Заместитель директора по персоналу обязанности кратко
Обновлено: 05.07.2024
должность и освобождается от нее только руководителем предприятия.
1.4. Заместитель директора по управлению персоналом обязан знать:
- нормативные и законодательные правовые акты и методические
материалы, которые касаются вопросов социального развития и труда;
- стратегию развития, цели, бизнес-план, профиль, особенности и специализацию структуры предприятия;
- методы прогнозирования и планирования необходимости в персонале, методы анализа качественного и количественного состава сотрудников;
- систему стандартов по труду, социальных и трудовых нормативов, порядок заключения тарифных соглашений, трудовых договоров и
регулирования трудовых споров;
- законы о труде РФ, экономику, психологию и социологию труда;
- новейшие теории мотивации и управления персоналом;
- системы и формы оплаты труда и его стимулирования;
- методику оценки работников и итогов их труда, новые технологии работы с кадрами, формы и стандарты кадровых документов;
- основы технологии производства, организацию и экономику производства;
- средства коммуникаций, вычислительной техники и связи;
- нормы и правила охраны труда.
1.5. В период отсутствия заместителя директора
предприятия по управлению персоналом (отпуск, командировка, болезнь и пр.)
его обязанности возлагаются на лицо, которое назначается в установленном порядке.
2. Должностные обязанности
Заместитель директора (руководителя) по управлению персоналом:
2.1. Организует управление формированием, развитием и использованием
персонала предприятия на основе реализации трудового
потенциала каждого работника.
2.2. Участвует в разработке бизнес-планов предприятия в
Области обеспечения его трудовыми ресурсами.
2.3. Возглавляет работы по формированию кадровой политики предприятия,
определению ее основных направленностей в соответствии со стратегией развития
предприятия и мер по ее реализации.
2.4. Организует разработку, проведение исследований и реализацию
программ и планов по работе с сотрудниками с целью привлечения и
закрепления на предприятии сотрудников нужных квалификаций и специальностей
на основе применения научных методик
планирования и прогнозирования потребностей в кадрах, с учетом обеспечения
сбалансированности развития производственной и социальной сферы,
рационального использования кадрового потенциала, перспектив его
расширения и развития самостоятельности в современных условиях экономики.
2.5. Организует и координирует разработку мер по повышению
трудовой мотивации работников всех уровней на основе реализации гибкой
политики материального стимулирования, повышения престижности о содержательности труда, улучшения его условий, укрепления дисциплины труда.
рационализации штатов и структур.
2.6. Проводит работы, связанные с подготовкой и формированием резерва кадров с целью последующего выдвижения на руководящие должности на основе
создания системы непрерывной подготовки персонала и политики планирования
2.7. Определяет основные направления работ по управлению социальными
процессами на предприятии, формированию благоприятного
социально-психологического климата в коллективе,
созданию социальных гарантий, стимулированию и
развитию форм участия работников в управлении производством, созданию условий для утверждения здорового образа жизни, повышения содержательности использования свободного времени работников с целью улучшения их трудоспособности.
2.8. Проверяет соблюдение норм законодательства о труде в
работе с персоналом, дает консультации руководству предприятия, руководителям подразделений по вопросам, которые связаны с персоналом.
2.9. Обеспечивает координацию и организацию проведения исследований
по созданию нормативно-методической базы управления персоналом, изучению
и обобщению передового опыта в области организации и нормирования труда,
оценки персонала, профориентации и профотбора, внедрение
нормативных и методических разработок в практику.
2.10. Обеспечивает своевременное
предоставление аналитических материалов по кадровым и социальным вопросам
на предприятии, их периодическую подготовку, выявление
возникающих вопросов и подготовку возможных вариантов их решения, составление прогнозов по развитию персонала.
2.11. Осуществляет методическое координацию и методическое руководство
деятельности структурных подразделений предприятия, которые осуществляют
управление персоналом. Организует составление отчетности и проведение необходимого учета.
2.12. Обеспечивает стабильное совершенствование процессов управления
персоналом предприятия на основе внедрения социально-психологических и социально-экономических методов управления, передовых технологий
работы с кадрами, стандартизации и унификации кадровой документации, создания и ведения банка данных по персоналу, применения средств
коммуникаций, вычислительной техники и связи.
Заместитель директора по управлению персоналом имеет
3.1. Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с
органами государственной власти, организациями и остальными структурными
подразделениями предприятия по вопросам управления персоналом.
3.2. Получать от руководителей структурных подразделений предприятия
информацию, которая связана непосредственно с управлением персоналом, а также производить проверки деятельности структурных подразделений по вопросам
3.3. Представлять предложения по улучшению
деятельности организации в вопросах управления персоналом на рассмотрение директора.
3.4. Давать распоряжения, визировать и подписывать документацию,
вести переписку со структурными подразделениями
предприятия по вопросам управления персоналом.
4. Ответственность
Заместитель директора (руководителя) по управлению персоналом несет
4.1. За совершенные в период осуществления своей деятельности
правонарушения - в пределах, которые определены гражданским, административным и
уголовным законодательством России.
4.2. За нанесение материального ущерба, за недолжное исполнение, либо неисполнение своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством России.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
1. Заместитель директора по управлению персоналом относится к категории руководителей.
2. На должность заместителя директора по управлению персоналом назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности на руководящих и других должностях по управлению персоналом не менее 5 лет.
3. Назначение на должность заместителя директора по управлению персоналом и освобождение от нее производится приказом директора предприятия.
4. Заместитель директора по управлению персоналом должен знать:
4.1. Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы, касающиеся вопросов труда и социального развития.
4.2. Цели, стратегию развития и бизнес-план предприятия.
4.3. Методику планирования и прогнозирования потребности в персонале.
4.4. Методы анализа количественного и качественного состава работающих.
4.5. Систему стандартов по труду, трудовых и социальных нормативов.
4.6. Порядок заключения трудовых договоров, тарифных соглашений и регулирования трудовых споров.
4.7. Трудовое законодательство.
4.8. Экономику, социологию и психологию труда.
4.9. Современные теории управления персоналом и его мотивации.
4.10. Формы и системы оплаты труда, его стимулирования.
4.11. Методы оценки работников и результатов их труда.
4.12. Передовые технологии кадровой работы.
4.13. Стандарты и унифицированные формы кадровой документации.
4.14. Основы технологии производства.
4.15. Экономику и организацию производства.
4.16. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
4.17. Правила и нормы охраны труда.
5. Заместитель директора по управлению персоналом подчиняется непосредственно директору предприятия.
II. Должностные обязанности
Заместитель директора по управлению персоналом:
1. Организует управление формированием, использованием и развитием персонала предприятия на основе максимальной реализации трудового потенциала каждого работника.
2. Возглавляет работу по формированию кадровой политики, определению ее основных направлений в соответствии со стратегией развития предприятий и мер по ее реализации.
3. Принимает участие в разработке бизнес-планов предприятия в части обеспечения его трудовыми ресурсами.
4. Организует проведение исследований, разработку и реализацию комплекса планов и программ по работе с персоналом с целью привлечения и закрепления на предприятии работников требуемых специальностей и квалификации на основе применения научных методов прогнозирования и планирования потребности в кадрах, с учетом обеспечения сбалансированности развития производственной и социальной сферы, рационального использования кадрового потенциала с учетом перспектив его развития и расширения самостоятельности в новых экономических условиях.
5. Проводит работу по формированию и подготовке резерва кадров для выдвижения на руководящие должности на основе политики планирования карьеры, создания системы непрерывной подготовки персонала.
6. Организует и координирует разработку комплекса мер по повышению трудовой мотивации работников всех категорий на основе реализации гибкой политики материального стимулирования, улучшения условий труда, повышения его содержательности и престижности, рационализации структур и штатов, укрепления дисциплины труда.
7. Определяет направления работы по управлению социальными процессами на предприятии, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, стимулированию и развитию форм участия работников в управлении производством, созданию социальных гарантий, условий для утверждения здорового образа жизни, повышения содержательности использования свободного времени трудящихся в целях повышения их трудовой отдачи.
8. Обеспечивает организацию и координацию проведения исследований по созданию нормативно-методической базы управления персоналом, изучению и обобщению передового опыта в области нормирования и организации труда, оценки персонала, профотбора и профориентации, внедрение методических и нормативных разработок в практику.
9. Контролирует соблюдение норм трудового законодательства в работе с персоналом.
10. Консультирует вышестоящее руководство, а также руководителей подразделений по всем вопросам, связанным с персоналом.
11. Обеспечивает периодическую подготовку и своевременное предоставление аналитических материалов по социальным и кадровым вопросам на предприятии, составление прогнозов развития персонала, выявление возникающих проблем и подготовку возможных вариантов их решения.
12. Обеспечивает постоянное совершенствование процессов управления персоналом предприятия на основе внедрения социально-экономических и социально-психологических методов управления, передовых технологий кадровой работы, создания и ведения банка данных персонала, стандартизации и унификации кадровой документации, применения средств вычислительной техники, коммуникаций и связи. осуществляет методическое руководство и координацию деятельности структурных подразделений предприятия, обеспечивающих управление персоналом.
13. Организует проведение необходимого учета и составления отчетности.
Заместитель директора по управлению персоналом имеет право:
1. Действовать от имени предприятия, представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия, организациями и органами государственной власти по вопросам формирования, использования и развития персонала предприятия.
2. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений предприятия и специалистов необходимую информацию.
3. Участвовать в подготовке проектов приказов, указаний, положений, инструкций и других документов, связанных с вопросами формирования, использования и развития персонала предприятия.
4. Давать руководителям структурных подразделений предприятия указания, по вопросам, связанным с персоналом.
5. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями предприятия а также иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.
6. Вносить предложения директору предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц по результатам проверок.
IV. Ответственность
Заместитель директора по управлению персонало несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Директор по персоналу — общее название одной из важнейших специализаций в компании. В ваши обязанности будет входить организация подбора работников, их обучение, аналитика рынка труда, контроль эффективности работы всего персонала в целом и отдельных специалистов. Плюс развитие HR-бренда и маркетинг для привлечения в компанию ценных кадров. В этой статье рассказываем, чем занимается директор по персоналу — берите этот чек-лист и подтягивайте недостающие навыки.
HR-стратегия
В обязанности директора по персоналу входит создание комплексной стратегии развития бренда с точки зрения человеческих ресурсов. Если в компании такого документа еще нет, придется сначала провести аудит по всем направлениям HR, заняться аналитикой имеющихся результатов и затем сформировать стратегию.
При составлении стратегии HR стоит учитывать не только внутренние процессы и ресурсы компании, но и влияние социально-экономической среды. На этом этапе директор по HR работает в плотном контакте с исполнительным директором и руководителем направления маркетинга — нужно понимать, как строятся
бизнес-процессы в компании и насколько активно предприятие занимается продвижением.
KPI для HR
При разработке стратегии уделяют особое внимание ключевым показателям HR-работы для отслеживания эффективности отдела. В функции директора по персоналу входит контроль сотрудников и всех процессов, связанных с человеческими ресурсами в компании.
- Коэффициент продуктивности персонала — метрика, которая показывает, насколько эффективно работают специалисты, привлеченные HR.
- Индекс удовлетворенности — исследуется с помощью анонимных опросов. Влияет на уровень текучести персонала.
- Индекс инноваций сотрудников — как часто специалисты предлагают новые решения, какой процент внедряемости инициатив.
- Качество и количество роста — насколько эффективно действует система грейдов, разработанная отделом HR.
- Доля ФОТ — эффективность расходов на персонал в соотношении с оборотом или доходом компании.
- Качество HR — показатель, который рассчитывается из опросов руководителей других отделов. Демонстрирует, насколько привлекаемые кадры соответствуют потребностям бизнеса.
- Коэффициент текучести — метрика, показывающая процент ухода сотрудников после найма в течение 90 или 365 дней.
Важных метрик, которые следует отслеживать в HR, несколько десятков. Внедрять KPI следует с учетом стратегии компании. Например, основатель Академии инноваций в HR Эрик ван Вульпен считает, что если цель компании — экономия, то главным KPI директор по персоналу должен ставить снижение стоимости найма. Если же задача — рост и развитие, то следует акцентироваться на инновациях и обучении.
ИТ-технологии
Ручная обработка анкет уходит в прошлое, рекрутеров линейного уровня уже заменяют роботами. Более того, последний тренд в HR — использование нейросетей и искусственного интеллекта. Например, Сбербанк в пилотном варианте запустил ИИ, который предсказывает, как быстро кандидат уволится из компании. Так банк планирует сокращать расходы, вызванные текучестью кадров.
В компетенции современного директора по персоналу сейчас входят навыки автоматизации процессов в HR, отбор необходимого программного обеспечения и создание технического задания для внедрения сетей и сервисов специалистами ИТ-подразделения.
Привлечение новых кадров
В должностной инструкции директора по персоналу чаще всего значится ключевая обязанность — привлечение эффективных и мотивированных сотрудников. Чтобы решить эту задачу, используется сразу несколько инструментов.
Создание HR-бренда — маркетинговый инструмент, который продвигает вашу компанию как работодателя. Здесь поможет тесное взаимодействие с отделом маркетинга. Хорошо работают материалы, размещенные в тех СМИ, которые читают ваши потенциальные сотрудники. Могут быть интересны профильные конференции и встречи. Если вы занимаетесь массовым подбором сотрудников на линейные должности, пригодятся интернет-активности и вирусная реклама.
Бюджетирование и документооборот
- Классификация персонала, нормирование труда.
- Формирование бюджета оплаты труда, бюджета на подбор и адаптацию персонала, обучение и развитие.
- Анализ и обоснование расходов, защита проекта бюджета.
- Создание правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате, положения о защите персональных данных.
- Формирование штатного расписания и графика отпусков.
- Создание системы работы отдела персонала — работа с трудовыми книжками, приказами, материалами по охране труда, табелями и личными карточками.
- Разработка вместе с юристами коллективного договора, договора ГПХ, договора с самозанятыми.
- Формирование системы дисциплинарных взысканий и должностных инструкций.
Дополнительно нужно наладить систему мониторинга новшеств в законодательных актах и приказах Роструда. Директор по персоналу также занимается проверками Трудинспекции — в задачи входит подготовка к проверкам, изучение процессуального порядка работы инспекторов.
Разработка системы обучения и критериев оценки персонала
Чтобы сотрудники были мотивированы, нужно создать прозрачную систему критериев оценки. Кроме этого, люди должны понимать, какие у них есть перспективы в организации, какие навыки им необходимо повысить для продвижения по службе и получения материальных или нематериальных преференций.
В крупной компании руководитель департамента HR создает систему грейдов. В компании поменьше пригодятся карты компетенций для основных позиций.
Адаптивность и гибкость
Особенность работы директором по персоналу — умение быть гибким и быстро адаптироваться к изменениям среды. Например, сейчас придется учиться работать с поколениями Y (1985-2002 г.р.) и Z (2003 — … г.р.) — нужно создавать системы оценки и вовлечения персонала, которые будут учитывать особенности мотивации этих групп людей.
Lifelong learning
Мы пишем о концепции постоянного обучения уже не первый раз — это навык, который просто необходим любому руководителю в современной информационной среде. Постоянное обучение и развитие становится принципом работы топ-менеджера: образование никогда не должно заканчиваться, тем более, если вы хотите добиться успехов в работе и жизни.
Известны несколько эффективных подходов к обучению:
Отслеживание актуальной практической информации в вашей сфере — для директора по персоналу это будет изучение нормативной документации и исследований по теме HR от крупных компаний.
Профессиональный нетворкинг — встречи, круглые столы, бизнес-завтраки в профильных сообществах. Задача — обмениваться находками и интересными практиками с коллегами.
Посещение конференций и выступление на них — здесь два плюса сразу. Слушатель на деловых конференциях получает массу актуальных знаний от практиков, если правильно выберет мероприятие. Спикер же во время подготовки к выступлению переработает массу источников по теме, упорядочит и отсортирует собственные знания по теме доклада.
Комплексные курсы по профессии. Прохождение таких образовательных сеансов полезно по нескольким причинам — это и системные знания, и общение с практиками. Плюс полезные знакомства на уровне топ-менеджеров крупных компаний. Если вы только готовитесь к повышению, прохождение курса может стать способом получить интересное предложение о работе.
Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!
Виртуальный хостинг
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.
Выделенные серверы
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Читайте также: