Историография русской правды кратко

Обновлено: 05.07.2024

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ

РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ

ЗАКОН РУССКИЙ

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит гривну.

10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему (т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит) одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину) получить (за это компенсацию) деньгами; если же, что-нибудь сломав, попытается (сломанное) возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько (хозяин) дал при покупке этой вещи.

Закон, установленный для Русской земли, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег(?), Никифор Киевлянин, Чудин Микула.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно: а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме или (за кражею) лошади или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.

29. А если (кто-либо) уведет чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

30. Если же придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему свидетелей.

31. А если (кто-либо) украдет коня или волов или (обокрадет) дом, да при этом крал их один, то платить ему гривну (33 гривны) и тридцать резан; если воров будет 18 (? даже 10), то (платить каждому) по три гривны и по 30 резан платить людям (? княжеским).

32. А если подожгут княжескую борть или выдернут (из нее) пчелы, (то платить) 3 гривны.

33. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника – 12 гривен.

34. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

35. А если (кто-либо) украдет ладью, то за ладью платить 30 резан, а штрафа 60 резан.

36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя – 30 резан; а штрафа 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то (платить) 9 кун; а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, козу или свинью, притом одну овцу украли 10 (человек), то пусть положат по 60 резан штрафа (каждый); а задержавшему (вора платить) 10 резан.

41. А из гривны мечнику (полагается) куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен – задержавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот установление для вирника; вирнику (следует) взять в неделю 7 ведер солоду, а также барана или полтуши мяса или две ногаты; а в среду резану или сыры; также в пятницу, а хлеба и пшена (взять) сколько могут поесть; а кур (брать) по две в день; поставить 4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 (?8) гривен, 10 резан и 12 веверин; а при въезде гривну; если же потребуется во время поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун; а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру в течение недели. Вот таково распоряжение Ярослава.

43. А вот подати (установленные для) строителей мостов; если построят мост, то взять за работу ногату и от каждого пролета моста ногата; если же починили несколько досок старого моста – 3, 4 или 5, то брать столько же.

Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952. С. 81–85

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную иСокращенную.

Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текстДревнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правдыобъединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий,Пушкинско-Археографический и Карамзинский.

Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. НормыПространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемаяСокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текстаПространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

Законодательство Киевской Руси и Русская Правда Ярослава

Происхождение Русской Правды

До появления Русской правды (и даже некоторое время после) порядок в Киевской Руси строился главным образом на основе:

  • Исконных обычаев, принятых у славян
  • Княжеских указах
  • Церковном праве (после принятия христианства)

Князь Ярослав Мудрый

После принятия христианства в 988 г. возникает и церковное право, которое составляло закономерную часть Правды. В письменных источниках наблюдается сильное влияние византийского права. Однако на практике применялись русские церковные законы, издаваемые местными князьями. Таковыми являлись Церковные Уставы Ярослава и Владимира, составленные в начале XI в.

Суть и содержание основных положений Русской Правды

Важно! Денежной единицей на Руси служила гривна – брусок (слиток), весом 204 грамма. Однако в основном, в XI в. водилась гривна кун (монета), которую делали из менее качественного серебра, её вес составлял примерно 68 грамм. Ногата – монета арабской чеканки, весила около 3,41 грамма. Куна – также маленькая монета, весом 2,73 грамма. Резана – примерно 1,48 грамм. Самый маленький денежный знак – веверица (векша), весила 1/3 грамма.

Ярослав Владимирович Мудрый

Основные положения из Русской Правды:

Структура Русской Правды

Списки Русской Правды делятся на три разные редакции:

  • Краткая. Большая часть историков считает её наиболее древней, относится к XI в. Она имеет 43 статьи.
  • Пространная. Хорошо сохранившаяся и распространённая редакция документа, создана в XIII-XV в. и имеет в себе 121 статью.
  • Сокращённая. Создана примерно к XVI-XVII в., сформирована из Пространной (её сокращение). Включает 50 пунктов.

Пространная же делится на Устав Ярослава Мудрого и Устав Владимира Мономаха. Создана на основе Краткой редакции и дополнена разными актами.

Ярослав Владимирович

Статьи Русской Правды

Коротко рассмотрим каждую статью Краткой редакции (43 статьи) по отдельности:

  1. Статья утверждает кровную месть родственниками убитого и, при отсутствии желания мести — оплате виры в сорок гривен.
  2. Утверждается наличие синяков и крови как неопровержимого доказательства драки; выплата в три гривны и оплата врача.
  3. Эта статья устанавливает выплату за нанесение удара. Если человек не отомстил преступнику и тот скрылся с места, то платит он двенадцать гривен.
  4. Назначается оплата двенадцати гривен за удар рукоятью меча или ножнами.
  5. В случае, когда мечом отрубали руку, назначалась выплата в 40 гривен.

Дополнительная информация! В Киевской Руси 40 гривен считали очень большим штрафом, за такую сумму можно было приобрести 20 коров. Поэтому обычный человек попадал в чрезвычайно трудное положение.

  1. Если нога останется целой после нанесения удара или человек начнёт прихрамывать, то отомстить нельзя.
  2. За отрезанный палец – 3 гривны.
  3. За срезанную бороду или усы – 12 (примечательно, что штраф за такой поступок был больше, чем за палец).
  4. Если человек просто угрожал мечом, вынутым из ножен, при этом не ударив, то должен был заплатить 1 монету за оскорбление.
  5. Толкнув человека, преступник выплачивал 3 монеты, но при условии, что пострадавший имел двух свидетелей. Иностранцы же только клялись, даже их не имея.
  6. Когда челядин скрывался у иностранца больше трёх дней, тот возвращался хозяину и платил три гривны.
  7. Если кто садился на чужого коня не спросив, то платил три монеты.
  8. За кражу коня, оружия или одежды также выплачивалось 3 гривны.
  9. Когда украденную вещь опознавал не её хозяин, то опознавший должен был попросить вора вернуть украденное. Если тот не шёл, то искал поручителя, который пойдёт вместо него в течение 5 дней.
  10. Не отдав долг, человек был обязан судиться с 12 людьми, если же доказывалась вина, то выплачивал долг и к тому ещё 3 монеты.
  11. В случае опознания челядина хозяином, тот должен был идти к его теперешнему хозяину, далее, ко второму, и наконец к третьему, у которого покупался челядин.
  12. Когда холоп ударяет свободного и убегает в дом хозяина, при этом не выдаёт его, то выплачивает за своего раба 12 монеты, а после пострадавший убивает холопа.
  13. А когда кто ломал копьё, щит или одежду, то оплачивал ущерб. Если же виновный хотел купить вещь, то платил столько, сколько потратил на эту вещь хозяин.

Начиная с этой статьи начинается Правда Ярославичей, в ней отменена кровная месть.

Дополнительная информация! Кормлением называлась система содержания княжеских чиновников за счёт местного населения, действовала до XVI в.

  1. Постановление для мостников (строителей мостов или мостовых): если сделают мост, то платить ногату, за городской мост также ногата. Одну ногату брать и за починку.

Ярослав Владимирович Мудрый памятник

Значение Русской Правды

Первый законодательный документ на Руси (написанный русским текстом) утвердил многие преступления и установил за них определённое наказание, в том числе:

Дальнейшее развитие законов Киевской Руси

Скулптура князя Ярослава Мудрого

Правда ещё долго сохраняла своё значение примерно до XV в., а после стала заменяться местными законодательными документами отдельных княжеств периода раздробленности. В XIV и XV в. в Новгороде и Пскове были приняты свои, местные судные грамоты, которые заметно заменили прежний законодательный документ.

Во времена Московской Руси (около XV в.) Русская Правда начинает терять своё значение. Сокращённая её редакция была создана специально под современные условия. Увеличивается единоличная власть, централизация, ярче проглядываются сословные рамки. Судебник 1497 и 1550 годов стали основными сводами законов.

Краткое изложение – вывод

Созданная на основе обычаев, указов князей и христианских законов, Русская Правда Ярослава Мудрого создала прочную на то время судебную систему, которая продолжала действовать на протяжении многих веков. Она установила официальное наказание за совершение преступлений разного рода и поспособствовала развитию русского государства.

Русская Правда - сборник правовых норм Киевской Руси. Первооткрывателем Русской Правды является В.Н.Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию. Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Источники: нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся положения о кровной мести и круговой поруке. Нормы выработанные княжеской судебной практикой многочисленны в РП и связаны с Владимиров и Ярославом (церковные уставы). Византийские источники - Номаканон, превращенный в Кормчую книгу, Эклога, Закон судный людям, Прохирон, Закон градский (9 век), правда Ярославичей, Урок Мостникам, покон вирный.

Система:

1) уголовное право

2) частное право

3) процессуальное право

Редакции: существует 3 основные редакции. Краткая (КП), пространная (ПП), сокращенная (СП).

Древнейшей редакцией (подготовленной не позднее 1054) является КП, состоящая из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей ( ст19-41), Покона вирного (ст 42), Урока мостниов (43).

КП состоит из 2 частей. Первая, включающая 17 статей содержит нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о вознаграждении за порчу чужих вещей. Во второй части содержатся решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов.

Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. И связана с именем Владимира Мономаха, разделялась на суд Ярослава (1-52 ст.) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121). Пространная редакция развивает положения краткой, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха.

Сокращенная редакция появилась в середине 15 века из переработанной Пространной редакции.

Существующие в литературе две противоположные оценки признают РП либо официальным сводом княжеского права действующего на Руси (Погодин, Беляев, Ланге), либо частным сборником юридических обычаев и судебных практик (Сергеевич, Владимирский-Буданов). По мнению Ключевского, РП представляла собой дополнение к Кормчьей книге, а ее тест сформировался в сфере не княжеского, а церковного судопроизводства.

РП: правовое положение населения Древней Руси.

Общество во делится на следующие группы населения:

- свободные (феод. знать - князья; бояре; духовенство: высшие иерархи, приходское монашество; горожане: купцы, ремесленники; свободные общинники)

- феодально зависимое (смерды, закупы).

В Русской правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По её тексту сложно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Есть лишь два юридических критерия: нормы о повышенной (2-ой) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов и огнищан (не все из них являлись феодалами).

Структура феодально господствующего класса древнерусского государства:

1. Князья - бывшие князья союзов племён либо отдельных племён (вскоре этот титул принадлежал только рюриковичам). Доходы у князей - полюдье. В этот период возник великокняжеский домен. РП упоминает о людях князя, которые живут при князе:
а) огнищане (управляющие)
б) тиуны
в) конюхи
г) смерды
д) холопы
Все они принадлежали суду князя.

2. Бояре - потомки великих князей. Их предки - старейшины племени. Богатство связано с землёй. Они управляли городами, волостями, входили в дружину князя (княжьи мужи). До XI в жили при дворе. В XI-XII вв - оседание дружины на землю (князь жалует земли). Дружина делилась на старшую и младшую. Штраф за убийство княжеского мужа - 80 гривен. В XI в огнищане также получают землю и чин. Боярское землевладение возникает вследствие захвата земель и пожалований князя.

3. Духовенство - в 988 г.
а) высшее (чёрное, монашество) - проживало в монастырях.
б) приходское дух-во
С XI в монастыри превращаются в крупные хоз. земли. Вступление при внесении вкладов.

4. Городское (посадское) население: - 40 гривен за убийство гор. граждан. Купечество делилось на гостей (иностранные или иногородние) и местных. Были также ремесленники и поденщики.

5. Смерды-общинники - юридически и экономически независимы, выполнили повинности и уплачивали налоги только в пользу гос-ва. Они обладали определённым имуществом и могли завещать его детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершённые поступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нёс личную и имущественную ответственность. Выступал полноправным участником в судебном процессе. Были, кроме того, и несвободные смерды.
Функции общины:
1. Экономическая - все общинники на праве владения и пользования держали землю.
2. Административно-юридическая организация.
3. Полицейско-судебная организация.
Если на территории общины совершалось убийство, община сама расследовала его. Виновный и его семья пускались на поток и разграбление (конф. имущ-ва). Изгои обращались к князьям, по их решению они передавались в монастыри.

Читайте также: