История нового времени 7 класс кратко о главном

Обновлено: 02.07.2024

Новое время — это исторический период после Средневековья и перед Новейшим временем. Наиболее распространённая временная периодизация — с 1492 по 1918 год.

Изучение истории Нового времени особенно важно для понима­ния окружающей нас сегодня действительности, поскольку именно в эту эпоху закладывались основы современного мира, формирова­лись его материальные и духовные предпосылки, а также нормы по­вседневной культуры.

Терминология

Границы Нового времени

Периодизация Нового времени

Раннее Новое время

Первый период Нового времени, наступивший на рубеже XV и XVI вв., завершился к началу XIX в. В Раннем Новом времени обычно выделяют Раннемодерный период, охватывающий промежуток времени с конца XV до середины XVII вв., верхним пределом которого принято считать Английскую буржуазную революцию 1640-1660 гг.

Долгий XIX век

Очевидным рубежом между первым и вторым периодами Нового времени стала Великая фран­цузская революция, создавшая предпосылки для перехода всемир­ной истории в следующую стадию развития.

Завершился второй период истории Нового времени в начале XX в. В этот период про­изошли грандиозные преобразования в промышленности, нача­лось формирование индустриальной цивилизации, зародились но­вые направления общественной мысли, которые стали определять содержание социально-политической борьбы вплоть до настояще­го времени.

План урока:

Периодизация эпохи Нового времени

Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:

  • Первобытное общество.
  • Древний мир.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшее время.

Новое время представляет собой своего рода переходный период, между Средневековьем и современностью. Он охватывает следующие временные рамки: конец XV - начало XVI века – до 1900 года.

В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:

Отличительные особенности Нового времени

Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени:

Великие географические открытия

С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.

С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.

Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.

В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.

В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.

В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.

В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:

  • во-первых, европейцы наладили морскую торговлю с Африкой, Америкой, Океанией, Азией;
  • во-вторых, географические открытия сформировали более достоверные знания об окружающем мире;
  • в третьих, открытие новых земель послужило началу европейской колонизации, в результате которой многие европейские государства превратились в крупнейшие колониальные империи;
  • в четвертых, Европа получила доступ к новым видам фруктов, овощей, пряностям, напиткам;
  • в пятых, с завоеванием новых земель европейцы заполучили несметные количества золота, серебра, драгоценных камней;
  • и последнее, открытие новых земель и ведение с ними торговли оживило предпринимательскую деятельность в Европе, послужило ее промышленному развитию.

Реформация и Контрреформация

В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.

  1. Обмирщение сознания. Если в Средние века человека больше заботила его загробная жизнь, то в эпоху Нового времени люди обратились к активной мирской деятельности, в них проснулась тяга к земным удовольствиям, познанию мира и самого себя.
  2. Недоверие к католической церкви из-за безнравственности священнослужителей, чрезмерной роскоши в среде духовенства. С одной стороны священнослужители проповедовали скромность, аскетизм [3] , богобоязненность, с другой стороны сами они пристрастились к пирам, охоте, расточительному образу жизни.
  3. Церковные поборы. В пользу церкви верующие жертвовали земли и богатства, выплачивали церковную десятину [4] , кардиналы и папа Римский брали взятки.
  4. Торговля индульгенциями.В XVI веке индульгенции – папские грамоты на отпущение грехов, продавались практически на каждом углу: на рынках, площадях, в церквях и соборах, на ярмарках. Чтобы верующие активнее покупали индульгенции их стали выдавать не только на отпущение уже совершенных грехов, но и на прощение будущих проступков и преступлений.
  5. Распространение идей гуманизма, согласно которым, высшей в мире ценностью является жизнь человека, с его потребностями и нуждами. Это противоречило идеологии католицизма, настаивавшего на греховности физического начала в человеке.

Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.

Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.

В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.

Из Германии и Швейцарии Реформация распространилась по всей Европе. Она охватила Францию, Норвегию, Англию, Нидерланды, Данию. Лютеранство и кальвинизм, как и все последующие вероучения, выступавшие за переустройство католической церкви, стали называть протестантизмом. А людей, разделяющих эти взгляды - протестантами.

Абсолютизм в Европе

Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.

Запоминаем новые слова!

Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.

На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:

  • Великие географические открытия – обогатили королевскую казну обилием золота, серебра, драгоценных камней.
  • Религиозные войны – в условиях противостояния католиков и протестантов обеспечить мир могла только сильная королевская власть.
  • Развитие капиталистических отношений, которые разрушали устои натурального хозяйства, позволявшего отдельным феодальным вотчинам существовать независимо друг от друга.

Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.

Словарь

1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.

3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.

4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Глава 1. Великие географические открытия. Урок 1. Что такое Новое время

Гудзишевская Нина Валентиновна

Цель: выяснить, какой и почему период истории человечества называется Новой историей.

· сформировать представление о Новой истории как самобытном, закономерном периоде исторического пути человечества, его роли и связи с современным эиапом развития;

· выяснить основные этапы, события, явления и процессы Нового времени;

· развивать умения временной и пространственной локализации Нового времени; навыки анализа различной исторической информации, определения вида исторического источника, степени его достоверности;

· развивать умения формулировать аргументированное мнение по проблемам урока, участия в дискуссии.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Мотивационно-целевой этап.

Перед вами лента времени. Вспомните и расположите в хронологической последовательности исторические эпохи (ответы учащихся).

Анимация: появление надписей на ленте времени.

Задание: вспомните основные события, процессы, исторических личностей изученных исторических эпох, запишите 2-3 к каждой из них (обсуждение задания)

Первобытность: эволюция человека и общества; расселение людей; неолитическая революция (что такое неолитическая революция? – переход от присваивающего хозяйства к производящему).

Древний мир: возникновение древних цивилизаций, государств, письменности, законов, начало Великого переселения народов (Назовите последствия Великого переселения народов – падение Рима, гибель античной цивилизации).

Средневековье: появление средневековых государств, распространение христианства, появление ислама, средневековые войны.

Слайд 3. Формулировка цели и задач урока.

Исторический период, сменивший эпоху Средних веков, мыслители XV в., современники эпохи, назвали Новая история.

· жизнь людей настолько отличалась от предшествующих периодов истории, что сами современники осознали эти перемены

3.Изучение нового материала.

Слайд 4. Запись темы урока в тетрадь.

2. Новое время – путь в современность.

3. Источники истории Нового времени.

Какие изменения в жизни общества заставили выдающихся мыслителей того времени назвать этот период Новым временем?

Задание: стр. 4, п.1. Выясните, кто и почему назвал эпоху, начавшуюся на рубеже XIV – XV вв. новым, на ленте времени отметьте хронологические рамки эпохи (проверка выполнения задания).

Слайд 7. Обобщение учителя:

Причины появления термина «Новое время:

· возрождение идеалов Античности

· начало Нового времени – Великие географические открытия

Слайд 8. Новое время – путь в современность.

Эпоха Нового времени – сложный и противоречивый период, в нем сочетались новации и пережитки прошлого. Роль и место этого периода в истории человечества в том, что многие достижения современности были заложены именно в Новое время.

Всемирная (всеобщая) история — процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды (Википедия)

Часть 1. Всеобщая история древнего мира (до 476 г. н.э)

(5 класс)

Часть 2. Всеобщая история средних веков. 476 — 1499 гг.

(6 класс)

Часть 3. Всеобщая история нового времени. 1500 — 1800 гг.

(7 класс)

Часть 4.Всеобщая история нового времени. 1800 — 1900 гг.

(8 класс)

Часть 5. Всеобщая история новейшего времени. С 1900 г. до н.в.

(9 класс)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА






  • Шпаргалка по всемирной истории / И.А.Кудрявцева — Ростов н/Д: Феникс.
  • Всемирная история Новейшего времени, 1918 — начало XXI в. / В.С.Кошелев, М.А.Краснова, Н.В.Кошелева — Минск : Изд. центр БГУ.
  • УМК по всеобщей истории А. А. Вигасина (5-9 классы) — М.: Просвещение.
  • Памятка по всеобщей истории / Тильда Нагаева.— Ростов н/Д : Феникс.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Школьные предметы:

Поиск конспекта

Новые конспекты

  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 1 (легкий)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 1 (легкий)
  • Электромагнитные колебания

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

Читайте также: