли к монашеской жизни.

Читайте также: