История конституции германии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Семьдесят лет назад немецкий “Основной закон” писался как временная конституция для временного государства. А в итоге оказался “счастливым фундаментом” для сегодняшней объединенной Германии. И юбилей документа – значимый повод для торжеств по всей стране.

Немцы любят свой “Основной закон”, как называется действующая конституция Германия. Аккурат к его юбилею институт изучения общественного мнения Infratest dimap провел среди населения страны репрезентативный опрос, в результате которого 88 процентов опрошенных оценили главный государственный документ как “очень хороший” или “хороший”. “Основной закон” жители Германии называют “счастливым фундаментом” страны в современном виде.

23 мая 1949 года - исторический момент для Германии. В этот день в Бонне, тогдашней столице Западной Германии, был подписан “Основной закон” – документ, определяющий политические и юридические основы государства. После целой эпохи, ознаменованной диктатурой, войной и полным опустошением, авторам новой, послевоенной конституции удалось разработать свод законодательных норм, ориентированных на свободу и демократию.

Документ, планировавшийся как временный, решено было не называть конституцией. Ведь если бы конституция стала учредительным документом нового государства, это принесло бы дальнейший раскол, чего западногерманские политики хотели избежать. Поэтому поначалу свод законов должен был стать единым документом для западных оккупационных зон, в которые входили одиннадцать земель.

8 мая 1949 года, заседание Парламентского совета, на котором был окончательно принят Основной закон. В центре - Конрад Аденауэр © picture-alliance / akg-images

Из этих же соображений премьер-министры западных земель также настояли не на съезде Конституционного собрания, а на созыве Парламентского совета. Встреча Парламентского совета состоялась 8 мая 1949 года. Его председатель, Конрад Аденауэр, первым поставил под принятым документом свою подпись. А 23 мая, когда текст “Основного закона” был официально провозглашен, стало днем рождения Федеративной республики Германия. Днем позже документ вступил в законную силу.

Достоинство человека неприкосновенно

Полноценной конституцией всего немецкого народа “Основной закон” служит с 3 октября 1990 года – со дня Объединения Германии. Бывший президент бундестага Норберт Ламмерт (Norbert Lammert) в одной из своих торжественных речей, произнесенной в 2007 году, сказал: “Основной закон” является важнейшим документом нашего демократического самосознания и самой свободолюбивой конституцией из всех, что когда-либо существовали в истории Германии”.

“Основной закон” Германии состоит из 146 статей, объединенных в 15 разделов. Самая известная, первая статья "Основного закона" гласит: “Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти”.

Над текстом “Основного закона” работали 30 экспертов – политиков и юристов, затем его дорабатывали парламентарии. Важными пунктами документа стали разделение властей, а также правовая самостоятельность федеральных земель в определенных сферах, например, в области культуры и деятельности полиции. В “Основном законе” были зафиксированы, в том числе, права на свободу вероисповедания и слова, равенство всех граждан перед законом, равноправие мужчин и женщин. Иными словами, документ регулирует совместное существование 80 миллионов самых разных людей, каждому из которых гарантирована свободная жизнь.

За 70 лет своего существования “Основной закон” Германии менялся уже 63 раза. Для внесения изменений в текст документа необходимо согласие бундестага и бундесрата, в каждом из органов проводится голосование, в результате которого нововведение должно быть одобрено двумя третями голосов. Но есть в “Основном законе” две статьи, которые неизменны. Это уже упомянутая статья 1, которая гарантирует соблюдение прав человека, и статья 20, описывающая Германию как демократическое и социальное государство, в котором государственная власть исходит от народа.

Закон на все времена

Канцлер Меркель на мероприятии "Гражданский диалог" по случаю юбилея "Основного закона" © picture alliance/dpa

Юбилей “Основного закона” стал поводом для торжеств и тематических мероприятий по всей Германии. Так, канцлер Германии Ангела Меркель в рамках акции “Гражданский диалог”, посвященной этой теме, обсудила значимость действующей конституции с немецкими гражданами. Главное достоинство “Основного закона”, сказала канцлер, заключается в том, что он гарантирует “правовую защищенность”. А его основными элементами, подчеркнула она, являются статья 1 и – это записано в преамбуле – стремление немецкого народа “служить в качестве равноправного члена объединенной Европы всеобщему миру”.

В торжественной речи, посвященной юбилею “Основного закона” и произнесенной в Германском фонде интеграции, Ангела Меркель указала на то, что это документ дает возможность каждому устроить свою жизнь так, как он хочет. “Основной закон” создает пространство для свободы, которая нужна человеку для человеческого существования”, сказала канцлер, уточнив, что частью этой свободы является сосуществование людей с миграционным прошлым и без него. Она призвала к тому, чтобы всем вместе защищать ценности, закрепленные в конституции. Что особенно важно, подчеркнула Меркель, в тех случаях, когда имеют место ненависть, насилие, экстремизм или антисемитизм.

В череде юбилейных событий нынешнюю редакцию “Основного закона” обсудили и парламентарии. Председатель фракции ХДС Ральф Бринкхаус сказал, что в немецком обществе высоко ценят “Основной закон” и что четкость и ясность документа “делают его неподвластным времени”. При этом политик допускает целесообразность новых изменений, при условии, однако, что “ДНК“, обеспечившая успех “Основного закона”, должна сохраниться”.

Лидер фракции СДПГ Андреа Налес сделала ставку на гарантии социального государства, закрепленные в конституции - речь идет, в частности, о равноправии женщин и мужчин и одинаковый уровень жизни по всей стране. Она сказала, что ее всегда восхищали ясность и действенность документа, но в нем, по мнению Налес, можно было бы найти место и для четкой формулировки в отношении прав детей.

Интересные факты об "Основном законе"

31 статья “Основного закона” – самая короткая. Она гласит: “Федеральное право имеет приоритет перед правом земель”.

В 13 статью “Основного закона”, гарантирующую неприкосновенность жилища, в 1998 году была внесена спорная поправка. В целях борьбы с организованной преступностью она разрешала правоохранительным органам прослушивать жилые помещения, что, по мнению противников поправки, нарушает права гражданин на личное пространство. Политик от свободных демократов Сабине Лойтхойссер-Шнарренбергер, занимавшая в то время пост министра юстиции Германии, в 1995 году ушла в отставку в знак протеста против того, что ее партия поддержала этот законопроект.

На крыльях надежды: 70 лет Берлинскому воздушному мосту

Этой весной Германия отмечает юбилей послевоенной операции, которая изменила отношения между бывшими противниками по Второй мировой. С помощью воздушного моста союзники спасли Западный Берлин от созданной советскими войсками блокады. Она продолжалась почти год и завершилась 12 мая 1949-го.

Конрад Аденауэр: отец новой Германии

Имя Конрада Аденауэра связано с укреплением Германии после тяжелейшей катастрофы XX века, демократическими преобразованиями и влиянием на европейское единение в целом.

Германия как единое государство существует с 1871 г. До этого она представляла собой конгломерат разрозненных независимых немецкоязычных государств и государственных образований (Пруссия, Бавария, Шлезвиг-Голштейн, Саксония и др.). Первая попытка принять общегерманскую конституцию была предпринята через год после революции 1848 г. – в 1849 г. (так называемая Имперская конституция церкви св. Павла). Однако данная конституция так и осталась всего лишь правовым памятником эпохи и не вступила в силу в связи недостижением в тот момент немецкого единства. И конституционное, и правовое развитие продолжалось в рамках каждого немецкого государства отдельно.

В 1871 г. под руководством Пруссии во главе с канцлером Отто фон Бисмарком и королем (кайзером) Вильгельмом I все немецкие государства были окончательно объединены в одну Германскую империю. В том же 1871 г. была принята первая вступившая в силу общегерманская конституция – КонституцияГерманской империи, которая закрепила статус Германской империи как единого государства; установила в качестве формы правления конституционную монархию во главе с династией Гогенцоллернов; предусмотрела сильную исполнительную власть во главе с канцлером; была очень консервативна по своему духу.

После поражения Германии в первой мировой войне 1914-1918 гг., свержения монархии в ноябре 1918 г. и заключения в 1919 г. Версальского мира в августе 1919 г. была принята новая конституция Германской империи (название – дань традиции), которая вошла в историю как Веймарская конституция 1919.

Веймарская конституция, несмотря на свою демократичность, не принесла стабильности немецкому обществу. В 1933 г. победу на выборах в рейхстаг одержала Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) – партия А. Гитлера, который стал канцлером и сформировал правительство.

Через год (в 1934 г.) на внеочередных президентских выборах, назначенных в связи со смертью действовавшего президента Гинденбурга, А. Гитлер был избран президентом Германии. Вопреки традициям Веймарской Республики не совмещать два высших поста в одних руках, Гитлер, став одновременно и президентом и канцлером, сосредоточил в своих руках огромную власть, опираясь на которую, а также на прямое насилие, установил в стране однопартийный фашистский тоталитарный режим.

В период фашистского правления в 1933 – 1945 гг. Веймарская конституция продолжала действовать, однако многие ее положения повсеместно нарушались и она во многом превратилась в фиктивный документ.

После разгрома фашистской Германии в 1945 г. она была оккупирована союзниками – СССР, США, Великобританией и Францией, лишена суверенитета и разделена на четыре оккупационные зоны. В период оккупации было изменено внутреннее государственное устройство этой страны – ликвидирована как самостоятельная административная единица Пруссия (историческое ядро немецкого милитаризма), а вся территория Германии была разделена на 15 полугосударственных образований – земель (10 – в оккупационных зонах США, Великобритании, Франции, 5 – в советской оккупационной зоне). Некоторые земли (например, Бавария в 1946 г.) приняли свои конституции и пытались начать жить как отдельные государства.

В 1945 – 1949 гг. выдвигались различные планы политического и конституционного устройства будущей Германии:

1. Предлагалось ликвидировать Германию как единое государство и на ее территории создать 10-15 мелких независимых друг от друга немецкоязычных государств (Бавария, Саксония и т. д.), как это имело место в прошлом, до Бисмарка.




2. Планировалось создать конфедерацию (содружество) 10-15 независимых немецкоязычных государств (по типу конфедерации швейцарских кантонов на раннем этапе развития Швейцарии).

3. Выдвигалась возможность восстановления Веймарской Республики и Веймарской конституции.

4. Возможен был и вариант создания единого немецкого государства, но лишенного армии и нейтрального (по примеру Швеции), совмещающего в экономике элементы капитализма и социализма (советский план).

После того как переговоры о будущем Германии зашли в тупик, руководители земель, находящихся в английской, американской и французской оккупационных зонах, приняли решение об образованииФедеративной Республики Германии. 8 мая 1949 г. особый учредительный орган – Парламентский совет, состоящий из 65 представителей политических партий, избранных ландтагами (парламентами) земель, принялОсновной закон ФРГ, который вступил в силу 23 мая 1949 г. Основной закон должен был быть ратифицирован мандатами 2/3 земель, образовавших ФРГ. Он был ратифицирован всеми землями ФРГ, кроме Баварии, и вступил в силу на всей территории ФРГ, включая Баварию.

Основной закон 1949 г. принимался как временный документ – до окончательного решения германского вопроса. Предполагалось, что после того, как Основной закон распространит свое действие и на Восточные земли (территорию ГДР) и Германия будет полностью объединена, немецкий народ на основе свободного волеизъявления, в полном составе освободившись от оккупации, примет новую и уже постоянную конституцию.

В то же время на территории советской оккупационной зоны была созданаГерманская Демократическая Республика – ГДР, где была принята конституция ГДР 1949 г., во многом напоминавшая Веймарскую конституцию. В 1968 г. в ГДР была принята новая конституция, закрепившая социалистический строй и власть СЕПГ – партии восточногерманских коммунистов.

После крушения социализма в ГДР в октябре – ноябре 1989 г. начался процесс объединения Германии. В ГДР были проведены свободные выборы, восстановлены 5 земель, введена валюта ФРГ, 3 октября 1990 года произошло объединение Германии. Юридически оно состоялось на основании ст. 23 Основного закона ФРГ (то есть ГДР в качестве 5 восточногерманских земель вступила в состав ФРГ, после чего статья 23 в прежнем виде была отменена, а затем была наполнена новым содержанием – нормами о членстве ФРГ в Евросоюзе).

Бывший Западный Берлин был объединен с восточной частью данного города, где ранее размещалась столица ГДР, и преобразован в отдельную землю – Берлин. Таким образом, в результате объединения нового государства не возникло, прекратили свое существование лишь ГДР и Западный Берлин, а ФРГ, распространив свою юрисдикцию на территорию ГДР, продолжила свое существование, но уже в качестве единого немецкого государства. Число земель за счет объединения выросло с 10 до 16.

2 декабря 1990 г. были проведены общегерманские выборы в бундестаг, а новые 6 земель послали своих делегатов в бундесрат. В 1991 г. вновь избранный бундестаг и бундесрат создали Совместную комиссию по анализу действующей и возможной подготовке новой конституции – постоянной (вместо временного Основного закона 1949 г.) конституции единой Германии.

Проработав несколько лет, комиссия пришла к выводу, что Основной закон 1949 г. обеспечил стабильность в стране и полностью адекватен сегодняшнему дню. Поэтому нет необходимости разрабатывать новую конституцию. 23 мая 1999 года Основной закон отпраздновал свое 50-летие. Из временного конституционного акта он уже давно превратился в постоянно действующую стабильную конституцию, и возможно, будет действовать еще долгие годы.

Германия как единое государство существует с 1871 г. До этого она представляла собой конгломерат разрозненных независимых немецкоязычных государств и государственных образований (Пруссия, Бавария, Шлезвиг-Голштейн, Саксония и др.). Первая попытка принять общегерманскую конституцию была предпринята через год после революции 1848 г. – в 1849 г. (так называемая Имперская конституция церкви св. Павла). Однако данная конституция так и осталась всего лишь правовым памятником эпохи и не вступила в силу в связи недостижением в тот момент немецкого единства. И конституционное, и правовое развитие продолжалось в рамках каждого немецкого государства отдельно.

В 1871 г. под руководством Пруссии во главе с канцлером Отто фон Бисмарком и королем (кайзером) Вильгельмом I все немецкие государства были окончательно объединены в одну Германскую империю. В том же 1871 г. была принята первая вступившая в силу общегерманская конституция – КонституцияГерманской империи, которая закрепила статус Германской империи как единого государства; установила в качестве формы правления конституционную монархию во главе с династией Гогенцоллернов; предусмотрела сильную исполнительную власть во главе с канцлером; была очень консервативна по своему духу.

После поражения Германии в первой мировой войне 1914-1918 гг., свержения монархии в ноябре 1918 г. и заключения в 1919 г. Версальского мира в августе 1919 г. была принята новая конституция Германской империи (название – дань традиции), которая вошла в историю как Веймарская конституция 1919.

Веймарская конституция, несмотря на свою демократичность, не принесла стабильности немецкому обществу. В 1933 г. победу на выборах в рейхстаг одержала Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) – партия А. Гитлера, который стал канцлером и сформировал правительство.

Через год (в 1934 г.) на внеочередных президентских выборах, назначенных в связи со смертью действовавшего президента Гинденбурга, А. Гитлер был избран президентом Германии. Вопреки традициям Веймарской Республики не совмещать два высших поста в одних руках, Гитлер, став одновременно и президентом и канцлером, сосредоточил в своих руках огромную власть, опираясь на которую, а также на прямое насилие, установил в стране однопартийный фашистский тоталитарный режим.

В период фашистского правления в 1933 – 1945 гг. Веймарская конституция продолжала действовать, однако многие ее положения повсеместно нарушались и она во многом превратилась в фиктивный документ.

После разгрома фашистской Германии в 1945 г. она была оккупирована союзниками – СССР, США, Великобританией и Францией, лишена суверенитета и разделена на четыре оккупационные зоны. В период оккупации было изменено внутреннее государственное устройство этой страны – ликвидирована как самостоятельная административная единица Пруссия (историческое ядро немецкого милитаризма), а вся территория Германии была разделена на 15 полугосударственных образований – земель (10 – в оккупационных зонах США, Великобритании, Франции, 5 – в советской оккупационной зоне). Некоторые земли (например, Бавария в 1946 г.) приняли свои конституции и пытались начать жить как отдельные государства.

В 1945 – 1949 гг. выдвигались различные планы политического и конституционного устройства будущей Германии:

1. Предлагалось ликвидировать Германию как единое государство и на ее территории создать 10-15 мелких независимых друг от друга немецкоязычных государств (Бавария, Саксония и т. д.), как это имело место в прошлом, до Бисмарка.

2. Планировалось создать конфедерацию (содружество) 10-15 независимых немецкоязычных государств (по типу конфедерации швейцарских кантонов на раннем этапе развития Швейцарии).

3. Выдвигалась возможность восстановления Веймарской Республики и Веймарской конституции.

4. Возможен был и вариант создания единого немецкого государства, но лишенного армии и нейтрального (по примеру Швеции), совмещающего в экономике элементы капитализма и социализма (советский план).

После того как переговоры о будущем Германии зашли в тупик, руководители земель, находящихся в английской, американской и французской оккупационных зонах, приняли решение об образованииФедеративной Республики Германии. 8 мая 1949 г. особый учредительный орган – Парламентский совет, состоящий из 65 представителей политических партий, избранных ландтагами (парламентами) земель, принялОсновной закон ФРГ, который вступил в силу 23 мая 1949 г. Основной закон должен был быть ратифицирован мандатами 2/3 земель, образовавших ФРГ. Он был ратифицирован всеми землями ФРГ, кроме Баварии, и вступил в силу на всей территории ФРГ, включая Баварию.

Основной закон 1949 г. принимался как временный документ – до окончательного решения германского вопроса. Предполагалось, что после того, как Основной закон распространит свое действие и на Восточные земли (территорию ГДР) и Германия будет полностью объединена, немецкий народ на основе свободного волеизъявления, в полном составе освободившись от оккупации, примет новую и уже постоянную конституцию.

В то же время на территории советской оккупационной зоны была созданаГерманская Демократическая Республика – ГДР, где была принята конституция ГДР 1949 г., во многом напоминавшая Веймарскую конституцию. В 1968 г. в ГДР была принята новая конституция, закрепившая социалистический строй и власть СЕПГ – партии восточногерманских коммунистов.

После крушения социализма в ГДР в октябре – ноябре 1989 г. начался процесс объединения Германии. В ГДР были проведены свободные выборы, восстановлены 5 земель, введена валюта ФРГ, 3 октября 1990 года произошло объединение Германии. Юридически оно состоялось на основании ст. 23 Основного закона ФРГ (то есть ГДР в качестве 5 восточногерманских земель вступила в состав ФРГ, после чего статья 23 в прежнем виде была отменена, а затем была наполнена новым содержанием – нормами о членстве ФРГ в Евросоюзе).

Бывший Западный Берлин был объединен с восточной частью данного города, где ранее размещалась столица ГДР, и преобразован в отдельную землю – Берлин. Таким образом, в результате объединения нового государства не возникло, прекратили свое существование лишь ГДР и Западный Берлин, а ФРГ, распространив свою юрисдикцию на территорию ГДР, продолжила свое существование, но уже в качестве единого немецкого государства. Число земель за счет объединения выросло с 10 до 16.

2 декабря 1990 г. были проведены общегерманские выборы в бундестаг, а новые 6 земель послали своих делегатов в бундесрат. В 1991 г. вновь избранный бундестаг и бундесрат создали Совместную комиссию по анализу действующей и возможной подготовке новой конституции – постоянной (вместо временного Основного закона 1949 г.) конституции единой Германии.

Проработав несколько лет, комиссия пришла к выводу, что Основной закон 1949 г. обеспечил стабильность в стране и полностью адекватен сегодняшнему дню. Поэтому нет необходимости разрабатывать новую конституцию. 23 мая 1999 года Основной закон отпраздновал свое 50-летие. Из временного конституционного акта он уже давно превратился в постоянно действующую стабильную конституцию, и возможно, будет действовать еще долгие годы.

Германия как единое государство существует немногим бо­лее 100 лет. За это время были приняты три общегерманские кон­ституции. Принятие каждой из них совпадало с переломными эта­пами в жизни страны. Первая конституция Германии была даро­вана императором Вильгельмом Iв 1871 г. и юридически закрепляла объединение страны, достигнутое, по словам Бисмарка, "желе­зом и кровью" 1 . 6 февраля 1919 г. Национальное собрание, избран­ное на основе всеобщих выборов и наделенное учредительными полномочиями, приняло вторую общегерманскую конституцию, которая вошла в историю как Веймарская (по имени города, где заседало Национальное собрание). Это была одна из наиболее де­мократичных конституций своего времени. В ней содержался об­ширный каталог прав и свобод; впервые в конституционной исто­рии нового времени собственность рассматривалась не только как право, но и как обязанность, предусматривалась возможность ее национализации за справедливое вознаграждение. Вместе с тем конструкцию государственной власти, закрепленную Веймарской конституцией, вряд ли можно считать удачной. Огромные полно­мочия рейхспрезидента вкупе с длительным сроком полномочий (7 лет), отсутствие реального противовеса в лице парламента (рейх­стага), права которого по конституции были серьезно урезаны, в конечном счете сыграли роковую роль в судьбе Веймарской рес­публики. Они создали легальные возможности для прихода к вла­сти фашистов, что привело к ее гибели.

Разработка и принятие Основного закона

После капитуляции Германии в 1945 г. вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупа­ционных зонах, на которые была поделена Германия. Национальная немецкая администрация первоначально создавалась на комму­нальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947 г.), отражающие стремление к демократизации общественно-полити­ческой жизни, преодолению нацистского прошлого.

Начало "холодной войны", растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. В этих условиях западные дер­жавы приняли решение способствовать образованию германского государства на тех территориях, которые находились под их ок­купационным контролем. На Совещании западных оккупационных держав в Лондоне в феврале 1948 года был выработан план созда­ния германского государства и определены принципы, которые должны быть положены в его основу. Этот документ, получивший название "лондонской рекомендации", был предложен на рассмот­рение земельных правительств. Для обсуждения этих рекоменда­ций и выработки германской позиции земельные правительства провели ряд совещаний, наиболее известное из которых, состо­явшееся в августе 1948 года на острове Херрехимзее, получило наименование "конституционного конвента". В нем приняли учас­тие министры юстиции всех западногерманских земель, много­численные эксперты в области конституционного права. Было при­нято решение создать специальный орган для выработки проекта конституции западногерманского государства. Таким органом стал Парламентский совет, в состав которого вошли депутаты ландта­гов всех западногерманских земель пропорционально численности представленных в земельных парламентах политических партий. В состав Совета вошли 65 делегатов (кроме того, в работе уча­ствовали 5 представителей от Западного Берлина с совещатель­ным голосом): по 27 мандатов имели ХДС —ХСС (Христианско-демократический союз — Христианско-социальный союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), 5 мест — СвДП (Сво­бодная демократическая партия), по 2 места — партия Центра, Немецкая партия, а также КПГ (Коммунистическая партия Гер­мании). Председателем Парламентского совета был избран К. Аде­науэр, лидер западногерманской партии ХДС и будущий канцлер ФРГ. К работе Парламентского совета, проходившей исключи­тельно в комитетах, привлекались крупнейшие германские спе­циалисты в области конституционного права. Подготовленные раз­делы конституции направлялись военным губернаторам, которые по существу утверждали их. 8 мая 1949 г. Парламентский совет 53 голосами против 12 принял весь текст Основного закона. 12 мая его санкционировали военные губернаторы, после чего он был передан в ландтаги. В течение недели, с 16 по 22 мая 1949 г., ландтаги западногерманских земель одобрили текст конституции, за исключением ландтага Баварии, который 101 голосом против 63 (при 9 воздержавшихся) отклонил Основной закон. Тем не ме­нее для принятия конституции было достаточно одобрения боль­шинства земель. 23 мая текст Основного закона был опубликован и на следующий день вступил в силу. Была создана Федеративная Республика Германия. Согласно Основному закону она была от­крыта для присоединения остальных германских земель. Однако в советской зоне оккупации 7 октября 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская Демократическая Республика. Начался длительный период сосуществования двух германских государств, который закончился 2 октября 1990 г. присоединением ГДР к ФРГ на основе ст. 23 Основного закона (после чего эта статья утратила силу и затем была принята в новой редакции). С этого времени Основной закон стал конституцией объединенной Германии.

Краткая характеристика Основного закона. Его главные черты

Основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван "Конституция". В Преамбуле было указа­но, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Он обеспечил создание и функ­ционирование жизнеспособной демократии на немецкой земле. Поэтому после объединения стр"аны положение о временном ха­рактере Основного закона было удалено из Преамбулы. Тем не менее вопрос о разработке новой конституции окончательно не снят с повестки дня, он лишь отложен на неопределенное время.

Основной закон — это новый юридический документ, сохра­няющий, однако, определенную преемственность с предшествую­щим конституционным развитием. В ст. 140 Основного закона ска­зано, что ст. 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции являются составными частями Основного закона. Эти статьи регу­лируют взаимоотношения государства и церкви.

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела (IVa, Villa, Xa) были включены в конституцию по­зднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.

Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением слу­жить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на осно­ве свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.

Раздел первый Основного закона носит наименование "Ос­новные права". Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти. Основные права состав­ляют стержень конституционного порядка ФРГ. Второй раздел "Федерация и земли" содержит закрепление основ конституцион­ного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и земель, закрепляется право на местное самоуп­равление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза. Разде­лы III—VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa рег­ламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, Villa). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь оп­ределяется организация судебной власти и закрепляются кон­ституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важ­ное значение имеет разд. X, который в ФРГ именуется "финан­совой конституцией". Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламента­цию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел "Переходные и заключительные положения" устанав­ливает положения, касающиеся возможности обладания граждан­ством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального де­ления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.

Основной закон базируется на традициях германского кон­ституционализма. И по форме, и по содержанию он отражает гер­манскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции ощущается вли­яние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и граж­данина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, поли­тический плюрализм и др.

По форме правления ФРГ является парламентарной респуб­ликой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указа­но, что "конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства".

В Основном законе содержится характеристика ФРГ как де­мократического и социального правового федеративного государ­ства. Следует вкратце раскрыть содержание этих понятий.

Характеризуя ФРГ как демократическое государство, кон­ституционный законодатель исходит из представления о том, что народ является носителем государственной власти и ее единствен­ным обладателем. "Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а так­же через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия", — гласит конституция (ч. 2 ст. 20). Таким образом Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однознач­ное предпочтение при этом конституционный законодатель отда­ет представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация на­родных опросов допускается лишь в связи с изменением террито­риального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возмож­ности их практического применения. В качестве примера можно привести референдум в землях Берлин и Бранденбург в 1996 г. по поводу их слияния. Население Берлина высказалось за объедине­ние, однако жители Бранденбурга проголосовали против. В ре­зультате все осталось без изменений.

Основной закон характеризует ФРГ как правовое государ­ство. Германская правовая доктрина считает государство право­вым, если оно обеспечивает приоритет права в своей организации и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Чер­ты правовой государственности нашли свое закрепление в следу­ющих конституционных принципах:

обязательность закрепленных в конституции основных прав для законодательной власти, исполнительной власти и пра­восудия. Основные права являются непосредственно действу­ющим правом (ч. 3 ст. 1);

верховенство конституции и верховенство закона (ч. 3 ст. 20); учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение созда­ния чрезвычайных судов (ч. 1 ст. 101); запрет придания закону обратной силы (ч. 3 ст. 103); приоритет общепризнанных норм международного права, ко­торые являются составной частью федерального права и не­посредственно порождают права и обязанности для прожива­ющих на территории Федерации лиц (ст. 25). Основной закон именует ФРГ социальным государством (ч. 1 ст. 20). Суть этого понятия в конституции не раскрывается. Его нормативное содержание может быть понято только на прак­тике. Констатация социального характера германского государ­ства является одновременно задачей, целью и правовой нормой. Правовая доктрина считает социальным то государство, кото­рое помогает слабому, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Соци­альное государство должно гарантировать каждому граждани­ну прожиточный минимум. При этом германский конституцион­ный законодатель исходит из приоритета личной ответственнос­ти каждого за его собственное благополучие. Требование личной ответственности, предъявляемое каждому человеку в обычных условиях, может быть ограничено, если удовлетворение опреде­ленных потребностей превышает силы индивида и его семьи. Имен­но поэтому ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, жилье, помощь в случае болезни, об­разование и т. п.

Основной закон говорит о ФРГ как о федеративном государ­стве (ч. 1 ст. 20). Принцип федерализма относится к основополага­ющим принципам конституции. Нерушимость федеративного уст­ройства государства гарантирована ч. 3 ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагива­ющих деление Федерации на земли и сотрудничество земель. Это, однако, не означает, что не могут меняться формы федеративной организации государства. Неизменным должен быть принцип де­ления Федерации на земли, но не само современное деление; непременным должно быть участие земель в федеральном зако­нодательном процессе, но объем их прав в этой области может меняться.

Основной закон регулирует очень важные аспекты во внеш­неполитической сфере. Он устанавливает запрет на действия, спо­собные нарушить мирное сосуществование народов и предприни­маемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению аг­рессивной войны. Они должны быть уголовно наказуемы (ч. 1 ст. 26). Часть 2 этой же статьи содержит важное дополнение: "Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготовляться, вво­зиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства".

Новая редакция ст. 23 касается участия ФРГ в объединенной Европе. Подчеркивается, что участие ФРГ в объединенной Евро­пе базируется на общности принципов демократии, правовой и социальной государственности. Германское государство может путем издания федерального закона, требующего одобрения Бун­десрата, передавать Европейскому Союзу свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Европейского Союза Федераль­ное правительство должно незамедлительно информировать Бун­дестаг и Бундесрат. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза обязано предоставить Бундестагу возможность дать по ним заключение. На ведущихся переговорах Федеральное правительство должно учитывать заключение Бундестага. Если затрагиваются интересы земель или вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель, учитывается заключение Бундесрата. Последний может назначить своего представителя.

Изменения и дополнения к конституции

По способу изменения Основной закон ФРГ можно отнести к жестким конституциям. Это, однако, не мешало довольно часто изменять его и дополнять. За 50 лет существования Основного закона из 146 его статей были подвергнуты изменениям и допол­нениям свыше 100. Добавлены три новых раздела, в текст Основного закона включены новые статьи, и исключены из него ряд прежних. Всего на конец 1998 года был принят 41 закон о внесе­нии изменений и дополнений в текст конституции.

Порядок принятия поправок и изменений урегулирован в Ос­новном законе. Конституция устанавливает, что "Основной закон может быть изменен только законом, который специально изме­няет или дополняет текст Основного закона. Такой закон требует одобрения в две трети голосов депутатов Бундестага и в две трети голосов членов Бундесрата" (ч. 1 и 2 ст. 79).

Можно отметить три наиболее крупных блока поправок, вне­сенных в Основной закон. Первый относится к середине 50-х гг., когда создание Бундесвера и его включение в НАТО потребовали пересмотра ряда статей конституции, запрещающих создание соб­ственных вооруженных сил; второй блок поправок был обусловлен принятием в конце 60-х гг. пакета "чрезвычайных законов". Тогда в конституцию был включен новый раздел Ха "Состояние оборо­ны". Наконец, третий крупный блок поправок был принят после объединения страны. Уже в ноябре 1991 года Бундестаг и Бундес­рат создали совместную конституционную комиссию, которая дол­жна была учесть как последствия объединения Германии, так и положения Маастрихтского договора о Европейском Союзе. По ре­зультатам деятельности комиссии федеральный парламент в сен­тябре 1994 года принял закон о внесении изменений в текст Ос­новного закона. Была изменена Преамбула (в частности, опущено положение о временном характере Основного закона), принята новая редакция ст. 23 (предусматривающей, в частности, участие ФРГ в нормотворческой деятельности Европейского Союза), уве­личен численный состав Бундестага и Бундесрата и др.

Охрана конституции

Охрану конституции осуществляет Федеральный конститу­ционный суд (ФКС). ФКС проверяет законы на предмет их фор­мального и материального соответствия конституции. Предвари­тельная проверка конституционности законопроектов недопусти­ма. Правовой основой организации и деятельности ФКС являются нормы Основного закона (ст. 92, 93, 94) и Федерального закона о конституционном суде 1951 г. (с последующими поправками и до­полнениями).

Согласно конституции ФКС является одной из составных ча­стей судебной власти (ст. 92). Как судебный орган ФКС принимает имеющие обязательную силу решения по делам, связанным с оцен­кой действительности правовых норм. Конституционное судопро­изводство обеспечивает каждому возможность отстаивать и защи­щать свои права в устном состязательном процессе.

ФКС состоит из двух сенатов по восемь судей в каждом. Трое из восьми судей в каждом сенате должны быть избраны из числа судей пяти высших Федеральных судов. Пять других членов в каждом из сенатов избираются из числа лиц не моложе 40 лет, обла­дающих пассивным избирательным правом для выборов в Бундес­таг и имеющих профессиональное образование, дающее возмож­ность осуществлять функции судьи. Должность судьи ФКС несов­местима с депутатским мандатом в Бундестаге или членством в Бундесрате, с занятием должности в Правительстве, равно как и в соответствующих органах земель.

Судьи избираются в равной пропорции Бундестагом и Бун­десратом, однако если выборы в Бундесрате являются прямы­ми, то в Бундестаге — косвенными: судьи избираются специаль­ной коллегией выборщиков, избранной Бундестагом на основе пропорционального представительства (сообразно численности партийных фракций) и состоящей из 12 членов. В обоих органах для избрания судьи необходимо большинство в две трети голо­сов. Президент ФКС и его заместитель избираются поочередно то Бундестагом, то Бундесратом.

Избранные на должность судьи назначаются Федеральным президентом.

Срок полномочий судей ФКС — 12 лет, предельный срок пре­бывания в должности — 68 лет.

Основной закон для Федеративной Республики Германия представлен конституцией Германского государства, в которой закрепляются базисы политической и правовой системы государства. Основной закон принимался в 1949 году в форме закона, который временно заменял конституцию на территории западных зон оккупации, позже продолжал собственное действие в ФРГ, а с 1990 года стал полноценной конституцией соединённой Германии. Особенное назначение в Основном законе государства По данной теме мы уже выполнили курсовую работу правотворчество подробнее , которое пережило опыт национал-социализма, обретали главные гражданские права.

История принятия

На встрече министров-президентов одиннадцати территорий западных земель оккупации, которая состоялась с 08.07.1949 по 10.07.1949 года в Кобленце, приняли решение не образовывать на территории Тризонии полноценное государство, позволявшее окончательным образов укрепить раздел Германии. Вместо этого приняли решение о формировании временной единицы государственности, которая ни в каком случае не имела характер государственности. По данной причин решено создать вместо конституции основной закон, обеспечивающий однообразное правление западных зон оккупации, а взамен Конституционного собрания По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд (полномочия) подробнее призвать Парламентский совет. По той же причине принципиальным образом было отвергнуто произведение голосования по принятию закона на общенародном референдуме. Хоть западные оккупационные страны изначально выступали за принятие полноценной конституции посредством референдума, министры-президенты сумели отстоять собственную точку зрения.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, основной закон разработан как документ, не являющийся полноценной конституцией целого немецкого народа, а предполагался только как временный закон, который, в соответствии с его же статьей 146, должен впоследствии заменяться новой полноценной конституцией, которая должна быть принята уже всем немецким населением в итоге проведения референдума. Преамбула основного закона включала указк на его временный характер до соединения Германии и принятия новой полноценной конституции.

08.05.1949 года в Бонне произошла встреча Парламентского совета По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Парламентский контроль подробнее , представленного органом, который создан для выработки основного закона, на встрече данный закон приняли 53 голосами против 12. Председатель Парламентского совета, Конрад Аденауэр, первейшим подписал принятый документ. В следующие дни оккупационные державы западного расположения подтвердили принятие основного закона, и земельные парламенты десяти из одиннадцати земель, исключая Баварию, западной территории оккупации также отдали голоса новой конституции. Текст законного документа официально провозгласили 23.05.1949 года. Данный день становился днём рождения Федеративной Республики Германия.

В основной закон в 1949 году включены ст. 136-139 и 141 Веймарской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственное устройство Веймарской республики подробнее конституции, действующие и в настоящий момент. Другие нормы Веймарской конституции, которые не противоречат Основному закону По данной теме мы уже выполнили реферат Закон и право подробнее , сохраняли действие в форме обычного права ФРГ до 1960-х годов.

Область действия основного закона

Получивший силу в 1949 году основной закон в 23 статье содержал указание, что он распространил собственное действие изначально не на всю территорию Германии, а только на определенные немецкие земли, а в иных частях вступает в силу после их соединения с областью действия основного закона. Уже в то время такая формулировка предполагает возможное разрастание сферы воздействия основного закона.

Особенное положение в основном законе занял Берлинский вопрос. С одной стороны, Берлин не перечислен в преамбуле основного закона как земля, население которой принимает данный закон, с другой — Большой Берлин упомянут в 23 статье в форме территории, вошедшей в изначальную сферу действия основного закона. Но это являлось противоречием воли держав оккупации, рассматривающих Берлин вне зоны действия основного закона ФРГ. По такой причине, к примеру, все издаваемые в ФРГ законы включали так именуемую берлинскую оговорку, которая обеспечивала законам ФРГ возможность воздействия в Западном Берлине.

После происшествия мирной революции в ГДР имелось 2 пути соединения Германии:

После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находившихся под влиянием оккупационных держав – США, Англии, Франции – в течение 1946–1947 гг. были приняты демократические конституционные документы.

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей, причем три раздела были включены в базовый текст конституции уже в период его действия. Особенностью данного акта, отличающего его от других конституций, является то, что первый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Большое внимание уделяется личным (гражданским) правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.

Второй раздел Основного закона регулирует отношения между федерацией и землями, а также основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение демократической системы государственных структур снизу доверху. По форме правления Германия является парламентской республикой с сильными позициями главы федерального правительства – Канцлера. Остальные разделы конституции детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему законодательства федерации и исполнение федеральных законов, а также общие задачи федерации и её субъектов.

Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Гарантией демократического государства являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т. е. непосредственно), а также через специальные органы – законодательные, исполнительные и судебные. Важнейшей гарантией демократии является специальное положение о том, что все граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства. Такими гарантиями являются многопартийная система, различные способы защиты конституционных прав и свобод граждан и т. д.

По способу изменения Основной закон не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к конституции нуждается в одобрении квалифицированного большинства в 2/3 членов верхней и нижней палаты федерального парламента.

За время действия конституции 1949 г. было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее, но по существу принципиальным изменениям конституция не подвергалась, хотя некоторые изменения назывались конституционной реформой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

Тема 2 Конституционное развитие России

90. Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе

90. Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе Современный этап истории государства и права России начинается с момента принятия на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ.Конституция РФ – Основной закон РФ, который обладает высшей

Конституционное развитие Индонезии

Конституционное развитие Индонезии 17 августа 1945 г. была провозглашена Республика Индонезии. Уже на следующий день в действие была введена первая конституция страны, которую выработал Комитет по подготовке независимости Индонезии, созданный еще в период японской

Конституционное развитие Польской Республики

Конституционное развитие Польской Республики Польша является той посткоммунистической страной в Восточной Европе, в которой до сих пор не принята принципиально новая конституция. В тоже время именно Польская Республика одной из первых начала экономические и

Конституционное развитие

Конституционное развитие Конституция, действующая ныне в Венгрии, является псовой в ее истории формально-юридической конституцией. В период между Первой и Второй мировыми войнами Венгрия причадлежала к числу стран, не имевших конституции как единого нормативного акта,

29. Конституция и конституционное развитие Французской Республики

29. Конституция и конституционное развитие Французской Республики Начиная с конца XVIII в. во время Великой буржуазной революции во Франции 17 раз меняли конституционную историю.Учреждение Пятой республики во Франции произошло в 1958 г., когда были обновлены основы

52. Конституционное право Израиля

52. Конституционное право Израиля Израиль является государством, где не существует единой формально общей конституции. В Израиле все граждане обязаны подчиняться Основным Законам, которые заменяют конституцию. К Основным Законам относят: Правительство 1992 г., Президент

41. Конституция и конституционное развитие Французской Республики

41. Конституция и конституционное развитие Французской Республики Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций и конституционных хартий.Конституция 1958 г., принятая на

84. Конституционное право Израиля

84. Конституционное право Израиля В Израиле нет единой писанной (в формальном смысле) конституции.Роль конституции здесь выполняют Основные Законы: Правительство 1992; Президент государства 1964; Кнессет 1987; Судебная власть 1984; Земли Израиля 1960; Соглашение о секторе Газа и

§ 68. Конституционное развитие Германии в первой половине XIX в.

§ 68. Конституционное развитие Германии в первой половине XIX в. Ликвидация империя и создание Германского союза К началу XIX в. многочисленные германские государства номинально составляли Священную Римскую империю. Реально империя распадалась на почти 300 монархий и

Читайте также: