1054 год событие в истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Церковный раскол 1054 года часто называют Великой Схизмой. Сами участники тех событий не осознавали, насколько великие последствия будет для Европы и мира. Европа разделилась на католиков и православных, это повлекло за собой некоторые культурные, ценностные, а позже и политические отличия. В статье описан ход церковного раскола 1054 года, а также анализируются причины и последствия этих событий.

События перед расколом

Истоки конфликта следует искать в 395 году, когда Римская империя, ставшая к тому времени христианской страной, распалась на две части: Западную Римскую империю и Византию. И хоть Рим был заметно слабее Константинополя в политическом плане, Папа Римский оставался главой церкви. А значит, и Рим был религиозным центром. В IX столетии произошла Фотиева схизма: Константинопольским патриархом был избран Фотий, но при этом его не признал Папа, так как считал, что назначение патриарха прошло не в соответствии с правилами. Настоящая же причина кроется в желании Папы распространить свое влияние на Балканы, так как в случае непризнания Фокия он мог легко утвердить там своих епископов. В этом конфликте византийский император поддержал Фокия, что усиливало спор и делало его еще и политическим.

Причины и поводы к расколу

На притяжении IX-X веков частыми были споры относительно некоторых обрядов и религиозных тонкостей. Именно это давало повод для конфликта и как следствие – для раскола.

Основные поводы для раскола

Кроме того, было еще масса споров относительно того, как причащаться (например, каким хлебом), какой должна быть одежда для священников и т.д. Но главные причины для раскола были вовсе не в догмах, спор был вызван политической обстановкой.

Основные причины раскола

  1. Спор между константинопольским патриархом и Папой относительно главенства в церковном мире.
  2. Нежелание императора Византии подчиняться Папе Римскому.
  3. Стремление обеих религиозных центров распространить свое влияние на народы, еще не принявшие христианство. Как следствие, конфликт был также связан с землей и деньгами.

Ход раскола

Дальнейшие различия между католичеством и православием

  1. Статус центра. У католиков существует только один глава церкви (Папа Римский). У православных же несколько патриархов. Кроме того, со временем возникали местные православные церкви: российская, грузинская, украинская. Пределы папской власти определяет Dictatus Pape, документ, состоящий из 27 параграфов, хранящихся в реестре писем Григория VI I(†1085). На момент раскола существовали кроме Римского и Константинопольского Патриархатов ещё Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский. Причем каждый из них был абсолютно самостоятельным. Этим догматом были опровергнуты все учения апостолов, которые ратовали за равенство церковных общин, Рим мог быть только "первым среди равных". Но захотел стать единственным установителем кононов и судьей во всех церковных патриархатах. Спор о первенстве Константинопольского Патриархата в то время не поднимался, поэтому противоречий по этому вопросу не возникало. Константинополь выступал против узурпации власти Римом.
  2. Роль церкви в политических делах. Все средневековье между королями и Папами был конфликт за право главенства в западном мире. В православных же странах было все однообразно: монарх считался выше патриарха. Болезненное отношение к власти Рима проявилось в его спорах с королями и императорами. В Константинополе такие попытки захвата власти патриархом пресекались на ранних этапах. В русской истории ярким примером является Никон. В отсутствии царя он издавал указы и визировал постановления бояр. В принципе выполнял полностью царские обязанности. Патриарх обладал властью судить по церковным делам. Именно опасаясь такого двоевластия Петр учредил Синод и упразднил патриаршество.
  3. Календарь. После принятия в 16 веке нового Григорианского календаря, все католические страны перешли на новое летоисчисление. Православная же церковь до сегодняшнего дня использует юлианский календарь. Существуют 5 православных церквей, которые живут по юлианскому календарю, остальные живут по ново-юлианскому, который до 2800 года будет совпадать с григорианским. Поэтому здесь сложно проложить различие между православием и католичеством.
  4. Правила прихожан. Во время службы в православных храмах прихожане должны отстоять мессу, в то время как католикам разрешено сесть на скамейки. В православных храмах тоже есть скамейки. И есть выражение, лучше думать о Боге сидя, чем стоя о ногах.
  5. Таинства церкви. Православный находиться перед священником во время исповеди. Католики же располагаются за ширмой, поэтому священник не видит, кто именно к нему пришел. Основное отличие в том, что в православии исповедь идет перед Христом и в разрешительной молитве, которую читает священник об этом говорится. В католичестве отпуск грехов осуществляет священник, о чем так же говорят слова его молитвы. К сведению: Крещение в православии идет словами :крещается раб Божий во имя . а в католичестве крещаю раба Божия . Венчание: брак заключается перед Богом (он является совершителем таинства) и слова то, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В католичестве: брачующиеся сами являются совершителями таинства. Если уж брать само причастие, то здесь различия начиная от анофоры (части евхаристического канона) до самого причастия. В православии все причащаются и крови и тела Христовой, в католичестве только священники причащаются под двумя видами, прихожане только крови Христовой. Дети до 12-ти лет не допускаются к причастию из соображений безопасности (их действия могут привести к попаданию крови Христовой на землю). Таинство миропомазания в православии осуществляется сразу после крещения (если этого не произошло по той или иной причине, то есть выражение: докрестить, то есть провести миропомазание, которое является самостоятельным таинством). В католичестве это называется конфирмацией и осуществляется только после 12-ти лет. Соборование: в православии это обыденное таинство, которое осуществляется многодневными постами, в католичестве только при угрозе смерти. (но это можно отнести больше к отличию обрядовым).
  6. Влияние на язык. Для Папы Римского обязательным было использование католическими странами латыни, а вот константинопольский патриарх разрешал использовать свое письмо. И Константинополь и Рим считали возможным написание Священного Писания на трех языках: еврейском, греческом и латыни. Эту традицию нарушили в Риме, когда позволили Кириллу и Мефодию переводить писания на славянский язык. Долгое время в Риме не приветствовалось служение на местных языках (первопричиной было боязнь искажений во время перевода), Только после 1970-го года приходы римокатоликов получили право осуществлять службу на своем родном языке. Так что здесь тоже можно говорить только о традиции, да и то в прошедшем времени.
    Основные различия лежат все таки в духовной сфере, филиокве является одним из препятствий, но за 1000 лет появились новые догматы, которые противоречат как Писанию так и Преданию.

После раскола увеличилось отличие между некоторыми народами Европы. Ярким примером являются славянские народы: те, кто перешел под главенство Рима взяли за основу латынь и латинский алфавит. Многие православные страны стали развивать свое письмо на основе кириллицы.

ГОД ЦЕРКОВНЫЙ — система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек… … Православная энциклопедия

1292 год — Годы 1288 · 1289 · 1290 · 1291 1292 1293 · 1294 · 1295 · 1296 Десятилетия 1270 е · 1280 е 1290 е 1300 е · … Википедия

Раскол христианской церкви (1054) — У этого термина существуют и другие значения, см. Великий раскол. Христианство Портал:Христианство … Википедия

1049 год — Годы 1045 · 1046 · 1047 · 1048 1049 1050 · 1051 · 1052 · 1053 Десятилетия 1020 е · 1030 е 1040 е 1050 е · … Википедия

1002 год — Годы 998 · 999 · 1000 · 1001 1002 1003 · 1004 · 1005 · 1006 Десятилетия 980 е · 990 е 1000 е 1010 е · … Википедия

1056 год — Годы 1052 · 1053 · 1054 · 1055 1056 1057 · 1058 · 1059 · 1060 Десятилетия 1030 е · 1040 е 1050 е 1060 е · … Википедия

1052 год — Годы 1048 · 1049 · 1050 · 1051 1052 1053 · 1054 · 1055 · 1056 Десятилетия 1030 е · 1040 е 1050 е 1060 е · 1070 е … Википедия

1028 год — Годы 1024 · 1025 · 1026 · 1027 1028 1029 · 1030 · 1031 · 1032 Десятилетия 1000 е · 1010 е 1020 е 1030 е · … Википедия

1051 год — Годы 1047 · 1048 · 1049 · 1050 1051 1052 · 1053 · 1054 · 1055 Десятилетия 1030 е · 1040 е 1050 е 1060 е · 1070 е … Википедия


16 июля 1054 года посланники римского папы Льва IX объявили о низложении константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. Состоялась Великая Схизма — раскол, окончательно разделивший христианскую Церковь.

С тех пор она распалась надвое — Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты и Папой и Вселенским Патриархом.

Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разорения Рима войсками Алариха в 410 году) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.

Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера на протяжении веков усиливались. После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) контакты между сторонами почти прекратились и раскол стал совершенно очевиден. Дело оставалось лишь за его формальным оформлением.

Которое и произошло в 1054 году, когда папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

В 1054 году Лев направил Кируларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов, а папская булла была прилюдно сожжена.

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Керулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и духовенством, которое не знало ещё о произошедшем в Константинополе разделении. Однако поскольку Киевская Русь приняла крещение чуть больше чем за полвека до раскола, то она не имела ни автокефалии, ни собственных митрополитов из славян; во главе Киевской митрополии были греческие иерархи, которые полностью подчинялись Константинопольскому патриарху.

В 1054 году в истории древней Руси произошло событие, за которым последовали многочисленные изменения в политике и в религиозной сфере – 28 февраля 1054 года умер Ярослав Мудрый.

В новом дополнении, наряду со старым, говорилось об:

  • ограничении кровной мести;
  • защите имущества;
  • защите жизни не только властвующих людей, но и простого народа.

Религия

В 1054 году в Константинополь для переговоров с императором были отправлены польские легаты во главе с епископом Гумбертом. Из-за конфликта между Римом и Константинополем христианская церковь разделилась на католическую и православную. Впоследствии, когда легаты уже ехали в Рим, они отправились объездными путями, заезжали в множество городов, а затем прибыли в Киев. Там произошла встреча легатов с правительством и представителями русского духовенства.

Интересно, что Русь не занимала чью-либо сторону в этом религиозном разладе. Но все же она осталась православной страной и старалась поддерживать хорошие связи с обеими сторонами конфликта.

Читайте также: