Повесть временных лет структура кратко
Обновлено: 02.07.2024
Анналистическая часть ПВЛ открывается статьёй 852 года. За точку отсчёта датированной истории Русской земли взято начало правления византийского императора Михаила III, при котором народ русь совершил свой первый поход на Константинополь. Как и эта дата, вся древнейшая хронология ПВЛ представляет собой продукт искусственных калькуляций и исторически малодостоверна (исключение составляет дата 912 года; почерпнута из русско-византийского договора, в действительности заключённого в 911 году). Сквозными темами основной части ПВЛ являются история династии Рюриковичей от призвания варягов (862) до начала правления в Киеве Владимира Всеволодовича Мономаха (1113), Крещение Руси и христианское просвещение Русской земли, борьба русских князей с набегами кочевников - печенегов, торков и половцев (смотреть в статье Кипчаки).
Идейные и содержательные противоречия, а также многочисленные вставки, выявляемые в тексте ПВЛ, заставляют предполагать постепенность его формирования. Представление о многослойности текста лежит в основе концепции А.А. Шахматова, рассматривавшего ПВЛ как заключительный этап в цепи летописных памятников, восходящей к Древнейшему киевскому своду 1039 года. Наиболее обоснованным звеном этого построения является реконструкция в качестве прямого предшественника ПВЛ киевского Начального свода 1090-х годов, отразившегося в древнейшей (до 1015) части Новгородской первой летописи младшего извода. Более ранние стадии истории текста ПВЛ восстанавливаются лишь гипотетически, однако поставленная Шахматовым задача стратификации текста сохраняет свою актуальность.
Издания:
Шахматов А.А. Повесть временных лет. П., 1916. Т. 1 (реконструкция текста; переиздано: Шахматов А.А. История русского летописания. СПб., 2003. Т. 1: Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 2: Раннее русское летописание XI–XII вв.);
Полное собрание русских летописей. Л., 1926. Т. 1: Лаврентьевская летопись. Вып. 1: Повесть временных лет / Под ред. Е.Ф. Карского (переиздано: М., 1997);
СПб., 1908. Т. 2: Ипатьевская летопись / Под ред. А.А. Шахматова (переиздано: М., 1998);
Повесть временных лет / Подгот. текста, пер., статьи и коммент. Д.С. Лихачева, под ред. В.А. Адриановой-Перетц. М.;
Л., 1950. 2-е изд. СПб., 1996;
Die Nestorchronik: die altrussische Chronik, zugeschrieben dem Mönch des Kiever Höhlenklosters Nestor, in der Redaktion des Abtes Sil’vestr aus dem Jahre 1116. Münch., 2001 (немецкий перевод реконструированного архетипа);
The Povest’ vremennykh let: An interlinear collation and paradosis / Ed. by D. Ostrowski. [Harvard, 2003]. Vol. 1–3;
Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. М., 2006. Т. 1: Повесть временных лет (реконструкция оригинала).
Дополнительная литература:
Поэтому мне представляется, что первым шагом исследователя любого текста (в прямом и более широком смысле) должна стать попытка оценки и анализа его структуры, которая, с одной стороны, отражает историю данного текста, а, с другой, — дает возможность понять смысловую взаимосвязь составляющих его блоков, синтагм, лексем и пр. Если же данный текст, как в случае с ПВЛ, сам находится в составе некоего контекста, имеющего сложный характер и неясное происхождение, то здесь анализ следует начинать с выделения знаковых компонентов, достаточно широко представленных в его структуре и в то же время не зависящих от конъюнктурных изменений целого. Рассмотрим с этой точки зрения состав ПВЛ, которая является типичным летописным сводом, а потому обладает структурными единицами, присущими всем остальным аналогичным сводам, в составе которых она и дошла до нас.
Стоит при этом учесть и другой фактор, препятствовавший возникновению частного летописания и литературного творчества.
«В лето 6597. Священа бысть церкви Печерьская святыя Богородица манастыря Федосьева Иваном митрополитом, Лукою, белогородским епископомь, и епискупомь ростовьскимъ Исаиемь, и Иваномь, черниговьскымъ епискупомь, и Антоньемь, гурьговскимь игуменомь, при благоверном князи Всеволоде, державному Руския земли, и чадома его, Володимера и Ростислава, воеводьство держащю киевьской тысящи Яневи, игуменьство (т. е. игуменство в Киево-Печерском монастыре. — А. Н.) держащу Ивану.
Часть таких заметок-дополнений несли точные календарные даты, другие — указания на время года. В тексте ПВЛ это особенно хорошо видно, поскольку в какой-то момент один из редакторов при создании очередного свода провел его сквозное хронометрирование, снабдив текст сеткой годовых дат, под которыми предпринял попытку упорядочить все эти записи соответственно их внутригодовой последовательности. Поскольку же один и тот же автор вводил в текст иногда несколько дополнений, относящихся к разным временам года, в ряде случаев получилась весьма выразительная картина разностилья, как, напр., под 6612/1104 г.:
«В лето 6612. Ведена дщи Володарева за царевича за Олексинича Царюграду, месяца июля в 20.
В том же лете ведена Передъслава, дщи Святополча, во Угры за королевича месяца августа в 21.
Того же лета прииде митрополит Никифор в Русь месяца декабря в 6 день.
В том же лете преставися Вячьслав Ярополчич в 13 день. Никифор митрополит посажен на столе.
Сего же лета исходяща посла Святополк Путяту на Менеск, а Володимер посла сына своего Ярополка, а Олег сам иде на Глеба, поемьше Давыда Всеславича; и не успеша ничтоже, и возъвратишася опять. И родися у Святополка сын, и нарекоша имя ему Брячислав.
6583/1075, 6584/1076, 6586/1078, 6592/1084, 6595/1087,
6596/1088, 6597/1089, 6598/1090, 6599/1091, 6600/1092,
6601/1093, 6602/1094, 6603/1095, 6606/1098, 6607/1099,
6609/1101, 6610/1102, 6612/1104, 6613/1105, 6614/1106,
6616/1108, 6621/1113, 6622/1114, 6623/1115, 6624/1116,
6625/1117, (6626/1118), 6630/1122, 6632/1124, 6634/1126,
6635/1127, 6637/1129, 6638/1130, 6639/1131, 6640/1132,
6642/1134, 6645/1137, 6647/1139, 6648/1140, 6649/1141,
6571/1063, 6578/1070, 6579/1071, 6582/1073, 6602/1094,
6606/1098, 6608/1100, 6610/1102, 6611/1103, 6612/1104,
6613/1105, 6614/1106, 6616/1108, 6618/1110, 6619/1111,
6620/1112, 6621/1113, 6623/1115, 6625/1117, 6629/1121,
6631/1123, 6635/1127, 6636/1128, 6637/1129, 6644/1136,
6646/1138, 6647/1139, 6649/1141, 6650/1142, 6651/1143,
6655/1147, 6656/1148, 6676/1168, 6679/1171, 6680/1172,
6681/1173, 6682/1174, 6683/1175, 6685/1177, 6686/1178,
6688/1180, 6690/1182, 6691/1183, 6695/1187, 6697/1189,
6698/1190, 6700/1192, 6703/1195, 6704/1196, 6705/1197,
6706/1198, 6773/1265, 6793/1285, 6794/1286, 6799/1291;
6679/1187, 6680/1188, 6681/1189, 6682/1190, 6686/1194,
6687/1195, 6688/1196, 6690/1198, 6691/1199, 6692/1200,
6702/1210, 6704/1212, 6705/1213, 6706/1214, 6707/1215,
6708/1216, 6708/1217, 6710/1218, 6711/1219, 6712/1220,
6713/1221, 6715/1223, 6716/1224, 6717/1225, 6718/1226,
6719/1227, 6720/1228, 6722/1230, 6723/1231, 6724/1232,
6729/1237, 6730/1238, 6731/1239, 6733/1241, 6737/1245,
6738/1246, 6739/1247, 6743/1251, 6744/1252, 6745/1253,
6746/1254, 6747/1255, 6750/1258, 6753/1261, 6755/1263,
6776/1284, 6777/1285, 6787/1295, 6790/1298, 6791/1299,
6792/1300, 6793/1301, 6794/1302, 6795/1303;
6633/1141, 6635/1143, 6638/1146, 6643/1151, 6644/1152,
6646/1154, 6647/1155, 6648/1156, (6650/1158), 6651/1159,
6663/1171, 6664/1172, 6667/1175, 6689/1197, (6692/1200),
6693/1201, 6694/1202, 6698/1206, 6699/1207, 6700/1208,
6701/1209, 6710/1218, 6712/1220, 6718/1226, 6719/1227,
6724/1232, 6729/1237, 6738/1246, 6740/1248, 6741/1249,
6742/1250, 6748/1256, 6749/1257, 6750/1258, 6756/1264,
Однако, насколько уверенно можно отводить Сильвестру роль даже переписчика ПВЛ?
Рассмотрим их внимательнее.
Среди жанров дрл летопись занимала центральное место.Цель летописи — стремление рассказать о прошлом русской земли и оставить память. Изначально первые летописи создавались как исторические энциклопедии для киевской знати. Создание летописей дело государственное.Время создания ученые определяют по-разному: Б.А Рыбаков связывал временные начала летописания с моментом зарождения государства, однако большинство исследователей считает, что летописание возникает только в 11 веке. 11 век- начало летописей, которые будут вестись систематически до 18в.
В основном летописи составлялись при монастырях и при дворах князей. Почти всегда летописанием занимались монахи — образованнейшие люди своего времени.Летописи создавались по специальному заданию. Основа летописного повествования — расположение исторического материала по годам/летам. Данный принцип был подсказан Пасхалиями. Летописцы рассказывали все исторические события Руси, располагая материал по годам. Летописец стремился пказать непрерыное течение самой жизни. Древнерусский книжник знал, что история имеет свое начало и свой конец(страшные суд). Древнерусские летописи отражали в том числе и эти эсхатологические мысли.
Источники русских летописей подразделяются на 2 типа:
- Источники устного характера: родовые предания, дружинная поэзия, местные легенды, связанные с происхождением сёл и городов.
- Источники письменного характера: священные писания(Новый Завет, Ветхий Завет), переводные византийские хроники, различные исторические документы и грамоты.
Очень часто в научной литературе летописи называют летописными сводами, так как летписи соединяли в себе летпоиси предшествующего времени и летописные записи о событиях недавних или современных летописцу. Многие ученые пишут о фрагментации летописи. Погодный принцип расположения материала привел к тому, что летопись делалась на множество статей и фраментов. Отсюда такие черты как отрывочность и эпизодичность летописного стиля.
трудилось не одно поколение русских летописцев, это памятник коллек-
Летопись представляет собой свод: судя по всему, ее создатель мастерски работал с богатым арсеналом источников (византийские хроники, Священное Писание, исторические документы и др.),к тому же позднее переписчики могли вносить в созданный текст собственные изменения, делая его структуру еще более разнородной. По этой причине многие исследователи называют летопись компиляцией, а компилятивность считают отличительной чертой летописных текстов.Д.С. Лихачев сопровождает свой литературный перевод ПВЛ наименованиями летописных отрывков, в которых наряду с наименованиями событийного характера (правление Олега, второй поход князя Игоря на греков, месть княгини Ольги, начало княжения Ярослава в Киеве и др.)встречаются собственно жанровые наименования (предание об основании Киева, притча об Обрах,сказание о Белгородском киселе, повесть об ослеплении Василька Теребовльского и др.)
С точки зрения форм летописного писани Ереминым весь летописный материал был разделен на 5 групп : погодная запись(небольшая по объему документальная запись, лишенная художественной формы и эмоциональности), летописное сказание (устное историческое предание в литературной обработке летописца), летописный рассказ (фактографическое повествование, в котором проявляется личность автора: в оценке событий, попытках охарактеризовать действующих лиц, комментариях, индивидуальной манере изложения), летописная повесть (повествование о смерти князя,в котором дается агиографически просветленный образ идеального правителя), документы (договоры и грамоты).
Творогов же подверг критике разработанную Ереминым классификацию, построенную по характеру сочетания противопоставленных друг другу методов изображения действительности как не подтверждающегося летописным материалом и предложил типологию по характеру повествования.
Первый тип повествования — погодные записи(лишь информирующие о событиях), другой — летописные рассказы (рассказывающие о событияз с помощью сюжетного повествования ).
Таким образом, на основании проведенного теоретического изучения трудов исследователей мы получили ряд жанров (форм повествования) с присвоенными им характерными признаками,которые стали основой для выделения типов изложения в русских летописях. На сегодняшний день в составе ПВЛ нами выделены следующие типы: агиографический, воинский, деловой,дидактический, документирующий, народно-поэтический, отсылочный. 1. Агиографический: в качестве главного предмета изображения выступают деяния святого или его жизненный путь в целом; предполагает использование определенных мотивов, например,мотивы учительства (наставничества), пророчества.
Пример: фрагмент о Феодосии Печерском (лл. 61 об.-63 об.).
2. Воинский: изображение исторического события, связанного с борьбой русского народа против внешних врагов (в основном печенегов и половцев), а также с княжескими усобицами;центральный герой — обычно реальная историческая личность, как правило, князь.
Пример: фрагмент о пленении Фракии и Македонии Семеоном (л. 10).
3. Деловой: тексты документов, включенные в ПВЛ.
Пример: фрагмент, содержащий текст договора русских с греками (лл.11-14).
4. Дидактический: содержится назидание, т.е. нравоучение (поучение)моральное/религиозное.
Пример: фрагмент о неправедной жизни князя Владимира до принятия им христианства (л. 25).
5. Документирующий: констатация факта того или иного события, заслуживающего упоминания, но не требующего подробного изложения; фрагменты этого типа отличаются протокольностью изображения, отсутствием художественной формы и эмоциональности.
Пример: фрагмент о времени царствования Леона и его брата Александра (л. 8 об.).
6. Народно-поэтический: повествование о реальных или возможных событиях, как правило,строящееся на одном ярком эпизоде, может содержать вымысел.
Пример: фрагмент о мести княгини Ольги (лл. 14 об.-16).
7. Отсылочный: фрагменты, взятые из авторитетных источников (византийских хроник,библейских текстов и т.д.).
348__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
С ПВЛ в целом дело обстоит еще сложнее, поскольку мы до сих пор не можем представить ее первоначального объема и со-
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________349
Поэтому мне представляется, что первым шагом исследователя любого текста (в прямом и более широком смысле) должна стать попытка оценки и анализа его структуры, которая, с одной стороны, отражает историю данного текста, а, с другой, — дает возможность понять смысловую взаимосвязь составляющих его блоков, синтагм, лексем и пр. Если же данный текст, как в случае с ПВЛ, сам находится в составе некоего контекста, имеющего сложный характер и неясное происхождение, то здесь анализ следует начинать с выделения знаковых компонентов, достаточно широко представленных в его структуре и в то же время не зависящих от конъюнктурных изменений целого. Рассмотрим с этой точки зрения состав ПВЛ, которая является типичным летописным сводом, а потому обладает структурными единицами, присущими всем остальным аналогичным сводам, в составе которых она и дошла до нас.
350__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
уже имевшийся текст, или внутритекстовые вставки, дополнения и пояснения (экспозиция Киева 70-80-х гг. XI в. в новеллах о мести Ольги или захвате Киева Олегом) и просто рассказы о ранних событиях, написанные два с половиной века спустя.
6 Алешковский М.Х. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971, с. 56-59.
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________351
Стоит при этом учесть и другой фактор, препятствовавший возникновению частного летописания и литературного творчества.
352__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
«В лето 6597. Священа бысть церкви Печерьская святыя Богородица манастыря Федосьева Иваном митрополитом, Лукою, белогородским епископомь, и епискупомь ростовьскимъ Исаиемь, и Иваномь, черниговьскымъ епискупомь, и Антоньемь, гурьговскимь игуменомь, при благоверном князи Всеволоде, державному Руския земли, и чадома его, Володимера и Ростислава, воеводьство держащю киевьской тысящи Яневи, игуменьство (т.е. игуменство в Киево-Печерском монастыре. — А.Н.) держащу Ивану.
7 Абрамович Д.И. Жития святых мучеников. с. 2.
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________353
Часть таких заметок-дополнений несли точные календарные даты, другие — указания на время года. В тексте ПВЛ это особенно хорошо видно, поскольку в какой-то момент один из редакторов при создании очередного свода провел его сквозное хронометрирование, снабдив текст сеткой годовых дат, под которыми предпринял попытку упорядочить все эти записи соответственно их внутригодовой последовательности. Поскольку же один и тот же автор вводил в текст иногда несколько дополнений, относящихся к разным временам года, в ряде случаев получилась весьма выразительная картина разностилья, как, напр., под 6612/1104 г.:
«В лето 6612. Ведена дщи Володарева за царевича за Олексинича Царюграду, месяца июля в 20.
В том же лете ведена Передъслава, дщи Святополча, во Угры за королевича месяца августа в 21.
Того же лета прииде митрополит Никифор в Русь месяца декабря в 6 день.
В том же лете преставися Вячьслав Ярополчич в 13 день. Никифор митрополит посажен на столе.
Сего же лета исходяща посла Святополк Путяту на Менеск, а Володимер посла сына своего Ярополка, а Олег сам иде на Глеба, поемьше Давыда Всеславича; и не успеша ничтоже, и возъвратишася опять. И родися у Святополка сын, и нарекоша имя ему Брячислав.
354__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
написание. Количество повторов данной синтагмы в одной статье не указывается, хотя порою она может повторяться 5-8 раз.
6583/1075, 6584/1076, 6586/1078, 6592/1084, 6595/1087,
6596/1088, 6597/1089, 6598/1090, 6599/1091, 6600/1092,
6601/1093, 6602/1094, 6603/1095, 6606/1098, 6607/1099,
6609/1101, 6610/1102, 6612/1104, 6613/1105, 6614/1106,
6616/1108, 6621/1113, 6622/1114, 6623/1115, 6624/1116,
6625/1117, (6626/1118), 6630/1122, 6632/1124, 6634/1126,
6635/1127, 6637/1129, 6638/1130, 6639/1131, 6640/1132,
6642/1134, 6645/1137, 6647/1139, 6648/1140, 6649/1141,
6571/1063, 6578/1070, 6579/1071, 6582/1073, 6602/1094,
6606/1098, 6608/1100, 6610/1102, 6611/1103, 6612/1104,
6613/1105, 6614/1106, 6616/1108, 6618/1110, 6619/1111,
6620/1112, 6621/1113, 6623/1115, 6625/1117, 6629/1121,
6631/1123, 6635/1127, 6636/1128, 6637/1129, 6644/1136,
6646/1138, 6647/1139, 6649/1141, 6650/1142, 6651/1143,
6655/1147, 6656/1148, 6676/1168, 6679/1171, 6680/1172,
6681/1173, 6682/1174, 6683/1175, 6685/1177, 6686/1178,
6688/1180, 6690/1182, 6691/1183, 6695/1187, 6697/1189,
6698/1190, 6700/1192, 6703/1195, 6704/1196, 6705/1197,
6706/1198, - 6773/1265, 6793/1285, 6794/1286, 6799/1291;
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________355
6664/1156, 6665/1157, 6667/1159, 6668/1160, 6669/1161, 6670/1162, 6671/1163, 6673/1165, 6674/1166, 6675/1167, 6677/1169, 6678/1170, 6680/1172, 6681/1173;
Таким образом, по употреблению этих синтагм можно с уверенностью говорить о том, что протосвод, заключавший в себе текст, именуемый сейчас ПВЛ, был создан не ранее конца 40-х или в первой половине 50-х гг. XII в., будучи отмечен дополне-
356__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________357
6679/1187, 6680/1188, 6681/1189, 6682/1190, 6686/1194,
6687/1195, 6688/1196, 6690/1198, 6691/1199, 6692/1200,
6702/1210, 6704/1212, 6705/1213, 6706/1214, 6707/1215,
6708/1216, 6708/1217, 6710/1218, 6711/1219, 6712/1220,
6713/1221, 6715/1223, 6716/1224, 6717/1225, 6718/1226,
6719/1227, 6720/1228, 6722/1230, 6723/1231, 6724/1232,
6729/1237, 6730/1238, 6731/1239, 6733/1241, 6737/1245,
6738/1246, 6739/1247, 6743/1251, 6744/1252, 6745/1253,
6746/1254, 6747/1255, 6750/1258, 6753/1261, 6755/1263,
6776/1284, 6777/1285, 6787/1295, 6790/1298, 6791/1299,
6792/1300, 6793/1301, 6794/1302, 6795/1303;
6633/1141, 6635/1143, 6638/1146, 6643/1151, 6644/1152,
6646/1154, 6647/1155, 6648/1156, (6650/1158), 6651/1159,
6663/1171, 6664/1172, 6667/1175, 6689/1197, (6692/1200),
6693/1201, 6694/1202, 6698/1206, 6699/1207, 6700/1208,
6701/1209, 6710/1218, 6712/1220, 6718/1226, 6719/1227,
6724/1232, 6729/1237, 6738/1246, 6740/1248, 6741/1249,
6742/1250, 6748/1256, 6749/1257, 6750/1258, 6756/1264,
358__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________359
360__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
9 Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977, с. 259-277.
10 ПСРЛ, т. 38. Радзивиловская летопись. Л., 1989, с. 15.
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________361
362__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
12 ПСРЛ, т. 38. Радзивиловская летопись. с. 15.
13 Шахматов А.А. Повесть временных лет, т. I. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916, с.261-262.
14 Алешковский М.Х. Повесть временных лет. с.69-70; он же. К типологии текстов. с.154.
15 Шахматов А.А. О Начальном киевском летописном своде. М, 1897; онже. Киевский Начальный свод 1095 г.// А.А.Шахматов. 1864-1920. Сборник статей и материалов. М.-Л., 1947 (Труды Комиссии по истории Академии Наук СССР. Вып. 3), с. 117-160.
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________363
Вероятно, окончательно разрешить этот вопрос на лексическом уровне станет возможным только после компьютерного
16 Кузьмин А.Г. Начальные этапы. с. 161-166.
364__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Другой интерполяцией в ПВЛ, которая имела место после 1116 г., является рассказ о победоносном походе на половцев
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________365
Сложность заключается еще и в том, что о Сильвестре нам практически ничего неизвестно, кроме того, что он говорит о
366__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
18 Сказание о нашествии Едигея. // ПЛДР, XIV - середина XV века. М., 1981, с. 254.
19 [Творогов О.В.] Сильвестр. // СККДР, XI - первая половина XIVв. Л., 1987, с. 390-391.
20 Кузьмин А.Г. Начальные этапы. с. 161 -165.
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________367
Однако, насколько уверенно можно отводить Сильвестру роль даже переписчика ПВЛ?
Все эти факты убеждают, что Сильвестр в действительности не имел прямого отношения к тексту ПВЛ. Последнее означает, что вопросы о времени создания, хронологических пределах, первоначальных объемах и авторе/авторах произведения, которое легло в основание всей русской историографии, до сих пор не решены, а прежние выводы подлежат полному пересмотру
368__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Рассмотрим их внимательнее.
22 [Барсуков Н.] Источники русской агиографии. СПб., 1882, стб. 602.
23 Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971, с. 134.
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________369
24 Патерик Киевского Печерскаго монастыря. СПб., 1911, с. 57-58.
25 Абрамович Д. И. Жития святых мучеников. с. 1-26.
370__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
27 Успенский сборник. с. 71-135.
28 Патерик. с. 14-64.
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________371
29 Абрамович Д.И. Жития святых мучеников. с. 3 и 4.
372__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
В пользу того, что такое хронометрирование произошло не ранее конца XII в., говорит последовательность вводных лексем при распределении дополнений по внутригодовой хронологии в статьях, отсутствие годовых дат в летописных фрагментах 50-60-х гг. XII в., представленных изначально сплошным повествованием, а также отсутствие погодного распределения событий в галицко-волынской летописи XIII в., как о том свидетельствует специальная оговорка одного из ее авторов под 6762/1254 г.: «Число же летомъ зде не писахомъ, в задняя впишемь по антиохиискым събором, алоумъпиадамъ; грьцкыми же численицами, римь-
СТРУКТУРА И ХРОНОЛОГИЯ ТЕКСТА ПВЛ__________________________________________________373
32 Бережков Н.Г. Хронология. с. 13-16.
374__________________________________________________ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
33 Бережков К.Г. Хронология. с. 16-23; Кузьмин А.Г. Русские летописи как источник по истории Древней Руси. Рязань, 1969, с. 74-76; он же. Начальные этапы. 221-276.
34 Кузьмин А.Г. Начальные этапы. с. 161-167.
Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).
Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в 11 в. Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11– начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А.Шахматову, ок. 1037, но не позже 1044, был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093–1095 здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.
В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.
В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.
Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи 14–16 вв. открываются текстом Повести временных лет.
Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бóльшие знатность и достоинство.
Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.
Летописи, в том числе и Повесть…, – не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. В состав Повести временных лет включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет, составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.
Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом – все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны.
В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому.
В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074.
Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.
Читайте также: