Теория планируемого поведения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нетрудно заметить, что теория разумного или обдуманного поведения Эйзена-Фишбейна является ничем иным как детализированным изложением модели поведения Курта Левина, о которой мы говорили в первом разделе книги: П=Ф(ЛО), где поведение также выводится из соотношения личностных, диспозиционных особенностей (Л) и ситуационных факторов (О -окружающая среда).

Как видим, теория планируемого поведения дает возможность прогнозировать лишь рациональное, обдуманное поведение. Да и то лишь в том случае, если нам досконально известны все переменные. Но люди далеко не всегда ведут себя рационально и обдуманно. Влияние многих факторов может заставить человека совершать поступки, идущие вразрез с его собственными интересами. Это могут быть и эмоциональные порывы (например, страх, сострадание, жажда мщения, влюбленность и т.д.), неумение предвидеть последствия, рассчитывать свои действия, конформность, бессознательные импульсы, да и обыкновенная глупость, наконец. Кроме того, особо следует отметить привычки и стереотипные способы действия в тех или иных ситуациях, приобретенные индивидом в прошлом, которые также могут значительно влиять на поведение.

Таким образом, теория планируемого поведения является хорошим инструментом прогнозирования действий, но в довольно ограниченном числе случаев.

Дело в том, что чаще поведение людей не носит рационально-спланированного характера. Поэтому предсказать то или иное поведение, основываясь на концепции Эйзена-Фишбейна, удается далеко не всегда.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что благодаря работам Эйзена и Фишбейна вновь активизировался интерес исследователей к изучению проблем, связанных с установками. Ведь как мы отмечали ранее, интерес к ним в конце 60 – начале 70-х годов прошлого века значительно снизился. Добавим также, что возрождение интереса к социальным установкам

2.5. Теории непланируемого поведения

Раньше мы уже не раз говорили о том, что не все психологи и далеко не все теоретические направления в психологии считают поведение человека рациональным и спланированным. В приложении к нашей теме это означает, что человеческие действия подчиняются не установкам сознания, а продиктованы совсем иными причинами: приобретенными привычками (научение) бессознательными импульсами, внешними факторами (ситуацией).

Теория запланированного поведения (TCP) была предложена Icek Ajzen (ен) как улучшение теории мотивированного действия , которые он уже разработали в сотрудничестве с Мартином Фишбайна . TCP стремится объяснить поведение или повлиять на него, основываясь на таких вопросах, как их отношение к отношениям, самооценке и социальным нормам.

Диаграмма TCP

Резюме

Содержание теории

Он постулирует, что человеческое поведение, чтобы быть эффективным, должно быть сначала решено / спланировано, отсюда и название теории запланированного поведения . Помимо определения, необходимы факторы трех типов:

  1. Суждения о желательности поведения и его последствиях ( отношение к поведению);
  2. Соображения о влиянии и мнении родственников на поведение ( социальные нормы );
  3. Убеждения о способности субъекта добиться успеха в поведении ( самоэффективность ).

Области применения

Теория запланированного поведения - это интегрирующая теория, применимая к очень широкому кругу ситуаций: бросание школы, прогулы на работе, ношение презерватива, потребительское поведение, безопасность дорожного движения , отказ от курения , принятие новой компьютерной системы , желание ' предпринимательство , обмен контентом в социальных сетях .

Особенностью многих психологических теорий является положение о том, что убеждения определяют социальное поведение людей. Итак, чтобы изменить поведение, нужно изменить образ мышления человека, его оценки социальных объектов.

Вопрос о связи поведения и установок — это вопрос о целенаправленное воздействие на поведение. Этот вопрос имеет длинную историю дискуссий.

С самого начала его исследования ни у кого не вызывало никаких сомнений, что по установкам можно предсказать поведение. Эту аксиому разрушили результаты экспериментов Р. Лапьер, которые он обнародовал в 1934 году.

Р.Лапьер с китайскими туристами совершал турне в Америке, когда там существовала устойчивая предвзятость против выходцев из Азии. Спутникам Р.Лапьера только в одном из 250 случаев отказали в поселении в гостинице. Через 6 месяцев Р. Лапьер разослал во все гостиницы, где они останавливались, письма с просьбой принять его и китайцев еще раз. Ответы поступили из 128 мест, и в 92% из них были отказы.

Последующие исследования, которые были проведены позже, подтвердили отсутствие связи между установками и поведением.

Однако, как оказалось, не все так просто, потому что прямой связи между установками и поведением не существует.

Например, М.Рокич высказал идею, что у человека может существовать одновременно две подобные установки: непосредственно на объект и на ситуацию, связанную с этим объектом. Эти установки действуют поочередно. В эксперименте Лапьра установка на объект была отрицательной (отношение к китайцам), однако взяла верх установка на ситуацию — согласно принятым нормам хозяин гостиницы должен принять гостей.

Другие исследователи, в частности Д. Кац и Е. Стотленд, утверждают, что в разных ситуациях могут оказаться то когнитивный, то аффективный компоненты установки, поэтому результат будет другим. А исследователи М. Фишбайн и А. Айзен отмечают, что если установка, измеряемая, является общей, а поведение — специфической, то установка будет предрекать поведение.

Например, общая установка на здоровый образ жизни не сможет подсказать конкретные действия людей, которые имеют такие установки, то есть, зная общую установку человека на здоровый образ жизни, остается неясным, какие она будет осуществлять конкретные действия: будет ли она заниматься зарядкой, соблюдать диету, заниматься определенным видом спорта и т. д.

— Установка на целостный объект может не совпадать с установкой на какую-то часть, что составляет этот объект. Например, негативная установка на телевизионную рекламу вообще не означает, что не существует положительной установки на какой-то конкретный ее ролик.

— Необходимо учитывать, что поведение детерминировано не только установками, но и ситуацией, в которой она осуществляется.

— Несоответствие установки и поведения может произойти от того, что человек неправильно или неточно выразила свою позицию относительно социального объекта.

Следовательно, можно утверждать, что установки связанные с поведением, но существует ряд факторов, которые могут эту связь ослабить. Возникает вопрос: какими же должны быть установки, чтобы направлять поведение?

Теории планируемого поведения

Второй компонент модели – это общественные нормы, т.е. социальный фактор, который также может влиять на намерения индивида. Другими словами, речь о том, как общество относится к данному виду поведения. Общественные нормы могут поощрять, а могут и порицать подобное поведение. Соответственно, человек может соблюдать эти нормы, и таким образом, поддерживать социальный порядок (поэтому людей, соблюдающие социальные нормы, и называют порядочными людьми), а может и не соблюдать (тогда говорят о непорядочности человека).

В то же время для Веры может статься, гораздо важнее быть не начальником, а порядочным человеком, поскольку власть ее мало интересует.

Теории непланируемого поведения

Раньше мы уже не раз говорили о том, что не все психологи и далеко не все теоретические направления в психологии считают поведение человека рациональным и спланированным. В приложении к нашей теме это означает, что человеческие действия подчиняются не установкам сознания, а продиктованы совсем иными причинами: приобретенными привычками (научение) бессознательными импульсами, внешними факторами (ситуацией).

Наиболее известные из таких теоретических подходов – теории научения, психология масс, глубинная психология.

Точку зрения психологии масс на природу человеческого поведения мы довольно подробно рассматривали в Разделе 1. Если говорить о теориях глубинной психологии, а среди них наиболее известны психоанализ 3. Фрейда, аналитическая психология К. Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера (все остальные – лишь модификации перечисленных), то их трудно анализировать в рамках сложившейся социально-психологической парадигмы, поскольку они плохо поддаются либо вообще не поддаются операционализации. Вместе с тем было бы неправильно вообще отказаться от использования теоретических положений глубинной психологии в рамках психологии социальной. Тем более, что даже теоретические модели американских психологов – наиболее радикальных сторонников операциональной верификации теорий, часто создаются под влиянием концепций глубинной психологии и психологии масс, на что мы неоднократно указывали в предыдущих разделах. Таким образом, имеет смысл хотя бы вкратце охарактеризовать взгляды теоретиков глубинной психологии на детерминацию человеческого поведения.

Источники и принципы формирования установок

1. Самые первые установки формируются у нас в детстве, именно тогда человек начинает активно постигать мир и вырабатывать то или иное отношение к вещам, людям и событиям. Однажды обжегшись о горячий предмет, например, утюг или плиту, ребенок может впоследствии испытывать к ним неприязнь, основанную на боли и страхе. И напротив, вкус первой конфеты и вообще сладкого может очаровать малыша и закрепить у него положительное отношение к сладкому. А может, и нет. Здесь многое зависит от индивидуальных, конституциональных и характерологических особенностей человека. Есть люди, например, которые не любят сладкого. Одному ребенку, да и взрослому тоже, достаточно лишь единожды получить негативное подкрепление, скажем, уколоться или обжечься, чтобы навсегда выработать реакцию избегания колющих и жгущих предметов и, соответственно, сформировать в отношении их отрицательную установку. Другой же может множество раз сталкиваться с негативным подкреплением, но так и не научиться избегать опасности или неприятных ощущений или переживаний. Точно также дело обстоит с курением и употреблением алкоголя. Ребенку или подростку может хватить однократного опыта неприятных ощущений от первой выкуренной сигареты или выпитой порции спиртного, чтобы всю жизнь испытывать отвращение к табаку и алкоголю.

2. Итак, мы выяснили, что помимо личного опыта в формировании установок активно участвует социальное окружение человека. Прежде всего, это родители, сверстники, учителя, другие авторитетные лица. Причем, здесь срабатывает не только научение по принципу обусловливания и ассоциирования, но и викарное, а также оперантное, или инструментальное научение.Мы знаем, что другие люди служат для каждого из нас основными источниками социальной информации, но только этим их роль не ограничивается. Большинство людей испытывает удовольствие, если им удалось оказать на кого-то влияние, убедить в чем-то. Поэтому, если, например, ребенок заимствовал установку своих родителей или приятелей и высказал ее, то в этом случае он, как правило, получает оперантное подкрепление в виде похвалы, одобрения, какого-то иного психологического или материального вознаграждения. Впоследствии для получения вознаграждения человек научается усваивать, но главное, высказывать те установки, которые нравятся окружающим, и получает с их стороны положительное подкрепление. И, соответственно, игнорировать взгляды и установки, неприятные его социальному окружению, боясь подвергнуться наказанию – негативному подкреплению. Другими словами, человек начинает использовать научение как инструмент для достижения своих целей – получения удовольствия и избегание неудовольствия. Отсюда и название этого вида научения.

Объясняя действие оперантного подкрепления в конкретных социальных ситуациях, Р. Чалдини и Ч. Инско разработали двухфакторную модель социального подкрепления (1969). Они полагают, что положительная реакция социальной модели выполняет две функции:

1. служит подсказкой для человека относительно той установки, которой необходимо придерживаться.

2. порождает взаимопонимание и симпатию между моделью и подражателем.

Таким образом, один фактор – это информация, другой – поощрение, одобрение, симпатия (Штрёбе В., Джоунас К., 2001).

3. Еще один способ формирования установок по принципу обусловливания с использованием ассоциаций с социальными стимулами также всем известен – это политическая или коммерческая реклама, в которой участвуют известные люди: спортсмены, артисты, политики и т.д., т.е. те, чей образ связывается с успехом, славой, богатством.

4. Как мы помним, согласно этой теории А. Бандуры, люди научаются чему-либо, просто наблюдая за поведением других людей (социальных моделей). Установки, демонстрируемые или высказываемые социальными моделями, интернализуются наблюдателем. Заимствованные, приобретенные этим способом установки являются едва ли не более распространенными, чем установки, выработанные посредством прямого подкрепления.

Мы уже знаем, что научение через наблюдение и подражание называется викарным. И оно осуществляется в ходе социальных взаимодействий детей со взрослыми, и прежде всего с родителями, со сверстниками, с другими значимыми людьми. Во всех этих случаях викарное научение, получившее внешнее под крепление, может трансформироваться в инструментальное.

В психологии теория запланированного поведения (сократил TPB) является теорией, которая связывает верования и поведение. Понятие было предложено Icek Ajzen, чтобы изменить к лучшему прогнозирующую власть теории аргументированного действия включением воспринятого поведенческого контроля. Это - одна из большинства прогнозирующих теорий убеждения. Это было применено к исследованиям отношений среди верований, отношений, поведенческих намерений и поведений в различных областях, таких как реклама, связи с общественностью, рекламные кампании и здравоохранение.

Теория заявляет, что отношение к поведению, субъективным нормам, и чувствовало поведенческий контроль, вместе сформируйте поведенческие намерения и поведения человека.

История

Расширение из теории аргументированного действия

Расширение самоэффективности

В дополнение к отношениям и субъективным нормам (которые делают теорию из аргументированного действия), теория запланированного поведения добавляет понятие воспринятого поведенческого контроля, который происходит из теории самоэффективности (SET). Самоэффективность была предложена Bandura в 1977, который произошел из социальной познавательной теории. Согласно Bandura, ожидания, такие как мотивация, работа и чувства расстройства, связанного с повторными неудачами, определяют эффект и поведенческие реакции. Bandura разделил ожидания на два отличных типа: самоэффективность и предвкушение результата. Он определил самоэффективность как убеждение, что можно успешно выполнить поведение, требуемое произвести результаты. Предвкушение результата относится к оценке человека, что данное поведение приведет к определенным результатам. Он заявляет, что самоэффективность - самое важное предварительное условие для изменения в поведении, так как это определяет инициирование справляющегося поведения.

Предыдущие расследования показали, что поведение народов сильно под влиянием их уверенности в их способности выполнить то поведение. Поскольку теория самоэффективности способствует объяснению, что различные отношения между верованиями, отношениями, намерениями и поведением, НАБОР были широко применены к связанным со здоровьем областям, таким как физическая активность и психическое здоровье в детях в предподростковом возрасте и осуществление.

Понятие ключевых переменных

Поведенческие верования и отношение к поведению

  • Поведенческая вера: вера человека о последствиях особого поведения. Понятие основано на субъективной вероятности, что поведение произведет данный результат.
  • Отношение к поведению: положительная или отрицательная оценка человеком самоисполнения особого поведения. Понятие - степень, которой положительно или отрицательно оценено исполнение поведения. Это определено полным набором доступных поведенческих верований, связывающих поведение с различными результатами и другими признаками.

Нормативные верования и субъективные нормы

  • Нормативная вера: восприятие человеком социальных нормативных давлений или соответствующие верования других, что он или она должен или не должен выполнять такое поведение.
  • Субъективная норма: восприятие человека об особом поведении, которое является под влиянием суждения вторых половинок (например, родители, супруг, друзья, учителя).

Верования контроля и воспринятый поведенческий контроль

  • Воспринятый поведенческий контроль: воспринятая непринужденность человека или трудность выполнения особого поведения. Это взято на себя, что воспринятое поведенческое управление определено полным набором доступных верований контроля.
  • Верования контроля: верования человека о присутствии факторов, которые могут облегчить или препятствовать исполнению поведения. Понятие воспринятого поведенческого контроля концептуально связано с самоэффективностью.

Поведенческое намерение и поведение

  • Поведенческое намерение: признак готовности человека выполнить данное поведение. Это, как предполагается, непосредственный антецедент поведения. Это основано на отношении к поведению, субъективной норме, и чувствовало поведенческий контроль с каждым предсказателем, нагруженным для его важности относительно поведения и населения интереса.
  • Поведение: заметный ответ человека в данной ситуации относительно данной цели. Аджзен сказал, что поведение - функция совместимых намерений, и восприятие поведенческого контроля в том воспринятом поведенческом контроле, как ожидают, смягчит эффект намерения на поведении, таком, что благоприятное намерение производит поведение только, когда воспринято, поведенческий контроль силен.

Концептуальный / эксплуатационное сравнение

Воспринятый поведенческий контроль против самоэффективности

Как Ajzen (1991) заявил в теории запланированного поведения, знание роли воспринятого поведенческого контроля прибыло из понятия Бэндуры самоэффективности. Позже, Фишбейн и Кэппелла заявили, что самоэффективность совпадает с воспринятым поведенческим контролем в его интегральной модели, которая также измерена пунктами самоэффективности в предыдущем исследовании.

Понятие самоэффективности внедрено в социальной познавательной теории Бэндуры. Это относится к убеждению, что можно успешно выполнить поведение, требуемое произвести результат. Понятие самоэффективности используется в качестве воспринятого поведенческого контроля, что означает восприятие непринужденности или трудность особого поведения. Это связано, чтобы управлять верованиями, который относится к верованиям о присутствии факторов, которые могут облегчить или препятствовать исполнению поведения.

Отношение к поведению против предвкушения результата

Теория запланированного поведения определяет природу отношений между верованиями и отношениями. Согласно этим моделям, оценки людей, или отношения к поведению определены их доступными верованиями о поведении, где вера определена как субъективная вероятность, что поведение произведет определенный результат. Определенно, оценка каждого результата способствует отношению в прямой пропорции к субъективной возможности человека, что поведение производит рассматриваемый результат.

Предвкушение результата было порождено из модели стоимости предвкушения. Это - связывающая переменную вера, отношение и ожидание. Теория положительной оценки запланированного поведения самоисполнения особого поведения подобна понятию к воспринятым преимуществам, которое относится к верованиям относительно эффективности предложенного профилактического поведения в сокращении уязвимости для отрицательных результатов, тогда как их отрицательная оценка самоработы подобна воспринятым барьерам, который относится к оценке потенциальных негативных последствий, которые могли бы следовать из постановления поддержанного медицинского поведения.

Социальное влияние

В то время как большинство моделей осмысляется в пределах отдельного познавательного пространства, теория запланированного поведения рассматривает социальное влияние, такое как социальная норма и нормативная вера, основанная на collectivistic связанных с культурой переменных. Учитывая, что поведение человека (например, связанное со здоровьем принятие решения, такое как диета, использование презерватива, бросая курить и выпивая, и т.д.) могло бы очень хорошо быть расположено в и зависящее от социальных сетей и организации (например, группа пэра, семья, школа и рабочее место), социальное влияние было приветствуемым дополнением.

Модель

Как правило, более благоприятное отношение к поведению и субъективной норме, и чем больше воспринятый поведенческий контроль, тем более сильный намерение человека выполнить рассматриваемое поведение должно быть. Наконец, учитывая достаточную степень фактического контроля над поведением, люди, как ожидают, выполнят свои намерения, когда возможность возникнет.

Формула

В ее самой простой форме теория запланированного поведения может быть выражена как следующая математическая функция:

До такой степени, что это - точное отражение фактического поведенческого контроля, чувствовал, что поведенческий контроль может, вместе с намерением, использоваться, чтобы предсказать поведение.

Оценка теории

Преимущества

Теория запланированного поведения может касаться неволевого поведения людей, которое не может быть объяснено теорией аргументированного действия.

Несколько исследований нашли, что TPB поможет лучше предсказать связанное со здоровьем поведенческое намерение, чем теория аргументированного действия. TPB улучшил предсказуемость намерения в различных связанных со здоровьем областях, таких как использование презерватива, досуг, осуществление, диета, и т.д.

Ограничения

Теория запланированного поведения основана на познавательной обработке и уровне изменения поведения.

По сравнению с эмоциональными моделями обработки теория запланированного поведения пропускает эмоциональные переменные, такие как угроза, страх, настроение и отрицательное или положительное чувство и оценила их ограниченным способом.

Некоторые медицинские поведения и другие типы поведений могут быть в основном под влиянием эмоции. Однако это - не обязательно недостаток для предсказания этих поведений, вопреки некоторым жалобам. Сильные чувства относятся к этой модели, потому что они могут влиять на верования и другие конструкции в этой модели. Плохая предсказуемость для связанного со здоровьем поведения в предыдущем исследовании в области здравоохранения может быть приписана некачественному нанесению модели, связанных методов и мер. Большая часть исследования - correlational, и больше доказательств, основанных на экспериментальных исследованиях, приветствуется, хотя эксперименты, по своей природе, испытывают недостаток во внешней законности, потому что они располагают по приоритетам внутреннюю законность.

Применения теории

До сих пор у теории запланированного поведения есть больше чем 1 200 библиографий исследования в академических базах данных, таких как Communication & Mass Media Complete, Академический Премьер-министр Поиска, PsycARTICLES, Деловой Исходный Премьер-министр, PsycINFO и PsycCRITIQUES.

В частности недавно, несколько исследований нашли, что TPB лучше поможет предсказать связанное со здоровьем поведенческое намерение, чем TRA, учитывая, что TPB улучшил предсказуемость намерения в различных связанных со здоровьем областях, таких как использование презерватива, досуг, осуществление и диета.

Другое применение теории запланированного поведения находится в области экологической психологии. Вообще говоря, действия, которые безвредны для окружающей среды, несут положительную нормативную веру. То есть стабильным поведениям широко способствуют как положительные поведения. Однако, хотя может быть поведенческое намерение практиковать такие поведения, чувствовал, что поведенческому контролю могут препятствовать ограничения, такие как вера, что поведение не окажет влияния. Например, если Вы намереваетесь вести себя экологически ответственным способом, но есть отсутствие доступной инфраструктуры переработки, чувствовал, что поведенческий контроль низкий, и ограничения высоки, таким образом, поведение может не произойти. Применение теории запланированного поведения в этих ситуациях помогает объяснить противоречия между стабильными отношениями и нестабильным поведением.

Теория запланированной модели поведения - таким образом очень сильная и прогнозирующая модель для объяснения человеческого поведения. Именно поэтому здоровье и области пищи использовали эту модель часто в их изысканиях. В одном исследовании, используя теорию запланированного поведения, исследователи определяют факторы ожирения в грузных китайских американцах. Намерение предотвратить грузное становление было ключевой конструкцией в процессе исследования. Важно, чтобы педагоги пищи обеспечили надлежащие государственные политики, чтобы обеспечить хорошую дегустацию, недорогостоящую, здоровую еду.

Теория Запланированного Поведения может также быть применена в области прикладного вмешательства пищи. В недавнем исследовании Sweitzer TPB (вместе с КОРОТКИМ ЗАМЫКАНИЕМ) использовался, чтобы поощрить родителей упаковывать больше фруктов, овощей и целого зерна (FVWG) в ланчах мешка дошкольников. Поведенческие конструкции TPD использовались, чтобы разработать интервенционные стратегии. Контроль Знаний / поведенческий контроль, Самоэффективность/чувствовать поведенческий контроль, субъективные нормы и намерения были измерены, чтобы видеть эффекты на поведение. Результаты сочли значительное увеличение овощей и целого зерна упакованным в ланчи, когда вмешательства были запланированы, используя конструкции TPB. Психосоциологические переменные были полезными предсказателями упаковочных поведений ланча родителей, и это исследование обеспечило расходящееся применение образцового исследования области родительского поведения как роль в развитии диетических поведений маленьких детей. В исследовании Макконноном применение TPB использовалось, чтобы предотвратить вес, возвращают в грузной когорте, кто недавно испытал значительную потерю веса. Используя конструкции TPB, было найдено, что воспринятая потребность управлять весом является самым уверенным предсказателем поведения для обслуживания веса. Модель TPB может использоваться, чтобы предсказать ожидание предотвращения увеличения веса в грузной когорте. TPB может также быть использован, чтобы измерить поведенческое намерение практиков в продвижении определенных медицинских поведений. В этом исследовании Чейзом были изучены намерения врачей-диетологов продвинуть целые продукты зерна. Было найдено, что самый сильный индикатор намерения врачей-диетологов продвинуть целые продукты зерна был конструкцией нормативных верований с 97% врачей-диетологов, указывающих, что медицинские работники должны продвинуть целое зерно, и 89% хотели выполнить эту веру. Однако знание и самоэффективность учреждения этой веры были обвинены только с 60% способности врачей-диетологов правильно определить целый продукт зерна от продовольственной этикетки, 21%, правильно определяющий текущие рекомендации и 42% врачей-диетологов, не знали, что была рекомендация для целого потребления зерна. Хотя быстродействие, чтобы закончить отправленный по почте обзоры для этого исследования было низким (39%), результаты обеспечили предварительные данные по сильному эффекту нормативных верований на намерениях врача-диетолога продвинуть целое зерно и потребность в потребности пищи в дополнительном образовании для осуществления врачами-диетологами, сосредотачивающимися на знании увеличения и самоэффективности для продвижения целого зерна.

В недавней статье Kautonen и др. проверил Теорию Запланированного Поведения в контексте предпринимательства. Их исследование нашло поддержку связи поведения намерения, то есть, положительные предпринимательские намерения приводит к поведению запуска.

Читайте также: