Структура и компетенции государственных органов по конституции 1924 кратко

Обновлено: 05.07.2024

В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с суверенными правами его членов - союзных республик. Следовательно, носителями суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в отдельности.

Круг прав Союза очерчен преимущественно в ст. ст. 1 и 2 Основного Закона. Компетенции высших органов власти Союза: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела.

1) Международные отношения.

2) Изменение границ союза.

4) Внешняя торговля.

6) Установление единой денежной системы.

7) Установление основ отраслевого законодательства.

Конституция включает в компетенцию Союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира, представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.

К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным хозяйством, его важнейшими отраслями.

Основной Закон отнес к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.

Основной Закон уделяет внимание и гарантиям прав членов Союза - союзных республик.

Основной Закон содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Права союзного государства перечислены исчерпывающе, за их пределы оно выходить не может. Статья 3 Основного Закона гласила: "Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно".

Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть изменена или отменена лишь с согласия всех республик, входящих в состав Союза.

Подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике.

Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза (ст. 7)

Государственный механизм по Конституции СССР 1924 г.

Верховным органом власти СССР являлся Съезд Советов. Формировался Городскими Советами и съездами губернских Советов. Съезды Советов СССР созывались ЦИКом один раз в год. Существовала возможность созыва чрезвычайных Съездов.

Исключительному ведению съезда Советов СССР подлежало утверждение и изменение основных начал Конституции.

В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет.

ЦИК состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Совет Союза избирался пропорционально населению и работал в составе 414 человек. Совет Национальностей избирался по принципу представительства субъектов федерации (закрепленное количество делегатов от каждого субъекта). Для вступления закона в силу требовалось одобрение как той, так и другой палаты.

Очередные Сессии ЦИК созывались Президиумом ЦИК три раза в год.

· Рассматривает декреты, кодексы, постановления, поступающие к ним от Президиума ЦИК, СНК, народных комиссариатов, ЦИК республик + по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей

· Издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения

· Объединяет работу по законодательству и управлению

· Определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК

· Приостанавливает или отменяет декреты, постановления, распоряжения Президиума ЦИК, съездов Советов и ЦИК республик и других органов власти на территории Союза

· Избирает по числу союзных республик (то есть 4) председателей ЦИК из состава членов Президиума ЦИК

Центральный исполнительный комитет ответственен перед съездом Советов СССР.

В период между сессиями ЦИК высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти являлся Президиум ЦИК.

Президиум образовывался в количестве 21 члена ЦИК СССР и был ответственен перед ним.

· Наблюдает за исполнением Конституции СССР и всех постановлений съезда Советов и ЦИК СССР

· Приостанавливает и отменяет постановления СНК и отдельных народных комиссариатов, а также ЦИК и СНК союзных республик. Приостанавливает постановления съездов Советов союзных республик

· Издает декреты, постановления, распоряжения

· Рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых СНК, отдельными ведомствами, ЦИК союзных республик, их президиумами и другими органами власти

· Разрешает вопросы о взаимоотношениях между СНК СССР и народными комиссариатами СССР, с одной стороны, и ЦИК союзных республик и их президиумами – с другой

Исполнительным и распорядительным органом являлся Совет Народных Комиссаров СССР. Образовывался ЦИКом СССР и был ответственен перед ним и его Президиумом.

· Издает декреты и постановления в пределах полномочий предоставленных ему ЦИК СССР

· Рассматривает декреты и постановления, вносимые как отдельными народными комиссариатами, так и ЦИК союзных республик и их президиумами

Для руководства отдельными отраслями государственного управления образовывались 10 народных комиссариатов. Народные комиссариаты делились на 3 группы:

· ОбъединенныеК ним относились наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции, Высший Совет Народного Хозяйства

· РеспубликанскиеК ним относились наркоматы земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения

Народный комиссар мог единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению комиссариата.

Народные комиссары СССР были ответственны перед СНК, ЦИК СССР и его Президиумом.

При СНК СССР для борьбы с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждалось Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ). Председатель ОГПУ входит в СНК СССР.

· Руководит работой местных органов Государственного Политического Управления (ГПУ)

При ЦИК СССР в целях утверждения революционной законности на территории Союза образовывался Верховный Суд. Он действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

· Дает разъяснения верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства

· Рассматривает и опротестовывает постановления, решения, приговоры верховных судов союзных республик

· Дает заключения о законности постановлений союзных республик относительно Конституции

· Разрешает судебные споры между союзными республиками

· Рассматривает дела по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности

Однако Верховный суд не являлся высшим судом Союза, так как ему не принадлежало право общего надзора за судами республик, а также его решения не являлись окончательными.

Президиумом ЦИК СССР назначался Прокурор Верховного Суда Союза и его заместитель.

· Дает заключения по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда СССР

· Поддерживает обвинение в заседании

· Опротестовывает решения пленарного заседания Верховного Суда СССР

Органы власти союзных республик : съезд Советов республики, а в промежутках между съездами – ЦИК. Он избирал президиум, который являлся высшим органом власти в период между сессиями ЦИК, а также свои исполнительные органы – советы народных комиссаров.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

В январе 1923 г. ЦИК СССР из представителей всех республик была образована комиссия по подготовке проекта новой союзной Конституции. Проект Конституции был одобрен ЦИК, и Конституция введена в действие в 1923 г., а текст ее было решено представить II съезду Советов СССР для окончательного утверждения. Собравшийся в январе 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР.

Конституция определяла верховным органом власти нового государства съезд Советов. Очередные съезды Советов должны были созываться ежегодно. Допускался также созыв чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный исполнительный комитет Союза, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Президиум ЦИК СССР стал постоянно работающим учреждением, заседаниями которого поочередно руководили четыре председателя: М. И. Калинин (1875–1946), Н. Н. Нариманов (1870–1925), Г. И. Петровский (1878–1958) и Л. Г. Червяков (1892–1937). ЦИК СССР образовал первое союзное правительство – Совет народных комиссаров во главе с В. И. Лениным.

Следует отметить, что, формально являясь федеративным государством, по сути СССР таковым никогда не был. Право на выход республик из его состава существовало только на бумаге, в действительности же СССР представлял собой практически унитарное государство с достаточно жесткой централизацией, в котором в основу административно-территориального деления страны был положен национально-этнический принцип.

Для граждан союзных республик устанавливалось единое союзное гражданство.

Принципиальное значение для развития советского конституционного законодательства имела глава 7, регламентировавшая деятельность Верховного Суда СССР, который учреждался при ЦИК СССР. Таким образом, в Конституции СССР впервые появился раздел о правоохранительных органах и принципах правосудия. К компетенции Верховного Суда СССР относились:

– рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности;

– обеспечение единства и законности деятельности нижестоящих судов;

– разрешение судебных споров между союзными республиками, а также подготовка заключений о законности тех или иных нормативных документов союзных республик с точки зрения их соответствия Конституции СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. была учреждена должность прокурора Верховного Суда СССР, который давал заключение по всем вопросам, подлежавшим разрешению этим судом; поддерживал обвинение и опротестовывал в ЦИК СССР судебные решения.

В целях объединения усилий союзных республик в борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом Конституция оформила при СНК СССР особый государственный орган – Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ), надзор за законностью действий которого осуществлял прокурор Верховного Суда СССР.

Заключительная глава Конституции устанавливала герб и государственный флаг СССР, определяла Москву столицей СССР.

3 апреля 1924 г. в РСФСР была образована комиссия под председательством Д. И. Курского для приведения Конституции России в соответствие с общесоюзным Основным законом. 14 мая 1925 г. XII съезд Советов РСФСР утвердил новый текст Конституции.


Переход от восстановления народного хозяйства к периоду его дальнейшего развития поставил задачи перестройки аппарата управления экономикой. Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.

Усилилось влияние органов ЦКК РКИ на работу государственного аппарата. Органам ЦКК РКИ большую помощь оказывал актив, общественные организации. При ЦКК РКИ было создано Центральное бюро жалоб трудящихся.

В это время интенсивно развивалась национальная государственность народов СССР. В 20-30-е гг. XX в. шел непрерывный рост национально-государственных образований, перерастание менее развитых форм национальной государственности в более развитые. Так, если в декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 автономных республик), то к декабрю 1936 г. союзных республик стало 11, а автономных – 22. Это объясняется национально-государственным размежеванием в Средней Азии, проходившем в 1925–1929 гг. III съезд Советов СССР (май 1925 г.) принял в состав союзного государства Узбекскую и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь образованных республик.

Новое государство нуждалось не только в дипломатическом признании, но и в экономическом сотрудничестве с зарубежными странами для подъема разрушенной экономики. Однако этому сотрудничеству препятствовал отказ России выплачивать долги прежних правительств. Крупные державы воздерживались от дипломатического признания нового государства, настаивая на соблюдении СССР норм международного права:

– выплате дореволюционных государственных долгов России;

– возмещении национализированной собственности иностранных граждан и компаний на российской территории.

В конце 1921 г. советское правительство направило западным державам ноту, в которой выражало готовность признать царские долги в обмен на экономическую помощь кредитами и предлагало созвать для урегулирования этих проблем конференцию.

В 1922 г. по предложению советского правительства в Генуе состоялась международная конференция. Ее участниками стали 34 страны. Советскую делегацию возглавил народный комиссар иностранных дел Г. Чичерин. Однако конференция не принесла желаемых результатов. Чичерин потребовал возмещения ущерба, нанесенного интервенцией, сумма которого превышала долги России.

В период конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан договор с Германией. Согласно Рапалльскому договору Россия и Германия:

– отказывались от взаимных претензий;

– возобновляли дипломатические отношения;

– предоставляли друг для друга режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Кроме этого Германия получала возможность:

– разместить в советской стране свои центры подготовки военных;

– производить на территории России при участии своих специалистов оружие.

1924 год стал годом дипломатического признания СССР. Были установлены дипломатические отношения более чем с 20 странами мира: Англией, Францией, Италией, Данией, Швецией, Австрией, Грецией, Мексикой, Китаем, Японией. Однако не обошлось и без конфликтов: разрыв отношений с Англией в 1927 г. (отношения были возобновлены в 1929 г.), с Китаем в 1929 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Образование новых органов власти. Возникновение двоевластия в России

Образование новых органов власти. Возникновение двоевластия в России К 27 февраля у некоторых членов социал-демократической фракции Государственной Думы, союза рабочих кооперативов Петрограда созрела идея создания Совета рабочих депутатов, подобного Советам,

Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК-ГПУ-ОГПУ) и милиции

Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК-ГПУ-ОГПУ) и милиции Переход к нэпу, развитие демократических начал Советского государства обусловили необходимость реорганизации ВЧК и ее органов на местах.Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК была

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 ГОДА

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 ГОДА СССР возникал как новое государство. Ему нужна была другая конституция. Первый Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции. Конституция СССР была принята Вторым съездом Советов в январе 1924 года.«Декларация об

Роль органов государственной власти

Роль органов государственной власти Рассмотрим роль органов государственной власти, а именно — муниципалитетов и штатов. Федеральное правительство играло незначительную роль, по крайней мере, до New Deal.[64] Самое большое, что правительство предприняло, это решение о

Реформы центральных и местных органов власти

Образование республиканских органов власти

Путь к власти 1924–1929 гг

Путь к власти 1924–1929 гг Начало нового 1924 г. было крайне тяжелым для НСДАП, партия была поставлена вне закона и лишилась своего руководства. Вождь партии Адольф Гитлер был заключен в тюрьму города Ландсберг. 26 февраля 1924 г. в Мюнхене начался судебный процесс над

51. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 г. УК РСФСР 1922 г

51. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 г. УК РСФСР 1922 г Первый шаг на пути объединения советских социалистических республик был сделан в 1919 г., когда был создан их военно-политический союз при главенстве РСФСР. К 1922 г. существовало уже две советские федерации:

70. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г.

70. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г. Решение о необходимости выработки и принятия новой Конституции СССР было принято XXII съездом КПСС (1961), кот. взял курс на полную победу социализма. Было объявлено, что советское государство действительно стало общенародным.Для разработки проекта

Глава 1 Образование и методы действий Советских органов государственной безопасности в 1917—1924 гг.

Глава 1 Образование и методы действий Советских органов государственной безопасности в 1917—1924 гг. Создание советских судебных и следственных учрежденийПервым советским органом борьбы с врагами государства стал Военно-революционный комитет, образованный

№3п Из краткой справки об организации окружного управления и местных военных органов за 1924-1928 гг.

№3п Из краткой справки об организации окружного управления и местных военных органов за 1924-1928 гг. 1937 г.*1924-1927 гг.[. ]** 2. Окружной аппаратК 1 октября 1923 года территория Союза ССР в военно-административном отношении делилась: на два фронта (Западный и Туркестанский), шесть

64. Новая конституция СССР

64. Новая конституция СССР Как построено наше государство. Великая пролетарская революция разрушила и уничтожила ненавистную царскую монархию с сё законами, державшими в цепях рабочих и крестьян.Освободившиеся рабочие и крестьяне на развалинах старой России построили

Глава 1 Формирование местным органов власти на оккупированной территории РСФСР в первый период оккупации (октябрь 1941 — февраль 1942 гг.)

3. Формирование новых органов власти

3. Формирование новых органов власти 3.1. Временный комитет членов Государственной думы. В ходе революции различные политические силы обсуждали вопрос о новых органах власти. 27 февраля после получения царского манифеста о приостановке работы Думы депутаты приняли

Отношения М.С. Воронцова с представителями центральных органов власти

Отношения М.С. Воронцова с представителями центральных органов власти Я не придерживаюсь никакой партии, кроме партии моего Отечества; я русский, и только русский. Граф М.С. Воронцов Генерал-губернаторы 20-30-х гг. XIX в., назначаемые на этот пост, конечно, были заинтересованы

Конституция СССР — это Основной закон Советского Союза, принятый на II съезде Советов 31 января 1924 г.

В Конституции 1924 г. впервые было закреплено государственное устройство СССР на базе диктатуры пролетариата и советской власти. Конституция отражала многонациональный состав страны.

В декабре 1922 года на X Съезде Советов были сформулированы 3 группы обстоятельств, которые определили необходимость объединения республик в союзное государство:

Конституция СССР 1924 г. включала 2 раздела:

  • Декларацию об образовании СССР — она отражала основные принципы объединения разных республик в единый Союз (равноправие, добровольность, право выхода);
  • Договор об образовании СССР.

В декларации об образовании СССР были перечислены принципы объединения (равноправие и добровольность), особый характер национальной политики СССР. Декларацию подписали РСФСР (Россия), БССР (Белоруссия), ЗСФСР (Закавказская республика). Декларация провозглашала уверенность, что создание союзного государства позволит реально обеспечить политику внешней безопасности, хозяйственные преуспеяния внутри страны, свободу национального развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Вся национальная политика государства была пронизана надеждами на мировую революцию. После образования СССР все государства разделились на два полюса: страны социализма и страны капитализма. СССР преследовал цель объединения всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Договор об образовании Советского Союза состоял из 11 глав: о предметах ведения верховных органов власти; о съезде Советов; о суверенных правах союзных республик, гражданстве; о Центральном Исполнительном Комитете; о Совете Народных Комиссаров; о Президиуме ЦИК; о Верховном Суде; о народных комиссариатах; о гербе, флаге и столице Советского Союза; о союзных республиках; об Объединенном государственном управлении.

Полномочия центра распространялись на выполнение функций общегосударственного характера, не касаясь специфики управления на местах. К общим функциям относились: проведение международной политики; ратификация международных договоров; изменение государственных границ; установление единой денежной системы, кредитных правоотношений; установление основ правового регулирования просвещения, труда, охраны здоровья; разрешение возможных споров республиками и др.

Компетенции и полномочия СССР согласно Конституции 1924 года

В компетенции СССР входили:

  • внешняя политика и международные отношения;
  • проблемы развития народного хозяйства;
  • утверждение единого бюджета страны;
  • руководство вооруженными силами, связью, транспортом;
  • руководство налоговой и финансовой системой;
  • определение базовых основ судоустройства и судопроизводства;
  • руководство недрами и землей;
  • гражданское и уголовное законодательство;
  • общие начала трудового законодательства.

Союзные республики осуществляли власть самостоятельно, при этом ограничивались границами, установленными Конституцией СССР.

Центральная власть охраняла суверенные права республик Советского Союза, решала вопросы приема в состав СССР новых республик, вопросы изменения границ республик или СССР. Все граждане союзных республик имели гражданство СССР.

Всесоюзный Съезд Советов являлся высшим органом власти, он избирался из губернских и городских Съездов Советов. Высшим органом власти в промежутке между съездами был ЦИК — Центральный исполнительный комитет. В состав ЦИК входили союзный Совет, который избирался из представителей союзных республик Съездом Советов и Совет Национальностей, состоящий из представителей автономных и союзных республик, автономных областей. Распорядительным и исполнительным органом ЦИК являлся Совет народных комиссаров СССР.

Основной функцией ЦИК является законотворчество, а именно:

  • издание декретов, издание кодексов, распоряжений, постановлений;
  • объединение деятельности и по законодательству и управлению государством;
  • принятие на рассмотрение нормативных актов, определивших общие нормы политической и экономической жизни, вносивших в практику государственных органов значительные изменения.

Верховный Суд наделялся функциями конституционного надзора и судебного контроля. Всесоюзный Съезд Советов обладал правом вносить изменения в Конституцию.

Основные положения Конституции 1924 года

Создание СССР и Конституции определялось жизненной необходимостью объединить скудные ресурсы советских республик для преодоления хозяйственной разрухи, противостояния внешней угрозе (экономической, военной и т.д.), упрочения и консолидации диктатуры пролетариата.

В первой Конституции СССР был предоставлен полный перечень предметов ведения Союза. К исключительному ведению по Конституции были отнесены:

  • внешние отношения;
  • решение вопросов о войне и мире;
  • внешняя торговля;
  • планирование и исполнение бюджета, и руководство экономикой;
  • руководство вооруженными силами;
  • общесоюзная юстиция (разработка основ законодательства).

Утверждать и изменять основные начала Конституции мог только Съезд Советов. Союзная республика имела право выйти из состава Советского Союза, ее территория можно было изменить лишь с согласия самой республики. Все граждане СССР имели единое союзное гражданство.

Конституция 1924 года. Конституция СССР 1924 года состоит из двух частей: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). Конституция СССР 1924 года включала в себя 11 глав и 72 статьи. Она является самым небольшим по объему конституционным актом в истории отечественного права.: I. О предметах ведения верховных органов власти СССР; II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; III. О Съезде Советов СССР; IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII. О Верховном суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении; X. О союзных республиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советом СССР. Именно поэтому она мало напоминает Конституцию. Конституция утверждена на II Съезде Советов СССР. Единственное,

что интересовало создателей Конституции, – сам факт окончательного юридического оформления образования СССР. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик. По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета,

разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция) Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР (сецессия). Право сецессии было сохранено и в последующих советских конституциях. Поскольку СССР объединял уже сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать новую систему политической власти. Данная система в союзном государстве строилась с учетом опыта, накопленного республиками, в особенности РСФСР. В соответствии с Конституцией 1924 года, в СССР закреплялись следующие государственные органы: 1.Съезд Советов СССР – верховный орган государственной власти. Он созывался союзным ЦИК один раз в год, а с 1927 года - раз в 2 года( при этом могли созываться и чрезвычайные съезды). Делегаты на съезд избирались губернскими и республиканскими (где не было губернского деления) съездами советов. Норма представительства определялась числом избирателей ( в городах - один депутат на 25 тыс. избирателей) и числом жителей ( в 112 губерниях- один депутат на 125 тыс. жителей). Всесоюзным съездом могли быть рассмотрены все вопросы, которые Конституцией СССР 1924 года были отнесены ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР. 2. Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК)- верховный оран власти в период между работой союзного Съезда; собирался на сессии три раза в год Президиумом ЦИК СССР. Состоял из двух равноправных палат – Союзного Совета(414 членов) и Совета Национальностей.(100 членов). Цель создания двух палат заключалась в том, чтобы наиболее полно сочетать общие интересы союза со специфическими интересами народов, входивших в его состав. ЦИК СССР принимал все основные нормативные акты страны – декреты, кодексы, постановления и др. 3.Президиум ЦИК СССР – высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между сессиями ЦИК; был ответствен перед ЦИКом. Формировался на совместном заседании двух палат ЦИК СССР. В состав Президиума входил 21 человек. Принимал такие же нормативные акты, что и ЦИК СССР, за исключение кодексов. 4. Совет народных комиссаров СССР - советское представительство, исполнительный и распорядительный орган (также обладал и законодательными полномочиями; принимал акты в форме декретов и постановлений). Он формировался ЦИКом и был ответственен перед ним. В состав СНК входили председатель, его заместители и народные комиссары СССР. 5. Народные комиссариаты - органы отраслевого управления. Возглавлялись народными комиссарами, при которых действовали коллегии. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел,

Логотип

Читайте также: