Просвещение в англии кратко

Обновлено: 25.06.2024

Англия считается родиной Просвещения, общественно-культурного движения, появившегося в конце XVII - XVIII веках. В этот период ослабевает королевская власть, министры подчиняются парламенту, противостояние короля и парламента переходит в политическую сферу. После потрясений, вызванных гражданскими и религиозными войнами, в условиях буржуазной революции формируются новые идеи, ставшие основными для Англии и континента. Основой для их появления стали стремление к стабильности, сдержанность и умеренность. Англиканская церковь не противодействовала Просвещению и занимала нейтральную позицию.

Реализация этих неотчуждаемых прав станет причиной правового равенства всех людей.

Политические и экономические учения

Смит считал, что свободный рынок должен формироваться на основе внутренних экономических механизмов, а не политических воздействий.

Политические учения эпохи Просвещения взаимосвязаны с концепциями Д. Локка:

  • гражданами делегируются государству только права, необходимые для гарантий их интересов;
  • монархия должна быть ограничена;
  • все виды власти необходимо разделить.

Вклад в формирование политических учений английского Просвещения также внесли О. Спенс, Т. Пэн, У. Годвин и другие.

Литература и искусство

В произведениях С. Ричардсона развитие сюжетов происходит в стенах одного дома. Героини его романов добродетельны и следуют буржуазной морали. Герои романов Г. Филдинга – обычные люди со всеми своими ошибками и недостатками. В романах Т. Смоллетта выявляются социальные контрасты общества.

В эпоху английского Просвещения творили такие великие художники, как Т. Гейнсборо, А. Ван Дейк, У. Хогарт, Д. Рейнольдс. Их произведения находятся в частных коллекциях и крупнейших музеях мира.

Эпоха Просвещения в Англии характеризовалась развитием и распространением естественных наук, преобладанием материалистических тенденций в философии, умеренной критикой религии и церкви. В отличии от Франции, где Просвещение предшествовало политической революции, здесь все было наоборот : вначале произошла революция, а затем наступила эпоха Просвещения. Она представлена такими персоналиями и школами, как Джон Локк, деизм, спиритуализм Дж.Беркли, скептицизм Д.Юма, философия шотландской школы.

Сенсуализм Джона Локка
(1624-1704 гг.)

Автор сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания. "В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах". Человеческая память сравнивается с чистой доской, на которую в течении жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует. Опыт, из которого мы черпаем знания, бывает внешний и внутренний. Объект внешнего опыта - внешний мир, а объект внутреннего опыта - деятельность самой души.
Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи получаются при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью. К ним относятся, к примеру, идея тепла, света, черного и т.п. Простые идеи получаются пассивной деятельностью, называемой созерцанием. Сложные идеи получаются через сравнение, наблюдение, соединение простых идей. Локк различает три класса сложных вещей : модусы; субстанции; отношения.
Будучи человеком верующим, он пытался примирить веру в откровение и требования разума.
В вопросе об универсалиях стоял на позиции концептуализма. Познание делил на: интуитивное (познание самоочевидных истин); демонстративное (положения математики, этики, бытия Бога) и сенситивное (существование единичных вещей).
Политическая концепция Локка признает, что государство не полностью монополизирует право решать судьбу народа и допускает право народа восставать против власти, если она не выполняет своих обязанностей.

Деизм в философии английского Просвещения

Деизм есть характерная для Просвещения попытка компромисса между религией и философией. Бог, сотворив мир, не принимает в его делах никакого участия. Деисты призывали к естественной философской религии в противовес вере в откровение. Главные представители: Дж.Толанд, И.Ньютон, А.Шефтсбери.

Джон Толанд (1670-1722)
Продолжил линию Локка в философии и представлял деизм с материалистической позиции. Дал определение материи, близкое диалектическому материализму. Материя, существуя объективно, обладает атрибутами движения, пространства и времени. Деизм Толанда проявился в решении вопроса о том, создан ли мир Богом или существует вечно. Он допускает сотворенность материи, но в книге "Христианство без тайн" критикует религию за мистицизм и иррационализм.

Исаак Ньютон
(1643-1727)

Более известен как математик и физик, создатель классической механики. Основной труд "Математические начала натуральной философии". В нем с позиций материализма формулируются понятия и законы механики, подводится теоретическая основа под опытные данные. Механика Ньютона - это образец теории, полученной путем дедуктивного вывода. Он противопоставлял естественно - научное знание натурфилософским спекуляциям и в этих целях предложил структуру научного метода : законы и понятия устанавливаются через эмпирическую индукцию и служат фундаментом науки. Затем эти законы и принципы математически и символически выражаются и разворачиваются в научную систему через раскрытие исходных априорных допущений с помощью дедукции. Гипотеза как вероятностное знание допускается, но имеет второстепенное значение.
На основе механики Ньютона была создана новая картина мира, названная механистической. Деизм позиции Ньютона состоит в том, что у него материя не имеет самостоятельного источника развития, и, поэтому, нуждается в первотолчке, который дает Бог. Пространство и время отделяются от материи и объявляются самостоятельными сущностями.

Энтони Шефтсбери (1671-1713)
Его деизм носит не научный, а этико-эстетический оттенок. Основная работа "Характеристика людей, нравов, мнений, времен". В ней постулируется и разъясняется принцип единства добра и красоты. Главные признаки красоты - соразмерность и пропорциональность. В человеке уживаются эгоистические и альтруистические влечения, но только последним принадлежит ведущая роль в нравственной жизни. Способность человека контролировать эгоистические и природные влечения говорит о наличии у него развитого морального чувства. Нравственность человека вытекает из его природы и автономна от влияния извне, однако тренировать нравственное чувство нужно. Поэтому нравственность не зависит от Бога. Но одновременно Шефтсбери утверждает, что именно Бог является источником всего прекрасного, как великий художник, создавший такую прекрасную Вселенную. В этом состоит деизм философии Шефтсбери.

Заключавшаяся в этих мыслях идеализация буржуазного общественного строя не была выражением сознательного классового расчета. В силу незрелости буржуазных отношений, присущей мануфактурной стадии капитализма, представители английского Просвещения могли сохранять иллюзии насчет подлинного характера буржуазного общественного строя, искренне думая, что его конечной целью является благоденствие всех слоев общества. Впрочем, для самых видных английских просветителей вообще характерна большая умеренность общественно-политических взглядов, что видно в частности из их отношения к религии.

Объясняется это историей борьбы материализма и идеализма в английской философской и общественной мысли. Начиная с XVII в. материализм и связанный с ним атеизм были в Англии идейным оружием феодальной аристократии, в то время как оппозиционные силы выступали под знаменем пуританства. Под этим знаменем английская буржуазия одержала победу; вся ее революционная фразеология, заимствованная из Ветхого завета, все ее иллюзии и пафос, поддерживавшие и поднимавшие воодушевление народных масс, окрашены в религиозные тона. В течение всего XVIII в. демократические движения (например, методизм, основанный в 30-х годах Джоном Уэсли и привлекший многочисленные плебейские элементы) еще пользовались религиозными лозунгами.

Буржуазная основа политической теории Локка ясно проявляется в том, что частная собственность признается им естественным правом человека, наравне со свободой и равенством. Отвергнув феодальную теорию божественного права монархов и теорию абсолютизма Гоббса, Локк в основу своей теории государства кладет принцип политического суверенитета народа, признавая за ним право сменять государственную власть, если она нарушает общественный договор и посягает на естественные права человека — личную свободу и собственность. Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль европейского континента. Она получила дальнейшее развитие у Руссо и отразилась в законодательстве Французской буржуазной революции.

Другое, идеалистическое направление в развитии локковского сенсуализма представлено именами Беркли и Юма. Джордж Беркли (1685—1753) поставил своей целью опровергнуть материализм и обосновать незыблемость религии. Свое опровержение материализма он строит, опираясь на ту же сенсуалистическую теорию, что и английская материалистическая школа. Взяв за исходный пункт учение Локка об ощущениях, Беркли делает крайний идеалистический вывод, будто реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами. Реальные вещи для него представляют собой только соединение различных ощущений. Отрицая объективность материального мира, Беркли зато признает существование духовной субстанции — бога.

В XVIII в. возникла классическая английская политическая экономия. Крупнейшим ее представителем был Адам Смит (1723—1790). Экономическое учение Смита развивается в общем русле идей Просвещения. Не замечая еще многих противоречий, присущих буржуазному способу производства, Смит совершенно убежден в том, что вместе с развитием буржуазных отношений растет и благосостояние народных масс.

Политические теории английских буржуазных государствоведов и философов XVIII в. в своих главных направлениях исходят из учения Локка о государстве как результате общественного договора, об ограниченной монархии и разделении законодательной и исполнительной властей как наилучшей политической форме, гарантирующей свободу и собственность отдельной личности.

Великое произведение Свифта с его глубоко пессимистической оценкой буржуазного человека стоит особняком в литературе XVIII в., но было бы неправильно исключить Свифта из общего русла европейского Просвещения. Важное место в романе Свифта занимает образ самого Гулливера; он не только связывает воедино отдельные сатирические эпизоды романа, но является своеобразной нормой, масштабом, по отношению к которому лилипуты и великаны, лапутяне и иеху выступают как извращение нормального человека, как его чудовищное поругание. Мизантропия Свифта — только оборотная сторона его гуманизма.

Особое место в английской литературе последней трети XVIII в. занимает крестьянская поэзия, достигшая своей вершины в творчестве шотландского народного поэта Роберта Бернса (1759—1796). Берне реалистически изображал быт деревни, прославляя труд крестьянина, но наряду с идеализацией патриархальной деревни в его произведениях звучит нота протеста против сословного общества, власти денег, религиозного фанатизма.

Драматургия и театр

Утверждение реалистических принципов в драматургии способствовало реформе театра, в котором господствовали каноны классицизма. Важное значение, притом не только для английского, но и для всего европейского театра, имела деятельность выдающегося английского актера Гаррика (1717—1779), являющегося основоположником сценического реализма.

Большое значение для английского искусства портретной живописи имела деятельность Ван Дейка, жившего долгое время в Англии при дворе Карла I Стюарта. Но своего высшего расцвета это искусство достигло во второй половине века в творчестве Рейнольдса (1723—1792) и Гейнсборо (1727—1788).

Рейнольде — общественный деятель, виг, основатель Академии художеств в первый ее президент. Эстетические взгляды Рейнольдса развивались в русле просветительского классицизма. Долгие годы, проведенные им в Италии, он посвятил глубокому изучению классического искусства. Большинство его женских портретов написаны в условной манере: избегая чрезмерной индивидуализации, он как бы создает идеальный тип женской красоты. Гораздо выразительнее мужские портреты Рейнольдса. В них ярче проявляется реализм художника, его умение изобразить значительные человеческие характеры.

Творчество другого крупного художника — Гейнсборо во многом близко к литературе английского сентиментализма. Гейнсборо стоял в оппозиции к новому строю жизни буржуазной Англии. Он ненавидел большие города, любил сельскую тишину и чуждался великосветского общества. Он отвергал всякую искусственность в следовал в своих работах только непосредственному чувству натуры. Важную роль в творчестве Гейнсборо играет пейзаж, придающий его портретам ощущение дали. Картины Гейнсборо проникнуты тонким лиризмом и отличаются виртуозной техникой живописи. В конце XVIII в. под влиянием Рейнольдса и Гейнсборо возникла целая школа английских портретистов (Ромни, Лауренс, Хопнер и др.).

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы . Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский . 1956—1565 .

Англия считается родиной культурного движения, названного Просвещением. Именно здесь, на фоне буржуазной революции, зародились те идеи, которые стали основными для всей этой эпохи. Противоречия, существовавшие в английском обществе, после революции и гражданской войны сгладились, укрепился парламентаризм, и политическое противостояние перешло в правовое поле. В силу того, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, то практически была идеалом веротерпимости. Англия считалась образцом прогресса.

Правовое равенство всех людей Локк видел в принятии этих трех неотчуждаемых прав.

Политэкономия и политические учения английского просвещения

Основателем политической экономии считается Адам Смит, учение которого развивается в русле просветительских идей просвещения. Ученый был уверен в том, что рост благосостояния народных масс обусловлен развитием буржуазных отношений. Эта уверенность была следствием того, что он не видел противоречий буржуазного способа производства, считая, что порядок свободной конкуренции в обществе установлен самой природой.

А. Смит выступал против любого вмешательства государства в экономическую жизнь общества и был убежден в том, что примирение всех частных интересов вполне возможна.

Все политические учения английских просветителей так или иначе связаны со взглядами Д. Локка:

Готовые работы на аналогичную тему

  • государство есть результат общественного договора;
  • монархия должна быть ограниченной;
  • законодательная и исполнительная власти должны быть разделены.

Еще политические учения английского Просвещения связаны с именами Т. Пэна, У. Годвина, О. Спенса и некоторых других.

Литература и искусство английского просвещения

С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт так же писатели-романисты. Ричардсон в своих произведениях уходит от широкой картины мира и ограничивается стенами одного дома, считая, что для этого вполне достаточно для изображения нравов целого общества. Его положительные героини добродетельны и не отступают от буржуазной морали. Герои же Филдинга – простые люди со своими слабостями, недостатками, ошибками. В романах Смоллетта вскрываются социальные контрасты общества того времени.

Эпоха английского Просвещения знаменита великими живописцами. Мировую копилку великих произведений пополнили комически гротескные работы У. Хогарта, портреты А. Ван Дейка, Т. Гейнсборо, Д. Рейнольдса, которые находятся в крупнейших музеях мира.

Читайте также: