История керамики в россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Чтобы вам было проще ориентироваться в тексте, мы разделили промысел на четыре категории. Нажимайте и переходите в необходимый раздел:

На Руси всегда было много глины — этот податливый материал в изобилии можно найти в окрестностях Гжельского куста, рядом с Каргополем, Одоевом, Вяткой и другими старинными городами. Местные жители такую удачу не упускали и мудро распоряжались дарами природы: лепили посуду для себя и на продажу. Большая часть керамических промыслов так и получила названия по тем местам, где мастерам удалось создать неповторимый художественный стиль и отыскать собственный путь.

История русской керамики уходит корнями в глубину веков, ко времени Крещения Руси. Наряду с мавританской и арабской керамиками, она является одной из старейших в мире, уступая только китайской. Само слово керамика образовано от греческого keramike — гончарное искусствo, которое, в свою очередь, идёт от keramos — что переводится как глина. К керамике принято относить все гончарные изделия, от высушенных на солнце до обожжённых в печи, будь то простая глиняная посуда или тончайших фарфор, терракота, фаянс или майолика.

Ещё до татаро-монгольского ига нашим предкам были известны такие сложные техники, как перегородчатая эмаль и полихромная керамика, но за время нашествия часть из них была безвозвратно утеряна. После освобождения во многих районах возобновились и стали развиваться старые ремёсла, получившие в последствии название своих областей или селений.

Керамическое мастерство хоть и опирается на старые традиции, не осталось искусством архаичным и застывшем в прошлом. Оно продолжает развиваться и создавать новые культурные центры и художественные направления, переживая новый расцвет с середины ХХ века.

До сих пор керамика — это ручная работа. Иногда мастера работают вручную от лепки до росписи, иногда, на фабричном производстве, только расписывают изделия. Созданное хоть на фабрике, хоть руками лепщика, каждое из них уникально и неповторимо, поэтому на свете не существует двух одинаковых игрушек или предметов сервиза.

Фарфор

Русский фарфор переживал ни одну смену мод и стилей, от классицизма до русско-византийской росписи, от исторических и батальных сцен до жанровых и пасторальных сюжетов.

В Российской империи существовало огромное количество как государственных, так и частных фарфоровых заводов, а также независимых артелей — некоторые из них продолжают традиции и по сей день. Так, в с овременной России крупными производителями фарфора, наследниками секретов дореволюционного мастерства являются Гжельский фарфоровый завод в селе Речицы, Дулевский завод в Московской области, и Дмитровский в поселке Вербилки.

Гжель

Гжельская керамика знаменита во всём мире, а гжельский фарфор конкурирует даже с немецким фарфором из Майсена. Посуду и игрушки в узнаваемой сине-белой цветочной росписи можно встретить в Европе, Америке и Азии, и гжель — такой же символ России, как матрёшка или гусли.

Поначалу гжельские мастера расписывали свои работы жёлтыми, зелёными, синими и фиолетово-коричневыми красками, но со временем её отличительной особенностью стали тёмно-синие цветочные узоры на белом фоне, и в гжельской росписи сегодня существует более 20 оттенков синего цвета.

В старину гончары работали всей семьёй. Мужики со старшими сыновьями сами искали и добывали глину, затем замешивали её и на гончарном круге создавали посуду для продажи, а из остатков глины — игрушки. Младшие сыновья, подмастерья, обливали готовые вещи глазурью, а дочки раскрашивали её тонкими перьями. Затем полученные изделия обжигались в печи-горне. Свои ремесленные секреты все ремесленные семьи скрывали друг от друга, передавая их по наследству.

Сегодня этот процесс выглядит иначе. Художники-дизайнеры создают на бумаге эскизы, по которым модельщики вытачивают гипсовые модели. Затем эти модели заливаются жидкой фарфоровой массой, которая, затвердевает, обретает формы будущего изделия. Следом заготовка переходит к оправщику, который полирует её и приклеивает недостающие мелкие детали — носики, ручки, подставки, лепные украшения. После обжига живописец вручную расписывает посуду окисью кобальта, и каждое изделие по узору неповторимо, даже если все рисунки сделаны по одному эскизу. Затем его покрывают глазурью, сохраняющей рисунок и придающий гжельским изделиям узнаваемый блеск. Затем уже происходит финальный обжиг, в огромной печи размером с дом.

Майолика

Ярославская майолика

Отличительные особенности ярославской майолики — это яркая цветовая гамма по лучшим образцам ярославских изразцов и лубочные сюжеты, заимствованные у других, более старых, русских народных традиций керамики.

Гончарство

Изначально гончарный промысел служ для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. Сегодня же это обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

Семикаракорская керамика

Своё название это керамика получила от казачьего городка Семикаракоры, где издавна процветало гончарное производство. Но, в отличие от многих известных керамических школ России, народно-художественный семикаракорский промысел, знаменитый на всю южную Россию, не уходит корнями в старину. Создавать красочные расписные изделия здесь начали только в ХХ веке, а художественный стиль был создан не ремесленниками, а искусствоведами.

Скопинская керамика

Хорошо узнаваемый, необычный цвет скопинской керамики достигается с помощью порошка свинцовой цветной глазури, который, растекаясь при обжиге, образует желто-коричнево-зелёный стекловидный слой. При обжиге крупинки глазури, неравномерно плавясь и растекаясь, создают живописные узоры.

Скопинские мастера почти не изображают людей, зато лепят драконов, алконостов, сирен, сказочных хищных птиц и других воображаемых существ. Скопинская керамика единственная, которая до сих пор создаётся по старым технологиям XIX века.

Игрушка

Русское керамическое искусство началось не только с изразцов, украшавших княжеские палаты на византийский манер, и рельефных расписных плиток, придававший особый колорит старинным церквям. Наряду с производством кухонной утвари, простой и практичной, в разных районах страны рождалось народное искусство — игрушки, свистульки и посуда, расписанные на особый манер.

Филимоновская игрушка

Филимоновской игрушке по самым скромным подсчётам более 800 лет, а первые глиняные поделки, чаще всего ритуальные, в этих местах появились ещё в эпоху верхнего палеолита. Промысел начался в маленькой деревне Филимоново, крестьяне которой занимались гончарным ремеслом, а женщины, из остатков глины, лепили свистульки и игрушки для своих детей, расписывая их яркими и простыми узорами. Затем филимоновцы стали продавать свои поделки на базарах, и игрушки пошли по соседним деревням, а затем и губерниям.

Чаще всего филимоновские игрушки изображают крестьянок, барынь, солдатов, всадников, танцующие пары или животных. Многие символизируют какие-нибудь качества или пожелания тому, кому их дарят. Так олень — символ долгого и счастливого брака, корова — плодородия, свинья с поросятами - достатка, медведь — силы и могущества, женщина — природы и кормилицы.

Филимоновские игрушки — простые, без проработанных деталей и мудрёных узоров. Знаменитая вытянутая форма и удлинённые пропорции, ставшие её отличительным знаком, на самом деле связаны с особенностями местной глины. Жирная тульская глина при сушке оседала и трескалась, так что лепщикам приходилось много раз, в течение трёх-пяти дней, поправлять игрушку, вытягивая её, чтобы спрятать трещины и неровности. Так и появился самобытный филимоновский стиль.

В начале ХХ века, когда в деревне осталось лишь три женщины, лепившие игрушки, искусство филимоновских свистулек было на грани исчезновения, но после войны промысел возродился. В наше время ему учат в специальных художественных училищах.

Ковровская игрушка

Гончарный промысел на этих землях развивался благодаря богатым залежам красной и голубой глины на берегах Клязьмы. Археологические находки доказывают, что посуду, а также игрушки и свистульки здесь лепили ещё в XII - XVI веках. История народного глиняного промысла оборвалась в конце XIX века, но в начале 90-х годов ХХ века была вновь воссоздана.

Красочную и самобытную ковровскую игрушку отличает жанровость и сюжетность, она с юмором изображает быт крестьян или сказочных персонажей: скоморохов, водящих хоровод девушек, влюблённую парочку, милующуюся у берёзы, спящего на печи деда, сценку из известной сказки про репку. Среди популярных сюжетов - русская баня, ярмарка, чаепитие и парочка у плетня.

Ковровскую игрушку лепят из голубой глины, используя красную для деталей или в качестве связующего вещества. В отличие от дымковской или филимоновской игрушки, ковровские игрушки отличаются вниманием к реалистичным, тщательно прописанным подробностям. У берёзы вылеплен каждый листочек и нарисована каждая маленькая черточка на стволе, у барыни в ушах серёжки, на сарафане завязочки, а на пальцах колечки, в печки стоят крошечные глиняные пирожки, и у каждого персонажа лицо отрисовано до мельчайших деталей, передавая настроение и характер.

Абашевская игрушка

Изготовление абашевской игрушки зародилось в XIX веке в Спасском уезде. Особую известность промысел приобрёл в конце 1920-х годов, связано это было с работой Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, вылепившего многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей.

Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.


Статьи

Из глины, прошедшей термическую обработку, изготавливают предметы быта, кухонную посуду или элементы декора. В процессе обжига материал меняет свой цвет и становится прочным. Месторождения глины с различным химическим составом можно встретить по всему миру. Некоторые виды глины без предварительной подготовки подходят для изготовления керамики.

Статуэтки из глины

Добавление примесей продиктовано свойствами того изделия, которое требуется получить. Например, могут добавлять кварц или полевой шпат в качестве наполнителя или веществ для увеличения пластичности. Именно за счет разного рода сырья в изготовлении керамики появляется несколько направлений.

Виды керамики

Классификация керамики достаточно сложная, так как существует несколько параметров, по которым можно отличить один материал от другого. Например, по своему строению керамика подразделяется на тонкую и грубую или керамику мелкозернистую и крупнозернистую. К тонкой керамике относят такие глиняные изделия, как фарфор, полуфарфор, майолику, фаянс и каменную керамику. Гончарная керамика – распространенный вид грубой керамики. Сюда же следует отнести алюмооксидную, нитридную и циркониевую керамику.

Фарфор

Для многих фарфор ассоциируется с белой посудой, причем белизна символизирует чистоту и достаток в доме. Изготовление фарфора требует уникальных навыков. Изделия получаются тонкими, просвечивающимися, однако при этом – достаточно прочными. Они имеют белый цвет, а иногда обладают голубоватым оттенком. Фарфоровые изделия издают при постукивании высокий звонкий звук.

Сырьем для фарфора служит песок, каолин и полевой шпат. После обжига материал не имеет пор, поэтому обладает низким (до 0,2%) водопоглащением. Обжигается фарфор при температуре 1300 градусов, в результате чего он покрывается прозрачной глазурью. Ослепительная белизна глазури обусловлена тем, что обжиг выжигает практически все краски. Роспись керамики выполняется поверх глазури.

Принято различать столовый фарфор и костяной фарфор. Столовый используется при изготовлении посуды, так как он является более стойким к внешним повреждениям.

Фаянс

Фаянс, как один из видов керамики, часто путают с фарфором. Свое название материал заимствовал от города Фаэнца, считавшегося некогда центром производства итальянской керамики. Фаянс отличается пористостью, поэтому он обязательно покрывается прочной глазурью.

Обжигают глину при температуре от 900 до 1200 градусов. Сырье изначально имеет серый цвет, но по мере обжига начинает светлеть. Фаянсовыми изделиями славится Португалия, так как на ее территории есть массовые залежи необходимой глины. Из такой глины изготавливают посуду повседневного использования.

Терракота обладает схожими свойствами, но именно из-за своей белизны фаянс стал более популярным. Кроме того, на него можно наносить декор, используя при этом цветные глазури и различные текстурные компоненты. Глина содержит примеси мела и кварцевого песка.

Шамот

Шамот считается особым видом керамики. Ее еще называют каменной керамикой. Она обжигается при температуре 1200 градусов и благодаря своему минеральному составу отличается повышенной прочностью. Шамот также покрывают глазурью, но только высокотемпературной. При повышенной температуре глазурь дает разные оттенки и текстуры.

Но при этом шамот достаточно ограничен в декорировании по сравнению с керамикой, покрытой низкотемпературной глазурью. Каменная керамика чаще всего применяется в условиях резкого перепада температур. Она подойдет для облицовки печей и каминов, служит материалом отделки морозильных камер или духовок.

Керамическая картина

Майолика

Майолика изготавливается из заранее обожженной глины. Обычно в качестве сырья используются отходы фаянса. Можно сказать, что майолика (мальорка) – это целое направление, характеризующееся использованием расписной глазури. В такой технике изготавливают наличники, панно, изразцы и скульптуры.

В классификации по области применения различают:

  • Хозяйственно-бытовую керамику (посуда, архитектурные элементы, украшения).
  • Строительную керамику (облицовочные плитки, кирпичи, сантехника, черепица).
  • Техническую керамику (зубные протезы, сверхтвердые резцы, элементы облицовки космических кораблей).
  • Огнеупорную керамику (изоляторы, элементы для футеровки).

История возникновения керамики

Многие ученые-историки сходятся во мнении, что керамика может являться первым искусственным материалом, созданным человеком. Это означает, что история керамики уходит в глубокую древность. Более ранним искусством является, пожалуй, лозоплетение. Самый древний керамический предмет, дошедший до нашего времени, датируется 29 – 25 тыс. лет до н.э. Данный временной период соответствует эпохе верхнего палеолита и расцвету граветтской культуры. Речь идет о керамической статуэтке Вестоницкой Венеры, которая ныне хранится в Моравском музее Чешского города Брно.

В 1993 году в провинции Цзянси (КНР) были обнаружены горшки, слепленные ориентировочно 19-20 тысяч лет назад. Это говорит о том, что керамика, как искусство, развивалась в нескольких очагах одновременно и независимо. В пещере Юйчаньянь были найдены черепки от остроконечного сосуда. Их возраст составляет около 18000 лет.

На территории России также были обнаружены керамические черепки. Главным источником является археологический памятник усть-каренгской культуры в Забайкалье. Но керамика была развита и на Дальнем Востоке (Сибирский неолит). Среднее Поволжье (Ракушечный яр) и Ростовская область (Елшанская культура) освоили глину в 7 веке до нашей эры.

Изначально керамические изделия изготавливались полностью вручную. Лишь около 5000 лет назад появился гончарный круг. Это позволило повысить производительность труда и облегчило задачу ремесленника. В Американских племенах о гончарном круге узнали только после прихода европейцев на континент. Со временем стали появляться новые виды материалов, совершенствовались производственные процессы, изменялись условия обработки.

Дошедшие до нас экземпляры древнейшей керамики представлены посудой, сосудами, пряслицами и ткацкими грузиками. Бытовую керамику издревле старались облагородить. С этой целью наносился рельеф при помощи нелепливания элементов, штамповки или прочерчивания. Окрас сосудов был естественным. Глина меняла цвет в зависимости от температуры обжига. В эпоху Ренессанса керамику покрывали цветной глазурью.

Майолика появилась в Европе только к концу 16 века. Черепки майолики отличались прочностью и пористостью, поэтому покрывались двумя глазурями. Сначала шло покрытие непрозрачной глазурью, содержащей олово, а затем прозрачной глазурью с добавлением свинца. Декорировали майолику по сырой глазури. В состав красок входили окислы металлов, но химический состав должен быть близок к составу глазури. Со временем европейцы научились делать высокотемпературные краски (синюю, желтую, зеленую и фиолетовую). Только с 18 века начали применять муфельные краски, которые можно было наносить на глазурь после ее обжига.

Каменная керамика начала распространяться в Германии. Период зарождения ее производства приходится на 16 век. В Зигбурге производилась белая керамика, а в Ререне – окрашенная. Но уже в начале 17 века в указанных городах производство керамики пришлось свернуть из-за шведской оккупации. Города в период тридцатилетней войны оказались практически разрушенными. При создании каменной керамики глину смешивали с полевым шпатом и обжигали при температуре 1200 градусов. В итоге получались достаточно прочные черепки без пор.

Тонкий фаянс появился в Англии. Материал покрывался белой глазурью. Англичане с 18 века умели изготавливать фаянс разной прочности, так называемый мягкий фаянс делался из глины с примесью извести. Чем меньше было извести, тем прочнее получались черепки. Фаянс полностью без извести по своим свойствам напоминает фарфор.

История в России

Тематическая керамическая статуэтка вид сзади

Одной из отраслей древнерусского гончарства считалось изготовление поливной посуды. Остатки такой посуды находят на раскопках городищ. В сельских местностях она встречается гораздо реже. Больше всего находок инвентаря в виде поливной керамики 10 – 11 веков приходится на территорию южнорусских городов (Чернигов, Киев, Вышгород). В производстве керамики задействовали одноярусные и двухъярусные гончарные горны. Немалое влияние на искусство оказало Византийское веяние.

При раскопках близ Софийского собора были найдены блюда, имеющие окрас и характерный венчик, однако природа происхождения без сомнения признана русской. Данные находки свидетельствуют о том, что русские мастера, используя местное сырье, подражали византийским гончарам. Тем не менее, подобное подражание прослеживается только в изделиях 10-11 века. Более поздние находки выполнены в традициях классической круговой керамики.

Поливная посуда была найдена и в Новгороде. Она отличается пятнистой поливой с чередованием коричневого, зеленого и желтого цвета. К такой посуде относятся горшки и сосуды. Пятнистая полива оставалась популярной вплоть до 16-17 веков. Но традиции поливы не утратились, и доказательством тому служат материалы, добытые в Москве и Подмосковье.

До 14 века в Пскове обладала определенной популярностью муравленная черепица. Ею покрывали крыши православных храмов. Вероятнее всего, от нее пошли облицовочные плитки и изразцы. В наши дни памятники глазированной керамики можно встретить на территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Из нее сделаны древние надгробия священников, а также галереи, вмурованные в стены. Псковская керамика отличается не только физическими свойствами, но и формами.

Знаменитая гжель представляет собой отдельно развивающееся направление. Впервые о гжели, как об искусстве, сказано в Духовной грамоте Ивана Калиты (1328 год), однако раскопки доказывают, что местное население занималось гончарным делом еще с 11 века.

Керамика в интерьере

Практичность керамики позволяет мастеру воплотить в реальность любые его фантазии. Благодаря тому, что изделия подлежат декорированию, керамику часто применяют в качестве оформления интерьера помещений. Богатство цветов позволяет использовать керамические элементы декора не только в ванной комнате или на кухне, но и в спальне, гостиной, в рабочем кабинете.

Декоративное панно

В интерьер любой комнаты внесет разнообразие декоративное керамическое панно, которое может передать всю гамму цветов и фактур, задать определенный цветовой акцент или подчеркнуть выразительность того или иного интерьера. Панно содержит в себе сюжетное изображение в полный размер, представляет собой монолитную картину или мозаику. Сверху глина после росписи покрывается дополнительным слоем глазури, что придает ей характерный глянец.

Панно для ванной комнаты может быть расписано в морской тематике. Привлекательно смотрятся водопады, морские пейзажи или обитатели водоемов. Панно для кухни обычно отличаются обилием натюрмортов. Художник-керамист на заказ может изготовить панно в гостиную комнату с репродукциями известных картин или портретов.

Небольшое декоративное панно

Оригинальная фурнитура

Изготовление мебельной фурнитуры из керамики считается дизайнерским трендом, поэтому данное направление интенсивно развивается в настоящее время. Если, к примеру, гарнитур выполнен в стиле аристократической классики или французского прованса, то идеально будут смотреться ручки, петли и замки с причудливым орнаментом.

Фурнитура должна быть износостойкой, поэтому изготовление силовых конструкций – достаточно трудоемкое занятие. Ручки же можно выполнить в любом стиле. Классикой считается керамика, имитирующая состаренный металл. Для стиля поп-арт гармонично подходит цветная фурнитура, а для стиля модерн – строгие геометрические фигуры и правильные тела серебристого цвета.

Аксессуары

К керамическим аксессуарам относятся чаши, сосуды, амфоры, различные скульптуры и статуэтки. Ими обычно наполняют дизайн жилого помещения, подчеркивая то или иное направление. Гостиную комнату, оформленную по восточным мотивам, можно украсить расписными вазами.

Статуэтки более близки к индийской культуре. Из них изготавливают абажуры и прочие электрические приборы. Керамические тарелки становятся настенным украшением, но это не закономерность и здесь готовых решений быть не может. Все зависит от полета фантазии керамиста и дизайнера.

Рамы для зеркал

Инкрустация зеркал – еще одна из областей применения керамики в интерьере. Для больших зеркал идеально подходят массивные керамические окантовки и вставки. Маленькие зеркала украшаются мозаикой. Прихожую можно украсить зеркалами в оправах ручной работы в виде галереи.

Напольные покрытия

Облицовка мебели

Облицовка мебели – несколько иное направление, нежели керамическая фурнитура. Здесь керамикой облицовываются внешние и внутренние панели. Декорировать можно кухонный стол, столешницы кухонного гарнитура, дверцы шкафов.

Отделка лестниц и фронтонов каминов

Уже давно камин в комнате является частью интерьера. Отделка керамикой позволяет создать в комнате атмосферу уюта и тепла. При желании можно использовать расписные изразцы. Они выдерживают перепады температур и не теряют своей цветовой гаммы. Отделка лестниц керамикой – достаточно новое направление. С помощью керамической плитки можно создавать целые трехмерные галереи.

Для большинства опытных художников-керамистов создание текстуры и цветового оттенка не является невыполнимой задачей, поэтому в современном интерьере все чаще стали применять керамику. Ее нельзя назвать доступным и дешевым материалом, однако в практичности и долговечности ей нет равных. Кроме того, керамика является отличным изолятором от влаги.

‎Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом.

Россия в области керамики достойно занимает ведущее место в мире, несмотря на то, что в международной литературе вопрос о возникновении фарфорового и керамического производства часто умаляется. На примере появления чёрной керамики археологически даказано, что уже в 3-ем тысячелетии до н.э. чёрная лощённая керамика использовалась в ритуальных и обрядовых целях. Значительный ущерб развитию керамики в России нанесло только одно монголо-татарское нашествие, которое много уничтожило достижений русских гончаров IX—XII веков. Например, исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, более простым стал орнамент, искусство перегородчатой эмали, глазурь (самая простая — жёлтая, уцелела только в Новгороде).

Лишь в XV веке прдолжалось развитие керамики на Руси. В России и в настоящее время, особенно в сельской местности, каждый керамический сосуд незаменим. Пиша в керамических горшках самая ароматная и долго хранящаяся.

Изготовление керамической посуды на гончарном круге представлял и представляет особый интерес. Так называемые квасники (сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов) появились в Москве в ХIX веке.

На примере появления первой керамики, чёрной лощённой керамики учёные предполагают, что не случайно чёрная, самая первая на земле керамика появилась не только в Этрурии, но и в Древней Руси и Грузии. Об этом заявил дешифровщик Г.С.Гриневич.

РУССКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.

В России керамическое производство существовало с 10 в. В 16–17 вв. процветало производство рельефных и поливных изразцов, в 18 в. выпускалась майоликовая посуда.

Еще в 1744 был основан Императорский фарфоровый завод под Санкт-Петербургом, а ок. 1747 Д.И.Виноградовым был изобретен русский фарфор и рецепты бесцветных глазурей. Регулярный выпуск продукции Императорского фарфорового завода начался с 1754. Среди продукции завода преобладали предметы, игравшие заметную роль в придворном этикете, например, табакерки с росписью на внутренней стороне крышки. В конце 50-х годов 18 в. на Императорском заводе началось изготовление посуды. Первый крупный сервиз этого периода – Собственный – создавался для императрицы Елизаветы Петровны. В 80-х годах начинается выпуск фарфоровой скульптуры, в частности, серия Народы России, жанровые статуэтки.

В 1766 под Москвой купец Ф.Я.Гарднер основал фарфоровый завод в селе Вербилки (Дмитровский завод). Изделия этого завода предназначались как для императорского двора, так и для широкой публики. С 1891 принадлежал М.С.Кузнецову

Русский фарфор 19 в. отличается рядом новшеств. Например, скульптура теперь выполняет функциональную роль. В знаменитом Гурьевском сервизе, изготовленном на Императорском заводе в 1809–1816, матовые золоченые фигурки служат ножками для ваз, конфетниц, чаш. Сцены народного быта на медальонах, украшавших сервиз, создавались под наблюдением А.Г.Венецианова.

В 1809 начал работать фаянсовый завод А.Я.Ауэрбаха (ныне Конаковский завод); в 1811 – завод А.Попова, специализирующийся на трактирной посуде, близкой по стилю русским декоративным тканям и вышивкам.

С 1812 в Петербурге своими чашками и вазами с цветочной росписью по золотому фону, перекликающимися с традициями русской декоративной росписи дуг, сундуков и т.п., славился завод купца С.Батенина.

В 1832 открылся Дулевский фарфоровый завод. Некоторые фабрики, например ревельская, изготавливали кувшины, статуэтки, лепные фигурки коров, изящные супницы в стиле рококо и большие германские вазы. В 19– начале 20 вв. возникали и развивались народные промыслы домашней утвари и мелкой пластики (Гжель, Скопин), игрушки (Дымково). В конце 19 в. керамикой начинают заниматься в таких крупных художественных центрах как Абрамцево (М.А.Врубель), керамические изделия изготавливаются такими известными мастерами как К.А.Сомов, С.В.Чехонин, В.А.Фаворский, В.И.Мухина и др.

Фарфор советского периода является самобытным явлением художественной культуры 20 в. Вскоре после революции на бывшем Императорском заводе (после национализации – Государственном фарфоровом) возникает новая в тематическом и стилистическом отношении отрасль прикладного искусства – агитационный фарфор.

Читайте также: