Чувственное познание и его специфика образное и знаковое в познании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Чувственное познание - самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации. Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы чувственного опыта. В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. В восприятии нам даны не отдельные ощущения, а устойчивые, сохраняющие свои свойства предметы. Это основное свойство восприятия определяется как его предметный характер: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом.

Чувственное познание является начальным этапом познания. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, – его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере – чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие.

Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

35. Марксистская философия в России (г. В. Плеханов и в. И. Ленин).

Отношение В. И. Ленина к марксистской теории, и в частности к философии, претерпело эволюцию. Если в своих первых работах он считал, что марксизм — это наука об обществе, социология, то в межреволюционный период (1905—1917) выступал в защиту философского своеобразия марксизма и органической целостности его трех составных частей: философии, политэкономии, учения о социализме.

Продолжалось идеологическое наступление партии на немарксистские философские течения, борьба за монополию марксизма. Был введен партийно-государственный контроль над преподаванием и программами курсов философии, что привело к отстранению от работы многих немарксистских философов. В то же время за рамками доминировавшей официальной философии пробивались и другие тенденции, порожденные противоречивой социально-культурной обстановкой и небывалым развитием естественных наук и психологии. В 20— 30-е гг. появились новые идеи, получившие свое дальнейшее развитие гораздо позже — в 60-е и последующие годы.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Человечество всегда стремилось к получению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия является выражением высочайших устремлений творческой активности духа, которая является великой гордостью человечества. За тысячелетия своего развития она прошла долгий и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к более глубокому и всестороннему пониманию природы бытия. На этом пути были открыты бесчисленные факты, свойства и законы природы, общественной жизни и самого человека, одна картина мира сменилась другой.

Развитие знаний шло параллельно с развитием производства, с расцветом искусств и художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простого любопытства (хотя любопытство — одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), а ради практического преобразования человеческой природы с целью наиболее гармоничной жизни человека в мире. Знания человечества образуют сложную систему, которая выступает как социальная память, ее богатство передается из поколения в поколение, от человека к человеку через механизм социального наследования, культуру.

Чувственное познание и его специфика

Сенсорное восприятие происходит через органы чувств.

Органы чувств — это единственные ворота, через которые информация об окружающем нас мире проникает в наше сознание. Материальные предметы и явления воздействуют на органы чувств и вызывают разнообразные впечатления.

Сенсорное познание происходит в трех основных формах: Сенсации, восприятия и репрезентации.

Восприятия — это отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов и явлений, которые действуют непосредственно на органы чувств.

Чувства делятся на две основные группы:

  1. ощущения, отражающие качества предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные).
  2. ощущения, отражающие движения частей тела и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, органические ощущения равновесия).

Между этими группами всегда существует тесная связь, потому что человек не пассивно ощущает внешний мир, а действует на него, реагирует на него, в соответствии с характеристиками внешних объектов. Источник ощущений лежит в свойствах материальных предметов и явлений.

Восприятие — это целостное отражение внешнего материального объекта, которое действует непосредственно на органы чувств.

Изучение сенсорных восприятий является предметом многих отраслей науки, например, теория высшей нервной системы Павлова. Человеческое восприятие отличается от сенсорного восприятия животных тем, что восприятие животных не предполагает целенаправленного отражения внешнего мира.

Восприятие — это чувственный образ объекта, который не действует на органы чувств в данный момент, но ранее воспринимался ими в той или иной форме. Представления и восприятия являются конкретными визуальными образами — это то, что их объединяет, но между ними есть и различия:

  1. представления — это образы, воспроизводимые в сознании при отсутствии непосредственного взаимодействия объектов в данный момент, поэтому они не обладают яркостью и отчетливостью, характерными для восприятий.
  2. большинство представлений воспроизводят образы объектов, ранее неоднократно воспринимавшихся в разных условиях, и поэтому являются более общими и менее детальными по сравнению с восприятием, но фиксируют общие, характерные признаки объектов. 3. восприятие формируется при отсутствии непосредственного воздействия на объект благодаря следам предыдущих восприятий, между этими следами устанавливаются множественные нервные связи, поэтому благодаря этим связям формируются возможные изменения перцептивных образов, трансформация и формирование новых зрительных образов.

Этот процесс является выражением присущей человеку способности воображения, т.е. представления находятся дальше от объекта, чем восприятие.

Интуиция, оригинальная форма сочетания чувственного и рационального, также является способностью прямого или непосредственного (в форме предчувствия или озарения) познания истины. В интуиции ясно воспринимается только результат (вывод, истина); конкретные процессы, ведущие к нему, остаются как бы за рамками, в поле и в глубинах бессознательного.

Основные формы чувственного познания

Сенсорное восприятие происходит через органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Она характеризуется: — непосредственность (прямое воспроизведение объекта); — четкость и объективность получаемых изображений; — воспроизведение объектов на уровне явлений, то есть их внешних сторон и свойств.

Основные формы сенсорного отражения: ощущения, восприятия, представления. Восприятия отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и не дают целостной картины объекта восприятия. Восприятие — синтез ощущений, формирующий целостное представление об объекте в единстве его сторон и свойств. И, наконец, путем зрительного воспроизведения предыдущих восприятий с помощью памяти и воображения формируется такая форма образа, как представление.По сравнению с восприятием, оно является обобщенным образом действительности, служит трамплином, позволяющим перейти к рациональному отражению действительности. Но не стоит представлять, что сенсорное восприятие — это пассивный этап передачи информации от объекта к субъекту. Сенсорное отражение, во-первых, активно и, во-вторых, социально обусловлено (мы говорим о сенсорном отражении человека).

Говоря о чувственном восприятии, необходимо отметить, что социальная детерминация человеческого чувственного отражения составляет его особенность по сравнению с чувственным отражением у животных. Эта особенность может быть выражена в следующих утверждениях.

Выделяется влияние общественных отношений, социальной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения в окружающей действительности.
Происходит формирование (под влиянием практики, социокультурных условий и ценностей) перцептивных установок и ожиданий, которые регулируют взаимодействие между текущими сенсорными данными и прошлым опытом субъекта в процессе восприятия.

Осуществляется взаимодействие прошлой, а также текущей сенсорной информации и культурных слоев. Отсюда можно сказать, что непосредственность чувственного отражения — вещь относительная и что эту относительность необходимо учитывать в познавательной и практической деятельности. В целом, это формы, характеристики и особенности сенсорного восприятия человека.
Рациональное познание — это более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление можно представить тремя основными уровнями, которые соответствуют общей истории его развития: сенсорно-перцептивный уровень, уровень представлений, вербально-логический уровень (уровень понятийного мышления). Она характеризуется: — опора на результаты сенсорного отражения, опосредованного ощущениями; — абстрактность и обобщенность получаемых образов; — представление объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и соотношений. Основные формы рационального познания включают: понятия, суждения, выводы, законы, гипотезы, теории.

Знаки в познании

Способность к символизации (знаковая функция) является одним из важнейших свойств человеческой познавательной деятельности. Знак является средством и инструментом познания объективной деятельности, но в то же время необходимо понимать природу опосредованной связи знака и обозначаемого объекта в рефлекторной деятельности человеческого мозга. Суть этой связи заключается в том, что знаки являются носителями и средствами фиксации ментальных образов означаемых объектов. Знаки — это особое средство абстрактной и обобщенной отражательной деятельности, осуществляемой в условиях общения.

В последнее время в инженерной психологии считается, что знак имеет не только информирующую функцию, определяемую связью со знаковым объектом, но и структурирующую, преобразующую функцию, связанную с воздействием знака на субъект. Структурирующая функция знаков способствует организации систем психических процессов в процессах приема и обработки информации. В связи с этим знаки играют двойную роль в человеческой деятельности: с одной стороны, они участвуют в управлении преобразованиями объекта, а с другой — организуют ментальную, мыслительную деятельность субъекта. Это также связано с тем, что знак всегда функционирует не изолированно, а только как элемент определенной системы знаков.

На основе обобщения литературных данных и наших исследований можно определить шесть функций знаков и знаковых систем в человеческой деятельности:

  • Сигнал — как стимул к деятельности: знак действует как сигнал;
  • Визуальные — как поддержка внешней и внутренней наглядности при решении оперативных задач в деятельности (знаки-символы, знаки-символы, иконические знаки)
  • Информативные — о состоянии и свойствах обозначаемых объектов и явлений (кодовые знаки);
  • Интегративный — объединение и консолидация информации в знаке или ОО за счет обобщения в числовом значении и многомерности используемых знаковых систем (свернутые знаки);
  • Структурирование — организация и адаптация системы приема и обработки знаковой информации;
  • Коммуникативный — как средство организации данного общения.
  • Необходимость формирования систем приема и переработки знаковой информации одинакова для всех видов деятельности и связана с развитием знаковой функции у человека.

Образы в познании

В общем когнитивном смысле образ — это любой дискретный (отдельный) элемент знаний, содержащий значимую информацию о классе объектов.

Идеальными когнитивными образами являются:

  • перцептивные образы
  • репрезентативные образы: Восприятие происходит в тот момент, когда объект действует на органы чувств, поэтому он ассоциируется с определенной ситуацией. Репрезентативные образы включают образы памяти и воображения.

3) рациональные (концептуальные), недоступный органам чувств.

При переходе от восприятия к представлению структура образа меняется в направлении обобщения и схематизации. В процессе распознавания зрительные образы трансформируются в направлении отражения более значимых элементов и сторон явлений.

Соответствие образа и объекта: с одной стороны, образ идеален по форме и поэтому субъективен, т.е. по способу существования, с другой стороны, он сохраняет предметное содержание отражаемых объектов, т.е. объективен по содержанию.

Для познающего субъекта знаковая система важна не сама по себе, а только потому, что она является носителем идеального содержания (семантического значения). Это идеальное содержание, зафиксированное в знаковой системе, является образом (или системой образов).

Функции зрительных образов в структуре познания:

познавательные (информационные), посредством которых субъекту раскрываются свойства и структура объектов и процессов объективного мира.

Функция регулирования (управления) человеческой деятельности.

В то же время зрительные образы являются важной опорой для абстрагирования и обобщения (эмпирическая функция);

Они могут частично взять на себя функции языка, став средством выражения абстрактных мыслей (идеографическая функция).

Интерпретационный: изображения включаются как элементы в осмысленную интерпретацию формальных знаковых систем. 6) Эвристика: средство получения новых знаний о мире.

Заключение

Итак, рассмотрев проблемы эпистемологии и некоторые вопросы логики, я закончил объяснять содержание этих вопросов, которые стояли передо мной в начале контрольной работы. Как оказалось, познание — это многогранное и сложное понятие. В целом, это изучение человека, его бытия в мире, особенно психического мира человека.

«Я не могу не поделиться радостью, которая снова и снова переполняет меня в эти дни. Я чувствую себя в счастливом единстве с моими близкими и далекими, искренними, активными исследователями. Они признают и утверждают, что необходимо принять нечто неизученное в качестве предпосылки и допущения, но тогда сам исследователь не может устанавливать границы.

И не должен ли я также принять себя как предположение и предпосылку, хотя я никогда не знаю, каков я на самом деле? Разве я не изучаю себя, как и других, и при этом весело иду вперед и вперед?

Это логически привело меня к проблеме эпистемологии, и я завершаю этот большой блок фундаментальных философских проблем ее анализом в настоящем обзоре.

Из сути всего этого можно сделать один вывод: Разум постоянно проникает все глубже и глубже в тайны бытия, и невозможно предугадать, как далеко он зайдет со временем.

Список использованной литературы

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник, 2-е изд., М.: Гардарики, 2006, 736 с.

2. Г.Г. Кириленко, Е.В. Швецов Философия: Справочник студента, М.: Аст, 2002 — 672 с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М.: Логос; КноРус, 2000 — 228 с.

4. Философия: познание, общество, человек, ценности, культура Юнита 2 / Современный гуманитарный университет, М., 2003 — 85 с.

5. В.П. Кохановский Философия: учебник для ВУЗов, 14-е изд., Ростов н/Д.: Феникс, 2006 — 570 с.

6. В.Н. Лавритенко, Г.И. Иконникова Философия: Учебник для ВУЗов, М.: Юристъ, 2001 — 516 с.

7. В.П. Яковлев, Т.П. Матяш Философия: краткий тематический словарь, Ростов н/Д.: Феникс, 2001 — 416 с.

8. Философия. Энциклопедический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1983 — 840 с.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В философии существуют два таких фундаментальных термина - чувственное познание и рациональное познание. Первое понятие являет собой познание сквозь призму известных нам инстинктивных ощущений: слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания.

Познание мира

Вторая форма принятия окружающей действительности осуществляется посредством мышления. Более детально оба примера осязания этого мира мы рассмотрим в этой статье.

Характеристики чувственного познания

В прошлом советские философы считали чувственное познание низшей ступенью человеческого мышления. А все потому, что человек в процессе этого вида познания руководится только инстинктами.

Чувственное познание

Но современные философы имеют совсем другую точку зрения: рациональное и чувственное осязание – это одно целое. Без инстинктивного познавания этого мира не было бы понятийно-абстрактного мышления, поэтому присутствие этих двух способов мышления обязательно для нормального существования человека.

В процессе чувственного познания каждое живое существо (не только человек) использует присущие ему органы зрения, слуха, обоняния, вкуса ли осязания.

Например, в детстве мы не знали, что лимон на вкус кислый. Но попробовав, мы это обнаружили с помощью вкусовых рецепторов ротовой полости. И, основываясь на личном опыте, мы можем сказать, что лимон – кислый.

Чувственное познание и его формы

Формы чувственного познания

Существует три формы инстинктивного познания, которые тесно взаимосвязаны между собой:

Ощущение – это первейшая форма восприятия окружающих предметов. С помощью этой формы осязания человек формирует мнение о том или ином объекте. Например, посмотрев на лимон, человек может определить для себя, что фрукт желтого цвета. Также с помощью ощущения можно определить материал объекта, вкус и форму. В процессе этой формы познания задействованы звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения. Зрение является наиболее важным инструментом инстинктивного знания, так как с помощью глаз человек получает 80% информации.

Восприятие нацелено на создание полной картины исходного элемента. Эта форма позволяет нам выделить объект среди многих других и составить в голове целостный образ. Например, посмотрев на стул, человек воспринимает не его отдельные формы, цвет или расположение в пространстве, а объединяет полученную информацию в единое целое.

Представление основано на восприятии уже виденных человеком предметов. При этом основным инструментом данного осязания является человеческая память. Например, человек впервые в жизни увидел стол и теперь, при каждом упоминании этого нового для него понятия, ему на память будет приходить образ увиденного им стола.

По сути, чувственное познание возникает тогда, когда с органами чувств человека начинают контактировать окружающие объекты. При малейшем контакте запускаются процессы нервной системы, и мозг начинает порождать образы, которые позволяет удерживать осязательная память.

Инстинктивное познание – это простейшая форма осязания, при помощи которого происходит первый контакт с окружающей средой как у животных, так и у человека.

Рациональное познание и его формы

А сейчас кратко рассмотрим особенности рационального познания. Данная форма исследования этого мира отличается от инстинктивного восприятия тем, что базируется на логическом мышлении и накоплении знаний.

Способы познания

Абстрактный ход мыслей помогает нам выходить за рамки чувственного познания и принимать важные решения.

К рациональному познанию относится три метода осязания:

Суждение является особой формой познания, которое способно суммировать количество имеющихся понятий и формировать собственное суждение об окружающей среде. Также сюда включают соотношение жизненных событий и обстоятельств, на основе которых человек делает определенные выводы. Например, чтобы сделать вывод, что такое психология, нам не будет достаточно прочесть одно правило в учебнике. Для этого нужно усвоить массу понятий из психологии и углубленно изучить тему, чтобы, наконец, составить собственное субъективное мнение.

Умозаключение, в свою очередь, базируется на совокупности суждений и помогает нам найти истину. Чтобы сформировать окончательное мнение, не достаточно собрать определенное количество понятий. Для этого нужно путем сбора суждений сделать единый вывод, который будет для человека истинным.

Одним словом, рациональное познание – это разумный подход к тому или иному вопросу. Чтобы успешно задействовать этот вид осязания, нужно хорошо владеть логикой и абстрактным мышлением. Для этого необходимо повышать свой уровень оперирования суждениями, понятиями и умозаключениями.

Отличия между чувственным и рациональным познанием

В чем разница между чувственным и рациональным мышлением? В этом поможет разобраться следующая таблица:

Чувственное и рациональное познание

Рациональное и инстинктивное осязание значительно отличаются между собой по признакам и механизму задействования нервной системы. Но они являются единым целым, так как без одной формы познания не может существовать другой.

Отдельно философы выделяют такой способ познания как интуиция. Это понятие можно назвать мистическим, так как человеку при помощи интуиции знания приходят в голову внезапно без обоснованных доказательств.



Учитель

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Читайте также: