Режим чрезвычайного положения административное право кратко

Обновлено: 05.07.2024

Глава 4. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения

Статья 23. В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 10 настоящего Закона указом о введении чрезвычайного положения либо отдельным актом органа, принявшего решение о введении чрезвычайного положения, устанавливаются перечень и пределы чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения, включая исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан.

На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры:

1) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

4) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;

5) запрещение забастовок.

Статья 24. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пунктах 1-4 части первой статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут вводиться следующие меры:

1) комендантский час, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;

2) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры. Запрещение изготовления и распространения информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку;

3) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;

4) проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;

5) ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

6) выдворение нарушителей общественного порядка, которые не являются жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет;

7) особые правила пользования средствами связи.

Статья 25. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте 5 части первой статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к мерам, перечисленным в статье 23, могут применяться следующие меры:

1) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;

2) временное запрещение строительства новых, расширения действующих предприятий и других объектов;

3) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;

4) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий;

5) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;

6) использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, для устранения опасности и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;

7) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности этих руководителей других лиц;

8) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда. Запрещается использование несовершеннолетних лиц, а также беременных женщин на работах, которые могут отрицательно повлиять на состояние их здоровья.

Статья 26. Меры, перечисленные в статьях 24 и 25 настоящего Закона, могут применяться только в условиях чрезвычайного положения.

Статья 27. Все государственные органы, предприятия, учреждения, общественные организации и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку государственным органам страны и входящих в состав федерации республик, осуществляющим особое управление на соответствующей территории, и выполнять их обязательные приказы и распоряжения.

Статья 28. Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов и войск внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение.

По предложению министра внутренних дел или руководителя органа государственной безопасности президент страны обеспечивает привлечение дополнительных сил и средств органов и войск МВД.

Целями введения чрезвычайного положения являются:

• устранение обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

• обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

• защита конституционного строя Российской Федерации. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Вопрос 2. Полномочия Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти при чрезвычайных ситуациях

• издает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;

• определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок использования резервов;

• устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации и др.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (в ред. от 8 апреля 2008 г.) органам государственной власти субъектов РФ предоставлена компетенция привлекать в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий с немедленным уведомлением об этом министра внутренних дел Российской Федерации.

Вопрос 3. Порядок введения чрезвычайного положения

Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совету Федерации.

В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

1) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

2) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

3) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

4) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

5) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

6) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

7) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток , а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 22 Административно-правовой режим выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

Тема 22 Административно-правовой режим выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию Вопрос 1. Понятие, особенности и назначение административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую ФедерациюАдминистративно-правовой

Тема 24 Режим военного положения

Статья 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения

Статья 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных

Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА

Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданинаЧеловек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваИностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство

Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 13.1. Понятие и признаки административно– правового режимаПравовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения

Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования

Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права 1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан Нормы международного и российского права

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права 1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами — участниками управленческих административно-правовых

Тема 9. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления

Тема 9. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления 1. Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления В Российской Федерации, говорится в ст. 12 Конституции РФ, признается и

Тема 10. Административно-правовой статус предприятий и социально-культурных учреждений

Тема 10. Административно-правовой статус предприятий и социально-культурных учреждений 1. Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений Под предприятием по действующему законодательству

Тема 11. Служба и служащие (административно-правовой статус)

Тема 11. Служба и служащие (административно-правовой статус) 1. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности. Характерные признаки служащего Каждая социальная категория граждан — рабочий, крестьянин, пенсионер — имеет свой строго определенный

Статья 20. 5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения

Статья 20. 5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных

Статья 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения

Статья 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей

Статья 25. Дополнительные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей

Статья 25. Дополнительные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей 1. Военнослужащим, постоянно или временно выполняющим

1.3. Административно-процессуальный режим

1.3. Административно-процессуальный режим Одним из важнейших элементов административно-процессуальной формы наряду с процессуальными производствами и процессуальными стадиями выступает процессуальный режим.Выделение процессуального режима в качестве

Правовой режим — это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.

В зависимости от подведомственности САПР могут быть разделены на три группы: федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти; региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ; местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно- техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

Если в качестве критерия разграничения выбрать объект —носитель режима, то выделяются:

а) территориальные режимы — режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;

б) объектовые режимы — режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;

в) режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение, — режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;

г) функционально-деятельностные режимы — режимы деятельности органов МЧС России, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической операции, таможенные режимы.

САПР можно различать по предмету регулирования — природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию), режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).

По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.

Основанием для введения ЧП являются:

-чрезвычайные ситуации социально-политического характера;

-чрезвычайные ситуации криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

-чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Режим чрезвычайного положения вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах РФ указом Президента РФ.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а в отдельных местностях — 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента РФ. Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер — совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей (полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; комендантский час, проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение карантина и др)




В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления, вводимые на период ЧП (временного специального органа управления территорией, на которой введено ЧП; федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.)

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим ЧП, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено ЧП.

Правовой режим — это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.

В зависимости от подведомственности САПР могут быть разделены на три группы: федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти; региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ; местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно- техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

Если в качестве критерия разграничения выбрать объект —носитель режима, то выделяются:

а) территориальные режимы — режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;

б) объектовые режимы — режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;

в) режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение, — режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;

г) функционально-деятельностные режимы — режимы деятельности органов МЧС России, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической операции, таможенные режимы.

САПР можно различать по предмету регулирования — природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию), режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).

По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.

Основанием для введения ЧП являются:

-чрезвычайные ситуации социально-политического характера;

-чрезвычайные ситуации криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

-чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Режим чрезвычайного положения вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах РФ указом Президента РФ.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а в отдельных местностях — 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента РФ. Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер — совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей (полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; комендантский час, проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение карантина и др)

В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления, вводимые на период ЧП (временного специального органа управления территорией, на которой введено ЧП; федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.)

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим ЧП, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено ЧП.

1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального конституционного закона

Читайте также: