История геральдики в россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

В России геральдика распространилась гораздо позже, чем в Западной Европе, и развивалась совсем в ином направлении. Если в западноевропейских странах в первую очередь формировалась личная геральдика, затем городская и лишь в последнюю очередь - государственная, то в России сначала появился государственный герб, затем территориальные и городские гербы, и лишь в XVIII в. – личные и фамильные дворянские гербы. Это обусловлено особенностями феодализма в России. Единственным полноправным собственником всех земель и людей в государстве был царь, поэтому совершенно логичным было появление сначала государственной геральдики, поскольку только государственный герб действительно соответствовал понятию герба. Сама идея создания российского государственного герба была заимствована из западноевропейской культуры, герб являлся необходимостью, как один из атрибутов королевской или императорской власти. Создание Русского централизованного государство повлекло за собой возникновение общегосударственных эмблем, символизирующих территориальное единство бывших государств, объединенных под властью московского князя, а также могущество и суверенитет нового государства. Эмблемы - всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел с распростертыми крыльями - помещались на государственных печатях, позднее из них сложился государственный герб. Так, на государственной печати Ивана IV в центральном щитке располагался двуглавый орел со всадником, его окружали 24 эмблемы земель, областей, княжеств, царств, входивших в состав российского государства - по 12 с каждой стороны. Для герба характерна неизменность его рисунка, стабильность фигур и цветов, между тем, на печати Ивана Грозного отсутствует эта стабильность, подписи не соответствуют действительным печатям или эмблемам. Подобная путаница вряд ли была бы возможна, тем более на государственной печати, если бы в XVI в. в Российском государстве официально существовали территориальные гербы. Тем не менее, сочетание общегосударственной эмблемы и печатей различных областей, входивших в состав России, знаменовало собой единство земель, объединенных под эгидой московского князя. Такое сочетание эмблем и композиция печати, типичная для государственных печатей многих европейских стран той эпохи, имели свой смысл и включали русскую печать в круг обычных для Западной Европы атрибутов королевской или императорской власти.

Что касается городской геральдики, то на Руси еще в домонгольский период существовали эмблемы, которые могли позднее развиться в городские гербы. Но монголо-татарское нашествие и интегрирование Руси в Орду приостановило эволюцию русских городов, политический строй которых не смог достигнуть такой зрелости и полноты, как в городах большинства стран Западной Европы. Русское городское население так и не получило привилегированного правового положения. После освобождения от монголо-татар усилившаяся центральная власть ликвидировала даже зачатки самоуправления городов, и в это время городские гербы, как символы муниципальной автономии и свидетельства каких-то особых привилегий, возникнуть не могли. Следовательно, отсутствие на Руси гербов тогда, когда во многих западных странах это явление начинает расцветать, обусловлено особенностями ее исторического развития.

В XVII в., когда геральдика начала активнее проникать в Россию, территориальные эмблемы нашли более широкое применение, чем в предыдущий период. А в последнее десятилетие правления Алексея Михайловича происходит геральдизация этих эмблем. В 1666 г. Алексей Михайлович заказал в Оружейной палате знамя, на котором велел “написать. разных государств четырнадцать печатей в гербах”. В 1669 г. живописцы писали по повелению Алексея Михайловича “клейма государево и всех вселенских сего света государств” для Коломенского дворца. Наконец, в “Титулярнике” 1672 г., который можно считать первым русским гербовником, были изображены 33 герба царств, княжеств и земель, названия которых вошли в царский титул. Их лишь условно можно отнести к гербам: в них отсутствует стилизация, присущая гербу, определенная геральдическая ориентация фигур, геральдическая цветовая гамма и т.д., к тому же представленные в Титулярнике земельные эмблемы не выражали автономию и не свидетельствовали о самоуправлении. Но создатели гербовника считали их "гербами", хотя это никак не отразилось на их действительном практическом использовании в качестве символов области или города. Несмотря на существование "гербов" из Титулярника, воеводы на местах употребляли для запечатывания документов свои личные печати. Например, эмблема Пермской земли не помещалась ни на одной из печатей пермских городов XVII века. Тем не менее, эмблемы Титулярника почти без изменений использовали при создании позднее городских гербов как "старые гербы".

Более острая потребность в геральдике возникла в России после уничтожения местничества, когда начали составляться родословные книги, для внесения в которые требовались доказательства благородного происхождения. У членов фамилий, переехавших в Россию из других государств, основным доказательством было употребление их предками на родине фамильного герба. Необходимость частой проверки таких представлений привела к составлению в Посольском приказе в 1687 г. специального справочника: “Книга в десть о родословии и гербах российских разных шляхецких фамилий”.

Геральдическая деятельность, основанная на правилах теоретической геральдики, началась в России при Петре I. По мнению Петра, в первую очередь, требовалось развитие городского герба, который должен был помещаться на печатях, а также на знаменах полков, расквартированных по городам. В 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний с приписанными к ним городами. Полки размещались по городам, именовались по ним, а их знамена украшали гербы соответствующих городов. В 1712 г. знамена стали централизованно изготавливаться в Оружейной палате, и отсюда рассылаться в полки. По указанию Петра I, эмблемы городских гербов были собраны воедино в специальном знаменном гербовнике, и впоследствии послужили источником для создания гербов некоторых городов.

В 1722 г. была учреждена Герольдмейстерская контора при Сенате. На контору возложили обязанности составления городских и дворянских гербов. При Петре I зародилась тенденция к превращению городских эмблем в постоянные городские символы. Петровские реформы, значительно повысившие роль городов в стране, его намерение укрепить городское самоуправление, способствовали развитию городской геральдики в России. Создание гербов происходило по определенному плану, причем документальные распоряжения правительства легли в основу действий по созданию гербов в Герольдмейстерской конторе. Во главе Герольдмейстерской конторы был поставлен С.А. Колычев, его помощником стал итальянец Франциско Санти, знавший формальную геральдику и способный "сочинять гербы". С 1722 по 1727 г. Санти составил 137 городских гербов, а после его ссылки в Сибирь по подозрению в заговоре, по его рисункам было составлено еще 88 гербов. Т. о., при Петре I были заложены основы института городского герба.

Обязанностью Герольдии было и составление дворянских гербов. Право на получение герба в России имели те дворяне, которые могли доказать свое дворянство за 100 лет. Гербы жаловались и тем лицам, которые дослужились по "Табели о рангах" до обер-офицерского чина на военной или коллежского асессора на гражданской службе, и получившие в связи с этим личное дворянство. При Петре I было составлено только 6 частных гербов. Их владельцами стали графы Головкин, Апраксин, Брюс и др. ближайшие сподвижники Петра. После ареста Санти в его бумагах обнаружилось еще 12 рисунков дворянских гербов, в том числе гербы Демидовых и Строгановых.

Поскольку в России повысился интерес к теоретической геральдике, с 1726 г. при Петербургской академии наук профессор И.С. Бекштейн начал обучение студентов “геральдической науке”. В 1731 г. в Петербурге было издано первое в России руководство по теоретической геральдике, составленное Бекштейном.

Общее направление городской политики в послепетровское время не способствовало дальнейшему развитию института городского герба. Но все же герб стал использоваться как отличительно-правовой знак для новоучрежденных и старых городов. В 40-х годах XVIII в. развернулась активная подготовительная деятельность ко всеобщему составлению городских гербов. Это может свидетельствовать о возрастании значения города в жизни русского общества.

В 1740-х гг. наблюдалось и оживление в составлении частных гербов. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна при вступлении на престол пожаловала дворянство гренадерской роте Преображенского полка, и повелела Герольдии сочинить для них единообразные гербы, содержащие указания на фамилию или происхождение. Т. к. необходимо было сочинить 347 гербов, эта работа растянулась на 20 лет. Для всех лейб-компанцев общим был "генеральный" герб, помещенный в правую часть гербового поля, а в левой части располагались индивидуальные гербы каждого лейб-компанца. Вместо короны в этих гербах помещались своеобразные гренадерские шапки.

Правительством Екатерины II значение города в жизни русского общества было признано официально, что нашло отражение в городском законодательстве, где в качестве символа “особого гражданского общества”,единого градского общества” выступает городской герб. В 70-80-е годы XVIII в. в Российской империи наблюдалось массовое возникновение городских гербов; до к. XVIII в. было разработано и утверждено более 500 таких гербов. Существовала строгая система изображений на гербах. Уездный герб содержал в себе эмблему губернского герба, помещавшуюся в почетной верхней части гербового щита. Эмблематика городских гербов отражала историческое прошлое городов, их хозяйственную и географическую специфику, основные занятия жителей. Идея городского герба, как знака, символизирующего отличие города от деревни, характеризующего город, как самостоятельный административный центр с собственным управлением, была положительно воспринята русским обществом.

Во второй половине XVIII в. с ростом числа лиц, получавших дворянство, постоянно возрастал объем работ Герольдии и по созданию дворянских гербов. Хотя многие новые дворяне так и не подавали ходатайство об утверждении их гербов, т. к. это требовало крупных денежных затрат. К концу XIX в. почти половина дворянских фамилий в России пользовалась неутвержденными гербами. В 1785 г. А.Т. Князев составил первый русский гербовник “Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширные Российской империи”, куда вошли 533 рисунка гербов, снятых автором с личных печатей дворян, без различия между утвержденными и неутвержденными гербами. С 1797 г. начал создаваться “Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи”, включавший только гербы, получившие императорское утверждение. При Павле I вышло 5 томов этого гербовника, При Александре I – еще 4, при Николае I – 1 том. До 1917 г. было составлено 20 томов этого справочника, из которых 11 остались неопубликованными. Всего в 20 томах содержалось около 5 тыс. дворянских гербов. Для дворян Царства Польского, Великого княжества Финляндского и Прибалтийских губерний, входивших в состав Российской империи, создали особые гербовники.

В течение XIX в. общественное мнение о гербе города начало постепенно тускнеть, его уже не воспринимали как символ города. Причиной этого было несостоявшееся городское самоуправление, провозглашенное в 1785 г., но не осуществленное на практике. Другим фактором было вообще скептическое отношение к различного рода знакам, титулам, гербам, званиям, возникшее в общественной среде после Великой французской буржуазной революции. Но в то же время, в XIX в. наблюдается широкое использование правительством всевозможных знаков отличия в целях наглядной пропаганды идей самодержавия. К числу таких знаков могут быть отнесены и территориальные гербы, которые помещались, к примеру, на пуговицах гражданских мундиров. В 1843 г. впервые был опубликован комплекс городских гербов как приложение к первому изданию Полного собрания законов Российской империи.

Новое оживление в разработке городской геральдики наступило с 1848 г., когда был учрежден Департамент Герольдии Правительствующего Сената. В 1857 г. при нем было создано Гербовое отделение во главе с бароном Б. Кёне, на которое возлагалось составление территориальных и личных гербов со строгим соблюдением правил геральдики. Кёне разработал украшения для всех городских гербов коронами, лентами, венками, показывающими политическое, экономическое, стратегическое положение город. Но эти украшения были упразднены в 1889 г. по инициативе нового управляющего Гербовым отделением А.П. Барсукова. В 1900 г. вышел полный альбом "Гербы городов губерний, областей и посадов, внесенные в Полное собрание законов Российской империи за 1649-1900 гг.", составленный П.П. фон Винклером (Этот альбом переиздан в 1991 г.). После 1917 г. на базе Гербового отделения был создан Гербовой музей Государственного архивного фонда.

Старые исторические гербы после революции вышли из обихода. Новые государственные гербы революционных республик, а затем и СССР появились достаточно быстро. Интерес же к городской геральдике вернулся лишь в 1960-х гг., что было связано с раскрепощением общественного сознания во времена "хрущевской оттепели". Стали вноситься изменения в старые гербы и составляться гербы для новых городов. Многие из гербов того времени составлены с нарушением правил геральдики, т. к. разрабатывались они не специалистами, а художниками, и эти гербы скорее следует считать индустриальными эмблемами советских городов. Символика их довольно однообразная: шестерни, нефтяные вышки, автомобили, электролампы, знаки атома и т.д. В "гербах" даются названия городов, что нежелательно, т.к. герб должен говорить сам за себя, не всегда выдерживается геральдическая направленность фигур, нарушается основное геральдическое правило "металл на металл и финифть на финифть не накладывать" и т.п.

В последнее десятилетие ХХ – первые годы XXI вв. интерес к территориальной геральдике вспыхнул с новой силой. Это было связано, в первую очередь, с принятием суверенитета бывшими республиками Советского Союза и стремлением к самостоятельности отдельных территорий и городов. Возрождение городских символов поначалу протекало стихийно. В результате составления гербов несведущими людьми возникали эмблемы, в искаженном виде трактующие русскую старину, что побудило геральдистов и историков к освещению в печати с научных позиций вопросов геральдики. Таким образом, возродившееся “геральдическое художество” по сути дела явилось толчком для возобновления интереса к геральдике, как вспомогательной исторической дисциплине.

С образованием Геральдического совета при президенте РФ, работа по восстановлению старых и составлению новых гербов различных территориальных образований, а также флагов, эмблем и прочих символов, была упорядочена.

Литература:

1. Арсеньев Ю.В. Геральдика - М., 1908.

2. Винклер П.П. Русская геральдика. В 3-х томах. - Спб, 1892-94

3. Геральдика // Отечественная история с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. - М., 1994

4. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М., 1974

5. Лакиер А.Б. Русская геральдика. - М., 1990.

6. Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. - М., 1989.

7. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. - М., 1981.


В истории каждого из знаков государственной важности — и официальных символов страны, и символов президентских — причудливо преломляется история России со всеми сложными периодами и иногда курьезами.

Древняя птица и монетка с сюрпризом

Нынешний государственный герб России, хоть и был официально утвержден в 1993 году, обладает пятивековой историей и считается старейшим государственным символом России. Впервые в качестве герба страны изображение двуглавого орла было использовано в 1497 году на печати великого князя Московского и всея Руси Ивана III. Причем, по одной из основных версий, Иван III унаследовал эту государственную эмблему от своей жены Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Некоторые историки считают, что это стало неким символом преемственности русского государства от павшей Византийской империи.

В последующие века царская птица поднимала и опускала крылья, меняла цвет, а ездец — так геральдисты часто называют всадника в центре композиции, сражающегося с драконом, — признавался то царем, то абстрактным рыцарем, то Георгием Победоносцем. Но одно оставалось неизменным — главным элементом герба была двуглавая птица с расправленными крыльями.

Остановились на двух рисунках с орлом и даже официально опубликовали их с оговоркой, что проекты будут дорабатываться. И они действительно дорабатывались. Однако история сделала новый виток — Советский Союз распался. Наконец указом президента Бориса Ельцина от 30 ноября 1993 года был утвержден герб в прорисовке художника Евгения Ухналева.


Герб в прорисовке художника Евгения Ухналева. Фото: Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты

И тут историческая птица вновь зависла в воздухе: в Конституции 1993 года госсимволы не были утверждены, их правовой статус должны были закрепить отдельными законами. Последовал новый этап обсуждений, который затянулся ещё на семь лет.

Государственный флаг вверх тормашками

Один из символов президентской власти — президентский штандарт — и государственный флаг весьма похожи. Оба в триколоре, только штандарт ещё и с вышитым гербом. Штандарт поднимают или устанавливают там, где в этот момент находится глава государства, будь то кабинет, здание, корабль или автомобиль. Но если со всех главных государственных зданий исчезает флаг, значит, сменилось государство.

Официальное утверждение флага таким, каким мы его видим сейчас, произошло в 2000 году, как и в случае с российским гербом. Но такой же бурной полемики в 1990-х годах флагу удалось избежать. Немного поспорили о ширине полос и остановились почти на том самом варианте, который рисовал ещё Петр I сначала для своего корабля, а потом и в качестве государственного символа для всей страны.


Военнослужащие роты специального караула Президентского полка выносят штандарт президента Российской Федерации и государственный флаг Российской Федерации во время церемонии инаугурации избранного президента России Владимира Путина. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС

Зато появление триколора на главных зданиях страны происходило в настолько стремительно меняющейся обстановке, что не обошлось без оплошностей. Новый стяг взвился на флагштоке нынешнего Дома правительства РФ сразу после августовского путча 1991 года и митинга сторонников демократии у этого здания на Краснопресненской набережной. Мгновенно вышло постановление за подписью первого зампреда Верховного Совета РСФРС Руслана Хасбулатова о признании трехцветного полотнища главным флагом страны. Правда, Вилинбахов в диссертации отмечал, что в спешке в постановлении была допущена серьезная ошибка: флаг в нем назван национальным, а не государственным, что понижало статус флага и формально делало невозможным его использование в качестве символа государства.

Первый флаг новой страны к тому же не был предназначен для того, чтобы размещаться на уличном флагштоке. Бывший начальник Главного эксплуатационного управления Управделами президента Виктор Савченко вспоминал, как ему в спешном порядке пришлось позаимствовать трехцветный флаг у экс-министра внешних экономических связей Виктора Ярошенко — тот был сторонником возвращения исторического триколора и держал знамя в своем кабинете. Другого флага попросту не было. Полотнище провисело ровно сутки, затем его заменили на знамя из более подходящей ткани. Но дата его водружения — 22 августа — стала официальным Днем государственного флага РФ.


Цех по производству российского флага. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Как и остальные символы президентства, этот знак был изготовлен по поручению Ельцина. И то, что в цепи знака 17 звеньев, связано не с какой-то особой символикой, а с тем, что она была рассчитана на изрядный рост первого президента России — её длину даже выверяли по манекену, копировавшему его фигуру.

На своей первой инаугурации, в мае 2000 года, Путин предпочел просто подержать знак в руках. Впрочем, и Медведев, вступая в должность, тоже не стал надевать знак.


Знак президента Российской Федерации. Фото: Евгений Биятов/ТАСС

Государственный гимн не относится числу знаков, язык которых привыкли расшифровывать геральдисты. Тем не менее это один из совершенно официальных государственных символов. И, пожалуй, ни один из прочих символов не менялся так много, как этот. Даже в царской России он устоялся не сразу.


И вот в 2000 году Владимир Путин предложил вновь вернуться к мелодии Александрова. И уже в третий раз стихи к гимну написал Михалков. Новый утвержденный гимн впервые прозвучал на всю страну в новогоднюю ночь, как и первый гимн Советского Союза, написанный Михалковым в годы войны.

Единственный в своем роде

Третий символ президентской власти — специальный экземпляр Конституции РФ — официально таковым не является. Президентским символом эта особая книга стала благодаря указу президента от 5 августа 1996 года № 1138, изданному ещё Борисом Ельциным накануне его повторного вступления в должность главы государства. Однако за сутки до назначенной на 7 мая 2000 года инаугурации тогда ещё и.о. президента Путин подписал указ № 832, который подтвердил, что штандарт и знак президента являются символами главы государства, и отменил указ 1996 года. А вместе с ним и особый статус спецэкземпляра Конституции.

Поэтому формально вступающий в должность президент может приносить присягу на любом экземпляре основного закона — хоть на специальном, хоть на взятом напрокат в районной библиотеке. Тем не менее по традиции на каждую церемонию инаугурации выносят именно эту, в красной обложке из кожи варана с золотым тиснением, книгу.

Специальный экземпляр Конституции РФ. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

К вступлению в должность каждого нового главы государства в начале книги с помощью лент вплетают новую страницу из тонкой дорогой бумаги с изображением Кремля, текст которой гласит, что именно на этом экземпляре принес присягу очередной президент, стоит его печать и подпись.

Спецэкземпляр Конституции — единственный в своем роде. Но что делать, если изменяется текст основного закона страны? На момент принятия поправок 2009 года, изменивших сроки полномочий президента страны и Государственной думы, бывшая на тот момент пресс-секретарем президента Наталья Тимакова рассказывала, что в спецэкземпляре Конституции просто заменят нужные страницы и заново переплетут книгу. Очевидно, в свете грядущего всенародного голосования по новым поправкам в Конституцию РФ, спецэкземпляр может вновь попасть в переплет.

В странах бывшего СССР очень популярно выражение из известного мультика: "Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт". И любым названиям в России действительно уделяется значительное внимание. Это касается и государственной символики страны. Так сложилось, что символика менялась много раз вместе с государственным устройством. История государственных гербов, флагов и гимнов России очень показательна и объясняет многое в стране.

История герба России, двуглавого орла, насчитывает уже более пятисот лет. Это изображение впервые появилось на печати Ивана III примерно в 1497 году. Двухглавый орёл был родовым гербом императорской династии Палеологов, представительницу которой Софью (Зою) Иван III взял в жёны. На другой стороне печати был изображён Георгий Победоносец, уничтожающий змея – традиционный символ Москвы. Надо заметить, что двуглавые орлы как государственные символы имеют очень древнюю историю. Первые известные изображения появились ещё почти за полторы тысячи лет до нашей эры. Двуглавый орёл использовался и используется многими государствами на гербах, в качестве эмблем различных структур и организаций.

За время использования в России двуглавый орёл постоянно менялся. На печати Ивана III он выглядел так:

За XVI век двуглавый орёл стал главной фигурой герба. При Иване IV Грозном на груди орла в щитке появляется сначала единорог, а затем – всадник-драконоборец (у нас известный как Ездец). Во время Смутного времени орёл менял цвет, лишился одной головы на манер западных держав. Однако когда с интервенцией было покончено, герб вернулся к своему прежнему виду. После чего стал стремительно обрастать новыми атрибутами. В 1625 году, при Михаиле Фёдоровиче, у орла появилась третья корона. Три короны символизировали завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства или союз Великой Руси, Малой Руси и Белой Руси. Со второй половины XVII века, при Алексее Михайловиче, двуглавый орёл получает в лапы державу и скипетр – общепринятые в монархических государствах регалии.

Существенные изменения герб претерпевает при Петре I. Во-первых, у него изменился цвет. Если до этого цвет не был постоянным и менялся, то со времени правления Петра I и до конца династии Романовых он был чёрного цвета. Также изменились короны: одна общая большая и две маленьких над каждой головой. Драконоборец теперь начинает именоваться Георгием Победоносцем. Появляется цепь ордена Андрея Первозванного, а на крыльях орла или вокруг них размещаются эмблемы земель.

В дальнейшем новые цари меняли герб "под себя", но, как правило, несущественно. Таким герб был при Елизавете Петровне:

Это версия герба при Павле I с Мальтийским крестом.

Таким герб был в первой четверти XIX века, при Николае I:

Вариант середины XIX века

Разные цари в своё правление пытались разделить герб на Большой, Средний и Малый. Окончательные варианты Большого, Среднего и Малого государственных гербов были утверждены императором Александром III: большой – в 1882 г., средний и малый – в 1883 г.

Большой герб Российской империи 1882-1917 гг.

Малый герб Российской империи 1883-1917 гг.

После Февральской революции 1917 года Временное правительство решило, что сам по себе двуглавый орёл не имеет никаких монархических или династических признаков. Поэтому орла "откатили" до уровня времён Ивана III, лишив корон, скипетра, державы, щитка с Георгием Победоносцем, гербов земель и т.д.

Большевики же не захотели иметь вообще ничего общего с орлами. После того, как они пришли к власти, около полугода двуглавый орёл продолжал применяться государственными органами, но довольно быстро был заменён на новый, идеологически правильный герб. Первую пару лет Советской России, с 1918 по 1920 год, он имел такой вид:

Новый вариант герба РСФСР был разработан художником Н.Андреевым в 1920 году и окончательно принят в 1925 году. Изначально на нём не было красной звезды вверху, которая появилась в 1978 году.

Возможно, вы сейчас смотрите на герб выше и недоумеваете: вроде при Советском Союзе был другой герб? Здесь нужно быть внимательнее. У РСФСР был как раз герб выше. А у СССР – вот этот:

Кстати, рубиновые звёзды над Кремлём появились только в 1935 году. До этого там были двуглавые орлы. Ещё забавно, что советский герб РСФСР с небольшими изменениями являлся гербом Российской Федерации с 1992 по 1993 годы.

И 30 ноября 1993 года по президентскому указу двуглавый орёл вновь становится гербом РФ. За последние 25 лет изменений не вводилось.

История флага России не менее сложна. До государственных флагов были княжеские стяги. Впервые государственный флаг появляется на кораблях. В 1693 году на отряде военных кораблей Петра I в Белом море впервые был поднят так называемый "флаг царя Московского".

С 1701 года на военном флоте вместо трёхцветного вводится Андреевский флаг. А бело-сине-красный становится флагом торгового флота. В качестве государственного флага до 1858 года использовали разнообразные варианты знамени, на котором был изображён герб Российской империи. В 1858 году Александр II установил гербовые цвета государственного флага, используемого для украшения на официальных церемониях.

Но уже в 1883 году Александр III распорядился использовать для торжественных случаев исключительно бело-сине-красный флаг. А в 1896 году Особое совещание по вопросу о российском национальном флаге постановило считать государственным флагом бело-сине-красный. А чёрно-жёлто-белый стал династическим флагом императоров.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, тогдашние пиарщики решили "объединить" царя-императора с остальной страной. Новый флаг не был обязательным: предполагалось его использовать для "употребления в частном быту".

Но даже новый флаг не помог, и в 1918 году новая, рабоче-крестьянская власть, проводя тотальный ребрендинг государственных символов, сменила и государственный флаг.

Версия флага РСФСР 1918 года

Флаг РСФСР 1937 года

Флаг РСФСР 1954 года

К 1991 году стало очевидно, что власть "рабочих и крестьян" – тоже не лучший для России вариант. С государством сменили и флаг. Версия флага 1991 года с белым, лазоревым и алым цветами не соответствовала историческим цветам национального флага Российской империи.

11 декабря 1993 году флаг привели в исторический вид. По сегодняшний день цвета флага – белый, синий, красный.

Государственный гимн России исторически тоже неплохо отражает происходящее в стране. Первым неофициальным государственным гимном Российской империи стал полонез "Гром победы, раздавайся!", написанный в честь взятия русскими войсками крепости Измаил. Первым официальным гимном империи стала "Молитва русских": этот вариант был принят Александром I в 1816 году. В его основе был британский государственный гимн "Боже, храни короля". В 1833 году "Молитва русских" была заменена Николаем I на "Боже, Царя храни!". Текст гимна был не очень длинным:

Боже, Царя храни!Сильный, державный,Царствуй на славу, на славу намъ!Царствуй на страхъ врагамъ,Царь православный!Боже, Царя храни!

После Февральской революции "Боже, Царя храни!" заменили на французскую "Марсельезу". Но вскоре пришли большевики со своим "Интернационалом". "Интернационал" первоначально полностью отвечал запросам советской власти, которая хотела распространить себя на весь мир. Но с началом Великой Отечественной войны появился запрос на новый, патриотический гимн. И в ночь на 1 января 1944 года впервые прозвучал знаменитый "Союз нерушимый республик свободных. " В последующие годы собственные гимны получили все союзные республики кроме РСФСР.

Надо заметить, что гимн "Союз нерушимый республик свободных. " тоже не отличался постоянством. В первоначальной версии упоминался Сталин и были строчки про армию. После 1956 года и разоблачения Сталина часть слов убрали. Какое-то время гимн исполнялся вообще без слов. В 1977 году текст гимна отредактировали, сделав акцент на прославлении коммунистической партии.

23 ноября 1990 года у РСФСР появился свой гимн. Это была "Патриотическая песня" Михаила Глинки, сочинённая в 1833 году. Новый гимн исполнялся без слов. Однако, по данным социологических опросов, народу больше нравился советский гимн на музыку Александрова. И в декабре 2000 года, уже при Владимире Путине, был создан сегодняшний гимн на музыку Александрова. Слова гимна, как и в 1944 году, были написаны Сергеем Михалковым. Получается, он на протяжении полувека вносил изменения в гимн. Меняя текст в 2000 году, Сергей Михалков отметил, что он давно хотел написать гимн православной страны и всегда был верующим человеком.

История государственных символов России тяжела и противоречива. По сей день ведутся споры о том, какой флаг-гимн-герб лучше. Несмотря на то, что сейчас основными государственными символами стали имперский флаг и герб докоммунистической эпохи, страна продолжает жить и коммунистическим прошлым. И дело даже не в гимне, слова которого поют кто как помнит (и в сегодняшней, и в советской версии). Россия на государственном уровне продолжает возмущаться, когда в других странах сносят памятники Ленина или другие символы советской эпохи. Улицы и площади в России носят коммунистические названия. Стройной и логичной картины прошлого, примиряющей все стороны, так и не возникло.

  • Ру́сская гера́льдика — специфическая геральдическая система, сложившаяся в России.

Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу. Если до него и существовали некоторые эмблемы, как, например, двуглавый орёл государственной печати, печати некоторых городов и тому подобное, то они не имели полноты и законченности, не приняли ещё постоянных геральдических форм.

Зарождение русской геральдики произошло во второй половине XVII века, когда под влиянием непрестанных сношений с Польшей и Западной Европой начинают создаваться гербы и в России, путём смешения двух геральдических систем, западноевропейской и польской соответственно.

Как источником для польских гербов послужили знаки, помещавшиеся на знамёнах, так и у нас в основу старейших гербов легли эмблемы тех областей и городов, которые некогда составляли уделы владельцев гербов. Принцип этот сохранился отчасти и в других русских гербах; так, в гербы родов, пришлых в Россию, старались помещать эмблемы, хотя бы отчасти указывающие на происхождение рода. Рядом с этим при составлении гербов принимались в соображение и личные заслуги. Таким образом явилась смешанная, или русская, система гербов.

Начиная с XVII века в России бытовали неутвержденные дворянские гербы; их можно обнаружить на многих вещественных памятниках, произведениях искусства и в письменных источниках. Правда, атрибутировать подобные изображения и установить их владельца бывает затруднительно, а иногда совсем невозможно. Огромная заслуга в изучении неутвержденных дворянских гербов принадлежит В. К. Лукомскому. Среди неутвержденных встречаются гербы родов Кваренги, Голенищевых-Кутузовых, Сперанских.

Связанные понятия

Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигурам. Распространение медведя в качестве гербовой фигуры среди германских народов связано, возможно, с его использованием в качестве тотема. Обычно медведь интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества. Традиционно бурый медведь в геральдике передаётся чёрной эмалью (как наиболее близкой к натуральному цвету).

Щито́к — элемент герба. Является простой геральдической фигурой. Как правило один щиток может располагается на гербе в центре щита, однако герб может содержать и несколько щитков.

Грифо́н (наполовину орёл, наполовину лев) — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру, служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.

В геральдике крест относится к почётным геральдическим фигурам и занимает 2/7 ширины гербового щита. Всего существует около 200 различных видов крестов. Достаточно распространённым является приписывание той или иной формы креста к определённой организации, территории или государственному образованию.

Упоминания в литературе

Историю развития Российского герба, как и историю России, можно разделить на несколько периодов, и, согласно этим периодам, работа разбита на главы, а каждая озаглавлена по названию периода. Дело в том, что развитие орла в качестве гербовой эмблемы началось в Византии, и лишь потом он появился на Руси. Считая это довольно важной проблемой, историю взаимоотношений между этими странами стоит рассмотреть в отдельной главе. Сразу же после появления орла на Руси началось его становление как государственного герба. Однако герб того времени почти никогда не подчинялся геральдическим правилам. Лишь Петр I обусловил изображение орла правилами, благодаря чему обширное развитие получила русская геральдика . Именно с него начинается новая веха в истории герба России.

Граф Санти серьезно отнесся к своим обязанностям. Он выписал из-за границы литературу по геральдике, составил геральдический словарь. Но главное – в отличие от многих европейских просветителей России он понимал, что его миссия будет успешной и плодотворной лишь в том случае, если он не ограничится введением и пропагандой правил европейской геральдики, а использует для создания русской геральдики русские традиции.

Связанные понятия (продолжение)

Ангел — одна из популярных фигур в геральдике. Обычно используется в качестве щитодержателя, хотя нередко встречается и как гербовая фигура.

Единоро́г — гербовая фигура, относящаяся к негеральдическим. Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады. Единорог считается геральдическим символом благоразумия , чистоты , осторожности, осмотрительности, непорочности, строгости и суровости.

Орёл в геральдике — одна из наиболее распространённых гербовых фигур. Среди естественных фигур более распространённой фигурой является только лев.

Стрела — одна из распространённых гербовых фигур, изображающих предмет вооружения — боеприпас для стрельбы из лука или арбалета, состоящий из древка, наконечника и оперения. В геральдике используется как вся стрела целиком, так и наконечники отдельно.

Лапчатый крест — прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами).

Гербовые фигуры — все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические — имеющие условное значение и негеральдические — все остальные фигуры, которые, в свою очередь, условно делятся на естественные (лев, орёл, лилия и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).

Государственная печать Российской империи прилагалась к государственным актам в знак окончательного утверждения их верховной властью. Она изготовлялась в министерстве иностранных дел со вступлением императора на престол, по высочайше утверждённым рисункам, в трёх видах: большая, средняя и малая. Первая имела изображение большого государственного герба, вокруг которого помещался полный императорский титул, вторая — среднего государственного герба, с средним титулом по краям; третья — малого государственного.

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства, межгосударственного объединения; общественной, профессиональной, социальной или государственной корпорации: органа, организации, формального или неформального объединения, учреждения, предприятия и т. п.; общественного события или акции и проч.

Деление щита (сечение, разделение) — геральдический приём и термин, означающий разделение поля щита на две или более различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий. Преимущественно щит делят на несколько равных частей, гораздо реже встречается деление на неравные части. Линии деления, независимо от своей формы, всегда проходят в одном из четырёх возможных направлений: вертикально (в геральдике — рассечение), горизонтально (пересечение), диагонально слева (скошение справа) и диагонально.

Правило тинктур — является основным правилом геральдики и заключается в неналожении металлических фигур на металлические поля или финифтяных фигур на финифтяные поля. Между тем, существует достаточное количество гербов, нарушающих это правило (для подчёркивания особого статуса или из-за невежества создателей герба), а также множество различных аспектов, когда кажущееся на первый взгляд нарушение правила таковым не является.

Гласный герб в геральдике — один из классических и самый визуально узнаваемый способ создания гербовой композиции.

Геральдический щит (гербовый щит) — условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.

Шлем (фр. le casque) — один из элементов герба, помещается над щитом. Прежде в геральдиках Западной Европы существовали разные роды геральдических шлемов в зависимости от титула, достоинства или звания владельца герба. На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль, но с XV в. их стали представлять впрям. При этом сами положения шлема в гербе (впрям, в профиль, вправо или влево и т. д.) и особенности его отделки служили отличительными признаками, например.

Гербо́вник, также армориал (фр. armorial , от лат. arma оружие), — книга, сборник описаний и изображений гербов (родов дворянских и бюргерских, отдельных лиц, государств, городов, местностей, организаций и так далее).

Бурелет являлся символом того, что рыцарь действительно побывал в крестовом походе. Поэтому изображение бурелета можно встретить в геральдике. Бурелеты имели цвет знамени и щита, под которыми сражался рыцарь.

Пра́пор — небольшое знамя в коннице Русского войска, с длинными хвостами, личный знак родовитых людей.

Меч (фр. épée, épée haute, claymore , англ. sword, sword in plane) — одна из самых распространённых гербовых фигур, изображающих предмет вооружения — холодное оружие в виде длинного обоюдоострого клинка с рукоятью и эфесом.

Польская геральдика имеет ряд особенностей, которые кардинальным образом отличают её от других геральдических систем в гербоведении.

Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Французский щит — одна из основных форм геральдического щита, использующихся в геральдике. Представляет собой прямоугольник с наибольшим заострением в средней нижней части. Соотношение ширины и высоты составляет 8:9, соотношение верхнего и нижнего полей по вертикальной оси равно 1.0:1.0. Нижние углы щита — округлые.

Деви́з (фр. devise) — слово или короткая фраза, определяющая поведение и устремления личности, семьи, социальной группы или организации.

Пчела (Apidae) встречается на более чем трёхстах гербах и несёт различный смысл, например, трудолюбие и покорность. Она также может обозначать, что обладатель герба относится к пчеловодам, или что на данной местности развито пчеловодство. Поскольку пчёлы запасают свой мёд, они символизируют экономию и бережливость и в таком значении присутствуют на вывесках банков.

Лев и его разновидность леопард — один из старейших и самых популярных геральдических символов. Согласно Лакиеру, лев является символом силы, мужества и великодушия, а леопард — храбрости и отваги. В связи с тем, что лев очень часто встречается в гербах, для описания различных типов геральдических львов придуманы специальные названия. Хотя в геральдике встречаются львы всех тинктур, наиболее распространённой из них является золото. В гербе лев часто бывает представлен один; но их может быть и два.

Щит — вид вооружения, предназначенный для защиты от холодного ручного и метательного оружия и в какой-то степени — от огнестрельного.

Гонт (фр. billette, англ. billet, нем. schindel) в геральдике — второстепенная геральдическая фигура, представляющая собой свободно располагаемый в поле прямоугольник с преобладанием вертикального размера. Прямоугольник с преобладанием горизонтального размера называется в русской геральдике бруском (фр. billette couchée, англ. billet fesswise, нем. querschindel), а равносторонний — квадратом или квадратным бруском (фр. carreau, англ. square billet, нем. quadrat). В немецкой геральдике также существуют.

Дикий человек — мифическое существо, которое появляется в искусстве и литературе средневековой Европы. Изображался покрытым волосами или шерстью и зачастую вооружённым дубиною. Его образы использовались в гербах, в первую очередь в Германии. Ранние гравёры в Германии и Италии (например, Мартин Шонгауэр и Альбрехт Дюрер) весьма любили изображать диких мужчин, диких женщин и дикие семьи.

Внутренняя кайма, отвлечённая кайма (фр. Orle, нем. Inbord) — гербовая кайма, отступающая от края щита примерно на свою ширину и напоминающая металлические усиления средневекового щита.

Тарч, торч (нем. Tartsche,польск. tarcz, от старофр. targa — щит; др.-в.-нем. zarge) — название типа щитов, применявшихся западноевропейскими рыцарями с XIII по XVI век, по другим данным с XIV по XV. Возможно тарчи использовались и на Руси, во всяком случае в радзивилловской летописи они изображены не менее 15 раз, также есть описания относящиеся к XVI веку, которые можно трактовать как описания тарчей.

Читайте также: