Перечислите показатели плотности инфраструктуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие и значение транспортной обеспеченности и доступности для потребителей

Уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения отражается через показатели транспортной обеспеченности и доступности. Это довольно-таки важные качественные характеристики социально-экономического развития территории.

Повышение уровня транспортной обеспеченности и доступности непосредственно способствует созданию единого социально-экономического пространства путем обеспечения устойчивых связей между отдельными регионами и населенными пунктами страны. Данные характеристики оказывают влияние как на качество жизни населения, так и на темпы экономического развития и деловой активности.

Показатели транспортной обеспеченности для потребителей

Готовые работы на аналогичную тему

Спустя некоторое время русский инженер Ю. И. Успенский модифицировал формулу Энгеля, введя в знаменатель объем предъявляемых к перевозке грузов, измеряемый в тоннах. Данная модификация позволяет учитывать структуру, объемы и размещение производства. Впоследствии для расчета показателя транспортной обеспеченности населения (потребителей) стали учитывать только обжитую площадь рассматриваемой территории.

Показатели доступности транспорта для потребителей

Транспортная доступность в большинстве стран мира определяется в основном путем расчета значений следующих показателей:

  • Полные затраты времени на целенаправленное передвижение;
  • Возможность получения транспортных услуг людьми с ограниченными физическими возможностями;
  • Экономическая или ценовая доступность транспортных услуг;
  • Транспортная мобильность населения.

Перевозки с помощью транспортных средств вынуждает людей тратить на этот процесс определенное количество времени. Именно по нему определяется общая транспортная доступность, которая предполагает определение частоты движения транспорта и доли населения, способного воспользоваться им. Благодаря транспорту люди должны иметь доступность к местам работы, учебы, отдыха, медицинских и прочих учреждений социальной сферы, а также доступность иных (как городских, так и сельских поселений).

Людьми с ограниченными физическими возможностями признаются инвалиды и другие маломобильные группы населения. Возможность получения ими транспортных услуг оценивается через наличие специально оборудованного общественного транспорта и соответствующей транспортной инфраструктуры (дорог, тротуаров, парковок, пандусов и пр.).

Экономическая или ценовая доступность транспортных услуг характеризует возможности населения оплачивать транспортные перевозки. Оценка транспортной доступности осуществляется через сравнение тарифов на перевозки общественным транспортом и стоимости эквивалентных поездок на личном автотранспорте или такси. Кроме этого, в качестве показателя транспортной доступности для потребителей по данному признаку можно использовать долю расходов на оплату транспортных услуг в общем объеме потребительских расходов.

Транспортную мобильность потребителей можно оценить через следующие показатели:

  • Коэффициент транспортной мобильности населения - равен отношению количества перевозок, которые осуществлены транспортными средствами за год и численности жителей территории;
  • Километрическая подвижность населения – равна отношению количества пассажирокилометров за год к численности жителей территории;
  • Часовая подвижность населения - равна отношению количества времени, которое проведено в поездках жителями территории за год, и их численности.

Таким образом, транспортная обеспеченность и доступность транспорта для потребителей может быть измерена через ряд основных показателей. Их значения являются основанием для разработки мероприятий по развитию на данной территории транспортной инфраструктуры.


Вместе с тем очевидно, что при одинаковой численности нас. и пл. терр. потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объемов и размещения производства. Для учета этих факторов рос. инженер Ю. И. Успенский модифицировал формулу Энгеля, введя в знаменатель объем предъявляемых к перевозке грузов Q, тыс. т:

Следует учитывать также интенсивность использования транспортных ресурсов и их доступность потребителям. Плотность ж.-д. сети РФ составляет 0,51 км на 100 кв. км. Это значительно ниже плотности ж.д. не только развитых стран, но и большинства бывших республик СССР (на Украине- 2,76 км, в Белоруссии- 2,77 км, Латвии- 3,60 км, Грузии- 2,2 км, Узбекистане- 0,79 км, Казахстане- 0,53 км на 100 км2). Очевидно, что в РФ необходимо стр-во новых ж.-д. линий, особенно для освоения крупных месторождений топлива и сырья на востоке страны.

В статье рассказывается:

Транспортная система России имеет ярко выраженные особенности, которые связаны не только с относительно недавним переходом к рыночной экономике, но и с географическим расположением страны. Ряд этих черт обуславливает уникальное развитие, а также возникновение проблем, которые нехарактерны для иных стран.

Принято считать, что сфера транспорта у нас неразвита, однако это совсем не так. В нашей статье мы расскажем, что входит в транспортную систему России, какие особенности она имеет, и поговорим о проблемах и путях развития в данной сфере.

Особенности транспортной системы России

Транспортная система РФ – это комплекс разнообразных видов транспорта, которые используются в России. Какие-то из них развиты лучше, какие-то отстают по количественным, техническим и прочим показателям. По данной системе движутся транспортные средства, граждане, а также осуществляются грузоперевозки внутри населенных пунктов либо между ними.

Особенности транспортной системы России

Особенности транспортной системы России

Транспортная система РФ обладает специфическими характеристиками, которые зависят от географических и исторических факторов. Перечислим основные особенности:

  • Транспортная инфраструктура развита неравномерно, имеет низкую плотность по территории Российской Федерации.

При этом к западу от Урала густота путей достаточно большая. Поэтому разные виды транспорта конкурируют между собой, становится возможным строить гибкие цепи поставок.

  • Радиальная конфигурация транспортной сети, ориентированная на столичный транспортный узел.

Этот город в настоящее время считается финансово-индустриальным центром и ядром потребительского рынка. Из-за такой особенности московский транспортный узел перегружен, приходится осуществлять транспортировку грузов на дальние расстояния, поскольку нет прямых связей между регионами, находящимися на периферии.

Безопасные и качественные дороги: разбираемся с необходимыми составляющими

  • Низкое качество транспортной инфраструктуры.

Однако не только в нашей стране качество транспортной инфраструктуры низкое. Результаты, полученные Всемирным банком и McKinseyGlobalInstitute, свидетельствуют о том, что во многих развитых и развивающихся государствах ощущается недостаточное финансирование данной сферы.

  • Сильное влияние фактора сезонности.

Большая часть водных путей внутри нашей страны не эксплуатируется в зимнее время. Кроме того, функционирование большинства морских портов осложнено тем, что необходимо осуществлять ледокольную проводку. По некоторым автодорогам во время половодья весной нельзя свободно проехать крупногабаритным машинам. В результате транспортное обслуживание цепей поставок становится нестабильным.

  • Недостаточно развит автотранспорт.

Во времена плановой экономики железнодорожная сеть являлась основой национальной транспортной системы. При этом автотранспорт находился на второстепенной позиции для осуществления местных перевозок. В итоге в настоящее время в РФ есть эффективная железнодорожная инфраструктура, однако сеть автодорог развита плохо. Качество дорожного полотна недостаточно высокое, это приводит к тому, что рост экономики и развитие бизнеса замедляются.

Несмотря на то что инвестирование в развитие автодорог непрерывно увеличивается, чтобы преодолеть диспропорции, необходимо в течение многие лет активно работать.

Кроме вышеуказанных нюансов, появившихся в результате многолетних тенденций, оценивая транспортную систему нашей страны, следует также брать в расчет факторы переходного периода. Они стали оказывать влияние на развитие данной сферы начиная с 90-х годов. К этим факторам можно отнести то, что в течение почти трех десятков лет перестроена структура экономики, она была интегрирована в мировой рынок. Это отразилось на транспортной системе России.

Транспортная система России

Транспортная система России

Составляющие транспортной системы России

Комплекс автомобильно-транспортной системы России включает в себя следующие составляющие:

Из вышесказанного следует, что железнодорожный и трубопроводный грузооборот суммарно составляют 90 %. Одна третья от общего объема грузов перевозится с помощью транспорта.

Две трети в системе составляет автотранспорт, несмотря на то что по грузообороту он обеспечивает лишь 5 %. Также необходимо отметить, что доля ж/д транспорта постоянно растет.

Развитие транспортной системы России необходимо для того, чтобы расширить внешнюю торговлю и обеспечить коммуникацию всех отраслей производства и регионов РФ.

Экономические показатели транспортной системы России

Чтобы оценить функционирование транспортной системы России, определить задачи и решить их, улучшив транспортно-логистическую работу, следует вывести наиболее значимые параметры, характеризующие функционирование транспортной системы.

От каких параметров зависит оснащенность транспортной системы:

Инновации в дорожном строительстве на страже безопасности человечества

Параметры работы транспорта:

  • Объем перевозок. Он равен количеству транспортированного груза, важны такие показатели, как масса, объем, количество штук.
  • Грузооборот. Чтобы его найти, нужно умножить объем перевозки на расстояние (в тыс. км).
  • Среднее расстояние перевозки 1 т груза. Определяется через отношение грузооборота к объему перевозок (измеряется в километрах).

Экономические показатели транспортной системы России

  • Показатель интенсивности использования инфраструктуры. Определяется как отношение грузооборота либо объема перевозок к 1 км транспортной сети (измеряется в километрах).
  • Груженый, а также общий пробег транспортных средств за выбранный промежуток времени (измеряется в километрах).
  • Степень использования грузоподъемности транспортного средства. Для определения этого параметра нужно найти отношение средней фактической загрузки транспортного средства к его грузоподъемности.
  • Скорость движения транспортных средств. Рассчитывается как средняя скорость (отношение пройденного пути ко времени, либо можно найти эксплуатационную скорость, когда также учитывается время, затраченное на остановки).
  • Количество рейсов, которое совершило транспортное средство за выбранный временной промежуток.
  • Количество грузов, которое транспортное средство перевезло за выбранное время.

Управление транспортной системой России

Развитием транспортной системы России занимается Министерство транспорта. Оно включает в себя:

  • ФАС (Федеративную авиационную службу РФ);
  • Росморфлот (Федеративную службу морского флота России);
  • Росречфлот (Федеративную службу речного флота России);
  • Федеративную автомобильно-дорожную службу.

У каждой службы есть глава, который занимает должность министра. Необходимо отметить, что железные дороги не относятся к юрисдикции транспортного министерства.

Центральное учреждение не может распоряжаться собственностью транспортных предприятий (это его главное отличие от ранее существовавших министерств транспорта), не управляет развитием их хозяйственной деятельности. Цель Министерства транспорта – проводить собственную ценовую политику, определять тарифы. В каждом регионе сформированы региональные управления транспортно-дорожным комплексом.

На морском транспорте созданы морские администрации портов, они занимаются регулировкой работы организаций.

Вертикальную структуру управления можно встретить на железных дорогах. Она была создана еще при Советском Союзе (МПС) и сохраняется в том же виде сегодня. У железной дороги существуют отделения со структурными единицами, к примеру станциями, депо – вагонными и локомотивными, дистанциями и участками. Чтобы соответствовать требованиям времени, в этой системе разработана программа коренной реорганизации.

В Российской Федерации в транспортной системе почти полностью отсутствует конкуренция в результате естественных монополий, а также технологических особенностей транспортировки грузов и пассажиров. Сюда относится обширная территория, погодные и климатические условия. Поэтому государство вынуждено выделить видам транспорта соответствующий рыночный сектор на монопольное обслуживание.

Управление транспортной системой России

Управление транспортной системой России

Однако государство вправе выполнять следующие действия:

  • контролировать качество обслуживания;
  • отслеживать, правильно ли устанавливаются тарифы;
  • контролировать безопасность движения транспортных средств;
  • следить за тем, чтобы соблюдались нормы и правила проектирования и создания транспортных средств и сооружений;
  • контролировать, чтобы выполнялись стандарты экономических воздействий транспорта;
  • учитывать национальные интересы.

Госрегулирование осуществляется в таких сферах:

  • создание рынка транспортных услуг с определением показателей спроса и предложения транспортной продукции и услуг, юридического закрепления прав и обязанностей транспортных компаний (лицензирование) при соблюдении правил цивилизованной конкуренции;
  • определение тарифов, которые важны как для отрасли, так и для государства, поскольку тарифы влияют на качество жизни граждан;
  • налоговое регулирование, создание льготных условий на восстановительные работы, а также модернизацию и замену транспортных средств;
  • инвестиционное регулирование;
  • рациональное дотирование убыточных предприятий, которые являются социально значимыми.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Программа развития транспортной системы России должна быть максимально эффективной, поскольку транспорт является важным элементом, от которого зависит не только экономика страны, но и социальная, культурная жизнь граждан. На данную сферу непрерывно оказывает влияние полный спектр государственных проблем. Какие трудности являются наиболее важными:

Программа развития транспортной системы России поможет решить актуальные проблемы. Благодаря комплексному подходу удастся:

  • сформировать инфраструктуру;
  • учесть потребности и создать эффективную систему логистики;
  • создать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают доступность услуг данной отрасли;
  • осуществить транспортный и транзитный потенциал нашей страны, восстановить традиционные связи, выйти на мировой рынок;
  • снизить пагубное воздействие на экологию;
  • улучшить систему транспортной безопасности.

Чтобы реализовать все задуманное, следует создать единый координационный центр, улучшить взаимодействие между органами государственной власти, а также частными компаниями.

Необходимые действия уже были совершены, а именно удалось построить, реконструировать и произвести ремонт тысячи километров автотрасс, увеличить на 40 % грузооборот ж/д транспорта, восстановить взлетно-посадочные полосы на 25 аэродромах, построить 10 терминалов. Кроме того, на 50 % увеличился объем перевозок морского транспорта. Все, что требуется сделать, – это следовать установленному вектору. В результате планомерных действий в нашей стране повысится уровень экономического развития.

Этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения

Проектирование и строительство объектов капитального строительства жилого, общественно-делового и иного назначения предусмотренно в один общий этап строительства, без разделения объектов капитального строительства на очереди (этапы реконструкции таких объектов капитального строительства не приводятся ввиду отсутствия данного вида градостроительной деятельности).

Этапы строительства, реконструкции объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, необходимых для функционирования объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового, иного назначения и обеспечения жизнедеятельности граждан

Проектирование и строительство объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры, необходимых для функционирования объектов капитального строительства различного назначения и обеспечения жизнедеятельности граждан, предусматривается в один общий этап строительства (этапы реконструкции таких объектов капитального строительства не приводятся ввиду отсутствия данного вида градостроительной деятельности).

Читайте также: