История любви катерины измайловой кратко

Обновлено: 07.07.2024

Катерина Львовна пять лет прожила в бездетном браке с немолодым купцом Зиновием Борисычем Измайловым. Женщина страдала от скуки и безделья в большом купеческом доме.

Когда Зиновий Борисыч был в отъезде, Катерина познакомилась с Сергеем – молодым приказчиком. Он красивый и дерзкий, но непостоянный в любви. Молодой приказчик обольстил Катерину, она влюбилась в него без памяти.

Борис Тимофеич, свекор догадался об измене невестки, и пообещал наказать молодых любовников. В эту же ночь Катерина отравила свекра крысиным ядом. Никто не заподозрил преступления. Борис Тимофеич будто бы умер естественной смертью после того, как поел грибов.

Вскоре вернулся Зиновий Борисыч. Муж пытается разоблачить изменщицу. Завязалась драка. Сергей помогает Катерине убить Зиновия Борисыча, и теперь ничто не мешает счастью любовников.

Купца искали три месяца, но безрезультатно. Катерина забеременела, ее допустили к коммерческим делам. Вскоре выяснилось, что молодой вдове нельзя передать весь капитал, потому что у нее есть сонаследник, племянник Бориса Тимофеича.

Племянник Федор Лямин вместе со своей бабушкой прибыл в дом Измайловых. Сергей не хотел делить капитал, и тем самым подтолкнул Катерину на третье преступление. Перед церковным праздником введения бабушка ушла к вечерне, и маленький Федор остался один. В эту ночь хозяйка вместе с Сергеем убила племянника: Сергей держал ребенка, пока Катерина душила его большой подушкой.

Убийство сразу было раскрыто: молодой машинист все видел сквозь щель ставен Измайловского дома. Преступников приговорили к наказанью плетьми и к каторге. Любовь приказчика к бывшей купчихе иссякла. Каторжные посмеивались над Катериной Измайловой: Сергей ловко променял ее на другую арестантку – белокурую Сонетку.

Партия каторжных переправлялась на пароме по Волге. Катерина почти в беспамятстве, схватила Сонетку и бросилась вместе с ней в воду. Женщины утонули.

Главные герои и их характеристика:

  • Сергей – молодой приказчик с красивым и дерзким лицом, любовник Катерины Измайловой, его интересует только собственная выгода.
  • Катерина Львовна Измайлова – стройная, но физически сильная женщина двадцати трех лет, невысокая с черными волосами и черными живыми глазами, жена богатого купца; изменила нелюбимому мужу с молодым приказчиком Сергеем, впоследствии совершила несколько преступлений ради своего любовника.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Зиновий Борисович Измайлов – богатый купец, пятидесяти лет, муж Катерины Измайловой, большую часть времени посвящает работе, делам, не имеет детей.
  • Сонетка – молоденькая арестантка, белокурая хорошенькая девушка, любовница Сергея.
  • Солдатка Фиона – роскошная высокая женщина, с густыми черными волосами и карими глазами; у нее мягкий и добрый характер, мужчины очень легко добиваются ее расположения.
  • Борис Тимофеич Измайлов – отец Зиновия Борисыча, восьмидесятилетний вдовец, распоряжается вместе с сыном коммерческими делами, достаточно строг и консервативен; отравился крысиным ядом, который ему подсыпала Катерина Измайлова.
  • Федор Лямин – безмятежный и набожный мальчик, племянник Бориса Тимофеича, наследник большей части Измайловского капитала, невинная жертва Катерины Львовны и Сергея.

Глава первая.

Катерина Львовна Измайлова – молодая женщина двадцати трех лет, очень приятной внешности. К ней сватался богатый купец Зиновий Борисыч Измайлов. Поскольку Катерина была из бедной семьи, выбирать женихов ей не приходилось. За Измайлова и выдали ее замуж. У мужа доходный сад за городом, мельница в аренде и хороший дом в городе. Катерина прожила в бездетном браке пять лет.

Катерине было скучно и одиноко в большом купеческом доме. Книг она не читала. Только смотрит в окно, зевает да дремлет.

Глава вторая.

Лесков

Автор: Николай Семёнович Лесков

На шестой год жизни Катерины у Измайловых все переменилось. У Зиновия Борисыча прорвало плотину на мельнице, и он вместе с работниками все время проводил на мельнице. Купчиха томилась в одиночестве.

Кухарка рассказала Катерине, что Сережка здесь еще только месяц служит, раньше служил у Копчоновых, да был уличен в любовной связи с прежней хозяйкой.

Глава третья.

Зиновий Борисыч еще не вернулся домой, а свекор Борис Тимофеич поехал к приятелю праздновать именины. После ужина люди в доме Измайловых расходились по двору спать. Сергей последним вышел из кухни. Он поклонился Катерине, увидев ее в окне, а через две минуты она услышала стук в дверь своей спальни. Это был Сергей. Хитростью он расположил к себе Катерину: пожаловался на свое одиночество и тоску. Да и Катерина живет в купеческом доме как канарейка в клетке. Хозяйка ослабла в горячих объятиях соблазнителя и уже не пыталась его прогнать. В эту ночь Сергей остался у Катерины.

Глава четвертая.

Не спалось Борису Тимофеичу этой ночью. Блуждая по дому, он увидел, как Сергей спускается по столбу из-под невесткина окна. Свекор сразу догадался об измене Катерины. Сам стегал Сергея нагайкой, а потом бросил его в кладовой.

Глава пятая.

Свекор не успел наказать любовников, невестка отравила его крысиным ядом. Она вызволила Сергея из кладовой и уложила в свои покои отдыхать от побоев. Свекра схоронили, будто умер он естественной смертью, после того, как поел грибов с кашей.

Катерина посмелела, ходит козырем, по дому распоряжается. Сергей Филлипыч всегда при ней.

Тем временем обманутый муж возвращался домой.

Глава шестая.

На дворе стоял послеполуденный зной. Катерина с Сергеем легла на купеческую постель. Серый рослый кот ластится к хозяйке во сне. Купчиха хочет схватить кота, чтобы выгнать, а кот как туман рассеялся. Сон как рукой сняло.

Наступил вечер. Катерина пьет чай с Аксиньей под цветущей яблоней. Кухарка поясняет сон: видеть кота во сне – значит, кто-то к тебе прибьется, видеть месяц – к младенцу. Аксинья позвала Сергея.

В воздухе стоит аромат цветущих трав и деревьев. Катерина полна любви и неги, она восторгается природой. Сергей не разделяет ее радости, его тревожит скорое возвращение Зиновия Борисыча. Муж вернется, а Сергею отправляться на задний двор и не видать ему больше своей любимой. Катерине приятна его ревность, она без ума от любви к Сереже.

Всю ночь они резвились в лунном свете на мягком ковре под яблоней.

Глава седьмая.

Под утро Катерина Львовна заснула на мягком пуховике в своей опочивальне. Снова во сне она видит кота, хочет прогнать его, но не может проснуться. Катерина глянула в глаза коту и закричала. У кота была голова такая же, как у покойного свекра, а вместо глаз – огненные круги. Сергей успокоил ее и опять заснул.

Катерине не спалось. Вскоре она поняла, что муж вернулся домой. Сергей выскочил в окно и остался ждать на галерее. Зиновий Борисыч вошел, стал спрашивать жену, как она жила без него. Купчиха не созналась в измене даже, когда муж нашел на кровати шерстяной пояс Сергея. Она не боится Зиновия Борисыча, только смеется над ним.

Глава восьмая.

Катерина кинулась на мужа, схватила его за горло и уронила на пол. Сергей прижал руки хозяина коленями. Зиновий Борисыч вырвался, поднялся, стал душить Сергея, но тут же обмяк от сильного удара по голове. Жена ударила его литым подсвечником. Муж, еще живой, попросил исповедаться, но Катерина, сложив свои руки поверх рук Сергея, передавила ему горло.

После произошедшего Сергей долго не мог прийти в себя, его била лихорадка, пронимала дрожь. Катерина сохраняла спокойствие.

Мертвого Зиновия Борисыча прибрали в погребке кладовой так, что никто его теперь не найдет.

Глава девятая.

Начались поиски Зиновия Борисыча. Ямщик рассказывал, что за три версты от города Зиновий Борисыч встал с телеги, взял сумку и пошел пешком. Три месяца искали купца, но все безрезультатно.

Купчиха забеременела. Ей разрешили вести коммерческие дела.

Выяснилось, что большая часть Измайловских денег была записана на племяннике Бориса Тимофеича. Решено было не отдавать весь капитал вдове.

Через неделю к Измайловым приехала старушка – двоюродная сестра покойного свекра с маленьким племянником Федором Ляминым. Сергей расстроился: все дело теперь прахом пойдет, если состояние разделят. Катерина Львовна удивляется: неужели ему мало денег, которые останутся по закону? Для нее главное чувства, а не богатство.

Сергей не отступает, ему не нужны родственники-сонаследники.

Глава десятая.

На улице первые заморозки. Маленький племянник простудился и слег. Федю по часам поили лекарствами, за ним ухаживала то бабушка, то Катерина.

Перед праздником введения старушка пошла в приходскую церковь к вечерне и ко всенощной. Катерина осталась смотреть за мальчиком. Федя уже выздоравливал. Он читал житие святых и ждал бабушку.

Купчиха воспользовалась тем, что мальчик остался один. Она велела закрыть ставни на окнах и позвала Сергея.

Глава одиннадцатая.

Сергей задрожал и бросился бежать на вышку, в спальню. Ему привиделся покойный Зиновий Борисыч.

Дом Измайловых окружила толпа, люди стучали во все окна. Хозяйка открыла двери, и народ повалил в дом.

Глава двенадцатая.

Прошлым вечером вся городская молодежь собралась в приходской церкви Измайловского дома. Здесь готовились к празднику в честь введения во храм пресвятой богородицы. Прихожане заметили отсутствие Измайловой на празднике. Про нее говорили, что она совсем потеряла совесть, всем известно про ее любовь с приказчиком.

Когда служба закончилась, народ стал расходиться. Несколько ребят подошли к дому Измайловых. Молодой машинист заглянул в светящуюся щель между ставнями и увидел, как двое душат ребенка. Толпа сразу стала ломиться в дом.

Судебно-медицинская экспертиза установила, что Федя умер от удушения. В присутствии священника Сергей раскаялся в убийстве ребенка и рассказал об убийстве Зиновия Борисыча, зарытого без погребения. Он выдал хозяйку как соучастницу. Катерина Львовна в преступлениях не сознавалась, пока не узнала о признании Сергея. Признав свою вину, она сказала, что убивала ради любимого.

Преступников наказали плетьми и сослали на каторжные работы.

Глава тринадцатая.

Ребенок Катерины Измайловой остался единственным наследником Измайловского капитала, его отдали старушке, двоюродной сестре Бориса Тимофеича на воспитание. Катерина совсем не думала о ребенке, она ждала выступления партии каторжных в дорогу, чтобы увидеть Сережу, только он не рад коротким встречам.

В Нижнем Новгороде к ним присоединилась партия каторжных, следовавшая из Москвы в Сибирь. Сергей познакомился с двумя женщинами из новой партии: Фионой и Сонеткой. Фиона – роскошная женщина, с густыми черными волосами. Она простодушная и мягкая, мужчины легко добиваются ее расположения. Сонетка – симпатичная семнадцатилетняя блондинка, с нежной кожей и маленьким ротиком. В отличие от Фионы, она очень строго выбирала мужчин.

Глава четырнадцатая.

Однажды Катерина устроила себе свидание с Сергеем, но застала его с Фионой.

Катерине досадно, что ее любимый был с другой женщиной, но к Фионе и ревновать-то стыдно. Это была их первая ссора. Между тем Сергей стал обольщать Сонетку. Однажды Сергей пожаловался Катерине на страшную боль в ноге: цепи трут, и она с радостью подарила ему последние шерстяные чулки.

Глава пятнадцатая.

Каторжные двинулись в путь в холодный и ветреный день. Катерина, увидев на Сонетке знакомые синие чулки с красными стрелами, шла будто неживая. На первом же привале она плюнула Сергею в глаза. Сергей затаил обиду.

Ночью два человека вошли в женскую камеру. Одним из них был Сергей. Они били Катерину по спине веревкой, пока не насчитали пятьдесят ударов. Сонетка злорадно хихикала.

На следующий день арестанты снова пошли по грязной дороге. Сергей отпускал злые шутки в адрес Катерины, Сонетка и другие каторжные его поддерживали. Только Фиона заступалась за Измайлову.

Партия переправлялась на пароме по Волге. Катерина дрожала от холода, а голова ее была как в огне. Она молча смотрела на волны. То покойный Борис Тимофеич, то муж, то Федя показываются ей из воды. Катерина схватила соперницу за ногу и перекинулась с нею за борт парома. Сонетка едва вынырнула на поверхность, как Катерина набросилась на нее, и больше они уже не показались.

Кратко об истории создания произведения.

На самом деле история Катерины Измайловой могла произойти где угодно – у главной героини нет конкретных прототипов. Н. С. Лесков воспроизвел собирательный образ страстной молодой русской женщины, которая готова опуститься до порока и полной потери нравственности ради собственных интересов и интересов своего любовника.

Эти почти пророческие слова Катерина Львовна пропустила мимо ушей, но новым приказчиком заинтересовалась.

Сергей – молодой приказчик в купеческом доме. Несмотря на слухи о его похождениях, Зиновий Борисович берет его на работу. Сергей очень общительный, умеет найти подход к любой женщине. Главный герой почувствовал, что Катерина Львовна одинока, ей не хватает любви. Она для него легкая добыча, поэтому он слишком навязчив и смел. В начале им движет похоть, а не любовь. Впоследствии он лишь мечтает о богатстве. Сергей очень наглый и самоуверенный человек. Придя первый раз без приглашения к хозяйке, он не сомневается, что она его не прогонит. Хотя риск был велик, что Катерина позовет свекра и тогда приказчику бы не поздоровалась. А героиня проводит ночь совсем почти малознакомым человеком. После этого дорожит их отношениями больше всего на свете. Она плюет на свою репутацию, совсем потеряв страх. Настоящая любовь не может так быстро свести людей, в данном случае это страсть.

Катерина Измайлова вышла замуж по расчету, хотя автор пытается ее оправдать с первых страниц книги, что девушка она бы бедная, а богатый купец Зиновий присватался - ее и выдали. Возможно неравный брак – это обычное явление для действительности того времени, но все-таки даже Катерина Кабанова, героиня Островского вышла замуж пусть тоже не по любви, но никак не за мужчину, который годится ей в отцы. Зиновий Борисович вдовец, который решился жениться второй раз, скорее даже не потому, что ему нужна жена и хозяйка, или Катерина ему приглянулась, а для того чтобы у него появилось потомство, в частности наследник. Скорее всего Зиновий Борисович не любил Катерину. Купец не переживает, как она одна проводит круглые сутки в одиночестве. Не стал торопиться и он в тот роковой момент, когда жена ему изменила. Любящий муж, обычно спешит к жене, А Зиновий наоборот, задержался. По натуре своей он холодный и рассудительный человек. Скорее всего раз мужчине пошел шестой десяток, то пылких чувств от него уже вряд ли дождешься. Он уже не молод для этого. А Катерина хотела именно любви, хотела восхищения. Но Зиновий и свекор только осуждали, что она за пять лет совместной жизни, не родила ребенка. Катерина Львовна и сама рада была родить, чтобы найти хоть какое-то себе занятие.

После суда в жизни героев происходят изменения. Сергей обвиняет во всем Катерину, несмотря на ее беременность. Беспутные родители не рады ребенку. Измайлова отказывается от него сразу же, а Сергей о нем не вспоминает вовсе. Единственного наследника всего измайловского капитала, теперь воспитывает родственница Зиновия Борисовича, примечательно, что родные Катерины не забирают ребенка к себе. Они, по-видимому, отказались от нее.

Героиня получила самую страшную кару. Она потеряла не только любовь, которая была для нее важнее всего на свете, но даже светлые воспоминания об ней она потеряла. Чувства поруганы, ее оказывается и не любили никогда. А она ради любимого наказана не только в этой жизни, но и в загробном мире. Жизнь потеряла смысл. Этим смыслом был Сергей.

В 1864 году Николай Лесков написал первую историю женщины — серийной убийцы в русской литературе. Причем история была не совсем выдуманная. Мысль о создании очерка пришла к писателю тогда, когда он ознакомился с реальными уголовными делами. Один из случаев его по-настоящему заинтересовал. Именно он стал основой сюжетной линии произведения.

А еще было воспоминание из детства самого Лескова:

Автору не хотелось писать детектив. В своем очерке он акцентирует внимание на героине, ее личной драме и женской доле в целом. Шаг за шагом героиня теряет остатки нравственности, а окружение активно этому способствует.

Содержание:

Главная героиня очерка Катерина Львовна Измайлова, будучи молодой женщиной, выходит замуж за мужчину намного старше. У пары нет детей из-за бесплодия мужа, но свекр и муж винят в этом молодую супругу.

Жизнь купчихи пуста и однообразна. Скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. И, когда мужественный и энергичный приказчик Сергей во время отъезда мужа настойчиво и дерзко соблазняет героиню, она быстро сдается. Хотя очевидно, что он относится к тем мужчинам, которые легко используют женщин ради выгоды.

Обстоятельства помогают скрыть преступления. Смерть пожилого свекра не вызвала подозрений, а надежно спрятанное тело Зиновия Борисовича не было обнаружено. Так никто и не узнал, добрался он домой или нет.

Теперь счастью коварных любовников не должно было ничего помешать и Катерина Львовна собиралась вступить в наследство, но вдруг объявился племянник покойного мужа – Феденька.

Женщина, которая, казалось бы, любила детей и будто бы привязалась к мальчику, не смогла противиться увещеваниям любовника. Уже ничего не может их остановить на пути к заветной цели. Они убивают Федю.

Но в этот вечер им не повезло. Они застигнуты на месте преступления. Мужчина и женщина ответили за все, что совершили. Их осудили на каторгу, но даже тогда влюбленная купчиха остается верна своей безумной страсти. Ее уже и наказание не пугает, лишь бы быть с вожделенным мужчиной.

На каторге у Катерины наконец-то появляется свой ребенок, но он никому не нужен. Она отказывается от него. Вряд ли Катерина и Сергей умеют любить: ей двигала плотская страсть, а им холодный расчет.

Но Сергею уже не нужна Катерина. Теперь она не купчиха, а нищая каторжница. Он находит другую пассию Сонетку, а над бывшей любовницей открыто потешается. Это конец. Жизнь теряет всякий смысл для героини. И она, решив покончить с ней, бросается в реку, но хватает с собой и молоденькую Сонетку.

История создания

Писатель вспоминал:

В мрачном настроении повести отразилось тяжёлое душевное состояние писателя, который в это время был подвергнут литературному остракизму.

Произведение Лескова волновало и продолжает волновать читателей, композиторов и режиссеров. Эти версии на мой взгляд наиболее интересные:

1. Опера Дмитрия Шостаковича и фильм 1966 года

Неприкрытый эротизм — один из главных пунктов обвинения:

В Советском союзе опера была возобновлена только в 1962 году под новым названием "Катерина Измайлова".

Экранизация оперы, снятая Михаилом Шапиро в 1966 году, сделана не менее талантливо. Кинематограф подарил постановке новые возможности. Дух оперы, ее атмосфера и настроение переданы прекрасно.

Сергея талантливо играет Артём Иноземцев, а поёт за него великолепный Василий Третьяк. Катерину играет Галина Вишневская и, конечно же, мы слышим ее фантастический голос.

Режиссер Анджей Вайда немного изменил название, но строго следовал лесковскому сюжету. Оливера Маркович, исполнительница роли Катерины Львовны и Люба Тадич, исполнитель роли Сергея, прекрасно справились со своими ролями. Музыка Шостаковича гармонично вплетена в действие.

Этот фильм я увидела первым среди экранизаций. В картине пропущены эпизоды со свекром и рождением общего ребенка Сергея и Катерины. Очень интересно было посмотреть на Андрейченко в такой роли. Наверное ее Катерина все же мягче и ведомее, чем была изначально задумана. Абдулов в роли Сергея достаточно органичен.

В фильме много поэтичных и красивых сцен, несмотря на кровавый сюжет.

Британский режиссер Уильям Олройд перенес лесковский сюжет на викторианскую почву. Плод безудержной страсти героини в картине - чернокожий рабочий фермы. В остальном картина следует за историей, немного добавляя в нее своих красок и героев, резко меняясь после убийства ребенка. Здесь жертвой страсти становится работник, а госпожа, получив свободу, может теперь предаваться страсти абсолютно безнаказанно.

Дочь простонародья, унаследовавшая и народный размах страстей, девушка из бедной семьи становится пленницей купеческого дома, где нет ни звука живого, ни голоса человеческого, а есть только короткая стежка от самовара в опочивальню. Преображение изнывающей от скуки и избытка сил мещаночки совершается тогда, когда на нее обращает внимание уездный сердцеед.

Любовь рассыпает над Катериной Львовной звездное небо, которого она не видела прежде из своего мезонинчика: Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой! По-детски простодушно восклицает героиня

в золотую ночь, смотря сквозь покрывающие ее густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.

Но не случайно в картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад. Чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктов собственнического мира и не подпадать под действие его законов. Рвущаяся к свободе любовь превращается в начало хищно-разрушительное.

Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья; кровь

И вместе с тем слепая страсть Катерины Львовны неизмеримо больше, значительнее, чем корысть, придающая форму ее роковым поступкам, сословным интересам. Нет, ее внутренний мир не потрясен решением суда, не взволнован рождением ребенка: для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей. Всю жизнь без остатка поглотила страсть. Когда партия арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит Сергея, с ним ей и каторжный путь цветет счастьем.

Что для нее та сословная высота, с которой она рухнула в каторжный мир, если она любит и ее любимый рядом!

Сословный мир достает Катерину Львовну на размытых пересыльных трактах. Он долго ей готовил палача в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную Аравию счастливую. Признаваясь, что не любил Катерины Львовны никогда, Сергей пытается отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, прошлое ее любви.

И тогда совсем неживая женщина в последнем героическом всплеске человеческого достоинства мстит своим поругателям и, погибая, заставляет окаменеть всех вокруг. Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали.

Еще минуту и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Все окаменели от изумления.

Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путем преступлений. Писатель доказал, что у этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидал героиню, и другого быть не могло.

Это прекрасное произведение послужило основой для оперы Д. Д. Шостаковича Катерина Измайлова, написанной в 1962 году. Что еще раз доказывает незаурядность произведения Н. С. Лескова, сумевшего найти и передать типичные черты характера Катерины Львовны, раскрывшиеся столь трагически и приведшие героиню к неминуемой гибели.

Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя миры могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором.

Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателей, как Н. С. Лесков.

Сюжеты, герои, тематика его произведений настолько разнообразны, что порой бывает достаточно сложно составить представление о каком-либо художественном единстве.

Однако в них много общего, в частности: мотивы, тональность, черты характеров персонажей и главных героев. Поэтому прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное, невольно уже настраиваешься на определенный лад, представляешь себе обстановку, среду, атмосферу, погрузившись в которую, открываешь удивительный и прекрасный в своем своеобразии мир.

Мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачноватым, ведь его населяют в основном герои-правдоискатели, окруженные невежественными глупцами, для которых единственной целью является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе неповторимого лесковского таланта в изображении героев преобладают жизнеутверждающие мотивы. Отсюда ощущение внутренней красоты и гармоничности художественного мира Герои Лескова удивительно чисты и благородны, их речь проста и вместе с тем красива, так как передает мысли, содержащие вечные истины о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. Жители огромного лесковского мира настолько реальны, что читателя не покидает уверенность в том, что они списаны с натуры.

Мы не сомневаемся в том, что автор действительно встречался с ними во время своих многочисленных поездок по России. Но какими бы обыкновенными и простыми ни были эти люди, все они праведники, как их определяет сам Лесков. Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу. Читатель ясно представляет себе цель автора обратить внимание на русский народ, на его характер и душу.

Лескову удается в полной мере раскрыть характер русского человека со всеми его плюсами и минусами.

Что особенно бросается в глаза при чтении произведений Лескова вера его героев в Бога и безграничная любовь к родине. Эти чувства настолько искренни и сильны, что человек, обуреваемый ими, может преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Вообще, русский человек всегда готов пожерт – ^ вовать всем и даже своей жизнью, чтобы добиться поставленной цели высокой и прекрасной. Кто-то жертвует собой ради веры, кто-то ради Отечества, а Катерина Измайлова, героиня Леди Макбет Мценского уезда, пожертвовала всем ради того, чтобы спасти свою любовь, и когда все способы и средства были перепробованы, а выход из создавшегося положения так и не был найден, она бросилась в реку.

Это похоже на финал пьесы Островского Гроза, где Катерина Кабанова гибнет из-за своей любви, и в этом Лесков и Островский схожи.

Но как бы ни был прекрасен и чист душою русский человек, у него есть и отрицательные качества, одним из которых является склонность к пьянству. И этот порок Лесков обличает во многих своих произведениях, герои которых понимают, что пить глупо и нелепо, но ничего не могут с собой поделать. Это, наверное, тоже чисто русская особенность поведения отводить душу, заливая горе вином.

Вырастая на лоне природы, среди прекрасных пейзажей, простора и света, простой лесковский герой из народа стремится к чему-то возвышенному, к красоте и любви. У каждого конкретного героя это стремление проявляется по-своему: у Ивана Флягина это любовь к лошадям, а у Марка Александрова это восторженное отношение к искусству, к иконе.

Мир Лескова мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к праведникам и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время.


Место и время действия

События повести происходят во второй половине XIX столетия в России, в городе Мценске.

Главные герои

  • Катерина Львовна Измайлова – властная, решительная женщина, положившая на алтарь собственной страсти жизни трех человек.
  • Сергей – приказчик в доме Измайловых, молодой, красивый парень, опытный соблазнитель.

Другие персонажи

  • Зиновий Борисович Измайлов – купец, престарелый супруг Катерины.
  • Борис Тимофеевич Измайлов – отец Зиновия Борисовича.
  • Федя – маленький мальчик, племянник Зиновия Борисовича и его единственный законный наследник.
  • Солдатка Фиона – арестантка, красивая, добрая и безотказная женщина.
  • Сонетка – миловидная 17-летняя арестантка, подлая и меркантильная.

Краткое содержание

Глава первая

Глава вторая

Во время прогулки Катерина присоединилась к компании веселых приказчиков, и шутки ради померилась силой с красивым молодым слугой Сергеем.

Глава третья

В погожий вечер Катерина Львовна скучает в одиночестве: супруг задержался на мельнице, а свекор отправился на именины. Неожиданно к ней заходит под благовидным предлогом Сергей. От его страстных признаний в любви у молодой женщины кружится голова. Сергей не теряется, и относит ее в спальню.

Глава четвертая

Всю неделю, пока Зиновия Борисовича не было дома, его супруга до утра гуляла с красавцем Сергеем. Но однажды свекор, страдавший от бессонницы, заметил, как слуга вылезал из окна. Борис Тимофеевич отстегал плетью бесстыжего любовника, а сам послал людей за сыном.

Глава пятая

Катерина освободила своего любовника и, уложив его на мужнину постель, стала за ним ухаживать.

Глава шестая

Катерина вытягивает из Сергея признания в любви, но тот совсем не весел: скоро вернется хозяин и придет тогда конец их любовным утехам. Смышленый парень намекает, что готов жениться на ней, и, одурманенная его сладкими словами, женщина решает уладить проблему с супругом.

Глава седьмая

Глава восьмая

Глава девятая

Спустя несколько месяцев Катерина почувствовала, что беременна. Ей удалось перевести все дела на свое имя и лично заняться ведением большого хозяйства.

Глава десятая

Когда бабушка отправляется в церковь на всенощную, и больной Федя остается один, любовники решают воспользоваться выпавшим случаем.

Глава одиннадцатая

Глава двенадцатая

Проходя мимо измайловского дома и увидев свет в окне, они решили поглядеть, что там делается. В этот момент любопытные стали невольными свидетелями убийства ребенка.

Глава тринадцатая

Катерина с легкостью рассталась с младенцем: все ее мысли были заняты Сергеем, которого она надеялась увидеть по дороге на каторгу. Она раздала охранникам все свои деньги, чтобы изредка видеться с возлюбленным. За это время Сергей сильно изменился и с раздражением реагировал на ласки Катерины.

Глава четырнадцатая

Сергей, притворившись больным, попросил у Катерины достать ему шерстяные чулки. Испугавшись за его здоровье, она отдала ему свои единственные теплые чулки.

Глава пятнадцатая

И что в итоге?

Катерина Львовна Измайлова — во время переправы на пароме хватает Сонетку и, бросившись с ней за борт, тонет.

Сергей — охладев к Катерине, заводит интрижку с Фионой, затем с Сонеткой.

Зиновий Борисович Измайлов — убит Катериной и Сергеем.

Борис Тимофеевич Измайлов — собирается рассказать Зиновию правду о Катерине и её любовнике; умирает, съев отравленный Катериной ужин.

Федя — задушен Катериной и Сергеем.

Сонетка — утоплена Катериной во время переправы на пароме.

Заключение

Основной темой повести является любовь-страсть. Писатель наглядно демонстрирует, что сильная страсть способна не только возвысить душу человека, но и ввергнуть ее в пучину порока.

Читайте также: