История нового времени 7 класс кратко о главном
Обновлено: 02.07.2024
Новое время — это исторический период после Средневековья и перед Новейшим временем. Наиболее распространённая временная периодизация — с 1492 по 1918 год.
Изучение истории Нового времени особенно важно для понимания окружающей нас сегодня действительности, поскольку именно в эту эпоху закладывались основы современного мира, формировались его материальные и духовные предпосылки, а также нормы повседневной культуры.
Терминология
Границы Нового времени
Периодизация Нового времени
Раннее Новое время
Первый период Нового времени, наступивший на рубеже XV и XVI вв., завершился к началу XIX в. В Раннем Новом времени обычно выделяют Раннемодерный период, охватывающий промежуток времени с конца XV до середины XVII вв., верхним пределом которого принято считать Английскую буржуазную революцию 1640-1660 гг.
Долгий XIX век
Очевидным рубежом между первым и вторым периодами Нового времени стала Великая французская революция, создавшая предпосылки для перехода всемирной истории в следующую стадию развития.
Завершился второй период истории Нового времени в начале XX в. В этот период произошли грандиозные преобразования в промышленности, началось формирование индустриальной цивилизации, зародились новые направления общественной мысли, которые стали определять содержание социально-политической борьбы вплоть до настоящего времени.
План урока:
Периодизация эпохи Нового времени
Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:
- Первобытное общество.
- Древний мир.
- Средние века.
- Новое время.
- Новейшее время.
Новое время представляет собой своего рода переходный период, между Средневековьем и современностью. Он охватывает следующие временные рамки: конец XV - начало XVI века – до 1900 года.
В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:
Отличительные особенности Нового времени
Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени:
Великие географические открытия
С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.
С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.
Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.
В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.
В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.
В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.
В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.
Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:
- во-первых, европейцы наладили морскую торговлю с Африкой, Америкой, Океанией, Азией;
- во-вторых, географические открытия сформировали более достоверные знания об окружающем мире;
- в третьих, открытие новых земель послужило началу европейской колонизации, в результате которой многие европейские государства превратились в крупнейшие колониальные империи;
- в четвертых, Европа получила доступ к новым видам фруктов, овощей, пряностям, напиткам;
- в пятых, с завоеванием новых земель европейцы заполучили несметные количества золота, серебра, драгоценных камней;
- и последнее, открытие новых земель и ведение с ними торговли оживило предпринимательскую деятельность в Европе, послужило ее промышленному развитию.
Реформация и Контрреформация
В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.
- Обмирщение сознания. Если в Средние века человека больше заботила его загробная жизнь, то в эпоху Нового времени люди обратились к активной мирской деятельности, в них проснулась тяга к земным удовольствиям, познанию мира и самого себя.
- Недоверие к католической церкви из-за безнравственности священнослужителей, чрезмерной роскоши в среде духовенства. С одной стороны священнослужители проповедовали скромность, аскетизм [3] , богобоязненность, с другой стороны сами они пристрастились к пирам, охоте, расточительному образу жизни.
- Церковные поборы. В пользу церкви верующие жертвовали земли и богатства, выплачивали церковную десятину [4] , кардиналы и папа Римский брали взятки.
- Торговля индульгенциями.В XVI веке индульгенции – папские грамоты на отпущение грехов, продавались практически на каждом углу: на рынках, площадях, в церквях и соборах, на ярмарках. Чтобы верующие активнее покупали индульгенции их стали выдавать не только на отпущение уже совершенных грехов, но и на прощение будущих проступков и преступлений.
- Распространение идей гуманизма, согласно которым, высшей в мире ценностью является жизнь человека, с его потребностями и нуждами. Это противоречило идеологии католицизма, настаивавшего на греховности физического начала в человеке.
Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.
Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.
В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.
Из Германии и Швейцарии Реформация распространилась по всей Европе. Она охватила Францию, Норвегию, Англию, Нидерланды, Данию. Лютеранство и кальвинизм, как и все последующие вероучения, выступавшие за переустройство католической церкви, стали называть протестантизмом. А людей, разделяющих эти взгляды - протестантами.
Абсолютизм в Европе
Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.
Запоминаем новые слова!
Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.
На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:
- Великие географические открытия – обогатили королевскую казну обилием золота, серебра, драгоценных камней.
- Религиозные войны – в условиях противостояния католиков и протестантов обеспечить мир могла только сильная королевская власть.
- Развитие капиталистических отношений, которые разрушали устои натурального хозяйства, позволявшего отдельным феодальным вотчинам существовать независимо друг от друга.
Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.
Словарь
1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.
2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.
3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.
4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Глава 1. Великие географические открытия. Урок 1. Что такое Новое время
Гудзишевская Нина Валентиновна
Цель: выяснить, какой и почему период истории человечества называется Новой историей.
· сформировать представление о Новой истории как самобытном, закономерном периоде исторического пути человечества, его роли и связи с современным эиапом развития;
· выяснить основные этапы, события, явления и процессы Нового времени;
· развивать умения временной и пространственной локализации Нового времени; навыки анализа различной исторической информации, определения вида исторического источника, степени его достоверности;
· развивать умения формулировать аргументированное мнение по проблемам урока, участия в дискуссии.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
2.Мотивационно-целевой этап.
Перед вами лента времени. Вспомните и расположите в хронологической последовательности исторические эпохи (ответы учащихся).
Анимация: появление надписей на ленте времени.
Задание: вспомните основные события, процессы, исторических личностей изученных исторических эпох, запишите 2-3 к каждой из них (обсуждение задания)
Первобытность: эволюция человека и общества; расселение людей; неолитическая революция (что такое неолитическая революция? – переход от присваивающего хозяйства к производящему).
Древний мир: возникновение древних цивилизаций, государств, письменности, законов, начало Великого переселения народов (Назовите последствия Великого переселения народов – падение Рима, гибель античной цивилизации).
Средневековье: появление средневековых государств, распространение христианства, появление ислама, средневековые войны.
Слайд 3. Формулировка цели и задач урока.
Исторический период, сменивший эпоху Средних веков, мыслители XV в., современники эпохи, назвали Новая история.
· жизнь людей настолько отличалась от предшествующих периодов истории, что сами современники осознали эти перемены
3.Изучение нового материала.
Слайд 4. Запись темы урока в тетрадь.
2. Новое время – путь в современность.
3. Источники истории Нового времени.
Какие изменения в жизни общества заставили выдающихся мыслителей того времени назвать этот период Новым временем?
Задание: стр. 4, п.1. Выясните, кто и почему назвал эпоху, начавшуюся на рубеже XIV – XV вв. новым, на ленте времени отметьте хронологические рамки эпохи (проверка выполнения задания).
Слайд 7. Обобщение учителя:
Причины появления термина «Новое время:
· возрождение идеалов Античности
· начало Нового времени – Великие географические открытия
Слайд 8. Новое время – путь в современность.
Эпоха Нового времени – сложный и противоречивый период, в нем сочетались новации и пережитки прошлого. Роль и место этого периода в истории человечества в том, что многие достижения современности были заложены именно в Новое время.
Всемирная (всеобщая) история — процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды (Википедия)
Часть 1. Всеобщая история древнего мира (до 476 г. н.э)
(5 класс)
Часть 2. Всеобщая история средних веков. 476 — 1499 гг.
(6 класс)
Часть 3. Всеобщая история нового времени. 1500 — 1800 гг.
(7 класс)
Часть 4.Всеобщая история нового времени. 1800 — 1900 гг.
(8 класс)
Часть 5. Всеобщая история новейшего времени. С 1900 г. до н.в.
(9 класс)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Шпаргалка по всемирной истории / И.А.Кудрявцева — Ростов н/Д: Феникс.
- Всемирная история Новейшего времени, 1918 — начало XXI в. / В.С.Кошелев, М.А.Краснова, Н.В.Кошелева — Минск : Изд. центр БГУ.
- УМК по всеобщей истории А. А. Вигасина (5-9 классы) — М.: Просвещение.
- Памятка по всеобщей истории / Тильда Нагаева.— Ростов н/Д : Феникс.
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Школьные предметы:
Поиск конспекта
Новые конспекты
- Алгебра 9 КР-5 Уровень 3 (сложный)
- Алгебра 9 КР-5 Уровень 2 (средний)
- Алгебра 9 КР-5 Уровень 1 (легкий)
- Алгебра 9 КР-4 Уровень 3 (сложный)
- Алгебра 9 КР-4 Уровень 2 (средний)
- Алгебра 9 КР-4 Уровень 1 (легкий)
- Электромагнитные колебания
О проекте
Возрастная категория: 12+
(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!
Читайте также: