Идея мастер и маргарита кратко
Обновлено: 05.07.2024
Самая яркая особенность романа
Основные темы произведения
Добро и зло
Неоднозначно показана тема добра и зла на образе Понтия Пилата. Он в душе противится казни Иешуа, но ему не хватает смелости пойти против толпы. Приговор бродячему невинному философу выносит толпа, но отбывать наказание вечно суждено Пилату.
Борьба добра и зла – это и противостояние литературного сообщества мастеру. Самоуверенным литераторам мало просто отказать писателю, им необходимо унизить его, доказать свою правоту. Мастер очень слаб, чтобы бороться, все его силы ушли в роман. Не зря разгромные статьи для него приобретают образ некоего существа, которое начинает чудиться мастеру в темной комнате.
Краткий итог
Этот роман действительно бессмертный благодаря таланту писателя и неугасающей актуальности тем и проблем.
Мастер и маргарита
Великий русский писатель М. А. Булгаков начал написание своего творения в промежутке между 1928—1929 годами, а закончил текст произведения только спустя 12 лет.
Позже он написал ещё одну, которая также была уничтожена. И лишь в третьем варианте романа вышеупомянутые герои смогли стать центральными в повествовании, а также появилась свита Воланда. Кроме того, автор решил окончательно закрепить за романом его знаменитое название.
При этом у произведения было несколько вариантов развития сюжета. Интересный факт: в изначальной версии отсутствовали большинство ключевых персонажей. Но Булгакову не пришёлся по душе такой сюжет, и он собственноручно уничтожил эту редакцию.
Редакции легендарного произведения
Огромная заслуга в этом супруги писателя — Елены, с которой был списан художественный образ Маргариты. Благодаря этой женщине любовная линия между главными героями смогла занять центральное место в сюжетной канве романа.
Сюжет условно делится на 2 части: события параллельно развиваются в советской Москве, и в Иерусалиме.
Сюжет книги
Читателю становится известно, что причиной всех злоключений писателя является написанный им роман про Понтия Пилата. Это сюжетное повествование развивается параллельно с основной линии до последних страниц, а затем они сливаются воедино. Из-за предательства Иуды из Кириафа Иешуа попадает на суд к Пилату, и тот вынужден приговорить его к смертной казни через распятие на кресте. История взаимоотношений Пилата и Иешуа заканчивается лишь тогда, когда Мастер отпускает первого на свободу.
Впервые Мастер предстаёт перед читателями во время лечения в психиатрической клинике, где судьба случайно сводит его с поэтом, членом Массолита, Иваном Бездомным. В больницу он попал сразу после гибели Миши Берлиоза, не без влияния свиты Воланда.
Мастер рассказывает своему соседу о любимой Марго, их первой встрече и написании романа. Тем временем молодая женщина знакомится с Азазелло — одним из приближённых дьявола.
Тематика романа Булгакова
Ради спасения любимого человека Маргарита заключает с Воландом сделку, отказывается от своей прежней жизни и естественной сущности.
Дьявол возлагает на неё обязанность по встрече и приёму приглашённых гостей на балу.
Маргарита сдерживает своё обещание, и в награду воссоединяется с Мастером.
В дальнейшем снисхождения к паре просит сам Иешуа, и они наконец-то обретают долгожданный покой, который заслужили.
Это не просто любовный роман, в нём поднимается и раскрывается множество злободневных проблем: социальных, философских, личностных и политических.
Основной проблемой, а также самым страшным и непрощаемым человеческим пороком называется трусость и малодушие. Понтий Пилат малодушно не смог отстоять жизнь безобидного философа и странника Иешуа Га-Ноцри, Мастер опасался защитить свой роман и собственное доброе имя, Маргарита боялась уйти от нелюбимого, но доброго и уважаемого мужа, дабы не причинить тому боль.
Разоблачение человеческих пороков
Не менее важное место занимает любовная проблематика. Читатель должен осознать, что любовь не всегда бывает беззаботной и безоблачной. Искреннее чувство требует огромных жертв и борьбы за право быть счастливым. Несмотря на все преграды, влюблённые, отказываются от всего, и обретают долгожданное спокойствие.
Красной нитью в повествовании поднимается также вопрос веры. Автор романа деликатно подводит читателя к вопросу, во что же именно он верит? И в чём же заключается смысл его веры?
Борьба добра со злом
Посыл автора читателю
И после выхода столь скандального произведения, Булгакову, подобно Мастеру, пришлось выдержать большой шквал критики.
Легендарный роман он считал главным делом своей жизни, своеобразным посланием отдельно читателю и человечеству в общем.
Краткий и полный анализ помогут оценить глубину замысла и невероятный спектр художественных средств в романе.
Годы написания — 1929-1940.
История создания: первые наброски романа о сатане Булгаков сделал в 1928 году, изначально в нем не было любовной линии; в 1930 году большая часть романа была сожжена автором из-за нападок на его творчество. Позже он возобновил работу и продолжал ее до самой смерти в 1940 году. Роман считается неоконченным, доработкой материалов занималась вдова Булгакова.
Жанр — роман (философский/сатирический/фантастический/исторический).
Направление — реализм с элементами фантастики.
Основная идея: Пришествие сатаны не делает людей хуже, оно показывает, что люди сами погрязли в бездуховности и лжи.
Тема: Противостояние доброго и злого начал.
Проблема: Зло в романе неоднозначно, сатана совершает добро для героев, которые не находят помощи в мире света.
Композиция
Роман в романе: один посвящен событиям в Москве 1930-х годов, другой описывает историю, произошедшую в Ершалаиме 2000 лет назад.
Три сюжетные линии:
1. Похождения Воланда со свитой в Москве.
2. Любовная линия между мастером и Маргаритой.
3. История Иешуа и Понтия Пилата.
Все сюжетные линии переплетаются, в каждой есть свои собственные и общие композиционные акценты.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Любовь, способная выдержать все испытания.
Проблема: Любовь может многое, но далеко не все. Чувства Маргариты не спасают мастера от душевной болезни, не защищают от нападок критиков, не помогают прижиться в социуме. Поэтому влюбленным приходится уйти туда, где они будут одни.
2. Тема Поиск истины, вера и атеизм.
Проблема:И верующие, и отрицающие бога и дьявола занимаются поиском истины. Но противостояние веры и неверия длится несколько тысяч лет, а истина все равно ускользает.
3. Тема Пороки человеческого общества.
Проблема: За 2000 лет человечество почти не изменилось: ему свойственны те же пороки и слабости. А встреча с нечистой силой только вскрывает, подсвечивает их.
4. Тема Нравственный выбор и его последствия.
Проблема: Последствия – тяжелый груз для тех, кто отказывается от личной ответственности. Пилат под напором других людей выбирает казнить Иешуа, но понимает, что совершает ужасную ошибку. Это приводит к бесконечному чувству вины, потому что он предает не Иешуа, а справедливость и самого себя, свое нравственное чувство.
5. Тема Милосердие, сочувствие, прощение и искупление.
Проблема: Милосердие и сочувствие – это понимание боли других людей, оплот добра в мире. И каждый имеет на них право. А для получения прощения нужно провести более сложную нравственную работу (Пилат прощен, так как глубоко осознает свою вину и пытается ее искупить).
6. Тема Что такое добро и зло.
Проблема: Люди порой даже не могут определить, что есть добро и зло. Добро в понимании одного человека оборачивается злом для другого. Эта противоречивость затрудняет нравственный выбор человека.
7. Тема Власть и человек, власть и художник.
Проблема: Власть всегда вмешивается в творчество и заставляет служить ей. А если художник отказывается быть пропагандистом, певцом идеологии, режим его уничтожает (судьба мастера).
п.2. Идея и пафос
п.3. Основные герои и их место в образной системе
п.4. Литературные приёмы
✓Сравнение (любовь выскочила как убийца в переулке; кот, громадный, как боров, черный, как сажа; голоса под липами звучали мягче, по-вечернему).
✓Гротеск (сосед превращается в борова, сотрудники Зрелищного управления поют песни против своей воли).
✓Эпитет (больные глаза, утренний вид, колдовская нестойкая одежда, печальные леса, белый плащ с кровавым подбоем).
* Много эпитетов, описывающих разные цвета, свет и тьму.
✓Метафора (дымка страданий; ночь густела, летела рядом, хватало скачущих; исколотая иглами память стала потухать; загорелся мозг, залило огнем уши).
✓Гипербола (девица со скошенными к носу от постоянного вранья глазами).
✓Метонимия (всадник – золотое копье; заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда; вдруг джаз развалился и затих).
✓Синекдоха(костюм сидит за столом и расписывается в документах).
✓Градация нагнетание смысла с помощью синонимов (мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счет).
✓Стык повествования (глава заканчивается на том, как герой настанет читать роман, следующая глава – сам текст романа в романе).
✓Массовые сатирические сцены, через которые раскрывается образ толпы (представление в варьете, всеобщее пение сотрудников в учреждении).
✓Афоризмы (Рукописи не горят. Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.)
✓Фантастика (расширение пространства в квартире, перемещение Лиходеева в Ялту, говорящий кот, который пьет водку и ездит на трамвае и т.д.)
✓Портреты героев, отражающие их внутренний мир.
п.5. Конфликт романа
Бог и Дьявол не противостоят напрямую, они делают разную работу в мире людей.
Анализ произведений
Год написания — 1929-1940
2) Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды и Алоизии существуют во все времена.
3) Писательский долг — вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину вопреки обстоятельствам жизни.
Для Маргариты — бездетной тридцатилетней жены очень крупного специалиста и тайной жены Мастера — исчезновение любимого становится драмой. Однажды она признаётся себе, что готова заложить душу дьяволу ради того, чтобы узнать, жив он или нет. Мысли измученной неведением женщины оказываются услышанными: Азазелло вручает ей баночку с чудодейственным кремом. Маргарита превращается в ведьму и исполняет роль королевы на великом балу сатаны. Её заветная мечта осуществляется: Воланд устраивает встречу Мастера с возлюбленной и возвращает им рукопись сожжённого романа.
Произведение, написанное Мастером, представляет собой историю, начавшуюся во дворце Ирода Великого. К прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят подследственного Иешуа Га-Ноцри, приговорённого Синедрионом к смерти за пренебрежительное отношение к власти кесаря. Беседуя с Иешуа, прокуратор понимает, что перед ним — бродячий философ; его взгляды на истину и мысли о том, что всякая власть является насилием над людьми, интересны Пилату, однако спасти скитальца от казни он не может. Зная, что Иуда из Кириафа получил деньги за то, что разрешил арестовать Га-Ноцри в своём доме, прокуратор поручает начальнику тайной службы Афранию убить предателя.
Совмещение двух сюжетных линий происходит в заключительных главах. Воланду наносит визит ученик Иешуа Левий Матвей, который просит наградить Мастера и Маргариту покоем; это ходатайство выполняется. Ночью Москву покидает группа летящих всадников; среди них не только мессир и его свита, но и автор романа о Понтии Пилате со своей возлюбленной.
Читайте также: