Модернизм в архитектуре кратко
Обновлено: 02.07.2024
МОДЕРНИ́ЗМ в архитектуре - совокупность явлений, возникших под влиянием идей художественного модернизма в 1910– 1920-х гг., когда эксперименты беспредметного искусства (в первую очередь кубизма) распространились на скульптуру и пространственные конструкции.
Отличительные черты модернизма: разрыв с исторической традицией, отказ от декорирования архитектурных форм и переход к сугубо экспериментальному, новаторскому формообразованию, выявляющему функциональную и конструктивную основу сооружения.
Одна из важнейших тем модернизма - проектирование массового жилья; в частности, дома для рабочих возводились по принципам индустриализации строительства, минимизации затрат на него, организации быта в соответствии с социалистической доктриной; в СССР появился тип дома-коммуны. Для градостроительства модернизма ключевыми стали идеи Ле Корбюзье: принципы зонирования, сочетание высотной жилищной застройки с просторными озеленёнными пространствами и дифференциацией транспортной инфраструктуры; первоначальная мысль о тотальном сносе старой застройки сменилась позднее пониманием её ценности.
В разных странах возникают различные архитектурные течения модернизма: конструктивизм, функционализм, рационализм, супрематизм, техницизм, утилитаризм, интернациональный стиль и др. Появляются архитектурные школы, в которых разрабатывается пропедевтика модернизма: Баухауз в Германии, Уновис, Инхук, Вхутемас в России.
Сегодня в среде исследователей архитектуры нет единого мнения, можно ли отнести эти направления к модернизму или постмодернизму, или же их появление свидетельствует о рождении новой архитектурной парадигмы.
Исторические источники:
Гинзбург М. Я. Стиль и эпоха. М., 1924;
Gropius W. Internationale Architektur. Münch., 1925.
Дополнительная литература:
Гидион З. Пространство, время и архитектура. 3-е изд. М., 1984;
Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М., 1990;
Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. М., 1996;
Weston R. Modernism. L., 1996;
Curtis W. J. R. Modern architecture since 1900. 3rd ed. L., 1996;
Taut B. Die Neue Baukunst in Europa und Amerika. 2. Aufl. Stuttg., 1999;
Иконников А. В. Архитектура ХХ в. Утопии и реальность. М., 2001. Т. 1.
Модернизм - это движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е - 80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение "баухаус" в Германии, архитектурный Ар Деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура и др. Таким образом, каждое из этих явлений - одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Возникновение модернизма
В начале XX в. стало очевидно, что индустриализация и новые технологии внесли в жизнь людей изменения. В искусстве, архитектуре и дизайне традиции, которые сохранялись в течение последних столетий, больше не подходили к реалиям современного мира.
Лидеры модернизма были, в известном смысле, революционерами. Модернизмом стали называть новые формы, появлявшиеся во всех областях искусства, - в живописи, архитектуре, музыке и литературе. Четыре человека считаются пионерами модернизма в архитектуре. Они определили границы нового направления, так что их по праву можно считать создателями модернизма. Все четверо были архитекторами, но активно занимались дизайном интерьеров и различных предметов. В Европе это Вальтер Гропиус (1881-1969), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) и Ле Корбюзье (1871-1965), а в Америке - Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959).
Основные принципы архитектурного модернизма
- Использование самых современных строительных материалов и конструкций.
- Рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход).
- Отсутствие тенденций украшательства.
- Интернациональный характер. Отсутствие национального уклона, выраженного в специфике возведения здания или его оформлении, будущее одно для всех.
Некоторые стили модернизма
Конструктивизм
Получил признание в Советском Союзе в прошлом веке в 1920-е годы и начале 1930-х годов. Он сочетал передовые технологии и технику с общепризнанной в государстве целью - построения коммунизма. Наделён механистическими и динамическими формами.
Клуб им. Русакова в Москве (архитектор — К. Мельников), 1927-1929 гг.
Стиль получил название, благодаря одноимённому художественному объединению, основанному в Германии немецким архитектором Вальтером Гропиусом. Несмотря на свою относительную недолговечность (с 1919 по 1933 год), он оказал огромное влияние на дизайн двадцатого века, классический современный стиль и авангард.
Одной из основных целей Баухауза было сочетание широкого спектра искусств - архитектуры, скульптуры, живописи с ремеслами и техникой, где функциональность стоит на первом месте.
Функционализм
Архитектурный стиль ХХ в., который привёл в соответствие здания и сооружения с их функциями. Зародился в Германии и Нидерландах. Хотя функционализм и не является исключительно современной концепцией, он тесно связан с современным стилем архитектуры, который сложился в течение второй четверти ХХ-го века.
Прогрессивная строительная техника, необходимость в новых типах зданий, изменения культурных и эстетических идеалов повлияли на популярность этого направления. Главным лозунгом в архитектуре становится удовлетворение практических потребностей. Самое сильное влияние направления наблюдалось в Германии, Чехословакии, СССР и Нидерландах.
Брутализм был известен с 1950-х и до середины 1970-х годов. Бруталистские здания имеют повторяющиеся модульные элементы функциональных зон, которые отчетливо сформулированы и сгруппированы в единое целое. Поверхности литого бетона сделаны, чтобы подчеркнуть основной материал конструкции с текстурой деревянной опалубки, используемой для литейных форм. Строительные материалы, используемые в этом стиле включают кирпичи, сталь, стекло, необработанный камень.
Модернизм в архитектуре — направление, сфокусированное на поиске новых форм зодчества, отказавшееся от традиционных решений. Основными принципами образования стиля становятся рациональный подход и эргономичность.
Возникновение и особенности стиля
Научно-техническая революция и промышленный прогресс послужили катализатором преобразований во всех сферах жизни общества 19 в. С появлением железобетона и технологий каркасного строительства архитектура ставит перед собой новые глобальные задачи.
Модерн или модернизм — как разобраться
Обе школы зародились в одно время, по этой причине их часто путают. Также причиной путаницы являются похожие названия.
Общим признаком является обращение к будущему через взаимодействие с новыми строительными технологиями, материалами. Модерн является последним представителем традиционной архитектуры. От академических стилей он перенял присутствие декоративных элементов, индивидуальность образа. Этот стиль архитектуры претендует на элитарность, каждый его памятник ставит перед собой задачу стать центральной фигурой в зодчестве.
Архитектурный модернизм разрывает связь с классической школой, он обращен к массовому сознанию, потреблению. Индивидуализм и пафос отсутствуют.
Направления модернизма в архитектуре
В начале 20 столетия в мире произошло множество социально-политических преобразований, которые кардинально повлияли на архитектуру. Под влиянием протестных настроений модернизм развивался как отдельное направление.
После Октябрьской революции в СССР находят признание конструктивизм и авангард, индустриализация в Европе формирует футуризм и минимализм, в Латинской Америке широкое распространение получили функционализм и техницизм.
Футуризм
Движение зародилось в Италии. Основоположником архитектурного стиля является Антонио Сант-Элиа. Идеолог стиля создал манифест и спроектировал первые эскизы, проектные работы.
Концепция школы представляет собой открытый взгляд на искусство, культивирующий будущее в отрыве от прошлого и текущего времени. Преобладают идеи унификации и урбанизации, отказ от индивидуализации. Ритмика и динамика линий, скорость, присутствие хроматической гаммы характерны для этого стиля.
Абстрактные идеи стиля не были реализованы на ранних этапах развития модернизма, но нашли широкое практическое применение в урбанизме нового времени. Концепция стиля нашла отражение в проектах Ивана Леонидова. Лазарь Лисицкий, вдохновленный эскизами футуристов, изобрел концепцию горизонтального небоскреба, которая стала основополагающей в высотной архитектуре текущего времени.
Примером стиля является оперный театр в Сиднее, Кафедральный собор в Бразилиа, культурный центр в Чанша.
Стиль авангард
Радикальные перемены на рубеже веков порождают новое восприятие архитектуры.
Следуя за художественными воззрениями кубизма и футуризма, авангард отказывается от традиционных принципов градостроительства, противопоставляя себя зодчеству, создает архитектуру новой эры.
Утилитарное назначение и функциональность преобладают над художественным замыслом творчества. Строитель становится организатором пространства и уходит от роли декоратора.
Общие черты стиля отражены в лаконичности линий и общей сдержанности образа, при этом создается контраст за счет противопоставления цвету. Главенствующими материалами становятся стекло, металл и дерево.
Ярчайшими примерами архитектуры авангарда стала резиденция Гаса Гомес в Канкуне, мавзолей Ленина в Москве, культурный центр в Мюлузе.
Конструктивизм
Школа появилась и получила широкое распространение в социалистических странах. Пионерами направления были братья Веснины, Иван Леонидов, Моисей Гинсбург. Школа развивает идеи авангарда. Лаконичный образ обрамлен монументальностью. Большое внимание уделяется геометрии сооружения.
В поздний период разрабатывается функциональный метод проектирования, основанный на математическом подходе соотношения каждой плоскости и ее функции. Инженерами направления впервые были спроектированы общественные сооружения нового образца: дома культуры, общежития, фабрики-кухни. Конструктивизм изучает общественные сооружения, производственные объекты, градостроительные комплексы. Стилем заложена концепция урбанистики.
Первым зданием, отразившим принципы течения, стал павильон всемирной выставки в Великобритании. Самым популярным образцом конструктивизма является Эйфелева башня.
Абстрактный стиль, или абстракционизм
Направление зародилось в Европе. В двадцатых годах Казимир Малевич создал эскизные модели архитектурных сооружений — архитектоны, которые стали прообразами трехмерных моделей.
С их помощью автор транслировал организационную систему для любой архитектуры, без привязки к плоскости. Автор представил возможность восприятия построек из любой точки в пространстве.
Работы Малевича изменили мир архитектуры, позволив работать с объемом в асимметрии. Теории мастера смог реализовать его ученик Лазарь Лисицкий. Идеи абстракционизма оказали большое влияние на создание художественных образов современной архитектуры и дизайна.
Функционализм
Течение строго регламентировало соответствие целевого назначения сооружений их внешнему облику.
Направление создало технологические нормативы и методы распределения, планировки. Упорядочило градостроительные строения в кварталы, а сооружения — в секции.
С появлением функционализма формируется стандартизация жилья, индустриализация архитектуры приобретает образ, близкий к современному. Для стиля характерны использование простых монолитных решений, рационализм в создании конструкции.
Минимализм
Концепция школы была создана нидерландским обществом художников. Общие термины и принципы архитектуры отражены в рациональном использовании эргономики сооружения, полном отсутствии декоративных элементов, внимании, акцентированном на инженерных функциях сооружения, где геометрия дополняет свет и объем конструкции, здания имеют большие оконные проемы. Каркасом служат металлоконструкции и стекло.
Широкое распространение течение получило в послевоенное время. После изучения аналогичных тенденций на востоке стиль был дополнен в новое время. Минимализм стал одним из самых популярных направлений нового времени.
Брутализм
Направление позднего модернизма, сформированное в послевоенные годы. Родоначальниками стиля были братья Смитсоны.
Разрушенные войной города Великобритании требовали быстрых и недорогих решений жилищного вопроса. Развитие архитектуры их железобетонных сооружений стало ответом на все вызовы времени. Бетон приобретает широкую популярность и становится главным строительным материалом нового времени.
Идеологами движения был создан стиль, соответствующий всем градостроительным тенденциям и требованиям нового времени. Главными признаками брутализма становятся использование грубых материалов, эффектность композиционных решений, монолитность объема и фактуры. Созданные ранее в теориях модернистов идеи урбанизма находят широкое применение в строительных решениях инженеров школы.
Виднейшими представителями школы стали Бэзил Спенс, Эрно Голдфингер, Ле Корбюзье.
Модернизм в архитектуре Голландии, Де Стейл (De Stijl)
Направление неопластицизма было основано голландскими художниками в 1917 г. Основоположниками движения De Stijl стали Тео ван Дусбург, Ян Вилс, Антони Кок. Школа ставит перед собой задачу развития эстетического сознания через радикальное обновление внутреннего мира человека с помощью всех видов искусства.
Художники обращаются к чистому образу и пренебрегают экспрессивными средствами, эмоциями. В зодчестве идеи авторов отразились через поиск строгих геометрических проекций.
Преобладают следующие цвета:
В принципах создания инженерных решений направление следовало идеям функционализма. Теория неопластицизма повлияла на авангард, баухаус.
Идеи стиля были воплощены в здании школы в Хильверсуме, доме Шредера в Утрехте.
Модернизм в архитектуре Германии, баухаус
Художественное объединение было создано в 1919 г. в стенах высшей школы строительства в Веймаре. Идеолог движения Вальтер Гропиус разработал базовые идеи дизайна.
Он доказал необходимость взаимодействия всех видов искусств и внедрения технологического процесса в творческую деятельность.
Теоретики движения искали универсальные решения, направленные на функциональное и практичное использование пространства, при этом была учтена художественная составляющая образа.
Множество ранних направлений модернизма получило второе рождение, воплотив теорию в идеях баухауса. Идеи конструктивизма, функционализма и футуризма были собраны в общую концепцию урбанизма и воплощены в первых типовых застройках. После внедрения прикладных технологий в строительный процесс архитектура становится индустриальной.
Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.
Содержание
Общая характеристика
Основные принципы архитектурного модернизма:
В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.
Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.
Истоки — вторая половина 19 века
Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно легкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролетами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведенные с применением металлических конструкций — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д.Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и др. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса 19 века.
Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).
Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne � новейший, современный; �англ. modern� � современный, новый) � движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е�1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину �архитектурный модернизм� соответствуют английские термины �modern architecture�, �modern movement� или же �modern�, употребляемые в том же контексте. Выражение �модернизм� употребляется иногда как синоним понятия �современная архитектура�; или же как название стиля (в англоязычной литературе � �modern�).
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920�1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение �баухауз� в Германии, архитектурный ар-деко-стиль , интернациональный стиль, брутализм , органическая архитектура . Таким образом, каждое из этих явлений � суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии � это создание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, � как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение �призмы из бетона и стекла� хорошо передаёт общий характер построек модернизма.
Основные принципы архитектурного модернизма:
● Использование самых современных строительных материалов и конструкций;
● Рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход);
● Отсутствие тенденций украшательства. вообще понятие "украшательство" низведено как недостойное новой эры, восхваляется строгая чистота. Принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений;
● Интернациональный характер. Отсутствие национального уклона, выраженного в специфике возведения здания или его оформлении, будущее одно для всех.
Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений � что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла � смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, � Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня � поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.
Читайте также: