Башунов владимир мефодьевич биография кратко самое важное
Обновлено: 02.07.2024
Владимир Мефодьевич Башунов (1946—2005) — поэт, член СП РФ.
Биография
В 1970 окончил филологический факультет БГПИ, служил в Советской Армии, работал в ельцовской районной газете, Алтайском книжном издательстве, учился на Высших литературных курсах.
В последние годы жизни поэт обращается к теме роли и места поэта в жизни русского общества. Многочисленны его публикации на эту тему в алтайских краевых органах печати и местных журналах. Особенно выделяются размышления о Пушкине, творческий путь которого представлен как переход от идей космополитизма и атеизма к патриотизму и православию.
В 2000 году написал слова к Гимну Алтайского края.
Умер в ночь с 20 на 21 февраля 2005 года в Барнауле после неудачной операции.
Как и почему после института Владимир Башунов оказался в Ельцовке в качестве сотрудника районной газеты – об этом знатоки пути поэта умалчивают, но от Ельцовки до Турочака – рукой подать. Это и определило выбор. Как бы то ни было, но Ельцовка почти на пять лет стала для Башунова родным местом. Он и в последние годы ее не забывал, а посвятил ей замечательный очерк. (Алтай. 2003. № 1. С. 119-155).
Пребывание поэта вне творческой среды не всегда плодотворно. Понимая это, ответсекретарь краевой писательской организации Иван Кудинов помог В.М. Башунову перебраться в Барнаул и занять должность редактора в Алтайском книжном издательстве. В те годы, когда поэт стал главным редактором издательства, судьба подарила ему счастливый перекресток – издательство возглавил тонко понимавший организм книги журналист Иван Березюк. Их сотрудничество по созданию алтайской книги привело к тому, что в Госкомиздате России перестали отличать алтайские книги от московских, а лучшие издания из Барнаула экспонировались на Международной выставке в Москве.
Но среди многих званий и лауреатств есть признание поэта В.М. Башунова особенное – из алтайских стихотворцев он единственный член Российской Академии поэзии в Москве.
ЛИТЕРАТУРА
- Башунов Владимир Мефодьевич // Писатели Алтая: биобиблиогр. справ. Барнаул, 1990. С. 13-18: портр.
- Башунов Владимир Мефодьевич // Муниципальные премии г. Барнаула в области литературы, искусства и архитектуры, 1995-1999 гг.: библиогр. указ. Барнаул, 2000. С. 9-10.
- Башунов Владимир Мефодьевич // Писатели Алтайского края: биобиблиогр. словарь. Барнаул, 2007. С. 15-28: портр.
- Башунов Владимир Мефодьевич // Весь Алтай
Источник информации: Алтайский край. 2006 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2005. С. 87–91.
Владимир Мефодьевич Башунов — один из интереснейших современных сибирских русских поэтов.
В одном из давних стихотворений, очерчивая пространство своего поэтического обитания, Владимир Башунов писал:
Не тикая, идут часы мои
В кругу природы,
родины,
Хорошо, как видим, знакомые темы русской поэзии. И в этом нет ничего удивительного, ибо Башунов как раз и работает в русле коренной русской поэтической традиции. Но за традиционностью мы постоянно ощущаем поэта с собственным видением мира и отношением к жизни, несущего читателям глубокое искреннее чувство, побуждающее к сопереживанию. Причем, Владимиру Башунову удается оставаться самобытным и неповторимым даже тогда, когда поэтическая кисть его касается тысячи раз, казалось бы, воспетого и запечатленного. Картин русской природы, например.
Тишина августовской ночи. Падают звезды с небосклона и яблоки в саду, Все вроде бы как всегда: привычно, закономерно, согласно заведенному природному круговороту. Но что-то, тем не менее, новое ощущает поэт в извечно знакомой тишине. Что-то, как подкрадывающийся осенний холодок, тревожное. Может быть, — предчувствие нового жизненного поворота, за которым таится неизвестность?
Тихо нам.
С чего бы жалость
сердце заняла?
Яблоко не удержалось.
Молодость прошла.
Мы знаем, по каким законам
горит огонь, течет река,
бегут дорогою знакомой
и снег роняют облака.
Секрет открыт и отперт ящик.
Но отчего же с давних пор
огонь, вода и снег летящий
к себе приковывают взор?
Но отчего, когда светает
не получаются слова?
И только слышно, как слетает
с деревьев черная листва.
А песня в поле догорает.
Скажи, зачем и отчего
душа за песней обмирает,
когда не верит в колдовство?
Ведь не напрасно, не случайно.
И скажет умный человек:
— О, Господи, какая тайна?
Опомнитесь: двадцатый век!
Опомнимся.
Как бы в стесненье
окинем мысленно труды,
из коих ясно без сомненья,
что красота — соединенье
железа, фосфора, воды.
. А женщина платок откинет,
сходя тихонечко с крыльца.
И кровь качнется и отхлынет
от занемевшего лица.
Мысль о такой вот двуединой (простой, но таинственной) сущности земной красоты звучит тем более убедительно, что поэт не просто декларирует ее, а находит каждый раз все новые художественные подтверждения.
Помогают ему в этом и отточенная поэтическая техника, и высокое изобразительное мастерство. Лирическая ткань большинства стихотворений В. Башунова отличается тонкой выделкой, насыщенным, хорошо запоминающимся образным рисунком. А потому даже повторение схожих мотивов не создает ощущения однообразия или монотонности.
Воспоминания об отчем доме, деревенском детстве, дорогих и близких людях звучат во многих стихотворениях Владимира Башунова. Однако воспоминания эти не самоцельны. Они — своего рода поэтические отзвуки той связующей поколения родовой памяти, которой всегда был крепок русский человек и соками которой искони питалось его сыновнее отношение к Родине.
Будет возле отца
подниматься сынок.
Будет возле крыльца
завиваться вьюнок.
Свет родного жилья,
дух родного жнивья -
все отрада твоя
и держава твоя.
В горько-памятные даты
понимается острей,
что и мы с тобой солдаты,
дети русских матерей.
Опыт наш и опыт горький
всенародной той войны,
Я, Владимир,
Ты, Георгий,
забываться не должны.
Мы не пустим в дом родимый
рвущихся нетопырей.
Ты, Георгий,
Я, Владимир,
дети русских матерей.
Нету отзыва — жизнь безответна.
Нету цели — бесцельна стезя.
Верить миру смешно и наивно,
А не верить грешно и нельзя.
Смешенье надежд. Межвременье.
То митинг, то съезд, то стрельба.
Не щучье, но чучье веленье.
Не праздник — дурная гульба.
Так что же в итоге?
Похоже,
разгул золотого тельца.
А там, на заветной неделе,
при яркой полдневной звезде
приедет на печке Емеля
с охапкой идей, что гвоздей.
И всяк те идеи усвоит,
и жизнь лучше немцев устроит.
Откроются клады, обильно
в казну потечет серебро.
И станет европам обидно.
И встанет земля на ребро.
И сверху по нитке витой
опустится век золотой.
Теперь не вычесть однозначно, —
Кто взвеял пашню в одночасье,
кто вызвал дождь среди зимы —
сама природа или мы.
Теперь не угадать исхода.
Ни для нее, ни для народа.
Там интеграл, там нефтью пахнет,
идут кислотные дожди,
там все живое мрет и чахнет,
роняя всхлипы из груди.
И, добавим от себя, — вызывая обращенный к Создателю крик души поэта:
Вечный мир вам, стволы и кроны!
Как ты, Господи, дал такое:
разметать последние схроны
тишины, красоты, покоя?
Шевелятся могутные корни,
выбираясь из темных глубин.
И два мира, скудельный и горний,
сопрягаются в образ един.
Только нам забываться не стоит:
нам не жить под крылом шалаша.
Я-то знаю, как рвется и стонет,
отдираясь от леса душа.
Каждый раз зарекаюсь и каюсь.
И поспешно несут от него
или что-нибудь вроде того.
А глаза, обернувшись назад,
ненасытно глядят и глядят.
Из той же драматичной, а нередко и трагичной, противоречивости рождается, как известно, вечный конфликт старого и нового, проводящий в движение процесс обновления. Однако дело не в конфликте как таковом, а в способах его разрешения. Неужели для рождения нового надо обязательно разрушить до основания старое?
Шапки пены плывут по реке —
прибывает вода, отдождило
наверху; это свежая сила
приумножит урон в тальнике.
Этой новой воды торжество,
эта буйная удаль слепая,
на привычный пейзаж наступая,
исказит и себя, и его.
(Устоявшихся истин разлом,
проторенных путей размыванье. )
Поделом! — Но кому в назиданье?
Всем и вся! —
Но за что — поделом?
И этой спасительной верою
да поздней калиной, да вербою
пасхальной — на самом краю,
за краем. да светом особенным,
во взоре, открытом и совестном,
да чем еще? — жив и стою.
Звучи, звучи, родное пенье!
Качайся, тонкая лоза!
Чтоб обожгло меня волненье
и затуманилась слеза.
. И плачу я большой и сильный,
уже давно немолодой,
над золотой травой и синей
и над зеленою водой.
Над светом детства промелькнувшим.
Над чистым звуком горловым,
Над всем прекрасным, да минувшим,
Над всем минувшим, да живым.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Владимир Мефодьевич Башунов Змеиногорская СОШ с УИОП 1 А класс 2015 г.
Владимир Башунов – автор десяти поэтических книг и трех книжек для детей, вышедших в издательствах Барнаула и Москвы. Он Лауреат премии Алтайского центра Международного Демидовского фонда 1995 года. Умер Владимир Башунов в 2005 году.
Слушаем рассказ современника поэта
В.М.Башунов Книга, которую мы прочитали от корки до корки
Соня читает – весь класс слушает…
Каждый день – по стихотворению!
Пока бежит песок в часах Пока звучит родник в лесах, Давайте жить как люди! Нелепых ссор не затевать, Отца и мать не забывать, - Давайте жить как люди! Давайте правду говорить, Гнезда чужого не зорить, Давайте жить как люди! Все начинается с любви. Мы родились на свете людьми – Давайте жить как люди!
Спасибо за внимание!
Краткое описание документа:
Литературное образование детей начинают родители задолго до поступления ребёнка в школу. Взрослые знакомят дошкольников с популярной детской литературой. Начальная школа подхватывает усилия родителей, начиная знакомство с классической детской литературой.
Однако педагоги не всегда находят место местной литературе, иногда очень самобытной, интересной, самодостаточной.
Год литературы и объявленный конкурс электронных презентаций "Писатели Алтая - детям" способствовал изучению творчества алтайских детских писателей.
Наш 1 А класс увлекся творчеством Владимира Мефодьевича Башунова. Об этом наша презентация.
Читайте также: