История дирижерской палочки кратко

Обновлено: 02.07.2024

История дирижирования уходит корнями в глубокую древность. Еще у первобытных людей, исполнявших под аккомпанемент примитивных музыкальных инструментов ритуальные танцы, были свои "дирижеры", чаще всего они "дирижировали" разнообразными телодвижениями, а иногда с помощью раковин, отточенных камней или палок.
Когда же музыкальный язык начал усложняться и от дирижера потребовалось не только отстукивание ритма, но и указания на характер исполняемой музыки, главным орудием дирижера стали руки. Теперь дирижер руководил оркестром, ансамблем или хором при помощи движений рук и пальцев. Эту сложную, существующую много столетий систему дирижирования назвали хейрономией.
Слово "хейрономия" греческого происхождения, т. к. эта система дирижирования получила особое распространение в Древней Греции, а точнее - в древнегреческом театре. Здесь дирижерские обязанности выполнял предводитель хора - карифей. Он дирижировал хором и инструментальным ансамблем, сопровождавшим спектакль.
Карифей задавал тон певцам, показывая, когда должны вступать инструменты. Он дирижировал руками, лишь иногда отбивая ритмударами окованной железом подошвы.
Хейрономия продолжала существовать и в период средневековья. Ее приемами пользовались церковные дирижеры. Назывались они по-разному - канторы, магистры - и были окружены большим почетом. Символом их высокого положения был тяжелый, богато отделанный жезл. Во время богослужения кантор или магистр с гордостью помещал этот жезл на самое видное место.
Однако хейрономия была не единственным способом дирижирования, которым пользовались средневековые музыканты.
В это же время происходит превращение почетного жезла в баттуту - дирижерскую палочку.
Постепенно дирижирование баттутой все больше увлекает музыкантов, и к середине XVI века ее применяют уже наравне с хейрономией.
Но у дирижирования баттутой был недостаток. Многие дирижеры отсчитывали такт ударами баттуты о пюпитр. Оркестр благодаря этому играл более стройно, но постоянные удары мешали слышать музыку. Пытаясь преодолеть ненужный шум, дирижеры часто заменяли баттуту другими предметами: носовым платком, свернутыми в трубку нотами. И к XVIII веку в дирижировании царил полный разброд: каждый дирижировал, как хотел и чем хотел.
А тем временем оркестровое искусство, достигшее значительного расцвета, выдвинуло еще одну систему дирижирования. Главную роль выполнял в ней клавесинист, вокруг которого располагались остальные участники оркестра. Иногда обязанности дирижера брал на себя первый скрипач концертмейстер оркестра.
Вскоре эти два способа дирижирования - за клавесином и с помощью скрипки и смычка - слились, и появилась новая система двойного дирижирования. При ней оркестром постоянно руководили два дирижера: клавесинист и концертмейстер. Затем эта система еще усложняется. Появляется третий дирижер, который руководит действиями первых двух. Так, с тремя дирижерами впервые исполнялась девятая симфония Беховена.
К началу XIX века клавесин выбыл из состава оркестра. И снова встал вопрос: как и чем дирижировать? Постепенно музыканты приходили к выводу, что дирижер должен быть самостоятельным руководителем оркестра, а не совмещать дирижирование с игрой на каком либо инструменте. Большой вклад в это внесли такие выдающиеся музыканты, как Ференц Лист, Феликс Мендельсон, Людвиг Шпор, Ганс Бюлов, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер.

Интересна история возникновения дирижерской палочки. Первоначально дирижеры пользовались разными предметами, неудобными и даже громоздкими, например, скрипичным смычком или тростью. И только в 1820 году немецкий композитор, скрипач и дирижер Людвиг Шпор на одном из концертов скрутил бумагу в трубочку. Из-за своего удобства и легкости эта бумажная трубочка навела на мысль изготовления палочки для дирижирования. Но это новшество не сразу приняли другие дирижеры, которые по старой привычке продолжали использовать свои громоздкие предметы. Лишь по прошествии определенного периода все дирижеры стали использовать эти профессиональные дирижерские палочки.

Интересна история возникновения дирижерской палочки. Первоначально дирижеры пользовались разными предметами, неудобными и даже громоздкими, например, скрипичным смычком или тростью. И только в 1820 году немецкий композитор, скрипач и дирижер Людвиг Шпор на одном из концертов скрутил бумагу в трубочку. Из-за своего удобства и легкости эта бумажная трубочка навела на казни этого человека

Появление дирижерской палочки


Интересна история возникновения дирижерской палочки. Первоначально дирижеры пользовались разными предметами, неудобными и даже громоздкими, например, скрипичным смычком или тростью. И только в 1820 году немецкий композитор, скрипач и дирижер Людвиг Шпор на одном из концертов скрутил бумагу в трубочку. Из-за своего удобства и легкости эта бумажная трубочка навела на мысль изготовления палочки для дирижирования. Но это новшество не сразу приняли другие дирижеры, которые по старой привычке продолжали использовать свои громоздкие предметы. Лишь по прошествии определенного периода все дирижеры стали использовать эти профессиональные дирижерские палочки.



У современной дирижерской палочки было немало предков и такой, как сейчас, она была не всегда. У каждого маэстро были свои предпочтения, и управляли оркестром с помощью разных предметов.

Долгое время дирижирование было довольно громким – руководитель оркестра колотил в пол, отбивая ритм, огромной баттутой – тяжелой, громоздкой деревянной тростью. В XV веке с развитием оркестровой игры и усложнением многоголосия появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра и возникло тихое дирижирование – жестами руки. Но музыкантам не всегда удавалось уследить за движениями руки дирижера и чтобы сделать жест более заметным, мастера стали использовать различные предметы. Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.

Считается, что первым, кто вышел к оркестру с маленькой дирижерской палочкой в руке, был Людвиг Шпор, знаменитый немецкий скрипач, композитор и дирижер. Произошло это в 1820 году на концерте в Англии. Он свернул лист белой бумаги в тоненькую трубочку и с того времени дирижерская палочка стала легкой и светлой.


Определенного стандарта длины, веса или материала, из которого изготавливают современные дирижерские палочки, не существует. Единственное условие – палочка должна быть светлого цвета, чтобы музыканты хорошо ее видели в темноте.


Оказывается, и у дирижерской палочки есть своя история. Вроде бы в ней и нет ничего удивительного, однако прежде чем стать такой, какой мы ее знаем, она претерпела ряд перемен.

Еще в первые годы 19 столетия в качестве дирижерской палочки люди использовали любые подручные средства: и смычок от скрипки, и трость с концами из слоновой кости и прочие вещи. И лишь в 1820 году, а некоторые источники утверждают в 1810 году, дирижерская палочка приняла свое новое, более современное, обличье. Поводом для этого стало выступление Людвига Шпора, немецкого композитора, скрипача и дирижера, который во время концерта дирижировал бумагой, скатанной в трубочку. В дальнейшем Шпор использовал вместо бумаги палочку, которая легко помещалась в кармане. Многие сначала были в недоумении от его выдумки, а затем поняли все прелести и удобство нового приспособления, чем и неприминули воспользоваться.

Читайте также: