Когнитивная эволюция и кризис духовности в 21 веке кратко

Обновлено: 06.07.2024

Литература: Смит Н. Современные системы психологии. – СПб, 2003. – 348 с.

Лекция 1. Понятие системы в современной психологии

По мнению одного из наиболее известных зарубежных психологов, занимающихся историей современной науки Ноэля Смита в современной психологии существует 16 научных систем.

Как известно, в психологии всё вращается вокруг одной оси – психофизической (и психофизиологической) проблемы. Всё многообразие систем порождено попытками разрешить (или обойти) эту проблему. Отсюда два полюса притяжения – душа (психика, разум и т.д.) и поведение (нервная деятельность, нейронная активность и т.д.), - к которым устремлены большинство внятно сформулированных систем.

ХХI век, скорее всего, будет эпохой прогресса комплексных дисциплин, таких как, например, активно развивающаяся в США психонейроэндокриноиммунология – самое длинное слово в английском языке на данный момент и яркий пример интегративных тенденций, захватывающих психологию. Однако для плодотворной интеграции необходимо хорошо знать интегрируемые элементы.

Одна из форм классификации, используемая для сравнения систем психологии предполагает определение того, где следует локализовать источник причинности. Согласно ей мы имеем 4 категории систем:

- органоцентрические (источник причинности заключён в организме);

- энвайроцентрические (источник причинности лежит в окружающей среде);

- социоцентрические (источник причинности находится в социальной группе);

- нецентрические (причинность не имеет какого-либо одного источника, но заключена в отношениях или в поле событий).

Таблица 1. Системы психологии, классифицируемые по локусу причинности (по Ноэлю Смиту)

Органоцентризм Энвайроцентризм Социоцентризм Нонцентризм
Когнитивная психологи Эволюционная психология Гуманистическая психология Психоанализ Анализ поведения Эко-бихевиоральная наука Социальный конструктивизм Общественная психология Диалектическая психология Прямой реализм Экологическое восприятияе/ экологический реализм/ экологическая психология Энвайронментальная психология Интербихевиоральная психология Оперантный субъективизм Феноменологическая психология Вероятностно-эпигенетическая психология




Лекция 2. Когнитивная психология

Если учебники целиком написаны с позиций когнитивного подхода, в них будет говориться о внутренних кодирующих и декодирующих устройствах (кодерах и декодерах), механизмах поиска и извлечения информации из памяти, согласующих (усиливающих и ли ослабляющих сигнал) устройствах, контурах обратной связи, системах хранения информации и др. устройствах, являющихся, по мнению, когнитивистов, механизмами нервной системы. Человеческий организм, и в особенности его нервная система, воспринимается подобием компьютерных программ.

На практике когнитивисты предпочитают иметь дело с восприятием, памятью, речью, мышлением и воображением, уделяя меньше внимания вопросам эмоций, анормальности, личности и индивидуальным различиям.

Следует заметить, что во 2 половине ХХ века когнитивная система приобретает доминирующее положение в психологии (особенно для психологии США).

При этом в когнитивной психологии сохраняется преемственность в отношении бихевиоризма:

· приняла статистический и методологический аппарат, разработанный в рамках бихевиоризма, отвергнув механистическую концепцию классического обусловливания и поставив на её место аналогию с более технологичным механизмом – компьютером;

· сохранила представления о механизмах стимулов и реакций в форме механизмов входных и выходных сигналов;

· предложила концепцию обработки информации мозгом, подчеркивающую особую роль таких переменных, как внутренние побуждения, ментальные карты, мозговые команды, которые вводятся между стимулом и реакцией (s – o – r конструкт);

· сохранила характерные для бихевиоризма процедуры выведения гипотез из теории (гипотетико-дедуктивные метод), а также интерес к исследованию научения и памяти;

Идея о том, что человеческое познание можно моделировать на вычислительных машинах, принадлежит Герберту Саймону (1958, 1961). Другой источник – работы психолингвиста Хомского (1959), показавшего на основе критического анализа работ Скинера, что язык – это не только продукт научения, он ещё требует наличия у человека внутренних конструктов. Жан Пиаже (1981) также внёс свой вклад в поиск ментальных структур. Основываясь на своих познаниях в области биологии, он предложил аналогию, согласно которой разум проходит в своём развитии несколько качественно различных стадий, напоминающих стадии качественных изменений структур эмбриона. Другой крупной фигурой был Ульрих Найсер (1967). Он считал, что субъективный опыт создаётся самим человеком. Любой воспринятый объект – это лишь информация – внутренний образ, создающийся при переходе входного сигнала от одной системы к другой. Нам только кажется, что объект вне нас. Найссер впервые изложил когнитивную психологию как целостную систему.

Основные положения когнитивной психологии:

1. Среда достигает организма в виде энергий, выполняющих роль сигналов, распознаваемых органами чувств. Это является началом знания.

2. Научение также является способом приобретения знания, а также процессом кодирования.

3. Закодированное знание хранится в схемах мозга.

4. Когда знание извлекается из хранилища, оно декодируется. Это знание, согласно одной из влиятельных теорий когнитивизма, является внутренней репрезентацией внешнего мира.

5. Знание может быть подвергнуто дальнейшей обработке посредством перевода в языковую форму в соответствии с грамматическими правилами.

Человеческий организм – информационный процессор, преобразующий внешний мир в символы (это заслуга нейронов).

Существует 3 теоретических подхода к репрезентациям:

Тема 8. Современная зарубежная психология (середина 50 годов 20 века – начало 21 века)

Литература: Смит Н. Современные системы психологии. – СПб, 2003. – 348 с.

Лекция 1. Понятие системы в современной психологии

По мнению одного из наиболее известных зарубежных психологов, занимающихся историей современной науки Ноэля Смита в современной психологии существует 16 научных систем.

Как известно, в психологии всё вращается вокруг одной оси – психофизической (и психофизиологической) проблемы. Всё многообразие систем порождено попытками разрешить (или обойти) эту проблему. Отсюда два полюса притяжения – душа (психика, разум и т.д.) и поведение (нервная деятельность, нейронная активность и т.д.), - к которым устремлены большинство внятно сформулированных систем.

ХХI век, скорее всего, будет эпохой прогресса комплексных дисциплин, таких как, например, активно развивающаяся в США психонейроэндокриноиммунология – самое длинное слово в английском языке на данный момент и яркий пример интегративных тенденций, захватывающих психологию. Однако для плодотворной интеграции необходимо хорошо знать интегрируемые элементы.

Одна из форм классификации, используемая для сравнения систем психологии предполагает определение того, где следует локализовать источник причинности. Согласно ей мы имеем 4 категории систем:

- органоцентрические (источник причинности заключён в организме);

- энвайроцентрические (источник причинности лежит в окружающей среде);

- социоцентрические (источник причинности находится в социальной группе);

- нецентрические (причинность не имеет какого-либо одного источника, но заключена в отношениях или в поле событий).

Таблица 1. Системы психологии, классифицируемые по локусу причинности (по Ноэлю Смиту)

Органоцентризм Энвайроцентризм Социоцентризм Нонцентризм
Когнитивная психологи Эволюционная психология Гуманистическая психология Психоанализ Анализ поведения Эко-бихевиоральная наука Социальный конструктивизм Общественная психология Диалектическая психология Прямой реализм Экологическое восприятияе/ экологический реализм/ экологическая психология Энвайронментальная психология Интербихевиоральная психология Оперантный субъективизм Феноменологическая психология Вероятностно-эпигенетическая психология

Лекция 2. Когнитивная психология

Если учебники целиком написаны с позиций когнитивного подхода, в них будет говориться о внутренних кодирующих и декодирующих устройствах (кодерах и декодерах), механизмах поиска и извлечения информации из памяти, согласующих (усиливающих и ли ослабляющих сигнал) устройствах, контурах обратной связи, системах хранения информации и др. устройствах, являющихся, по мнению, когнитивистов, механизмами нервной системы. Человеческий организм, и в особенности его нервная система, воспринимается подобием компьютерных программ.

На практике когнитивисты предпочитают иметь дело с восприятием, памятью, речью, мышлением и воображением, уделяя меньше внимания вопросам эмоций, анормальности, личности и индивидуальным различиям.

Следует заметить, что во 2 половине ХХ века когнитивная система приобретает доминирующее положение в психологии (особенно для психологии США).

При этом в когнитивной психологии сохраняется преемственность в отношении бихевиоризма:

· приняла статистический и методологический аппарат, разработанный в рамках бихевиоризма, отвергнув механистическую концепцию классического обусловливания и поставив на её место аналогию с более технологичным механизмом – компьютером;

· сохранила представления о механизмах стимулов и реакций в форме механизмов входных и выходных сигналов;

· предложила концепцию обработки информации мозгом, подчеркивающую особую роль таких переменных, как внутренние побуждения, ментальные карты, мозговые команды, которые вводятся между стимулом и реакцией (s – o – r конструкт);

· сохранила характерные для бихевиоризма процедуры выведения гипотез из теории (гипотетико-дедуктивные метод), а также интерес к исследованию научения и памяти;

Идея о том, что человеческое познание можно моделировать на вычислительных машинах, принадлежит Герберту Саймону (1958, 1961). Другой источник – работы психолингвиста Хомского (1959), показавшего на основе критического анализа работ Скинера, что язык – это не только продукт научения, он ещё требует наличия у человека внутренних конструктов. Жан Пиаже (1981) также внёс свой вклад в поиск ментальных структур. Основываясь на своих познаниях в области биологии, он предложил аналогию, согласно которой разум проходит в своём развитии несколько качественно различных стадий, напоминающих стадии качественных изменений структур эмбриона. Другой крупной фигурой был Ульрих Найсер (1967). Он считал, что субъективный опыт создаётся самим человеком. Любой воспринятый объект – это лишь информация – внутренний образ, создающийся при переходе входного сигнала от одной системы к другой. Нам только кажется, что объект вне нас. Найссер впервые изложил когнитивную психологию как целостную систему.

Основные положения когнитивной психологии:

1. Среда достигает организма в виде энергий, выполняющих роль сигналов, распознаваемых органами чувств. Это является началом знания.

2. Научение также является способом приобретения знания, а также процессом кодирования.

3. Закодированное знание хранится в схемах мозга.

4. Когда знание извлекается из хранилища, оно декодируется. Это знание, согласно одной из влиятельных теорий когнитивизма, является внутренней репрезентацией внешнего мира.

5. Знание может быть подвергнуто дальнейшей обработке посредством перевода в языковую форму в соответствии с грамматическими правилами.

Человеческий организм – информационный процессор, преобразующий внешний мир в символы (это заслуга нейронов).


Не так давно мы переступили порог третьего тысячелетия. Пророки, предсказатели, гадалки, все в один голос твердили о конце света. Помните 2001 год, потом 20.12.2012? И ничего!

На самом деле конец света уже произошел. Но он произошел не на материальном уровне. Не произошло обещанного смещения литосферных плит, не произошли природные катаклизмы, человечество не окончило своё существование, опять же на материальном уровне. А вот на духовном уровне поменялось все. Действительно произошел конец света, конец какого-то незримого этапа развития человечества, настал переломный этап в когнитивной эволюции человечества.

Жить стало проще, а быть счастливым — сложнее

Благодаря скачку в развитии науки за последние 50-70 лет, скачку в диагностике заболеваний, лекарственных препаратов, средняя продолжительность жизни увеличилась в два раза. Еще в начале 20 века по статистике, в среднем, продолжительность жизни составляла 40 лет. Сегодня же средняя продолжительность жизни — 65-80 лет (зависит от уровня жизни, экологии, качества продуктов питания и воды).

Еще 100 лет назад люди умирали от голода. Мы узнали, что такое голодомор, существовали геноциды. Сегодня же даже в странах третьего мира вероятность умереть голодной смертью крайне низка. На сегодняшний день люди чаще умирают от ожирения, от того, что обрываются тромбы от стенок сосудов. Сахарный диабет стал неотъемлемой частью культуры и уже не воспринимается как напасть, потому что этим страдает по статистике каждый третий. А количество людей, умерших от суицида, в разы превзошел показатель смертности от суицида.

Казалось бы, все идет в сторону улучшения и прогресса. Наша жизнь улучшается, условия жизни качественно растут. Раньше стирка занимала в лучшем случае целый день, а то и все выходные. Сегодня же сложность стирки в том, чтобы все развесить. Для уборки придумали пылесосы, для ремонта авто – сервисы. Все возможные услуги доступны, стоит только зайти в интернет или позвонить.

Информация вообще стала самым доступным ресурсом из всего. И, причем, не было еще такого времени в истории человечества, чтобы информацию можно было достать с такой скоростью и в таких объемах. Я хочу сказать, что сегодняшнее время качественно лучшее для существования человечества. Но несмотря на все это, одной из самых востребованных специальностей стала психология.

Право на счастье

Наш мозг не успевает за прогрессом, не справляется с объёмами поступающей информации. Участились суициды. У всех повальный дефицит счастья. Кстати, право на счастье, наравне с правом на свободу, заложено в декларации о независимости США. Проблема в том, что право на счастье есть, а вот алгоритма для достижения счастья никто не предоставляет.

  • Люди с низким достатком утверждают, что для счастья им не хватает денег;
  • с высоким достатком утверждают, что не хватает общения;
  • с низким уровнем здоровья – просят здоровья.

Список можно продолжать до бесконечности. Крайне малое количество людей чувствуют себя абсолютно счастливыми. Люди даже придумали фразы и афоризмы о том, что для полного счастья чего-то должно не хватать.

Есть даже люди, которые не испытывали финансовых трудностей, занимались любимым делом, имели армии поклонников и почитателей, но все равно не чувствовали себя счастливыми, и даже оканчивали жизнь самоубийством. Вот лишь некоторые известные имена тех, чья жизнь закончилась трагично.

Друзья, мы должны помнить о том, что счастье — это не про облачный идеал, это про нас! Счастье — это здесь и сейчас! Быть счастливым — это улыбнуться прохожему, взяться за руки со своей второй половинкой, это по детски радоваться дождю и снегу. И это не сложно!

Просто остановитесь и вспомните, что сегодняшний день больше не повторится — он уникален! Сделайте так, чтобы ложиться спать с улыбкой на губах.

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Валентин Акимов

Коуч в сфере личной эффективности. Если ТЫ хочешь выйти на качественно новый уровень жизни, тогда тебе необходимо просто перейти по ссылке, и заказать персональную коуч-сессию

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кризис духовных ценностей как глобальная проблема современности

В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность - термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Одной из значимых проблем современности является и проблема духовных ценностей.

Общество, утратив, свой духовный стержень - основной критерий морали, по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту.

Можно сказать, что кризис современного общества - последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей.

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. Все эти явления результат отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть - это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На мой взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. У России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

Колхозы разрушались на глазах, а значит и люди не только теряли работу, но уже не могли прокормить ни только себя, но и страну, что, в свою очередь, привело к голоду. Думаю, есть те, кто ещё помнит морковный чай, хлеб по талонам и зарплату под продукты. И всё это вовлекло людей в нищету.

В России происходит активное разрушение эмоциональных связей между людьми, разрастается отчуждение. И деньги избавляют от любых зависимостей, но ярко демонстрируют, как все покупается путем душевного и духовного опустошения, утраты чувства родства, любви и дружелюбия.

И невольно начинаешь задумываться, счастье, возможно оно или нет в нашем мире? Иллюзия это или реальность?

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы — вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность — совпадают во многих религиях. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Мы вступили в новое время, мы – его творение и его же творцы. Перед нами стоят огромные задачи, и главное, нужно достойно прожить его и обеспечить потомкам надежду. Путь Христа, обрамленный цветам, лежал через мучения и крест, который он взял на себя. Церковь и её устои не только великая слабость, но и великая сила для человека! Во все времена церковь, её каноны следовали за государством, за его деятельностью, а значит есть то, что объединяет нас до сих пор!

Автор: Шауркина Ирина Васильевна, учитель географии МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский Чунского района Иркутской области.

Истребление природы нерационально, поэтому подлинная научная рациональность как раз и должна заключаться в обратном – ориентировании на то, что способствует выживанию и подлинному, а не мнимому прогрессу человечества. А то, что угрожает человечеству гибелью, есть результат научной нерациональности, то есть науки, не соединенной с подлинным разумом. Как ни парадоксально, даже великие ученые не все и не всегда могут быть названы подлинно разумными существами,тем более подлинно душевными, подлинно духовными.Иногда считается, что это относится в первую очередь к представителям естественных и технических наук, а подлинная философия являет собой образец такой рациональности, хотя к ней мало кто прислушивается. П. С. Гуревич пишет о том, что сегодня невостребованной оказалась не только философия. Людям несвойственна самая обыкновенная дальновидность. Политики занимаются текущими вопросами, пренебрегая стратегическим мышлением. Технократы пытаются изо всех сил разогнать локомотив современной цивилизации. Как спасти человечество? Этот вопрос – очень неуместный и неудобный для технократа и политика-прагматика – задает уже философ. Неудивительно, что его вопрошания воспринимают как назойливые и несвоевременные пророчества Кассандры. Философия нередко отбирает у человека последнее утешение. Философия – это опыт предельно трезвого мышления, практика разрушения религиозных и социальных иллюзий. Свет разума подчас выявляет многие темные стороны нашей жизни [5] .

К сожалению, и это не совсем так. Философия тоже бывает разной: иррациональной, человеконенавистнической, фаталистической, уповающей на фатум, а не на разум, отрицающей сам факт существования глобальных проблем, их серьезную опасность для человечества или предлагающей такие пути их решения, которые на деле могут только ухудшить ситуацию. Хотя, действительно, именно философия, а также гуманитарные науки не только могут, но и должны явить человечеству тип рациональности, соединенный не с безудержным стремлением к комфорту, а с подлинной духовностью, заботой о сохранении человечества.

Гуманитарные науки, в том числе и философия, должны способствовать развитию подлинной рациональности, подлинной душевности и подлинной духовности, должны преодолеть стагнацию рефлексивного гуманитарного мышления, побороть религиозные, социальные и прочие предрассудки, ликвидировать провал между двумя частями общечеловеческой культуры и, наконец, поспеть за развитием научно-технической составляющей человеческой цивилизации, адекватно осмыслить социальный прогресс и духовную жизнь человека, способствовать действительному решению, а еще лучше – упреждению проблем, угрожающих современному человечеству.

Духовный кризис сам по себе является злом, и его экспансия тесно взаимосвязана с экспансией зла. Соответственно преодоление духовного кризиса и прогресс духовности сами по себе являются добром, и их торжество тесно взаимосвязано с торжеством добра. Хотя считается, что добро и зло – категории социальные, а в природе их не существует, тем не менее, если исходить из распространенного (хотя и небесспорного, но бесспорного на сегодняшний день не существует) понимания зла, любое уничтожение жизни [6] и в обществе, и в природе – зло. Поэтому в природе источником зла является борьба за существование, которая с неизбежностью ведет к истреблению одних живых существ другими. Борьба за существование происходит и в обществе, причем на ранних этапах его развития она мало чем отличалась от борьбы в природе. В первобытном обществе и до средневековья включительно шла ожесточенная, в том числе вооруженная, борьба за продовольствие и другие материальные блага, за охотничьи угодья и прочие территории, за истребление чужого потомства ради жизни своего собственного, за рабочую силу (за обращение других людей в рабов ради того, чтобы меньше работать самому) и т. д. и т. п. Вот истинные импульсы тяготения к злу.

При переходе от доиндустриального общества к индустриальному, когда резко возросли производительность труда и количество произведенного общественного продукта, ожесточенность борьбы снизилась, но не исчезла полностью (две мировые войны – яркое тому подтверждение). Дополнительное количество материальных благ стало не столько равномерно распределяться между всеми работниками сообразно вложенному труду, сколько присваиваться небольшим количеством людей, что привело к резкому увеличению уровня жизни немногих и не привело к повышению уровня жизни большинства [7] . Борьба за материальные блага, за произведенный общественный продукт, за рабочую силу и т. п. продолжилась, приобретая новые формы и продолжая создавать импульсы тяготения к злу. Отчего это происходит?

Некоторые исследователи связывают это с природой и сущностью человека, полагая, что природе человека присущи частнособственничество, конкуренция, накопительство, жадность, зависть и т. п.[8] Но я думаю, что все это объясняется предшествующим историческим развитием общества, а корни уходят еще глубже, в природное существование наших предков. За многие тысячелетия вынужденной борьбы за существование люди приобрели вышеперечисленные качества (жадность, зависть и т. п.), эти качества наследуются на социально-культурном уровне, а возможно, и на генетическом. Сейчас уже ничто (по крайней мере, в развитых странах) не вынуждает людей вести борьбу за существование, ибо произведенного совокупного продукта в принципе достаточно, чтобы все были счастливы и безбедны, остается только организовать его справедливое распределение, но социально наследуемые качества и мотивы, доставшиеся от прошлых веков, побуждают большинство населения не к справедливому распределению общественного продукта, а, напротив, к перераспределению, к борьбе за излишки. Борьба за существование сменяется борьбой за излишки, за роскошь. Поэтому люди ищут различные инструменты (власть – один из них) для того, чтобы иметь возможность доступа к роскоши, к тому, чего не имеет большинство населения. Драка за кусок хлеба сменяется дракой за деликатесы, но от этого не становится менее ожесточенной. Хотя если первую драку еще можно как-то понять и оправдать, то для второй драки у нормального человека нет ни понимания, ни оправдания. К сожалению, современное общество ненормально, душевно и духовно больное, оно поражено глубоким духовным кризисом, поэтому большинство его членов не только понимают и оправдывают вторую драку, но и сами охотно принимают в ней участие.

Конечно, кровное родство – слабый аргумент в пользу мирного сосуществования, ведь бывает, что и ближайшие родственники ссорятся, воюют и даже убивают друг друга. Но все же это один из аргументов. Кровным родственникам тем более стыдно ссориться, они должны помогать друг другу. А кроме того, есть и более сильные аргументы в пользу необходимости единства и взаимопомощи: без них альтернативой может стать только глобальное самоуничтожение всего человечества.

Для решения проблем, связанных с взаимоотношениями человека и техники, следует повсеместно насаждать и воспитывать подлинную техническую культуру, культуру обращения с техносферой, то есть культуру подчинения техносферы остальным сферам общества, а не наоборот. Для решения более широкого круга проблем, связанных с подчинением человека стихийным социальным силам, которые вместо него управляют обстоятельствами его собственного бытия, следует позаботиться о замене стихийности процесса общественного развития сознательностью, то есть о том, чтобы полнее и глубже реализовать сознательно-волевое начало и в деятельности по управлению обществом и обстоятельствами социального бытия, и в сознательном контроле над ходом общественного развития. Все это незамедлительно скажется самым положительным и благоприятным образом на дальнейшем совершенствовании и развитии человека.

Во всем этом (особенно в последнем) заметную роль призвана сыграть и философия, которая обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей. Также философия должна способствовать изменению и расширению сознания людей (индивидуального и общественного), выработке более адекватных и рациональных моральных и идеологических императивов, адекватной и рациональной ценностной ориентации и т. п. В этом должно заключаться место философии в современном мире (поисками которого озабочена значительная часть философского сообщества), ее роль, значение и одна из основных функций. Философия должна способствовать преодолению глубокого духовного кризиса, поразившего значительную часть современного общества, совершенствованию и развитию общества и человека.

[1] Ивановская, О. В., Скворцова, Т. В. К проблеме гуманизации личности как стабилизирующего фактора в гражданском обществе // Человек в современных философских концепциях. – Т. 1. – С. 220.

4 Моисеев, Н. Н. На пути к новой цивилизации // Свободная мысль. – 1999. – № 10. – С. 100.

В современном мире духовность занимает далеко не первое место среди жизненных потребностей.Ценностная дезориентация постепенно приводит к вырождению духовных благ, под которыми в каждой сфере жизнедеятельности человека подразумеваются разные понятия.

Духовность в современном мире

  • Что происходит с духовностью в современном мире
  • Что такое бездуховность
  • Что такое духовность

У многих духовность ассоциируется только с религиозностью, хотя она востребована и в других областях общественной жизни: психологии, философии, культурологии, педагогике и даже политологии. Это стержень, который поддерживает каждую из этих областей по отдельности и общество в целом.

В наш век все меньше внимания уделяется повышению образования. С процесса формирования нравственной культуры акцент сместился на результат обучения. Получение образования рассматривается как формальность, а не как источник духовного роста личности.

Современная молодежь все реже обращается к художественной литературе, призванной воспитать чувства, развить творческую активность и понять жизнь. На замену классике приходит массовая культура, задача которой, скорее, развлекать, а не способствовать формированию независимого мышления.

Семья перестает быть эталоном воспитания, и статистика разводов это только подтверждает. Деньги становятся главной составляющей успеха, вытесняя любовь, доброту и заботу. В мире, где правит индивидуализм, людям попросту не хватает взаимопонимания и взаимоподдержки. Личностный рост оказался важнее деятельности на благо ближнему.

Духовность отражает богатство внутреннего мира и степень совершенства личности. Объективную оценку своей духовной жизни может дать только сам человек, руководствуясь совестью и согласием с самим собой. Духовность нужно развивать с помощью укрепления активной жизненной позиции, стремлению к самопознанию и желанию сделать этот мир чуточку лучше.

Читайте также: