Речной транспорт в годы великой отечественной войны 1941 1945 гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

9. ХОЛОСТЯКОВ Г. Н. Вечный огонь. М. 1976, с. 393.

10. Эшелон за эшелоном. М. 1981, с. 173.

12. Военно-исторический журнал, 1987, N 4, с. 47.

14. Военно-исторический журнал, 1978, N 4, с. 48.

15. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. М. 1977, с. 177.

19. Там же, с. 392, 393.

20. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. М. 1977, с. 249.

21. КОЗЛОВ И. А., ШЛЕМИН В. С. Ук. соч., с. 87.

22. Эшелон за эшелоном, с. 193.

25. Военно-исторический журнал, 1978, N 4, с. 48.

27. Эшелон за эшелоном, с. 196, 197.

28. Тыл Советских Вооруженных Сил. с. 127.

31. НЕЙГОЛЬДБЕРГ В. Я. Речной транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны. М. 1965, с. 38.

32. Уходили на фронт эшелоны. М. 1974, с. 217.

34. ЧЕРОКОВ В. С. Ук. соч., с. 147.

35. Речной транспорт за 50 лет. М. 1968, с. 182.

37. Уходили на фронт эшелоны, с. 214, 215.

38. Эшелон за эшелоном, с. 201.

39. ЧАЯНОВ А. С. Сталинградский дневник. Волгоград. 1968, с. 204.

40. Военно-исторический журнал, 1972, N 11, с. 60.

41. Эшелон за эшелоном, с. 202.

Постоянный адрес данной публикации:

Публикатор:

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир) • Google • Yandex

В период Отечественной войны немецко-фашистские захватчики нанесли большой ущерб речному транспорту. Враг потопил и захватил 4280 пассажирских, грузовых и буксирных пароходов речного и служебно-вспомогательного флота, 4029 несамоходных судов.

В годы войны было разрушено 479 портово-пристанских хозяйств, в том числе Ленинградский, Сталинградский, Киевский порты, сооружения Беломорско-Балтийского канала и капала им. Москвы. Эти потери создали огромные трудности в работе речного транспорта. Они усугубились тем, что в районах, оккупированных гитлеровцами, были разрушены судоремонтные предприятия речных пароходств. Так, в семи речных бассейнах фашисты вывели из строя 96% производственной площади судоремонтных заводов.

Перестройка работы речного транспорта для нужд войны потребовала срочного решения ряда задач, и в первую очередь проблемы кадров, топлива, повышения скорости доставки грузов.

Военная обстановка потребовала широкого привлечения молодежи и женщин для замены значительной части призванных в армию квалифицированных кадров: водителей и обслуживающего персонала судов, работников пристаней, рабочих судоремонтных мастерских и путевого хозяйства. В короткий срок новые кадры речного транспорта были обучены судоходному делу.

В связи с ограниченным поступлением нефтепродуктов был осуществлен перевод речного флота с жидкого на твердое, дровяное топливо.

Война потребовала приспособить речные суда для работы в боевой обстановке. Судовые команды военизировались, обучались ремонтным специальностям, снабжались аварийными материалами, что давало возможность в случае повреждения производить ремонт судов на плаву.

В условиях войны судовождение неизмеримо осложнилось тем, что вследствие постоянной угрозы нападения с воздуха проходило в основном в ночное время при затемнении огней на судах, пристанях и причалах.

Вначале это обстоятельство привело к замедлению скорости движения судов и увеличению числа аварий, но по мере накопления опыта речники преодолели эти трудности, несмотря на недостаток опытных лоцманов.

Речники проявили много инициативы, технической выдумки, чтобы обеспечить наиболее полное и рациональное использование флота. Так, с целью повышения скорости доставки грузов стали использовать в качестве буксиров пассажирские паротеплоходы, не имевшие буксировочных приспособлений. Для этого речники изыскали новый способ буксировки барж. На ряде узловых пристаней производилось переоборудование причалов для погрузки тяжеловесных и громоздких военных грузов.

В навигацию 1941 г. работники водного транспорта выполнили огромную работу по перевозке оборудования и населения, эвакуируемого из угрожаемых районов. Речники Днепро-Двинского, Северо-Западного и Волжского бассейнов навели 46 переправ по среднему и нижнему течению Днепра и на Десне, которые сыграли большую роль в эвакуационных перевозках и обеспечении перевозочных нужд Красной Армии.

Речной флот активно участвовал в комбинированных перевозках, когда часть пути грузы следовали по железной дороге, затем перегружались на речной транспорт, а с него — вновь на железнодорожный. Главная цель комбинированных перевозок состояла в том, чтобы максимально разгрузить железнодорожный транспорт и высвободить его подвижной состав для перевозок военной техники, воинских частей, важнейших народнохозяйственных грузов.

Наибольший объем перевозок пришелся на долю центральных бассейнов страны, особенно на Московское и Волжское пароходства. Только из московского Южного порта во время эвакуации ушло с людьми и грузами 437 пассажирских судов и 216 буксиров с 458 баржами. В июле 1941 г. из Москвы было отправлено 218 пассажирских судов и десятки барж, на которых эвакуировалось 110 тыс. человек. Столь значительных речных перевозок Московский порт не выполнял даже в мирное время. Так, за всю навигацию 1940 г. из Москвы на дальние расстояния было отправлено речным флотом 161 тыс. человек. Огромный объем перевозок эвакуированного населения выполнили речники Верхней Волги, где эвакуацией было занято более 1028 пароходов. За навигацию 1941 г. речники Верхневолжского пароходства перевезли 613 тыс. человек, а Нижневолжского — 220 тыс. человек14.

Речной транспорт сыграл выдающуюся роль в обороне города Ленина, во всей боевой деятельности войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота.

Когда в ходе упорных, ожесточенных боев в конце августа 1941 г. противнику ценой огромных потерь удалось прорваться к Неве в районе Ивановских порогов, занять Шлиссельбург, выйти на Свирь и замкнуть кольцо блокады, флот Северо-Западного пароходства лишился возможности доставлять грузы в Ленинград по транзитной водной магистрали и единственным путем, который связывал Ленинград со страной, осталось Ладожское озеро.

Немецко-фашистские захватчики нанесли тяжелый урон речному хозяйству Северо-Западного бассейна. Полностью был выведен из строя крупнейший Новгородский водный узел. Все его причалы, пристани, предприятия были взорваны или сожжены. Подверглись разрушению порты, причалы и большой судоремонтный завод Петрокрепости. Большие повреждения были нанесены хозяйству других участков бассейна.

В сложившейся военной обстановке в качестве перевалочного пункта была выбрана станция Заборье в 160 км от Волхова. Поскольку не было необходимой дороги между Волховом и Заборьем, было принято решение проложить для перевозки грузов, предназначенных Ленинграду, автомобильную дорогу протяженностью 200 км с грузооборотом в оба конца 2 тыс. т в сутки. Строительство дороги, связавшей Ладожское озеро со станцией Заборье, было осуществлено за 15 дней силами тыловых воинских частей и колхозников прилегающих селений. Вся тяжесть снабжения населения и защитников города Ленинграда пала на плечи работников этой дороги и речников Северо-Западного пароходства.

В тяжелые дни блокады водный путь через Ладогу стал основной коммуникацией, связывающей город и Ленинградский фронт со всей страной. Хотя перевозка грузов в Ленинград через Ладожское озеро была сопряжена с большими трудностями, речники Северо-Западного пароходства совместно с моряками Ладожской военной флотилии в короткий срок провели огромную работу по налаживанию ладожской коммуникации и обеспечили подвоз продовольствия, боеприпасов, вооружения и пополнений для армии и флота. Здесь была создана судоверфь, построены десятки новых судов для подвоза грузов к Ленинграду.

Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации и свирепые штормы, которыми славится Ладога, перевозки грузов велись бесперебойно. Перевозки осуществлялись вплоть до ледостава. За первую осеннюю навигацию 1941 г. в Ленинград было доставлено около 60 тыс. т грузов, преимущественно продовольственных. За навигацию 1942 г. в Ленинград было доставлено более 790 тыс. т различных грузов, половину которых составляло продовольствие. В целом грузооборот превысил 1 млн. т, что дало возможность создать в городе некоторые запасы продовольствия и других видов снабжения16.

В годы войны речной транспорт активно участвовал в перевозках массовых грузов, крайне важных для фронта и народного хозяйства, на многих реках страны. Лес вывозился по Северной Двине и Каме, цемент и нефть — по Волге.

Вверх по Волге нефть шла бесперебойно вплоть до того дня, когда немецко-фашистские войска прорвались к берегу у Сталинграда.

Выход фашистских полчищ в 1942 г. к Волге в районе Сталинграда серьезно нарушил нормальную работу этой важнейшей водной магистрали. В течение всего периода героической обороны Сталинграда Нижневолжское пароходство выполняло задания военного командования. Несмотря на чрезвычайно трудные условия, пароходство успешно решало две главные задачи: обеспечения перевозок военно-оперативных грузов, необходимых для накопления резервов с целью окружения и разгрома группировки войск Паулюса, и непосредственного обслуживания переправ в районе Сталинграда. Работники пароходства транспортировали боеприпасы, военную технику, производили переправу людей, вооружения и выполняли другие ответственнейшие задания командования Сталинградского фронта. Нефтеналивной флот Волги бесперебойно до полного ледостава снабжал горючим тылы и районы непосредственных боевых операций.

Массовые перевозки оперативных грузов на сталинградских переправах начались в конце августа 1942 г. Для их выполнения был мобилизован весь наличный флот, расположенный в районе Сталинградского рейда. К перевозкам привлекались также корабли Волжской флотилии. Организация этих перевозок имела основной целью снабжение всем необходимым героической 62-й армии.

Речники бесстрашно проводили эвакуацию населения с правого берега Волги в Заволжье. Они ежесуточно перевозили до 15 тыс. человек. Сталинградский речной флот в навигацию 1942 г. совместно с железнодорожным транспортом успешно осуществил перевозку хлеба из районов Сталинградской области. С 20 июля по 20 августа 1942 г. на левый берег Волги ежедневно переправлялось около 600 вагонов.

Речники помогли навести через Волгу паромные переправы и осуществить переброску в тыл скота, оборудования и имущества колхозов, совхозов, МТС, предприятий из Воронежской и Тамбовской областей.

Несмотря на большие потери речного флота от вражеской авиации, мин и артиллерийских обстрелов, волжские речники, выполнявшие задания военного командования, оказали неоценимую помощь Красной Армии.

Сразу же после изгнания немецко-фашистских захватчиков с родной земли речники совместно с трудящимися освобожденных районов приступили к возрождению речного хозяйства, восстановлению причалов, пристаней, судоремонтных заводов. Развернулись работы по подъему и ремонту судов, затонувших во время военных действий. Уже в 1943 г. водники подняли и отремонтировали десятки пароходов и барж.

Важную роль в улучшении работы речного транспорта сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1943 г. о распространении на речной транспорт военного положения, введенного на железнодорожном транспорте. На речников распространялся устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта.

Во время навигации 1944 г. речной флот выполнял задания ГКО по обеспечению перевозок необходимых материалов для армии, особенно фронтовыми рейсами буксирных караванов. Речной флот СССР перевыполнил план воинских перевозок 1944 г. на 7,7%.

В 1945 г. советский речной флот перевез 36,9 млн. т грузов и выполнил государственные задания по перевозкам как военных, так и народнохозяйственных грузов. В годы войны речным транспортом из гражданских грузов перевозилось главным образом топливо — нефть, уголь, дрова, причем дрова составляли 75—80% тоннажа общих перевозок топлива. Второе место в общем объеме перевозимых речниками грузов занимали строительные материалы. Доля их в общих перевозках составляла около 8—10%.

Однако в целом за период войны грузооборот и объемы грузовых перевозок, а также перевозки пассажиров сократились по сравнению с довоенным уровнем. В 1945 г. грузооборот речного транспорта составил 52% уровня 1940 г., перевозки грузов — 50, пассажирооборот — 60, перевозки пассажиров — 53%. Сокращение объемов перевозок было вызвано серьезным нарушением работы ряда пароходств вследствие военных действий.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны речной флот СССР осуществлял силами и средствами созданных специальных управлений большие восстановительные работы по судоходству на водных путях Восточной Германии, Польши, а также по Дунаю.


21 апреля военного 1942 года началась навигация на Волге. Речники выходили в рейсы, еще не зная, что скоро для них начнется своя война, которую фашисты развяжут против безоружных гражданских судов. Экипажи волжских пароходов и барж не носили военную форму. Но то, что они сделали для фронта, можно назвать одним словом – подвиг.

Остановить Волгу

15 июля 1942 г. Транспортный комитет распорядился передать с железной дороги на речной транспорт 6 000 вагонов воинских грузов и 3 550 вагонов народнохозяйственных грузов для сталинградских заводов, переведенных на выпуск военной продукции. Погрузка на воду производилась главным образом в Горьком, Куйбышеве и Саратове. Волга помогала выполнять задачи, с которыми наземный транспорт не справлялся.

Грандиозная Сталинградская битва, в которой суждено было сойтись миллионам солдат и офицеров, началась 17 июля 1942 года. В это же время гитлеровская авиация приступила к минированию фарватера. Чтобы остановить Волгу, нужно было сделать судоходство на ней невозможным. Это казалось очень простым: береговой артиллерии в советском тылу было мало, еще не замаскированные навигационные знаки, казалось, сами наводили немецких пилотов на цель.А безоружные речные пароходы были такими тихоходными – мишень в тире, а не противник! Враг не учел только одного обстоятельства – силу духа волжан.

Не отступим!


Из воспоминаний В.В. Пермякова


Каждый рейс становился жестоким испытанием. И дело было не только в минах и вражеских самолетах: мимо плыли по волнам детские кроватки с погибших судов, тела речников… Но, несмотря на постоянную смертельную опасность и отсутствие защиты, ни одно судно не было самовольно оставлено экипажем. Остановить Волгу речники не позволили.


Сквозь огонь

Если бы не героические усилия речников Волги и Волжской военной флотилии, которые в неимоверно тяжелых условиях обеспечивали 62-ю армию всем необходимым для успешного ведения боевых действий, то трудно сказать, чем бы могла закончиться битва за Сталинград.

Василий Чуйков, маршал Советского Союза, во время Сталинградской битвы – командующий 62-й армией

Наука против мин

Вторая попытка люфтваффе

В 1943 году фронту и народному хозяйству страны по Волге было доставлено 6 млн тонн нефтепродуктов. Потери от ударов противника составили менее 0,5% от всего перевезенного количества нефти.

4 августа 1942 года командующий Волжской военной флотилией приказал зажигать с наступлением темноты все навигационные знаки. Угроза с воздуха миновала. Осенью были обезврежены последние мины в волжской акватории. И 12 октября Государственному Комитету Обороны доложили о полной безопасности движения по реке.

Возвращение героев

Теперь никого из ветеранов, которых Владимир Казарин находил по всей Волге, уже нет в живых. Но остались уникальные магнитофонные записи с их голосами. Остались книги журналиста-подвижника, пусть и изданные небольшими тиражами. В них – факты, о которых должна помнить историческая наука. Должны помнить все жители России, чтобы понимать, от какой страшной угрозы герои Великой Отечественной войны спасли нашу страну.

Все для фронта, все для Победы!

В первые недели войны на фронт добровольно ушли тысячи речников. Из состава коллектива Средне-Волжского пароходства добро­вольно ушли на фронт около 500 человек, с верхневолжского за­вода им. 40-й годовщины Октября — более 400 человек, столько же — с небольшой пристани Тобольск на Иртыше, ушли на фронт больше половины коммунистов Ленинградского речного порта.

rechn-transport-1.jpg

Фашистские самолеты бомбят речные причалы.

rechn-transport-2.jpg

На прифронтовых реках и озерах создаются военные флотилии, лучшие пассажирские суда переоборудуются в госпитали и санитарные суда.

rechn-transport-3.jpg

Боевая вахта речников Днепра, Дона и Кубани

В 1940 году по Днепру было перевезено 7 млн. пассажиров. В бассейне Днепра насчитывалось более 2 тыс. судов, необходимое количество хорошо механизированных портов (Киевский, Днепропетровский, Запорожский, Гомельский, Брестский) и благоустроенных пристаней.

Часть судов Днепровского и Днепро-Двинского пароходств была передана Днепровской военной флотилии и переоборудована в боевые корабли, многие пассажирские пароходы приспособлены под плавучие госпитали. Остальной флот был переключен на воинские и эвакуационные перевозки. На речных судах эвакуировалось население, вывозились народно-хозяйственные грузы.

Население и грузы вывозились главным образом в Днепропетровский и Запорожский порты, а оттуда — на восток по железным дорогам.

В июле, по неполным данным, флот пароходства эвакуировал 129 тыс. т зерна, сахара, металла и других ценных грузов. Для буксировки сухогрузных барж использовались в ряде случаев пассажирские пароходы.

К лету 1941 года Днепровское пароходство организовало многочисленные переправы через крупные водные рубежи. На Днепре наиболее крупные воинские переправы, обслу­живавшиеся речным флотом, находились в Днепропетровске и на участке Херсон–Антоновка

rechn-transport-4.jpg

Схема расположения переправ на Южном Буге и Днепре

Дольше всего активные действия Днепровского флота продолжались в районе Запорожья. Первой крупной наступательной боевой операцией, в которой непосредственно участвовал речной флот, было освобождение острова Хортицы. Высадка штурмовых подразделений 274-й стрелковой дивизии 12-й армии на Хортицу началась в ночь на 4 сентября и продолжалась ночью 5 сентября. Десант перебрасывался на катерах, газоходах, моторных и весельных лодках, орудия и танкетки доставлялись на баржах. Суда прорывались к острову сквозь заградительный огонь. Многие из них получили сильные повреждения, но команды оставались на своих местах, делая все возможное для спасения судов. Эта операция позволила успешно закончить эвакуацию оборудования и имущества промышленных предприятий.

Осенью 1941 года, когда военные действия приблизились к бассейну Дона, флот Нижнего Дона был привлечен к эвакуации Ростова. Всего по Дону, Кубани, не считая перевозок на переправах, было эвакуировано 110 тыс. человек и около 8 тыс. т различного оборудования и другого имущества. К концу октября были срочно организованы дополнительные переправы для переброски через реку большого потока воинских частей, населения, оборудования, сотен тысяч голов скота. Только на Верхнем Дону с помощью речных судов было создано шесть переправ, а всего на реке — от Коротояка на севере до Ростова на юге — 18 переправ. Флот работал до полного ледостава.

Речные суда принимали участие в различных по характеру морских операциях, находясь в оперативном распоряжении Азовской военной флотилии и Черноморского пароходства. В сентябре донские буксиры и баржи вывозили грузы с северного побережья Азовского моря, эвакуировали скот и различное имущество из Крыма. С начала ноября речные суда перевозили из Керчи в Тамань отступавшие соединения и технику 51-й отдельной армии.

Приказом по войскам Крымского фронта речн­ки — участники высадки десанта были награждены орденами и медалями.

Читайте также: