Карл мангейм биография кратко
Обновлено: 02.07.2024
Карл Маннгейм (27 марта 1893, Будапешт — 9 января 1947, Лондон) - немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания.
С точки зрения Маннгейма, всего существуют два типа коллективных представлений: собственно идеологии — мышление господствующих социальных групп, и утопии — мышление угнетенных слоев. С помощью этих понятий Маннгейм пытается показать динамику в сфере идей, а главное – сделать социологию знания научным фундаментом политики и политического образования, формируя таким образом более прочные основания для демократии.
Карл Маннгейм и его вклад в науку
Мангейм Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Б. Залоша, Э. Ласка, Генриха Риккерта, Дьёрдя Лукача, Эдмунда Гуссерля, Макса Вебера, Шелеpa — в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Д. Лукача).
После падения Венгерской советской республики (1919) эмигрировал в Германию. С 1925 г. — приват-доцент философии Гейдельбергского университета, с 1929 г.— профессор социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте.
Парижский
университет им. Гумбольдта Берлинский
университет Гейдельбергский
университет Фрайбургский университет им Брайсгау
Университет Лоранда-Этвеша ( 1911 г. - 1916 г. )
Карл Мангейм , родился 27 марта 1893 г. в Будапеште и умер 9 января 1947 г. в Лондоне - немецкий социолог и философ венгерского происхождения . Из еврейской семьи рост национал-социализма вынудил его эмигрировать в Лондон, где он преподавал в Лондонской школе экономики .
Резюме
Биографические элементы
Мангейм изучал философию и социологию в университетах Будапешта , Фрайбурга-им-Брайсгау и Берлина (где он учился, в частности, у Георга Зиммеля в 1914 году), Парижа и Гейдельберга . Он получил докторскую степень в 1918 году. Через год он покинул Венгрию и официально поселился в Германии .
Интеллектуальное путешествие и влияния
В творчестве Карла Мангейма сочетается влияние нескольких течений мысли того времени. Он , в частности , наследник гегельянца - марксистская традиция , которую он обнаруживает , что благодаря работам своего соотечественника Георг Лукач ; он также чувствителен к философии виталистской из Зиммеля и герменевтики от Вильгельма Дильтея ; он также заинтересован в авансах феноменологии , в частности, в социологии знания , разработанной Макс Шелер , а затем, в онтологии от Мартина Хайдеггера . Мангейм также заядлый читатель произведений Макса Вебера ; он также придает большое значение разочаровавшемуся историзму теолога и социолога Эрнста Трельча .
Такое частое появление как философии, так и социологии характерно для работ Мангейма, который всегда отказывался разделять эти две области (к тому же этот аспект является константой в немецкой социологии вплоть до Юргена Хабермаса ). Его первая работа посвящена теории познания и опубликована в сборнике под редакцией неокантианца Эрнста Кассирера (Структурный анализ теории познания) .
Социология знания
В 1915 году он вместе с Георгом Лукачем участвовал в создании Sunday Circle , исследовательского центра интеллектуалов, в который также входили психоаналитики Рене Шпиц и Эдит Дьёмрди , музыкант Бела Барток , а также Бела Балаж , Лайош Фюлеп, Арнольд Хаузер .
Лондонский период
Карлу Мангейму трудно побеждать в Лондоне . Он не учитывает социологию знания, чтобы интересоваться образованием , рационализацией, и он задается вопросом о проблеме планирования ( экономического и политического ), считает его важным для развития современного общества . Его мысль остается отмеченной философией истории и некоторыми марксистскими идеями, которые не получат одобрения в Англии . Он подвергается резкой критике со стороны либерального философа и эпистемолога Карла Поппера, который сводит свою социологию к историзму .
Дважды изгнанный и плохо понимаемый в своих последних работах, Мангейм продолжал карьеру, которая должна была закончиться некоторым забвением его главного вклада в социологию межвоенного периода. Ближе к концу своей жизни Мангейм занял консервативную позицию, которая резко контрастировала с его более твердыми позициями в 1920-е гг. В Лондоне он много сделал для продвижения работ Макса Вебера и Эрнста Трельча .
Основные работы
- Die Strukturanalyse der Erkenntnistheorie , Берлин, 1922.
- 1929, Ideologie und Utopie , Бонн, 1929 (изд. Франкфурт-на-Майне и перепечатка Клостерманна).
- Die Gegenwartsaufgaben der Soziologie , Тюбинген, 1932 г.
- Mensch und Gesellschaft im Zeitalter des Umbaus , Лейден, 1935 г.
- 1940, Человек и общество в эпоху реконструкции: исследования современной социальной структуры. Лондон, Кеган Пол
- Диагноз нашего времени. Очерки социолога военного времени , Лондон, 1943.
- Свобода, власть и демократическое планирование , Лондон, 1951.
- Strukturen des Denkens , неопубликованная работа, состоящая из двух эссе по социологии культуры под редакцией Дэвида Кеттлера , Фолькера Мейя и Нико Штера , Suhrkamp Verlag, Франкфурт-на-Майне, 1980. Также переведен на английский язык теми же редакторами.
- Консерватизм , неопубликованная диссертация по абилитации под редакцией Дэвида Кеттлера, Фолькера Мейя и Нико Штера, Suhrkamp Verlag, Франкфурт-на-Майне, 1984. Также переведен на английский язык теми же редакторами.
Книги и статьи переведены на французский язык
- Проблема поколений (1928), пер. Жерар Модже, Париж, Натан, 1990.
- Идеология и утопия (1929), Ривьер, 1956
- Консервативная мысль , пер. Жан-Люк Эвар, Editions de la revue Conférence, 2009.
Манхейм, Карл (Mannheim), (1893-1947), немецкий социолог. Родился 27 марта 1893 в Будапеште. В 1930-1933 профессор социологии Франкфуртского университета. После прихода нацистов к власти покинул Германию и перебрался в Великобританию; доцент (1933) и профессор (1945) Лондонского университета (Высшей школы экономических наук). Один из основателей систематизированной научной социологии. Автор трудов "Свобода, власть и демократическое планирование" (1950), "Идеология и утопия" (1951). Умер в Лондоне 9 января 1947 года.
Другие биографические материалы:
Михайлова Е.М. Выдающийся немецкий философ и социолог (Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010).
Абушенко В.Л. Специально занимался анализом религиозного сознания (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Считается наряду с М. Шелером одним из основателей социологии знания (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).
Заимствовал у К. Маркса положения о зависимости общественного сознания от общественного бытия (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Ушел из жизни возрасте 53 лет в Лондоне.
Основные идеи Карла Маннгейма
В этот момент сознание данной группы слишком привязано к своим идеям и может упускать из вида факты, которые могли отрицательно повлиять на статус. Идеологию ученый разделяет на 2 категории. Первая — частичная, она представляет собой форму осознания индивида или группы. Такие идеологии несут в себе фальсификации фактов, для понимания действительности нужно умение психологического коллективного воздействия. Вторая – тотальная — отражение характерных черт всего класса или эпохи, несущая функцию сохранения существующего порядка. Эти идеологии образуются естественным путем в зависимости от расстановки социальных сил. Представляют собой полное понимание потенциальных сил и анализируются моделями мышления и онтологическим обоснованием.
Читайте также: