Врачевание полисного периода кратко

Обновлено: 04.07.2024

В статье проведён анализ историко-философских подходов наиболее известных медицинских школ Древней Греции: Киренской, Родосской, Сицилийской, Кротонской, Косской, Книдской, Александрийской. Описаны основные медицинские и общенаучные достижения, а также упоминается вклад наиболее ярких представителей и основателей школ. Выбор данной темы обусловлен тем, что цивилизация Древней Греции представляет значимый феномен для исторической и философской науки, а также медицинского и смежного знания. Именно философская традиция древних греков впервые предложила миру явление теоретического мышления, основным подходом которого считается выведение частного знания из неких общих принципов при помощи доказательств. Именно этот подход способствовал развитию других фундаментальных наук, таких как медицина, педагогика, метафилософия, космология, физика, математика, зоология и др. Благодаря достижениям древнегреческих врачей-философов, медицинская наука получила знания и подходы, используемые по настоящее время. Основные античные медицинские школы развивались в рамках представлений натурфилософии, что объясняется необходимостью объяснения мира с позиции первоначала. Данный процесс явился позитивным импульсом для развития не только медицины, но и других базовых фундаментальных наук, основой которых является философия.


2. Сергеев B.C. История Древней Греции / Под ред. В.В. Струве, Д.П. Каллистова. 3-е изд. М., 1963. 524 с.

4. Фоминова Л.А. Античные ученые Греции и Рима, внесшие наибольший вклад в создание медицинской и фармацевтической терминологии // Студенческая наука: взгляд молодых. 2019. С. 296.

5. Пучкова В.А., Королева Е.А. Развитие медицины в античной Греции // Неделя науки СПбГПУ. 2014. С. 63.

7. Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. проф. Д.А. Балалыкина. М.: Литтерра, 2012. С. 624

9. Тюряхин И. Н. Врачевание в Древней Греции в архаический и классический периоды // Здоровье населения – основа процветания России. 2016. С. 352.

10. Склярова Е.К., Камалова О.Н., Жаров Л.В. История медицины: краткий курс // Scientific magazine Kontsep. 2015. С. 304.

11. Ашурбаева Г.А., Шапошников Г.Н. Врачевание в Древней Греции // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. 2019. С. 45.

12. Карпеев А.А. Очерки истории фитотерапии: Древняя Греция (продолжение) // Традиционная медицина. 2018. № 1 (52) 2018. С. 261.

13. Георгий Сфрандзи. Хроника / Пред., перев. и примеч. Е.А. Джагацпанян // Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Вып. 5. С. 297.

14. Ковньер С.Г. История медицины: Медицина Востока. Медицина в древней Греции до Гиппократа. Ч. I, выпуск первый. – V universitetskoj tipografii (I. Zavadzkago), 1878. С. 239.

15. Поляковская М.А. Политические идеалы византийской интеллигенции середины XIV в. (Николай Кавасила) // Античная древность и средние века. Свердловск, 1975. Вып. 12. С. 116.

16. Приходкин А.С., Шапошников Г.Н. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции // Current issues of modern medicine and healthcare. 2017. С. 665.

17. Старченкова О.С. и др. Роль философии в медицине и формировании врачебного мышления // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты. 2018. С. 65.

18. Зарубинская Л.Г., Худоногов И.Ю. Переход Древней Греции от семейных к частным медицинским школам как индикатор повышения ресурсного обеспечения (основные причины и следствия) // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2018. № 5.

19. Кущ Т.В. Наставничество как форма интеллектуального общения // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2011. Вып. 40. С. 362.

21. Золотарёва К.С. Мифология и медицина в Древней Греции // Молодой исследователь: от идеи к проекту. 2019. С. 369.

22. Акбиева А.С. Философско-религиозные аспекты в древнегреческой медицине: ритуал энкомисис и культ Асклепия // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. 2018. С. 597.

23. Ручинская О.А., Семененко Е.В. К вопросу о храмовой медицине в античных городах Западного Причерноморья в I–III вв. н. э. 2012.

24. Кущ Т.В. Византийская интеллектуальная среда (конец XIV–XV в.): Опыт характеристики // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 1998. Вып. 29. С. 362.

25. Тулупова О.Н. Трансфессиональный резонанс древнегреческих практик врачевания в современной медицинской культуре // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 3–2.

Древнегреческая цивилизация представляет значимый феномен для исторической и философской науки, а также медицинского и смежного знания. Древние греки представили человечеству термин теоретического мышления, главенствующим положением которого считается выведение частного из неких общих принципов посредством доказывающих фактов.

В устройстве древнегреческого общества появились врачи и философы, как элитарные представители античного социума, которые пользовались большим уважением и авторитетом в обществе. Достижения и взгляды медицинской науки Древней Греции стали базой для развития европейской медицины.

Цель работы – показать основные фундаментальные историко-философские воззрения, стоящие в основе наиболее заметных медицинских школ Древней Греции, чьи достижения явились базой для более поздних медицинских учений.

Древняя греческая медицина носила характер династийности, на основе которой в дальнейшем появились полноценные врачебные сообщества. Школы развивались в крупных городах и на островах, из них наиболее известны: Кротонская, Сицилийская, Косская и Александрийская школы. Все они из-за разности подходов к лечению пациентов и территориальной разобщённости имели отличный друг от друга философский фундамент.

Среди старейших медицинских династий были особенно знамениты Родосская (остров Родос в восточной части Эгейского моря) и Киренская (город Кирена в Северной Африке). Территориально они были расположены далеко за пределами Балканского полуострова, и поэтому сведения об их философии минимальны и разноречивы [1].

Наиболее доподлинно, как об одной из наиболее древних, известно о Кротонской медицинской школе. Она, появившаяся на юге современной Италии в городе Кротоне, достигла своего расцвета в VI в. до н.э., её основателем является известный античный философ и учёный Пифагор.

Наряду с ним история сохранила имя его последователя, врача и философа Алкмеона, который вошел в историю как первооткрыватель слухового канала и перекреста зрительных нервов. В его трудах есть упоминания о головном мозге как об органе познания и этиологии некоторых психических и соматических болезней.

Медицинская школа славится среди историков медицины не только практико-медицинскими наработками, но и постижением натуры человека. В этом отношении медицина античной Греции развивалась тем же путем, что медицина Китая и Индии. Таким образом, она продолжала их вектор развития [2, 3].

Врачи Кротонской школы выделяли как базовое учение Анаксимена о воздухе как о первоначале всего сущего. В своём понимании медицины последователи школы следовали законам диалектики.

Не менее известным представителем этой школы является Диоген из Аполлонии, который предложил представить работу сердца как органа, отвечающего в равной сфере за крово- и газообмен, что позднее было опровергнуто Гарвеем [5].

Эволюционным вкладом кротонских исследователей в медицинскую науку явилось усовершенствование понятий, предложенных в традиционной медицине Древнего Китая и Индии. Однако в последующем критике был подвергнут подход, основанный не на анатомии и физиологии, а лишь на натурфилософии.

Далее в хронологическом порядке стоит Сицилийская медицинская школа. Известно, что она была основана в V в. до н. э. на острове Сицилия философом Эмпедоклом.

Эмпедоклу приписывают ликвидацию болота близ Сицилийского города Селинунта, как фактора, способствующего развитию вспышек малярии у жителей полиса. Кроме этого, он путём создания вентиляции в горном массиве ликвидировал вспышки малярии среди населения своего родного города.

Благодаря его работам представления анатомов, его современников, пополнились данными о строении лабиринта внутреннего уха. Представления о физиологии пополнились рядом исследований функционирования дыхательной системы, деятельности сердца, кровообращения, зрения, обоняния. Эмпедокл в рамках своей школы применил метод музыкотерапии в лечении пациентов с душевными расстройствами. Учёные, окружающие его, в частности Аэций, отмечали, что он имел интерес к вопросам генетики. По его мнению, основой появления мальчиков является южная или восточная земля. В свою очередь, в основе рождения девочек лежит земля с севера. Он был уверен, что дальнейшее образование полов в результате деторождения детерминировано свойствами семени обоих родителей. Эмпедоклом была выдвинута гипотеза, объясняющая происхождение уродств у плода. Он связывал их с недостатком или избытком семени, выделенного родителями. Рождение близнецов связывал с внутриутробным дроблением семени [6].

Несмотря на несовершенство представлений Эмпедокла в вопросах познания мира, его теория оказала значимое воздействие на крупнейших античных философов, представителей теории атомизма, таких как Эпикур, Платон, Аристотель.

Аналогичные воззрения были присущи и его последователям, что обеспечило весомый вклад в медицину и философию античного мира [8].

В соответствии с логикой повествования, рассмотрим далее Книдскую медицинскую школу. Она была основана в г. Книдосе, в Ионии. Её рассвет пришёлся на первую половину V в. до н. э. Во главе династии стоял Эврифон, о котором в медицинской историографии на сегодняшний день не сохранилось достоверной информации. Её целью было стремление к созданию систематизирующей теории в медицине. Критики были недовольны излишней теоретизированностью в убыток эмпирическому знанию.

Общепринятым в истории медицины является противопоставление Книдосской и Косской школ именно в отношении к практическим подходам к лечению внутренних болезней. Из истории развития Книдосской медицинской школы в VI–V в. до н. э. можно проследить эволюцию принципов и методов ионийской философии в медицине Древней Греции.

Далее в хронологическом порядке следует упомянуть о Косской медицинской школе, которую многие историографы медицины считают главной античной медицинской школой.

Династия была основана на острове Кос, в V в. до н. э. Первые упоминания о ней появились в 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула обратились к врачам Небросу и Хрисосу за помощью в борьбе с эпидемическим процессом в войске города Кирроса. Оба врача, согласно преданию, выполнили просьбу, эпидемия была прекращена.

Немалую роль в развитии школы сыграл Гиппократ II Великий. Подход врачей Косской школы заключался в том, что организм находится в тесной связи с окружающей средой. Благодаря этому активно использовался принцип наблюдения и лечения у постели больного.

Учение о травматологии, которое разработал Гиппократ, было основано на его работе в качестве военврача в греческих армиях, так как в годы его жизни наблюдалось возвышение Афин по отношению к другим полисам, нередко с использованием вооружённых сил.

Ему было свойственно считать болезнь проявлением жизни организма, представляющей собой результат изменения материального субстрата, под действием патологического фактора. Таким образом, болезнь понималась как процесс, в который вовлекается весь организм.

Учение Гиппократа эволюционно выше, за счёт материалистического подхода, по сравнению с более древними идеалистическими медицинскими учениями.

По его мнению, общими патологическими факторами для развития большинства заболеваний являются: сезон, климатические условия региона проживания, санитарно-гигиенические свойства почвы и воды в данной местности, прочие эпидемические факторы. К частным он относил: образ жизни, возраст, пищевые предпочтения и наследственность конкретного пациента.

Для представлений Косской школы характерно выделение нескольких типов характера человека, что связывалось с местами проживания и что, согласно учению школы, воздействовало на течение патологического процесса [13].

Для специалистов Косской школы характерно отсутствие потребности в систематизации болезней на группы и виды. После осмотра больного врач приступал к прогнозу на основе установленных признаков и к синдромальному лечению [16].

Отдельно следует упомянуть Александрийскую медицинскую школу, она является одной из самых молодых. Несомненно, на её развитие повлиял тот факт, что Александрия имела большую философскую базу, а также знаменитую библиотеку, при этом общественный порядок способствовал развитию наук и медицины в частности. Были узаконены анатомические и физиологические исследования, так при Птолемеях были разрешены анатомические исследования на живых, приговорённых к смерти людях. Преследовалась цель создания чёткой и обоснованной научной базы, в рамках этого были проведены фундаментальные исследования в неврологии и кардиологии. Большое развитие получила пульсовая диагностика [17].

Развитие школы началось в III в. до н. э., среди талантливейших врачей следует выделить Герофила и Эразистрата [18].

Согласно биографии Герофила он являлся уроженцем Халкедона на Босфоре, обосновавшись в Александрии, позиционировался как врач Косской школы, так как являлся учеником Праксагора Косского. Благодаря этому, его считали выдающимся диагностом.

Другой знаменитый врач – Эразистрат, уроженец острова Кеос. Его наставниками являлись Метродор Афинский и Хрисипп Родосский. Для него был характерен универсализм: внимание к анатомо-физиологической теории и в то же время талант врача-практика. По всей видимости, это было связано с влиянием его учителей.

Важно подчеркнуть, что Эразистрат был единомышленником философа-материалиста Демокрита, мировоззрение которого задало направление его трудам. Как и его коллега, активно занимался анатомией, являлся автором многих и ныне применяемых медицинских терминов. Важен тот факт, что Эразистрат опровергал теорию Гиппократа о четырех жидкостях человеческого организма, он считал, что в теле два разнонаправленных элемента: жизненный дух и кровь [20, 21].

Эразистрат провел связь между количественной характеристикой извилин мозговых полушарий человека с его умственными способностями, отдав превосходство человеку над животными [22].

Таким образом, Александрийская медицинская школа носила материалистический и натурфилософский характер. Однако эта школа не могла называться в полной степени династийной, так как представляла собой сплав наиболее известных и распространённых медицинских школ. Её наработки значительно повлияли на развитее врачевания и медицинской науки как в древнем Риме, так и в средневековой Европе [23–25].

Заключение

Таким образом, основные медицинские школы Древней Греции развивались в рамках представлений натурфилософии, что обосновывается потребностью объяснения сущности устройства мира с позиции первоначала. Этот процесс явился позитивным фактором для развития античной медицинской науки. Следует отметить, что при отсутствии четкого мировоззрения некоторые крупные врачи и философы становились сторонниками идеи рационального познания. Их выдвигали Сократ, Платон и Гиппократ.

Созданные около IX в. до н. э. они в течение столетий передавались в устной традиции, в VI в. до н.э. впервые были записаны и, таким образом, стали первыми греческими (и европейскими) письменными литературными памят­никами.


Рис. 53. Ахилл перевязывает рану Патрок-

лу. Изображение на внутренней поверхности

чаши Сосия — знаменитого античного

гончара VI в. до н.э. Древняя Греция.

Около 500 г. до н.э. Берлин. Государственный музей

Стоит многих людей один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством 1 .

В поэмах Гомера упоминается также об эпидемии чумы, о сумасшествии друзей Улисса, о меланхолии Беллерофона, о рождении жизнеспособного младенца в конце седьмого месяца беременности; говорится об употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использовании серы как лекарственного средства.

1 Гомер. Илиада: Пер. с древнегреч. — М.; Л.: Гос. изд. худож. лит., 1949. — С. 241.

древнегреческой медицины с достижениями других древних цивилизаций, например, о заимствовании некоторых знаний о лечебных средствах у древних египтян.

Врачевание полисного периода

(VIII—VI вв. до н.э.)

В VIII—VI вв. до н.э. на территории Греции повсеместно формировались города-государства — полисы. Они объединяли свободных граждан, владевших землей и рабами. В высокоразвитых полисах, таких как Афины и Коринф, раб­ство широко распространилось уже к концу VI в. до н. э. В других (Спарта, Аргос) в течение длительного времени наряду с рабством сохранялись пере­житки родового строя.

Неплодородность земли материковой Греции, обострение борьбы демоса (греч. demos — народ) и знати привели к эмиграции греков в поисках новых плодородных земель. Так возникли греческие полисные поселения (рис. 54) на побережье Малой Азии, вдоль берегов Средиземного, Эгейского, а позднее и Черного морей. Среди них особенно выделялись города Милет, Эфес, Книд (в Малой Азии), Пантикапей, Херсонес, Ольвия (в Северном Причерномо­рье), Навкратис (в дельте Нила), Тарент и Кротон (на территории современ­ной Италии). Широкие торговые и культурные связи между многочисленными


1 _._! I

Р ис. 54. Древняя Греция в VIII—VI вв. до н.э. Современные названия приведены в скобках 120

полисами способствовали экономическому и культурному развитию Древней Греции.

Полисный период истории Древней Эллады отмечен двумя важными для истории медицины явлениями: 1) формирование древнегреческой филосо­фии (натурфилософии), которая сложилась к VI в. до н.э. главным образом в Ионии и окончательно оформилась к IV в. до н.э. (см. с. 126); 2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в Древней Элладе, усилением религии и, как следствие, становлением хра­мов.

Храмовое врачевание в Древней Элладе развивалось на фоне эмпирического врачевания (которое существовало издавна). Как уже отмечалось, культ Аскле-пия как бога-целителя сформировался в Древней Греции к VII в. до н.э. Не­сколько позже (с VI в. до н.э.) в Трикке (Фессалия, VI в. до н.э.), Эпидавре (Пелопоннес, V в. до н.э.) и на о. Кос (III в. до н.э.) были воздвигнуты первые святилища в его честь — асклепейоны (греч. asclepieion). В целом античные авто­ры сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории Древней Эллады.

Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. Его цент­ральным сооружением был храм Асклепия (IV в. до н.э.). На территории свя­тилища располагались также храмы в честь Гигиен, Артемиды, Афродиты, Фе­миды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фо-лос — выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в V в. до н.э. Поликлетом Младшим. Полагают, что его подземелье сообщалось с мине­ральным источником.

Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным дей­ствием, и кипарисовая роща, воздух которой является целебным, были обяза­тельными ориентирами при выборе в Древней Элладе мест для сооружения храмов. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечеб­ных средств, и потому он считался священным.

На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гим-насий и стадион (беговая дорожка длиной в один стадий; олимпийский стадий равен 192,28 м), амфитеатр на 20 тыс. зрителей, построенный также Поликле­том Младшим и слывший одним из самых больших и замечательных во всей Элладе. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов; памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей; стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления. В процессе раскопок в Эпи­давре в большом количестве найдены изображения исцеленных органов частей тела — вотивные приношения (лат. votivus — торжественно обещанный, посвя­щенный богам). Сделанные из мрамора, золота, серебра, они дарились храму в знак благодарности. Это мраморные руки и ноги (рис. 55), серебряные сердца, золотые глаза, уши и т. п.

Одно лишь не дозволялось: в святилище нельзя было умереть. Религиозный ритуал исключал из священных мест как в Эпидавре, так и в других асклепей­онах все нечистое, в частности, связанное с рождением и смертью. Поэтому рожениц и неизлечимых больных, пришедших иногда из самых отдаленных мест Древней Эллады, не пропускали в пределы священной ограды.

Служители асклепейонов строго следили за чистотой святилища и его посе­тителей. Каждый вошедший мылся в водах священного источника, а затем при­носил жертву богам. Обращаясь к богам, надлежало быть чистым, — этот осно-


В Эпидавре никогда не было врачеб­ной школы, как это было на о. Кос, в Пергаме или Александрии. На службу в асклепейон принимались лишь те, кто давал священную врачебную клятву (см. с. 140) и, таким образом, приоб­щался к сообществу асклепиадов — по­следователей Асклепия (этот термин впервые появился в античной литера­туре в VI в. до н.э.).

Врачевание в асклепейонах сочета­ло эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были: природные лекарственные средства, водолечение, диета, режим, гимнас­тические упражнения, театральные представления.

Рис. 55. Древнегреческий вотив — жертвен­ная плита, исполненная по обету. Иллюст­рирует флебит. Мрамор. Афины. Национальный археологический музей

1 Lecos E.P., Pentogalos G.E. Early and Late Asclepieia // Ancient and Popular Healing. — Athens-Helsinki, 1989.-P. 13-24.

После опустошительной чумы 430 г. до н.э., перед которой врачеватели того време­ни были бессильны, внимание к религии и магии усилилось. Священная змея из аск-лепейона в Эпидавре была торжественно перенесена в Афины, где на склонах Акропо­ля был заложен новый асклепейон, и культ Асклепия засиял с новой силой.

При жизни Гиппократа на его родном острове Кос асклепейона не суще­ствовало — Гиппократ встречался со своими учениками в тени знаменитого платана, который бережно сохраняется его потомками на протяжении 2400 лет (см. с. 139).

Асклепейон на о. Кос был воздвигнут спустя столетие после Гиппократа, в III — II вв. до н. э. (рис. 56). Его строители, прибывшие на остров либо из Фесса­лии, либо из Эпидавра, соорудили величественное святилище Асклепия на самом высоком холме острова (100 м над уровнем моря) в священной роще Аполлона, известной своими целебными источниками. Минеральные воды этой рощи (богатые соединениями железа, кальция и серы) издавна использова­лись для лечения заболеваний кожи и внутренних органов.

Это грандиозное сооружение имеет три уровня (рис. 57). На первом находи­лись галереи и комнаты для приходящих со всего света больных; ниши в стенах с фонтанами целительной воды; многочисленные статуи, среди которых скуль­птура Афродиты работы Праксителя и небольшой храм в ее честь. У самого входа обнаружена надпись, посвященная знаменитому косскому врачевателю Ксенофону.

В центре второго уровня располагался алтарь для приношений, слева от него — храм бога Аполлона, справа — храм Асклепия (рис. 58), построенный в III —II в. до н.э. В нем хранились наиболее ценные вотивы, подаренные аскле-пейону благодарными пациентами.

Рис. 56. Асклепейон на о. Кос. Древняя Греция. Ill—II вв. до н.э. Реконструкция конца XIX в.

Главный храм Асклепия (площадью 36 х 18 м), построенный во II в. до н.э., находился на третьем уровне, величественно возвышаясь над всем комплек­сом. В эпоху эллинизма вокруг него были сооружены крытые галереи и комна­ты для больных. Позднее, после утверждения христианства, этот языческий храм был превращен в христианскую церковь.



Рис. 57. План акслепейона на о. Кос. Древняя Греция. Ill—II вв. до н.э.

Реконструкция конца XIX столетия.

Первый уровень: 1 — лестница, ведущая на первый уровень; 2 — портик; 3 — скульптуры; 4 — строения римского времени; 5 — галереи; б — комнаты; 7 — санитарные помещения; 8 — стена с нишами и фонтанами минеральных вод; 9 — лестница, ведущая на второй уровень. Второй уровень: 10 — алтарь Асклепия; 11 — храм Аполлона; 12 — дом совещаний; 13 — место консилиумов; 14 — храм Асклепия; 15 — жилые комнаты жрецов; 16 — лестница, ведущая на третий уровень. Третий уровень: 17— Большой храм Асклепия; 18— галереи; 19 — комнаты для больных


Рис. 58. Современное состояние храма Асклепия в асклепейоне на о. Кос (Греция). Сооружен во II в.

до н.э. Фото предоставлено автором.

Асклепейон на о. Кос был известен во всей Элладе и далеко за ее пределами. Его слава умножалась и тем, что он был воздвигнут на родине легендарного Гиппократа.

Резкой грани между светской медициной и врачеванием в храмах в Древней Элладе не было. Об этом свидетельствуют памятники знаменитым светским врачевателям, воздвигнутые на территории асклепейонов, а также многочис­ленные свидетельства о приглашении известных светских врачевателей в хра­мы в качестве консультантов по поводу трудных случаев заболеваний.

Часть 1. Первобытное общество

В наши дни, когда во всем мире на первый план выходит приоритет общечеловеческих ценностей, подготовка врачей во всех странах мира немыслима без широкого гуманитарного образования и развития исторического мышления, без плодотворного научного сотрудничества между народами различных государств.

Преподавание всемирной истории медицины закладывает основы этих понятий, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Медицина как область человеческой деятельности и культуры по сути своей глубоко интернациональна: все народы мира в большей или меньшей степени внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие, в становление современной медицины и международного сотрудничества в области здравоохранения. История медицины – яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Ее изучение неизбежно приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения, а в итоге – к осознанию собственной ответственности за судьбы нашей планеты, к поискам путей и средств их решения.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.

Преподавание на кафедре (курсе) истории медицины призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира.

В наши дни, когда любая студенческая аудитория является многонациональной, а культура народов земного шара все чаще ощущается как единое целое – как достояние всего человечества, преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками одной страны или одного народа в отрыве от всемирной истории культуры и медицины. В связи с этим данный учебник имеет три принципиальных отличия от предыдущих:

– в его основу положена новая периодизация всемирной истории медицины, разработанная автором в 1987 г. (схемы 1 и 2) и основанная на принятой в современной исторической науке периодизации и хронологии всемирной истории (табл. 1);

– история отечественной медицины излагается в контексте всемирной, что, во-первых, соответствует концепции исторического развития медицины как единого всемирно-исторического процесса, а во-вторых, позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры;

– история медицины излагается в связи с новейшими достижениями других наук (всемирной истории, археологии, палеопатологии, этнографии идо.).

Учебник содержит 160 иллюстраций, которые позволяют студентам лучше усвоить учебный материал и в то же время знакомят их с культурным наследием человечества – экспозициями музеев и фондами библиотек, произведениями живописи, ваяния и зодчества, имеющими непосредственное отношение к истории медицины.

Автор сердечно благодарит:

– рецензентов учебника П. Е. Заблудовского и В. В. Куприянова, плодотворное влияние которых на этот труд ощущалось в течение многих лет;

– коллег-специалистов в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: К. Я. Арона, А. В. Белолапоткову, Д. Д. Бенедиктова, А. А. Вигасина, F. Guerra (Мадрид), А. А. Грандо, Э. Д. Грибанова, B. И. Гуляева, О. В. Гринину, Е. И. Данилишину, В. Г. Джангиряна, И. М. Дьяконова, Н. С. Елманову, X. И. Идельчик, А. А. Искендерова, А. И. Кардаш, В. Г. Кацуру, J. Kollesch (Берлин), М. В. Коркину, М. С. Лебедькову, Ю. П. Лисицина, Г. Л. Микиртичан, Т. А. Михайловскую, R. Nabielek (Берлин), C. В. Нечаева, G. E. Pentogalos (Фессалоники), Л. В. Пономаренко, П. И. Пучкова, Т. Н. Савельеву, Т. В. Степугину, В. А. Фролова, G. Harig (Берлин), О. Е. Чернецкого, С. А. Чеснокову, P. Schneck (Берлин), Ю. Ф. Шульца, В. А. Якобсона; – а также Т. А. Бажан, Э. Г. Базарона, Л. Г. Зарубинскую, В. И. Исхакова, Б. П. Крыштопу, М. К. Кузьмина, И. В. Лебедеву, Г. И. Мендрину, М. Я. Поддужную, Е. П. Попушоя, Л. Г. Розенфельд, Г. Н. Троянского, Н. А. Фролову, М. С. Шенгелия, учебно-методические публикации которых были использованы в работе над рукописью.

Стоит многих людей один врачеватель искусный:

Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.

В поэмах Гомера упоминается также об эпидемии чумы, сумасшествии друзей Улисса, меланхолии Беллерозона, о рождении жизнеспособного младенца в конце седьмого месяца беременности; говорится об употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использовании серы как лекарственного средства, а также о заимствовании некоторых знаний о лечебных средствах у древних египтян.

В VIII-VI вв. до н. э. на территории Греции повсеместно формировались города-государства – полисы. Они объединяли свободных граждан, владевших землей и рабами. В высокоразвитых полисах, таких как Афины и Коринф, рабство широко распространилось уже к концу VI в. до н. э. В других (Спарта, Аргос) в течение длительного времени наряду с рабством сохранялись пережитки родового строя.

Неплодородность земли материковой Греции, обострение борьбы народа (демоса) и знати привели к эмиграции греков в поисках новых плодородных земель. Так возникли греческие полисные поселения (рис. 40) на побережье Малой Азии, вдоль берегов Средиземного, Эгейского, а позднее и Черного морей. Среди них особенно выделялись города Милет, Эфес, Книд (в Малой Азии), Пантикапей, Херсонес, Ольвия (в Северном Причерноморье), Навкратис (в дельте Нила), Тарент и Кротон (на территории Италии). Широкие торговые и культурные связи между многочисленными полисами способствовали экономическому и культурному развитию древней Греции. Полисный период истории древней Греции отмечен двумя важными для истории медицины явлениями: 1) формирование материалистической древнегреческой философии, которая сложилась в VII в. до н. э., главным образом в Ионии, и окончательно оформилась к IV в. до н. э. (см. с. 95), и 2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в древней Греции, усилением позиций религии и, как следствие, становлением храмов. Храмовое врачевание в древней Греции развивалось на фоне эмпирического врачевания (которое существовало издавна). Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сформировался в древней Греции к VII в. до н. э. Несколько позже (в VI-IV вв. до н. э.) в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос были воздвигнуты первые святилища в его честь – асклепейоны (греч. asclepieion). В целом античные авторы сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории древней Греции.

Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре (рис. 41). Его центральным сооружением был храм Асклепия (IV в. до н. э.). На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос – выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в V в. до н. э. Поликлетом Младшим. В его подземелье располагались три бассейна, сообщавшиеся с минеральным источником.

Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща (воздух которой также является целебным) были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств, и потому он считался священным.

На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий, стадион (для занятий спортом) и театр, построенный также Поликлетом. Младшим и слывший одним из самых больших и замечательных во всей Греции. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления. При раскопках в Эпидавре найдены также в большом количестве изображения исцеленных частей тела (вотивы). Сделанные из мрамора, золота, серебра, они приносились в храм в уплату за услуги (рис. 42). Это мраморные руки и ноги, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

Читайте также: