Утешительная ложь луки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал чувство сострадания по отношению к другому. В такие моменты хочется оградить человека от неприятностей. Для этого мы чаще используем или ложь, или правду.

По моему мнению, утешительная ложь в таких ситуациях хуже горькой правды. Человек, услышав о несуществующих вещах оставит свою проблему лишь на время. Ярким доказательством этого является эпизод из произведения М.

Горького "На дне". Странник, лет шестидесяти, появляется в ночлежке, где живут люди, которые попали "на дно" и никогда не поднимутся к свету. Каждый герой замкнут в своем горе, одинок. Лука рассказывает притчу о "праведной земле", потому что считает, что "не всегда правдой душу вылечишь". Все его слова лишь иллюзия, которая затмевает реальность. С уходом Луки исчезает надежда и вера в лучшую жизнь. Умирает Анна, Васька Пепел попадает в Сибирь, на каторгу. Утешительная ложь теряет свои " исцеляющие" качества и превращается в зло.

Ещё одним примером может служить судьба Актера, который работал в театре, жил сценой. Он один из обитателей ночлежки. Услышав сладкие рассказы странника о бесплатной лечебнице, герой начинает копить деньги, бросает пить, у него появляется надежда. Позже, актер узнает правду о том, что лечебницы не существует. Его ранимая натура не выдерживает, и он кончает жизнь самоубийством. Можно сделать вывод о том, что утешительная ложь привела к смерти.

Таким образом, пусть даже самая горькая правда должна побеждать. "Гуманная ложь" Луки принесла вред героям, живущим "на дне", они обречены на гибель.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Странник Лука, который оказывается в ночлежке для бедняков в момент повествования, раскрывает свое отношение к правде. Он думает, что правда не всегда приносит человеку добро. Правдой, по мнению Луки, нельзя вылечить собственную душу. Поэтому герой поддерживает ложь во спасение. Он считает, что ложь способна дать человеку мечту, надежду на лучшее будущее.

Придерживаясь позиции лжи во спасения, Лука пытается поддержать жителей ночлежки. Герой считает, что не нужно жалеть мертвых, нужно жалеть людей, пока они живы. По мнению Луки, всегда нужно вовремя пожалеть человека и приласкать его.

Когда Васька Пепел спрашивает у Луки, существует ли бог, Лука говорит, что для тех, кто верит в него, бог существует, а для тех, кто в него не верит, – не существует. Это говорит о том, что Лука придерживался мнения о том, что для каждого человека существует своя правда, которую должны поддерживать и другие люди.

Именно поэтому Насте, рассказывавшей о своих любовных приключениях с французом-студентом, Лука говорит, что верит ей.

Верит Лука и в то, что Барон действительно в прошлом был дворянином. Герой поддерживает в Бароне эту мысль, несмотря на то что сомневается и спрашивает у других жителей, действительно ли он был бароном.

Наташе Лука советует бросить все и уйти вместе с Васькой в Сибирь, чтобы избавиться от гнета сестры Василисы и ее мужа Костылева.

Актеру Лука рассказывает о лечебнице, в которой лечат от алкоголизма, причем делают это совершенно бесплатно. Лука призывает Актера готовиться к дороге в лечебницу, где его обязательно вылечат и он сможет начать свою жизнь заново. При этом Лука не говорит названия города, подтверждая мысль читателя о том, что эти слова являются, по мнению Луки, ложью во спасение.

Намерения Луки чисты и искренни, он хочет помочь другим людям, однако автор пьесы показывает, что ложь во спасение не может принести человеку настоящее счастье. Когда человек узнает правду, она убивает его, как это случилось с Актером, узнавшим о том, что лечебницы не существует. Самоубийство Актера демонстрирует разоблачение теории Луки.

Ложь Луки изначально является сознательной выдумкой героя о том, чего нет, что нереально и недостижимо. Его можно было бы обвинить и заклеймить. Но дело в том, что его обман бескорыстен. Лука не получает материального вознаграждения, не ищет славы, не нужен ему и авторитет среди жителей ночлежки. Он помогает им как может, как понимает сам и как позволяет его совесть. Несомненно главное, что его оправдывает, – он не проходит равнодушно мимо страдающих людей.

Горькому пьянице Актёру захожий странник внушил мысль о возможности бесплатно излечиться от алкоголизма.

Перед вором Васькой Пеплом Лука развернул картины свободной жизни в Сибири.

Умирающей Анне герой говорит о рае, внушает мысль о примирении со смертью, которая освободит её от страданий и успокоит.

Если попытаться взвесить, чего больше принёс Лука обитателям ночлежки – добра или зла, – перевесит добро.

.Но автор, будучи писателем-реалистом, создал образ странника намного сложнее и богаче, чем предполагалось сначала. Существует мнение, что в образе Луки пародийно показан Л. Толстой с его философией непротивления.

Таким образом, несмотря на определенную позицию автора, основной вопрос пьесы остается неразрешенным. Каждый заново решает его для себя. Мне кажется, что любому человеку нужна иногда поддержка и сочувствие, хотя жить одними иллюзиями тоже бессмысленно.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Все, что было в них хорошего, тихо, но верно было затоптано в этом жутком, грязном мире. Кажется, что герои не теряют надежды вырваться из этого мира нищеты: мечты о лучше жизни им не чужды. Они задавлены ощущением своего бессилия, что рождает в их сознании осознание безысходности своего положения.

— эти вопросы задает себе каждый обитатель ночлежки, но найти на них ответы пытаются немногие: Лука и Сатин.

С появлением Луки, старика-странника, споры о человеке, правде, лучшей жизни, которые уже почти утихают, разгораются с новой силой. Он всех утешает, обещает избавление от страданий и говорит:

Говорит он это не потому, что действительно ждет перемен в судьбах людей, а именно потому, что не ждет их. Парадокс заключается в том, что она не верит в способность людей изменить жизнь, но понимает, что они не смогут вынести всю правду своего бедственного положения. Поэтому он старается им дать надежду, покрывая один слой лжи другим.

Ложь во имя спасения, отраженная в одном из изречений Луки:

Но можно ли смягчить боль утешительной ложью? Давайте разберем то, как помог Лука Анне.

В разговорах с Лукой она впервые начинает жить как человек, одаренный мыслью и самосознанием, наконец-то, принимает жизнь, как высшее предназначение человека. Говоря с ним, она не только жалуется, но и размышляет о себе и своей прожитой жизни:

Лука утешает ее, дает надежду на лучшую жизнь в раю после смерти.

Лука умен, хотя и не образован, он знает, как найти подход к людям: поэтому напоминает христианке про жизнь после смерти. После беседы с ним в Анне пробуждается желание жить:

Лука только указывает путь, который может выбрать человек, но не обязывает идти по нему. Он хотел пробудить веру, надежду и не его вина, что все усилия попали в бесплодную почву, а те, которые начинали действовать туже были убиты безверием людей.

Многим кажется, что спор в пьесе идет лишь между Лукой и Сатиным, но, мне кажется, что в противоборстве активно участвует и сам автор. Автор выступает главным противником Луки, указывая на то, что ложь не спасает, а только дает надежду, а исход событий может зависеть только человека. Одновременно с этим он указывает, что горькая правда — не выход. Но как быть человеку, что сделать, чтобы быть счастливым? Ответ мы слышим из уст Сатина:

Человек сможет добиться желаемого в жизни, если приложит к этому все свои усилия.


Иллюстрация С. Гонкова

Вопрос о жестокой правде встаёт тогда, когда среди этих людей появляется странник Лука. Он пытается успокоить их, подарить им надежду. Но для этого ему приходится использовать спасительную ложь. Лука обманывает людей не со зла, а для того чтобы они не потеряли веры в лучшее будущее. Однако его утешительная ложь на некоторых людей действовала губительно.

Так, к примеру, он соврал Актёру, что в другом городе находится лечебница, где совершенно бесплатно лечат алкоголиков. И для того чтобы туда попасть, нужно просто найти деньги на дорогу. Актёр воодушевился этой идеей, начал откладывать деньги, стал меньше пить. Но, когда Лука исчез, все его надежды разбились, и он, не выдержав потрясения, наложил на себя руки.

А умирающая Анна поверила Луке, который убедил её, что на том свете её ждёт прекрасная жизнь, намного лучше, чем здешнее существование. В итоге, его слова возымели обратное действие. В Анне проснулось неуёмное желание жить, ведь можно ещё побыть здесь, если финал в любом случае будет хорошим. Именно с этим желанием ей и приходится умереть.

Жестокая правда Сатина

Оппонентом Луки в этом вопросе становится Константин Сатин – шулер и картежный мошенник, а в прошлом – умный, образованный человек. Он считает, что людям необходимо знать даже жестокую правду, любая ложь, по его мнению, лишает их свободы.

В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом человеке. В этом монологе он осуждает ложь, утверждая, что она уготована для рабов, лишь правда – удел свободного человека, по его мнению. Сатин понимал, что Лука врал обитателям ночлежки только из жалости. Тем не менее, эта позиция была для него неприемлемой.

К сожалению, все возвышенные высказывания Сатина о человеке не имеют никакого подтверждения. Его собственная жизнь говорит об обратном. Ведь он добровольно опустился на дно, не было никаких способствующих этому обстоятельств. А главное – он даже не пытается что-нибудь изменить, для того чтобы выбраться из этих ужасных условий. Сатин плывёт по течению, не думая о завтрашнем дне. Гораздо легче спиваться и не строить никаких планов, чем бороться за своё место под солнцем. Такова настоящая правда его жизни.

М. Горький не дал в пьесе однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. Он оставил финал открытым, позволяя читателям самим сделать выводы.

Жизненная позиция Луки

Лука мог подобрать доброе слово для каждого обитателя ночлежки. Пеплу он с упоением рассказывает о счастливой жизни в Сибири, Актёру – о бесплатной лечебнице, где способны вылечить от алкоголизма. Даже для смертельно больной Анны странствующий старик смог подобрать нужные слова. Он говорил ей о том, что после смерти её ждёт долгожданный отдых, покой и умиротворение. В основе его жизненной позиции лежит утешительная ложь, это и есть правда его жизни.

Однако Лука не в силах был что-нибудь изменить в судьбах обитателей ночлежки, он просто дарил им ложные надежды, которым не суждено было сбыться. Он относился к этим людям, как к обречённым, а его ложь лишала окружающих желания бороться за своё будущее.

Жизненная позиция Сатина

Совершенно другая жизненная позиция была у Сатина. Он – карточный шулер, мошенник, который не боится ни жизни, ни смерти. Несмотря на своё низкое положение, он продолжает ценить свободу, считая себя не отверженным, а независимым от обстоятельств.

Сатин представляет себя настоящим борцом за истину. Он не меньше Луки переживает о судьбе обитателей дна, и пытается облегчить их страдания, но не видит смысла в утешении при помощи ложных надежд. Наибольшей ценностью в жизни Сатин считал самого человека, а всё остальное – это дело человеческих рук и силы мысли. Именно поэтому, по его мнению, необходимо было уважать человека, а не жалеть, унижая тем самым его достоинство.

Правда и ложь

Правду мы слышим из уст Сатина, а лжёт окружающим Лука. Сатин очень чувствительно относится к любой несправедливости в жизни, после того, как побывал на каторге в Сибири. Он считал себя правым, потому что защитил сестру, но у общества было своё мнение относительно этого поступка. Именно поэтому Сатин не может принять речи Луки, он убеждён в том, что люди имеют право знать правду, насколько бы жестокой она не была.

Многие считают Сатина бездушным, потому что он говорит то, что людям неприятно слышать. Но он делает это, чтобы не давать ложной надежды, которая может больно ранить человека. Он знает, что никто не сможет помочь Анне, и ничто не заставит Актёра завязать с выпивкой. По его мнению, для того чтобы перестать быть рабом, необходимо трезво взглянуть на жизнь, взять на себя ответственность за содеянное. Вопрос заключается в другом: могут ли обитатели ночлежки изменить своё положение? Далеко не все, тогда вряд ли им нужно знать такую правду. Но и ложь Луки помогает только вначале, а потом люди понимают, что ничего не изменится.

Сам автор не принимает ни одну из позиций, но и не осуждает ни Луку, ни Сатина. Возможно, таким образом, М. Горький хотел показать, что в жизни важна золотая середина, ведь ложь и правда – это одно целое, по отдельности эти понятия существовать не могут.

Правда и Ложь

Грязная, душная ночлежка приютила несколько человек, потерявших все в жизни – работу, семью, доброе имя. В тяжелых условиях безнадежности люди теряют еще и веру в лучшее и все глубже тонут в бездне брани, унижения и разврата.

“Ложь” Луки

Неожиданно в их жизнь входит праведный странник Лука. Он напоминает этим людям, что можно общаться иначе – ласковым, добрым словом обращается к ним. К каждому пытается он найти подход, каждого утешить и приголубить. Но все его милосердие и доброта основаны на лжи!

Он лжет Актеру о лечебницах для больных алкоголизмом, где ему укрепят организм и наставят на правильный путь. Ваське Пеплу он рассказывает о возможности хорошо заработать в Сибири. Насте, девушке легкого поведения, он обещает встречу с настоящей любовью. Анне сулит райское блаженство после смерти. Души потерянных людей словно отогреваются, они оживают, начинают мечтать, надеяться, верить…

Но оправдано ли такое отношение? Ведь Лука заранее уверен, что эти люди неспособны ничего изменить, что они никчемные, опустившиеся, слабые, недостойные уважения. Иначе Лука, будучи тонким психологом, постарался бы найти нечто такое в душе каждого, что смогло бы им помочь реально. Недаром имя старца часто соотносят с Лукавым – искусителем.

Своей ложью старик лишь на время усыпил бдительность людей. Он окунул их в бездну выдумок и иллюзий. И вот для героев настало время открывать глаза на действительность. Когда Лука в самый ответственный момент для ночлежников исчезает в неизвестном направлении, Васька Пепел попадает в тюрьму, судьба Натальи загублена. Актер, поверивший в сказки странника, узнав правду, кончает жизнь самоубийством.

Правда “Сатина”

Заключение

Читайте также: