Интеллигенция в 19 веке кратко
Обновлено: 02.07.2024
Как царь Николай I одним указом создал интеллигенцию в России? И как писатель Ф. М. Достоевский ее осмыслил? Как появились первые интеллигенты в России? И что значит быть интеллигентом?
Обратимся к русской истории.
Таким образом, русские интеллигенты – это образованные люди с моральными принципами, и ценящими самих себя за это. Достоинство такой жизни заключается в том, чтобы давать моральный образец для поведения любого и каждого человека. Быть разумным и следовать идее общего блага – вот что ждет общество от интеллигентного человека.
Так чем отличаются "интеллигенты" и "интеллектуалы"? И те и другие заботятся о самих себе. Но интеллигент делает это не для самого себя. Он старается быть хорошим человеком, чтобы в нужный момент прийти на помощь к тем, кто в нем будет нуждаться.
Это изменение — показатель того, как в России формируется публичная сфера. Образованное общество становится самостоятельным политическим игроком наряду с властью и требует участия в принятии властных решений. Вместе с тем понятие интеллигенции само постоянно дискутируется разными группами, которые стремятся к гегемонии в интеллектуальном пространстве.
Идеологические определения представляют интеллигенцию как группу, разделяющую общий круг идей и идеалов, причем, как правило, заимствованных c Запада (материализм, позитивизм, атеизм, идеи Чернышевского, народничества и т. д.), в силу чего она описывается как одно из идейных направлений среди образованной публики, как круг единомышленников и даже как религиозная секта.
Все эти структурные элементы публичной сферы — журнал, университет, кружок, локальные (земские) сообщества — показывают вовлеченность России в общеевропейский процесс формирования публичности, и, так же как в Западной и Центральной Европе, литературная сфера под давлением правительственных репрессий и в борьбе за свою самостоятельность все больше политизируется. В России этот процесс становится более радикальным из-за того, что образованная публика не может легально влиять на властные решения, не принимает участия в управлении государством. Ответом власти на требования интеллигенции была лишь репрессия. На манифестации и сходки студентов, выдвигавших свои требования сначала по внутриуниверситетским делам (недовольство качеством преподавания, прошение об издании студенческих рукописных журналов и проч.), следовала стереотипная реакция: аресты, исключения, отправка студентов в солдаты, ссылка.
Публичная сфера, прежде сфокусированная на литературе и публицистике, превращалась в сеть политических партий и организаций с огромным опозданием лишь в ходе Первой русской революции. К этому моменту сменилось уже два поколения интеллигенции (народническое и марксистское). За это время интеллигенция обрела уверенность в том, что общественное благо может быть достигнуто лишь в форме утопического идеала революционного слома государственной власти.
Возникновение и развитие интеллигенции как социально-профессионального слоя, как правило, связывается с расширением сферы умственного труда в результате утверждения и развития капитализма в России, особенно после реформ 1860–70-х годов (хотя и в XVIII - 1-й половине XIX веков известны лица, для которых занятие умственным трудом или творчеством было профессией и главным источником дохода, например Ф.С. Рокотов, Ф.Г. Волков, Т.Н. Грановский, А.В. Кольцов, В.Г. Белинский). К интеллигенции конца XIX - начала XX веков относились инженеры, технологи, врачи, учителя и преподаватели высшей школы, земские служащие, статистики, агрономы, адвокаты, редакторы, журналисты, художники, писатели и другие; по происхождению они принадлежали к различным сословиям - дворянству, мещанству, купечеству, крестьянству и пр. Государственные служащих обычно не принято относить к этой группе, их выделяют в особую социально-профессиональную категорию чиновничества.
К началу 1860-х годов в России насчитывалось около 20 тысяч человек с высшим образованием. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года, численность лиц, занятых преимущественно умственным трудом, составляла около 726 тысяч человек (около 2,7% самодеятельного населения страны). Из них около 369 тысяч человек (около 51%) находились на государственной или частной службе, в органах общественного самоуправления (в статистике эти виды служебной деятельности не разделялись); в других сферах были заняты около 263 тысяч человек (36%), в том числе около 25 тысяч человек - в области науки и культуры, около 170 тысяч человек - в области просвещения, около 36 тысяч человек - в здравоохранении; около 94 тысяч человек (13%) работали в области материального производства. В последней трети XIX века начался интенсивный приток женщин в сферу образования, медицины и культуры (доступ женщин к управлению производством до 1917 года был практически закрыт). К 1917 году численность интеллигенции в России удвоилась, составив свыше 1,5 миллонов человек
В середине 1980-х годов в период проводившейся М.С. Горбачёвым политики перестройки советского общества и развития гласности, интеллигенция получила свободу самовыражения. Это вызвало политико-мировоззренческий раскол в её среде. Часть интелигенции возглавила критику совесткого строя и идеологии, способствовала выработке новых идеологических и духовных ориентиров. Другая часть выступила с протестом против как демократических, так и либеральных преобразований. В современном российском обществе интеллигенция продолжает оставаться разделённой на группы с различной идеологической ориентацией.
Дополнительная литература:
Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1972;
Смоляков Л.Я. Социалистическая интеллигенция: Социолого-философский анализ. К., 1986;
Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993;
Корупаев А.Е. Очерки интеллигенции России: В 2 ч. М., 1995;
Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции. Иваново, 1996;
Интеллигенция России: уроки истории и современность. Иваново, 1996;
Соскин В.Л. Современная историография советской интеллигенции России. Новосиб., 1996;
Олейник О.Ю. Советская интеллигенция в 30-е годы (теоретико-методологический и историографический аспекты). Иваново, 1997;
Панарин А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX в. М., 1998
Иллюстрации:
"Интеллигенция" сложное и неоднозначное понятие. Можно согласиться с мнением В.В. Тепикина, утверждающего, что интеллигенция – это "особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая способностью чуткости, такта и мягкости в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к состоянию самоотречения". Имеющее древнегреческие корни, привнесенное в Россию с трудами французских и немецких философов, понятие обрело у нас совершенно особый смысл, слив воедино европейскую "ученость" и русскую душу.
Содержимое работы - 1 файл
Интеллигенция.docx
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ 19 ВЕКА.
"Интеллигенция" сложное и неоднозначное понятие. Можно согласиться с мнением В.В. Тепикина, утверждающего, что интеллигенция – это "особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая способностью чуткости, такта и мягкости в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к состоянию самоотречения". Имеющее древнегреческие корни, привнесенное в Россию с трудами французских и немецких философов, понятие обрело у нас совершенно особый смысл, слив воедино европейскую "ученость" и русскую душу. По-разному оценивали и оценивают роль интеллигенции в жизни страны: одни считают, что она негативно повлияла на русский народ, другие превозносят, видя в ней его "собирательную душу", но никто не отрицает серьезного воздействия интеллигенции на политическое и культурное развитие России, главным образом, в период коренных реформ.
. Серьезная дискуссия относительно происхождения интеллигенции развернулась в начале ХХ века на страницах сборников "Вехи", "Из глубины". Здесь надо сказать о схожести взглядов в плане времени появления интеллигентов в России. Тогда же появились разночтения касательно "духовных отцов" русской интеллигенции. В их качестве выступали Белинский, Бакунин, Некрасов, Герцен, Чаадаев. В написанной позже работе Бердяев считал таковым Радищева: " Когда Радищев в своем "Путешествии из Петербурга в Москву" написал слова "Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала", - русская интеллигенция родилась". И вообще сам процесс исторического зарождения интеллигенции в России сопровождался, по словам Бердяева, мученичеством. Говоря о вынесенных Екатериной II приговорах, он заключает: "Так встречено было образование русской интеллигенции русской властью". Особым типом интеллигента являлся, по Бердяеву, А.С. Пушкин, которого тот называл "единственным ренессансным русским человеком, который соединил в себе сознание интеллигенции и сознание империи".
"1.передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
2.активная умственная работа и непрерывное самообразование;
3.патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине;
4.творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части,как многими принято считать), подвижничество;
5.независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;
6.критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;
7.верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению;
8.периодическое непонимание, неприятие друг друга представителями различных отрядов интеллигенции, а также одного отряда, что вызвано приступами эгоизма и импульсивности (чаще всего характерно для художественной интеллигенции).
Группы интеллигенции: чиновники, офицеры, духовенство; технические кадры; медики; учителя средней и начальной школы; работники науки; цех литературы.
Мировоззрение у представителей интеллигенции часто коренным образом разнилось. Здесь мы видим К.Н. Леонтьева и М.Н. Каткова, говоривших о монархическом сознании русского народа, о союзе византийского православия и русской самодержавной власти. С другой стороны были радикально настроенные А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и М.А. Бакунин, отмечавшие социалистическое начало в народе и пропагандировавших революцию как средство реализации своих идей. При этом различались они по методам осуществления революции) и послереволюционному устройству, где М.А. Бакунин выступал в принципе против государства как института. Из наиболее умеренных деятелей, ратовавших за постепенное преобразование России, особо выделяются К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, имевшие некоторые различия во взглядах на степень и скорость преобразований. Б.Н. Чичерин доказывал необходимость конституционной монархии, К.Д. Кавелин же призывал начать с преобразований административных, упорядочив работу существовавшего госаппарата, не прибегая пока к политическим реформам. При всем этом большинство представителей и консервативного, и либерального, и радикального толка выступали за сохранение общины. Связано все это отчасти с природой самого человека, который всегда ищет лучшего, и конечно, некоторыми послаблениями в общественной жизни, как то введение боле мягкого университетского устава, смягчение цензуры. Общая либеральная атмосфера периода Великих реформ способствовала более свободному мышлению в области дальнейшего совершенствования, модернизации России.
Процесс реформирования шел, однако, не совсем гладко. В особенности, "буксовала" крестьянская реформа, которая, по выражению Н.А. Некрасова, ударила "одним концом по барину, другим – по мужику". В результате реформы большая часть помещиков, которые не смогли перевести свое хозяйство на капиталистические рельсы, разорилась, пополнив ряды мелкого чиновничества и мещанства. Крестьяне же, недовольные огромными размерами выкупных платежей, системой отработок и отрезков, бунтовали, требуя их отмены.
Студенчество и молодые специалисты, в то время имели популярность идеи "общинного социализма" А.И. Герцена и революционные взгляды Н.Г. Чернышевского, стремились отдать "долг" народу, их выкормившему и давшему им выучиться.
Свою роль в активизации действий таких организаций сыграли мягкие, а то и оправдательные приговоры по политическим делам середины 1870-х годов. Тут и дело Веры Засулич. Народники сочли это за сочувствие их борьбе и развили практику террористических актов против высоких чинов, превратившуюся в навязчивую идею убийства императора и, в итоге, приведшее к событиям 1 марта 1881 года и последующему разгрому подпольных организаций и прерыванию поступательного развития в сторону расширения прав и свобод.
Их насилие породило лишь ответное насилие. И тут уже закрадываются в голову сомнения, а стоит ли считать тех, кто пробивает путь к всеобщему счастью через насилие, подлинной интеллигенцией. Ведь они уже не отвечают критерию человечности, без которого нельзя называться не только интеллигентом, но и собственно человеком.
Читайте также: