Рассказ о жизни первобытных людей на кубани 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предметные задачи:

-формирование представления об образе жизни, общественном строе, занятиях древних людей среднего палеолита на Кубани;

-развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом;

-привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Образовательные ресурсы:

-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;

-атлас История Кубани;

- мультимедийное оборудование.

Обязательный минимум содержания : о тработка навыка воспроизведения исторического краеведческого материала на основе текста художественного стиля.

1. Ответы на вопросы 1,3 стр. 11

2. Работа с терминами.

Дописать недостающую информацию

Археология – наука, которая изучает историческое прошлое ___________________________________________.

Неандерталец – один из ископаемых___________________ .

Ритуал – определённый порядок_______________________.

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, определять понятия;

II . Подводящий диалог к теме урока.

Формулировка

проблемы .

1. Предлагает проанализировать и объяснить выражение:

-открытие различных способов добывания огня стало еще одним шагом на пути выделения человека из природы.

2. Исходя из темы урока предположить, о каких событиях из жизни первобытных людей пойдёт речь?

Формулируют вопрос (учебную задачу)

на урок в разных вариантах.

Познавательные УУД: - строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах).

III . Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Предлагает учащимся самостоятельно проработать текст параграфа и ответить на вопросы № 1, 3-4

Выполнение задания № 2

Ответить на вопросы по прочитанному тексту 1,3,4 стр.14 учебника.

Познавательные УУД:

- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.

IV . Выражение решения проблемы.

Роль учителя – координатор деятельности учащихся при выполнении различных заданий:

- первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые);

- первичное закрепление в изменённой ситуации;

- творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Выполнение творческих заданий № 3-4 с опорой на текст параграфа.

Рассмотреть внимательно иллюстрацию учебника на стр. 14, расположить в правильной последовательности действия охотников стоянки:

-привязать части туши разделанного бизона к жердям

-притаиться в кустах, в ожидании стада бизонов

-разделать тушку кремневым ножом

- привязать кремневый наконечник к древку

-вонзить копьё прямо под лопатку бизону

* Составить 2-3 предложения, продолжив текст рассказа. Начать словами:

Это была песня людей о __________________________ .

Решить кроссворд

По горизонтали : 1. Первые жилища людей. 2. Занятие женщин и детей. 5. Первое простейшее каменное орудие труда.

По вертикали: 3. Археолог, который внес большой вклад в исследование Ильской стоянки.

4. Искусственное жилище первобытных людей.

hello_html_17aa24d2.jpg

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное, обобщать полученную информацию);

- доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне

V. Применение.

Рефлексия/саморефлексия учащихся

Познавательные УУД:

-обобщать и делать выводы

Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание

Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению.

2. Ответить на вопрос №2 стр. 14.

Коммуникативные УУД:

-излагать своё мнение, аргументируя его.

Краткое описание документа:

Урок 3.

Предметные задачи:

-формирование представления об образе жизни, общественном строе, занятиях древних людей среднего палеолита на Кубани;

-развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом;

-привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Образовательные ресурсы:

-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;

-атлас История Кубани;

-мультимедийное оборудование.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 399 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.02.2019 1644
  • DOCX 55 кбайт
  • 30 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хаткова Зулима Рамазановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

На территории нынешнего Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкессии археологи обнаружили более 50 памятников раннего палеолита.

Сравнивая технику изготовления орудий труда, археологи высказали предположение, что на Северо-Западный Кавказ первобытные люди пришли из передней Азии через Закавказье, а также с западной стороны - из Карпатского региона.

Кроме находок отдельных орудий труда, археологи открыли также стоянки первобытных людей.

К числу ранних стоянок относятся Абадзехская (район современной одноименной станицы), Хаджох и Шаханская.

На Кубани к настоящему времени обнаружено более 80 памятников среднего палеолита (появление нового человека - неандертальца). В эту эпоху первобытные люди широко расселяются вдоль всего склона Большого Кавказа и в Причерноморье.

Большую известность получили такие памятники, как Ильские стоянки, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинские пещеры и др.

В это время древние люди переходят к оседлому образу жизни, научились строить искусственные жилища. Одно из таких жилищ было раскопано на Ильской стоянке (на реке Иль близ станицы Ильской в Северском районе). Это помещение было на прочном основании, состоящем из плит доломита. Внутри жилища и рядом с ним имелись очаги, со всех сторон обложенные камнями.

Развитие земледелия и скотоводства в Причерноморье и Кубани развивалось с неолита. Этому способствовали благоприятные природно-климатические условия, тесные связи местных жителей с Передней Азией.

На Кубани известны такие неолитические стоянки, как Нижнешиловская в районе Адлера, Каменномостская на реке Белой и Новочепшийская на правой террасе реки Псекупс.

На территории Краснодарского края и Республики Адыгея к энеолиту (медно-каменного века) относят майкопско-новосвободненскую культуру, группу подкурганных захоронений на правом берегу реки Кубань, закубанские поселения Мешоко, Свободное и Большетигинское, сочи-адлерские стоянки - Нижнешиловскую и Бочаров ручей.

Курганы Краснодарского края и Адыгеи

Самый крупный курган высотой 10,6 м раскопал в 1897 г. на перекрестке улиц города Майкопа профессор Петербургского университета Н.И.Веселовский. Под курганом находилась могильная яма. Она была разделена перегородками и сохранила три скорченных скелета, густо засыпанных краской. Могила была обложена деревом и перекрыта деревянным накатом.

В южной камере погребения, самой большой, находилось, как предполагают, захоронение вождя, усыпанное золотыми бляшками в виде львов, золотыми кольцами и бусами. В камере стояли два золотых и 14 серебряных сосудов.

К настоящему времени ученые открыли уже около 200 памятников майкопской культуры - от Таманского полуострова до Дагестана.

В 1898 г. Н.И.Веселовским в урочище с символическим названием "Клады", недалеко от станицы Новослободской, были раскопаны два кургана с захоронениями в каменных гробницах. Погребенные были посыпаны охрой и обставлены богатым инвентарем: бронзовым оружием, котлами, орудиями труда, посудой. Имелись предметы из золота, серебра и драгоценных камней.

В 1979 и 1982 гг. в этом же урочище археологи открыли еще две каменные гробницы. Самым замечательным здесь являлась роспись на стенках одной из камер, которая была нанесена красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура. Четвертая стена была украшена фризом "Бегущие лошади", а в центре находилась фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами.

Первые люди, по мнению историков , появились примерно два с половиной миллиона лет тому назад. Их кожа была покрыта шерстью, и они не могли изъясняться членораздельно, так как язык в то время был ещё не развит. Это была эпоха австралопитеков.

Жизнь в общинах

Условия жизни в те времена были крайне суровые. Существовать в одиночку было нельзя. Люди объединялись в общины. Коллективный труд помогал выживать. Старшие члены общины передавали все необходимые навыки более молодым собратьям. Постепенно информация накапливалась и добавлялась новыми сведениями.

Орудия труда были примитивными и сделаны в основном из камня. Позднее у людей появились инструменты из кости и дерева. Каменные орудия труда изготавливались из подходящих по размерам и форме кусков. Инструменты первобытных людей:

  • скребки;
  • копья;
  • топоры;
  • наконечники для стрел и др..

Посуда была выдолблена из кусков древесины или костей диких зверей. Позднее люди научились плетению корзин и сетей для ловли рыбы. Свидетельство тому - находки, которые были собраны археологами при раскопках.

Еще в древности появилось разделение труда на женский и мужской. Женщины были слабее, поэтому они разыскивали в лесу ягоды, травы, корни, собирали яйца птиц. Такой вид деятельности называется собирательством. Более сильные представители мужского пола занимались охотой и рыбалкой.

Люди научились готовить пищу на кострах. Жареное мясо было вкуснее, чем сырое. Но поскольку добыть огонь было сложно, костры тщательно оберегались. Мужчины чаще ходили на охоту, а женщины считались хранительницами домашнего очага.

В охоте устраивалась облава на диких животных. Кроме этого, люди ставили ловушки и капканы. После опустошения одной местности община должна была перемещаться в другие места. С возникновением оружия (стрел, луков) окрестности вблизи стоянок опустошались быстрее. Нужно было искать новые стойбища, расположение которых должно было быть у воды. Поиск мест обитания усложнялся. Такие формы хозяйствования способствовали кочевому образу жизни. В этих условиях нужно было приспосабливаться к новым условиям. Присваивающие формы сменились на производящие.

Земледелие и скотоводство

После того как человек научился приручать животных, охота стала постепенно отходить на второй план.

Впервые человек приблизил к себе собаку и сделал ее домашним животным, которое помогало пасти стадо, охотиться, охранять жилище. Постепенно приручались свиньи, овцы, козы. Получив первые навыки приручения диких животных, люди стали обзаводиться крупным рогатым скотом.

Последнее животное, которые удалось сделать своим помощником – лошадь. Это было примерно в 4 веке до нашей эры. Пионерами в приручении лошадей стали племена, обитавшие в западных степях Евразии.

Женский пол занимался в основном земледелием. Народ понял, что за некоторыми растениями необязательно ходить в лес: их можно выращивать около своего жилища. Примитивными инструментами рыхлили землю и закапывали в неё семена известных культур. Вскоре люди научились делать деревянные лопаты и мотыги.

Неандертальцы

Около 200 тысяч лет назад появились неандертальцы. Они уже научились добывать сами огонь, свою жизнь племена разнообразили различными ритуалами. После наступления ледникового периода общины переселились в пещеры. К тому времени начали возникать первые ремесла. Это была выделка шкур, которые были нужны для шитья одежды. В те времена зародилось наскальное искусство. Конечно, первые рисунки были довольно примитивными. Они состояли из полос и линий, постепенно стали изображаться фигуры людей и животных. Письменности у неандертальцев еще не было.

Около 30000 лет назад неандертальцы вымерли. Причина исчезновения до сих пор полностью не изучена и остается загадкой. Ученые предполагают, что их вытеснили более совершенные кроманьонцы.

Когда-то на территории Кубани располагалось Боспорское царство.

По всем этапам

Кубань, разделённая одноименной рекой на две части - горную и степную, отличается широчайшим разнообразием естественных условий. Благодаря этому человек обитал здесь с древнейших времён, здесь оседали народы, проходившие через Кавказ.

Особенностью территории всегда являлось и её геополитическое и геостратегическое положение, существенно повлиявшее на историю заселения и освоения края.

На протяжении 15 лет Светлана Тешева рассказывает об адыгах, проживающих в разных странах мира.

Северный Кавказ - часть трансконтинентального пути, соединяющего Азию, Европу и Северную Африку. Именно поэтому на территории Кубани можно проследить все этапы становления и развития человека. История края связана с многочисленными миграциями различных народов, становлением и развитием государственных образований.

Уже в самую отдалённую эпоху палеолита (период каменного века) на этой территории жил человек. Существование здесь первобытных людей подтверждается многочисленными археологическими открытиями, а также кавказскими мифами - о Прометее, об одноглазых людоедах, сказаниях об амазонках, в легендах о богатырях.

Но воспоминания о них остались лишь в трудах древнегреческих историков и философов да в многочисленных скифских курганах на территории нашего края.

Надо сказать, что одним из самых уникальных является Майкопский курган, который и даёт ценные исторические материалы. Там, например, была обнаружена ваза из сплава серебра и золота с нанесённой на неё картой Северного Кавказа.

На месте Боспорского царства

Страной, удобной для колонизации и торговых отношений с местными народами, признавали Кавказ и древние греки. В VII-V вв. до н.э. они основали ряд торговых колоний по Черноморскому побережью - на Кавказе и в Крыму.

Стоит отметить, что заметный след в истории края оставило и Боспорское царство, располагавшееся по обоим берегам Керченского пролива и просуществовавшее почти целое тысячелетие.

Страной, удобной для колонизации и торговых отношений с местными народами, признавали Кавказ и древние греки.

Там был остров

Формирование современного рельефа территории Северного Кавказа началось около 10 млн лет назад. Первоначально он представлял собой большой остров, имевший равнинный или слабо расчленённый рельеф. Горы образовались в результате вспышек вулканической деятельности.

Природа всегда влияла на жизнь людей, а на Кавказе, с его мощной горной системой и бесконечным варьированием естественно-исторических особенностей, влияние на события и взаимоотношения жителей были особенно яркими.

Это фото было в пакете, который пришёл Плотниковым из Америки. Один из казаков в составе группы джигитовки - уроженец Кужорской Даниил Пьянов.

Богатый край

Какой же предстала Кубань перед казаками?

Если сравнивать, то площадь её больше таких государств, как Португалия, Швейцария, Бельгия, Голландия. Самая северная граница края - Ейская коса, южная - мыс Тузла.

Девушка в костюме кубанской казачки.

Реки, лиманы буквально кипели от рыбы, Азовское море изобиловало осетровыми породами, солёные озера давали соль. В плавнях в большом количестве водилась дичь.


Не пустыня, а брошенная земля

Этнограф Виталий Штыбин:

«В историях переселения черноморского казачества на правобережье реки Кубань очень популярен сюжет о том, как казаки осваивали пустыню на окраине империи. Этакий образ ничьей земли, в которой не было людей, и люди впервые её окультурили. Так ли это было на самом деле?

Конечно, в сам момент переселения казаки застали земли практически пустыми, но! Правобережье Кубани, а тем более Тамань, вовсе не были первобытными пустынями, которые надо было упорно осваивать. Стоит ли говорить о том, как из степей между Доном и Кубанью за 15 лет до этого в результате войны с Россией ушли сотни тысяч кочевавших там поколениями ногайцев (татары). Ушли, потому что предложение отбыть на Урал с освоенных предками степей Кубани посчитали для себя невозможным.

Буквально накануне прихода казаков на Таманский, тогда ещё остров, его покинули тысячи жителей - татары, черкесы (адыги), некрасовцы, частично греки и армяне. Бросили свои жилища и многочисленные мечети, кладбища, на которых были захоронены их предки как минимум с XIII века. Бежали от Российской империи, победившей в войне с Османской точно так же, как в XIV веке отсюда же бежали итальянцы и греки, опасаясь притеснений со стороны турок-осман.

Но это война, и это понятное её следствие. Люди уходят туда, где им безопаснее и привычней. Казаки же пришли на место этих поселений, где стояли дома и рынки, земля была освоена под пашни, росли сады и остались брошенные, неосвоенные ресурсы вроде рыбы, нефти и строительного камня. Также и вдоль Кубани, по местам сезонных черкесских аулов. Поэтому, на мой взгляд, жаловаться тут было не на что.

Эта запись сделана за пару лет до ухода татар и перехода Ачуевских плавней в руки черноморских казаков под Российским подданством. Бывшие рабочие сразу после переселения приватизировали их, и в последующие долгие годы рыба и икра с Ачуевских плавней станет одной из главных статей дохода казачьего края. Что же касается земледельческого освоения степи, то вопрос спорный, ибо хорошо известно, что казакам часто было не до хозяйства - война держала их вне дома большую часть жизни.

Читайте также: